paradisemc.ru

Мастер-класс "активные формы работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию". Работа с родителями младших школьников по духовно-нравственному воспитанию

Работа с родителями младших школьников

по духовно-нравственному воспитанию

Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе. Проанализировав свой опыт, могу отметить, что в моей работе есть две крепкие опоры, без которых ничего не получилось бы. Во-первых, это глубокие, прекрасные традиции нашей школы и класса. Второй опорой для меня всегда были родители учеников.

Большое значение в жизни детского коллектива имеют традиции. Особо хочется подчеркнуть, что традиции жизни в детском коллективе начинают формироваться именно в начальной школе. Желание педагога развивать традиции детского коллектива, последовательно их использовать в своей работе приводит к тому, что под влиянием традиций у учащихся формируются положительные привычки, ответственное отношение к порученному делу, окружающим людям, самому себе.

Начиная с первых дней работы с младшими школьниками, я знакомлю учащихся с теми традициями, которые живут в нашей школе. И родители моих учеников тоже не остаются в стороне. Формирование классных традиций становится и их делом. А начиналось всё с первого родительского собрания, которое было не таким обычным, как принято. Круглый стол из парт был накрыт к вечернему чаю. Все сразу были вовлечены в совместную творческую работу по формированию классных традиций. К ним отнесли:

«Праздник рождения класса»;

Поздравление каждого ученика с днём рождения;

Праздник осени.

Совместная подготовка и проведение новогоднего праздника,

Экскурсии и прогулки (в конце учебного года);

Творческий отчет в конце учебного года.

Отчет проходит под девизом: «Мы переходим в …. класс», проходит также совместно с родителями, цель – осознание своей индивидуальности, одаренности, формирование коммуникативных навыков, создание условий для раскрытия творческого потенциала детей.

Весело проходит конкурс «А ну-ка, девочки!», где девочки класса соревновались со своими мамами, а лучших выбирало жюри, состоящее из мальчиков! Кто хорошо работает, тот хорошо отдыхает. Эту истину подтвердила ещё одна наша традиция – проведение экскурсий и прогулок в конце учебного года.Это совместные выезды в бассейн, экскурсии в зоопарк, дельфинарий, музей, кинотеатр.

Согласитесь, что мы чего–то и не помним через годы, но свои первые школьные шаги – помнит каждый! Мои ученики непременно будут вспоминать добрые традиции своего класса. Эти традиции и есть то разумное, доброе, вечное, о чём в народе принято говорить: « Что посеешь, то и пожнёшь!»

МБДОУ д/с №23 «Берёзка» с. Красное

Консультация для родителей:

«Формы работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию».

Воспитатель: Городнова И.А.

В душе и сердце Ребенка должны быть

поселены светлые образы,

мысли и мечтания – чувство прекрасного,

стремление к самопознанию и саморазвитию;

ответственность за свои мысли;

устремленность к благу; мужество и бесстрашие,

чувство заботы и сострадания, радости и восхищения,

сознание жизни, смерти и бессмертия…

Ш. А. Амонашвили

Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле. Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека. Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи: через т.н. «половое просвещение» у детей формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.

Основные задачи работы педагогов
по духовно–нравственному воспитанию детей
:

1. Воспитывать уважение к нравственным нормам морали. Учить различать добро и зло, быть в состоянии творить добро. Пресекать (в разных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка.
2. Создать условия для воспитания целостной картины мира.
3. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
4. Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.
5. Развивать музыкальную культуру, приобщать к хоровому пению, классической, духовной и народной музыке.
6. Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию, укреплению воли и выносливости.
7. Прививать трудовые навыки, учить выполнять простые бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.
8. Ориентировать семью на духовно–нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада).

Содержание и формы работы следующие :

1. Занятия по познавательному развитию на тему духовно–нравственного воспитания детей. С целью воспитания у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу, краю, стране;
2. Экскурсии, целевые прогулки по родному селу и городу.

3. Знакомство детей с символами: гербом, флагом, гимном.
4. Тематические вечера досуга эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).

5. Формирование бережного отношения к природе и всему живому.

6. Воспитание уважения к труду.
7. Беседы с детьми о правилах поведения.
8. Слушание духовной музыки, колокольных звонов, колыбельных песен, знакомство с творчеством и биографией русских композиторов.
9. Этические беседы. (В.И. Петрова, Т.Д. Стульник «Этические беседы с дошкольниками» соответствует ФГОС)
10. Встречи с семьями (рассказы о семейных традициях, реликвиях, оформление наглядно–иллюстративного материала «Моя семья»). Совместные творческие работы детей и родителей.
11. Чтение художественной литературы по духовно–нравственной тематике.
12. Посещение музея, библиотеки с целью знакомства с духовными ценностями и историей Отечества.
13. Выставки фотоматериалов, семейных стенгазет, совместных творческих работ детей и родителей.
14. Проведение совместных с родителями праздников.

15. Развитие чувства ответственности и гордости за достижения земляков.

16. Развитие интереса к традициям и промыслам.

