paradisemc.ru

Возрождение казачество через военно патриотическое воспитание. Проект: Влияние казачьего движения на патриотическое воспитание молодежи. Почему так происходит

В понедельник, 13 августа, в Темнолесском филиале Спасо – Преображенского реабилитационного центра состоялось открытие первого военно – патриотического форума казачьей молодежи Юга России «Казачье единство – 2012».


Делание добра всегда объединяет разрозненные силы общества. Форум явил собой картину деятельного участия, реальной работы лучших общественных сил. Пусть не вчера – сегодня, – активная, твердая, право верующая молодежь принимает в ней участие; будет принимать и завтра. То, что событие было не показным отчетом о проводимой социальной работе – чувствовали, а значит знали – все его участники. Чувство праздника в слиянии с событием – форумом – встречами – работой. Работой каждого – от повара до депутата, от рядового казака до золотопогонного атамана, от стройных казачек в седле до концертных ведущих. Работа. Отдых. Служение.

Состав участников форума является срезом жизни всего Юга России. Делают эту жизнь и те, кто был из нее вырван (реабилитанты), и казаки (возрождающееся сословие, которое представляет сегодня реальную силу), и административный аппарат (люди, уполномоченные принимать решения и исполнять – каждый на своем месте). Единство – то, что всегда было, есть и будет необходимо всем жителям нашего региона, России. А вера православная и единство нераздельны.
Встречали Владыку Кирилла у входа в Темнолесский филиал Спасо – Преображенского реабилитационного центра благочинный церквей Михайловского округа протоиерей Игорь Подоситников и руководители края.

Открылся форум выступлением митрополита Кирилла. Владыка возглавляет отдел Священного Синода Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством. Архиерей в обращении к гостям и участникам форума пожелал: « как можно больше нужно проводить подобных мероприятий – для того, чтобы провести сегодня некую идентификацию нашей молодежи, наших жителей Ставрополья, особенно Юга России, с тем, чтобы мы себя ощутили русскими, православными, казаками, наследниками традиций наших предков». Митрополит также в своем архипасторском слове отметил тот факт, что несмотря на то, что все не так просто, казачество сегодня – это уже серьезная общественная сила, которая готова служить и служит нашему отечеству. «Казачество, – защитное сословие России. Сегодня очень важно, чтобы мы, участники форума, помогли идентифицировать себя казаками.

Государство в свое время разрушало казачество, и пыталось уничтожить совсем. Поэтому государству сегодня и поднимать казачество. Если оно считает, что казачья отвага, служение казаков отечеству будет не лишним. Если государство будет считать, что казачество – важная составляющая в целом России, особенно на южных рубежах. Для этого сегодня православная Церковь, губернатор нашего края, законадательные органы власти, все присутствующие на форуме делают очень много. Президентский совет по казачеству, Александр Дмитриевич Дубров лично, и я буду способствовать, насколько это возможно, всему – чтобы помогать возрождению казачества. Я, как духовный руководитель, буду содействовать и воцерковлению казачества. Все время говорю, в том числе и мусульманам: если вы будете знать правильно свои традиции не фундаменталистского, не сектанского ислама, и воспитывать так своих детей, то вы будете нормально относиться, приезжая на Ставрополье, в другие регионы Российской Федерации, и уважать традиции тех, к кому вы приезжаете. В том числе и вам, юным казакам, в первую очередь нужно изучать свои традиции: знать православные казачьи устои. Так и вы будете нормально относиться ко всем тем, которые исповедуют традиционные ценности нашей России. Тогда все будет хорошо в вашей жизни, и в нашей стране». Митрополит Кирилл поблагодарил всех организаторов форума, в числе которых основатель Спасо – Преображенского реабилитационного центра, депутат Ставропольской краевой Думы Николай Олегович Новопашин. Как чиновник, как человек, он реальными делами способствует оздоровлению общества, а значит, вкладывает немалую долю участия в его нравственное, моральное развитие.

Далее последовал молебен - у стен возведенного храма. Владыке Кириллу сослужили старший диакон митрополии Андрей Гурьев. Пел хор Ставропольской Православной Духовной Семинарии под управлением регента Даниила Чукарина.

После молитвы, которая так необходима каждому православному человеку, с которой начинается всякое доброе дело, на первом военно – патриотическом форуме казачьей молодежи Юга России «Казачье единство – 2012» выступили люди, облеченные властью – те, на которых лежит ответственность за настоящее и будущее Юга России. Это председатель Думы Ставропольского края Юрий Васильевич Белый, депутат Государственной Думы Российской Федерации Ольга Михайловна Казакова, заместитель председателя правительства Ставропольского края Сергей Николаевич Осачий, ректор государственного университета имени Разумовского, член комиссии при Президенте по делам казачества Валентина Николаевна Иванова, атаман Терского войскового казачьего общества Василий Павлович Бондарев. С приветственным словом к гостям и участникам форума обратилась министр образования Ставропольского края Кувалдина Ирина Владимировна. Выступил и министр социальной защиты населения Ставропольского края Алексей Павлович Карабут. Было предоставлено слово первому заместителю атамана Всевеликого Войска Донского, директору Департамента по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области, казачьему полковнику Игорю Валентиновичу Козарезову. Выступили и заместитель начальника Управления федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Ставропольскому краю, полковник полиции Виталий Николаевич Черкашин, первый заместитель председателя региональной общественной организации «Союз генералов», генерал – майор Костюнин Владислав Александрович. Также перед собравшимися на форум выступил глава администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края Александр Семенович Шишкарев. Общий лейтмотив выступления всех руководителей: при адекватной оценке сложившейся ситуации, всемерно поддерживать правильными решениями казачество, способствовать его возрождению, опираясь на опыт старшего поколения и на казачью молодежь.

