paradisemc.ru

Физическое воспитание и совершенствование в зож. Физическое воспитание школьников. Формирование здорового образа жизни

Г.М.Шаехов

учитель физической культуры

МБОУ «Сармановская гимназия»

Сармановского муниципального района

Республики Татарстан

Физическое воспитание и здоровый образ жизни учащихся.

«Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». Древнее изречение Гиппократа в наш век проникновения во все сферы деятельности научно-технического прогресса становится в высшей степени актуальным.

Малоподвижный образ жизни делает организм человека беззащитным при развитии различных заболеваний. Особенно тревожно обстоит с этим дело у наших детей. Например, ожирением страдает каждый десятый ребёнок. Для того, чтобы дети росли здоровыми необходимо правильное физическое воспитание, а также соблюдение здорового образа жизни.

Наши дети стали меньше двигаться. Куда исчезла двигательная активность? Появились многосерийные детективы по телевизору, кто-то придумал «тихие игры», и дети - само послушание! Играют в разные головоломки, никому не мешают и, чего греха таить, радуют взрослых тем, что и им можно заняться своими делами…

С чего все начинается? С замечательного изобретения, каким является коляска. Там накрепко привязан маленький человек. Ничего не скажешь, удобно! А теперь прикиньте сами, два-три часа ребенок сидит в коляске. Если понаблюдать со стороны, можно убедиться, как возраст пребывания в коляске постепенно растет. Иногда до 4 лет! Ему бы бежать, еле поспевая за родителями, а он, этакий Обломов, едет, головку свесил, спит... Привозят в детский сад, а там музыкальные занятия проводят сидя. А если непоседливая душа, услышав веселые звуки, рвется в пляс, ему тут же - сиди!

Обратите внимание, какой из детей наиболее удобен для воспитателей в яслях или детсаду? Конечно же тот, кто сидит на месте. На месте сидят толстенькие, румяненькие, послушные и малоподвижные.

Двигательная активность - биологическая потребность. Для каждого возраста она имеет свой оптимум. Если сегодня вы, родители, двигаетесь меньше, чем вчера, то завтра ваши дети будут двигаться еще меньше.

Ребенок пришел в школу. Его усаживают за парту, и двигательная активность снижается на 50 процентов. Когда учителя физкультуры намекнули, что детям, имеющим избыточный вес (если это не болезненное проявление!) и отнесенным в специальную группу, а значит, практически освобожденным от физкультуры, надо больше двигаться, им ответили: запрещено инструкцией. Кто же создает эти инструкции?

Сегодня нормальный день старшеклассника - шесть уроков в школе плюс два-три часа дома на самоподготовку, три-четыре часа телевизор плюс чтение книг. Дети стоят на остановках, ожидая трамвай, чтобы проехать одну-две остановки. Дети ожидают лифт, чтобы подняться на второй-третий этаж.

Физическая нагрузка крайне необходима детям! Она не только тренирует сердце и сосуды, готовя к жизни, но и развивает мышцы - периферическое сердце, - которые при необходимости приходят на помощь организму.

Вполне естественно, что дети школьного возраста утомляются во время учебной работы. Объясняется это тем, что однообразная работа вызывает длительное раздражение отдельных участков коры головного мозга, наступает охранительное торможение, которое ведет к снижению внимания и работоспособности детей.

Физкультминутки следует проводить во второй половине урока. Физкультминутку целесообразно проводить на каждом уроке один-два раза. В зависимости от особенности утомления необходимо подбирать комплексы. Так, в том случае, если учащиеся сидели в одной и той же позе длительное время, целесообразно применить комплексы, направленные на расслабление локально загруженных мышечных групп, а так же направленные на нормализацию мозгового и периферического кровообращения. На третьем - четвертом уроке следует применить комплексы на возбуждение симпатического отдела вегетативной нервной системы. В том случае, если дети излишне возбуждены, следует применять комплексы, направленные на снижение возбуждение симпатического отдела вегетативной нервной системы.

Если дети длительное время читали, следует применять физкультурные минутки, направленные на восстановление утомленных глаз.

1. Для восстановления глаз. Если глаза устали, то необходимо выполнить несколько упражнений глазной гимнастики по схеме: легкое поглаживание бровей и век закрытых глаз - часто поморгать (10-15с) - перенести взгляд на далекие предметы - выполнить круговые движения глазами (10-15 с).

2. Для восстановления утомленных мышц. Если устали отдельно какие-то части тела (кисти рук, ноги, спина, шея), то необходимо их расслабить и выполнить несколько упражнений именно на эти части тела: встряхивания, махи, вращения, растирания. Эти упражнения помогут избавиться от боли в утомленных мышцах.

3. Для снижения возбуждения. Для этого необходимо выполнить несколько дыхательных упражнений с растянутыми вдохом и выдохом, несколько упражнений дыхательной гимнастики, требующих концентрации внимания, и посидеть 20-30 секунд с закрытыми глазами.

Как показывают исследования отечественных и зарубежных авторов, одним из мощных средств профилактики и укрепления здоровья растущего организма детей, являются занятия массовыми видами спорта, физической культурой в различных ее формах и сочетаниях, в том числе рекреационной, которые не требуют больших материальных затрат, но при правильной методике проведения занятий дают человеку здоровье, а, следовательно, уверенность и оптимизм в достижении поставленных им в жизни целей.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА

факультет экономики и инвестиций

по физической культуре

Тема: Физическое воспитание и здоровый образ жизни учащихся

Выполнила студентка 3 курса

группа 55-03

специальность: ГиМУ

Новикова Ю.А.

Проверил: ________

г. Дудинка 2008 г.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

1. Особенности развития детей среднего школьного возраста……………...4

2. Особенности развития школьников старшего возраста…………………...7

3. Двигательная активность и здоровье человека…………………………….9

4. Динамики работоспособности человека в течение суток…………………11

Заключение……………………………………………………………………...12

Библиография…………………………………………………………………...13

ВВЕДЕНИЕ

Стало общим местом утверждение, что современная цивилизация несет человечеству угрозу гиподина­мии, т. Е. серьезных нарушений опорно-двигатель­ного аппарата, кровообращения, дыхания и пи­щеварения, связанных с ограничением двигательной активности. И это действительно так. Двигательная активность - важнейшее условие нормальной жиз­недеятельности людей, а между тем мы двигаемся все меньше и меньше: на работу и с работы мы едем в общественном транспорте, самая работа с внед­рением достижений научно-технической революции все меньше связана с физическим трудом, дома мы тоже чаше сидим, чем двигаемся,- короче, гипо­динамия начинает реально угрожать каждому чело­веку.

Есть ли выход из создавшегося тревожного поло­жения? Есть. И выход этот нам предоставляет заня­тие спортом.

«Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». Древнее изречение Гиппократа в наш век проникновения во все сферы деятельности научно-технического прогресса становится в высшей степени актуальным.

Малоподвижный образ жизни делает организм человека беззащитным при развитии различных заболеваний. Особенно тревожно обстоит с этим дело у наших детей. Например, ожирением страдает каждый десятый ребёнок. Для того чтобы дети росли здоровыми необходимо правильное физическое воспитание, а также соблюдение здорового образа жизни.

В данной работе освещаются вопросы физического воспитания и здорового образа жизни учащихся.

