paradisemc.ru

Педагогический опыт "формирование ценностного отношения к собственному здоровью"

Формирование у школьников ценностного отношения к собственному здоровью как психолого-педагогическая проблема современности

Кравченко Татьяна Петровна,

преподаватель Переяслав-Хмельницкого государственного педагогического университета им. Григория Сковороды.

В статье на основе анализа, изучения, обобщения и систематизации литературных источников раскрывается вопрос формирования у школьников ценностного отношения к собственному здоровью, как психолого-педагогическая проблема современности.

Ключевые слова: собственное здоровье, ценность, ценностное отношение, школьники.

Постановка проблемы . Анализ последних исследований и публикаций

Современность ставит перед нами задачи, требующие переориентации содержания воспитания и обучения подрастающего поколения, смещения акцентов и создания условий для полноценного, всестороннего и гармоничного развития, как физического, так и духовного, и социально развитой личности, которая осознавала бы, что здоровье является основной и самой важной ценностью человека. Но для этого необходимо сформировать у школьников ценностное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих его людей. Поскольку именно в школьном возрасте активно развиваются и формируются личностные ценности, закладывается фундамент здоровой личности. Поэтому одной из актуальных проблем является изучение и раскрытие вопроса формирования ценностного отношения школьников к собственному здоровью.

Необходимо отметить, что существует около десятка государственных программ, направленных на пропаганду здорового образа жизни детей и молодежи Закон Украины: «Об образовании», Национальная программа «Образование» (Украина XXI в.), Программа «Дети Украины», Целевая комплексная программа «Физическое воспитание – здоровье нации» и др. Конституцией Украины определено, что наивысшей социальной ценностью в государстве является человек, его жизнь и здоровье. В Законе Украины «Об общем среднем образовании» говорится о том, что одной из задач общего среднего образования является воспитание сознательного отношения к своему здоровью и здоровью граждан, как высшей социальной ценности, формирование гигиенических навыков и принципов здорового образа жизни, сохранение и укрепление физического и психического здоровья учащихся.

Педагогами и психологами современности изучаются условия, наиболее благоприятные для целостного развития и формирования как личности подрастающего поколения, их психического и физического здоровья В. А. Вишневский, Н. К. Смирнова, а. Ф. Талтигина и др. значительное внимание уделяется вопросам укрепления здоровья и соблюдения школьниками здорового образа жизни. Но, несмотря на активную работу ученых в этом направлении не все аспекты данной проблемы исследованы и обработаны. Поэтому формирование у школьников ценностного отношения к собственному здоровью, остается актуальным и недостаточно исследованным вопросом сегодня.

Цель исследования – провести теоретический анализ и обобщение литературных источников по раскрытию процесса формирования у школьников ценностного отношения к собственному здоровью как психолого-педагогической проблемы современности.

Задачи:

1.Осуществить анализ особенностей формирования ценностного отношения к собственному здоровью у школьников.

2.Определить необходимость развития ценностной сферы школьника и формирования ценностного отношения к собственному здоровью.

Результаты исследования и их обсуждение

Ценности приобретают личностного смысла, когда они превращаются в соответствующие потребности и интересы личности. Личностные ценности выступают основой деятельности и внутренней духовной жизни каждого человека. Потребности раскрывают отношение личности к действительности. Они характеризуются активностью, определяют характер психических и социальных условий деятельности личности и выступают стимулом деятельности. Поэтому главной предпосылкой воспитания ценностного отношения личности к собственному здоровью является формирование у школьников потребности в здоровье как в личностной ценности .

В частности это мнение поддерживает и развивает И.В.Поташнюк, он считает, что нужно воспитывать особое отношение к здоровью, которое выражается в осмыслении его ценности, а также в положительно-эмоциональном стремлении к его укреплению и совершенствованию. Отношение к здоровью как к ценности обусловливает формирование ценностной установки на укрепление и совершенствование личного здоровья, то есть включение личности в оздоровительную деятельность .

К изучению проблем ценностей человека, формирование системы жизненных ценностей, отношений обращались также Л. Божович, В. Василенко, А. Дробницький, А. Здравомыслов, А. Лазурский, А. Леонтьев, В. Мясищев, В. Тугаринов и другие. В контексте формирования ценностных отношений личности среди современных украинских и российских исследователей следует также отметить философов (М. Каган, Г. Вижлецов и другие), социологов (И. Журавлева, М. Лапин и другие), психологов (И. Бех, С. Дерябо, Г. Никифоров и другие), педагогов (В. Горащук, В. Крижко, В. Оржеховский, Д. Сомов, В. Сластенин, А. Сухомлинская и другие) .

Ценности, как указывает Л.Татаренко, представляют внутренний мир личности, и он в большинстве случаев соответствует или похож на систему ценностей общества, в котором находятся школьники. Ценностные ориентации личности уравновешивают поведение, деятельность, поступки личности с общепринятыми ценностями общества .

Таким образом, анализ литературных источников показывает, что понятие «ценности» в разных его проявлениях достаточно подробно рассматривалось и исследовалось многими учеными. В проанализированных работах сформулированы понятия «ценности» и «ценностное отношение», определена их сущность, структура, выяснен механизм их формирования. Одновременно ценностный аспект отношения к собственному здоровью и его формирования у школьников не были предметом специальных исследований. Изученные источники позволяют утверждать, что система ценностей – это звено, которое связывает общество с индивидом, включает его в систему общественных отношений. Ценности также лежат в основе выбора целей, средств и условий деятельности, отвечают на вопросы, для чего происходит тот или иной процесс. И хотя ценности – системотворческая основа программы, замысла, деятельности и внутренней духовной жизни человека, их воспитание не рассматривался в контексте отношения к собственному здоровью. Анализ литературы позволил охарактеризовать ценностное отношение к собственному здоровью как положительное отношение к ведению здорового образа жизни, обеспечивает единство физических, психических, духовных и социальных потребностей каждой личности.