В духовно – нравственном воспитании должно прослеживается

несколько направлений работы:

1. Духовно-образовательное (непрерывный образовательный процесс, беседы, устные поучения).

2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии, походы).

3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр фильмов).

4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).

Для реализации работы можно использовать следующие методы:

наглядный, словесный, практический.

Наглядный метод используется во время: чтения педагогом рассказов; наблюдений; показа сказок (педагогом, детьми); рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов; проведения дидактических игр; экскурсий по городу, целевых прогулок.

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе: чтения литературных произведений воспитателем; бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя; ответов на вопросы педагога, детей; проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.); сообщения дополнительного материала воспитателем; загадывания загадок; рассматривания наглядного материала; рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок; разбора житейских ситуаций; проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров; чтения литературных произведений родителями.

Практический метод используется, когда необходимо: организовывать продуктивную деятельность; провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.); оформить коллекцию для занятия; сшить кукол к сказкам; организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины; провести экскурсии различной направленности; организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников; изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы. Работая по направлению духовно–нравственного воспитания дошкольников, мы помогаем детям найти гармонию во взаимоотношениях с другими людьми, формируем умение понять другого человека, принять его таким, какой он есть, учим жить в согласии с собой и совестью, развиваем чувство собственного достоинства.

Приложение 1.

Примерная программа по духовно – нравственному развитию

(Феоктистова Т. Г., Шитякова Н. П.)

1.Тема. Имя

Основная идея темы : человек должен дорожить своим именем, потому что его имя прославили другие люди своей жизнью, поступками, делами.

Значение пословицы «Хорошо там и тут, где по имени зовут». Как выбирают имя ребенку. День имени – именины. Как празднуют именины.

Имя человека – его слава и достоинство. Святые и известные люди, которые прославили свои имена в истории (например, Архангел Михаил победил зло, полководец Михаил Кутузов победил врага).

Ключевые слова : имя, именины, ласковое обращение по имени (например, Леночка, Ленок, Ленуся и т.п.).

Практический материал для работы в детском саду: ресурсный круг «Мое имя»; игра-упражнение «Подбери ласковые имена для друга»; составление рассказа о своем имени; рассматривание икон святых, наиболее почитаемых на Руси.

Практический материал для работы дома: узнать вместе с ребенком значение имени, которое он носит; обсудить соответствие характера, поведения ребенка его имени; рассказать о жизни близкого человека, известных в истории или культуре людей, имя которых носит ребенок.

Литературный ряд для занятий в детском саду: А. Барто «Имя и фамилия», Б. Житков «Как меня назвали», В. Сухомлинский «Какой след должен оставить каждый человек на земле».

Литературный ряд для домашнего чтения: Жития святых в рассказах для детей, Р. Сеф «Имя у тебя одно», Г. Юдин «Рыжий город»

Зрительный ряд: именные иконы, портреты наиболее известных в истории и культуре России людей.

2.Тема. Семья

Основная идея : семья – это остров любви, терпения, послушания, спасения.

Значение пословицы «Кто родителей почитает, тот во веки не погибает». Основные правила почитания и уважения старших. Что разрушает семью (ссора, непослушание, неправильные поступки, обиды, лень). Что созидает семью (любовь, терпение, уважение, взаимопомощь, нежность). Образы родных (родители Серафима Саровского, няня А.С. Пушкина - Арина Родионовна).

Ключевые слова : семья, родные, мама, папа, дедушка, бабушка, братья, сестры.

Практический материал для работы в детском саду: беседы о жизни, добрых делах бабушек, дедушек; игра «Быт моей семьи»; закрепление правила почитания и уважения старших; тематический вечер «Моя семья».

Практический материал для работы дома: рассмотреть семейный альбом, рассказать о жизни и добрых делах бабушек, дедушек и др. родных; рассказать о семейных реликвиях и традициях; составить родовое дерево.

Литературный ряд для занятий в детском саду: Д. Габе «Моя семья», В. Сухомлинский «Все добрые люди – одна семья», «Бабушка отдыхает», «Именинный обед», Б. Ганаго «Они забыли».

Литературный ряд для домашнего чтения: Б. Алмазов «Горбушка», А. Майков «Мать и дети», В. Дьяченко «Чему учат детей пчелы», «Великодушная дочь».

Зрительный ряд: семейные фотографии.

3.Тема. Слово

Основная идея : доброе слово и горе побеждает, и от беды спасает, а злое слово разрушает и боль причиняет.

Ключевые слова : спасибо, пожалуйста, будьте добры, родная, добрая, славная, прости, извини, спаси и помилуй.

Практический материал для работы в детском саду: ресурсный круг «Я дарю слово», упражнения «Комплимент», «Подари слово другу», «Подари слово любимой игрушке», игры «Волшебный стул», «Поляна добра», работа с куклой, обсуждение проблемных ситуаций.

Практический материал для работы дома: создать копилку добрых ласковых слов; приучать всех членов семьи использовать добрые ласковые слова каждый день.