1. Особенности развития детей среднего школьного возраста

В 13-15 лет, когда в достаточной степени у подростков уже достигнуты уровни физической подготовленности и развития, а потому в связи с этим, появилась возможность тонко анализировать мышечные ощущения и механизмы центральной нервной регуляции, при этом наблю­даются значительные отставания у них в физиологической зрелости внутренних органов. Кроме того, учитывая склонность под­ростков к переоценке своих сил и возможностей, следует исключать на занятиях с ними упражнения, которые могут быть причиной перенапряжений и, как правило, способствовать спортивному травматизму.

Основной задачей физической культуры детей этого возраста (5-9 классов) является углубленное обучение базовым двигательным действиям. При этом более узко ставится задача углубленного изучения техники основных видов спорта (гимнастики, спортивных игр, легкой атлетики, единоборств и плавания). Параллельно с этим углубляются их знания - по личной гигиене, влиянию занятий физическими упражнени­ями на системы организма (центральную нервную систему, кровообра­щения, дыхания, обмена веществ), а также на развитие волевых и нравственных качеств. При этом вскрывается пласт и таких проблем, как: представление о физической культуре личности во взаимосвязи со здоровым образом жизни; овладения знаниями при самостоятельных формах занятий физической культурой, включая элементы массовых видов спорта. Здесь же даются представления и об основных "нетрадиционных" видах спорта, инвентаре, соревнованиях, оборудовании залов и площадок, правилах техники безопасности при работе на спортивных сооружениях и оказанию необходимой (первой) помощи при травмах. Этот достаточно широкий круг вопросов, охватывающих физическое воспитание и развитие детей среднего школьного возраста, имеет непосредственную и прямую связь с особенностями растущего организма подростков. Учет названного круга вопросов, при овладении школьниками необ­ходимыми знаний, умений и навыков является одним из основных узловых моментов в работе преподавателей по физической культуре и тренеров. Ниже рассмотрим характерные основные особенности в развитии и под­готовленности подростков и их функционального состояния.

В подростковом возрасте появляются реальные предпосылки (морфологические, функциональные) для овладения практически самыми слож­ными двигательными действиями. Вместе с тем, в работе по физическому воспитания с подростками необходимо помнить, что в период полового созревания возникает острая необходимость дифференцировать физическую нагрузку в зависимости от подготовленности, состояния и половой зрелости занимающихся. Как отмечалось ранее, у подростков 13-15 летнего возраста (в пубертатном периоде) выявлено отставание в физиологической зрелости внутренних органов и систем. Однако в этом возрасте уже отмечаются предпосылки совершенствования отдельных физических качеств. Например, в возрасте 11-12 лет отмечается интенсивный прирост скоростно-силовых качеств, как базиса скоростно-силовых видов спорта и сложно координационных видов деятельности человека, в том числе и отдельной профессиональной деятельности. В этом возрасте для развития скоростно-силовых качеств (прыгучести) можно отдать предпочтение динамическим упражнениям взрывного характера, с использованием незначительных по весу отягощении, в том числе и веса собственного тела (прыжки в глубину с последующим отталкива­нием, напрыгивания на скамейку, козла и др.).

Отмечено также, что в возрасте 12-14 лет высокими темпами растет скорость передвижения, за счет преимущественного развития скоростно-силовых качеств. В этом возрасте создаются благоприятные условия для прогрессивного развития этих качеств при широком использовании круга средств скоростно-силовой направленности.

К 13-14 годам у подростков достигается предельная частота движений, которая доходит до величин взрослых, чем создаются физиологические предпосылки для обучения технике скоростных, скоростно-силовых локомоций (спринтерский бег, метания, сложно-технические виды спорта и другая деятельность).

Следует иметь в виду и то, что к 14-15 годам темпы возрастных функциональных и морфологических перестроек снижаются (что ограничивает прирост качества - быстроты движений). В этот возрастной период падают и темпы прироста качеств в скоростно-силовых упраж­нениях. Их можно поддерживать или незначительно развивать только специально целенаправленными упражнениями.

Показательным в этом возрасте является факт неравномерного (скачкообразного) развития выносливости. Например, выявлено, что без специальной подготовки в беге на 500 м у девушек 15-17 лет она существенно не меняется. Вместе с тем мальчики, пробегая в экспери­менте этот отрезок с 75-ти процентной скоростью от максимальной, показали наибольший прирост выносливости.

Отчасти ближе к юношескому и в конце подросткового возраста создаются благоприятные условия для воспитания силы, что соотносится с высоким уровнем морфологической и функциональной зрелости дви­гательного аппарата школьника. Поэтому для занимающихся физической культурой учащихся 15-16 лет необходимо включать в уроки упражнения с небольшими отягощениями, преимущественно развивая у них скоростно-силовые качества.

На уроках физического воспитания в подростковом возрасте закладываются основы для специализированных занятий спортом, расширяются возможности и представления их о связи физического воспитания с трудовой деятельностью, анатомией и физиологией человека. Биологи­ческие перестройки организма подростков, связанные с периодом полового созревания, требуют от педагогов исключительного внимания при пла­нировании физической нагрузки в этом возрасте.

2. Особенности развития школьников старшего возраста

В старших классах общеобразовательной школы (10-11 классы) базовыми видами продолжают оставаться - легкая атлетика, спортивные игры, гимнастика, спортивные единоборства, плавание, прикладные и зимние виды спорта. При этом продолжается работа по со­вершенствованию техники. Например в легкой атлетике - длительного и спринтерского бега, прыжков в длину и высоту с разбега, легкоатлетических метаний и др. В спортивных играх идет углубление изучения одной из игр (по выбору учащегося), где закрепляются и совершенствуются изученные ранее элементы техники и навыки (перемещений, поворотов, остановок), ловля, передача, падения, броски, а также защит­ные действия. При этом одновременно усложняется набор технико-так­тических взаимодействий в падении и защите, а также процесс разно­стороннего развития координационных и кондиционных способностей, психических процессов и воспитания нравственных и волевых качеств.

Гимнастические упражнения, включаемые в программу для старших школьников, носят характер прикладности и направлены на развитие таких качеств как силы, скоростной и силовой выносливости раз­личных мышечных групп. Программный материал этой возрастной группы учащихся включает также широкий спектр упражнений на раз­витие координационных способностей и гибкости. Для школьников 10-11 классов, особенно девушек, арсенал гимнастических упражнений имеет большое прикладное значение, в смысле подготовки их к трудовой деятельности, а юношей к службе в Вооруженных силах страны.

В смысле физиологической целесообразности построение урока по физической культуре в старших классах должно быть с учетом индивидуальных особенностей индивида, которые развиты и сформированы к этому возрасту, с учетом склонности и интереса занимающегося. При этом необходимо помнить, что формирование всех органов и систем в юношеском возрасте еще не закончено.

Для успешной физической работоспособности юношей и девушек их оптимальной физкультурной деятельности и, в первую очередь, к динамической циклической работе субмаксимальной и умеренной мощности, большое значение имеет не только аэробная (при относительном достатке кислорода в ходе выполнения работы), но и анаэробная про­изводительность организма (способность выполнять работу при недостаточном снабжении организма кислородом).

Физиологические особенности детей, подростков и юношей, как отмечалось выше, должны обязательно учитываться при подборе средств физического воспитания, выборе спортивной деятельности и дозировании тренировочных и соревновательных нагрузок.