Также на открытии первого военно – патриотического форума казачьей молодежи Юга России «Казачье единство – 2012». присутствовали депутат Думы Ставропольского края, председатель комитета по бюджету, налогам и финансово – кредитной политике Андрющенко Игорь Васильевич; Сергей Арнольдович Шевырев – депутат Думы Ставропольского края, член комитета по безопасности и межпарламентским связям, ветеранским организациям и казачеству; Борис Иванович Холодов, директор центра молодежных проектов; Игорь Викторович Лавров, чемпион мира и победитель Европы по гандболу; Фалько Александр Николаевич – заместитель председателя комитета Ставропольского края по делам национальностей и казачества; Ханин Андрей Борисович, президент Федерации айкидо Ставропольского края, Судавцов Дмитрий Николаевич – первый заместитель Думы Ставропольского края; а также почетный гость форума, народный артист РСФСР, лауреат государственной премии, Анатолий Борисович Кузнецов.

Продолжилось действо у музея казачьего генерала Ермолова. Праздничный концерт, несмотря на моросивший дождь, собрал ценителей хорового народного и казачьего пения.
Таков был первый день работы первого военно – патриотического форума казачьей молодежи Юга России «Казачье единство – 2012», который продлится до 17 августа. Впереди много общения, песен под гитару у костра; и немало важных встреч - а значит, и важных решений. Во благо нашего региона – южного форпоста России. На любо всем тем, кто в нем живет: от широкой Кубани до седого Кавказа.

За основу нашей работы в школе взято постановление Правительства Российской Федерации №795 от 5 октября 2010 г. «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы», которое предполагает наращивание усилий для создания качественно новой системы патриотического воспитания молодежи.

Понятие патриотизма является достаточно емким. Оно включает в себя чувства, развивающие в человеке духовно-моральные высоконравственные качества по отношению к историческому прошлому и настоящему своей страны, родному языку и культуре. Чувство патриотизма выражается, прежде всего, в привязанности к родным местам, так называемой «малой родине», к привычному укладу жизни.

Школа является основным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс и реальную интеграцию самых различных субъектов воспитания. При формировании патриотического сознания у школьников следует опираться на принципы комплексного воздействия на все его структурные компоненты, а также принципы системности, преемственности и непрерывности процесса формирования патриотического сознания; развития пропатриотических качеств личности; практической направленности и социальной обусловленности данного процесса; историзма в патриотическом воспитании; учета возрастных особенностей школьников.

Структурно-содержательная модель формирования патриотического сознания у учащихся в школьной системе патриотического воспитания представляет собой системы урочной, внеурочной/внеклассной и внешкольной работы, отражает последовательность систематического и комплексного воздействия на сознание у старшеклассников. Чтобы сформировать патриотическое сознание, необходимо комплексно воздействовать на все его компоненты: формировать систему знаний, новые потребности и мотивы поведения, взгляды и убеждения, установки, навыки поведения. Патриотическое воспитание и формирование патриотического сознания традиционно рассматривалось и рассматривается как компонент идейно-политического, нравственного, гражданского воспитания. Это позволяет при построении системы патриотического воспитания школьников опираться на методический аппарат гражданского и нравственного воспитания.

Наша школа ставит перед собой цель: формирование высокого патриотического сознания учащихся, чувства верности своему Отечеству; духовного развития и физического оздоровления школьников в традициях кубанского казачества. Школа решает проблему патриотического воспитания школьников через изучение и приобщение к историческим традициям, культуре кубанских казаков. Создавая казачьи классы в 2005 г., мы преследовали цель не только возродить духовные, исторические и военно-патриотические традиции казачества, но и воспитывать нравственные качества, культуру поведения, интерес к учебе. Выпускник казачьего класса должен иметь прочные знания по предметам; владеть навыками военной подготовки; уметь постоять за себя и других; знать историю, культурные традиции Кубани и казаков; чтить обычаи своего народа; строить жизнь по христианским принципам.

Как же конкретно строится работа в казачьих классах?

Обучение в казачьих классах осуществляется в соответствии с модифицированными программами дополнительного образования и реализуется через факультативные и кружковые занятия; организацию секций военно-патриотической направленности; систему воспитательной работы, направленной на возрождение духовных, исторических и военно-патриотических традиций Кубанского казачества; систему дополнительного образования. Основными направлениями воспитательной работы в казачьих классах являются: патриотическое, художественно-эстетическое, спортивное, трудовое, краеведение, пропаганда здорового образа жизни, поисковая работа. Учащиеся казачьих классов также принимают участие во всех спортивных, культурно-массовых и патриотических мероприятиях, проводимых Кубанским казачьим войском и районным казачьим обществом.

