paradisemc.ru

Теоретические подходы к развитию гуманистических тенденций в современной педагогике. Современные подходы к воспитанию

Сегодня во всех школах идет процесс модернизации учебно-воспитательного процесса, внедрения новых педагогических технологий, школы постоянно находятся в инновационном пространстве.

«В условиях разрушения духовных ценностей, падения престижа образования педагогическое сообщество остро нуждается в идеях и педагогических технологиях, способных противостоять социальной нестабильности и объединить педагогов на основе охранительного отношения к детству, педагогической помощи и поддержки детей, развития у детей всего доброго, творческого, человеческого

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гуманистический подход в образовании в рамках модернизации учебно-воспитательного процесса

Сегодня во всех школах идет процесс модернизации учебно-воспитательного процесса, внедрения новых педагогических технологий, школы постоянно находятся в инновационном пространстве.

«В условиях разрушения духовных ценностей, падения престижа образования педагогическое сообщество остро нуждается в идеях и педагогических технологиях, способных противостоять социальной нестабильности и объединить педагогов на основе охранительного отношения к детству, педагогической помощи и поддержки детей, развития у детей всего доброго, творческого, человеческого.»

На какой же образ человека ориентируется образование сегодня?

Эпицентром образования является человек свободный, активный, способный к конструктивному общению и сотрудничеству с другими людьми, культурный, понимающий самого себя.

Все это предусматривает отход педагогики от формирования личности с заранее заданными свойствами и переход её к обеспечению условий для самопознания, саморазвития, самореализации личности.

Проблема развития саморазвития личности учащихся тесно связана с гуманистическими традициями в педагогике. Идеи о неисчерпаемых скрытых возможностях человека и образовании как средстве реализации этих возможностей идут от Сократа. Гуманистическая психология и гуманистические теории личности формировалась на протяжении веков, они рассматривает человека как изначально хорошего, имеющего врожденные потенциальные духовные потребности и качества (потребности к саморазвитию, самосовершенствованию, к познанию мира, к пониманию смысла своей жизни, добру, гармонии и пр.), но эти потребности могут быть временно заблокированы неблагоприятными условиями жизни и не проявляться в реальном поведении человека.

Многие учёные внесли свой вклад в развитие этих идей: Я.А.Коменский, педагоги-гуманисты Ж.-Ж.Руссо, Л.Н.Толстой, П.Ф.Каптерев и др. Благодаря общественным изменениям, активным усилиям современных учёных-педагогов, прежде всего, В.В.Краевского, Ш.А.Амонашвили, Е.В.Бондаревской и др., произошло укрепление вектора гуманистической ориентации, его отражение в законодательных документах, наметился сдвиг образовательной парадигмы в сторону усиления внимания к личности ученика, его самореализации. Ещё К.Д.Ушинский отмечал: «…влияние личности на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений».

Согласно гуманистической теории личности К. Роджерса, каждый организм наделен стремлением заботиться о своей жизни с целью сохранять ее и улучшать. Ядро характера человека составляют положительные, здоровые, конструктивные импульсы, которые начинают действовать с самого рождения. У человека на основе разнообразного жизненного опыта общения с другими людьми и поведения людей в отношении к нему формируется система представлений о себе - "реальное Я". То, каким человеку хотелось бы стать в результате реализации своих возможностей, образует "Идеальное Я". К этому "Идеальному Я" и стремится приблизиться "Я реальное". У человека есть потребность в самоуважении, и он хочет получить положительное отношение к себе людей. Личность уравновешена тем больше, чем больше согласия между «реальным Я" и его чувствами, мыслями, поведением, что позволяет ему приблизиться к своему "Идеальному Я", а именно в этом суть актуализации. Стремление к саморазвитию, к самоактуализации, к пониманию и реализации смысла жизни является высшей духовной потребностью, потенциально присущей каждому человеку, но часто не реализованной в действительной жизни человека. Максимальный личностный рост человека происходит тогда, когда он встречает от другого человека искреннее сопереживание, когда его принимают таким, какой он есть, когда ему не надо притворяться и лгать.

Единственный способ не мешать тенденции актуализации и развития личности человека - это дать ему безусловное позитивное внимание, т. е. человека любят и принимают безоговорочно. Безусловное позитивное внимание не означает, что люди должны прощать или одобрять все, что ребенок делает или говорит, особенно его опасные, ошибочные или антисоциальные действия. Наилучшей стратегией в отношении ребенка, который ведет себя нежелательным образом, будет сказать ему: "Мы тебя очень любим, но то, что ты делаешь, огорчает нас и вредит тебе, и поэтому лучше бы ты этого не делал". Ребенка всегда следует любить и уважать, но не следует терпеть его плохое поведение. Безусловное позитивное внимание и принятие ребенка со стороны других лиц обусловливает и позитивное отношение человека к самому себе, искренность его поведения и чувств, раскрывает его естественную тенденцию самоактуализации, присущую каждому человеку.

Гуманистическая психология способствовала распространению методов воспитания детей, основанных на уважении к уникальности каждого ребенка, на позитивном теплом принятии каждого ребенка таким, какой он есть.

Однако, реалии современного состояния дел в школах известны – снижение показателей психосоматического здоровья детей, снижение учебной мотивации, девальвация нравственных ценностей.

Очевидно, что необходима модернизация учебно-воспитательного процесса.

В Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" (N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.) применяются следующие основные понятия:

1) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

2) воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

3) обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;

В Статье 3 данного закона говорится, что

« Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:

1) признание приоритетности образования;

2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования…»

Концепция модернизации российского образования (Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 N 393) выдвинула новые социальные требования к системе российского образования:

«Школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.»

Повышение комфортности образовательной среды - необходимое условие гуманизации образования.

«Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования. В настоящее время многие обучающиеся испытывают трудности в общении с педагогами и сверстниками, а значит, находятся в постоянном напряжении, что препятствует успешному усвоению учебной программы и негативно влияет на здоровье. Решение этой проблемы - создание комфортной образовательной среды.»

Выделяют психологическую, интеллектуальную и физическую комфортность.

Источниками психологической комфортности для обучающегося являются:

положительное эмоциональное состояние как ученика, так и учителя;

доброжелательные отношения между учителем и учеником.

Действия учителя по созданию здоровой психологической комфортной среды сводятся к обеспечению благоприятных условий для взаимодействия в системе “учитель - ученик”.

Как создать атмосферу психологического комфорта на уроке?

Для этого необходимо

  1. использовать в своей работе просьбы, а не требования;
  2. отдавать предпочтение методам словесного убеждения, а не агрессивному словесному воздействию;
  3. находить компромиссные решения спорных вопросов, избегая открытой или скрытой конфронтации;
  4. добиваться четкой организации урока, а не жесткой дисциплины;
  5. не допускать стрессообразующих ситуаций (все и всегда должно быть под контролем);
  6. использовать на уроках методы эмоциональной разрядки (шутку, улыбку, юмористическую картинку, поговорку, афоризм с комментарием, небольшое стихотворение или музыкальную минутку).

Интеллектуальная комфортность подразумевает удовлетворенность своей мыслительной деятельностью.

Известно, что в большинстве общеобразовательных школ только 25-30% учащихся успешно усваивают наиболее трудные предметы: математику, физику, химию, языки. Остальные либо лучше справляются с гуманитарными предметами, либо плохо успевают почти по всем предметам. Потребность в самоутверждении заставляет отстающих обучающихся занижать ценность школьных знаний, таких качеств, как любознательность, старательность, исполнительность. В противовес ими демонстрируются «независимость» и различные признаки «взросления»: курение, сквернословие, интерес к противоположному полу и т.п.

Для достижения интеллектуальной комфортности на уроке необходимо

  1. использовать частую смену видов учебной деятельности (опрос учащихся, письмо, слушание, чтение, рассказ, просмотр наглядных материалов, работа с компьютером и интерактивной доской, ответы на вопросы, решение примеров и задач, рисование (норма- 4-7 видов деятельности за урок));
  2. практиковать различные методы и формы преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный; групповая работа, парная, индивидуальная и самостоятельная), чередуя их каждые 10-15 минут;
  3. выбирать методы, способствующие активизации и творчеству обучающихся на уроке:

метод свободного выбора - свободная беседа, выбор действия, взаимодействие, свобода творчества;

активный метод - ученик в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик в роли исследователя;

метод, направленный на самопознание и саморазвитие интеллекта, эмоций, общения;

  1. использовать динамические паузы или минуты релаксации (норма - по 1 мин дважды за урок, через каждые 15-20 мин);
  2. стимулировать внутреннюю мотивацию - стремление больше узнать, получить удовольствие от полученных знаний; поддерживать у обучающихся веру в собственные силы для достижения желаемых результатов в учебе; создавать ситуацию успеха на уроке: постоянно поощрять интеллектуальные способности обучающихся; справедливо оценивать ответы обучающихся.

