paradisemc.ru

Педагогические идеи вильгельма августа лая. Вильгельм Август Лай (Lay) Лай педагогические идеи

Немецкий педагог, теоретик экспериментальной педагогики, д-р философии (1903). С 1892 преподавал в учительской семинарии в Карлсруэ и в университете Фрайбурга. Решающее значение в педагогической практике придавал организации действия, в понятие которого включал любую практическую и творческую деятельность учащихся и их поведение (см. Педагогика действия). Л. считал, что "школа действия" способна изменить социальную действительность Германии, а экспериментальная педагогика - синтезировать все педагогические искания начала 20 в. "Школа действия" как учебно-воспитательная система не выдержала проверки практикой массового обучения и превратилась в иллюстративную школу.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 372)

См. также Педагогика действия

  • - - немецкий педагог, теоретик экспериментальной педагогики, д-р философии. С 1892 преподавал в учительской семинарии в Карлсруэ и в университете Фрайбурга...

    Педагогический терминологический словарь

  • - доктор богословия в Дерпте; р. 25 февр. 1737, † 6 янв. 1819 г.Русский биографический словарь в 25-ти т. - Изд. под наблюдением председателя Императорского Русского Исторического Общества А. А. Половцева...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - знаменитый немецкий музыкальный историк и композитор, род. 17 ноября 1816 г. в Мауте, в Богемии. В Праге изучал правоведение и в 1839 г. поступил чиновником на государственную службу...
  • - герц. брауншвейг-люнебург-бевернский, ген. от инфантерии прусской службы; начал военное поприще в 1734 г. во время похода к Рейну, при чем находился в свите Фридриха Вильгельма I...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - очень известный нем. юрист; был профессором в Бонне, Галле и Берлине. Ученая известность Г. началась вместе с первым и очень ценным до сих пор трудом его по греческому праву: "Die athenäische Gerichtsverfassung" ...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - знаменитый немецкий химик; родился 8 апреля 1818 г. в Гиссене. Г. вступил в Гиссенский университет в 1836 г., предполагая изучить право; но вскоре, увлеченный лекциями Либиха, обратился к изучению химии...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - знаменитый немецкий химик, родился 8 апреля 1818 г. в Гиссене. Г. вступил в Гиссенский университет в 1836 г., предполагая изучить право; но вскоре, увлеченный лекциями Либиха, обратился к изучению химии...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - немецкий педагог; автор популярных общеобразовательных книг для юношества, написанных живо и интересно, например: "Geogr. Charakterbilder" , "Charakterbilder aus der Geschichte u. Sage" ; "Biographien aus der Naturkunde" . Издал также "Aesthetische Vorträge" ...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - немецкий педагог; автор популярных общеобразовательных книг для юношества, написанных живо и интересно, напр.: "Geogr. Charakterbilder" , "Charakterbilder aus der Geschichte u. Sage" ; "Biographien aus der Naturkunde" . Издал также "Aesthetische Vorträge" ...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - лютер. богослов; род. в 1823 г., проф. церковной истории в Роштоке. Нап.: "Die Waldenser im Mittelalter" ; "Der Sieg des Christentums über das Heidentum unter Konstantin" ; "Luthers Lehre in ihrer ersten Gestalt" ; "Leibniz"Stellung zur Offenbarung" ...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - известный актер и драматический писатель. Его готовили в пасторы, но он в 1779 г. поступил в маннгеймский театр, считавшийся в то время первым в Германии...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - швейцарский писатель, изучал богословие, был учителем рисования в Винтертуре. Написал: "Lieder" ; "Dar und Moll" ; "Ein Buch ohne Titel" ; "Waldleben" ...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Гофман Август Вильгельм, немецкий химик-органик. Окончил Гисенский университет. Ученик Ю. Либиха. В 1845 приват-доцент Боннского университета...
  • - Иффланд Август Вильгельм, немецкий актёр, драматург и режиссёр. Сын пастора, получил религиозное воспитание. В 1777-79 актёр театра в Готе, в 1779-96 Мангеймского театра...