Значимым по содержанию патриотического воспитания является ежегодный трехдневный сбор юных казачат, классов казачьей направленности — лагерь «Казачок» . В лагере казачата получают первые навыки обращения с лошадью, верховой езды, джигитовки, проводятся строевые занятия, огневая подготовка, мероприятия по казачьим видам спорта, по истории казачества, туристические походы.

Немаловажная роль принадлежит комплексным историко-краеведческим экспедициям по Краснодарскому краю , которые проводятся в школе на весенних и летних каникулах. Учащиеся побывали и познакомились с историей основания Черноморских и Линейных станиц, памятными и святыми местами Кубанского казачьего войска, местами боев в годы Гражданской и Великой Отечественной войн.

В конце учебного года проводится двухдневная военно-полевая игра казачьей направленности «Зарница» . Она проводится по этапам в которые включены отдельные элементы патриотического воспитания на примерах Кубанского казачьего войска.

Патриотическое сознание юных казачат формируем через систему строевых занятий при подготовке «Вахты памяти 9 мая», знаменной группы, строевой подготовки атаманов и их помощников, общешкольного строевого смотра.

Казачата старших классов, изучая историю, культуру, традиции кубанских казаков, работают над научно-исследовательскими проектам и. Они являются победителями и призерами районных, краевых и российских конкурсов научно-исследовательских работ в области краеведения и кубанского казачества.

С первого класса у казачат ведутся занятия на основе программ дополнительного образования: «История казачества», «Казачьи игры и забавы», «Общая военная подготовка», «Казачки-мастерицы». Эти занятия являются благодатной почвой для взращивания патриотического сознания нашего молодого поколения. Ведь история Кубани не только просвещает, учит, но и воспитывает. Это коллективная память нашего народа, обращенная как в прошлое, так и в будущее. Изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитании у молодежи патриотизма, чувства любви к нашей великой Отчизне, к малой и большой Родине.

Оглавление:

1. Введение…………………………………………………………………………..2

2. История казачества……………………………………………………………….6

3. Назовский казачий округ………………………………………………………...6

4. Кадетское движение в МБОУ СОШ №4………………………………………..7

5. Предложение инициатив для развития кадетского казачьего движения в городе Салехард…………………………………………………………………………….10

6. Заключение……………………………………………………………………….11

7. Словарь терминов………………………………………………………………..12

8. Список используемой литературы……………………………………………...13

Введение.

История последних десятилетий ХХ века убедительно показывает, что человечество вступило в фазу осмысления мира в его целостности и взаимосвязи. Усиление интеграционных процессов в современном сообществе актуализирует задачи подготовки молодежи к жизни в условиях новой цивилизации. Идея воспитания гражданина мира имеет большой позитивный смысл, предполагает воспитание уважения к людям различных культур, национальных и религиозных конфессий 1 , но вместе с тем погружение в этот процесс не должно привести к утрате своих национальных особенностей.

История последних десятилетий ХХ века убедительно показывает, что человечество вступило в фазу осмысления мира в его целостности и взаимосвязи. Усиление интеграционных процессов в современном сообществе актуализирует задачи подготовки молодежи к жизни в условиях новой цивилизации. Идея воспитания гражданина мира имеет большой позитивный смысл, предполагает воспитание уважения к людям различных культур, национальных и религиозных конфессий², но вместе с тем погружение в этот процесс не должно привести к утрате своих национальных особенностей.

Основание для разработки проекта :реализация государственной программы по патриотическомувоспитанию молодежи, создание поприща для молодежи, поддержание и развитие здорового образа жизни, подготовка молодых людей как к военной, так и к деятельной жизни.

Цели проекта:

    Воспитание патриотизма, нравственно-этических качеств молодёжи, подготовка молодых людей к осознанному выбору профессии, служения Отечеству на военном и гражданском поприще 2 .

    Предложение своих инициатив по развитию казачества в городе Салехард.

Задачи проекта:

    Создание и обеспечение возможностей кадетов для выработки специальных профессиональных знаний, навыков и умений, необходимых будущему защитнику Отечества;

    Содействие развитию патриотических качеств личности кадета, его уважения к культурному и историческому прошлому России, родного края;

    Воспитание в кадетах высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, нравственных ценностей;

    Развитие и совершенствование работы по формированию навыков здорового образа жизни кадетов и негативного отношения к вредным и пагубным для здоровья привычкам;

    Развития форм кадетского самоуправления.

Актуальность проекта:

Актуальность исследования определяется необходимостью

разработки новых подходов к организации воспитания подрастающего

поколения в духе патриотизма, бережного отношения к героическому

прошлому России, активного продолжения лучших традиций служения

Родине.

Обоснование актуальности проекта:

«Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм».

В.В. Путин

«Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом».

Виссарион Белинский

Россия - богатая ресурсами страна, мощная в военном плане держава, самое первое в рядах подражаний западу государство.

