paradisemc.ru

Развитие речи детей через ознакомление дошкольников с природой. Развитие речи детей при ознакомлении с природой родного края Развитие речи детей при ознакомлении

Родительское собрание

Тема:

«Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой

через игровую деятельность»

Программное содержание:

Познакомить родителей с основной задачей речевого развития детей – выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.

Формирование у детей представления о доброте, взаимопомощи, развитие интереса, любознательности.

Общение родителей и детей через игру, как средство восприятия и ощущения окружающие природы.

Оформление:

Вернисаж «Времена года».

Выставка детских работ “Наши любимцы”.

Новинки методической, детской литературы, по теме родительского собрания.

Ход собрания (звучит музыка):

“И воспитание, и образование нераздельны.

Нельзя воспитывать, не передавая знания,

всякое же знание действует воспитательно.”

Л.Н. Толстой

Уважаемые родители!

Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Так как семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения, мы призываем вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка. Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи.

Основная задача речевого развития детей – это:

1. Выражать свои мысли, чувства, впечатления – определенные для своего возраста.

2. Формирование у детей представления о доброте, взаимопомощи, развитие интереса, любознательности.

Проведя анализ анкет, напрашивается вывод – ребенку необходимо общаться с домашними любимцами. Помните, что дети очень наблюдательны и чутки к словам и поступкам взрослых.

Ребенок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми. Взрослые определяют, направляют поведение ребенка. Объясняют, как он должен себя вести.

Предлагаем Вам выбрать из предложенного перечня наиболее значимые факторы речевого развития ребенка и прокомментировать свой выбор (раздать каждому родителю).

1. Эмоциональное общение родителей с ребенком с момента рождения.

2. Общение ребенка с другими детьми.

3. Речь взрослого – образец для подражания.

4. Развитие мелкой моторики рук.

5. Чтение детской художественной литературы.

6. Игры с ребенком взрослых и друзей

итог: спасибо всем.

Как вы думаете, какие же основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чем мы должны заниматься с ребенком? (Предложить высказаться родителям).

Результаты высказываний.

1. Восприятие звуковой культуры речи.

2. Словарная работа.

3. Формирование грамматического строя речи.

4. Обучение рассказыванию – связная речь.

Напоминаю вам, что ребенок к 4 годам:

    Правильно произносит отдельные звуки. Умеет интонационно передать вопрос, просьбу, восклицание.

    У него накапливается определенный запас слов, который содержит все части речи.

    У детей активно формируется обобщающая функция слов. Через слово ребенок овладевает основными грамматическими формами речи.

    В речи появляются сложные формы предложений.

    Дети осваивают навыки разговорной речи, выражают свои мысли простыми и сложными предложениями. В речи детей отличаются и другие особенности.

    Дети неверно произносят или совсем не произносят шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ) сонорные (Р, РЬ, Л, ЛЬ) звуки, а некоторые пропускают.

    Затрудняются назвать части предмета, части тела.

Вы прочитали требования к речи ребенка 4-летнего возраста. Давайте с Вами поговорим о том, какая сторона речи Вас беспокоит? (высказывания родителей по теме родительского собрания).

Речь наших детей

(краткий анализ речи детей педагогам группы):

1. Скажите, пожалуйста, какие вопросы задают Вам дети о домашних животных, о природе? (Кто? Что? Какой? Чем питаются? Где живут? )

2. А когда ребенок не задает вопросы это хорошо и плохо? В чем причина? (Ответы родителей.)

Отсутствие необходимых знаний.

Нет устойчивого интереса к чему-либо.

Раньше ребенок обращался к взрослому с вопросами, но не получил ответа. А сейчас я Вам предлагаю поиграть в игру “Домашние животные”.

Тема: “Кто как кричит?”

Представьте себе, что Вы – это Ваши дети.

Ребята посмотрите, кто это к нам прискакал? (Лошадь) (Протяжно произносит звук и-и-и). Так лошадь зовет своего детеныша.