Физическая комфортность подразумевает соответствие между телесными, соматическими потребностями школьника и предметно-пространственными условиями внутришкольной среды. Эта составляющая комфортности связана с сенсорными процессами, характеризующими зрительные, слуховые и тактильные ощущения.

Для достижения физической комфортности в школе в первую очередь нужно

  1. соблюдать гигиенические условия и нормы СанПиН по рациональному освещению, проветриванию и температурному режиму в кабинетах;
  2. организовать питание;
  3. соблюдать питьевой режим;
  4. не допускать неприятных звуковых раздражителей.

В контексте гуманистической педагогики необходима новая система теории и практики педагогического сопровождения образовательного процесса, которая является альтернативной авторитарному воспитанию, а именно система педагогической поддержки личности.

Известно, что педагогическая поддержка представляет собой систему средств, обеспечивающих помощь детям в самостоятельном индивидуальном выборе - нравственном, гражданском, профессиональном самоопределении, а также помощь в преодолении препятствий (трудностей, проблем), самореализации в учебной, коммуникативной, трудовой и творческой деятельности, то есть развитии ключевых компетенций.

В контексте компетентностного подхода в образовании под педагогической поддержкой понимается система педагогической деятельности, раскрывающая личностный потенциал человека, включающая помощь ученикам, учителям и родителям в преодолении социальных, психологических, личностных трудностей на пути к успеху. Цель педагогической поддержки можно определить как помощь детям в конструировании их автономного внутреннего мира. В основу педагогической поддержки может быть положен новый для российской педагогики метод - индивидуальное педагогическое консультирование. Суть его сводится к тому, чтобы облегчать процесс преодоления препятствий, трудностей и проблем, мешающих жизненной успешности. Консультант (педагог – психолог, социальный педагог, классный руководитель, учитель) не решает проблему за ребенка, а лишь помогает ему сделать адекватный выбор из представленных разных вариантов решения проблемы и поддерживает самостоятельные действия ребенка в осуществлении его личного выбора.

Индивидуальное педагогическое консультирование должно входить в сферу компетентности каждого работника образовательного учреждения.

Нормы поддержки, которые могут быть заложены в основу профессиональной позиции учителя:

  1. Любовь к ребенку и, как следствие, безусловное принятие его как личности; душевная теплота, отзывчивость, сопереживание, милосердие, терпимость и терпение; умение прощать.
  2. Приверженность диалоговым формам общения с детьми, умение с ними говорить по-товарищески (без сюсюканья и без панибратства), умение слушать, слышать и услышать.
  3. Уважение достоинства и доверие, вера в миссию каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений.
  4. Ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов.
  5. Признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения; признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление (право на «хочу» и «не хочу»),
  6. Поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа.
  7. Признание равноправия ребенка в диалоге и решение собственной проблемы.

Умение быть товарищем для ребенка, готовность и способность быть на стороне ребенка (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен.

Принципиальным является различение понятий «педагогическая поддержка» и «индивидуальный подход». Педагогическая поддержка ставит целью развитие уникальности личности, в то время как индивидуальный подход предполагает приведение ее в соответствие с определенными требованиями.

Кирдянкина С.В, преподаватель Восточно-Сибирской Государственной академии, отмечает следующие основные принципы обеспечения педагогической поддержки:

Согласие ребенка на помощь и поддержку;

В условиях модернизации системы образования основной формой организации учебно-воспитательного процесса по-прежнему является урок. Однако существенно изменяются требования к эффективности современного урока. С учетом принципа системно-деятельностного подхода изменяются цели и задачи урока, его структура, формы и методы обучения. Для современного урока актуальны принципы парадигмы гуманистического образования: сотрудничество учителя и учащихся, творческий подход, использование альтернативных источников информации, наличие целесообразных алгоритмов деятельности учителя и учащихся, демократизм (вариативность, конструктивность, креативность, кооперация, свободный выбор, рефлексия).

Программа модернизации российского образования выдвигает задачу более широкого применения методов активного обучения и воспитания, реально отражающих социально-экономические и политические процессы общественной жизни, приобщающих молодое поколение к системе гуманистических ценностей и приоритетов.

Под активными методами обучения подразумевают методы, основанные на коммуникациях, возникающих как между учениками, так и между учениками и учителем. Ученик становится равноправным участником образовательного процесса, активно участвует в процессе познания, так как стремление к общению входит, как правило, в сферу его интересов, становится элементом положительной мотивации.

Интерактивные методы обучения подразумевают такое взаимодействие учителя и учащихся, которое ориентирует личность на развитие её творческих способностей, нацеливает на «открытие новых знаний», «изобретательство».

Все методы обучения можно разделить на три группы: фронтальные, индивидуальные и групповые.

Фронтальные методы работы необходимы для достижения определённых целей урока, но они не должны превалировать, а тем более быть единственными на уроке.

Групповые методы – работа учащихся в группах, анализ конкретных ситуаций, дискуссия, «мозговой штурм», выполнение проектов и т. п. в результате обмена сообщениями продуцируется новая для учащихся информация.

Повышается роль индивидуальных методов обучения, направленных на самостоятельность в процессе приобретения знаний, умение извлекать из разных источников нужную информацию, оценивать её достоверность, применять теоретические знания на практике.

Применение инновационных технологий является важнейшим элементом гуманизации образования, так как современные технологи позволяют не только повысить эффективность образования, но и организовать процесс познания таким образом, чтобы исключить какие- либо формы принуждения учащихся. Новизна, увлеченность, познавательный интерес учащихся снимают переутомление, психическое напряжение на уроке, создают положительную мотивацию и позволяют каждому учащемуся проявить свои творческие способности, реализовать индивидуальные потребности в познании и общении.

Стандарты образования нового поколения предусматривают достижение предметных, метапредметных и личностных результатов. Для реализации данной цели необходимо применение инновационных технологий: технологии полного усвоения знаний (технологии индивидуальных образовательных траекторий Н.Семеновой), технологии разноуровневого обучения, технологии развития критического мышления, кейс-технологий, технологии листов опорных сигналов, технологии развития рефлексивного мышления, игровой технологии, коммуникативно-диалоговых технологий, технологии проблемно-модульного обучения, крупноблочной технологии обучения, исследовательских технологий.

Характерной особенностью гуманистической педагогики является организация совместной деятельности учителя и учащихся в атмосфере делового сотрудничества, дискуссионного размышления, поддерживающего позицию учащегося как личности, что позволяет школьника испытать чувство собственного открытия на уроке, испытать радость творчества и успеха, стимулируя стремление к самосовершенствованию, самореализации. Полученный результат, определяемый по трем основным параметрам: прочные предметные знания, умение их самостоятельно добывать, а также положительные эмоции в процессе деятельности, побуждающие учащихся действовать в гуманистической системе отношений, позволяет оценивать учебно-воспитательный процесс как эффективный.

Особенностью нового стандарта образования для старшеклассников можно назвать акцент на развитие индивидуального образовательного маршрута каждого школьника.

В соответствии с новыми ФГОС образовательное учреждение предоставляет ученикам возможность формирования индивидуальных учебных планов, включающих обязательные учебные предметы: учебные предметы по выбору из обязательных предметных областей (на базовом или углубленном уровне), в том числе интегрированные учебные курсы «Естествознание», «Обществознание», «Россия в мире», «Экология», дополнительные учебные предметы, курсы по выбору («Астрономия», «Искусство», «Психология», «Технология», «Дизайн», «История родного края», «Экология моего края» и др.) и общие предметы для включения во все учебные планы. В учебном плане также должно быть обязательно предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального проекта.

Ниже представлен пример формирования индивидуального учебного плана, учитывая утвержденное стандартами количество учебных занятий – не более 37 часов в неделю.

Формирование учебного плана

1.Общие предметы для всех учебных планов:

  1. Русский язык и литература
  2. Иностранный язык
  3. Математика
  4. История (или Россия в мире)
  5. Физическая культура

2.Предметы по выбору из числа обязательных предметных областей :

  1. Филология
  2. Иностранные языки
  3. Общественные науки
  4. Математика и информатика
  5. Естественные науки
  6. Физкультура, технология, ОБЖ

3.Дополнительные предметы, курсы по выбору:

  1. Астрономия
  2. Психология
  3. Дизайн
  4. Технология
  5. Искусство
  6. История родного края и др.

4.Индивидуальный проект.

Всего государство финансирует для ученика 37 часов в неделю.

Алгоритм действий по организации обучения по ИУП (индивидуальным учебным планам) предусматривает три основных этапа:

  1. каждый предмет разделить на базовый и углубленный курс (программа двух лет обучения);
  2. организовать спецкурсы (элективные курсы);
  3. составить условное расписание всех курсов.

При переходе в 10-й класс предложить учащемуся выбрать базовый или углубленный курс по предмету; из общего расписания составить свое собственное(совместно с завучем и родителями).