При выборе арсенала тренировочных средств и спортивной специализации необходимо придерживаться следующих методических реко­мендаций.

В младшем школьном возрасте необходимо совершенствовать координацию движений, развивать быстроту и стимулировать развитие как двигательной, так и сердечнососудистой и дыхательной систем организма. В связи с этим им рекомендуются занятия фигурным катанием на конь­ках, настольным теннисом, плаванием. С 9-10 лет можно начинать занятия акробатикой, спортивной гимнастикой, волейболом, баскетболом и дру­гими видами спорта. В 12-13 лет можно начать заниматься легкой атлети­кой, бегом на коньках и лыжах, футболом, хоккеем.

Старшие школьники при хорошем состоянии здоровья могут быть допущены к занятиям практически любым видом спорта. Ограничения в нагрузках для них лишь могут составлять очень длительные интервалы циклическойработы, связанной с высоким показателем развития выносливости. Таким образом, при выборе программ и дозирования тренировочных нагрузок по физической культуре и спорту необходимо учитывать физиологические особенности и педагогические аспекты возрастных групп школьников.

При этом необходим учет их физической подготовленности, функ­ционального состояния и развития базовых качеств с достаточно глу­боким представлением и анализом индивидуальных особенностей растущего организма, начиная с младшего школьного возрастали, кончая периодом окончания ими учебного заведения.

3. Двигательная активность и здоровье человека

Рассказать детям, что состояние здоровье человека в большой сте­пени зависит от объема движений. Если движений мало, то такой человек не может быть здоровым. Для подтверждения этого можно привес­ти пример ухудшения здоровья у людей, которые добровольно или вынужденно (из-за болезни) длительное время лежали неподвижно. По­этому, даже для лежачих больных предлагают выполнять физические упражнения. Можно привести пример больных инфарктом. Раньше они только лежали по 40 дней после инфаркта и большинство больных умирало. Сейчас уже после 10-15 дней приступают к выполнению упражнений, и количество выздоровевших увеличилось. Также можно привести пример космонавтов, у которых во время полета в космос из-за невесо­мости затруднено выполнение упражнений. Раньше многие космонавты из-за этого долго не могли восстановиться после полета и заболевали. Сейчас для них создают специальные приспособления, позволяющие заниматься физическими упражнениями в условиях невесомости. Благодаря этому состояние космонавтов после полетов значительно улучшилось.

Наши дети стали меньше двигаться. Куда исчезла двигательная активность? Появились многосерийные де­тективы по телевизору, кто-то придумал «тихие игры», и дети - само послушание! Играют в разные головолом­ки, никому не мешают и, чего греха таить, радуют взрос­лых тем, что и им можно заняться своими делами…

Сегодня двигательная активность детей - проблема! В большом городе непросто добраться до стадиона или бассейна. Дети не занимаются физкультурой и потому, что нет условий, а условия должны создавать родители, закладывая привычку с ранних лет.

Двигательная активность - биологическая потребность. Для каждого возраста она имеет свой оптимум. Если сегодня вы, родители, двигаетесь меньше, чем вчера, то завтра ваши дети будут двигаться еще меньше. Потребность в движении воспитуема, но может быть загублена.

Физическая нагрузка крайне необходима детям! Она не только тренирует сердце и сосуды, готовя к жизни, но и развивает мышцы - периферическое сердце, - кото­рые при необходимости приходят на помощь организму.

Чтобы ребенок развивался нормально, он дол­жен неорганизованно заниматься любой физической нагрузкой не менее двух часов, организованно - один час ежедневно. А пульс его должен подниматься до тренирующего эффекта, а значит, не меньше 140 ударов в минуту.

4. Динамики работоспособности человека в течение суток

Напомнить учащимся закономерности режима дня, изученные в первом классе. Еще раз более подробно рассказать о динамике работоспособности человека в течение дня (это необходимо для правильного самостоятельного планирования занятий физическими упражнениями, в т.ч. и физкультурных минут различной направленности):

1. период - от 7 00 до 9 00 для занятий физическими упражнениями не очень благоприятный. Работоспособность низкая. Уровень возбужде­ния также очень низкий. В этот период лучше выполнить утреннюю гигиеническую гимнастику, физкультурные паузы и минуты, направ­ленные на возбуждение нервной системы, дыхательную и глазную гим­настику.

2 . период - 9 00 -12 00 наиболее благоприятен для занятий физичес­кими упражнениями. В это время лучше всего и планировать само­стоятельные занятия физическими упражнениями для развития фи­зических качеств.

3. период - 13 00 - 16 00 часов дня как правило снижается работоспо­собность человека. В это же время, если человек устал, то у него может излишне возбудиться нервная система. Поэтому в это время необходи­мо выполнять физкультурные минуты для снижения возбуждения не­рвной системы, глазную и дыхательную гимнастики.

4. период - 16 00 - 19 00 вновь повышение работоспособности орга­низма. Поэтому в этот период вновь можно развивать у себя физичес­кие качества.

5. период- 19 00 - 21 00 подготовка ко сну. В этот период необходи­мо избегать всяких тяжелых физических упражнений. Целесообраз­но снижение возбуждения нервной системы, дыхательная и глазная гимнастики.

Заключение

Вполне естественно, что учащиеся утомляютсявовремя учебной работы. Это объясняется однообразием работы, которое ведет к сниже­нию внимания и работоспособности детей. Для того, чтобы этого не происходило педагоги должны проводить занятия, направленные на формирование физического воспитания. Кроме этого школьникам должны прививать основные концепции З. О. Ж. Учащимся объяснялось, что выполнение физических упражнений позволит укрепить здоровье, улучшить физическое развитие и подготовленность, только если они будут соблюдать некоторые важные методические правила (системность, постепенность, индивидуальность).

В работе рассмотрена профилактика основных инфекционных заболеваний, профилактика и коррекция заболеваний опорно-двигательного аппарата и др.

Как показывают исследования отечественных и зарубежных авторов, одним из мощных средств профилактики и укрепления здоровья растущего организма детей, являются занятия массовыми видами спорта, физической культурой в различных ее формах и сочетаниях, в том числе рекреационной, которые не требуют больших материальных затрат, но при правильной методике проведения занятий дают человеку здоро­вье, а, следовательно, уверенность и оптимизм в достижении постав­ленных им в жизни целей.

Библиография

1. “Валеологические подходы в формировании здоровья учащихся”. В. И. Харитонов, М. В. Бажанова, А. П. Исаев, Н. З. Мишаров, С. И. Кубицкий; Челябинск-1999 г., (стр. 10-15, 17-23, 26-30, 32-33, 41-46, 116-129) .

2. “Физическая культура и валеология в жизни детей (основы знаний, умений и навыков)“. Мишаров А. З., Камалетдинов В. Г., Харитонов В. И., Кубицкий С. И.; г. Челябинск-1998, (стр. 46-49, 69-78).

3. “ Эффективная методика двигательной подготовки школьников. // Пути повышения физической культуры школьников “ .-Омск: ОГПИ, 1989. –С.13. Жук В. А., Мартыненко И. П.

4. “ Концепция физического воспитания детей и подростков. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка “. –1996. -№1. –С. 5-10. Лях В. И., Мейксон Г. Б., Кофман Л. Б.

5. “ Комплексная оценка уровней физической подготовленности учащейся молодёжи“. Методическое пособие. –Челябинск: ДЦНТИ, 1994. –40 с. Харитонов.

