paradisemc.ru

Игровой тренинг на сплочение детского коллектива в старшей группе детского сада. Коммуникативные упражнения, игры и тренинги с детьми Игры тренинги в детском саду

Практические игры-тренинги

Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной ак­тивности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью и стремлением к само­стоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций.

Этот факт обусловливает необходимость, как можно раньше на­чинать знакомить дошкольников с первой медицинской помощью и основами безопасности. Ребенок должен четко знать, что он может сделать в конкретной критической ситуации, чтобы обезопасить себя и близкого, и как помочь уже травмированному человеку.

В то же время детская психика устроена таким образом, что встреча с травмирующей ситуацией, даже рассказ о ней вызывает у ребенка и воз­никает устойчивое аффективное напряжение.

Дети в таких случаях ведут себя по-разному. У од­них ощущение угрозы превращается в чувство обречен­ности, делает их совершенно беспомощными. У других угрожающая обстановка способна вызвать подъем ду­шевных и физических сил, мобилизовать активность и даже вызвать агрессию.

Исследователи отмечают, что подготовленный к опасной ситуации ребенок преодолевает растерянность значительно быстрее.

Вопрос: - Как ведёт себя полностью неподготовленный дошкольник?

Предполагаемый ответ:

Сохраняет растерянность, которая вызы­вает длительное бездействие, суетливость и затяжной стресс.

С другой стороны, есть группа детей, которая нуждаются в самом чувстве страха как тормозной фазе поведения. В настоящее время возросло число детей, которые "ничего не боятся", могут, не задумываясь или плохо управляя собой, выполнять несуразные действия, при этом получая травмы.

Часто дети не только не знают, как справиться с ситуацией, но и не осознают сам факт ее возникнове­ния. Поэтому их следует знакомить с источниками опас­ности, мерами предосторожности и собственными воз­можностями. Именно это и можно считать опытом бе­зопасного поведения, который позволит будущим школьникам предвидеть, избегать и правильно действовать при воз­никновении травмоопасных ситуаций.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что поведение ребенка в опасной ситуации зависит от того, может ли он пра­вильно оценить ее и знает ли пути выхода, а также от того, насколько ему знакома опасность. Поэтому ее "проигрывание" - наилучший способ для преодоления чувства страха в опас­ных случаях у одних ребят и удержива­ния от поспешных, но неверных дей­ствий - у других.

Следовательно, це­лью формирования пра­вильного отношения ребенка к возника­ющим травмоопасным ситуациямвозникает необхо­димость проводить практические игры -тренинги.

Вопрос: - Почему на ваш взгляд для развити я у дошкольников навыков безопасного поведения эффективно проводить п рактические игры-тренинги ?

Выделите правильный ответ* :

Д ля дошкольника включение в игру просто и естественно

Д ети шести лет не играют, они проживают ситуации в реальности

Дети должны чем-то заниматься

П рактические знания подкрепляются яркими эмоциональны­ми переживаниями и не исчезают бесследно, а становятся первой ступенькой будущего опыта;

Тренинг – занятие для ленивых

Т ренинг - возможность оказаться в опасной ситуации, а не поиграть в нее (т. е. приводится в действие наилучший способ обучения ребенка правильному поведению в опасной ситуа­ции).

Тренинги помогают ребенку быть активным в приобретении зна­ний, осуществлять их накопление, углубление и систематизацию

Вопрос: - Какие вы видите преимущества использования практических игр-тренингов?

Ответ:

  • максимальная активность каждого ребенка;

    возможность дифференцированного осуществления систематизации знаний детей;

    поддержание устойчивого интереса дошкольников за счет высокого эмоционального фона и динамики занятий;

    реалистичность занятий, в процессе которых дети получают практические навыки и реальный жизнен­ный опыт.

Резюме:

Тренинги активно развивают у детей внимание, выдержку, бережное отношение к своей жизни и здоровью, ответственность за поступки, самостоятельность в выборе действия и вариативность мышления (быс­тро и правильно подобрать необходимые способы помощи). А положительная оценка со стороны других ребят и взрослого позво­ляет утверждаться в правильности понима­ния норм безопасного поведения.

Выбор конкретной дидактической игры определяется тем, какие воспитательно-образовательные задачи выступают в роли доминиру­ющих. Игры типа "Раз - два - три, что опасно - найди", "Сто бед - один ответ" направлены на закрепление знаний об источниках опас­ности, причинах возникновения травмоопасных ситуаций. Углублению знаний о возможной угрозе и способах действий посвящены игры "Так, да не так", "Сам себе доктор", "Мы - спасатели" и др.

Вопрос: - Как может меняться роль воспитателя в процессе игры, тренинга?

Ответ:

- При ознакомлении с игрой - организатор деятельности; затем - непосредственный участ­ник игры; далее, на закрепляющем этапе, - советчик-консультант.

Дидактические игры

на развитие у дошкольников навыков безопасного поведения

Игра "Раз - два - три, что опасно - найди"

Задачи:

    закреплять представления об источниках опасности;

    развивать самостоятельность, сообразительность, внимание;

    воспитывать чувство товарищества.