Возможно самостоятельное изучение предмета или изучение его е другом учебном заведении с последующей сдачей зачетов. Можно так спланировать обучение, чтобы освободить день от учебы в ОУ для подготовки е ВУЗ (день самоподготовки).При такой системе обучения предметы изучаются в разных по составу группах. При ежедневных занятиях нет текущих оценок. Важно не то, что обучающийся сделал или не сделал сегодня, а как распределил свое время и усвоил тему.

К осознанному выбору индивидуального учебного плана необходимо подготовить учащихся средней ступени. Ученик должен уметь ставить перед собой цель, четко планировать путь к этой цели, обладать навыками самоконтроля и самооценки, иметь высокую мотивацию к обучению, быть ответственным и уметь анализировать и оценивать результаты своего труда.

Индивидуальный учебный план не задает жесткого набора предметов для каждого из возможных направлений и профилей образования. Каждый учащийся вправе самостоятельно указать интересующий его набор учебных предметов (углубленных, элективных) из числа предлагаемых в пределах допустимой учебной нагрузки. Такой подход позволяет каждому учащемуся формировать индивидуальный учебный план, свою строго индивидуальную образовательную программу и индивидуальный образовательный маршрут.

Одной из целей учебного плана является разработка возможных вариантов образовательных маршрутов учащихся с учетом требований времени, запросов и познавательных возможностей, конкретных условий образовательного процесса в школе. Индивидуальный образовательный маршрут определяет программу конкретных действий обучающегося по реализации индивидуального учебного плана и индивидуальной образовательной программы.

Наряду с классно-урочной формой преподавания используется консультирование (учитель проверяет самостоятельно выполненные работы, консультирует по выполнению проектов, исследовательских работ).

Особую роль играет классно-групповое тьюторство, которое осуществляет классный руководитель. Это осуществление общего руководства самостоятельной внеаудиторной работой на основе индивидуального подхода к обучающемуся.

Педагог-тьютор осуществляет педагогическое сопровождение обучающихся, анализирует познавательные интересы, намерения, потребности, личные устремления каждого. Он конструирует личную и групповую поддержку, продумывает способы мотивации и варианты фиксации достижений, разрабатывает направления проектной деятельности.

Задачи педагога-тьютора:

  1. помощь обучающимся в получении максимальной отдачи от учебы;
  2. отслеживание хода учебы;
  3. организация связи с родителями;
  4. предоставление возможности связываться с ним и другими педагогами при необходимости посредством личного контакта, электронной почты и др.

Главная цель педагога-тьютора в рамках данной модели обучения - научить учиться.

Алгоритм действий по составлению индивидуального маршрута обучения:

1) Ознакомиться со списком обязательных учебных предметов, предлагаемых профильных и углубленных курсов.

2) Ознакомиться со списком предлагаемых элективных курсов.

3) Изучить примерные учебные планы по предлагаемым учебным профилям и выбрать:

один или несколько учебных предметов, по которым вы должны будете пройти итоговую аттестацию на базовом или углубленном уровнях;

несколько элективных курсов, по которым ставится отметка “зачет”.

Составить предварительный индивидуальный учебный план по предлагаемому образцу (в двух экземплярах). Один экземпляр сдать тьютору. Второй экземпляр после обсуждения с родителями заверяется директором и остается у учащегося.

Таким образом, при движении учащегося по индивидуальному образовательному маршруту возвращается истинный смысл и назначение деятельности педагога – поддержка и сопровождение ребенка с целью самореализации.

Подведем итоги. Гуманистическая парадигма ставит в центр внимания ученика как субъекта, как свободную и духовную личность, имеющую потребность в саморазвитии. Она ориентирована на развитие внутреннего мира ребенка, на межличностное общение, помощь в личностном росте. В рамках гуманистической парадигмы существует множество моделей образования. Однако в единое направление их объединяет ценностное отношение к ребенку и детству как уникальному периоду в жизни человека. Гуманистическое направление предполагает свободу творчества как учащихся, так и педагогов.

Литература

  1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.)
  2. Концепция модернизации российского образования до 2010 года (Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 N 393)
  3. Зарипова Л.Е., Миниханов Р.С. Комфортность образовательной среды. /Управление современной школой. Завуч. 2010 г., № 3
  4. Кирдянкина С.В. Педагогическая поддержка в контексте компетентностного подхода. /Управление современной школой. Завуч. 2010 г., № 6
  5. Грабовский А.И. Организация обучения на основе индивидуальных учебных планов./ Справочник заместителя директора школы.2010 г., № 5
  6. Ксензова Г.Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников.- М.,2005
  7. Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок. Альтернативные уроки.- Ростов на Дону, «Учитель», 2007
Слайд 2

В условиях разрушения духовных ценностей, падения престижа образования педагогическое сообщество остро нуждается в идеях и педагогических технологиях, способных противостоять социальной нестабильности и объединить педагогов на основе охранительного отношения к детству, педагогической помощи и поддержки детей, развития у детей всего доброго, творческого, человеческого. Р.Л.Ганзелюк, директор МОУ «Рыбницкая русская гимназия№ 1»

В Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" (N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.) применяются следующие основные понятия: 1) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов; 2) воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства; 3) обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.

Источниками психологической комфортности для обучающегося являются: положительное эмоциональное состояние как ученика, так и учителя; доброжелательные отношения между учителем и учеником. Как создать атмосферу психологического комфорта на уроке? Для этого необходимо: использовать в своей работе просьбы, а не требования; отдавать предпочтение методам словесного убеждения, а не агрессивному словесному воздействию; находить компромиссные решения спорных вопросов, избегая открытой или скрытой конфронтации; добиваться четкой организации урока, а не жесткой дисциплины; не допускать стрессообразующих ситуаций (все и всегда должно быть под контролем); использовать на уроках методы эмоциональной разрядки (шутку, улыбку, юмористическую картинку, поговорку, афоризм с комментарием, небольшое стихотворение или музыкальную минутку).

Интеллектуальная комфортность подразумевает удовлетворенность своей мыслительной деятельностью. Для достижения интеллектуальной комфортности на уроке необходимо: использовать частую смену видов учебной деятельности (опрос учащихся, письмо, слушание, чтение, рассказ, просмотр на­глядных материалов, работа с компьютером и интерактивной доской, ответы на вопросы, решение примеров и задач, рисование (норма- 4-7 видов деятельности за урок)); практиковать различные методы и формы преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный; групповая работа, парная, индивидуальная и самостоятельная), чередуя их каждые 10-15 минут; выбирать методы, способствующие активизации и творчеству обучающихся на уроке; использовать динамические паузы или минуты релаксации (норма - по 1 мин дважды за урок, через каждые 15-20 мин); стимулировать внутреннюю мотивацию - стремление больше узнать, получить удовольствие от полученных знаний; поддерживать у обучающихся веру в собственные силы для достижения желаемых результатов в учебе; создавать ситуацию успеха на уроке: постоянно поощрять интеллектуальные способности обучающихся; справедливо оценивать ответы обучающихся.

Физическая комфортность подразумевает соответствие между телесными, соматическими потребностями школьника и предметно-пространственными условиями внутришкольной среды. Для достижения физической комфортности в школе в первую очередь нужно: соблюдать гигиенические условия и нормы СанПиН по рациональному освещению, проветриванию и температурному режиму в кабинетах; организовать питание; соблюдать питьевой режим; не допускать неприятных звуковых раздражителей.

Нормы педагогической поддержки Любовь к ребенку и, как следствие, безусловное принятие его как личности; душевная теплота, отзывчивость, сопереживание, милосердие, терпи­мость и терпение; умение прощать. Приверженность диалоговым формам общения с детьми, умение с ними говорить по-товарищески (без сюсюканья и без панибратства), умение слушать, слышать и услышать. Уважение достоинства и доверие, вера в миссию каждого ребенка, по­нимание его интересов, ожиданий и устремлений. Ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов. Признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыраже­ния; признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление (право на «хочу» и «не хочу»), Поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа. Признание равноправия ребенка в диалоге и решение собственной проблемы. Умение быть товарищем для ребенка, готовность и способность быть на стороне ребенка (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен.

методы обучения Фронтальные методы работы необходимы для достижения определённых целей урока, но они не должны превалировать, а тем более быть единственными на уроке. Групповые методы – работа учащихся в группах, анализ конкретных ситуаций, дискуссия, «мозговой штурм», выполнение проектов и т. п. в результате обмена сообщениями продуцируется новая для учащихся информация. Повышается роль индивидуальных методов обучения, направленных на самостоятельность в процессе приобретения знаний, умение извлекать из разных источников нужную информацию, оценивать её достоверность, применять теоретические знания на практике.