    Большая Советская энциклопедия

  • - историк литературы, поэт, переводчик Господствующий принцип древней музыки - ритм и мелодия, новой - гармония. Лирическое стихотворение - это музыкальное выражение душевных переживаний с помощью языка...

    Сводная энциклопедия афоризмов

"Лай (Lay), Вильгельм Август" в книгах

АВГУСТ ВИЛЬГЕЛЬМ ФОН ГОФМАН (1818–1892)

Из книги Великие химики. В 2-х томах. Т. I. автора Манолов Калоян

АВГУСТ ВИЛЬГЕЛЬМ ФОН ГОФМАН (1818–1892) Лошади мчались по пыльной дороге. В переполненном дилижансе пассажиры сидели молча, будто изучая друг друга. Высунув голову в открытое оконце, Август не мог оторвать глаз от величественных очертаний кафедрального собора вдали. Лишь

Деннер, Бальтазар Кверфурт, Август Дитрих, Христиан Вильгельм Эрнст

Из книги Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа автора Бенуа Александр Николаевич

Деннер, Бальтазар Кверфурт, Август Дитрих, Христиан Вильгельм Эрнст Б. Деннер (1685 - 1749) перещеголял всех доуистов выпиской мельчайших деталей (знамениты его однообразные “старики” и “старухи”; в Эрмитаже “Портрет старика” (В наст. время - “Св. Иероним”), 1288), баталист

ГОСУДАРИ-КОЛОНИЗАТОРЫ ПРУССИИ ВЕЛИКИЙ КУРФЮРСТ ФРИДРИХ-ВИЛЬГЕЛЬМ, КОРОЛИ ФРИДРИХ I И ФРИДРИХ-ВИЛЬГЕЛЬМ I.

Из книги Тевтонский орден [Крах крестового нашествия на Русь] автора Вартберг Герман

ГОСУДАРИ-КОЛОНИЗАТОРЫ ПРУССИИ ВЕЛИКИЙ КУРФЮРСТ ФРИДРИХ-ВИЛЬГЕЛЬМ, КОРОЛИ ФРИДРИХ I И ФРИДРИХ-ВИЛЬГЕЛЬМ I. Состояние владений Великого Курфюрста после тридцатилетней войны. - Голландские и немецкие колонисты.Никогда ни одна война не разоряла так страну, как

Станислав II Август - Сигизмунд II Август

Из книги Матрица Скалигера автора Лопатин Вячеслав Алексеевич

Станислав II Август - Сигизмунд II Август 1764 Станислав становится польским королем 1548 Сигизмунд становится польским королем 216 1767 Объединение Польши и Литвы 1569 Объединение Польши и Литвы 198 В правление Станислава произошел раздел Польши между Россией, Австрией и

Пруссен, Август Вильгельм Генрих Гюнтер принц фон

Из книги Энциклопедия Третьего Рейха автора Воропаев Сергей

Пруссен, Август Вильгельм Генрих Гюнтер принц фон (Preussen), (1887–1949), наследный принц династии Гогенцоллернов, член нацистской партии. Родился 29 августа 1887 в Потсдаме, четвертый из шести детей принца Вильгельма. Изучал политические науки и право. Во время 1-й мировой войны был

Август Стриндберг. Полное имя – Стринберг Юхан Август (22.01.1849 – 14.05.1912)

Из книги Знаменитые писатели автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Август Стриндберг. Полное имя – Стринберг Юхан Август (22.01.1849 – 14.05.1912) Шведский писатель.Романы «Красная комната», «Жители острова Хемсе», «Слово безумца в свою защиту»; пьесы «Местер Улоф», «Отец», «Фрекен Жюли», «Путь в Дамаск», «Пляски смерти», «Игра грез», «Соната автора БСЭ