  1. Физическое воспитание в здоровом образе жизни студентов факультета физической культуры

    Научная работа >> Физкультура и спорт

    ... здоровому образу жизни : 1. 2. 3. 4. 5. 4. Какое место в, вашем понимании, занимает физическое воспитание в здоровом образе жизни ? 1. 2. 3. 4. 5. 5. Считаете ли вы физическое воспитание необходимым элементом здорового образа жизни ...

  2. Социально педагогические аспекты воспитания здорового образа жизни у подростков через занятия в

    Реферат >> Культура и искусство

    Росли здоровыми необходимо правильное физическое воспитание , а также соблюдение здорового образа жизни . В данной работе освещаются вопросы физического воспитания и здорового образа жизни учащихся , связанных...

  3. Формирование экологической культуры и здорового образа жизни учащихся

    Реферат >> Педагогика

    Навыков здорового образа жизни . Физическое воспитание призвано решать в условиях школы следующие задачи: Оздоровительные: содействие укреплению здоровья

Физическое воспитание (ФВ) есть процесс организации оздоровительной и познавательной деятельности, направленной на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни. Физическая культура - часть образа жизни человека, система сохранения здоровья и спортивная деятельность, знание о единстве и гармонии тела и духа, о развитии духовных и физических сил.

В культуре и педагогике разных народов физическое развитие и воспитание всегда занимало важное место.

задачи : - формирование системы знаний об анатомно-физиологических особенностях, функционировании человеческого организма, о физических свойствах и процессах,

Формирование знаний в области здоровья, гигиены, спорта, о мерах по обеспечению безопасности жизнидеятельности,

Обеспечение правильного физического развития, укрепление здоровья, закаливание, повышение работоспособности,

Воспитание устойчивого интереса и потребности в систематических занятиях физической культурой, эмоционально-ценностного отношения к укреплению здоровья, ЗОЖ, занятия физкультурой и спортом,- формирование взглядов и нравственных качеств, ведущих к пониманию значения физкультуры и пробуждающих стремление к здоровому образу жизни,

Система ФВ - физические упражнения и знания в учебном процессе, на уроках физкультуры, биологии и некоторых других, во внеурочной деятельности. Средства ФВ - гимнастика, игры, туризм, спорт, природные силы (солнце, воздух и вода), гигиенические факторы (режим труда и отдыха, питание, одежда, санитарные нормы в устройстве помещений). Методы ФВ - физические упражнения, тренировки, убеждение (разъяснение), инструкции, положительный пример. С помощью последних у учащихся формируются знания, потребности, личные качества, способствующие их правильному физическому и общему развитию. Стимулирующее значение имеют осуждение, одобрение, соревнование и контроль за выполнением режима и норм развития школьника. ЗОЖ – процесс формирования у детей осознания опасности наркотического, токсического, алкогольно-никотинового отравления организма и психики, развития нравственно-эстетического отвращения и противодействия пьянству, курению и наркотикам.Средства : программы по антиалкогольному, антиникотиновому, антинаркотическому воспитанию.

Показатели ФВти: развитые двигательные умения и физическое развитие в целом, соответствующие возрасту, систематические занятия физическими упражнениями, играми, спортом, соблюдение норм личной гигиены, выполнение нравственных и медицинских предписаний в половой жизни, следование требованиям ЗОЖ.Организация ФизВосп в учебной деятельности: урок физкультуры, физминутки, утренняя гимнастика, проведение перемен на свежем воздухе, внеклассная воспитательная работа (спортокиады, олимпиады), внешкольная работа по физическому воспитанию (посещение различных спортивных секций по интересу).

22. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников

Трудовое воспитание - процесс организации и стимулирования трудовой д-ти учащихся, формирования у них трудовых умений и навыков, воспитания добросовестного отношения к своей работе, стимулирования творчества, инициативы, стремления к достижению более высоких результатов.

Функции: (обучающая, развивающая, воспитательная)должно начинаться с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях , ТВ тесно связано с политехническим образованием и трудовым обучением. Политехническое образование направлено на овладение школьниками знаний об основах современного производства и выработку умений и навыков работы с простейшими орудиями и механизмами. Основные усилия школы должны быть направлены на то, чтобы трудовая деятельность стала для школьников естественной физической и интеллектуальной потребностью .Содержательную основу трудового воспитания школьников составляют следующие виды труда: учебный труд (умственный и физический), общественно-полезный (производительный, общественно-значимый, бытовой-самообслуживающий), производительный (оплачиваемый).

Задачи трудового воспитания:Формирование системы знаний необходимых для выполнения трудовой деятельности, выбора профессии, профессионального, социального и жизненного самоопределения.Формирование у учащихся положительного отношения к труду как высшей ценности жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности, формы бытия и способа самореализации человека.Развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремлении применить знания на практике, чувства долга и ответственности.Воспитание высоких нравственных качеств, основанных на трудолюбии (дисциплинированность, ответственность, предприимчивость, честность).Вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда, формирование опыта общественно-полезной деятельности, умения применять теоретические знания на практике.

Пути осуществления : В процессе получения общеобразовательной подготовки, Трудового обучения по предмету «технология», Внеклассная и внешкольная работа, Разнообразная по содержанию и формам групповая д-ть, В процессе трудовой д-ти

Результатом трудового воспитания выступает такое личностное качество как трудолюбие , которое характеризуется прочной потребностно-мотивационной сферой, глубоким пониманием нравственного смысла труда в развитии личности, умением и стремлением добросовестно выполнять любую необходимую работу, проявить волевые усилия в преодолении трудностей и препятствий трудовой деятельности .

Формы работы: Изготовление различных поделок, Регулярный домашний труд, Проведение трудовых десантов, Создание школьных кооперативов, Накопление в школе трудовых традиций, Беседы, лекции, конференции, Все виды трудовой д-ти и др.

Профориентация – обоснованная система соц-экономических, псих-педагогических, производственно-технических мер, направленных на оказание учащимся помощи в проф.саомоопределении.

Система профориентации: профессиональное просвещение (информирование ) ознакомление учащихся с миром труда, профессий, потребностями рынка, проблемами профессионального самоопределенияпрофессиональная диагностика - изучение особенностей высшей нервной деятельности, состояния здоровья, интересов, склонностей, способностей, ценностных ориентаций учащихся с целью выработки рекомендаций в выборе профессии профессиональная консультация - выдача рекомендаций и советов по рофессиональному самоопределению учащихся, способствующих принятию ими эффективного решения.профессиональный отбор - выбор кандидатов на освоение какой-либо профессии; проводится в тех случаях, когда профессия предъявляют к человеку повышенные требования, цена ошибок велика, затраты на обучение значительны.профессиональная адаптация - процесс приспособления молодых людей к условиям производства, трудового коллектива, особенностям конкретной специальности.

Работа в школе – три направления: ознакомление с особенностямиприобщение к посильному трудуорганизация трудового допрофессионального и начального профессионального образования

Индивидуальная ситуация выбора личностью профессии при всем разнообразии конкретных жизненных обстоятельств имеет общую структуру. В ней можно выделить восемь типов обстоятельств, которые необходимо принять во внимание в процессе профессиональной ориентации школьника: позиция старших членов семьи; позиция сверстников и знакомых; позиция учителей, воспитателей, классного руководителя, школьного психолога; сложившиеся к данному моменту личные профессиональные планы учащегося (включая и случай их полной неопределенности, отсутствия); способности, знания, умения и навыки, достигнутый уровень развития учащегося как субъекта учебной деятельности; уровень притязаний учащегося на общественное признание; информированность; интересы и склонности к тем или иным видам деятельности.