Индивидуальный учебный план


Основные теории и подходы к воспитанию

В Европе, Америке, Японии существует множество разнообразных теорий и подходов к воспитанию. Первую группу составляют концепции, в которых воспитание рассматривается как более или менее жесткое руководство учащимися, формирование заданных обществом свойств личности. Это можно назвать авторитарной, технократической педагогикой. Воспитательным концепциям второй группы можно дать обобщенное название - гуманистическая школа. В общем, воспитательные системы Запада базируют свои теории на философии прагматизма, позитивизма, экзистенциализма. Психоанализ и бихевиоризм являются психологической основой большинства воспитательных концепций Запада

Технократический подход к воспитанию

Разработчики технократической авторитарной педагогики исходят из того, что задачей воспитательной системы школы и общества является формирование "функционального" человека-исполнителя, адаптированного к жизни в данной общественной системе, подготовленного к выполнению соответствующих социальных ролей. Так, в США эти роли таковы: гражданин, работник, семьянин, потребитель. Воспитание следует строить на рациональной научной основе, программируя поведение людей и управляя его формированием. Создателем технократической педагогики является Б. Скиннер. Советская педагогика пыталась строить воспитание именно как управляемый и контролируемый процесс, стремясь определить точные цели, задачи, содержание, методы и формы работы. Представители технократического подхода на Западе также стоят на позиции, что процесс формирования и воспитания личности должен быть строго направленным и приводить к проектируемым результатам. Однако в этом подходе таится угроза манипулирования личностью, опасность получить в итоге человека-функционера, бездумного исполнителя. Воспитание понимается как модификация поведения, как выработка "правильных" поведенческих навыков. В основе технократической педагогики лежит принцип модификации поведения учащихся в нужном направлении.
Формирование навыков поведения необходимо, но нельзя пренебрегать собственной волей личности, ее сознанием, свободой выбора, целями и ценностями, что и детерминирует собственно человеческое поведение.
Модификационная методика предполагает выработку желаемого поведения в различных социальных ситуациях с помощью "подкрепителей": одобрения или порицания в разных формах. В модификационной методике нет ничего плохого, если имеется в виду воздействие на сознание, поведение, эмоции человека с целью его развития. Но если модификация поведения приводит к манипуляции личностью, пренебрегает ее интересами, служит внешней адаптации, не апеллируя к собственной воле и свободе, то это носит антигуманный характер. Крайним выражением технократического подхода является теория и практика психотропного воздействия на учащихся и взрослых. Воспитание с помощью фармакологическиих препаратов противоречит всем нравственным и юридическим нормам.



Гуманистический подход к воспитанию

Модель воспитания гуманистической педагогики, в основе которой лежит направление гуманистической психологии, развивалась в 50-60-е гг. ХХ в. в США в трудах таких ученых, как А. Маслоу, В. Франкл, К. Роджерс, Дж. Келли и др.
Главными понятиями гуманистической педагогики являются "самоактуализация человека", "личностный рост", "развивающая помощь". Каждый человек представляет собой цельное образование, неповторимую личность. Поведение личности определяется не подкреплением, поступающим из внешней среды, как учит бихевиоризм, а врожденным стремлением человека к актуализации - развитию своих природных способностей, поиску своего смысла и жизненного пути. Личность понимается как сложная автономная система, отличающаяся направленностью, волей к положительной деятельности и сотрудничеству. Самоактуализация - это реализация себя в деятельности, в отношениях с людьми, в полнокровной "хорошей" жизни на выбранном и изменяющемся жизненном пути. Это состояние означено у К. Роджерса понятием "полноценно функционирующий человек". В психотерапии и педагогике Роджерса психотерапевт и педагог должны возбудить собственные силы человека по решению его проблем. Не навязывать ему готового решения, а стимулировать его собственную работу по личностному изменению и росту, которые никогда не имеют пределов. Целью обучения и воспитания должно быть не приобретение знаний как набора знаний, фактов, теорий и пр., а изменение личности учащегося в результате самостоятельного учения. Задача школы и воспитания - дать возможность развития, саморазвития личности, способствовать поиску своей индивидуальности, помочь человеку идти к самоактуализации.
Учение, в котором заинтересован ученик, где есть не просто накопление фактов, а изменение ученика, его поведения, его Я-концепции (рис. 10), К. Роджерс назвал "значимым для человека учением" и считал, что только таким оно и может быть.

· Он определял следующие условия, при которых оно может состояться:

1. Ученики решают в процессе учения проблемы, представляющие интерес и значимые для них.

2. Педагог чувствует себя по отношению к ученикам конгруэнтно, то есть проявляет себя таким человеком, какой он есть, выражая себя свободно.

3. Педагог проявляет безусловное положительное отношение к ученику, принимает его таким, как тот есть.

4. Педагог проявляет эмпатию к ученику. Способность проникать в его внутренний мир, понимать его, смотреть его глазами, оставаясь при этом самим собой.

5. Педагог играет роль помощника и стимулятора значимого учения, создает психологический комфорт и свободу ученика, т. е. учение должно быть центрирование на ученике, а не на учебном предмете. Воспитатель в рамках гуманистической педагогики должен побудить учащихся к нравственному выбору, предоставив материал для анализа. Методами воспитания являются дискуссии, ролевые игры, обсуждение ситуаций, анализ и разрешение конфликтов. Для родителей и педагогов ученые гуманистической школы предлагают такие приемы в общении с ребенком: Я-высказывание, активное слушание, безусловная любовь к ребенку, положительное внимание к нему, контакт глаз, физический контакт.

Вальдорфская педагогика - совокупность методов и приемов воспитания и обучения, основанная на антропософской интерпретации развития человека как целостного взаимодействия телесных, душевных и духовных факторов (Российская…, 1993-1996, Т. 2 ).
Методологические и дидактико-методические основы вальдорфской педагогики разработаны Р. Штейнером. Применяется она в так называемых свободных вальдорфских школах (первая открыта в 1919 г. в Штутгарте для детей рабочих фабрики "Вальдорф-Астория"; отсюда название), вальдорфских детских садах и в лечебно-педагогических учреждениях "Кемпхилл". В 1933-1945 гг. на территории фашистского рейха вальдорфские воспитательные учреждения были закрыты, педагоги подверглись репрессиям. Движение за открытие вальдорфских школ возобновилось после Второй мировой войны, особенно после 60-х гг. ХХ в., охватив многие страны. К 1990 г. в мире насчитывалось около 500 вальдорфских школ, около 1000 детских садов. Это частные учреждения, иногда с частичным государственным субсидированием (в разных странах - от 30 до 80 %). Вальдорфские школы дают полное среднее образование (12 лет обучения; для поступающих в университеты есть 13-й, так называемый абитуриентский, класс).
Задача вальдорфской педагогики определяется как воспитание духовно свободной личности, способной в индивидуальном творчестве преодолевать тенденцию общества к консервативному воспроизводству существующих социальных структур и стереотипов поведения и таким образом действовать на пользу прогрессу. Сторонники вальдорфской педагогики видят в ней не систематическую и нормативную научную дисциплину, а "искусство пробуждать" скрытые в человек природные задатки. В основе этого искусства многосторонняя разработка Штейнером эстетических идей И.В. Гете и Ф. Шиллера, которые он в своей гносеологии расширил до сферы трансцендентного, но трактуемых в категориях бытия и развития. Законы творчества рассматриваются как вытекающие из законов природы и находящие выражение в духовном опыте человека; творческая фантазия выдвигается в ряд основных принципов педагогической деятельности и сопрягается с "мужеством к истине" и чувством душевной ответственности.
Главное действующее лицо в вальдорфской педагогике - классный учитель. В его обязанности входит организация почти всей учебно-воспитательной работы со своими учащимися в течение первых 8 лет обучения (наполняемость класса - около 30 чел.). Классный учитель разрабатывает и преподает основные общеобразовательные предметы; создает и поддерживает в интересах воспитания тесное взаимодействие между учителями и учащимися, между школой и родителями. Учитель не работает по жесткому графику: необходимый план должен быть "прочитан" непосредственно в каждом ученике.
Дидактико-методические подходы Штейнер разработал, исходя из представлений Гете о метаморфозе. Развитие человека рассматривается как цепь имманентных ступенчатых преобразований, протекающих в значительной мере под влиянием биогенетического закона. Его действие преодолевается на ступени всестороннего развития, и человек достигает подлинной духовной свободы; создание полноценных предпосылок для такой свободы - главная цель вальдорфской педагогики.
Циклы метаморфоз, по Штейнеру, делят развитие человека на семилетия, хронологически не совпадающие для различных сфер: телесности, мышления, чувств и воли. Перед педагогом ставится задача точно прослеживать эти метаморфозы, создавать благоприятные условия для их протекания. Вальдорфская педагогика исключает прямые воздействия на волю; считается, что воля развивается здоровым образом только в результате правомерных косвенных воздействий. Общий принцип их осуществления - "сначала художественное, затем из него интеллектуальное". Поэтому в вальдорфских учреждениях большое внимание уделяется художественному воспитанию, которое ориентируется на развитие именно живого мышления и прочной воли, но не на подготовку к профессионально художественной деятельности. Искусство рассматривается как наилучшее средство формирования черт личности, способной находить адекватное отношение к меняющимся условиям окружающего мира.
Как правило, обучение делится на 3 ступени: до 9 лет, до 12 лет, до выпуска. Начальное обучение ведется медленно, с преимущественным использованием различных образных форм, которые применяются и на старших ступенях. Предметы учащиеся проходят так называемыми эпохами: в течение 3-4 недель ежедневно на первых уроках дается один и тот же предмет, во время паузы в его преподавании подобным образом изучается другой предмет. Учебники как таковые не применяются. Необходимые записи ученики делают в самостоятельно оформляемых тетрадях "по эпохам". Значительное внимание уделяется трудовому воспитанию, в процессе которого как мальчики, так и девочки овладевают разнообразными практическими навыками от вязания до индустриального труда или полного цикла сельскохозяйственных работ. Не исключается и собственно профессиональная подготовка. Оценки не выставляются. По окончании учебного года классный учитель составляет подробную психолого-педагогическую характеристику каждого учащегося (общим для педагогов является критическое отношение к любым формам селекции учащихся, к тестированию и отбору одаренных). Сдаются экзамены итоговые после 8-го класса и выпускные (в присутствии государственного школьного инспектора).
Вальдорфские учреждения автономны и не имеют над собой руководящих инстанций, управляются педагогическим советом. Пост директора школы отсутствует. Общие вопросы организации воспитательного процесса и другие решаются коллегиально на еженедельных конференциях учителей.