Правило: не толкаться и не отбирать предметы друг у друга.

Материалы: опасные предметы: нож, утюг, вилка от розетки, стекло, горячий чай, химикаты; безо­пасные предметы: книга, паста, ложка и т. д.

Ход игры:

Выбирается Стобед, который отворачивается от группы детей и считает до 5. Дети в это время берут из уголка спасателя те предметы, которые, по их мнению, могут быть опасны. Стобед с закрытыми гла­зами отгадывает, что за предмет у каждого. Если он отгадывает, то ребенок рассказывает Стобеду, чем этот предмет опасен и как с ним правильно обращаться.

Игра "Так да не так "

Задачи:

    учить отличать опасные для жизни ситуации от неопасных ;

    развивать внимание;

    воспитыватьжелание соблюдать правила безопасности .

Правила:

    при возникновении опасных ситуаций демонстрировать предмет или действие, с ним справиться, предотвратить;

    при возникновении неопасной ситуации - радостный прыжок вверх с картонной рож бающегося человечка Улыбайки.

Ход игры:

Группа делится на две подгруппы: друзей Стообеда и спасателей. В течение всей игры демонстрируют различные ситуации: стоят на подоконнике (в качестве подоконника используются детские стульчики), играют со спичками в качестве спичек используются счетные палочки), включают розетку, гуляют под солнцем без панамок, разговаривают за столом и т. д. Спасатели реагируют в соответствии с правилами.

Игра "Мы - спасатели"

Задачи:

    закреплять представление о травмоопасных моментах, правильных действиях в конкретных ситуациях;

    развивать внимание;

    воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему;

    преодолевать страх в ситуации получения травмы

Правила:

    оказывать помощь согласно инструкции на карточке;

    в случае сомнений обращаться за помощью к «медсестре»- воспитателю;

    использовать только материал из "врачебного чемоданчика»

    оказывать помощь индивидуально, по очереди, привлекая всю группу в качестве консультантов.

Ход и вопросы для беседы придумывают педагоги.

Психическое здоровье ребёнка

Мы знаем, что здоровье – это состояние полного физического, психологического, социального благополучия, поэтому необходимо следить за душевным здоровьем ребёнка.

    Поддерживать у ребёнка положительную самооценку.

Не бывает плохих детей, бывают неодекватные поступки. Каждый ребёнок талантлив, лишь надо вовремя заметить этот талант и дать ему проявиться.

    Содействовать эмоциональному благополучию.

В хорошем состоянии человек успешно преодолевает различные препятствия.

    Помочь ребёнку осознать свои эмоции.

Ребёнку необходимо помочь познать свои эмоции через проговаривание его состояния.

    Помочь ребёнку контролировать эмоции и управлять ими.

Это может быть переключение внимания ребёнка, разговор с ними о его недовольстве, рисование страхов и уничтожение рисунка.

    Помочь ребёнку управлять своим временем, поведением.

    Давать ребёнку право выбора, чем ему заниматься, научить его планировать своё время.

Работа с родителями

Круг проблем, связанных с безопасностью ребёнка, невозможно решать только в рамках детского сада. Поэтому необходим тесный контакт с родителями воспитанников для формирования у родителей чувство ответственности за безопасность своего ребёнка. Давайте, определим ряд опасностей для ребёнка и составим в помощь родителям правила безопасного поведения.

    общение с незнакомцем;

    ребёнок и улица;

    общественный транспорт;

    ядовитые растения;

    контакты с животными;

    ребёнок дома.

Уважаемые родители!

Выучите вместе с детьми

правила безопасного поведения

Развитие навыка безопасного общения с незнакомцами

    Оставаться все время рядом с друзьями, с людьми.

    Немедленно отойти от края тротуара, если рядом притор­мозила машина или если она медленно едет следом. Что бы ни говорил водитель, нужно держаться от машины по­дальше.

    Не садиться в машину к незнакомому человеку, если он приглашает покататься.

    Никуда не ходить с незнакомым взрослым (если он обещает подарить игрушку, конфету или показать что-то интересное, представляясь знакомым родителей или сообщая, что он действует по их просьбе).

    Если незнакомый взрослый хватает за руку, берет на руки, затаскивает в машину, подталкивает в подъезд или какое- либо строение, надо громко кричать, призывая на помощь и привлекая внимание окружающих: «На помощь, помоги­те, чужой человек!»

    Уметь сказать «нет» старшим ребятам, которые хотят втя­нуть в опасную ситуацию (например, зовут пойти посмот­реть, что происходит на стройке; разжечь костер; забраться на чердак дома и вылезти на крышу; спуститься в подвал; поиграть в лифте; «поэкспериментировать» с лекарствами и пахучими веществами; залезть на дерево;

    Не входить в подъезд одному, без родителей или знакомых взрослых.

    Не открывать дверь чужому, даже если у незнакомого че­ловека ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает, как их зовут.