Прошлое - хранитель будущего, нельзя повторять ошибки прошлого, но, к сожалению, это происходит. Стоит признать, что в нашей стране довольно сильно развиваются не те общности, которые можно назвать светлой частью истории в целом. Национализм, нацистские движения, фашизм – это показатель того, что мы забываем историю, это показатель того, что мы не любим свою страну и не уважаем её граждан. Эти проблемы актуальны, потому мы призываем всех граждан, уважающих свою страну и себя самого, сделать актуальным патриотизм, любовь к окружающим нас людям и истории. Для того чтобы изменить многих, надо сначала изменить себя самого. Кадетское движение – первый шаг к воспитанию патриотизма, так как мы кадеты, нам не понаслышке известно, что значит быть патриотом своей страны, своего округа, своего города.

Кадеты – общительные, артистичные, готовые к армейскому будущему, люди. Кадеты всегда становятся лидерами своих классов и школ, кадеты всегда ведут за собой, не боясь остаться одинокими, ведь их всегда поддерживает остальная команда, благодаря которой они берут новые высоты, развиваясь и обмениваясь опытом.

Казачьему движению в нашей школе уже 15 лет, за это время у нас обучалось множество кадет, передавая опыт из поколения в поколение, чтя традиции и соблюдая их. Казачье движение вырастило поколения солдат, которые далее шли служить Отечеству, оставляя свои знания и опыт тем, кто только начинает путь кадета.

Источники финансирования: спонсорская поддержка Назовских казаков.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный.

Сбор и обработка информации, анкетирование, опрос общественного мнения учащихся, педагогов, родителей по теме и инициативам проекта. Организация встречи казаков с учащимися школ города.

2 этап – практический.

Полевые сборы или просто совместное времяпровождение желающих учеников всех школ, вместе с кадетскими классами МБОУ СОШ № 4. Обмен опытом, новые знакомства.

3 этап – обобщающий.

Подведение итогов полевых сборов, отзывы участников, продолжение развития проекта.

4 этап – реализация проекта.

Открытия классов казачьей направленности в г. Салехарде. Рассмотрение и усовершенствования инициатив, создания новых идей для дальнейшего развития казачьего движения уже во всех школах города. Участие в окружных военно-спортивных конкурсах, отбор лучших кадетов от разных школ на соревнования.

    История казачества.

Казачество - этническая, социальная и историческая общность (группа), объединившая в силу своих специфических особенностей всех казаков, в первую очередь русских, а также украинцев, калмыков, бурят, башкир, татар, эвенков, осетин и др., как отдельные субэтносы³ своих народов в единое целое.

Точное происхождение казаков неизвестно, существует много теорий. К концу XIV века образовались две крупные группы проживавших в низовьях Дона и Днепра. К ним присоединилось множество восточнославянских переселенцев из соседних Московского и Литовского княжеств. В эти южные земли в основном приезжали энергичные люди, которым не хватало приключений, позднее туда стали сбегаться и беглые крестьяне, есть версия о том, что и тюркские народы участвовали в создании казачьих отрядов. Язык казаков - русский.

    Назовский казачий округ.

В XVI веке после освоения казаками Ермака Сибири был подготовлен «плацдарм» для дальнейшего продвижения на север. По приказу березовского воеводы Никиты Траханиотова казаки начали осваивать Заполярье. В 1595 году ими в устье Полуя была срублена Обдорская крепость – острог. Название Обдорск – коми-зырянское, означает место-дор-близ Оби. Также в летописях встречаются и другие названия: Назова, Низова, Низовой городок. Отдавая дань памяти легендарным страницам освоения Заполярья, казаки нашего города в 90-е годы, в период возрождения казачества, объединились в Обдорскую казачью общину.

Начало 90-х годов сыграло позитивную роль в возрождении казачества. После Большого круга Союза казаков в России, который прошел в Москве с 28-30 июня 1990 г., активизировалась работа в регионе.

14 сентября 1992 г. Совет народных депутатов Ямало – Ненецкого автономного округа принимает решение «О Обдорской казачьей общине», в котором определяется порядок регистрации и финансирование организаторской работы по проведению первого Большого казачьего круга. В октябре 1992 г. салехардская делегация принимала участие в работе Большого круга Сибирского казачьего войска в г. Барнауле, где были определены основные направления в работе по возрождению казачества в Сибири, обсуждались вопросы экономического и культурного возрождения, реализации Указа Президента России и Постановления Верховного Совета Российской Федерации в отношении казачества. Уже 17 октября 1992 г. в г. Салехарде прошел Большой круг казаков Ямало – Ненецкого автономного округа, результатом работы Круга стало образование Обско – Полярной казачьей линии, которая объединила 612 казаков из 7 казачьих округов. Круг принял Устав, первым ее атаманом был избран войсковой старшина Г.С. Зайцев.

17 октября прошел учредительный круг казачьей организации Салехарда. Было утверждено ее новое название – Назовский казачий округ, численностью 32 казака. Атаманом избран Корнев В.В.