Литературный ряд для занятий в детском саду: В.А. Сухомлинской «Петушок-братик, добрый день», «Скажи человеку «здравствуйте», «Красивые слова и красивые дела», «Для чего говорят «спасибо», «Доброго здоровья, дедушка».

Литературный ряд для домашнего чтения: П. Поляков «Дар слова», «Не торопись языком своим», Б. Ганаго «Коварные слова», «Исчезло слово», «Спасительные слова», «Жестокие опыты», «Дух и слово».

Зрительный ряд: видеофильм А. Владимирова «Волшебные слова».

4.Тема. Совесть

Основная идея : совесть живет в нас, она подсказывает нам, как поступить в трудной ситуации, как сделать сердце чистым.

Значение пословицы «Глаза – мера, душа – вера, а совесть – порука».

Ключевые слова : совесть, совет, весть, чистое сердце.

Практический материал для работы в детском саду: постоянно советоваться со своей совестью: «а хорошо ли то, что я делаю?», рассмотреть примеры совестливых добрых поступков детей.

Практический материал для работы дома: обсудить примеры поведения и поступков близких людей.

Литературный ряд для занятий в детском саду: В.Г. Дьяченко «Рассказы для детей», В.А. Сухомлинский «Стеклянный человечек», «Красивое и уродливое», «Не забывай про родник», «Заболел врач».

Литературный ряд для домашнего чтения: В.Г. Дьяченко «Рассказы для детей», К.Д. Ушинский «Брат и сестра», Д. Пантелеев «Честное слово».

5.Тема. Благодарность и недовольство

Основная идея : за все, что с нами происходит, нужно благодарить.

Значение пословиц «Дружбу помни, а зло забывай», «За добро злом не платят». Люди не всегда бывают добрыми, совершают ошибки. Надо понять это и учиться прощать, не оставлять злобу в сердце.

Ключевые слова : спасибо, благодарю, здравствуйте, прощаю, жалею.

Практический материал для работы в детском саду: игра «Собери цветы благодарности», изготовление подарков для малышей; тренинг «Я благодарю».

Практический материал для работы дома: приучать детей благодарить за всякое доброе дело, услугу, за то, что для нас сделали, сделать своими руками подарки для близких людей.

Литературный ряд для занятий в детском саду: В.А. Сухомлинский «Трудно быть человеком», «Для чего говорят «спасибо», «Неблагодарность», «Скажи человеку «здравствуй», «Красивые слова и красивые дела».

Литературный ряд для домашнего чтения: Б. Ганаго «Бриллиантовые слезы», В. Осеева «Навестила», П. Поляков «Две дороги», «Радость».

6.Тема. Добро и зло

Основная идея : добро созидает, а зло разрушает. Все, что мы делаем, возвращается к нам и к близким нам людям. Ответив злом на зло, мы разрушаем мир в душе, в мыслях, чувствах.

Значение пословицы «Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром».

Ключевые слова : добро, добрый, доброта, доброжелательность.

Практический материал для работы в детском саду: обсуждение житейских ситуаций; тест-шутка; кукольный театр с Петрушкой; игра «Острова», «Следы жизни».

Практический материал для работы дома: постоянно упражнять детей в совершении добрых дел, подсказывая, напоминая, давая поручения.

Литературный ряд для детского сада: Э. Мошковская «Кто самый добрый», «Каждый свое получил» (эстонская народная сказка), К.Г. Паустовский «Теплый хлеб», Е. Пермяк «Самое страшное».

Литературный ряд для домашнего чтения: детская Библия, В. Маяковский «Что такое хорошо, и что такое плохо», Т.А. Гофман «Тайна», А. Барто «Вовка – добрая душа», С.Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое».

7.Тема. Щедрость и жадность

Основная идея : проявляя щедрость, мы делаем благо для других и для себя, т.к. приобретаем радость в душе, любовь, доброту. От жадности можно избавиться, если отдавать, не считая, не думая о сделанном добре.

Значение русской пословицы «Не хвались серебром, хвались добром».

Ключевые слова : радость, благодарность, щедрость, дар.

Практический материал для работы в детском саду: круг пожеланий и благодарения по теме «Щедрость»; обсуждение житейских ситуаций; игра «Светофор»; кукольный театр; тест-шутка.

Практический материал для работы дома: приучать себя делиться с другими тем, что имеешь.

Литературный ряд для детского сада: В.А. Сухомлинский «Жадный мальчик», «Котлетка как камень», «Металлический рубль», А. Гребенщиков «Азбука мудрости».

Литературный ряд для домашнего чтения: В. Печерский-Мельников «Сиротка Груня», В. Дорофеев «Жадная собака», «Бедные богатые» (японская сказка), «Кто добрее» (курдская притча), «Нищий и счастье» (арабская сказка).

8.Тема. Правда и ложь

Основная идея: от лжи человек страдает, мучается, болеет, у него изменяется настроение; правда освящает жизнь человека, очищает его от грязи, освобождает от зла.