Иффланд Август Вильгельм

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ИФ) автора БСЭ

Эйхлер Август Вильгельм

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЭЙ) автора БСЭ

Шлегель Август Вильгельм

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ШЛ) автора БСЭ

БЕБЕЛЬ, Август ЛИБКНЕХТ, Вильгельм

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич

БЕБЕЛЬ, Август ЛИБКНЕХТ, Вильгельм (Bebel, August, 1840–1913); (Liebknecht, Wilhelm, 1826–1900), немецкие социал-демократы27Ни одного солдата, ни одного гроша этому режиму! // Diesem System keinen Mann und keinen Groschen!Лозунг социал-демократической фракции в рейхстаге (с 1890-х гг.). ? Gefl. Worte-81, S.

Русская жизнь №32, август 2008 Август * НАСУЩНОЕ * Драмы Война

Из книги Август (август 2008) автора Русская жизнь журнал

Русская жизнь №32, август 2008 Август * НАСУЩНОЕ * Драмы Война Новость об освобождении разрушенного Цхинвала силами российской 58-й армии застала меня в зале вылета челябинского аэропорта. Перед подвешенным к потолку телевизором с экстренным выпуском новостей

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Новгородский государственный университет

имени Ярослава Мудрого"

Институт непрерывного педагогического образования

Кафедра педагогики

Представитель зарубежной реформаторской педагогики Вильгельм Август Лай

Выполнила:

Махаева Елена Павловна

Великий Новгород - 2013 г.

Введение

Основная часть

1 Биография

2 Педагогические идеи

3 "Школа действия"

4 Особенности восприятия трудов В. Лая в "советское" время

Введение

Реформаторская педагогика в Европе и США начинает развиваться с последней четверти XIX в. Она представлена именами десятков выдающихся деятелей. Благодаря их деятельности разрабатываются новые науки и новые направления в педагогике: педология, философия образования, социальная педагогика, возрастная и педагогическая психология, специальные направления педагогики, экспериментальная педагогика и психология, теории свободного, трудового, эстетического и т.д. воспитания.

Наиболее видными представителями психолого-педагогической мысли в Германии были: Фриц Гансберг (1871-1950), Гуго Гаудиг (1860-1923), Людвиг Гурлит (1855-1931), Густав Виникен (1875-1964), Вильгельм Вундт (1832-1920), Георг Кершенштейнер (1854-1932), Вильгельм Август Лай (1867-1926). Один из основоположников экспериментальной педагогики. Создатель принципиально нового педагогического учения - педагогики действия

Вильгельм Август Лай педагог Германии. Один из педагогов, о котором раньше писали мало. В ряде зарубежных учебных книг конца XIX - начала XX веков по истории педагогики его имя почти или совсем не упоминается.

Лай окончил политехнический институт и Фрейбургский университет, работал сначала учителем, а затем преподавателем учительской семинарии, усердно занимался наукой и литературной деятельностью. Взяв за основу данные биологии и экспериментальной педагогики, он попытался создать "педагогику Действия".

В советской педагогике Лай за стремление соотнести воспитательный процесс с биологией причислялся к вульгаризаторам педагогической науки. Ныне же к его идеям обращаются значительно чаще, возможно потому, что наступает их время.

В целом же в рамках реформаторской педагогики сложился целый ряд психолого-педагогических наук: педология, философия и социология образования, экспериментальная педагогика и психология, возрастная и педагогическая психология и т.д.; был обоснован целый ряд новых концепций воспитания и образования: свободное воспитание, школа творчества, педагогика действия и т.д.; теоретически обоснованы и экспериментально отработаны новые концепции образования и воспитания; введены новые предметы обучения; и может быть, главная заслуга реформаторской педагогики состоит в разработке множества более эффективных технологий, и особенно методов обучения.

1. Основная часть

1 Биография

Лай, Вильгельм Август (нем. Wilhelm August Lay)- немецкий педагог.

Лай считал что "школа действия" способна изменить социальную действительность Германии, а экспериментальная педагогика - синтезировать все педагогические искания начала ХХ века. В реальной жизни "Школа действия" - осталась только теоретической моделью.