Задача педагога заключается в том, чтобы помочь учащемуся внести максимум порядка в его неповторимую ситуацию выбора профессии, прийти к согласию с родителями, противостоять выбору профессии за компанию с друзьями и сконцентрироваться на том, к чему он более склонен и способен.

23. Методы, формы, средства и технологии воспитания. Методы воспитания – это способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания (путь достижения заданной цели воспитания).В педагогической практике существует большое кол-во методов воздействия на личность. Чтобы упорядочить это множество составили классификацию. Традиционная классификация включает в себя 3 группы методов (щукина, бабанский): 1) методы формирования сознания – воздействие на сознание, поведение, волю с целью формирования системы взглядов и убеждений (рассказ, объяснение, лекция, этическая беседа, внушение, диспут, инструктаж, доклад, пример) обеспечивают решение главной задачи – формирование мировоззрения. Функции:-формирование знаний о правилах и нормах поведения, морали, общении, -формирование представлений понятий, ценностей, взглядов, -трансформация общественных ценностей в личные установки. Основной инструмент - слово2) методы организации деятельности и формирования опыта поведения - (упражнение, приучение, педагогическое требования, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации). Функция – выработка умений и привычек правильного, пути выделения, закрепления, формирования в опыте детей положительных способов, форм поведения и нравственной мотивации,3) методы стимулирования (мотивация): соревнование, поощрение, наказание, осуждение. Побуждение к социально-одобряемому поведению. Человеку в группе свойственно ориентироваться на признание и одобрение, поддержку своего поведения.

Выделяют методы самовоспитания (самоконтроль, самовнушение, самостимулирование) и контроля за эффективностью воспитания (наблюдение, беседы, опросы, создание ситуаций, анализ деятельности.Прием воспитания – часть общего метода, отдельное действие, конкретное улучшение.Средство воспитания – это совокупность приемов воспитания.

Средства воспитания : к ним относятся такие виды деятельности, как труд, игра, предметы, вещи (игрушки, ЭВМ), произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство, общественная жизнь), природа, конкретные формы воспитательной работы (вечера, собрания).Форма воспитания – это внешнее выражения его содержания. Содержание и форма неразрывно связаны между собой: изменение содержания влечёт за собой изменение формы и наоборот. История педагогики различает формы организации пед. процесса. Виды форм : - по количеству: индивидуальные, микрогрупповые, групповые, массовые. - содержанию: урок, воспитательный час, дело, воспитательное мероприятие и т.д.- по организации деятельностиВоспитательная технология – совокупность ср-в и методов осуществления воспитательного процесса для достижения поставленной цели научно-педагогического обоснования характера педагогического воздействия на ребёнка в процессе взаимодействия. В концепции: в широком смысле – как система последовательного развёртывания педагогического мышления и педагогической д-ти, направленных на достижение цели; в узком – как проявление мастерства конкретного педагога в реализации им оптимальных ср-в,форм и методов воздействия на развитие личности в конкретной ситуации.

Виды технологий:

1) технология принудительного воспитания – преследует цель сформировать подавленного, забитого человека без всяких прав и свобод.

2) технология манипуляций – уходит от чрезмерных жестокостей и предоставляет человеку некоторую свободу, но в ней применяются способы принуждения и давления, приводящих к деформации личностных качеств (казарменная педагогика, педагогика перевоспитания).

3) технология коллективного воспитания – цель – сформировать нормального человека – в меру покорного, зависимого от других людей, с определенным типом мировоззрения и поведения.

4) технология свободного воспитания – предоставляет больше свободы, обеспечивает формирование человека в зависимости от того, сколько свободы ему может быть предоставлено. 5) технология самореализации и бесконтрольной самореализации – отсутствие всяких внешних воспитательных воздействий либо предоставление безграничной свободы в специальных воспитательных учреждениях.Основная в РБ – гуманистическая и личностно-ориентированная. Составные элементы: учёт актуальных потребностей детей, позитивное восприятие ребёнка педагогом,воспитание без принуждения, психического физического насилия,принятие ребёнка таким как есть,доверие к ребёнку,признание ребёнка как соучастника, соорганизатора воспитательного процесса,поддержка в сложных жизненных ситуациях,прощение ошибок, неудач воспитанника,свобода и творчество.

Физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на создание условий, способствующих достижению хорошего здоровья, физического и двигательного развития ребенка. Педагог осуществляет данный процесс с позиции целостности и гармонизации задач разностороннего развития (умственного, нравственного, эстетического, трудового). Физическое воспитание опирается на данные обследования детей уровня физического развития, определяется его гармоничность, соответствие возрастным физиологическим показателям.

ФИЗ-Е ВОС-Е – пед. процесс, направленный на совершенствование форм и функций организма человека, развитие физических качеств, способностей, формирование двигательных навыков и умений, специальных знаний в области физической культуры к спорта.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.

Целью физического воспитания является формирование у детей основ здорового образа жизни.

Цель физического воспитания - охрана и укрепление здоровья детей.

I. Оздоровление: 1. Сохранять и укреплять здоровье детей. 2. Развивать функциональные и адаптационные возможности детей и улучшать их работоспособность. 3. Формировать умение сохранять правильную осанку. 4. Удовлетворять потребность детей в движении. 5. Способствовать развитию всех морфофункциональных систем детского организма, правильному функционированию внутренних органов. В группе оздоровительных задач особое место занимает охрана жизни и укрепление здоровья детей, их всестороннее физическое развитие, в центре внимания всех участников образовательного процесса стоит естественно-биологическая основа детского организма.

II. Образовательные задачи: 1. Формировать представления о своем организме, о здоровье. 2, Знакомить детей с различными способами выполнения основных движений.3. Формировать представления о режиме, об актуальности отдыха. 4. Создавать условия для проявления ребенком ловкости, скорости и других физических качеств. Образовательные задачи предусматривают активную позицию педагога по реализации содержания физического развития детей.

III. Воспитательные задачи: 1. Воспитывать интерес к активной двигательной деятельности. 2. Развивать нравственно-волевые качества ребенка (организованность, взаимопомощь, взаимовыручку, самостоятельность). 3. Воспитывать субъектную позицию ребенка в разных играх и упражнениях. 4. Воспитывать культурно-гигиенические качества. Воспитательные задачи направлены на разностороннее развитие детей, формирование интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.



Основными средства физ. воспитания дошкольников являются:

I) гигиенические факторы (режим дня, гигиена одежды, обуви, гигиеническая обстановка, культурно-гигиенические навыки). Они повышают эффективность воздействия физических упражнений на организм ребенка, а также содействуют нормальной работе всех внутренних органов и систем.

2) Естественные силы природы (солнце, вода, воздух) усиливают положительное воздействие физических упражнений на организм и повышают работоспособность ребенка, используются для его закаливания.

3) Физические упражнения - основное средство физического воспитания. Они используются для решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, содействуют осуществлению умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания дошкольников, а также являются средством лечения при многих заболеваниях.

Современный подход к организации физического развития предполагает учет естественно-научных, психологических, педагогических основ.