Значение пословицы : «Правда любит свет, а ложь тьму».

Ключевые слова : честность, правдивость, притворство, обман, ложь.

Практический материал для работы в детском саду: решение проблемных ситуаций; работа с куклой (Баба Яга в гостях); кукольный театр «Врунишка»; игра «Острова»; тест-шутка; круг пожеланий и благодарения «От сердца к сердцу».

Практический материал для работы дома: приучать детей не обманывать, выполнять данное обещание.

Литературный ряд для детского сада: В.А. Сухомлинский «Даже цветы покраснели от стыда», «Как мальчики съели мед», «Почему Сереже стало стыдно», «Я больше не буду».

Литературный ряд для домашнего чтения: Л. Толстой «Лгун», «Корова», «Косточка», В. Носов «Карасик», В. Осеева «Что легче».

9.Тема: Зависть и доброжелательность

Основная идея : будь доволен тем, что имеешь; зависть приносит вред человеку, разъедает его душу, как ржавчина разъедает железо.

Значение пословицы: «Завидущи глаза не знают стыда».

Ключевые слова и фразы: я радуюсь за тебя, я огорчаюсь за тебя, я доволен твоим успехом, я радуюсь твоему хорошему настроению.

Практический материал для работы в детском саду: ресурсный круг «Я радуюсь, когда…»; обсуждение житейских ситуаций; игра «Волшебный стул»; тест-шутка; настольная печатная игра «Не завидуй».

Литературный ряд для детского сада: Ц. Витекам «Зависть – серая с желтыми пятнами», В. Сухомлинский «Трудно быть человеком».

10.Тема. Послушание и упрямство.

Основная идея : делай не то, что хочешь, а делай то, что нужно.

Значение пословицы «Кто кого любит, тот того и слушает».

Ключевые слова и фразы : послушный, упрямый, совет, послушай.

Практический материал для работы в детском саду: игры «4 стихии», «Глухой телефон», «Выполни команду»; решение проблемных ситуаций; игры-этюды; тест-шутка.

Практический материал для работы дома: упражнять в правилах послушания: «делай не то, что хочешь, а делай то, что нужно»; приучать выполнять просьбы, поручения.

Литературный ряд для детского сада: В.А. Сухомлинский «Кому идти за дровами», А. Каралийчев «Непослушные дети», В. Белов «Ручеек», Н. Артюхова «Трудный вечер», П. Поляков «О послушании».

Литературный ряд для домашнего чтения: Б. Ганаго «Дочь», «Назови отцом», В.Г. Дьяченко «Ведь это моя маленькая сестра», «Чему учат детей пчелы».

Зрительный ряд: видеофильм А. Владимирова «О луне».

11.Тема. Трудолюбие и лень

Основная идея : человек любит трудиться (прилагать усилия), чтобы проверить себя, свои силы; испытать радость от полученного результата.

Значение пословиц ы "Делу – время, потехе – час".

Ключевые слова и фразы : без труда нет добра, терпение и труд все перетрут.

Практический материал для работы в детском саду: игра: «Я умею делать сам»; разработка модели трудовых обязанностей (для уголка природы, дежурств); изготовление игр, игрушек для малышей; тест-шутка.

Практический материал для работы дома: предоставить выбор ребенку в выполнении основных домашних обязанностей и проследить за их исполнением; участвовать в совместном посильном труде (работа в саду, на огороде и др.).

Литературный ряд для детского сада: В.А. Сухомлинский «Каждый человек должен», В. Осеева «Своими руками», В. Мусатов «Как хлеб на стол пришел», В. Осеева «Сыновья», П. Поляков «О трудолюбии», И. Рутенин «Три сестрицы».

Литературный ряд для домашнего чтения: В. Сухомлинский «Счастье и труд», «Пекарь и портной», «Правильно думай о труде», Житие Сергия Радонежского.

Зрительный ряд: М. Нестеров «Труды Преподобного Сергия».

12.Тема. Милосердие и жестокость

Основная идея : сердце может быть милым, умеющим любить и жестоким, не чувствующим сострадания и любви.

Ключевые слова и фразы : милосердие, равнодушие, утешить, пожалеть, позаботиться, я тебе сочувствую, мне жаль тебя.

Практический материал для работы в детском саду: обсуждение житейских ситуаций; игры «Я тебя люблю», «Волшебный стул», «Поляна добра»; изготовление подарков для малышей; тест-шутка.

Практический материал для работы дома: показать примеры помощи, жалости, сострадания близких нам людей; рассмотреть семейный альбом; приучать быть сострадательными и внимательными к своим близким; оказать помощь нуждающимся (книги, вещи, игрушки др.).

Литературный ряд для детского сада: В.А. Сухомлинский «Ненаглядный сынок», «Лесной домик», «Красивые слова и красивые дела»; Библия («Притча о милосердном самаритянине»), Л. Стрелкова «Пора, пора, порадуемся», П. Поляков «Утешение», «Блаженны милостивые».