Педагогическая система Мария Монтессори

М. Монтессори (1870-1952) - итальянский педагог, врач. В 1894 г. окончила Римский университет. Первая женщина в Италии - доктор медицинских наук (1896). Профессор гигиены в Высшей женской школе (1896-1906). В 1900-1907 читала курс педагогической антропологии в Римском университете (в 1904-1908 проф.).
Практическую деятельность начала в детской психиатрической клинике (1895-1898), где под влиянием идей Ж. Итара и Э. Сегена разработала метод развития органов чувств у умственно отсталых детей. В 1899-1901 гг. работала в Ортофренической школе, готовившей преподавателей специальных школ для детей с физическими и умственными недостатками. Успех метода (воспитанники Монтессори наравне с другими детьми сдавали экзамены за курс начальной школы) позволил применить его к нормальным детям дошкольного возраста. Для внедрения своей системы Монтессори создавала дошкольные учреждения для детей 3-6 лет - "дома ребенка" (первый был открыт в 1907 г. в римском квартале трущоб Сан-Лоренцо). Опыт обучения детей Монтессори обобщила в книге "Метод научной педагогики" (1909; рус. пер. 1920) и последующих работах. После установления фашистского режима в Италии эмигрировала. В Великобритании, Франции, США, Испании, Индии и других странах активно пропагандировала свою систему, создавая школы, организуя лекции, международные конгрессы по проблемам воспитания детей. Неоднократно выступала против войны, считая воспитание "оружием в борьбе за мир". После Второй мировой войны вернулась в Италию. В последние годы жизни возглавляла Институт педагогики ЮНЕСКО в Гамбурге.
Система М. Монтессори основана на идеях свободного воспитания. Критикуя отжившие схоластические методы обучения в школе и недостатки фребелевских детских садов, Монтессори поддерживала идею о недопустимости насилия над ребенком, требовала уважения к личности воспитанников. Монтессори утверждала, что существует особый мир детства и что развитие ребенка подчиняется особым законам. Основываясь на теории "спонтанного развития ребенка", Монтессори пришла к отрицанию активной воспитывающей роли педагога: взрослые, навязывая детям собственные установки, тормозят их естественное развитие. Задачу воспитания видела в создании таких условий, которые соответствуют потребностям ребенка, помогают выявлять его запросы и способствуют его самовоспитанию и самообучению.
Стремясь поставить воспитание и обучение на научную основу, Монтессори применила в педагогике фундаментальные принципы экспериментальных наук. Дошкольное учреждение (начальную школу) она рассматривала как лабораторию для изучения психической жизни детей, в которой педагог - наблюдатель-экспериментатор, тщательно планирующий учебную ситуацию, дидактический материал и максимально точно оценивающий достигнутые результаты. Опосредованное руководство воспитателя, согласно Монтессори, осуществляется на основе автодидактизма: дети свободно выбирают занятие, но выполняют его так, как задумал педагог, - в рамках, предусмотренных еще при создании стандартизированного дидактического материала (кубы-вкладыши, рамки с гнездами разнообразной формы и вкладыши для заполнения этих гнезд и т.п.). Устройство дидактического материала позволяет ребенку самостоятельно обнаруживать свои ошибки. Исправление ошибок требует сосредоточенности, внимания, наблюдательности, терпения, упражняет волю, способствует воспитанию дисциплинированности и ответственности ребенка. Главным в занятиях считается упражнение "активности", задача приобретения знаний является попутной.
Основой обучения в дошкольном и в младшем школьном возрасте М. Монтессори считала сенсорное воспитание, которое осуществляла с помощью организации окружающей среды и занятий с дидактическим материалом. Для тренировки органов чувств рекомендовала исключать всякие отвлекающие влияния, при упражнении одного органа - "выключать" остальные (напр., для развития более тонкого осязания у детей завязывать им глаза). Эффективность в обучении М. Монтессори связывала с выделением особых ("сензитивных") периодов повышенной восприимчивости детей к определенным воздействиям окружающей среды (например, сензитивные периоды в обучении речи, овладении межличностными отношениями и т.д.).
Главная форма воспитания и обучения, по системе М. Монтессори - самостоятельные индивидуальные занятия детей или специально разработанный Монтессори индивидуальный урок, основа которого - сжатость, простота и объективность (т.е. максимальное сосредоточение ребенка на предмете занятий). Коллективно проводились музыкальные и гимнастические занятия, а также занятия по обслуживающему труду (мытье посуды, уборка и т.д.).
Заслугой М. Монтессори является введение в практику дошкольных учреждений систематических антропометрических измерений при помощи приспособленной к детям аппаратуры. Монтессори провела реформу в оборудовании зданий и помещении детского сада, оснастив их специальной детской мебелью. Педагогическим задачам подчинена и архитектура школ Монтессори: помещения для индивидуальных (групповых) занятий расположены вокруг общего для них внутреннего дворика, где дети знакомятся с природой (растениями, мелкими домашними животными). Занимаясь проблемами организации общественного дошкольного воспитания, М. Монтессори подчеркивала, что благотворительность сама по себе не может принести никаких результатов, нужна планомерная, систематическая работа с детьми в дошкольных учреждениях.
Слабые стороны системы М. Монтессори (отрицание активной роли педагога, недооценка игры как основного вида деятельности дошкольников, преимущественное использование искусственно созданного учебного материала и т.д.) неоднократно подвергались критике со стороны прогрессивных педагогов. Некоторые педагоги обвиняли М. Монтессори в том, что, предоставляя детям свободу передвижений, она разрушает установленную в воспитательном учреждении дисциплину.
Наряду с вопросами дошкольной педагогики (общие педагогические требования к обучению, режим дня, питание, физическое воспитание, научный труд, сенсорное, умственное воспитание, развитие речи, обучение чтению, письму, счету и арифметическим действиям) Монтессори разрабатывала метод индивидуального изучения детьми младшего школьного возраста грамматики родного языка, геометрии, арифметики, географии, музыки, биологии, истории и др. наук. Она занималась также вопросами воспитания детей раннего возраста (до 3 лет). Система Монтессори завоевала популярность во многих странах; ее дидактический материал и приемы обучения послужили основой для создания более совершенных систем обучения и воспитания детей.

Введение……………………………………………………………………...........2

1. Особенности гуманистического подхода в воспитании и обучении……......3

2. Процесс развития демократических тенденций в истории образования…...7

3. Сущность, основные тенденции и идеи демократизации образования…….9

Заключение……………………………………………………………….............11

Список литературы………………………………………………………............12

Введение

Трудно подобрать один термин, название педагогической концепции, которая объединяет усилия многих педагогов и, в сущности, не представляет цельной теории, но является едва ли не самой привлекательной для специалистов на протяжении века. Главное, что характеризует гуманистический подход к воспитанию, - это акцент на деятельности ребенка и создании условий для его развития.

Педагогический смысл демократизации образования сводится к преодолению негативных последствий авторитарной педагогики, порожденной тоталитарной государственной системой, которая способствовала отчуждению субъектов образования от образовательных институтов.

Демократизация системы образования является важной задачей во многих странах. Их опыт позволяет увидеть реальный вклад образования в развитие демократического общества.

В течение последних 10-15 лет можно наблюдать усиление тенденции применения гуманистического подхода в педагогике. На официальном уровне настойчиво и последовательно проводится идея гуманизации и гуманитаризации педагогики, говорится о личностно-ориентированной педагогической концепции. Цели и задачи, которые формулируются в соответствующих документах, в целом укладываются в рамки гуманистической педагогики, хотя на практике осуществляются с большим трудом.