    Кадетское движение в МБОУ СОШ №4

Благодаря Назовским казакам в нашей школе в 2001 г. был открыт первый кадетский класс казачьей направленности. С 1994 г. казаки упорно и настойчиво просили администрацию города во главе сКочерга И.Н. об открытии подобного корпуса. Была разработана программа обучения, которая включала в себя: общую физическую подготовку, армейский рукопашный бой, строевую подготовку, изучение уставов, истории казачества.

Кадетское образование и воспитание сегодня направлено на возрождение в молодёжной среде духа патриотизма, чести, ценности дружбы, гражданского достоинства, желание отстаивать независимость и величие своей страны. Кадетство нельзя рассматривать узко, только как путь подготовки к военной службе, оно обеспечивает комплексное развитие личности.

Военная служба для большинства юношей является экстремальной ситуацией в жизни. Поэтому психологическая подготовка и знание основ военного дела помогает молодым людям быстрее адаптироваться к суровым условиям армейской службы и тем самым смягчить стрессовую ситуацию. Небезразлична нравственная позиция молодёжи, которой государство может доверить защиту Отечества.

Кадетское казачье движение в МБОУ СОШ №4 осуществляет обучение и воспитание кадет, направленное на гражданско-патриотическое становление и социализацию молодых людей. Миссия кадетского движения – воспитание государственных деятелей, людей, которые не только будут исповедовать идеи и принципы служения Отечеству, но и достойно ему служить. Кадетское движение – важная составляющая системы гражданско – патриотического воспитания подрастающего поколения.

Виды воспитания, осуществляемые в кадетских классах МБОУ СОШ№ 4:

    Интеллектуальное развитие определяет круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития, даёт шанс на продвижение в интеллектуальном развитии (участие в районных олимпиадах, марафонах знаний, интеллектуальных конкурсах)

    Духовно– нравственное воспитание направлено на осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни. К основам духовности ребята прикасаются на уроках литературы, истории, так как именно эти уроки являются неисчерпаемым источником нравственных истин.

    Гражданско-патриотическое воспитание воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.

    Военно-патриотическое воспитание ориентировано на формирование у молодёжи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

Результаты кадетского движения в МБОУСОШ № 4:

Один из главных результатов кадетского движения – эффективность гражданско-патриотического воспитания кадет, заключающийся в их желании служить на благо Родины и защищать её. 90% наших учеников поступили в высшие учебные заведения. 32 поступили в высшие военные заведения г. Омска, Москвы, Кургана, Новосибирска, Рязани.

    Предложение инициатив для развития кадетского казачьего движения в городе Салехард.

Заключение.

Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому гражданско – патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации 4 всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, её государственной целостности и безопасности. В заключение рассмотрения специфики формирования патриотизма еще раз подчеркнем следующее: цели и задачи, а также формы и средства отражают формирование представлений о Родине, отношения к Родине и социальной установке к ее защите.

В заключение рассмотрения специфики формирования патриотизма еще раз подчеркнем следующее: цели и задачи, а также формы и средства отражают формирование представлений о Родине, отношения к Родине и социальной установке к ее защите.

Словарь терминов:

    Конфессия 1 – вероисповедание.

    Поприще 2 – зона деятельности человека.

    Субэтнос³ - компактно проживающее сообщество людей, которые принадлежат к большому народу(этносу), но отличаются особенностью культуры, языком(диалект), географическим происхождением.

    Консолидация 4 – объединение, сплочение групп, отдельных лиц, движение для усиление борьбы за общие цели.

Список используемой литературы:

1. Ефимов Д.А. Программа содержания и воспитания обучающихся (кадетов) «Честь имею!» - Карелия.: Изд-во ГБО РКШИ, 2010 60 с.

2. Макаренко А.С. Собрание сочинений в IV томах. – М.: Правда, 1987. 2000 с. Т IV.

3.Милютина Е.В. Гражданско- патриотическое воспитание в кадетском классе. [Электронный ресурс] http://festival.1september.ru/articles/597103/.

3. Никова Марина Александровна. Формирование патриотизма у российского студенчества:Дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04: М., 2004. 147 c.

4. Петрова Л.А. Формирование патриотизма. // Психология, социология и педагогика. – Март, 2012 [Электронный ресурс]. Режим доступа к ресунрсу: http://psychology.snauka.ru/2012/03/349

5. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М. Молодая гвардия. 1971г. 335 с.

6. Теория и практика воспитания военнослужащих: Учебное пособие./ По ред. Н.И. Резника - М.: 12 ЦТ МО РФ, 2005. 341 с.

7.Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. - М.: Педагогика, 1980. - Т. 1. 304 с.

Является составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов .

Развитие современного российского общества вызвало необходимость обновления системы патриотического воспитания. В условиях роста национального самосознания, современная наука все чаще обращается к историческим памятникам, культурным традициям, в частности, к традициям казачества, как к средствам воспитания подрастающего поколения. История казачества является составной частью истории нашего общества и государства. Его рождение, становление и развитие насчитывает более тысячи лет и немыслимо без истории Руси - России. Многие важные события российской истории происходили при непосредственном участии казаков. История казачества является составной частью истории нашего общества и государства. В ней можно увидеть и традиции, и преданную службу Отечеству, и волю, освященную идеями православия, и первопроходцев, чьими усилиями разрасталась Россия. Президент России В.В. Путин охарактеризовал современное казачество как «уникальный и неотъемлемый пласт нашего общества, пронизанный идеями подлинного патриотизма, традиционных ценностей и самобытной народной культуры». Руководитель страны выразил надежду, что казачество будет активно участвовать в решении правительственных задач социально-экономического плана.