Для этого можно определить, самое ценное, что есть у человека, по содержанию можно приравнивать к понятию «жизнь» - это здоровье. Человек, однако, нередко пренебрегает тем фактом, что именно в ее силах и обязательствах заботиться о собственном здоровье. Не задумываясь над последствиями своего поведения, выпускает из виду вредные привычки, подвергая здоровье риску и влияния негативных факторов. И лишь тогда, когда начинаются проблемы со здоровьем, мы задумываемся над собственной уязвимостью и начинаем искать средства улучшить самочувствие.

Однако следует отметить, что в течение последних десятилетий наблюдается общая тенденция к ухудшению состояния здоровья населения Украины в целом и школьников в частности. Поэтому необходимо отметить, что поскольку здоровье закладывается с детства; любое отклонение в развитии организма, любая болезнь отражаются в дальнейшем на состоянии здоровья взрослого человека. Несмотря на это, одной из главных задач должно быть сохранение, развитие и укрепление здоровья школьников .

Хотя и изучалось учеными достаточно подробно вопросы сохранения и укрепления здоровья и ведения здорового образа жизни. Однако и до сих пор большинство авторов по-разному трактуют понятие «здоровье», имеют разногласия относительно его структуры. Почти не исследованным является вопрос формирования ценностного отношения к собственному здоровью у школьников. А именно среди них больше распространяется алкоголизм, курение, наркомания и токсикомания, как мы уже говорили ранее. А также, через большое количество информации в процессе обучение много школьников также страдает от недостаточной физической активности, отсутствия навыков организации обучения, активного досуга, правильного питания. Изучение литературы показывает, что хотя в последнее время активизировалась внимание ученых к исследованию вопросов собственного здоровья школьников, ведется квалифицированная его пропаганда в средствах массовой информации, однако проблема улучшения здоровья и ценностного отношения к нему школьников остается нерешенной.

Несмотря на это система традиционного образования, как правило, негативно влияет на здоровье учащихся, отмечают ученые Р.Баевський, Г.Опанасенко, М.Антропова и др. Очередные изменения сопровождаются интенсификацией учебной деятельности при существующих педагогических технологиях, еще больше усиливают негативное состояние физического развития и здоровья школьников .

Многоаспектность этой проблемы требует анализа сущности и содержания категории «здоровье».

Пропаганда, здорового образа жизни не является решением этого вопроса. Необходимо, чтобы школьники сами осознали, что ценностное отношение к собственному здоровью должно быть для них важнее и значимым других жизненные приоритеты. В обработанных литературе большинство исследователей рассматривают воспитание ценностей и ведения здорового образа жизни с теоретических позиций, не применяя их на практике в школе. Заметно и то, что ученые не объединяют понятия «ценности» и «здоровый образ жизни», хотя именно ценностное воспитание значительно повышает эффективность воспитательной работы школы. Воспитание на основе ценностей – это ведущий путь формирования личности школьника и его отношение к собственному здоровью .

Проблема человека и его здоровье – извечная проблема, основой которой является гармоничное развитие личности. Нельзя не согласиться в этом случае с Кантом, который считал, что философия нужна людям для того, чтобы ответить на вопрос: «Как жить, чтобы жить долго и при этом не болеть» .

Несмотря на это ученые при определении понятия «здоровье» опираются на философское понимание, здоровье они объясняют как понятие многоплановое – не просто отсутствие болезней, но и высокий уровень адаптационных возможностей, состояние физического, психического и социального благополучия, это гармоничная совокупность физических, психических, эмоциональных, умственных функций .

Каждый человек теоретически осознает, что его образ жизни должен быть индивидуальным и здоровым. Но на практике, как правило, он неорганизованный и нездоровый, продиктованный реалиями бытия. Важно понять, что все же очень многое зависит от самого школьника. Как он относится к самому себе.

Немалую роль в формировании отношения к собственному здоровью играет понимание ценности здоровья. И.Б.Бех указывает, что в современных гуманитарных науках наблюдается значительное тяготение к категории «ценности».

Но отсутствие в общеобразовательных школах систематической работы по воспитанию у школьников отношения к собственному здоровью; недостаточная работа учителей, по пропаганде преимуществ здорового образа жизни и соблюдения его норм в повседневной жизни. Не способствует формированию у учащихся ценностного отношения к собственному здоровью и содержание учебных дисциплин, в том числе и по физической культуре. В содержании большинства предметов отсутствует дифференциация обучения, в процессе их преподавания игнорируется состояние здоровья учащихся, не учитываются индивидуальные и возрастные особенности школьников; в отношениях «учитель-ученик» недостаточно проявляются ценностные отношения. В большинстве школ нет реальных возможностей формировать у учащихся ценностного отношения к собственному здоровью, поскольку существует большой дефицит учебно-методической литературы и необходимой материальной базы.

Однако следует отметить, что мы акцентируем внимание на формировании ценностного отношения к собственному здоровью именно учеников, поскольку в школьные годы происходит не только закладка фундамента здоровья, но и восприятие определенных норм и образцов поведения, накопления соответствующих знаний и умений, осознание потребностей и мотивов, определение ценностных ориентаций, интересов и представлений.

Учитывая значимость этой проблемы, процесс формирования ценностного отношения к собственному здоровью требует изучения такого понятия как «ценность».

В широком понимании ценностями стабильно важные для личности конкретные материальные блага. В более узком смысле о ценности принято говорить как о духовных идеи, содержащиеся в понятиях, которые имеют высокую степень обобщения. Категория ценности относится к мотивационных явлений, организуют и руководят деятельностью человека .

А вот ценностное отношение в философии определяется как особый тип отношения, основой которого является осознание ценности предметов или явлений, в которых одна сторона выступает носителем ценности для второй (И.Д.Бех, О.В.Василенко, И. С. Кон). Ценность имеет объективный характер, зато отношение отражает субъективную оценку личности к предметам, событий и явлений .

Проблема, ценности как основы формирования у школьников отношения к собственному здоровью всегда вызывала повышенный интерес ученых, методистов, педагогов. Поскольку человек как личность определяется системой его отношений с миром и окружающими его людьми, особое место в этой системе принадлежит ценностным отношениям, которые имеют социально-историческую, культурную обусловленность и связанные с деятельностью человека по осознанию значения определенных явлений действительности для себя как субъекта не только в школьных стенах, но и самостоятельной дальнейшей жизни.