Естественно-научные основы базируются на учении И.М. Сеченова, И.П. Павлова и их учеников. Это положение о трояком единстве организма: единство физического (телесного) и психического; единство всех систем организма; единство организма с окружающей средой. Это учение о рефлексах головного мозга, о важности развития коры головного мозга, центральной нервной системе. Учение о взаимосвязи двух сигнальных систем (что находит отражение в сочетании показа действий и словесных инструкций). Учение о динамическом стереотипе поведения, когда создаются условные образования устойчивых рефлексов на время и его содержание. Отсюда, режим ДОУ. группы строится по этому принципу.



Современные физиологи (П.К. Анохин, Н.М.Амосов, И.А. Аршавский, М.И. Кольцова, М.В. Антропова и др.) вводят понятие «физиологическая не дозрел ость», которая выражается в неготовности естественно-биологической основы организма выполнять те или иные физические нагрузки.

Психологические основы современного физического образования раскрывают значимость развития у детей интереса к физическому «Я»; формирование потребностно-мотивационной сферы (линии осознанности, сознательности, устойчивости мотивов, склонностей и т.п.); формирование у ребенка представлений о себе как о субъекте двигательной деятельности; развитие физических способностей; учет теории установки Д.Н. Узнадзе, как специально мотивированного «пускового» механизма (Л.Н. БожовичН.Г. Морозова. Л.С. Славина. А.Л. Венгер, А.Н.Леонтьев, В.А. Петровский, Д.Н.

Узнадзе и др.).

Педагогические основы включают цель и задачи, факторы и принципы, средства, содержание, условия.

Таким образом, современные подходы к физическому развитию детей строятся на научно-теоретических основах, признании важности сохранения и укрепления здоровья детей, формирования у них привычки к здоровому образу жизни, целостность и гармоничность физического развития определяет специфику содержания задач, технологий целенаправленной педагогической деятельности. Наличие комплексных и парциальных (авторских) программ создает программно-методическое обеспечение реализации задач физического развития детей.

Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональное училище № 35

«Формирование здорового образа жизни средствами физического воспитания»

(творческий отчет)

Выполнила:

Преподаватель физической культуры

Петина Светлана Александровна

п. г. т. Тисуль

Введение 3

1.Понятие «здоровый образ жизни» 5

2.Здоровый образ жизни и его составляющие 6

3.Физическая культура как фактор здорового образа жизни 14

Заключение 17

Список литературы 19

Введение
Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать её на окружающих. Ведь нередко бывает, что человек с неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20 - 30 годам доводит себя до критического состояния и тогда вспоминает о медицине.

Здоровье – это первая и самая важная потребность человека, которая определяет его способность к труду и обеспечивает гармоническое развитие личности.

На современном этапе развития общества активизировалось внимание к здоровому образу жизни учащейся молодежи, что связано с озабоченностью общества по поводу здоровья специалистов выпускаемых учебными заведениями и ростом заболеваемости в процессе их профессиональной подготовки, с последующим снижением работоспособности. Состояние здоровья молодежи является важнейшим слагаемым здорового потенциала нации. Поэтому сохранение и развитие здоровья учащихся, и формирование у них здорового образа жизни, сегодня имеет приоритетное значение.

Неслучайно педагоги последнее время проявляют глубокий интерес к проблеме здоровья учащихся, воспитания у них ответственного отношения к своему здоровью, к здоровью окружающих и здоровью будущих поколений.

Физическая культура является одним из факторов здорового образа жизни, поэтому формирование здорового образа жизни учащихся в процессе физического воспитания является одной из таких задач в общеобразовательных учреждениях. Современный учебный процесс зачастую приводит к ухудшению здоровья учащихся. Это подтверждают ежегодные медицинские осмотры. В 2008 – 2009 учебном году медицинский осмотр, проведенный поликлиникой п.г.т. Тисуль показал, что 70 % учащихся нашего училища имеют хронические заболевания такие как: сколиоз, плоскостопие, различные заболевания органов зрения, нервно- психические расстройства.

К причинам, вызывающим ухудшение здоровья учащихся относятся умственные нагрузки, снижение двигательной активности; распространенность среди молодежи курения, употребления алкогольных напитков и наркотиков. Свой отдых и досуг учащиеся связывают с посещением кафе, баров и т.д. Все это говорит о безответственном отношении их к своему здоровью. Поэтому физическая культура должна рассматриваться как важное средство в процессе физического воспитания учащихся, в формировании у них здорового образа жизни, организации отдыха и досуга.

Физическая культура является частью общей культуры человека. В физической культуре человек осваивает не только свое природное существо, но и человеческую культуру, стремясь к гармонизации с самим собой, окружающим миром, природой и социумом.

Формирование физической культуры личности на современном этапе развития общества – это целенаправленный, многогранный и в то же время целостный процесс перехода от физической подготовки к реализации индивидуальных здоровьесберегающих программ, физического самосовершенствования личности.

Формирование мотивационного отношения к занятиям физической культурой направлено на приобретение учащимися здоровья, как ценностной ориентации.

Данные науки и практики свидетельствуют о том, что физкультурно- спортивная деятельность еще не стала для учащихся насущной потребностью, не превратилась в интерес личности. И реальное участие учащихся в этой деятельности не достаточное, хотя именно физкультурно – спортивная деятельность предполагает формирование таких качеств и свойств личности как социальная активность, ориентация на здоровый образ жизни, эстетические идеалы и этические нормы жизни. Поэтому формирование здорового образа жизни учащихся является основной целью физического воспитания, задачами которого являются повышение функциональных, адаптивных возможностей организма, воспитание и развитие личности, направленное на развитие и саморазвитие физической культуры человека.

1.Понятие « здоровый образ жизни»
Здоровый образ жизни – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рациональный – организованный, активный, трудовой, закаливающий, в то же время защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) « Здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Различают три вида здоровья: физическое, психическое и нравственное (социальное).

Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем.

Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания, памяти; степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются: сознательное отношение к труду, овладения сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни.

Образ жизни- определенный тип жизнедеятельности людей, включающий в себя совокупность различных видов деятельности, поведение людей в повседневной жизни. Формы деятельности: трудовая, познавательная, деятельность в быту, медицинская активность.

Из этих двух понятий складывается одно – здоровый образ жизни.

2. Составляющие здорового образа жизни

Сложившаяся система образования не формирует должной мотивации к здоровому образу жизни. Действительно, большинство людей знают, что курить и пить, употреблять наркотики вредно, но очень многие привержены этим привычкам. Никто не спорит с тем, что надо двигаться, закаляться, но большинство взрослых людей ведут малоподвижный образ жизни. Неправильное, нерациональное питание приводит к увеличению числа людей с избыточным весом и всеми вытекающими отсюда последствиями. Трудности современной жизни оставляют весьма мало места для положительных эмоций.

Изложенное выше позволяет сделать вывод о том, что « знания» взрослых людей о здоровом образе жизни не стали убеждениями для подрастающего поколения.

По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:

Отказ от вредных привычек (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических средств);

Оптимальный двигательный режим;

Рациональное питание;

Закаливание;

Личная гигиена;

Положительные эмоции.

а) Одной из составляющих здорового образа жизни является отказ от вредных привычек (алкоголь, курение, наркотики). Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения и на здоровье будущих детей.