Как лошадь зовет своего детеныша? (Хоровые и индивидуальные ответы)

А кто детеныш лошади? (Маленькая лошадка, жеребенок)

Посмотрите, мама – лошадь (большая), а её детеныш – жеребенок какой? (Маленький). И кричит он тоненько.

Как кричит жеребенок? (Ответы детей)

А это кто к нам пришел? (Раздается хрю-хрю). (Свинья)

А как кричит свинья? (Ответы детей)

Это она кого зовёт? (Сыночка, ребенка, детеныша)

Кто её детеныш? (Поросенок)

Мама – свинья какая? (Большая)

А поросенок какой? (Маленький)

Как кричит мама? (Громко)

Как кричит сынок? (Тихо)

А чем детеныш кричит “му-му-му”? (Словосочетание произносится на высоких тонах). (Ответы детей)

Кто его мама? (Корова)

А как зовут сыночка коровы? (Теленок)

Корова Какая? (Большая)

А теленок какой? (Маленький)

Корова как кричит? (Громко)

А теленок как кричит? (Тихо)

А теперь давайте поиграем в игру. Все животные спрячутся в домике и будут кричать, а вы должны отгадать, кто кричит: мама или её детеныш. Если угадаете правильно, животное вам покажется. (Дети отгадывают и взрослых и детенышей) Молодцы. (Игра закончилась)

Вот так в процессе игры – занятия ребенок учится говорить.

А если ребенок рано научился говорить, у него хорошо развита речь, но он не рисует, не лепит. Хорошо ли эго для его развития?

Занятия рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики руки, что создает предпосылки к успешному овладению письмом.

Я предлагаю вам выставки работ детей, которую они сделали своими руками. Не забудьте, пожалуйста, похвалить детей дома.

Большое значение для развития речи младшего дошкольника имеет обогащения словаря на основе знаний и представлений ребенка об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой.

Как часто Вы бываете на природе? Природа имеет уникальные возможности для развития и воспитания каждого ребенка. На природе Вы можете пообщаться со своим малышом наблюдая, например, за жизнью бабочек и жуков; полюбоваться красотами родной природы, вдохнуть глоток чистого и свежего воздуха. Подзарядиться положительными эмоциями. Эмоциональные переживания побуждают ребенка к тем или иным поступкам. Дети дошкольного возраста очень общительны. Так давайте же больше общаться с малышами, показывая как мы их любим, а в союзники возьмём природу.

Отравляясь с ребенком на прогулку:

поговорите с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе?

в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано?

какое сейчас время года?

покормить птиц

загадать загадку

познакомить с народными пословицами и приметами

поиграть в игру

Мы должны сами видеть окружающий нас мир и открыть на него глаза ребенку. Учить его замечать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить все живое, а свои чувства высказывать словами. Например: здороваясь с солнышком, сказать ему ласковые слова-признаки (золотистое, лучистое, доброе, веселое, теплое). Давайте вместе попробуем подобрать хотя бы по 5 слов-признаков к следующим словам: ветер, небо, дождь, снег.

Родители объединиться в небольшие подгруппы.

Скажите, а как ласково Вы называете своего малыша? (Высказывания родителей.)

Итак, мы сегодня с Вами хорошо, плодотворно пообщались, поиграли, поучились, я предлагаю Вашему вниманию новинки педагогической, художественной литературы.

А каким может быть решение нашего родительского собрания (высказывания родителей):

1. Дома уделять внимание развитию речи ребенка и больше общаться с ним. Читать ребенку сказки, стихи, потешки, загадки и разучивать их.

2. Поощрять в семье занятие ребенка лепкой, рисованием.

3. Больше бывать на природе, знакомить детей с красотами родной природы.

Я благодарю Всех родителей за участие в жизни нашей группы и позвольте от себя лично вручить листочек доброты, который напомнит нам, каким должно быть общение с ребенком. Пусть дети радуют Вас своими успехами.