Казаки от подобных проблем никогда «не открещивались» . Казаки верно служили Отечеству: начале - по договорам, затем - по присяге и, наконец, в составе Вооруженных сил как их неотъемлемая часть. Неизмерим вклад многих поколений этого военного сословия в защиту интересов Российского государства и общества. Именно казаки в числе первых осваивали новые земли, стояли прочным заслоном врагу на дальних окраинах Родины и накопили огромный опыт в охране и защите государственной границы. Молодое поколение, должно хорошо знать свою хотя бы потому, что там кроются ответы на многие сложные вопросы сегодняшнего дня. Многие деятели культуры всегда связывали возрождение своей страны с возраждением казачества. Так, А. Куприн писал: «Пусть мои глаза и не увидят чаемого счастья Родины, но так же, как непоколебимо верую я в гредущее оздоровлениеи обновление Великой России, верю я в будущую неразрывную связь казачества с нею». Граф Л.Н. Толстой высказывал такое мнение: «Казаки создали Россию». История каждого народа уходит своими корнями в глубь веков, и ее начало видится каким-либо заметным, еле уловимым признаком, который, как писал В.О. Ключевский, «надобно искать прежде всего в памяти самого народа. Первое, что запомнил о себе народ, и должно указывать путь к началу его истории». С историей зарождения и становления казачества дело обстоит значительно сложнее, потому что память о нем отложилась в сознании не одного, а многих европейских и азиатских народов. В защите южной границы и в оборонительной политики Русского государства важнейшая роль в XVII в. принадлежала слободским казакам. Таковыми назывались те казаки, которые в 1638 г. ушли из Речи Посполитой с атаманом Яцко Остряниным. Именно в этом году зафиксировано первое поселение черкасов «в степях, лежащих за пределами русской оседлости».

Постепенно черкасы стали заселять пустовавшую территорию будущих Харьковской губернии и Острогожского уезда Воронежской губернии, которая представляла в то время дикую степь. Здесь образовались поселения - слободы, отчего эта территория стала называться Слободской Украиной. К 1638 г. образовалось около тысячи слободских поселений Число переселенцев особенно возросло во время правления Б. Хмельницкого. Слободские хутора в бассейне Верхнего Дона были подчинены власти Московского полка и составляли Слободское казачье войско. Начало военной организации Слободского казачьего войска было положено созданием Острогожского казачьего полка, состоявшего из семи сотен: Астафьева, Иванова, Дубовика, Батуринской, Карабутинской, Буторлинской и Канатовской. Население полков делилось на казаков реестровых с обязательной службой и на помощников обязанных помогать им, мещан, крестьян и вольных. Слободские полки с начала были подчинены малороссийским гетманам, но затем освободились от их власти, и до Петра I пользовались самостоятельностью. Отметим, что слободские казаки не участвовали в предательских действиях малороссийских атаманов, за что и получили от Москвы царские «похвалы» и жалованные грамоты, в которых подтверждалось освобождение их от пошлин и оброков, от всяких повинностей кроме военной службы. Слободские казаки пользовались следующими льготами: правом свободного занятия пустых земель, свободой внутреннего казачьего устройства, освобождением выборных казаков отнесения строевой службы, свободой заниматься любыми промыслами, свободной от обложения податями торговли, правом откупа таможен и перевозов.

Окрепшая и организованная в военном отношении Слободская Украина приняла на себя охрану рубежей Российского государства. Сегодня нет возможности вернуть прошлое, прежний уклад жизни, но необходимо восстановить связь поколений. Движение за возрождение казачества на базе общих социально-экономических, духовно-культурных и других интересов - одна из форм выражения национального самосознания. Необыкновенное сочетание русской вольницы с осознанным желанием служить Отечеству всегда было присуще казачеству.

Поэтому возрождение российской государственности нельзя себе представить без возрождения казачества. Казачество всегда первым подавало пример единства и братства, которое так нам необходимо. Что можно взять в нашу повседневную жизнь современного общества из многовекового опыта казачества? Достаточно многое и, прежде всего, тех кто посвятил свою жизнь службе Отечеству. Ведь, несмотря на репрессии и официальную политику ликвидации казачества, народ не мог забыть своей истории. Память многие годы хранила несправедливо нанесенные обиды, что способствовало сохранению традиций и бережному отношению к прошлому. Сохранился большой культурный пласт в виде народных обычаев, песен, любовного отношения к оружию. Обычаи оказались сильнее принимаемых законов и официальной политики. Казачество сохранило духовность и патриотизм, осознание самобытности своих корней. Казачество помнило себя не только как сословие, но и как неповторимая часть православного русского народа и стремилось сберечь самостоятельный стиль жизни, сложившийся в течении многих столетий. Были сохранены старинные рукописи и книги, иконы старинного письма и др. Казаки издавна были людьми государственными, и на первом месте у них была воинская служба.