В области "экспериментальной педагогики" Лай сделал попытку построить экспериментальную дидактику, в которой, однако, он не столько исследует экспериментально действительный процесс обучения, сколько подгоняет его под свою механистическую надуманную триаду. Л. считает, что всякий жизненный акт любого организма происходит по триединой схеме: восприятие - переработка - изображение (или выражение, действие). Л, критикует старую школу за то, что последнему, самому важному элементу - действию (или выражению) - в процессе обучения эта школа уделяла крайне мало места. Так, Л. приходит к требованию "школы действия" (Tatschule). "Деятельность", которую Л. выдвигает как основной педагогический принцип, у него сводится к двигательным реакциям, а "школа действия" - к иллюстративной школе. Лаевская теория "школы действия" является для советской школы неприемлемой, так как Лай биологизирует воспитание, крайне переоценивает двигательные реакции, сводя к ним почти всю деятельность человека (по Л., даже память, внимание, воображение и пр. сводятся к двигательным реакциям). Весь процесс воспитания Лай, универсализируя свою надуманную схему, механически сводит к двигательным реакциям. Его иллюстративная школа, уделяя много времени различным видам изобразительной деятельности, ослабляет внимание к развитию у учащихся абстрактного мышления, суживает объем общеобразовательных знаний <#"justify">1.4 Особенности восприятия трудов В. Лая в "советское" время

В. Лай относился к педагогам, признававшим наличие природных способностей учащихся (в т.ч. к обучению и к труду), их заметное разнообразие и стремившийся неким образом учесть этот факт в учебном процессе. Поскольку близкие к нему в этом отношении педологи, как и вся педология <#"justify">Вывод

Практически идея педагогического действия Лай означала следующее. Поскольку ведущую роль в воспитании, по Лай, играет реакция, т.е. быстро приспособление к внешней среде, то нужно, чтобы воздействие исходили от правильно организованной среды. Пусть для начала это будет социальная микросреда в школе. Тогда выработка правильной реакции пойдет по пути, свойственному всем живым организмам: восприятие - переработка - выражение или изображение. Значит, основа всего - двигательная реакция, и на ней следует строить обучение. Главное внимание нужно обращать на учебные предметы, активнее других вызывающих реакцию: рисование, черчение, музыка, лепка, пение и т.д. И искать пути насыщения подобными реакциями других учебных предметов, всего процесса воспитания, в том числе и социального. Школа, по Лайю, должна готовить добропорядочных, законопослушных граждан.

Вредная сторона педагогики Лай заключается не только в этой биологизации педагогического процесса, но и в глубоко реакционных политических установках Лайя, как проповедника того реакционного "закона" антинаучной буржуазной педологии, который стремится доказать "особую одарённость и особые права на существование эксплоататорских классов и "высших рас" и, с другой стороны, - физическую и духовную обреченность трудящихся классов и "низших рас"

Ценным в работах Лайя довоенного периода следует признать его требование, чтобы педагоги сами исследовали экспериментально процесс обучения (а не предоставляли это изучение только психологам), чтобы дидактический эксперимент возможно больше приближался к обычной практике преподавания. Лай разработал экспериментально методику преподавания арифметики, преподавания орфографических навыков, причем экспериментально показал большое значение списывания при обучении правописанию.

За сложностью формулировок Лай в его социальной части педагогики просматривается здравая идея: опереться в воспитательном процессе и обучении на природное стремление ребенка к постоянной и разносторонней деятельности. Заметим, что к ней обращались и другие педагоги (Песталоцци, Фребель, Ушинский, Дьюи, Шацкий). Но Лай показал, что педагогика действия обязывает педагога, учителя быть сведущим во многих науках о живой природе, человеке, обществе. Прогрессивна сама ориентация на такое разностороннее знание. То, что по схеме В. Лайя, серьезная образовательная работа в школе уходила на второй план, скорее всего объясняется трудностями выявления и введения нужных действий в основные учебные предметы. Такой поиск продолжается. Следовательно, педагогика действия не исчезла, она воспринята другими педагогами, в иных вариантах, всегда обращенных к активности школьника, уходу от вербального обучения. Идеи В. Лайя способствовали развитию экспериментальной педагогики.