Очень многие люди начинают свое оздоровление с отказа от курения, которое считается одной из самых опасных привычек современного человека. С курением связаны многие серьезные болезни сердца, сосудов, легких. Курение не только подтачивает здоровье, но и забирает силы, так как через 5-9 минут после выкуривания одной сигареты мускульная сила снижается на 15%. Курильщик вдыхает не все вредные вещества, которые находятся в табачном дыме - около половины достается тем, кто находится рядом с ним. Не случайно, что в семьях курильщиков дети болеют ОРЗ гораздо чаще, чем в семьях, где не курят. Постоянное и длительное курение приводит к преждевременному старению. Нарушение питания тканей кислородом, спазм мелких сосудов делают характерной внешность курильщика (желтоватый оттенок кожи, белков глаз, преждевременное увядание), а изменение слизистых оболочек дыхательных путей влияет на его голос. Действие никотина особенно опасно в определенные периоды жизни - юность и старческий возраст, так как даже слабое возбуждающее действие нарушает нервную регуляцию. Особенно вреден никотин беременным, так как приводит к рождению слабых, с низким весом детей, и кормящим женщинам, так как повышает заболеваемость и смертность детей в первые годы жизни.

Следующая непростая задача – преодоление пьянства и алкоголизма. Установлено, что алкоголизм действует разрушительно на все органы и системы человека. В результате систематического потребления алкоголя развивается симптомокомплекс болезненного пристрастия к нему – потеря чувств меры и контроля над количеством потребляемого алкоголя; нарушение деятельности центральной нервной и периферической системы и функций внутренних органов. Алкоголизм и связанные с ним болезни, как причина смерти, уступают лишь сердечно – сосудистым заболеваниям и раку.

б) Оптимальный двигательный режим – важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. При этом физическая культура и спорт выступают, как важнейшее средство воспитания.

Для эффективного оздоровления и профилактики болезней необходимо тренировать и совершенствовать в первую очередь самое ценное качество – выносливость в сочетании с закаливанием и другими составляющими компонентами здорового образа жизни, что обеспечивает растущему организму надежный щит против болезней.

Для работников умственного труда систематическое занятие физкультурой и спортом приобретает исключительное значение, так как у человека, который ведет « сидячий» образ жизни, при самых небольших физических нагрузках учащается дыхание, появляется сердцебиение. Сила и работоспособность сердечной мышцы, главного двигателя кровообращения, находится в прямой зависимости от силы и развития всей мускулатуры. Поэтому, развивая мускулатуру тела, мы в то же время укрепляем сердечную мышцу. У людей с неразвитой мускулатурой мышца сердца слабая, что выявляется при любой физической работе. Физкультура и спорт полезны и лицам физического труда, так как их работа связана нередко с нагрузкой какой- либо отдельной группой мышц.

Особенно страдают от гиподинамии дети, так как большую часть времени они проводят за партой, за просмотром телепередач, за компьютерными играми и т.д. Два урока физкультуры в неделю не могут компенсировать недостаток двигательной активности. На уроках физкультуры учащиеся делятся на три группы: основная, подготовительная и специальная. Последние две группы выделяются по медицинским показаниям. В основную группу попадают учащиеся, с которыми проводятся занятия по утвержденным программам. Это так называемые « практически здоровые дети». Говоря об оптимальном двигательном режиме, следует учитывать не только исходное состояние здоровья, но и частоту, систематичность применяемых нагрузок. Занятия должны базироваться на принципах постепенности и последовательности, повторности и систематичности, индивидуализации и регулярности.

Физическая тренировка укрепляет и развивает скелетную мускулатуру, сердечную мышцу, сосуды, дыхательную систему и многие другие органы, что значительно облегчает работу аппарата кровообращения, благотворно влияет на нервную систему. Ежедневная утренняя гимнастика – это обязательный минимум физической тренировки. Она должна стать для всех такой же привычкой как умывание по утрам. Физические упражнения нужно выполнять в хорошо проветренном помещении или на свежем воздухе. Доказано, что наилучший оздоровительный эффект дают циклические упражнения аэробного характера: ходьба, легкий бег, плавание, лыжные и велосипедные прогулки. В настоящее время разработан и опрабирован очень широкий ряд оздоровительных систем занятий физическими упражнениями, которые просты в применении, доступны и эффективны.

в) Перейдем к следующему фактору здорового образа жизни, влияющему на здоровье человека, к проблеме питания.

В последнее десятилетие возрос интерес к проблеме питания, так как правильное питание обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, а так же сохранения здоровья. Правильное питание является основным фактором в предупреждении и лечении многих заболеваний.

При организации питания необходимо учитывать особенности развития и функционирования пищеварительной системы и всего организма для конкретного возрастного периода, а также потребность организма в питательных веществах, так как он особенно чувствителен ко всяким нарушениям, как в количественном, так и в качественном составе пищи.

В основу правильной организации питания должны быть положены следующие принципы:

Регулярный прием пищи через определенные промежутки времени;

Питание должно соответствовать уровню развития и функциональным возможностям организма;

Питательные вещества (белки, жиры, углеводы) должны находиться в определенном соотношении между собой;

Питание должно быть индивидуальным, с учетом особенностей человека, состоянием его здоровья, реакции на пищу и т.д;

Таким образом, в каждом доме, семье науке о питании должны следовать постоянно, ибо это один из главных факторов здоровья. Правильное, полноценное и рациональное питание должно быть одним из китов фундамента ЗОЖ.

г) Следующий фактор здорового образа жизни – закаливание.

Практически всем известно изречение « Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья». Использование этих естественных сил природы, использование разумное, приводит к тому, что человек становится закаленным, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды. Закаливание – эффективное средство укрепления здоровья человека. Особенно велика его роль в профилактике простудных заболеваний. Закаленные люди, как правило, не простужаются. Закаливание повышает также устойчивость организма человека к инфекционным заболеваниям, усиливая иммунные реакции.

Закаливание обеспечивает тренировку и успешное функционирование терморегуляторных механизмов, приводит к повышению общей и специфической устойчивости организма к неблагоприятным внешним воздействиям.

Успешность и эффективность закаливания возможны только при соблюдении ряда принципов, которыми являются:

Постепенность;

Систематичность;

Комплексность;

Учет индивидуальных особенностей (пол, возраст).

Существует закаливание воздухом (воздушные ванны); закаливание солнцем (воздушно – солнечные ванны); закаливание водой (обтирание, обливание, душ, купание, купание в проруби); хождение босиком является одним из древнейших приемов закаливания.

д) Следующий фактор ЗОЖ – это личная гигиена.

Сохранение и укрепление здоровья невозможны без соблюдения правил личной гигиены – комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой и обовью.

Уход за кожей тела (мытьё рук, ежедневный теплый душ перед сном или ванна) должен стать естественной и неотъемлемой процедурой; посещение бани, должно стать как средство закаливания и как средство активного отдыха.

Уход за зубами является неотъемлемой частью поддержания хорошего здоровья.

Следует с самого раннего возраста воспитывать у детей гигиенические навыки ухода за своей одеждой.

е) Неотъемлемой частью ЗОЖ являются положительные эмоции.

Для поддержания физического здоровья необходимо психическое закаливание, суть которого – в радости жизни. Известно, что основа работы по совершенствованию своей психики – самовнушение. Оно повышает эмоциональный тонус, укрепляет уверенность и силу воли. Психическая закалка стимулирует физиологические защитные механизмы: иммунитет, функцию эндокринных желёз. Говорят « мысли укрепляют тело, тело укрепляет мысли».