Литературный ряд для домашнего чтения: Ф.М. Достоевский «Дорогая копеечка», З. Тонелиус «Три ржаных колоска», Е. Кошевая «Мой сын», И. Рутенин «Премудрый царь», «Два дара» (народная сказка).

Зрительный ряд: видеофильм А. Владимирова «О горлице и змее».

Цель:

Материалы: плоскостные изображения (дерево, трава, листочки) пословицы, поговорки, лист А3 с изображением ребенка

Ход мероприятия психолога для родителей

Добрый день уважаемые родители! Приятно видеть вас! Нас объединяет важное общее дело - воспитание детей. Именно это является главным вопросом нашего мероприятия. Уверена, что наша встреча состоится в атмосфере хорошего настроения и взаимопонимания.

Сообщить тему и цель встречи и предложить присутствующим записать на стикерах в форме веточек (до дерева) свои надежды и ожидания от встречи и прикрепить к дереву,

Упражнение «Ожидание»

Упражнение «Трава»

Записать мысли и ассоциации, возникающие, когда слышим слова «Родительская любовь».

Информационное сообщение

Детская душа - это не сумерки, а свет - яркий, чистый и очень красивый. Взрослые должны делать все для того, чтобы оно наполняло счастьем всю нашу жизнь.

Корни каждой личности лежит в детстве, и в первую очередь в семье. Именно в семье устанавливают первые связи человека с миром, утверждается доверие к нему, создается лучшая возможность обеспечить гармонию в системе «ребенок - окружающий мир - ребенок», раскрыть способности личности. Малыш развивается по законам природы, которые сказываются на его поведении и разнообразной деятельности. Семья формирует определенный образ жизни. Один из важных факторов, мотивирующих развитие ребенка в дошкольные годы, - желание подражать старшим, стремление повзрослеть. Поэтому подражание, прежде всего близким людям, и является основным механизмом учения в этот период. К сожалению, взрослые забывают уроки собственного детства.

Ребенок рождается потенциально хорошим, требует защищенности, тепла, любви. Эти потребности пробуждаются и раскрываются в общении в условиях безграничной родительской любви.

Родители вводят сына или дочь в мир своей любовью. Именно из-за отношения с ними, проникнутыми лаской и нежностью, ребенок осознает свою защищенность, убеждается, что его любят, заботятся о нем.

К сожалению, мы уделяем недостаточное внимание этому этапу созревания личности, недооцениваем его значение для создания почвы, в которую нужно засевать зерна духовного роста.

Не стоит надеяться, что ребенок сам поймет основы добра, если живет в культурной семье. Этой способностью от природы наделены лишь единицы, а большинству детей нужна эмоциональная наука. Это и есть семейная школа воспитания, где детей учат уважать, любить не только на словах, но и осуществляя конкретные поступки.

Воспитание нравственных чувств, формирование нравственных представлений, привычек и мотивов поведения осуществляется в единстве, что и обеспечивает нравственное воспитание детей дошкольного возраста .

Нравственные качества важны для формирования пространства внешней жизни дошкольника, для полноценной реализации себя как индивидуальности и социального существа. Это самостоятельность, трудолюбие, ответственность, честность, правдивость, искренность, отзывчивость, общительность, самообладание, смелость, справедливость, толерантность, гражданственность, патриотизм...

Так что совет первый. Дорогие родители! Любите детей не слепой, а мудрой любовью. Никогда не говорите, что вам некогда воспитывать ребенка. Это значит сказать: «Мне некогда любить».

Теперь найдем похожие идеи в русских народных пословицах и поговорках.

К чему ребёнка приучишь, то от него и получишь.

Выкормил змейку на свою шейку.

Чему Ваня не научился, того Иван не выучит.

Как постелешь - так и поспишь.

Что посеешь - то и пожнешь.

Гни дерево, пока гнется, учи дитя, пока слушается.

Мозговой штурм

Продолжите фразу «Мой ребенок....»

Родители связывают эту фразу с чертами характера своего ребенка и письменно продолжают ее в различных вариантах (например «Мой ребенок опрятный», «Мой ребенок невнимательный»)

Черты, которые Вас устраивают

Черты, которые Вы хотели бы изменить.

Мы всегда хотим, чтобы наши дети были умными, добрыми, в будущем состоялись как личности. Каждый ребенок уникален, в нем есть то, что нам нравится и что бы мы хотели изменить.

Проблемная ситуация «Супермаркет»

Представьте, что вы находитесь в современном супермаркете. В нем три этажа. На первом - товары с браком, на втором - среднего качества и цены, на третьем - лучшие, качественные, добротные, шикарные вещи.

На какой этаж вы пойдете покупать вещи? (Ответы родителей)

Когда у нас рождаются дети, мы всегда хотим, чтобы они соответствовали товарам «третьего класса» - были умными, добрыми, и т.д.

Возможно мы мечтаем, чтобы дети воплотили в жизнь наши несбывшиеся мечты. Но в жизни так не бывает. Каждый ребенок уникален. У него есть что-то от первого, второго и третьего этажей. И ваш ребенок - не исключение. Вы убедились в этом. В нем есть то, что вам нравится, и то, что бы вы хотели изменить.