Кроме этого благодаря их привлечению к такой деятельности, как свидетельствуют результаты нашего исследования, актуализируются процессы жизненного и даже профессионального самоопределения растущей личности. Это становится возможным при условии, что не только учителя (руководители кружков или секций туристско-краеведческого направления), но, что особенно важно, сами старшие подростки смогут определить и охарактеризовать еще в школьном возрасте в собственную жизненную позицию, или даже собственный жизненный сценарий. А это в свою очередь детерминирует чрезвычайно важные для дальнейшего развития старших подростков психолого-педагогические механизмы самоактуализации и самореализации, то есть к раскрытию всех своих потенциальных возможностей и способностей.

Формирование ценностного отношения обусловлено характером идеалов школьников, притягивает настоящего к будущему; ценностного ориентира при определении лицом системы ценностных отношений к миру и самому себе. Идеал позволяет упорядочить разносторонние отношения школьника с миром. Ценностное отношение имеет как актуальную сторону, что проявляется в деятельности (ее принято называть ценностной ориентацией), так и потенциальную, которая часто недостаточно осознается самим человеком и не проявляется в деятельности.

Итак, рассмотрев ценности, ценностное отношение и здоровья мы можем увидеть, что для формирования этих важных качеств необходима оптимальная и продуктивная форма деятельности, которая смогла воспитать в молодежи эти весьма важные черты личности. Ввиду этого можно заметить, что туристская работа при всем ее разнообразии является мощным средством укрепления здоровья и физического развития школьников.

Поэтому все равно важным направлением работы общеобразовательных школ должно быть воспитание у школьников ценностного отношения к собственному здоровью, так как именно это поможет направить учащихся на правильную организацию собственной жизни и сформирует ценностный аппарат каждой личности, сохранит и укрепит их здоровье, будет способствовать гармоничному физическому, психическому, духовному и социальному развитию функций личности каждого школьника.

Выводы

Проанализировав и обобщив литературные источники, мы пришли к выводу, что ценности не только лежат в основе выбора целей, но и являются одной из составных частей формирования у школьников ценностного отношения к собственному здоровью. Но, несмотря на то, что настоящее отмечается необходимостью детального изучения и раскрытия такой проблемы, как формирование ценностного отношения к собственному здоровью, как психолого-педагогической проблемы, современные ученые недостаточно внимания уделяют этому вопросу. Однако способствовать формированию ценностного отношения школьников к собственному здоровью необходимо и это является ключевой задачей общества современности.

Литература

1Антропова М.В. Особенности физического развития и здоровья учащихся Москвы/М.В.Антропова, Г.В. Бородкина, Л.М. Кузницова // Здравоохранение Российской федерации. – 1995. – №1. – С 23-25

2Апанасенко Г.Л. Еволюция біоенергетики здоров’я человека /Г.Л.Апанасенко// СПб.: Г.П. «Петрополис»– 1992. – 123с.

3Бех І.Д. Особистісно зорієнтоване виховання: Науково-метод. посібник. / БехІ.Д.- К.: ІЗМН, 1998. - 204 с.

4Зайцев Г.К. Валеологія в школі / Г.К.Зайцев. – СПб.:Акцидиєнт, 1996. – 198с

5Закопайло С.А. Педагогічні основи виховання в юнаків 10-11 класів цінностей здорового способу життя: Автореферат дис. ... канд. пед. наук. 6: сиец. 13.00.07 / С.А. Закопайло – К., 2003. – 19 с.

6Магрламова К.Г. Виховання в учнів ціннісного ставлення до природи: Навчально-методичний посібник./ Магрламова К.Г. – Дніпропетровськ: Вид. «Наука і освіта», 2008

7Олексієнко Я.І. Формування здорового способу життя та ціннісного ставлення молоді до власного здоров’я: Методичний посібник. / Олексієнко Я.І. – Черкаси: Вид. від. ЧНУ імені Богдана Хмельницького, 2006. – 208с.

8Солопчук Д.М. Формування здорового способу життя в школярів у позаурочній фізкультурно-спортивній роботі: / Моногрвфія. – Камянейьк- Подільськ, 2009 – 175с

9Формування здорового способу життя у студентського та учнівської молоді засобами туристичної роботи: Мат. Всеукраїнської науково-практичної конференції. К. 2001р.

Ольга Гусева
Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровью

Интерес к здоровью детей обусловлен все возрастающей тенденцией

к росту заболеваемости, снижением функциональных способностей детей

и темпов их физического и умственного развития.

Детство является ключевым периодом жизни, когда формируются все

морфологические и функциональные структуры, определяющие

потенциальные возможности взрослого человека. Поэтому на этапе

дошкольного возраста , когда жизненные установки детей ещё

недостаточно прочны и нервная система отличается особой пластичностью, необходимо формировать мотивацию здоровья и организацию их жизненных

интересов на здоровый образ жизни .

Ребёнок не может развиваться, не зная цели и смысла своего существования, не имея представления о себе и своих возможностях. Понимание себя, своих жизненных потребностей необходимо, чтобы понять, «почувствовать» других людей. Поэтому формирование у детей ответственности за индивидуальное здоровье – это педагогическая проблема.

Многие ученные главным фактором укрепления и сохранения здоровья считают систематическую двигательную активность, формирующуюся в процессе физического воспитания. Именно физическое воспитание в дошкольных образовательных учреждениях призвано сформировать у ребёнка правильное и осознанное отношение к себе и своему здоровью .

Следует учитывать, что в дошкольном возрасте биологическая потребность в движении является ведущей и оказывает мобилизирующее влияние на интеллектуальное и эмоциональное развитие ребёнка, его привычки и поведение. Эта потребность проявляется в единстве с потребностью получать удовольствие, наслаждение от участия в двигательной деятельности, сопереживать в процессе взаимодействия, общения и самоутверждения. На интересе детей к физкультурной деятельности формируются умения и навыки здоровой жизнедеятельности , мотивацию на здоровье . Этот принцип и лежит в основе технологии целенаправленного формирования ценностного отношения детей дошкольного возраста к здоровью и здоровому образу жизни .