Рассмотрев условия, необходимые для формирования здорового образа жизни можно сделать вывод, что молодое поколение наиболее восприимчиво к различным обучающим и формирующим воздействиям. Следовательно, здоровый образ жизни формировать, необходимо начиная с детского возраста, тогда забота о собственном здоровье, как основной ценности станет естественной формой поведения.

3.Физическая культура как фактор формирования

здорового образа жизни
Совместно с медицинским работником, закрепленным за нашим училищем, выявляем состояние здоровья учащихся и определяем их в основную или подготовительную медицинские группы. Затем, во время учебных занятий, при помощи тестов, выявляю подготовленных в спортивном отношении ребят, рекомендую им заниматься в спортивных секциях.

Несмотря на медицинский отбор в наше училище попадает 20% учащихся с теми или иными отклонениями в здоровье. Эти ребята зачисляются в подготовительную медицинскую группу. Поэтому я разрабатываю рабочие программы по физической культуре для учащихся основной и подготовительной групп. В этих программах указаны виды двигательной активности и даны рекомендации для самостоятельных занятий.

Уроки физической культуры и внеклассная спортивная работа проводится с учетом профессионально значимых функций, характерных для осваиваемых профессий. При работе с девушками учитываю особенности женского организма, а также подхожу к учащимся с требованиями по выполнению нагрузок строго индивидуально.

Занятия по физической культуре должны вызывать положительные эмоции, интерес к спорту.

Во внеурочное время, во время прохождения производственного обучения учащиеся применяют общеразвивающий комплекс гигиенической гимнастики под руководством физоргов групп. Физорги также оказывают мне помощь во время проведения спортивных мероприятий.

Большое внимание физическому здоровью учащихся уделяется во внеурочное время. Согласно графику проводятся занятия настольным теннисом, стендовой стрельбой. В этом учебном году начал свою работу отряд « Юнноармеец», где большое внимание уделяется патриотическому воспитанию и спортивной работе.

В течение учебного года в училище работают спортивные секции:

Гиревой спорт;

Настольный теннис;

Атлетическая гимнастика;

Рукопашный бой.

Данные секции посещает 82 учащихся. Это наиболее подготовленные в спортивном плане учащиеся, которые принимают участие в спортивных соревнованиях среди учащихся училища, района. Училище гордится такими спортсменами. Их имена помещены на стенде училища «Спортивные достижения». За короткий промежуток работы в училище мною подготовлено 5 разрядников по гиревому спорту, а Владимир Ляпустин имеет взрослый разряд. Он же стал бронзовым призером на областных соревнованиях по гирям.

Физически крепких, здоровых, дисциплинированных, интеллектуально развитых ребят, способных переносить трудности помогают воспитывать массовые мероприятия, проходящие у нас в училище.

Осенние спартакиады по легкоатлетическому многоборью проходят среди учащихся 1- 3 курсов. В этих спартакиадах принимают участие свыше 80 % учащихся.

Затем проходят интеллектуальные шахматно – шашечные бои: между группами, между курсами, где обираются учащиеся для районных турниров.

Традиционно проводим соревнования по настольному теннису, как в командном, так ми в личном зачете. Лучшие теннисисты выходят на район.

Наши сборные команды по волейболу, баскетболу приглашают на дружеские встречи школы района. А сборная команда по футболу входит в пятерку сильнейших команд района среди учащийся молодежи района.

Ежегодно, в осеннее время, учащиеся групп 1- 3 курсов вместе с преподавателями, мастерами п/о, классным руководителем отправляются в однодневный поход («День здоровья»), у ребят развиваются не только физические качества, но и прививается любовь к природе, изучение родного края.

Спортсмены нашего училища постоянные участники районных мероприятий таких как: легкоатлетическая эстафета, соревнования по мини футболу, настольному теннису, гиревому спорту, шахматно– шашечных турниров.

Кроме спортивных мероприятий провожу предметные недели, олимпиады по физической культуре. В таких мероприятиях принимают участие не только спортсмены, но и учащиеся с ограниченными физическими возможностями. Внутриучилищный (первый тур) ежегодно провожу в училище, а в 2006 году представительница от нашего училища принимала участие в областной олимпиаде по физической культуре и вошла в первую десятку.

Заключение

Почему физической культуре уделяется особое внимание?

Как привлечь ребят к спорту?

Как увязать занятия физической культурой с воспитанием учащихся?

Эти вопросы постоянно решает преподаватель физической культуры.

Если учащийся плохо учится, слаб физически, не может с пользой для себя провести время, у него развивается комплекс не полноценности, и он легко попадает под нездоровое влияние.

Надо помочь таким ребятам организовать свободное время, занять их физкультурой и спортом и это поможет им стать увереннее в себе, улучшит дисциплину и обеспечит им более высокую успеваемость по изучаемым предметам.

У нас в училище, среди учащихся, занимаются спортом мало курящих, употребляющих алкогольные напитки.

Учащиеся, регулярно занимающиеся спортом, практически не болеют.

Занятие спортом способствуют сплочению, дружбе учащихся, решение проблемы «трудновоспитуемых» подростков.

Наглядная агитация - Грамоты, «спортивные молнии», фотографии лучших спортсменов на стене, их достижения, информация о физкультурной работе в училище, «живая» физкультурная жизнь - всё это способствует развитию интереса к физической культуре.

Из 140 учащихся различных спортивных мероприятиях участвует не менее 80 человек.

В спортивных секциях занято 82 человека.

Качество знаний, умений и навыков по физической культуре составляет около 85%.

Для того, что бы основная масса обучающихся осознала значимость физической подготовки, весь педагогический коллектив, вместе с администрацией училища, общественностью, должен участвовать в решении оздоровительной задачи, совершенствовать профессиональною и физическою подготовленность учащихся, развивать их личностные качества

Список литературы


  1. Алкогольная и наркотическая зависимость у подростков: пути преодоления: учеб. пособие для ВПО: рек-но УМО по классич. университетскому образ. / под ред. Э.Ф Вагнера, Х. Б. Уолдрон; пер. с англ. А. В. Александровой. - М. : Академия, 2006. - 476 с.

  2. Безруких, М.М. Здоровьесберегающая школа/ М. М. Безруких. - М. : МПСИ, 2004. - 240 с

  3. Бойко, О.В. Охрана психического здоровья: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ О. В. Бойко. - М. : Академия, 2004. - 267 с. - (Высшее профессиональное образование)

  4. Васильева, О.С. Психология здоровья человека/ О. С. Васильева, Ф. Р. Филатов. - М. : Академия, 2001. - 352 с.

  5. Мартинчик, А.Н. Физиология питания, санитария и гигиена: учебное пособие для СПО/ А.А. Королев; Л.С. Трофименко. - 2-е изд., стереотип. - М. : Академия, Мастерство, 2002. - 192 с

  6. Психология профессионального здоровья [Текст] / под ред. Г. С. Никифорова. - СПб. : Речь, 2006. - 480 с.

  7. Туманян, Г.С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование: учебное пособие для ВПО/ Г. С. Туманян. - М. : Академия, 2006. - 336 с. - (Высшее профессиональное образование)


Загрузка...