С малых лет они посещали казачий круг и впитывали традиции старших, привыкали жить общими заботами. Главой семьи, конечно, был отец. Он занимался всеми хозяйственными делами: на его попечении были все работы, связанные с землей, с сельскохозяйственным инвентарем (его покупка и починка), уход за домашними животными. Кроме того, он принимал участие в общественно-политической жизни станицы: участвовал в казачьих Кругах, сходах станицы. И отец, и мать пользовались уважением детей, которые обращались к ним только на "вы". Но если отец пользовался уважением и любовью всех членов семьи, поскольку он был глава семьи, то мать всегда чтилась в казачьем быту. Вся система воспитания делала казака воином. С 3-х лет мальчика уже сажали на коня, с раннего детства он начинал собирать снаряжение: подковы, «ухнали», сумы, седло. С 10 лет обязательно присутствовал на кругу, с 14 лет ухаживал за жеребенком. С 17 лет казаки из многих станиц собирались в одно место на смотр, где они демонстрировали свое умение метко стрелять в цель на всем скаку, рубке лозы. Переплывали через реку вместе с лошадьми, амуницией и пиками. Тренировки и упражнения шли круглый год. Мысль о делах военных была любимой у многих казаков. В казачьей семье и отец, и дед, и прадед - далеко в века уходя - все были воины. Служили и старший, и младший брат, и от того создавались традиция службы и уважения к ней. Да, воевать казак умел.

Вряд ли велико преувеличение в рассказе о письме донского казака домой из Русского экспедиционного корпуса во Франции под Верденом: «Родные мои! Во Франции мне делать больше нечего. Все какие тут есть боевые ордена за две недели я получил». А пока не было войны жил казак на своей земле хлеборобом. Вся войсковая земля была разбита на полковые округа, и казак призывался на действительную службу, начиная ее со старослужущими из родного куреня, а часто под опекой старшего брата. Это придавало особую прочность казачьим воинским формированиям, скрепленным клятвой, братством, честью. Не случайно в начале XX в. Германский император Вильгельм II назвал казачество единственным сохранившимся в мире рыцарством Казачья вольница была одним из последних проявлением самобытного демократизма. По словам современника первой в Европе организацией, действовавшей на демократических началах являлась Казацкая христианская республика.

Для казачества был традиционным принцип круговой демократии: власть круга над казаком, старшего над младшим, мужчины над женщиной. Веками формировался уклад жизни - общинно-демократический строй. Власть казачьего круга опиралась на обычаи, традиции, «мирской» авторитет, на такие выборные органы, как совет стариков, суд чести. У А.С. Пушкина мы читаем: «Совершенное равенство прав, атаманы и старики избираемые народом, временные исполнители народных постановлений; круги или совещания где каждый казак имел свободный голос и где все общественные дела решены были большинством голосов». Мировоззрение и уклад жизни казачества во многом сформировала христианская мораль, в котором патриотизм не противопоставлялся принципу равенства всех людей и народов. Вера в Бога укрепляла казака на чужбине, в изгнании и в лихую годину. У людей вольных, знавших себе цену и живших интересами христианства, сформировались преданность православной вере и законам Божьим, как бы освещавшим каждое действие казака. Он не приступал к делу не помолившись, будучи уверенным, что ничего не происходит без воли Божьей. По давней традиции каждое заседание круга начиналось и заканчивалось общей молитвой. И казачьи поселения, станицы и полки не существовали без храма, в которых не только велись проповеди, но и распространялось просвещение. У предков казаков следует учиться бережливому отношению к миру, в котором они обитали. Многое изменилось с тех пор, ушли в прошлое «казачьи обыкновения».

Задача всякого просвещенного человека - помочь возродиться лучшим традициям старших поколений. В этом важная роль принадлежит патриотическому воспитанию. Первые шаги в этом направлении казачеством были сделаны еще в начале 1990-х гг.: состоялся всероссийский поход донских казаков, а также посланцев кубанского, терского и забайкальского казачеств. Во время походов по местам боевой славы, в некоторых станицах и городах были сформированы отряды казаков для оказания помощи полиции и поддержания общественного порядка. Министерство обороны присвоило почетные наименования Донского и Кубанского казачества двум мотострелковым полкам сухопутных войск в Северо-Кавказком и Приволжско- Уральском округах, где стали проходить службу молодые казаки . Союз казаков на общественных началах готовит допризывную молодежь.

Это были первые шаги возрождающегося казачества. В Курске шестиклассников школы № 16 посвятили в казачата. Казачьи кадетские классы не случайно появились именно в 16-й школе - она расположена в Стрелецкой слободе, где исстари селились служивые люди, стрельцы, казаки . Что позволяет надеяться на лучшее будущее нашей Родины? Прежде всего вера и оптимизм, основанные на героической истории русского народа. В памяти нашего и последующих поколений навсегда останутся имена тех, кто посвятил свою жизнь защите и преумножению славы Отечества. И среди них почетное место занимает военное сословие - казачество, завоевывавшее и осваивавшее новые земли, участвовавшее во всех вооруженных конфликтах и воинах, а в мирное время, стоявшее не преступным форпостом на государственной границе.