По мнению ведущих специалистов, именно старший дошкольный возраст является наиболее оптимальным для осознанного постижения окружающего мира, Для развития, как интеллектуальных способностей, так и практических умений и навыков. Однако следует особенно подчеркнуть : формирование у дошкольников знаний , умений и навыков должно включаться в доступные и интересные им виды деятельности. Только тогда программа, разработанная взрослыми, станет для ребёнка «его собственной» .

Ценностное отношение проявляется в оценке значимости, важности определенного вида деятельности не только на уровне сознания, но и в реальных действиях и поступках, а именно личностные проявления детей, ориентированные на овладение знаниями и навыками сохранения собственного здоровья .

Выделяют 3 уровня решения задач целенаправленного приобщения детей к

Первый уровень - информационный , определяющий сформированность знаний в области культуры здоровья и физической культуры, которая проявляется в соответствующих высказываниях и суждениях.

Второй уровень – личностный, свидетельствующий о сформированности эмоционально положительного отношения ребенка к содержанию занятий (эмоционально-мотивационный уровень ценностного отношения ). Его показатели – интерес, потребность, положительные эмоции при выполнении заданий.

Третий уровень – деятельностный, характеризующий активную включенность ребенка в деятельность по организации ЗОЖ.

Важным показателем сформированности ценностного отношения выступает реальное поведение ребенка в виде определенных форм деятельности , чувств, переживаний, положительных реакций и т. п. Все 3 уровня проявляются в единстве на каждом занятии и создают пространство для реализации возможности детей, обогащенную развивающую предметно-пространственную образовательную среду. Однако эффективность ее для каждого ребенка различна, и результаты достигаются в разные сроки.

Структурно процесс формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни на занятиях по физической культуре можно представить следующим образом :

1. Создание проблемы с участием знакомого детям персонажа.

2. Формирование знаний о ценности здоровья и способах его укрепления.

3. Освоение, закрепление и совершенствование практических действий по организации здорового образа жизни .

Занятия должны соответствовать сезонно-климатическим особенностям и связанным с ними проблемам в состоянии здоровья . Например, осенью по теме «Осенние неприятности» целесообразно дать советы-рекомендации профилактического характера, которые позволяют сохранить здоровье в условиях перепадов температуры : носить многослойную одежду, если потеплело, снять верхнюю одежду; при ветре уже ранней осенью ходить в легкой шапочке, чтобы не надуло в уши; пошел дождь – защищаться от сырости при помощи резиновых сапог, плаща и зонта. Простуды можно избежать, если вдыхать запах чеснока, выполнять точечный массаж и т. д.

Физкультурно-оздоровительные занятия , объединенные одним сюжетом могут проводиться в течение двух недель. Знакомство с темой осуществляется в форме постановки проблемы , поиска и анализа предполагаемых действий по решению, освоения знаний и практических умений по оказанию конкретной помощи пострадавшему, закрепления и совершенствования изученного материала.

Комплексы сюжетных занятий направлены на поэтапное формирование представлений о здоровом образе жизни и развитие двигательных качеств.

Сюжетные занятия дают возможность использования упражнений различной направленности, позволяющих разностороннее воздействие на организм и одновременно решать оздоровительные , воспитательные и образовательные задачи.

В процессе формирования ценностного отношения детей к здоровью и здоровому образу жизни рекомендуется использовать комплекс как традиционных, так и специфических средств физической культуры. К традиционным средствам относятся упражнения , составляющие базовое содержание программы по физической культуре. Это гимнастические, акробатические и легкоатлетические упражнения, эффективно решающие задачи всестороннего развития ребенка, повышения уровня физической подготовленности, коррекции психомоторного развития. Активно используются также элементы спортивной деятельности : теннис, футбол, баскетбол, бадминтон и т. п. в содержание занятий включаются и ритмические упражнения.

Традиционные средства физической культуры совершенствуют физические качества, формируют двигательные умения и навыки, укрепляют здоровье , но они не позволяют в полной мере сформировать ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни . Поэтому с учетом анатомо-физиологических и психологических особенностей детей дошкольного возраста детей используют специальные игры и упражнения -специфические средства. К их числу можно отнести игры, используемые для формирования представлений о здоровье , функциях организма, а также практические действия по организации здоровой жизнедеятельности –эстафеты и специальные игровые задания, такие, например, как «Собери человека» .

Игры-путешествия включают все виды двигательной активности. Каждая игра имеет цель, сюжет и итог. Например, при изучении темы «Осенние радости» дети отправляются в «путешествие» по осеннему лесу. Светит солнце (обычная ходьба с закрытыми зонтами, начался дождь (бег с открытыми зонтами, перепрыгиваем через лужи (прыжки с открытыми зонтами, ветер дует в лицо (ходьба спиной вперед) .

Игровой самомассаж – основа закаливания и оздоровления . Такие упражнения способствуют формированию у них сознательного стремления быть здоровыми .

Игропластика- основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости, включающей элементы йоги-терапии и упражнения на растягивание.

Пальчиковая гимнастика – служащая основой для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук, оказывает положительное воздействие на память, мышление, фантазию.

Креативная гимнастика включает нестандартные упражнения, специальные задания, творческие игры, направленные на развитие выдумки, познавательной активности, мышления, свободного самовыражения.

Все средства физического воспитания, используемые на занятиях, подчинены определенному сюжету. Например, на занятии «Лечим дыхательную систему» используются упражнения дыхательной гимнастики («Парус» , общеразвивающие упражнения («Рыбка» , «Русалочка» , подвижные игры («Невод» , «Водяной» , танец («Раки» , круговая тренировка(«Матросы на корабле в шторм» ) и т. п. использование имитации и подражания, образных сравнений, соответствует психологическим особенностям дошкольников , облегчает процесс запоминания, повышает эмоциональный фон занятия, способствует развитию творчества, познавательной активности.

Таким образом, основой методики проведения занятий по формированию ценностного отношения к здоровью является игровая деятельность. Все упражнения, объединенные одним игровым сюжетом.

Известно, что в связи со своими физиологическими особенностями дети быстро утомляются и не могут долго концентрировать внимание на движениях, поэтому рекомендуется использовать упражнения с различными предметами и разным темпом выполнения.