Список используемых источников

1.В.А. Лай. Экспериментальная дидактика. Пер. под ред. Нечаева. 1906 г.

.Его же Экспериментальная педагогика. Пер. Воскресенской. Изд. второе.

.Проф. Эрнст Мейман. Лекции по экспериментальной педагогике. Т. 1, 2 и 3. Изд. Т-ва Мир.

.Нечаев А. Очерк психологии для учителей и воспитателей. Ч. 1, изд. 1903 г.

.Его же. Очерк психологии для учителей и воспитателей. Ч. 2. Изд. 1908г.

.Проф. И.А. Сикорский. Душа ребенка. Изд. 1909 г.

.Его же. Памятная книжка для студенток Киевского Фребелевского педагогического института. Изд. 1908 г.

.Георг Кершенштейнер. Основные вопросы школьной организации. Изд. Сытина, 1911 г.

.Наторп. Культура народа и культура личности. Пер. Рубингатейна. Изд. 1912 г.

.Эллен Кей. Век ребенка. Пер. Залога и Шахно. Изд. 1906г.

.В.Б. Друммонд. Дитя, его природа и воспитание. Изд. Век 1902 г. М. В.

.О. Ши. Роль активности в жизни ребенка. Пер. под ред. Виноградова.

.Эд. Клапаред. Психология ребенка и экспериментальная педагогика, 1911 г. Громбаха.

.Фр. Кейра. Характер и нравственное воспитание. Изд. Павленкова, 1897 г.

.П. Лесгафт. Семейное воспитание ребенка. Изд. второе, 1893 г.

.М. Прево. Письма к Франсуазе. Пер. Соколовой. Изд. 1903г.

.Т. Рибо. Психология чувств. Изд. Иогансона.

.Джемс Селли. Основы общедоступной психологии и ее применения к. воспитанию. Пер. под ред. Л.Е. Оболенскаго. Изд. 1902 г.

.М. Гюйо. Воспитание и наследственность. Пер. Нахамкиса. Изд. 1900 г.

.П. Соколов. История педагогических систем. Изд. 1913 г.

.

.

1) Воздействие на ребёнка через восприятие: наблюдательно-вещественное преподавание - жизнь природы, химия, физика, география, естественная история; жизнь человека, учение о народном хозяйстве, граждановедение, педагогика, история, философия, мораль.

2) Воздействие на ребёнка через выражение: изобразительно-формальное преподавание – словесное изображение (язык), художественное изображение, эксперименты, физическое изображение, математическое изображение, уход за животными, творчество в моральной области, поведение в классной общине.

В 1903 г. вышла в свет работа В.А. Лая «Экспериментальная дидактика», в которой он излагал свои требования к трудовой школе. Труд рассматривался им не как учебный предмет, а как принцип преподавания всех учебных дисциплин. Ручной труд, считал В.А. Лай, должен вводиться в народную школу, прежде всего, как средство умственного, физического и духовного развития учащихся. Теория В.А. Лая названная им «школой жизни», была наиболее близкой к концепции Д. Дьюи.

Основываясь на данных различных поисков путей реформы школы, В.А. Лай пытался создать новую педагогику - педагогику действия. Исходным пунктом и способом реализации педагогики действия выступали для него не книги и объяснения учителя, не один лишь интерес, воля, труд или что-либо подобное, а, как писал он сам, лишь полная жизнь ребенка с её гармоническим разнооб разием реакций.

В основе обучения должна лежать последовательность таких действий, как восприятие, умственная переработка воспринятого, внешнее выражение сложившихся представлений с помощью описания, рисунка, опытов, драматизации и других средств. Именно поэтому ручной труд выступал у В.А. Лая как принцип преподавания, способствующий обучению и воспитанию. Труд является необходимым заключительным звеном естественного процесса взаимосвязанных реакций.