Совет второй: любите своего ребенка таким какой он есть, с его положительными чертами и недостатками.

Упражнение «Семейный устав»

Как часто во время общения с ребенком мы употребляем такие выражения: «Отстань», «Не мешай». Мы это можем говорить настолько автоматически, что даже не замечаем, а между тем отталкиваем от себя ребенка. Я предлагаю вам написать правила поведения детей и родителей в семье, не предпринимая слова «не». Например, вместо «Не кричи громко» скажем «Будем разговаривать тише».

Отстань, не мешай!

Не будь похож на папу!

Не надоедай мне!

Не мешай, я занята!

Упражнение: «Корзина добрых дел»

Составить перечень посильных обязанностей в семье для ребенка и заполнить корзину добрых дел.

Совет третий: позаботьтесь о том, чтобы ваш ребенок накапливал опыт и знания в спокойном темпе, в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

Упражнение «Распустилось дерево ожидания»

Мы с вами хорошо поработали, поэтому предлагаю определить оправдались ли ваши ожидания

Закончить нашу встречу мне хочется таким стихотворением.

Скачать приложение.

Организация: МБОУ «СОШ с.Восток» МО «Енотаевский район»

Населенный пункт: Астраханская область, с.Восток

Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме..

Поэтому духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из актуальнейших задач дошкольного образования.

Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено к духовно – нравственным ценностям Российского образования и воспитания. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальных культур и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа. Именно этого так не достает в настоящее время в нашем современном обществе.

Педагог в детском саду должен уметь помочь ребенку, направив его в нужное русло. Он должен стремиться не подавлять, а направлять инициативу ребят; развивать их общественное мнение, развивать детское самоуправление.

От педагогического мастерства воспитателя зависит его влияние на личность ребенка и помощь в социализации.

Целью нашей работы является – повышение профессиональной компетенции педагогов ДОУ по духовно-нравственному воспитанию дошкольников посредством внедрения форм и методов работы с детьми и родителями.

Для того, чтобы детский сад стал для ребенка вторым домом рекомендуем ввести в «жизнь» группы разнообразные обычаи:

  • утро радостных встреч (после выходных, болезни)
  • встречаем гостей
  • походы к друзьям
  • веселые выходные
  • моя семья(составление семейных альбомов)

Для формирования нравственных качеств личности ребенка дошкольного возраста в детском саду, можно использовать следующие методы:

1.Беседа . Беседуя с детьми,воспитатели побуждают их думать и говорить. Задавая им два – три вопроса дают ребятам высказаться.Это позволяет педагогам понять, о чем дети думают. что знают из личного опыта. В группе с детьми рекомендуется проводить этические беседы (плановые, групповые, индивидуальные). Например: « из какой я сказки?», где на примере героев сказок у детей формируются представления о нравственных качествах человека: доброта,скромность, смелость... С помощью воспитателя ребята учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно,а что нельзя,что хорошо, а что плохо.

2.Чтение и анализ художественных произведений . Например, Сухомлинского В.А. «Почему Олечка не сорвала цветок?», А.Кузнецовой «Мы поссорились», К.Д Ушинского «Умей обождать», А. Барто «Помощница». Эстетический фон занятием создают стихи, загадки, песни, включенные как в основную часть,так и в дополнительную работу с детьми.

Литературный материал незаменим в нравственном воспитании ребенка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других,чем свои собственные. Для всестороннего развития личности надо включать детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой. Например, ребята создают свои рисунки по мотивам сказок, рассказов, организуются выставки детских работ.

3.Игра. Известно, что в дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребенка деятельностью является игра. В работе с детьми используются игры-упражнения, игры –инсценировки, игры- сказки, сюжетно-ролевые игры. При помощи игр можно решать самые разные коррекционные задачи: одна и та же игра для одного ребенка может быть средством преодоления страха, повышения самооценки; для другого- средством оказания тонизирующего эффекта, для третьего -школой развития нравственных чувств,гуманных отношений со сверстниками. Можно проводить такие игры и упражнения:

1. направленные на развитие способностей детей познавать себя и других людей (Волшебные камешки», «Ласковые дети», «Ладошки», «Назови друзей»,Волшебный стульчик», «Подарок другу»).

2. направленные на развитие эмоциональной осведомленности: («Цветное настроение», «Маски», «Мы артисты»).