1. Особенности гуманистического подхода в воспитании и обучении

В середине 20 века, правда, обнаружилось, что академический уровень знаний школьников, а также их нравственное развитие невысоки, что считали следствием прагматизма. Научно-техническая революция требовала повысить уровень знаний, интеллектуального и нравственного развития. Представители гуманистической психологии шли в своих взглядах на личность ученика от критики технократической концепции обучения, бихевиоризма, технологии обучения за то, что эти концепции рассматривают личность ученика как часть технологической системы, набор поведенческих реакций, предмет манипуляций. Гуманистическая психология понимает личность как сложную, индивидуальную цельность, неповторимость и высшую ценность, которая обладает иерархией потребностей в безопасности, любви, уважении и признании. Высшей потребностью личности является потребность в самоактуализации - реализации своих возможностей (по А.Маслоу). Большинству людей свойственно стремление стать внутренне состоявшейся, актулизирующейся личностью.

В психолого-педагогической работе с учениками, в психотерапевтической помощи родителям и учителям К.Роджерс определяет ряд принципов и приемов оказания развивающей помощи, поддержки ребенка. Один из главных принципов - безусловная любовь, принятие ребенка таким, какой он есть, положительное отношение к нему. Ребенок должен знать, что его любят и принимают независимо от его проступков. Тогда он уверен в себе и способен позитивно развиваться, в противном случае развивается неприятие ребенком себя, происходит формирование в негативном направлении. Психолог, гуманистический учитель, по К.Роджерсу, должен обладать двумя главными свойствами: эмпатией и конгруэтностью, и быть самому актуализирующейся личностью. Конгруэтность - это искренность в отношениях с учениками, способность оставаться самим собой и открытым к сотрудничеству. Эмпатия - способность понимать, чувствовать состояние другого, выражать это понимание. Эти два свойства, личность учителя-актуализатора обеспечивают правильную педагогическую позицию для оказания развивающей помощи.

В технике эмпатического общения разработаны такие приемы: Я-высказывание, активное слушание, контакт глаз и другие выражения поддержки ребенка. С их помощью устанавливается контакт с ребенком, они стимулируют его самоосознавание и саморазвитие. Принципы и приемы психотерапии К.Роджерс распространил на школу, обучение, воспитание. Представители гуманистической психологии считают, что учитель, стремящийся к обучению, центрированному на ученике, должен придерживаться таких правил в педагогическом общении:

1. Демонстрировать доверие детям.

2. Помогать детям формулировать цели, стоящие перед группами и индивидуумом.

3. Исходить из того, что у детей есть мотивация к учению.

4. Выступать для учащихся как источник опыта по всем вопросам.

5. Обладать эмпатией - способностью понимать, чувствовать внутреннее состояние, личность ученика и принимать его.

6. Быть активным участников группового взаимодействия.

7. Открыто выражать свои чувства в группе, уметь придать личностную окраску преподаванию.

8. Владеть стилем неформального теплого общения с учениками.

9. Обладать положительной самооценкой, проявлять эмоциональную уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.

В рамках такого подхода на Западе, особенно в США, создано огромное количество пособий для родителей, учителей, руководств по самопознанию и самовоспитанию. Гуманистическому подходу обучают студентов педвузов, родителей - в центрах помощи родителям.

К достоинствам гуманистической педагогики относится прежде всего внимание к внутреннему миру ребенка, ориентация на развитие личности школьника посредством учения и общения; во-вторых, поиск новых методов, форм и средств обучения и взаимодействия с ребенком. Однако гипертрофия этих же черт превращает их в недостатки. Нельзя строить воспитание и обучение исключительно на интересах и самодеятельности детей и на культивировании уникальности личности. Это ведет к снижению уровня знаний учащихся и роли взрослых в воспитании, представляет моральную и социальную опасность.

Принцип гуманизации требует:

Гуманного отношения к личности воспитанника;

Уважения прав и свобод;

Предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований;

Уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования;

Уважения права человека быть самим собой;

Доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания;

Ненасильственного формирования требуемых качеств;

Отказа от физического и других унижающих честь и достоинство личности наказаний;

Признание права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-то причинам противоречат ее убеждениям.

Одним из центральных понятий гуманистического подхода в педагогике является понятие "личность": говорится о личности педагога, ребенка, о воспитании личности, создании условий для ее формирования и т. д. Признается, что личность человека представляет наибольшую ценность и ее развитие - основная цель педагогической деятельности, а одна из основных задач педагогики - создание условий для самореализации личности. Идеологической и философско-методологической основой гуманистического подхода в современной отечественной педагогике является мировоззренческая система, сформировавшаяся в эпоху Возрождения и существующая в современной культуре в измененном виде до сих пор, гуманизм. Основные установки гуманизма как социокультурной традиции состоят в признании человека высшей ценностью, всегда - целью и никогда - средством; в утверждении, что человек - "мера всех вещей", то есть что потребности и интересы человека являются основным критерием для создания и функционирования социальных институтов; в признании за каждым человеком прав на свободу, развитие, реализацию всех его возможностей как основы равенства всех людей.

Для гуманизма характерен антропоцентризм, то есть рассмотрение человека как вершины эволюции, как самого совершенного, самого разумного и могущественного существа. Человек, в силу своей изначальной активности, энергии и разума, в состоянии преобразовать и покорить окружающий мир, использовать его в своих целях. По сути дела, человек в системе гуманистических воззрений приобретает атрибуты божества: всемогущество, безграничную мудрость, всесилие, всеблагость.

Такое понимание природы человека дало сильнейший импульс для развития европейской культуры. В различных ее областях - философии, литературе, искусстве, науке, а также в педагогике - гуманистические идеи нашли яркое отражение. Для российской педагогики характерно усиление гуманистических тенденций с середины ХIХ века. Идеи гуманизма, заложенные в работах Н. И. Пирогова и К. Д. Ушинского, получили развитие в педагогических воззрениях и концепциях отечественных педагогов.

Не удивительно, что в условиях большей свободы идеи подлинного гуманизма вновь стали чрезвычайно популярны в нашей стране. Это можно наблюдать и в педагогике. Усиление гуманистических тенденций является своеобразной реакцией на прежний антигуманизм, отсутствие свободы и возможности свободного творчества в области педагогики.

Само по себе нарастание гуманистических тенденций в области педагогики можно только приветствовать. Эти тенденции, несомненно, способствуют развитию педагогической теории и практики. Создание педагогической парадигмы в рамках гуманистической традиции даст определенный импульс для возникновения новых идей, сделает психологическую и педагогическую практику более гуманной и эффективной. Но вместе с тем необходимо понимать, что гуманистическая, личностно-ориентированная педагогика - это лишь один из этапов в развитии мирового педагогического процесса.

2. Процесс развития демократических тенденций в истории образования

Период конца XIX-первого двадцатилетия XX в. богат поисками, находками, разочарованиями и потерями. Многие педагогические концепции и теории, а также образцы практического опыта прошли проверку в период социальной нестабильности на этом коротком хронологическом отрезке времени.

Во второй половине XIX в., начался общественно-демократический этап истории педагогики, сформировались основные демократические идеи образования. В их числе были идеи всеобщего образования, единой школы, сотрудничества в обучении и воспитании, вариативности и открытости процесса образования, общественно-государственного управления школой и др. Представители российского общественно-педагогического движения были уверены, что для их реализации после революционных событий начала XX века и, особенно после свержения самодержавия, наступило подходящее время.

Попытки реализации идей демократической педагогики были предприняты и в первые месяцы после октябрьской революции. Но поступательное развитие демократических тенденций в образовании было прервано партийно-государственной педагогикой. Несмотря на то, что ходе строительства советской школы были достигнуты неоспоримые успехи в деле народного образования, трансформация демократических идей привела к возвращению авторитарной педагогики в новых исторических условиях.

Изучение демократических тенденций в образовании в обозначенный хронологический период сопряжено с определенными трудностями. Теоретическая и практическая деятельность педагогов-демократов дореволюционной России изучалась с точки зрения критики ими существовавшего государственного строя. Исследований по развитию демократических тенденций в образовании царской России не проводилось.

При изучении демократических тенденций в области образования значительный интерес представляет период после свержения самодержавия в феврале 1917 года. Сегодня уже имеется определенное количество исследований, посвященных объективной оценке реформаторских инициатив Временного правительства. Но в целом этот период для истории демократической педагогики все еще представляет собой «белое пятно».

Представляет научный интерес переосмысление перспектив демократизации образования и причин его редемократизации после октябрьской революции.

Таким образом, в конце XIX в. происходило становление демократического педагогического идеала, который оказывал существенное влияние на социально-политическую ситуацию в стране. Идеи доступности образования, его всеобщего характера; автономии педагогического процесса и свободного развития ребенка; преодоления административно-бюрократического характера образования путем децентрализации и общественно-государственного управления высказывались не только педагогами, но и приобретают характер политических лозунгов. С демократизацией образования связывалось решение проблемы гармонизации отношений личности и общества.