В книге «Школа действия. Реформа школы сообразно требованиям природы и культуры» В.А. Лай писал о том, что его школа действия ставит своей целью создать для ребенка простор, где бы он мог жить и всесторонне реагировать на окружающее; она должна быть для ребенка общиной, моделирующей природную и социальную среду, вынуждает ученика согласовывать свои действия с законами природы и волей сообщества окружающих его людей.

Важную роль в нарисованной В.А. Лаем школе жизни должны были играть учебный план и методы преподавания, основанные на учете индивидуальных особенностей каждого ребенка. Признаваемые всеми полезными в педагогическом отношении практические и творческие работы школьников в лабораториях, мастерских, уход за растениями и животными, театрализованные представления, лепка, рисование, игры и спорт - в рекомендациях В.А. Лая вслед за Д.Дьюи приобретали главенствующее значение по отношению к систематическому научному образованию.

В реальной жизни «Школа действия» - осталась только теоретической моделью.


5. СОВРЕМЕНЫЙ ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ

5.1 Программированное обучение

Учение осуществляется как четко управляемый процесс, так как изучаемый материал разбивается на мелкие, легко усваиваемые дозы. Они последовательно предъявляются ученику для усвоения. После изучения каждой дозы следует проверка степени усвоения. Доза усвоена - переходят к следующей. Это и есть "шаг" обучения: предъявление, усвоение, проверка.

Структура программированного обучения выглядит так:

Главное понятие программированного обучения - обучающая программа - совокупность материала и предписаний работы с ним. Программы бывают линейные, разветвленные, смешанные и находятся, как правило, на магнитных носителях ЭВМ.

Достоинства программированного обучения: мелкие дозы усваиваются безошибочно, что дает высокие результаты; темп усвоения выбирается учеником. Недостатки: не всякий материал поддается пошаговой обработке; ограничивается умственное развитие ученика репродуктивными операциями; возникает дефицит общения и эмоций в обучении. Идеи и принципы программированного обучения породили ряд новых технологий, например, блочно-модульное обучение, при котором материал группируют в блоки-модули: целевой, информационный, методический, контрольный. Обучаемые следуют указаниям, учатся с большой долей самостоятельности.


Вильгельм Август Лай (1862-1926)

Основываясь на данных биологии и экспериментальной педагогики, попытался создать так называемую педагогику действия, которая характеризовалась чрезмерной биологизацией воспитательно - образовательного процесса.

Работа "Экспериментальная дидактика", в которой он излагал основные требования к трудовой школе. Считал, что ручной труд должен вводиться в народную школу прежде всего как средство умственного физического и духовного развития учащихся.

Лай пытался создать новую педагогику - педагогику действия. Исходным пунктом и способом реализации педагогики действия выступала полная жизнь ребёнка с её гармоническим разнообразием реакции. В основе обучения должна лежать последовательность таких действий, как восприятие, умственная переработка воспринятого, внешнее выражение сложившихся представлений с помощью описания, рисунка, опытов и других средств. Главное место в этой триаде - восприятие, переработка, выражение. Лай отводил особую роль выражению, которое и является собственно реакцией, действием, направленным на приспособление ребенка к окружающим условиям среды, в том числе и социальным. Игры, спорт... ведут к нарушению систематичности научного образования. Для того чтобы ребенок научился правильно реагировать на окружающую обстановку, Лай считал необходимым организовать в стенах школы такую социальную микросреду, которая вынуждала бы учащихся согласовывать свои действия с законами природы и с волей данного сообщества людей. Школа, по его мнению, должна готовить лояльных граждан буржуазного государства, важное место в этом гражданском воспитании Лай отводил религии.

"Школа действия". Школа действия хочет создать для ребенка простор, где бы он мог жить и всесторонне реагировать на окружающее. Он хочет превратить школу в общину, создать для ребенка природную и социальную среду. Нам необходимо моторное воспитание, педагогика действия. Пассивно воспринимающее обучение должно быть заменено наблюдательно - изобразительным, словесная школа - школой действия.