3.направленные на овладение детьми невербальных средств общения: «Угадай кто я» , «Зоопарк» , «Где мы были вам не скажем, а что делали покажем»

4.направленные на овладение детьми правилами пользования речью в различных социальных ситуациях: «Разговор по телефону», «Как нам быть», «Как с тобой общаются»

4.Наблюдение за деятельностью воспитателя в процессе игр, занятий, труда. Улыбка воспитателя, кивание или покачивание головой, контакт взглядом,мимикой, совместные с ребенком действия при выполнении неприятного задания, совместная деятельность(раскрашивание, лепка, конструирование…), выслушивание, смех над шутками ребенка-все это оказывает положительное влияние на формирование нравственных качеств личности ребенка. Всю эту работу по развитию у дошкольников нравственных качеств следует вести вместе с родителями: сообщать им о достижениях и проблемах детей, проводить консультации об индивидуальных особенностях каждого ребенка, выявлять происхождение тормозящих развитие факторов, обучать самих родителей приемам. С целью установления тесных контактов с семьей.для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры можно использовать следующие методы:

Общие и групповые родительские собрания

Консультации

Посещение педагогом семей своих воспитанников

Дни открытых дверей

Папки-передвижки, стенды в родительских уголках групповых помещений

5. Анализ уровня подготовленности педагогов, привлечение внимания родителей к проблеме сотрудничества по духовно-нравственному воспитанию детей.

6. Анкетирование педагогов.

7. Анкетирование родителей.

8. Анализ уровня духовно – нравственного развития детей.

9.Семинары – практикумы - помогают воспитателям более глубоко вникнуть в суть методики работы по духовно – нравственному воспитанию дошкольников.

Кроме того эффективны такие формы работы как просмотр видеозаписей НОД коллег других ДОУ с последующим обсуждением; смотры –конкурсы; мастер – классы.

В работе с детьми по духовно – нравственному воспитанию очень важно не только усвоение знаний и представлений о нравственных нормах и правилах поведения, выработку привычки соблюдать эти правила, но и освоение, накопление и обогащение нравственного опыта во все аспектах его проявления.

Широко используются следующие направления работы с детьми: тематическая НОД по ООП, беседы, проектная деятельность, чтение художественной литературы, экскурсии и целевые прогулки, рассматривание иллюстраций, праздники – развлечения, театрализованная деятельность, прослушивание аудиозаписей.

Данные формы и методы работы с детьми по нравственному воспитанию позволяют ввести ребенка в мир человеческих отношений, учат навыкам жизни среди людей и навыкам общения с ними.

Литература.

  1. «Планирование работы по патриотическому воспитанию. Н.Ф Андреева, 2005 год.
  2. «Нравственно –патриотическое воспитание дошкольников» .
  3. Нравственное воспитание в детском саду (2-7 лет). Программа и методические рекомендации.

Достаточно долго существовало мнение о том, что ребёнка должны воспитывать детские учреждения и что это является их прямой обязанностью. И вплоть до сегодняшнего дня встречаются ситуации, когда школа и учитель являются главными ответчиками за все неудачи, связанные с воспитанием детей. Такой подход к оценке деятельности школы и к оценке деятельности семьи в воспитании подрастающего поколения привёл к появлению безответственности у родителей по отношению к собственным детям.

Школа всегда стремилась к тому, чтобы включить семью в воспитательный процесс, при этом очень часто школа пыталась и пытается брать на себя часть тех проблем воспитания, которые должна решать семья. При этом, проводя различные беседы, далеко не всегда точно зная причины происходящего в семье ученика, школа может спровоцировать новые проблемы.

По своему психологическому статусу школа и семья - противоположные полюсы. В семье всё основано на эмоциональных связях и привязанностях. Именно семья, а не школа выступает посредником между обществом и ребёнком с целью его социальной защиты.

У школы несколько иные функции. Она не должна заменять ребёнку семью, она должна сделать всё возможное, чтобы обучить ребёнка, расширить его кругозор, предоставить возможность самореализоваться, проявить свои способности. Именно школа должна помочь ребёнку взрослеть, приобретая опыт и знания. Обязанность школы - целенаправленное просвещение семьи по вопросам, связанным с воспитанием детей. Задача школы - сделать семью помощником и другом, как для самого ребёнка, так и для школы. Это возможно лишь в том случае, если школа направит свои усилия не на порицание семейного воспитания, что случается довольно часто, а на разъяснение родителям причин создавшейся проблемной ситуации и на профилактику затруднений.

Проблема целенаправленного, логично выстроенного воспитания учащихся стоит перед школой также остро, как и перед родителями. Однако пути решения этой проблемы в школе существенно отличаются от решения данной проблемы в семье. Воспитание детей в школе не должно подменять родительское воспитание, оно должно продолжать его, а это возможно лишь в том случае, если семья доверяет школе, а школа оправдывает доверие семьи и помогает ей.

Перед школой, которая занимается вопросами образования и воспитания учащихся стоит большая цель: она должна вооружить ребёнка знаниями по основам наук, помочь самоопределиться. Таким образом, все воспитательные средства урочной и внеурочной деятельности должны быть направлены на формирование самооценки и процесса самовоспитания. Самовоспитание и формирование самооценки без нравственного воспитания не возможны. Следовательно, нравственное воспитание учащихся должно сопровождать весь процесс обучения, оно должно быть системным и продуманным, в нём нельзя обойтись без участия родителей учеников. С помощью школы родители должны видеть положительные примеры воспитания детей в семье, учиться видеть свои ошибки, предупреждать их, прогнозировать результаты своего воспитания на будущее. Родители должны понимать, что педагоги стремятся помочь не только ребёнку, но и его семье.