Безопасность в общественном транспорте

    Маленьким детям нельзя ездить в общественном транспорте без взрослых.

    Нельзя показывать деньги, привлекая к себе внимание

    Нельзя близко подходить к краю дороги во врем на автобус, особенно в период гололеда.

    Нельзя стоять у дверей - это мешает входу и вы сажиров.

    Нельзя высовываться и высовывать руки в открытые форточки.

    Принято уступать место пожилым людям, пассажирам с ма ленькими детьми, инвалидам.

Если ребенок потерялся на улице

Дети должны знать безопасные дома на своем пути. Такие дома можно назвать островками безопасности (это может милицейский участок, продуктовый магазин, библиотека) Следует научить ребенка, как обращаться к людям за помощью в опасной ситуации, кто ему в этом может помочь.

Детям необходимо объяснить, что в случае, если они потерялись на улице, им следует обратиться за помощью к какому-нибудь взрослому (например, к милиционеру, охраннику, женщине гуляющей с ребенком, продавцу в аптеке, кассиру в сберкассе и сказать о том, что он потерялся, назвать свой адрес и номер телефона, а для этого они должны знать, где живут, номер телефона, своё имя и фамилию.

Безопасность на улице

    Не выходить на улицу без взрослых.

    Не играть на тротуаре около проезжей части.

    Переходить дорогу только по пешеходному переходу на зе­леный сигнал светофора.

    Ездить на велосипеде в городе только там, где нет автомоби­лей (на закрытых площадках и в других безопасных местах).

    Маленькие дети должны кататься на велосипеде только в присутствии взрослых; детям старшего возраста даже в присутствии взрослых не следует ездить на велосипеде по тротуару.

    Не привлекать к себе внимание манерой поведения.

Ребёнок дома

    Детям категорически запрещается пользоваться спичками, газовой плитой, печкой, электрическими розетками, вклю­ченными электроприборами.

    Детей старшего дошкольного возраста нужно научить пра­вильно обращаться с ножницами, ножом, иголкой.

    Взрослые должны хранить в недоступных для детей местах следующие предметы: бытовую химию, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты.

    Дети не должны оставаться одни в комнате с открытым окном, балконом, выходить без взрослого на балкон или подходить к открытому окну.

    Нужно уметь использовать телефон в случаях возникнове­ния пожара (вызов пожарной службы по номеру 01), в слу­чае получения травмы (вызов скорой помощи по номеру 03).

Контакты с животными

    Можно кормить бездомных животных, но нельзя их трогать и брать в руки.

    Можно погладить и приласкать домашних котенка или со­баку, играть с ними, но при этом надо учитывать, что каждое животное обладает своим характером, поэтому даже игры с ними могут привести к травмам, царапинам и укусам.

    Не подходить и не трогать руками любых животных с дете­нышами или птицу с птенцами, так как они часто ведут себя агрессивно и могут напугать или травмировать.

    Нельзя дразнить и мучить животных.

Встреча с ядовитыми растениями

Дети должны знать ядовитые растения, которые растут во дворе дома, вдоль дороги. Нельзя пробовать все подряд (ягоды, травинки), так как в результате ухудшающейся экологической обстановки (например, кислотные дожди) опасным может оказаться даже неядовитое растение. Дети должны знать ядовитые грибы. Никакие грибы нельзя брать в рот или пробовать в сыром виде.

Резюме.

Н е пренеб­регайте правилами безопасности! Начните изучать их с детьми. Показывайте детям только положительные примеры. Пусть каж­дый день будет безопасным!

Конспект проблемно игрового тренинга для детей второй младшей группы "Кто я? Кто ты?"

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:
Формировать осторожное и осмотрительное отношения к потенциально опасным для человека ситуациям.
Развивать умение выполнять действия самостоятельно, уметь согласовывать свои действия с действиями партнера в паре.
Совершенствовать умение принимать игровую задачу, выполнять действия в определенной последовательности
Основывать диалогическую речь, отвечая на вопросы и обращения педагога
Воспитывать культуру взаимодействия между девочками и мальчиками, желание прийти на помощь

МАТЕРИАЛЛ:
Мяч.
Повязки на глаза (на подгруппу детей).
Стихотворение В. Маяковского « Что такое хорошо и что такое плохо?»
Модуль для игры « Спасатели».

Ребята, я очень рада всех вас видеть. Сегодня я вам уже это говорила, но скажу еще раз: «Вы все такие веселые и очень красивые». Давайте встанем в круг, поприветствуем друг друга и наших гостей.
Здравствуй друг! Здравствуй друг!
Здравствуй весь наш дружный круг!
А теперь все повернулись,
Все мы дружно оглянулись,

И гостям мы улыбнулись!
Ребята, сегодня я решила пригласить в нашу группу гостей. А знаете, почему мне это захотелось сделать, потому что не все гости вас знают, и вы не всех знаете. Но одна, без вашей помощи, я не справлюсь. Помогите, мне, пожалуйста.
(Дети решают прийти на помощь педагогу ).

ДИДАКТИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ « ЗНАКОМСТВО».
Давайте встанем в круг, и скажем, нашим гостя как вас зовут и кто вы – девочка или мальчик. Поможет вам в этом мячик, который вы будите передавать друг другу и рассказывать о себе.
Очень хорошо. Я думаю, что наши гости, запомнили, как вас зовут и кто вы, а как зовут их, они скажут чуть позже.
Ребята, а знаете вы, что можно делать, а что нельзя? /Да /. Можете рассказать об это гостям? /Да /. Тогда давайте пройдем и сядем на стулья.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА « ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО, А ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО».
В жизни каждого человека девочка это или мальчик, мужчина или женщина, дедушка или бабушка, могут произойти разные ситуации. И поэтому, прежде чем что – то сделать, всегда очень хорошо подумайте, можно это сделать или нельзя. Запомнили? /Да /.
У поэта Владимира Маяковского есть замечательные стихи для детей, которые называются « Что такое хорошо и что такое плохо?». Я прочитаю вам отрывки, а вы мне скажите, где хорошо и правильно, а где нет.
Если сын чернее ночи,
Грязь лежит на рожице.
Скажите, это хорошо или плохо
Для детской кожице? /Плохо. Всегда нужно умываться. Чтобы не было микробов /
Правильно ребята, за своим здоровьем нужно следить.
Если мальчик любит труд.
Тычет в книжку пальчик.
Про такого что напишут? /Он хороший мальчик /
Ребята, а где мы должны смотреть книги? /За столом /
Как должны сидеть? /Красиво, спина прямая /
Как мы обращаемся с книгами? /Аккуратно, бережно /
Правильно, вы все знаете, и я думаю, что будете поступать так, как говорите. Но бывает такое, когда человеку необходима именно ваша помощь. Вы готовы прийти на помощь друг другу?/Да /. Сейчас мы это проверим.

ИГРА «СПАСАТЕЛИ»
А кто такие « спасатели»? /Люди, которые могут всегда прийти на помощь /
Правильно, но чтобы вам не нужны были « спасатели» всегда думайте можно сделать или нельзя.
Для игры я попрошу встать девочек справа от меня, а мальчиков слева. На нашей игровой площадке находиться много разных предметов. Девочкам я завяжу глаза, и они ничего не будут видеть. Мальчики подойдут, возьмут девочку за руку и проведут ее между предметами так, чтобы ничего не задеть. Мальчики должны быть очень внимательными, а девочки доверьтесь им.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС « ВЗАИМНОЕ ДОВЕРИЕ».
- Девочки вы что – то видели с завязанными глазами? /нет /.
- Мальчики, а вы чувствовали ответственность за девочек? /Да /.
- Как вы их вели? /Осторожно, аккуратно /.
Конечно, ведь девочки вам доверили самое дорогое – это жизнь. А еще, ребята, очень плохо людям, у которых плохое зрение или они ничего не видят. Поэтому будьте всегда внимательны друг к другу.
Подойдите ко мне и скажите, были у вас трудности при выполнении заданий или нет?
/Педагог дает оценку пошедшему тренингу /.
А теперь вы можете подойти к нашим гостям, познакомиться с ними и поговорить.

Екатерина Сейтова

«Психологическое здоровье младших дошкольников »

Цель : донести до родителей второй младшей группы информацию о сохранении и укреплении психологического здоровья младших дошкольников .

Задачи :

Показать родителям как влияет стиль общения с ребенком в семье на его развитие, воспитание , закладку его будущей жизни;

Познакомить родителей с приёмами более эффективного общения с детьми;

Формирование и развитие навыков рефлексии взаимоотношений родителей с ребенком ;

Приобретение родителями нового чувственного опыта при общении и взаимодействии с детьми.

До начало собрания родители закрашивают геометрическую фигуру любым понравившимся им цветом.

Родители пишут своё имя на «бейдже» .

красный бодрое, активное настроение, хочется прыгать, бегать, играть в подвижные игры;

желтый веселое настроение хочется радоваться всему;

зеленый общительное настроение – хочется дружить с другими детьми, разговаривать и играть с ними;

синий спокойное настроение хочется спокойно поиграть, послушать интересную книгу, посмотреть в окно;

малиновый – мне трудно понять свое настроение, и не слишком хорошее, и не слишком плохое;

серый скучное настроение – не знаю чем заняться;

коричневый – сердитое настроение – я злюсь, я обижен;

черный грустное настроение - мне грустно, я расстроен.

потребность в лидерстве, управлении,

потребность в общении,

потребность в познании;

Психолог : Добрый вечер, уважаемые родители . Сегодня мы с вами будем говорить об особенностях психического и психологического развития ваших детей и о факторах влияющих на это.

Наше собрание пройдёт в форме круглого стола с элементами тренинга .