Развитие речи детей при ознакомлении

с природой в дошкольном возрасте

Природа – это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. Она своим многообразием, красочностью идинамичностью привлекает малышей, вызывает в них массу радостных переживаний, развивает любознательность. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, надолго остаются в памяти, создают прочную основу для дальнейшего её познания.

Слайд № 1,2.

В процессе общения с природой рождается, развивается и крепнет, такое бесценное свойство человеческой личности, как наблюдательность, любознательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов, которые можно найти с помощью наблюдений, логического мышления.Слайд № 3,4.

Вслушиваясь в речь детей, видно сколь скудны ещё познания детей о природе, событиях, явлениях, происходящих в окружающей жизни. Как трудно им ещё выразить словами то, что чувствуют, видят, слышат. Не хватает слов и для передачи смысла знакомой сказки, рассказа.

Можно обнаружить, что существительные ребёнок заменяет местоимениями, нарушает порядок слов в предложении и т.п. Типичны затруднения детей в употреблении склонений и спряжений (хотеть, хотят) и т. п.

Одними замечаниями “говори правильно” дело не поправить. Всё это надо сделать своевременно, иначе, начав учиться в школе, ребёнок будет делать ошибки при письме.

Общение с природой способствует расширению словарного запаса у ребёнка, практическому овладению навыками словообразования, благотворно влияет на развитие связной, фразовой речи. При этом дети практически овладевают навыками словоизменения: согласованием слов в роде, числе, падеже.

Таким образом, в процессе систематических, целенаправленных наблюдений у ребёнка расширяется кругозор, развивается любознательность, зрительная, слуховая и вербальная память, совершенствуются мыслительные процессы. Дети учатся думать и отвечать на вопросы, аргументируя свои высказывания, что позитивно влияет на развитие связной речи, овладение сложноподчиненным предложением.Слайд № 5

Наблюдательность рождает в ребёнке привычку делать выводы, развивает логику мысли, чёткость и красоту речи.

Ребёнок с помощью взрослых учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы. Слайд № 6 . Умение аргументировано, доказательно излагать мысли способствует формированию реалистического мировоззрения, совершенствуется умение сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Создаются предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, чёткость, выразительность. Слайд № 7. В процессе ознакомления с природой малыш учится анализировать, рассуждать, рассказывать, описывать, что является одним из ведущих и решающих факторов успешного обучения в школе, адаптации ребёнка в обществе сверстников, в постоянно меняющемся социуме.Слайд № 8.

Наталья Юрасова
Доклад из опыта работы «Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой»

«Каждый шаг ребёнка должен быть

путешествием к истокам мышления

и речи – к чудесной красоте природы »

В. Сухомлинский

Это мнение выдающегося педагога мною взято за основу обозначенной педагогической идеи . Ведь на сегодняшний день одна из актуальных проблем в дошкольном воспитании , является развитие речи . К сожалению, вслушиваясь в речь детей видно , как трудно им ещё выразить словами то, что чувствуют, видят, слышат.

Над проблемой речевого развития я работаю с 2000 года . За этот период изучила и проанализировала работы : С. Н Николаевой, А. К. Бондаренко, О. Соломенниковой, В. В. Гербовой и пришла к выводу, что было бы непростительной ошибкой не привлечь к столь важному процессу воспитания маленького человека - великого учителя – Природу . Сегодня свою работу выстраиваю в соответствии с программой «От рождения до школы» и парциальной программой «Юный эколог» .

Целью своей работы я обозначила : Овладение детьми речью, как средством общения и культуры при ознакомлении с природой в разных видах деятельности.

При этом решаются следующие задачи :

1. Обогащение словарного запаса детей за счет последовательного формирования знаний об особенностях окружающего мира.

2. Подбор методов и способов развития речи .

3. Использование разнообразных форм организации.