3. Сущность, основные тенденции и идеи демократизации образования

Демократический стиль воспитания характеризуется определенным распределением полномочий между педагогом и воспитанником в отношении проблем его обучения, досуга и т.д. Педагог старается принимать решения, советуясь с воспитанником, и предоставляет ему возможность высказывать свое мнение, делать самостоятельный выбор. Часто такой педагог обращается к воспитаннику с просьбой, советом, реже - приказывает. Систематически контролируя работу, отмечает положительные результаты и достижения, личностный рост воспитанника, обращая внимание на те усилия, которые требуют дополнительных усилий, работы над собой. Педагог требователен, но одновременно справедлив. В общении с людьми, в том числе и с детьми, всегда вежлив и доброжелателен.

Демократический стиль может на практике реализовываться в форме метафор: «Равный среди равных», «Первый среди равных».

Первый стиль взаимоотношений - это отношения между воспитанником и воспитателем в рамках которого педагог в основном выполняет необходимые обязанности по координации действий воспитанника в организации его учебной деятельности, самообразования, учитывая его интересы и собственное мнение.

Вторая позиция реализуется в отношениях между педагогом и учащимся, в которых реализуется высокая культура деятельности и отношений, большое доверие педагога к воспитаннику и уверенность в правильности всех его суждений, действий и поступков.

Демократическое взаимодействие - это такой тип взаимодействия людей, если ни у одной из двух договаривающихся сторон нет возможности заставить другую что-либо делать.

Для некоторых педагогов убеждение своих воспитанников - есть единственный возможный способ общения и взаимодействия, несмотря на то, что данный способ обладает не только плюсами, но и минусами. Это может быть следствием воспитания, жизненного опыта, результатом развития личности и становления характера или следствием обстоятельств, конкретной ситуации.

Заключение

Сегодня никто не сомневается в том, что система образования нуждается в демократизации. Общество признает за ней определенную ответственность за социализацию подрастающего поколения, его готовность жить в условиях постсоветского государства и постиндустриального общества. Гуманистическая демократическая направленность педагогической теории и практики способствует формированию демократических ценностей, становлению демократической культуры в обществе.

В самом общем смысле демократизация означает процесс политических и социальных изменений, направленных на становление демократического общества. Развитие демократических тенденций обычно тесно связано с процессом реформирования всех сторон жизни общества, в том числе и образования

На сегодняшний день система демократического образования среди педагогов и других работников образования практически отсутствует. Поэтому необходимо уточнение представлений о демократии в соответствии с современной социально-культурной ситуацией для решения проблемы демократизации образования.

Список литературы

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов - Спб.: Питер. - 2000, - 304 с.

2. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня/ Под ред. Н.Л.Селивановой. М., 1998 - 233 с.

3. Детство без жестокости и насилия/ авт.-сост. Е.А. Климкович, С.В. Дормаш. - Минск: Красико-Принт, 2007. - 176 с.

4. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студентов высш. и средн. учеб. заведений / С.А.Смирнов; Под ред. С.А.Смирнова. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 512 с.

5. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В.2 кн. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002 - 576 с.

Гуманистами сегодня нередко называют тех, кто хочет добра детям, но это неверно. Добра детям хотят многие замечательные люди, но не все из них придерживаются гуманистического подхода. К гуманистам можно отнести Ж.-Ж. Руссо, Н.К. Крупскую, В.А. Сухомлинского. А вот , названный ЮНЕСКО лучшим педагогом ХХ века, с гуманистической идеологией всю свою жизнь воевал. Что жа это за подход - гуманистическая идеология?

В 1988 ЮНЕСКО назвал четырех педагогов, определивших педагогическое мышление в ХХ веке. Это - Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, и .

Гуманистическая идеология в педагогике (гуманистическая педагогика) исходит из следующих посылок:

  1. В каждом ребенке есть , которому надо только помочь развиться. (Интересно, см.)
  2. Ребенок рождается изначально свободным. Свобода нам дана, ею владеет каждый ребенок. Изначальная свобода ребенка - абсолютная самоценность, которая не может быть променена на другие, внешние, социальные ценности окружающих. (Здесь интересно сравнить с )
  3. Ребенка нельзя воспитывать в рамках определённого мировозрения, свое мировоззрение каждый должен выработать сам. (Смотри )
  4. Недирективность. В воспитании не могут применяться давление, принуждение и манипуляции, превращающие ребенка в послушную марионетку в руках воспитателя.
  5. Идеал развития - свободная, творческая и , личность с равномерным развитием всех своих сторон.

Гуманистический подход в педагогике выступает против и за свободное воспитание . Гуманистическая педагогика - поле богатейшего практического опыта и источник приложения разработок гуманистической психологии. См.→

Гуманистический подход и свободное воспитание

Течение свободного воспитания подготовило рождение гуманистического подхода, и в настоящее время именно гуманистический подход стал идейной основой свободного воспитания. Однако не все разновидности свободного воспитания укладываются в рамки гуманистического подхода. См.

Социум все больше привлекают внимание творческие личности, способные выдерживать конкуренцию и обладающие мобильностью, интеллигентностью и способностью к самоактуализации и непрерывному творческому саморазвитию.

Интерес к различным проявлениям человеческого бытия и становлению личности особенно проявляется в гуманистическом направлении психологии и педагогики. Благодаря ему человек рассматривается с точки зрения его уникальности, целостности и стремления к непрерывному личностному совершенствованию. В основании упомянутого направления стоит видение человеческого во всех индивидах и обязательное уважение автономии личности.

Общие понятия гуманизма

"Гуманизм" в переводе с латинского обозначает "человечность". И как направлениев философии возник в эпоху Возрождения. Он позиционировался под названием «ренессансный гуманизм». Это мировоззрение, главной идеей которого является утверждение, что человек - ценность превыше всех земных благ, и исходя из этого постулата, необходимо выстраивать отношение к нему.

В общем виде гуманизм - это мировоззрение подразумевающее ценность личности человека, его право на свободу, счастливое существование, полноценное развитие и возможность проявления своих способностей. Как система ценностных ориентаций сегодня он оформился в виде совокупности идей и ценностей, утверждающих универсальное значение человеческого бытия как в целом, так и в частности (для отдельной личности).

До появления понятияк личности" сформировалось понятие "гуманность", в котором отражается такая важная черта личности, как готовность и стремление помогать другим людям, проявлять уважение, заботу, соучастие. Без гуманности, в принципе, невозможно существование рода человеческого.

Это качество личности, которое представляет собой способность к осознанному сопереживанию к другому человеку. В современном обществе гуманизм - это общественный идеал, а человек - наивысшая цель социального развития, в процессе которого должны быть созданы условия полной реализации всех его потенциальных возможностей для достижения гармонии в социальной, экономической, духовной сфере и наивысшего расцвета личности.

Главные основы гуманистического подхода к человеку

В наши дни трактовка гуманизма делает акцент на гармоничном развитии интеллектуальных способностей личности, а также на ее духовно-нравственной и эстетической составляющей. Для это важно разглядеть в человеке его потенциальные данные.

Цель гуманизма - полноценный субъект деятельности, познания и общения, который является свободным, самодостаточным и ответственным за происходящее в социуме. Мера, которую при этом предполагает гуманистический подход,определяется предпосылками для самореализации человека и предоставленными для этого возможностями. Главное - дать раскрыться личности, помочь ей стать свободной и ответственной в творчестве.

Модель формирования такого человека, с точки зрения гуманистической психологии, начала свое развитие в США (1950-1960 гг.). Она была описана в работах Маслоу А., Франка С., Роджерса К., Келли Дж., Комбси А., а также других ученых.

Личность

Описанный в упомянутой теории гуманистический подход человеку, к был глубоко проанализирован учеными учеными-психологами. Конечно, нельзя сказать, что эта область исследована совершенно, однако в ней сделаны значительные теоретические исследования.

Это направление психологии возникло как своеобразная альтернативная концепция течению, полностью или частично отождествляющему психологию человека и поведение животных. рассматриваемую с точки зрения гуманистических традиций, относят к психодинамическим (одновременно, интеракционистским). Это не экспериментальная имеющая структурно-динамическую организацию и охватывающая весь период жизни человека. Она описывает его как личность, используя термины внутренних свойств и особенностей, а также поведенческие термины.

Сторонников теории, рассматривающей личностьв гуманистическом подходе, прежде всего интересует восприятие, понимание и объяснение человеком реальных событий своей жизни. Предпочтение отдается феноменологии личности, а не поиску объяснений. Поэтому такого типа теорию часто называют феноменологической. Само описание личности и событий в ее жизни сосредотачивается, в основном, на настоящем и описывается в таких терминах: «жизненные цели», «смысл жизни», «ценности» и т. п.

Гуманизм в психологии Роджерса и Маслоу

В своей теории Роджерс опирался на то, что человек имеет стремление и способности к личностному самосовершенствованию, так как он наделен сознанием. По мнению Роджерса, человек - это существо, которое может быть само для себя высшим судьей.