Выполнение упражнения «Комплименты по кругу»

Цель : знакомство участников группы

Участник берёт в руки клубок, называет своё имя, такое же как на «бейдже» , и называет своё лучшее качество на эту же букву. Передаёт клубок дальше.

Упражнение «Чем мы похожи»

Цель : сплочение и создание доброжелательного эмоционального фона.

Порядок выполнения и инструкция : члены группы сидят в кругу . Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например : «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т. д.) ». Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу .

Упражнение «Снежинка»

Психолог : Сверните лист пополам, оторвите верхний правый угол. Снова сверните лист пополам, оторвите верхний правый угол и т. д. Участники раскрывают лист, и обсуждается результат работы.

Психолог : Все выполняли действия по одной и той же инструкции, но «снежинки получились у всех разные. Мы все воспитываем детей , казалось бы, по общим, принятым в обществе нормам, только дети у всех получаются разные.

Есть пословица «Дети - цветы жизни» . Давайте нарисуем каждый свой цветок, и всех кто имеет отношение, к росту этого цветка.

(Участники группы рисуют свои цветы и всех членов семьи.)

Продолжая тему нашего тренинга хочется сказать , что так же психологическое здоровье или нездоровье ребенка неразрывно связаны c типом семейного воспитания , и зависит от характера взаимоотношений родителей и детей .

Выделяют 4 типа семейного воспитания :

«Типы семейного воспитания »

Либеральный (бесконтрольный, попустительский) ;

Индифферентный (властный, бессердечный, иногда наблюдается полное безразличие к ребенку).

Отношения теплые. Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения; допускают изменения своих требований в разумных пределах. Ребенок и взрослый имеют общие интересы, цели, но и свои личные потребности; они равны, уважают друг друга.

Отношения холодные. Отдают приказания и ждут, что они будут в точности выполнены. Закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения; позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них. Ребенок «внутри» , родитель подавляет ребенка , контролирует всю его жизнь.

Либеральный стиль

Взрослый Слабо или совсем не регламентируют поведение ребенка; безусловная родительская любовь . Отношения теплые. Открыты для общения с детьми, однако детям предоставлен избыток свободы при незначительном руководстве родителей ; родители не устанавливают каких-либо ограничений; дети буквально садятся на шею родителям .

Индифферентный стиль

Не устанавливают для детей никаких ограничений; безразличны к собственным детям. Закрыты для общения; из-за обремененности собственными проблемами не остается сил на воспитание детей ; родители проявляют безразличие к жизни ребенка. Их миры существуют параллельно и не пересекаются, у каждого своя личная жизнь, свои проблемы и неудачи. Прочитайте внимательно стили и отметьте для себя, к какому типу относитесь вы?

Вывод : Таким образом, психологическое здоровье ребенка зависит полностью от взрослых. Вы вправе выбрать правильный тип семейного воспитания , научится понимать своего ребенка и сопереживать ему. Старайтесь меньше критиковать его, а больше хвалить. Не высмеивайте неудачи и проступки вашего малыша, а помогите ему их как можно меньше совершать. Доверяйте своим детям и во всех поддерживайте, будьте честны и снисходительны. При соблюдении этих правил психологическое здоровье ребенка будет в полном порядке!

Гипераперка

Гипоапека

Кумир семьи

Упражнение «Цветок»

Психолог : Народная мудрость гласит : «самый сладостный звук для человека - это его имя» . Если хотите привлечь внимание человека к себе, настроить его к общению, то следует обращаться к человеку, ребенку по имени. А как вы называете своего ребенка?

Инструкция : предлагаю заполнить лепестки. В середине запишите имя своего ребенка. На лепестках положительные качества ребенка.

Вывод : лепестков много и видимо Вам очень, охарактеризовать качества ребенка с положительной стороны.

Рефлексия :

Было трудно?

Какие ощущения вызвало у Вас это упражнение?

Легко ли Вам было заполнять? Почему?

Психолог : Иногда мы, взрослые не даём нашим «цветам» расти и раскрываться в полную силу. Сейчас мы узнаем, как это происходит.

Упражнение «Недетские запреты»

Выбирается один участник и садится на стул в центре круга. Все остальные по одному подходят к нему и говорят, что они ему запрещают делать, – то, что участники чаще всего говорят своему ребенку. При этом лентой завязывают ту часть тела, которой касался запрет. Например : «Не кричи!» – завязывается рот, «Не бегай» – завязываются ноги и т. д.

После того как выскажутся все участники, сидящему предлагается встать. Так как он не сможет встать, то его нужно развязать. Для этого каждый участник подходит к ленте, которую завязал, и снимает запрет, то есть говорит, что делать можно. Таким образом, суть запрета остается.

Родители находят компромисс для решения сложных ситуаций :

Не завязывать ноги - обуть резиновые сапоги;

Не завязывать руки - помыть руки после прогулки;

Не завязывать глаза или уши - разговаривать спокойным голосом, не ругаться;

Не завязывать рта - выслушать ребенка;

Рефлексия

Рефлексия участника, игравшего роль ребенка :

– Что вы чувствовали, когда «родители » сковывали, ограничивали вашу свободу?