Опыт работы в детском саду показывает, что ни один дидактический материал не сравнится с естественной природой , поэтому с самых ранних этапов развития ребёнка , стараюсь вводить малышей во всё многообразие окружающего мира. Ведь непосредственное наблюдение окружающего способствует развитию логической речи , пониманию грамматических законов. Чтобы совершенствовать мысль и слово ребёнка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами окружающего мира.

Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы , рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, чёткость и красоту речи – развитие мышления и речи идёт как единый процесс. При этом процесс познания окружающего во всём его многообразии способствует пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих название , действие, качества и помогающих анализировать предмет и явление со всех сторон.

Педагогические задачи успешно решаются при правильном выборе методов, приёмов. Учитывая, что у дошкольников преобладает наглядно – образное мышление, преимущество отдаю трём блокам :

1)Наглядно – выставочному материалу : игрушки, картины, натуральные предметы, коллекции, гербарии, макеты природных зон и объектов . А так же специально – организованным ситуациям в центре природы и мини-лаборатории : опыты , эксперименты, проектная и исследовательская деятельность, ведение календарей и моделирование взаимосвязей в природе . Дети получают представление о многообразии природного мира , о том, как растут и развиваются растения , какие условия для них нужно создавать, овладевают способностью к сравнительному анализу. А это в свою очередь способствует накоплению словаря, его активизации и развитию речевой деятельности детей . К сожалению, нормативы СанПиНа не допускают содержания живых объектов в центре природы , в связи с чем, дети лишены возможности наблюдать, а главное – ухаживать за братьями нашими меньшими. В качестве альтернативы живых животных дошкольникам предложены животные - игрушки и иллюстративный материал в виде картинок, рисунков и фотографий.

Отличительной чертой речевого центра является созданный своими руками дидактический материал по теме «Моя малая Родина» . Сюда входят дидактические пособия «Экологическая пирамида» , «Лес чудес» , альбом «Улица родная» , серия фотографий «Случайный снимок» . Библиотека уголка содержит много красочно оформленных книг и энциклопедий по живой природе , среди которых особое место занимают «Красная книга России» , «Красная книга Ульяновской области» . Совместно с родителями и воспитанниками группы планируем начать оформление «Красной книги Барышского района» . С родителями мы проводим конкурсы знатоков родного края. Предлагаю вам ответить на некоторые задания из наших викторин :

Сова с 1964г. находится под охраной государства. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна.

2)Дидактические игры :

Для обогащения и активизации словарного запаса словами существительными- «Назови одним словом» , «Кому нужны эти предметы» ; прилагательными- «Из чего сделан» , «Угадай на вкус» .

Игры с песком, водой заставляют ребят думать, сопоставлять и делать выводы, а значит учат выстраивать связную доказательную речь. Например, каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Мои наблюдения показывают, что развитие общей и мелкой моторики способствуют развитию речи , поэтому большое внимание уделяю упражнениям и играм с природным материалом (природные лабиринты , выкладывание по контуру, нанизывание предметов на гибкий шнур). По инициативе родителей для уголка природы планируется приобрести «домашнюю песочницу» . Она представляет собой небольшой прямоугольной формы лоток с бортиками, натуральный очищенный цветной кварцевый песок, формочки и лопатки.

3) Огромное значение в своей работе придаю чтению художественной литературы и особенно сказкам, их очарованию поддаются дети всех возрастов . Работа по сказке имеет свое продолжение в другом виде деятельности – театрализованной. Ежегодно в апреле мы с детьми ставим экологические спектакли, приуроченные к празднованию Дня Земли. В этом виде деятельности формируется правильная речь детей , пополняется и активизируется словарь, развивается память , внимание, а чтобы образ был более похожим, появляется мотивация больше узнать об особенностях конкретного животного. В этом году у нас пройдет фестиваль экологических мини - спектаклей, в котором примут участие и дети, и родители.