После закрепления темы предлагается проводить встречу со сказочным персонажем, в процессе которой используются освоенные на занятиях упражнения, танцы, игры и эстафеты. Подготовка к встрече является для детей хорошим стимулом для тщательной проверки своих умений и знаний.

В конце занятия детям дается домашнее задание –вспомнить такие моменты, когда было особенно весело; подумать о том, в каких случаях у мамы и папы может быть такое же настроение.

При проведении занятий необходимо использовать положительную оценку, похвалу, поощрение.

В процессе общения педагога с детьми происходит не только передача знаний, умений, но и внешней экспрессии, которая окрашивает, обогащает занятия, выступает важным условием, определяющим тип эмоционального регулирования коллектива детей. Наиболее существенным можно считать так называемый эффект эмоциональной заразительности.

Педагог должен постоянно следить за тем, чтобы все дети были вовлечены в работу, не уставали и не отвлекались. Поэтому каждое занятие должно включать процедуры, способствующие саморегуляции : упражнения на мышечную релаксацию, дыхательную и мимическую гимнастику, попеременное или одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку; чтение потешек с чередованием движений, темпа и громкости речи.

Большое значение на интегрированных физкультурных занятиях имеет наглядность – картинки, соответствующие сюжету занятия, способствующие развитию образного восприятия, творческого мышления. Спортивный инвентарь должен соответствовать возрасту и росту ребенка.

Важную роль в организации занятий играет личность педагога : он должен быть искренним, эмоционально открытым, артистичным, способным к импровизации, владеть навыками саморегуляции и релаксации, идеально выполнять предлагаемые детям упражнения, осуществлять творческий подход к детям. От педагога в большой степени зависит эмоциональный настрой на занятии, эффективность выполняемых упражнений.

Важную роль в решении поставленных задач играет семья, которая совместно с дошкольным образовательным учреждением является основной социальной структурой, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья детей , приобщение их к ценностям здорового образа жизни . Известно, что ни одна, даже самая лучшая программа и методика не может гарантировать полноценного результата , если ее задачи не решаются совместно с семьей, если в дошкольном образовательном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети-родители-педагоги, для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.

И в заключении хочу сказать, что забота о здоровье ребенка , формирование у него привычки здорового образа жизни должна осуществляется систематически и последовательно. Положительный результат данной работы, может быть, достигнут только при тесном взаимодействии всех участников воспитательно-образовательного процесса.

«Формирование ценностного отношения к собственному здоровью

Если человек сам следит за своим здоровьем,

то трудно найти врача, который знал бы

лучше полезное для его здоровья, чем он сам.

Сократ

Есть ценности, признаваемые всеми без исключения, которые были и остаются вечными: жизнь, красота и здоровье. Среди них одна из главных – здоровье человека. Именно оно представляет собой своего рода фундамент человеческой жизни, на котором формируются интеллектуальные, этические и иные ценностно-нормативные структуры личности. Здоровье – не подарок, который человек получает на всю жизнь, а результат его сознательного поведения. Поэтому важно знать свой организм, желать быть здоровым и прикладывать к этому определенные усилия.

На протяжении всего существования человечества одной из немаловажных ценностей для человека является здоровье. С древних времен здоровье являлось для человека самым важным элементом гармоничного развития личности. Еще в древности оно понималось врачами и философами как главное условие свободной деятельности человека, его совершенства. Здоровье человека отражает одну из наиболее важных сторон жизни общества и тесно перекликается с фундаментальным правом человека на физическое и психическое и социальное благополучие при максимальной продолжительности его активной жизни.

Неблагополучное состояние здоровья субъектов образовательного процесса привело к необходимости овладения классным руководителем навыками здоровьесберегающей деятельности. Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Поэтому основным критерием здоровьесберегающей направленности процесса воспитания в моей группе служит соответствие базовым потребностям и психофизиологическим возможностям моих воспитанников.

В основе здоровьесберегающей профессиональной позиции классного руководителя лежит осознание проблем собственного здоровья, понимание зависимости здоровья от образа жизни, наличия знаний о формировании здорового образа жизни и деятельности по его осуществлению.

С понятием здоровья тесно связано другое не менее значимое понятие - здоровый образ жизни (ЗОЖ). Под которым следует понимать «способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций».

Проблема укрепления здоровья подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных в современной России. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о неудовлетворительном состоянии здоровья детей и подростков. В связи с этим, проблема формирования здорового образа жизни, а на индивидуальном уровне - здорового стиля жизни, является одной из наиболее приоритетных в современной педагогике, поскольку связана с решением сразу двух важнейших задач государственной политики в области образования: развития индивидуальности и формирования здоровой личности.

Резко возросло число подростков, страдающих алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией. Увеличилось число убийств и самоубийств, совершенных подростками. Увеличение распространенности среди подростков курения, употребления алкоголя и наркотиков свидетельствует о низком уровне гигиенических знаний, а также о неэффективности существующих форм и методов гигиенического воспитания детей не только в организованных коллективах, но и в семье.

Соблюдение здорового образа жизни очень важно и необходимо, особенно среди подростков, поэтому необходимо формировать ценностное отношение к здоровому образу жизни, создавать все условия для его поддержания. Вести здоровый образ жизни необходимо всегда, но в период подросткового возраста нужно уделить большое внимание этому процессу.

Подростковый возраст - это достаточно важный период для формирования здорового образа жизни ребенка. Во-первых, на этом возрастном этапе происходят физиологические и психологические изменения организма. Во-вторых, учеба - тяжелый умственный труд, связанный с напряжением центров коры больших полушарий. Подростковый возраст характеризуется половым созреванием, эмоциональной нестабильностью. От того, какие условия для учебы и развития подростков созданы в школе, в первую очередь зависят здоровье и формирование здорового образа жизни развивающегося человека.

В настоящее время одной из самых актуальных задач в работе с молодежью является профилактика различного рода зависимостей

Нарастает социальная необходимость в обучении и воспитании подростков, ответственных за состояние своего здоровья, умеющих противостоять неблагоприятным условиям среды, владеющих представлениями о способах ведения здорового образа жизни.