– Ограничение движения какой части тела вы ощутили наиболее остро?

– Какие чувства были у вас, когда вам предложили встать?

– Что хотелось развязать в первую очередь?

– Что вы чувствуете сейчас?

Рефлексия участников, игравших роль взрослого :

– Что вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребенка?

– Что вам хотелось сделать?

– Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет?

– Какие чувства вы испытываете сейчас?

Упражнение «Солнце любви»

Каждый участник рисует на листке бумаги солнце, в центре которого пишет своё имя. На каждом лучике солнца необходимо перечислить все, чего не хватает вашим детям для того, чтобы расти успешными и счастливыми.

Затем все участники демонстрируют свое «солнце любви» и зачитывают то, что написали.

Предлагаю вам взять это Солнышко домой. Пусть теплые лучики его согреют сегодня атмосферу вашего дома. Расскажите вашему ребенку о том, как вы оценили его качества – подарите ребенку теплоту, ласку и внимание.

Упражнение «Памятка на каждый день»

1. Я никогда не буду___

2. Всегда буду знать___

4. Я должна___

5. Я не могу___

6. Я не хотела бы ___

7. Я хочу___

Ведущий воспитании ребенка .

Заключение

Наша встреча завершается, поэтому давайте определим, сбылись наши ожидания. На выбор родителей закончить фразу : «Сегодня я поняла» , «Сегодня я узнала» , «Для меня важно…»

Участники группы заполняют анкету- отзыв.

Упражнение «Памятка на каждый день»

В течение трех минут заполните, пожалуйста.

1. Я никогда не буду___

2. Всегда буду знать___

3. Всегда буду проявлять интерес к___

4. Я должна___

5. Я не могу___

6. Я не хотела бы ___

7. Я хочу___

Ведущий : надеюсь, что эти правила вы будете использовать, когда возникнут трудности в общении и воспитании ребенка .

Упражнение «Памятка на каждый день»

В течение трех минут заполните, пожалуйста.

1. Я никогда не буду___

2. Всегда буду знать___

3. Всегда буду проявлять интерес к___

4. Я должна___

5. Я не могу___

6. Я не хотела бы ___

7. Я хочу___

Ведущий : надеюсь, что эти правила вы будете использовать, когда возникнут трудности в общении и воспитании ребенка .

АНКЕТА-ОТЗЫВ

1. Ваши впечатления от родительского собрания

3. Желаете ли чтобы родительские

АНКЕТА-ОТЗЫВ

2. Ваши впечатления от родительского собрания

2. Что Вам больше всего понравилось или не понравилось? ___

4. Желаете ли чтобы родительские собрания проходили в такой форме? Почему? ___

4. Собрание, посвященное какой теме, Вы хотели бы посетить в следующий раз?___

Благодарю Вас за сотрудничество!

Тренинг для дошкольников «В краю хорошего настроения»

Описание материала : использование в работе с детьми метода цветоассоциации для определения своего эмоционального состояния, последующая стабилизации эмоционального состояния доступными для дошкольников средствами.

Материал рассчитан на детей дошкольного возраста, будет полезен для педагогов-психологов детских садов.

Цель - коррекция эмоционального состояния доступными для детей дошкольного возраста средствами.

Задачи:

Образовательные:

Учить детей определять и оценивать свое эмоциональное состояние, а также адекватно реагировать на эмоциональное состояние других людей;

Закрепить понятие «настроение»;

Учить детей сознательно регулировать своё поведение и эмоциональное состояние, знакомить детей с разными способами корректировки своего состояния;

Обучать приемам саморасслабления, снятию психомышечного напряжения.

Развивающие:

Развивать самоконтроль и саморегуляцию в отношении своего эмоционального состояния;

Развивать интерес детей в изучении самих себя;

Развивать навыки общения и адекватной оценочной деятельности;

Развивать навыки релаксации,

Развивать межполушарное взаимодействие, внимательность.

Воспитательные:

Воспитывать позитивное отношение к себе и окружающему миру;

Повышать социальную компетентность;

Создавать положительный эмоциональный настрой;

Способствовать сплочению детского коллектива.

Материал: карточки 8 цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный, малиновый, серый, коричневый, чёрный), клубок, ватман, карандаши, восковые мелки, фломастеры; магнитофон, аудиозаписи.

Ход занятия:

1. Вступление.

Цель: создание мотивации, настрой на совместную деятельность.

Каждый знает без сомнения,

Что такое настроение.

Иногда мы веселимся,

Иногда скучаем мы,

Часто хочется взбодриться,

Но бываем и грустны.

Очень странное явление -

Перемена настроения.

Всем ребятам важно знать,

Что не стоит унывать.

Поскорее собираемся -

В край чудесный отправляемся!

Сегодня мы побываем в краю хорошего настроения.

2. Игра «Разноцветное настроение»

Цель: отслеживание своего эмоционального состояния, настроения.