Ребята знакомы со многими народными приметами различных сезонов. Проверьте и Вы свою эрудицию :

Блиц - конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду» .

Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку.

Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде) .

Уж на дороге греется – (перед дождем) .

Мыши выходят из-под подстилки на снег – (за сутки до оттепели) .

Из березы течет много сока – (к дождливому лету) .

Эффективность реализуемой системы отражается в динамике развития экологической культуры и речевого развития воспитанников группы «Дельфинёнок» .

Опыт работы над данной темой показал, что именно речевое общение активизирует познавательные процессы , развивает эмоциональную сферу , нормализует поведение. И наоборот, именно ознакомление с природой расширило и активизировало словарный запас моих воспитанников, способствовало формированию грамматического строя речи и развитию связной речи .

Оценивая результаты, появляется желание активно продолжать работу в данном направлении. В перспективе данного направления вижу :

Организацию клуба «Почемучек» с детьми 3-4 лет;

Организацию экскурсий и целевых прогулок в природу совместно с родителями.

Публикации по теме:

Почему данная тема для меня актуальна? Наблюдая за детьми своей группы, я выявила, что у малышей идет системная познавательная активность.

Познавательная деятельность детей при ознакомлении с природой является важной частью системы дошкольного образования. Общение с природой.

В связи с принятием Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» перед педагогами всех уровней ставятся новые задачи,.

Организация: МБДОУ д/с № 29 «Светлячок»

Населенный пункт: Нижегородская область, г.о.г. Кулебаки

В соответствии с ФГОС ДО дошкольная образовательная программа направлена на создание условий всестороннего развития ребенка. Богатейшая кладовая для речевого, интеллектуального, нравственного развития ребенка – природа. В процессе общения с природой рождается, развивается и крепнет, такое бесценное свойства человеческой личности, как любознательность, наблюдательность, что порождает массу вопросов, требующих ответов, которые можно найти с помощью наблюдений, экспериментов, опытов.

Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Поскольку, развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем на его интеллектуальные способности, внимание, память, кругозор и другие аспекты жизнедеятельности.

В развитии речи детей старшего дошкольного возраста, не заменимую роль играет ознакомление с природой родного края. Мир природы огромен и разнообразен, красота окрестных мест завораживает. Как же как познакомить с природой родного края? Конечно же, нужно говорить о том, что дети видели, наблюдение за живой и неживой природой, проведение опытов с природным материалом, проведение игр природоведческого содержания, рассматривание альбомов, открыток, фотографий. Всё это обогащает и обобщает знания детей о природе, формирует познавательные умения, интерес и развивает речь.

В каждый момент времени вокруг нас в природе что-то происходит, что-то меняется. Важно не упустить этот момент, уметь отметить, полюбоваться, сделать выводы. Можно отметить, что лучше всего развивать и обогащать речь детей при ознакомлении с природой происходит не только в группе, но и на прогулках и экскурсиях.

Красота и многообразие природы в любое время года влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать. Это способствует расширению словарного запаса у ребенка, практическому овладению навыками словоизменения, согласованием слов в роде, числе, падеже. Общение с природой оказывает благотворное влияние на развитие связной, фразовой, монологической, диалогической речи.

Формирование организации деятельности детей при ознакомлении с природой родного края, являются - непосредственная образовательная деятельность, экскурсии, прогулки, работа на земельном участке. Все это проводится в нашем детском саду. Особенно интересны детям экскурсии, которые проводим на озеро, в лес, в парк, на луг, на реку, в березовую рощу в разное время года. Обращаем внимание на особенности местности, его климата, красоту реки, озера, парка, леса, луга, разнообразие растительного и животного мира. Ведь экскурсия – одна из форм общения детей с природой. Сколько задора, радости и блеска в глазах можно увидеть у детей во время наших экскурсий. А это дорогого стоит. На экскурсии большое значение придаем самостоятельности детей, они выбирают наиболее интересные места для наблюдений. Наблюдение – это основная часть, где решаются основные программные задачи экскурсии.