Организуя работу по нравственному воспитанию с семьёй, школа должна уделить самое серьёзное внимание просвещению родителей по формированию в их семьях нравственных законов существования семьи.

  • 1. Каждый ребёнок, живущий в семье, должен быть любим независимо ни от чего.
  • 2. Каждый ребёнок должен жить в атмосфере искренности и доброты.
  • 3. Ребёнок должен иметь право на разъяснение и рассуждение.
  • 4. Исключение из правил организации жизни в семье безнравственных приёмов наказания ребёнка.
  • 5. Закон понимания ребёнком слов «можно», «надо», «нельзя».
  • 6. Традиции и обычаи семьи должны быть окрашены положительными эмоциями и чувствами.
  • 7. Родители должны демонстрировать своим детям собственную работоспособность и блага, связанные с ней.
  • 8. Закон культивирования в семье положительных привычек
  • 9. Создание условий для общения ребёнка с нравственными людьми.
  • 10. Родители должны демонстрировать красоту своих отношений.

Колоссальная работа учителя по нравственному воспитанию невозможна без взаимодействия с семьёй ученика. Усилия учителя должны быть направлены на разъяснение нравственных основ воспитания ребёнка, которые являются истоком формирования личности человека, семье. Педагог и родители должны понимать, что без соблюдения нравственных норм невозможно воспитать человека, который будет достойным гражданином общества.

Огромное значение в работе с родителями школьников имеет заранее продуманная и чётко организованная система сотрудничества, смысл которого в создании условий для нормальной жизни ребёнка, для развития его индивидуальности в рамках школы и семьи. Это взаимодействие осуществляется по следующим направлениям.

1. Просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики.

Для того, чтобы психолого-педагогическое просвещение родителей вызвало у них интерес, необходимо не только предлагать актуальные темы для обсуждения, но и учитывать предложения и пожелания родителей при выборе тем для их просвещения.

2. Формирование у родителей понимания их принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству.

Учитель должен в первую очередь знакомить родителей с традициями школы, её историей, достижениями в обучении и воспитании учащихся; родители должны знать, какими учителями гордится школа. Создание ситуации эффективного взаимодействия семьи и школы невозможно, если педагог не будет знакомить родителей с требованиями, которые школа предъявляет к ученикам. Необходимо привлекать родителей к внеклассной работе, кружковой и творческой работе.

3. Психолого-педагогическая диагностика

Без использования психолого-педагогической диагностики невозможно спланировать воспитательную работу в коллективе учащихся, наладить работу с коллективом родителей. Диагностические материалы, если педагог их грамотно использует, могут коренным образом повлиять на общение родителей и ребёнка в семье, изменить статус отдельных членов семьи, стратегию поведения взрослых людей по отношению к ребёнку.

Диагностика в работе с классом помогает выявить проблемные ситуации в отдельных семьях, даёт возможность учителю выбрать правильную линию поведения с родителями тех учеников, положение которых в семье чрезвычайно трудное.

4. Коррекционная работа

Без коррекционной работы диагностическая работа с семьями учащихся не только не имеет смысла, но и вредит детям и их родителям, приводит к агрессии и конфликтам. Главным назначением коррекционной работы является оказание родителям своевременной психолого-педагогической помощи и поддержке в решении проблемных ситуаций, связанных с воспитанием ребёнка.

Чтобы коррекционная работа была эффективной, нужна активная помощь и поддержка родителей. Это же возможно лишь в том случае, если педагог будет серьёзно и настойчиво готовить родителей к осознанию значимости проблемы.

Перечисленные направления совместной деятельности учителя и семьи будут эффективными тогда, когда педагог будет использовать активные формы взаимодействия с семьями учащихся. В общении с коллективом родителей учитель должен проявить учтивость и корректность, умение сдерживать свои эмоции. Только тогда можно рассчитывать на поддержку родителей.

Главными формами взаимодействия классного руководителя с семьёй являются индивидуальные и групповые формы работы.

К групповым принято относить такие формы взаимодействия, как собрания, конференции, вечера вопросов и ответов и т.п. Такие формы работы уместны для организации психолого-педагогического просвещения родителей, для встреч с администрацией или по вопросам реформирования школы. Чтобы групповые формы общения родителей и педагогов были эффективными, родители должны иметь возможность принимать участие в планировании содержания подобных собраний.

К индивидуальным формам работы с родителями можно отнести следующие: индивидуальные консультации, беседы, посещения на дому. Каждый вид индивидуальной работы должен тщательно анализироваться учителем. Результаты такой работы должны фиксироваться, т. к. являются руководством к последующим действиям.

Различные формы работы с родителями учащихся позволяют учителю достигнуть наиболее эффективного взаимодействия с семьями, а также избежать конфликтов и непонимания в дальнейшей работе.



Загрузка...