Раз, два, три, четыре, пять - начинаем мы играть!

Сейчас я научу вас раскрашивать свое настроение. Я открою вам такой секрет. Оказывается, каждое настроение имеет свой цвет. Посмотрите - у меня есть разноцветные карточки. Мы разложим их по кругу. Получился цветик-восьмицветик - цветок настроений. Каждый лепесток - разное настроение:

красный - бодрое, активное настроение -

хочется прыгать, бегать, играть в подвижные игры;

желтый - веселое настроение -

хочется радоваться всему;

зеленый - общительное настроение -

хочется дружить с другими детьми, разговаривать и играть с ними;

синий - спокойное настроение -

хочется спокойно поиграть, послушать

интересную книгу, посмотреть в окно;

малиновый - мне трудно понять свое настроение, и не слишком хорошее, и не слишком плохое;

серый - скучное настроение -

не знаю чем заняться;

коричневый - сердитое настроение -

я злюсь, я обижен;

черный - грустное настроение -

мне грустно, я расстроен.

Мы отправим клубочек по кругу и каждый из вас скажет, какого цвета сейчас его настроение. Я начну, а вы продолжите.

Дети обозначают цветом свое настроение.

Спасибо, мне очень приятно, что у многих из вас сейчас хорошее настроение. А тем ребятам, у кого оно не очень хорошее, мы сейчас поможем.

3. Игра «Радостная песенка»

Цель: положительный настрой, развитие чувства единства

У меня в руках клубочек. Я сейчас обмотаю нитку вокруг пальца и передам клубочек своему соседу справа Диме и спою песенку про то, как я рада его видеть - «Я очень рада, что Дима в группе есть…».

Кто клубочек получает, обматывает нитку вокруг пальца и передает его следующему, сидящему справа от него ребенку и мы вместе (все, у кого в руках нитка) поём ему радостную песенку. И так, пока клубочек не вернётся ко мне. Отлично!

Клубочек ко мне вернулся, он пробежал по кругу и всех нас соединил. Наша дружба стала ещё крепче, а настроение улучшилось.

4. Танцевальная терапия.

Цель: изменение эмоционального состояния музыкальными средствами, эмоциональная разрядка, сближение детей, развитие внимания, межполушарного взаимодействия.

Музыкальные движения повышают настроенье.

Некогда нам унывать - будем дружно танцевать.

Когда зазвучит припев, мы будем дружно шагать по кругу, а когда услышим мелодию куплета - быстро найдём себе пару и будем хлопать друг другу по ладошкам (двумя руками, правой и левой рукой поочерёдно).

Звучит песня «Вместе весело шагать» (муз. В.Шаинского, сл. М.Матусовского.)

Дети образуют круг, а затем самостоятельные пары и танцуют под музыку.

5. Упражнение на релаксацию.

Цель: обучение методам саморегуляции, снятие психоэмоционального напряжения.

Радостному настроению помогает расслабление.

Сядьте поудобнее. Вытянитесь и расслабьтесь. Закройте глаза, погладьте себя по голове и скажите себе: «Я очень хороший» или «Я очень хорошая».

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Чуть слышно ваше дыхание. Вдох-выдох. Ярко светит солнце, и вы чувствуете себя всё лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы абсолютно спокойны. Светит солнце, воздух чист и прозрачен. Всем телом вы ощущаете тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны. Вы чувствуете себя спокойным и счастливым. Вы наслаждаетесь покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете… Вдох-выдох. А теперь откройте глаза. Потянулись, улыбнулись и проснулись. Вы хорошо отдохнули, у вас бодрое и весёлое настроение, и приятные ощущения не покинут вас в течение всего дня.

6. Арт-терапевтическое упражнение «Чудесный край»

Цель: выражение чувств и эмоций через совместную изобразительную деятельность, сплочение детского коллектива.

А сейчас давайте вместе

Нарисуем край чудесный.

Детям предлагается выполнить совместный рисунок на большом листе бумаги, который расстилается прямо на полу. Тема рисунка «Чудесный край». Предварительно на листе рисуются детали и небольшие линии. Дети дорисовывают неоконченные изображения, «превращают» их во что угодно. Совместное рисование сопровождается звуками природы.

7. Упражнение «Сухой душ»

Цель: создание и сохранение позитивной установки.

Очень жаль нам расставаться,

Но пришла пора прощаться.

Чтобы нам не унывать,

Надо душ сухой принять.

Детям предлагается пройти через «сухой душ».

Почувствуйте, как разноцветные струйки касаются вашего лица и рук. Все печали, обиды, скука и грусть остаются позади. А вы заряжаетесь бодростью, активностью, радостью. Заряд хорошего настроения, приобретённый в чудесном краю, сохранится в вас надолго.

Предлагаемые игры и упражнения интересны и доступны для дошкольников с разным уровнем подготовленности.