Теоретический гуманистический подход в психологии личностиРоджерса подводит к тому, что центральное понятие для человека - это «Я», со всеми представлениями, идеями, целями и ценностями. Оперируя ими, он может дать себе характеристику и наметить перспективы личного совершенствования и развития. Человек должен ставить перед собой вопрос «Кто я? Кем хочу и могу стать?» и непременно решать его.

Образ «Я» как результат личного жизненного опыта влияет на самооценку и на восприятие мира и окружения. Это может быть отрицательная, положительная или противоречивая оценка. Индивиды с разными «Я»-концепциями видят мир по-разному. Такая концепция может быть искаженной, а то, что не подходит под нее, вытесняется сознанием. Уровень удовлетворения жизнью - это мера полноты счастья. Он непосредственно зависят от согласованности между реальным и идеальным «Я».

Среди потребностей гуманистический подход в психологии личности выделяет:

  • самоактуализацию;
  • стремление к самовыражению;
  • стремление к самосовершенствованию.

Главенствующая среди них - это самоактуализация. Она роднит между собой всех теоретиков в данной области, даже при значительных расхождениях во взглядах. Но наиболее распространенной для рассмотрения стала концепция взглядов Маслоу А.

Он отметил, что все самоактуализирующиеся люди, вовлечены в какое-либо дело. Они ему преданы, и дело является чем-то очень ценным для человека (своего рода призванием). Люди такого типа стремятся к порядочности, красоте, справедливости, доброте и совершенству. Эти ценности и являются жизненно важными потребностями и смыслом самоактуализации. Для такой личности существование предстает процессом постоянного выбора: двигаться вперед или отступить и не бороться. Самоактуализация - это путь постоянного развития и отказа от иллюзий, избавления от ложных представлений.

В чем состоит суть гуманистического подхода в психологии

Традиционно к гуманистическому подходу относят теории Олпорта Г. о личностных чертах, Маслоу А. о самоактуализации, Роджерса К. об индирективной психотерапии, о жизненном пути личности Бюлера Ш., а также идеи Мэйя Р. Основные положения концепции гуманизма в психологии следующие:

  • изначально человек имеет в себе конструктивную подлинную силу;
  • формирование деструктивных сил происходит по мере развития;
  • у человека есть мотив самоактуализации;
  • на пути самоактуализации возникают препятствия, мешающие эффективно функционировать личности.

Ключевые термины концепции:

  • конгруэнтность;
  • позитивное и безусловное принятие себя и окружающих;
  • эмпатическое слушание и понимание.

Основные цели подхода:

  • обеспечивание полноты функционирования личности;
  • создание условий для самоактуализации;
  • обучение спонтанности, открытости, аутентичности, дружелюбию и принятию;
  • воспитание эмпатии (сочувствия и соучастия);
  • развитие способности к внутреннему оцениванию;
  • открытость новому.

Такой подход имеет ограничения в применении. Это психотики и дети. Возможен негативный результат при прямом воздействии терапии в агрессивной социальной среде.

О принципах гуманистического подхода

Основные принципы гуманистического подхода можно изложить кратко:

  • при всем ограничении бытия человек обладает свободой и независимостью для ее реализации;
  • важный источник информации - экзистенциальность и субъективный опыт индивидуума;
  • природа человека всегда стремится к непрерывному развитию;
  • человек един и целостен;
  • личность уникальна, ей необходима самореализация;
  • человек устремлен в будущее и является активным творческим существом.

Из принципов складывается ответственность за поступки. Человек - не бессознательное орудие и не раб сформировавшихся привычек. Изначально его природа позитивна и добра. Маслоу и Роджерс считали, что росту личности часто мешают защитные механизмы и страхи. Ведь нередко самооценка расходится с той, которую дают человеку окружающие. Поэтому перед ним стоит дилемма - выбор между принятием оценки со стороны и желанием остаться при своей.

Экзистенциальность и гуманизм

Психологами, представляющими экзистенциально-гуманистический подход, являются Бинсвангер Л., Франкл В., Мэй Р., Бюдженталь, Ялом. Описываемый подход развивался во второй половине двадцатого столетия. Перечислим основные положения данной концепции:

  • человек рассматривается с позиции реального существования;
  • он должен стремиться к самоактуализации и самореализации;
  • человек ответственен за свой выбор, существование и реализацию собственных потенциалов;
  • личность свободна и имеет множество вариантов выбора. Проблема же состоит в стремлении избежать его;
  • тревога - это следствие нереализованности своих возможностей;
  • часто человек не осознает что он раб шаблонов и привычек, не является аутентичной личностью и живет фальшью. Для изменения такого состояния необходимо осознание своего истинного положения;
  • человек страдает от одиночества, хотя он одинок изначально, так как приходит в мир и уходит из него один.

Основные цели, которые преследует экзистенциально-гуманистический подход, это:

  • воспитание ответственности, умения ставить задачи и решать их;
  • обучение быть активным и преодолевать трудности;
  • поиск деятельности, где можно свободно выражать себя;
  • преодоление страдания, переживания «пиковых» моментов;
  • обучение концентрации выбора;
  • поиск подлинных смыслов.

Свободный выбор, открытость для предстоящий новых событий - ориентир для личности. Такая концепция отвергает качества заложены в биологии человека.

Гуманизм в воспитании и образовании

Нормы и принципы, которые пропагандирует гуманистический подход в образовании,ориентированы на то, чтобы система взаимоотношений "воспитатель/воспитанник" опиралась на уважение и справедливость.

Так, в педагогике К. Роджерса педагог должен разбудить собственные силы воспитанника для решения его проблем, а не решать за него. Нельзя навязывать готовое решение. Цель - стимуляция личной работы по изменению и росту, а они беспредельны. Главное не набор фактов и теорий, а преображение личности учащегося в результате самостоятельного обучения. - развить возможности саморазвития и самоактуализации, поиску своей индивидуальности. К. Роджерс определил следующие условия, при которых данная задача реализовывается:

  • ученики в процессе обучения решают проблемы, значимые для них;
  • педагог по отношению к ученикам чувствует себя конгруэнтно;
  • он относится к ученикам безусловно;
  • педагог проявляет эмпатию к ученикам (проникновение во внутренний мир ученика, взгляд на окружающую среду его глазами, при этом оставаясь самим собой;
  • воспитатель - помощник, стимулятор (создает благоприятные условия для ученика);
  • он побуждает учащихся к нравственному выбору, предоставляя материал для анализа.

Личность, которую воспитывают, является высшей ценностью, имеющей право на достойное проживание и счастье. Поэтому гуманистический подход в воспитании, утверждающий права и свободу ребенка, способствующий его творческому развитию и саморазвитию, - приоритетное направление в педагогике.

Такой подход требует анализа. Кроме того, необходимо полноценное глубокое осмысление понятий (диаметрально противоположных): жизни и смерти, лжи и честности, агрессии и доброжелательности, ненависти и любви...

Спортивное воспитание и гуманизм

В настоящее время гуманистический подход в обучении спортсмена исключает процесс подготовки и тренировки, когда спортсмен выступает в роли механического субъекта, достигающего результата, поставленного перед ним.

Исследования показали, что часто спортсмены, достигая физического совершенства, наносят серьезный вред психике и своему здоровью. Бывает, что применяются неадекватные нагрузки. Это работает как для юных, так и для зрелых спортсменов. В результате такой подход приводит к психологическим срывам. Но при этом исследования показывают, что возможности становления личности спортсмена, ее нравственных, духовных установок, формирование мотивации - безграничны. Подход, направленный на его развитие, может быть осуществлен в полной мере, если изменить ценностные установки как у спортсмена, так и у тренера. Такая установка должна стать более гуманной.

Становление у спортсмена гуманистических качеств - это процесс достаточно сложный и длительный. Он должен быть систематическим и требует от тренера (воспитателя, преподавателя) овладения технологиями воздействия высокой тонкости. Этот подход ориентирован на гуманистическую установку - развитие личности, ее психического, физического здоровья средствами спорта и физической культуры.

Управление и гуманизм

Сегодня различные организации стремятся постоянно повышать уровень культуры своего персонала. В Японии, например, любое предприятие (фирма) является для своих сотрудников не просто местом зарабатывания средств для проживания, но и местом, которое объединяет отдельно взятых коллег в коллектив. Для него играют важную роль дух сотрудничества и взаимозависимость.

Организация - это продолжение семьи. Гуманистический рассматривается как процесс, создающий реальность, которая дает возможность людям видеть события, понимать их, действовать соответственно ситуации, придавая смысл и значимость собственному поведению. На самом деле правила - это средства, а основное действие происходит в момент выбора.

Каждый аспект организации нагружен символическим смыслом и помогает создавать реальность. Гуманистический подход делает акцент на человеке, а не на организации. Для осуществления этого очень важно умение интегрироваться в существующую ценностную систему и меняться в новых условиях деятельности.



Загрузка...