В процессе систематических, целенаправленных наблюдений в природе у ребенка расширяем кругозор, развиваем любознательность, зрительную, слуховую и вербальную память, совершенствуем мыслительные процессы. Дети учатся думать и отвечать на вопросы, аргументируя свое высказывания, что позитивно влияет на развитие связной речи, овладение сложно - подчиненным предложением.

Виды и содержание бесед с природоведческой тематикой могут быть разнообразны: «Что ты увидел по дороге домой?», «Почему звери меняют шубки?». «Как зимуют деревья?»

Дидактические игры и настольные игры в домашнем уголке ребёнка могут быть и природоведческого содержания: «Чей домик?», «Найди дерево по описанию», «Отгадай, что загадаю», «Повторяй за мной» «С какого дерева шишка», «Богатство леса», «Четвёртый лишний», игра «Найди детеныша для мамы» «Назови, какой, какая?» «Чьи плоды (семена)?». Они учат классифицировать растения и животные; запоминать новые названия, обогащает и развивает речь дошкольников. Главное, чтобы ребёнку и взрослому было интересно вместе!

Словесные игры, например, «Съедобное - несъедобное», «Кто как кричит?», «Что лишнее?», «Назови одним словом», «Хорошо – плохо», «Кто где живет» «Я знаю», «Природный мир бывает разный» развивают у детей внимание, воображение, речь, они требуют от детей знания закономерностей, о которых дети узнают при ознакомлении с природой.

Подвижные игры, в которые дети очень любят играть, такие как: «Раз, два, три к дереву беги»; «Мы в густом лесу гуляли и медведя повстречали»; «Лови - назови»; «Дождик, дождик» Так же включаем в экскурсию дидактические, словесные игры и упражнения: «Детки с ветки»; «Узнай дерево по описанию», «Громко – тихо»; «Когда это бывает» и т. д. В играх дети закрепляют знания о характерных особенностях предметов, запоминают названия растений и их частей, развивают речь при рассказах, обогащают словарный запас.

Объединение усилий детского сада и семьи с целью развития речи ребёнка обязательно приведет к положительным результатам. Ведь речевой уровень культуры взрослых, их умение правильно использовать различные речевые формы и категории оказывают большое влияние на формирование у детей грамматически правильной речи.

Список используемой литературы

    Программа «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Москва. Мозаика-Синтез.

    «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников» М.Н Алексеева.

    Краеведение в системе дошкольного воспитания / Г. В. Власова // Начальная школа плюс ДО и после. – 2003. – № 5. – С. 54-58.

    Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников / Л. Н. Деркач // Дошкольная педагогика. – 2009. – № 2. - С. 27-31.

    Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005.

    Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. М., 2003.

    Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М., 2002.

    Николаева С.Н. Эколог в детском саду. М., 2003.

В целях успешного расширения словаря детей, я обратилась к природе и углубленно начала работу по этой теме. В процессе ознакомления детей с природой я формировала первые представления о некоторых предметах и явлениях неживой природы, о наиболее часто встречающихся ярких цветущих растениях, учила различать особенности внешнего вида животных, некоторые части тела, особенности движения, издаваемые звуки. Побуждала детей к звукоподражанию, повторению отдельных слов, названий. Обучала малышей первым несложным трудовым умениям: полить растения, обтереть листья влажной тряпочкой, покормить рыбку, птичку в уголке природы.

Ознакомление с природой проходило в процессе наблюдения в уголке природы и на участке детского сада. Коллективные формы работы чередовала с индивидуальными, занимаясь с небольшими подгруппами детей. Индивидуальное общение с ребенком позволяло мне вызвать у него больший интерес, успешнее (подробнее, тщательнее) провести наблюдение.