Тренинг для детей старшего дошкольного возраста «Я очень хороший»

педагог-психолог

МБУ детского сада № 28 «Ромашка»

г.о. Тольятти

Цель тренинга: повышение уверенности дошкольников в себе, снижение уровня тревожности, застенчивости, улучшение коммуникативных навыков и детско-родительских отношений.

Задачи тренинга:

    формирование умения смотреть собеседнику в глаза, обращаться у нему по имени, делать комплименты

    совершенствование умения слушать собеседника не перебивая;

    совершенствование умения выражать свои мысли и чувства;

    формирование позитивного отношения к своему «Я», к сверстникам;

    обучение приемам расслабления, снятия мышечного напряжения;

    создание возможностей для самовыражения;

Продолжительность: 25-35 минут

Результат тренинга: повышение коммуникативных навыков, снижение уровня тревожности, уверенное выражение своих мыслей и чувств, повышение уровня самооценки и уверенности в себе.

Специфика аудитории: дети старшего дошкольного возраста с проблемами в эмоционально-волевой сфере и вытекающими отсюда трудностями в общении.

Оборудование:

Ход тренинга:

1. Упражнение «Я очень хороший»

Цель: разминка, создание положительного эмоционального фона, повышения уверенности в себе.

Продолжительность: 5-7 минут

Подготовка: Все участники сидят (стоят) в кругу.

Инструкция психолога: Детям предлагается сказать о себе «Я очень хороший (хорошая)». Но сначала они должны произнести «я» следующим образом: шепотом, обычным голосом, прокричать. Те же действия проводятся со словами «очень» и «хороший» («хорошая»), после чего дети дружно произносят всю фразу. Далее им предлагается присоединить к этой фразе свое имя и произнести ее любым способом (шепотом, обычным голосом, прокричав), например: «Я – Катя! Я – очень хорошая!». В завершение упражнения все встают в круг, берутся за руки и произносят: «Мы очень хорошие!» (шепотом, обычным голосом, прокричав).

2. Упражнение «Да, нет»

Цель: создание эмоционально благоприятной атмосферы, снятие мышечного напряжения

Продолжительность: 3-5 минут

Подготовка: Все участники сидят (стоят) полукругом.

Инструкция психолога: «Ребята сейчас я буду задавать вопросы, вы вместо ответа «да» должны подпрыгнуть, а вместо ответа «нет» - присесть».

Вы сегодня ели?

Вы сегодня купались?

Зубы чистили?

На карусели катались?

Торт ели?

Вы на Марсе были?

Шнурки завязывали?

Вы сегодня улыбались?

На самолете летали?

Здоровались сегодня?

Посуду мыли?

Кино смотрели?

Вы любитель мороженное?

Лимон сладкий?

Домой хотите?

Сейчас лето?

Рисовали?

На скрипке играли?

3. Упражнение «Сиамские близнецы»

Цель: развитие навыков позитивного социального поведения, сплочение коллектива, развитие умения действовать сообща

Продолжительность: 10-13 минут

Подготовка: Разбить детей на парты, путем жеребьевки.

Инструкция психолога: Дети разбиваются на пары, встают плечом к плечу, обнимают друг друга за пояс, ставя одну ногу рядом с ногой другого партнера. В таком положении они должны походить по комнате, присесть, лечь, встать, порисовать.

4. Игра «Змея, змея, я ползу, ползу»

Цель: повышение самооценки, развитие хороших отношений между детьми.

Продолжительность: 7-10 минут

Подготовка: Все участники стоят в разных местах комнаты.

Инструкция психолога:

Инструкция: Дети встают в разных местах комнаты. Водящий ходит по помещению, приговаривая: «Я змея, змея, змея, я ползу, ползу, ползу. Хочешь быть моим хвостом?» Если ребенок соглашается, то должен проползти у водящего между ног и встать сзади. Игра продолжается до тех пор, пока в «змею» не соберутся все желающие.

5. Релаксация «Солнечный зайчик» и обратная связь.

Цель: расслабление, снятие мышечных зажимов.

Продолжительность: 3-5 минут

Подготовка: Предварительно подготавливается устройство, воспроизводящее музыку (магнитофон, компьютер, ноутбук) и подбирается спокойная и медленная инструментальная мелодия. Участники садятся на ковер (коврики для йоги).

Инструкция психолога: «Расслабьтесь, закройте глаза. Представьте, что к вам на лицо прибежал солнечный зайчик. Улыбнитесь ему. А теперь он побежал у вас по голове, погладьте его. Он побежал по щекам, носику, ушкам и т.д. Погладьте его и там». Когда музыка затихает, участники не торопясь открывают глаза и занимают свои места.

Психолог просит участников тренинга провести обратную связь:

    Что понравилось? Что не понравилось?

    Что получилось? Что не получилось?

    Какое упражнение больше всего понравилось?

Список источников:

    Trepsy .net – психологические упражнения для тренингов

    Павлова А.Б. Программа тренинга ассертивности для детей старшего дошкольного возраста / А.Б. Павлова // Справочник педагога-психолога. – 2014. – № 12. – 38 с.



Загрузка...