Трудно смириться с тем, что молодые люди иногда выбирают рискованное поведение потому, что кто-то из взрослых не объяснил, не рассказал, не научил, не показал истинные ценности и перспективы.

Подростковый возраст – один из наиболее сложных в формировании личности. К особенностям этого периода жизни можно отнести излишнюю самоуверенность в оценках, непризнание авторитета взрослых, не желание подчиняться требованиям и нормам, стремление везде и всюду поступать по – своему.

Характерной чертой подростков является их повышенная внушаемость, склонность к группированию и подражанию тем действиям, которые не разрешаются или отвергаются в семье и обществе в целом.

Недостаточность знаний и жизненного опыта затрудняют разграничение ими истинных и сложных ценностей, некритичность к себе облегчает совершение различных проступков, а также способствует формированию вредных привычек.

Для понимания причин и механизмов возникновения зависимостей очень важно учитывать психологические характеристики подросткового возраста, которые, по сути своей, являются кризисом взросления.

С учетом всех этих факторов риска в нашем учебном заведении проводится большая работа по формированию здорового образа жизни у подрастающего поколения.

С целью формирования ценностного отношения к здоровью мною была разработана программа из 5 классных часов. Цель программы - формирование у подростков ценностного отношения к здоровью и ценности здорового образа жизни.

Классные часы:

1.«Мы – за здоровый образ жизни» (формирование потребности в соблюдении правил личной гигиены, режима дня, здорового питания.)

Чтоб мудро жизнь прожить,

Знать надобно немало.

Два главных правила запомни для начала:

Ты лучше голодай, чем, что попало есть,

И лучше будь один, чем с кем попало.

2.«Место здоровья в моей жизни» (формирование понимания важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества.)

3. «Этика взаимоот­ношений» (0 ВИЧ-инфекции и ИППП)

4. «Вредные привычки и здоровье человека» (профилактика вредных привычек, алкоголизма, наркомании в подростковой среде.)

5. «Наши нравственные чувства и этическое сознание »(развитие умений и навыков социального общения; воспитание культуры общения, культуры поведения).

Неуважение к предкам есть

первый признак безнравственности.

Пушкин

Мои педагогические аксиомы в работе со студентами.

Для того, чтобы в душе моих воспитанников жили чувства добра, любви, справедливости, понимание Веры выполняю три педагогические аксиомы. Воспитательную работу с детьми всегда строю на уважении моих воспитанников, признавая их «ценностным феноменом»

Воспитание ценностного отношения к своему здоровью

Проблема сохранения здоровья детей в условиях современной школы уверенно лидирует среди других актуальнейших проблем в образовании.

Каковы же факторы, негативно влияющие на здоровье учащихся? Что должен делать учитель, чтобы сохранить здоровье детей, укрепить его, а не ухудшить на протяжении всех лет обучения в школе?

Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время,

нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного

процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних

заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи

информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика,

характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится

приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.

Успешность обучения в школе определяется уровнем здоровья, с которым ребенок

пришёл в школу, что является исходным фоном на старте обучения. На этом фоне в дальнейшем не менее важна и правильная организация учебной деятельности. От того насколько органичен образовательный процесс, насколько педагоги учитывают

специфику возможностей ребенка того или иного возраста, насколько полно учитываются

все отрицательно влияющие на здоровье ребенка факторы обучения, напрямую зависит, сумеем ли мы сохранить здоровье современного школьника.

Задумываясь о здоровье школьников, нужно признать, что традиционная классно-урочная система организации учебного процесса устарела, она неблагоприятно влияет на здоровье детей. Особенно отрицательно влияют на физическое и психическое здоровье детей следующие факторы:

  • интенсификация учебного процесса;
  • нерациональная организация процесса обучения;
  • несоответствие методик обучения возрастным возможностям школьников.

С негативным влиянием данных факторов специалисты связывают до 40 % детской

патологии. Рациональная организация учебного процесса необходима для предотвращения перегрузки, перенапряжения, обеспечения условий успешного обучения

школьников, сохранения их здоровья. Сохранить и укрепить здоровье школьников

помогает умение применять здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие образовательные технологии – совокупность всех

используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только

сберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов

образовательной среды, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры

здоровья. Применение этих технологий способствует созданию специальных условий, обеспечивающих развитие сильных, знающих о своем здоровье, умеющих его беречь и подготовленных для жизни личностей.

Таким образом, одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для

учащихся путем внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации

и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей и

подростков.

Цель здоровьесберегающего сопровождения - создание безопасного для здоровья образовательного пространства на уроках, а также создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития и самореализации индивидуальных способностей ребёнка, сохранения и укрепления его здоровья.

Требования к учителю просты и естественны: не допускать переутомления учащихся на уроках и перегрузки их домашними заданиями. Одним из факторов, содействующих утомлению детей, являются однообразные организационные формы обучения. Пусть даже передовые формы, но если они повторяются из урока в урок, из месяца в месяц, то они, безусловно, «приедаются», детям становится неинтересно, а это верный путь к повышенной утомляемости. Домашняя подготовка к одному уроку не должна занимать в среднем более 20 минут, т.е. более половины времени урока. Этого можно добиться, если полностью и эффективно использовать для обучения всё время урока.

Исследованиями гигиенистов установлено, что построение учебного дня без учета

возрастных особенностей детей даже при внедрении всех форм физкультурно-

оздоровительной работы приводит к выраженному утомлению учащихся в течение дня, недели, года. Это, в свою очередь, вызывает неблагоприятные сдвиги в функциональном состоянии различных органов и систем и в конечном итоге ведет к ухудшению здоровья учащихся в конце учебного года.

Рациональный режим, прежде всего, предусматривает четкое чередование

различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток и строгую регламентацию

разных видов деятельности. Подавляющее число функциональных отклонений в

Организме учащегося за время обучения в школе связано с увеличением учебной нагрузки, условиями протекания учебно-воспитательного процесса, особенностями построения уроков.