Во время проведения прогулок обращала внимание детей на окружающую природу - на яркий цветок, летящую бабочку, красивый камушек, пушистые хлопья снега. Не спеша, давая малышам возможность внимательно рассмотреть то, о чем я говорю, рассказывала о природных изменениях окружающего мира в различные времена года. Осенью мы рассматривали деревья на участке группы: листья становятся желтыми, красными и опадают с дерева при малейшем дуновении ветра. Природа засыпает, трава становится коричневой и желтой, цветы опускают свои головки и засыхают. Все готовится к приходу зимы. Дети слушали, как листья шуршат под их маленькими ножками, собирали красивые букеты, тут же разбрасывали их, получая массу удовольствия, и формируя при этом мелкую моторику рук, обогащая свои сенсорные ощущения. Помогая детям активно познавать окружающую действительность (нюхать, трогать, слушать, насыпать, переливать, крошить) ненавязчиво предлагала разнообразные виды деятельности. Все это, несомненно, развивает восприятие ребенком окружающего мира, обогащает его речь и интеллект.

Обращала внимание детишек и на изменения в животном мире. Прежде всего, это птицы, которые все чаще прилетают на участок группы в поисках пищи. Объясняла ребятам, что корма становиться все меньше и меньше, птицам труднее прокормить себя. Для этого люди вешают на деревья кормушки. Собираясь на прогулку, мы брали с собой зерно или хлебные крошки. Чаще всего ребята встречаются во время прогулок с воронами, воробьями и голубями. Объясняла, как питаются птицы, как они разговаривают. Дети внимательно слушали и пытались подражать птичьему разговору: кар-кар, чик-чирик и т.д.

Зимой на прогулку ребята брали с собой лопатки и играли ими, копая снег. Они учились лепить снеговика, насыпать горку, знакомились со свойствами снега. На прогулке ребята пытались поймать в ладони снежинки, которые моментально таяли, что вызывало особый интерес. Малыши чувствуют холодное прикосновение зимы к их рукам.

Знания закрепляла на занятиях. Занятия проводила с использованием игровых методов, побуждая детей к действиям и движениям. Этим самым развивала речь детей, пополняла словарный запас. Для этой цели я подобрала и изготовила дидактические игры - пособия, такие как: «Кто, где живет?», «Четвертый лишний», «С какого дерева лист?», «Чьи плоды?», «Времена года», «Угадай, кто в гости пришел?» и др. Например, когда дети знакомились с признаками зимы, с явлениями, происходящими в природе, со свойствами снега, проводила игры «Теплый - холодный», «Спрячь зайку от лисы» (где дети закрепляли белый цвет). Во время проведения игр постоянно побуждала детей к повторению слов, договариванию.

Чтобы у детей шло накопление знаний об отдельных объектах природы: о природном материале (песок, вода, снег, лед) и его свойствах - проводила игры с песком и водой « Найди игрушку», «Тонет - не тонет», о строении растений (стебель, лист, цветок) и их потребностях во влаге, о внешнем виде животных (рыбы, птицы, млекопитающие) и их способах передвижения, питании. Знакомила детей с животными через игры «Кто где живет», «Кто что ест», «Помогите найти маму». Давала первые знания об отличительных признаках сезонов, предлагая детям игры: «Подбери по цвету», «Кукла собирается на прогулку», «Собери букет» и др.

Чтобы дать детям представления о связи между явлениями природы: дует ветер -- качаются деревья, светит солнце - становится теплее, мы наблюдали за деревьями в ветреную и безветренную погоду, сравнивали на ощупь предметы, которые лежали на солнце и в тени, наблюдали за таянием снега и делали вывод, где снег тает быстрее .

Каждый раз, готовясь к проведению наблюдения, экскурсии намечала для себя слова, которые будут для детей новыми или выступят в новом значении. Каждое новое слово неоднократно четко проговаривается мною и затем повторяется детьми. Я так ставлю перед детьми вопросы, чтобы ответы детей требовали обязательного употребления данного слова. Вводя в речь новые слова, приучала детей к точному их повторению.



Загрузка...