Литература

1. Изюмов А. И. Союз казаков России 1990-2010. М., 2010.

2. Памятники Отечества. Альманах. № 2. М., 1980.

3. Казачья энциклопедия: концепция: словник / под ред. А.П. Федотова, М., 1996.

4. Ключевский В.О. Сочинения: В 9 т. Т.1. Курс русской истории. М., 1987. Ч. 1.

5. Слюсарский А.Г. Социально-экономическое развитие Слобожанщины. Харьков, 1964.

6. Квитка И.И. Записки о слободских полках. Харьков, 1883.

7. Быкадоров И.Ф. История казачества. Т. 1. - Прага, 1930.

8. Плеханов А.М. Казачество на рубежах отечества. М., 2009.

9. Мовчан А.И. Казаки. Быт и традиции. М., 2012.

10. Друг для друга. Курск, № 11. 2016.

Абакумова Е.А.

С Иваном Ребровым современные казаки имеют так же мало общего, как и прежние. Казаки были бунтарями и опустошали страну. Сегодня они выступают против всего западного, о чем и рассказывается в недавно увидевшей свет монографии

При упоминании казаков на ум приходят элегические хоровые песни донских казаков, артистичные приемы верховой езды, дикие танцы или историческая картина Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880 – 1891).

Однако находящийся в настоящее время на пенсии бывший профессор Венского университета и специалист по истории Восточной Европы Андреас Каппелер (Andreas Kappeler) показывает, каким образом в постсоветской России предпринимаются явные попытки «возрождения казачества» (Andreas Kappeler. Die Kosaken: Geschichte und Legenden). Еще в июне 1990 года более 700 представителей 15-ти казачьих объединений собрались в Москве на «Большой казачий круг» и избрали атамана. Эти нео-казаки называют себя «защитниками отечества», а свое сообщество считают основанным не на происхождении, а на образе мыслей.

Но в чем же состоит образ мыслей казаков? Ответы на этот вопрос даются в небольшой монографии Каппелера преимущественно с точки зрения традиционной историографии. Хотя автор тоже ссылается на литературное изображение казаков, тем не менее классические источники предоставляют мало сведений о повседневной жизни казачества. Поэтому заметным для истории казак становится только тогда, когда он попадает в поле действия закона, когда он бунтует или даже демонстрирует автократичность в своем поведении.

Казачество формировалось с конца XV столетия в восточных и юго-восточных пограничных регионах польско-литовского королевства и России, в переходных степных зонах, а также на больших реках, которые и дали различным группам свои названия – днепровские, донские, терские, яицкие. Значительный прирост этих первоначально эгалитарных по своему характеру братств и объединений обеспечивали бежавшие от крепостной зависимости украинские и российские крестьяне, которые затем перенимали обычаи и навыки степных народов и кавказцев.

Пираты Черного моря

Казаки были речными и морскими пиратами, колонистами и прежде всего - признанными бунтарями. Легендарный волжский казак Ермак совершил свой первый поход через Урал в 1582 году и завоевал центральную часть татарского Сибирского ханства. Сибирский служилый казак Семен Дежнев открыл в 1648 году Берингов пролив и опередил тем самым на 80 лет Витуса Беринга, давшего ему свое имя.

Выражение «служилый казак» также свидетельствует об амбивалентности казачества. Казаки, в том числе легендарный Стенька Разин, принимали участие во всех народных восстаниях, а также во многих погромах в Польско-Литовском королевстве и Российской империи, однако уже в XVI веке источники указывают на существование служивых и реестровых казаков.

Хотя гетманство днепровских казаков в XVII столетии обладало «элементами государства», тем не менее, казачьи войска были подчинены государственному контролю и были дислоцированы на постоянной основе в пограничных регионах расширявшейся на юг и на восток Российской империи.

Жизнь казаков на диком Востоке

Таким образом миф о дикой, свободолюбивой и воинственной жизни казаков, как их величественно изобразил Илья Репин, был дополнен верноподданническим патриотизмом. И кто сегодня решиться сказать в лицо группе свирепо смотрящих нео-казаков, что они в своей форменной одежде и меховых шапках выглядят анахроничными не только на фоне бронированных внедорожников и видеокамер?

Только где-то уже в конце своей книги Каппелер сравнивает казаков с солдатами-крестьянами в империи Габсбургов, а также с колонистами на американском Западе. Первая параллель более оправдана, но и сравнение освоения Сибири с американским мифом о Диком Западе также представляется интересным.

Дело в том, что «большинство приписываемых американским колонистам ценностей – свобода, вольность, равенство, смелость и боевой дух» - можно обнаружить и у казаков.

Однако: «Специфические социально-политические структуры и менталитет восточно-европейского фронтира были характерны только для казацкой периферии и не распространялись на государство в целом». Временами становившийся свирепым антицентрализм трапперов на американском Западе не оказал своего влияния и на новых казаков, хотя свирепый патриотизм, судя по всему, сохранился.



Загрузка...