Каждый учитель должен видеть главную свою задачу в том, чтобы инициировать,

продвигать вперёд и контролировать учебный процесс так, чтобы учащиеся учились

искусству учёбы. Успешная учебная деятельность и состояние здоровья детей не могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны и требуют к себе пристального внимания взрослых, учителей-практиков и родителей. Хорошее здоровье только благоприятным образом способствует полноценному развитию детей, способствует безболезненной адаптации к новой для школьника учебной деятельности, связанной с напряженной умственной нагрузкой.

Сбережение и укрепление здоровья тесно связано с применением в школе информационно-коммуникативных технологий обучения, при которых дети не устают, а продуктивность их работы возрастает. Однако внедрение компьютерных технологий в нашу жизнь неминуемо сказывается на здоровье. Что должен сделать учитель для обеспечения безопасного сотрудничества ребенка с компьютером? В первую очередь, создать соответствующие условия работы. Очень важно соблюдать температурный режим, грамотно оформить кабинет, подобрать удобную мебель, следовать санитарным нормам и правилам.

Использование компьютерных технологий позволяет повысить заинтересованность

учащихся, а также улучшить качество восприятия материала. Работа за компьютером во

время выполнения практических заданий и тестирования дает возможность укрепить

здоровье учащихся, так как в этот момент в работу включаются различные группы мышц,

происходит развитие мелкой моторики рук, пальцев.

На уроках нужно учить строить взаимоотношения с компьютером грамотно и технологично, чтобы максимально уменьшить риск для здоровья, развивать интерес к занятиям и мотивацию учения, ведь они привлекают внимание ребят к учебным занятиям, делают их желанными, комфортными, приятными, привлекательными, исключают угнетение, стрессы, различные негативные реакции, плохо влияющие на психику подростков. А все это помогает сберечь и укрепить здоровье подрастающего поколения.

Основными факторами, влияющими на здоровье человека при работе за

компьютером являются:

1. Длительная гиподинамия. Любая поза при длительной фиксации вредна для

опорно-двигательного аппарата и, кроме того, ведет к застою крови во внутренних органах и капиллярах.

2. Нефизиологическое положение различных частей тела. Правильную осанку

необходимо выучить «телом», путем его контроля в течение какого-то времени, и потом

она будет поддерживаться уже автоматически. Проще всего встать к ровной стене и

прижать к ней плотно пятки, икры, ягодицы, лопатки, локти и затылок.

3. Длительно повторяющиеся однообразные движения.

4. Световое, электромагнитное и прочие виды излучения

Хочется отметить, что структуру урока и его содержание можно изменять в

зависимости от вида и темы урока, этапов может быть различное количество, методов

проведения может быть несколько, но приоритетным, для меня, остается выполнение

таких условий:

Разнообразие видов деятельности;

Разнообразие способов и приёмов преподавания;

Работа на компьютере не больше установленного времени;

Доброжелательная обстановка на уроке.

Эти условия помогают избежать усталости и сделать общение детей с

компьютером более безопасным для здоровья.

Педагогика на сегодняшний день располагает наиболее доступным в России

способом оздоровления человека, и средство это - воспитание ценностного отношения к своему здоровью, выражающееся формулой: здоровье - ценность, а ценности не даются даром.

В заключение хотелось бы напомнить, здоровье нельзя улучшить, его можно

только сберечь! Берегите себя и своих учеников!


«Формирование ценностного отношения к здоровью как основа воспитания»

Учитель математики МОУ «Поповская

основная общеобразовательная школа»

Курова Светлана Сергеевна

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие. Все люди хотят быть здоровыми, сильными, иметь красивую фигуру, в идеале заниматься (или хотя бы любить) каким-нибудь видом спорта.

Очень тревожит ухудшение здоровья детей. Каждый третий ребенок, поступающий в школу, имеет то или иное хроническое заболевание. Многие школьники приобретают заболевания в процессе обучения. Одной из причин сложившейся ситуации является недостаточная разработанность вопросов формирования положительного ценностного отношения школьников к своему здоровью. Это приводит к тому, что они постепенно, по мере взросления отходят от норм здорового образа жизни.

Основной задачей нашего государства является воспитание подрастающего поколения. Концепция воспитания детей и учащейся молодежи отражает все направления воспитательного процесса. Одним из таких направлений является физическое развитие и воспитание здорового образа жизни, способствующее осознанию значения собственного здоровья и готовности к его сохранению и укреплению, активному участию в спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности, отказе от вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

Формирование здорового образа жизни способствует включению в повседневную жизнь школьника различных новых для него форм поведения, полезных для здоровья (физкультурные минутки на уроках, уроки здоровья, использование валеологического компонента на различных уроках).

Здоровый образ жизни - возможно, главный фактор предупреждения различного рода заболеваний. Из этого вытекает одна из основных задач воспитательной работы с учащимися - формирование у них здорового образа жизни. Однако не следует забывать, что данная проблема является основной не только для учителей, но и для родителей, причем именно на последних ложится основной груз ответственности.

Формирование здорового образа жизни должно включать в себя несколько аспектов:

Проведение разъяснительных мероприятий со школьниками и их родителями о важности здорового образа жизни для растущего детского организма;

Построение правильного расписания школьной жизни учащегося;

Введение определенных школьных правил и норм (опрятный вид школьника, запрет курения на территории школы и др.).

Кроме того, одним из факторов формирования здорового образа жизни у школьников, является личный пример, о чем учитель никогда не должен забывать. В качестве примера для подражания нередко выступают и родители учеников, на эту тему необходимо проводить разъяснительные беседы на родительских собраниях.

Образ жизни ребенка - основа его здоровья на протяжении всей последующей жизни. Неправильно заложенная основа может привести к повреждению всей конструкции, даже если все остальные ее элементы будут заложены верно.

Для здоровья будущего поколения нашей нации необходимо прививать и мотивировать здоровый образ жизни. Мотивация здорового образа жизни - это комплекс мер, направленных на появление у детей стремления соблюдать все правила и нормы здорового образа жизни. В понятие здорового образа жизни входит целый комплекс условий и требований, выполнение которых благотворно влияет на здоровье человека. К ним можно отнести:

соблюдение режима дня;

правильное и своевременное питание;

соблюдение норм личной гигиены;

отказ от вредных привычек;

регулярное занятие любительским спортом, правильная оснка;

и др.

Следует отметить, что в настоящее время здоровый образ жизни становится модным. Все больше популярных людей пропагандируют здоровый образ жизни, к тому же здоровые, спортивные, сильные личности более популярны, чем измученные вредными привычками. Исходя из этого в беседах со школьниками следует дать им понять, что крепкое здоровье - один из первых шагов к популярности и успеху.

Мероприятия по формированию мотивации следует начинать с самого рождения ребенка. Для этого родители постепенно приучают его к правильному и регулярному питанию, личной гигиене и др. Необходимо также вовремя привить ребенку навыки самообслуживания и самостоятельного выполнения основных действий личной гигиены. Взрослея, ребенок привыкает к режиму дня, установленным для него родителями правилам и не представляет себе другого образа жизни.

Семья закладывает в сознание ребенка само понятие «здоровье», однако дальнейшее формирование у ребенка ценностного отношения к нему перекладывает на школу.

Анализ передовой практики показывает, что процесс формирования у школьников ценностного отношения к здоровью состоит из следующих взаимосвязанных направлений:

1. Воспитание у детей положительного отношения, интереса к занятиям физическими упражнениями;

2. Вооружение школьников знаниями по физической культуре, гигиене, физиологии человека и формирование на их основе убеждений в необходимости следить за своим здоровьем, систематически заниматься физической культурой;

3. Практическое приучение учащихся к ежедневным занятиям физической культурой в режиме школьного и внешкольного времени.

Названные выше направления достигаются в практике работы школы в тесной связи в едином образовательном процессе. Выработка у детей интереса к своему здоровью, становится одним их мотивов внутреннего побуждения их к занятиям физической культурой, важным условием для формирования ценностного отношения к нему.

Пробуждению и развитию у школьников интереса способствует качественное проведение уроков и внеклассных занятий. Уроки физической культуры, физкультминутки, занятия в спортивных секциях, массовые школьные соревнования имеют явную направленность на то, чтобы приобщить всех учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Важным разделом работы по привитию школьникам потребности заботиться о своем здоровье является формирование у них соответствующих убеждений. При этом важное значение имеет обеспечение взаимосвязи между практическими умениями и теоретическими знаниями учащихся. Формированию у учащихся нужных убеждений способствует доходчивое объяснение учителя, работа родителей.

Большое значение для формирования у учащихся устойчивых убеждений имеют согласованные действия школы и семьи. Для достижения единства педагогического и родительского влияния на детей необходимо обсуждать вопросы здоровья на родительских собраниях.

Практическое приучение школьников заботиться о своем здоровье в режиме школьного и нешкольного времени является решающим условием выработки у них данной потребности. Потребность формируется через привычку. Достижению успехов в этом важном деле способствуют спортивно-оздоровительные мероприятия: «Дни здоровья», различные спортивные мероприятия («Самый спортивный класс», «Олимпийцы среди нас» «Самый меткий и ловкий», «Спортивная семья» и др.), где принимают участие учащиеся и их родители, а также классные руководители, которым может отводиться роль помощников судей, организаторов и т.п.

Для того, чтобы у ребенка выработалось ценностное отношение к своему здоровью, сохранялся интерес к занятиям спортом, необходимо соблюдение некоторых принципов:

Принцип всестороннего, гармоничного развития личности. Организм человека единое целое, развивать и укреплять необходимо все его органы.

Принцип оздоровительной направленности предусматривает сохранение и укрепление здоровья.

Принцип связи физического воспитания с дальнейшей жизнью.

Кроме педагога, который интересуется новинками литературы, который может, а главное хочет не только научить детей как правильно заниматься физической культурой, но и привить к ней интерес на всю оставшуюся жизнь, важным этапом является мотивация детей.

Но в то же время необходимы усилия и со стороны семьи. Но вся эта работа невозможна, и в целом бесполезна, без поддержки и помощи родителей. Ведь именно в семье ребенок получает основные знания; именно семья помогает ребенку понять «что хорошо, а что плохо, что польза, а что вред».

Семейный досуг должен строиться, исходя из основных сфер семейных отношений и учитывая все функции семьи. Отдыхая и общаясь, участвуя в совместных конкурсах и программах, родители и дети учатся быть ближе друг к другу.

Там, где культивируется любовь к своему здоровью, обычно дети, став, в свое время, родителями, передадут это своим детям

Для формирования ценностного отношения к здоровью разработана программа мероприятий работы с родителями и детьми в 6 классе:

п/п

Название мероприятия

Цель мероприятия

Раскрыть понятие здорового образа жизни; показать морально-нравственные аспекты здорового образа жизни, значение разумного подхода к стрессовым ситуащиям; информировать учащихся о ложном действии «удовольствия», получаемого от применения наркотиков, табака, алкоголя и непоправимых последствиях их использования.

Беседа «Значение здорового питания для организма человека»

Показать учащимся значение здорового питания для организма человека; сделать вывод, что способствует здоровью, а что приносит вред; стимулировть общение детей, прививать любовь к спорту.

Беседа «Мы зарядку делали – прыгали и бегали»

Показать учащимся, что для сохранения здоровья необходимо выполнять физические упражнения ежедневно; познакомить учащихся с правилами личной гигиены; с ролью здорового питания.

Клаасный час «Как научиться быть здоровыми?»

(совместно с родителями)

Воспитание уважения к личному здоровью и здоровью окружающих; воспитание у родителей и детей интерес к совместной деятельности; развивать умение дарить тепло и доброту.

Ситуационный классный час «Табакокурение в нашей жизни»

Провести самоанализ отношения учащихся к табакокурению.

Ситуационный класный час «Энергетические напитки в нашей жизни»

Провести самоанализ отношения учащихся к энергетическим напиткам.

Общешкольное спортивное мероприятие «Папа, мама, я – сортивная семья»

Воспитание положительного отношения к занятию спортом; воспитание у родителей и детей духа соревнования; сплочение родителей со своими детьми.

Родительское собрание «Здоровый образ жизни: его принципы и составляющие»

Познакомить родителей с принципами и составляющими здорового образа жизни; показать роль семью в воспитании

целостного отношения к здоровью.



Загрузка...