Воспитанник есть член окружающей его жизненной среды, влияние которой он на себе испытывает и на которую он в свою очередь реагирует.

Врожденные рефлексы, реакции, инстинкты, которые проявляются в играх... должны стать основой и исходным путем всего воспитания. Это биологическая сторона воспитания.

Воспитание должно воздействовать на врожденные и приобретенные реакции... в соответствии с нормами. Это социологическая сторона воспитания.

Задачей воспитателя является прежде всего изучение врожденных и приобретенных реакций питомца, т.к. от них зависит круг представлений и идей.

А. И. Пискунов пишет о воспитательной концепции Лая: « В 1903 г. вышла в свет работа В. А. Лая „Экспериментальная дидактика“, в которой он излагал свои требования к трудовой школе. Труд рассматривался им не как учебный предмет, а как принцип преподавания всех учебных дисциплин. Ручной труд, считал В. А. Лай, должен вводиться в народную школу, прежде всего, как средство умственного, физического и духовного развития учащихся.

Теория В. А. Лая названная им „школой жизни“, была наиболее близкой к концепции Д. Дьюи . Основываясь на данных различных поисков путей реформы школы, В. А. Лай пытался создать новую педагогику - педагогику действия. Исходным пунктом и способом реализации педагогики действия выступали для него не книги и объяснения учителя, не один лишь интерес, воля, труд или что-либо подобное, а, как писал он сам, лишь полная жизнь ребёнка с её гармоническим разнообразием реакций. В основе обучения должна лежать последовательность таких действий, как восприятие, умственная переработка воспринятого, внешнее выражение сложившихся представлений с помощью описания, рисунка, опытов, драматизации и других средств. Именно поэтому ручной труд выступал у В. А. Лая как принцип преподавания, способствующий обучению и воспитанию.

Труд является необходимым заключительным звеном естественного процесса взаимосвязанных реакций. Особая роль В. А. Лаем отводилась третьему компоненту его триады - выражению, которое и являлось собственно действием, направленным на приспособление ребёнка к окружающим условиям среды, в том числе и социальным. Это приспособление ребёнка было основной задачей школы действия. В книге „Школа действия. Реформа школы сообразно требованиям природы и культуры“ В. А. Лай писал о том, что его школа действия ставит своей целью создать для ребёнка простор, где бы он мог жить и всесторонне реагировать на окружающее; она должна быть для ребёнка общиной, моделирующей природную и социальную среду, вынуждает ученика согласовывать свои действия с законами природы и волей сообщества окружающих его людей. Из этой работы В. А. Лая ясно видна его близость к идеям социальной педагогики, которые он дополнил собственными соображениями для конкретной их реализации.

Важную роль в нарисованной В. А. Лаем школе жизни должны были играть учебный план и методы преподавания, основанные на учете индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Признаваемые всеми полезными в педагогическом отношении практические и творческие работы школьников в лабораториях, мастерских, уход за растениями и животными, театрализованные представления, лепка, рисование, игры и спорт - в рекомендациях В. А. Лая вслед за Д. Дьюи приобретали главенствующее значение по отношению к систематическому научному образованию.

В 1910 г. на собрании учителей в Страсбурге В. А. Лай выступил с докладом о новых педагогических течениях, в котором он обратил внимание на значительную путаницу понятий и терминов в педагогических концепциях и предложил разграничить понятия „школа труда“ и „школа действия“, показав, что эти понятия хотя и имеют общие черты, но не совпадают. Под „школой труда“ подразумевался производительный труд, а под „школой действия“ - разносторонняя деятельность, куда входит как составная часть и производительный труд. В. А. Лай указывал и на то, что под понятием „трудовая школа“ в педагогическом мире часто понималось не одно и то же».

Лай считал что «школа действия» способна изменить социальную действительность Германии, а экспериментальная педагогика - синтезировать все педагогические искания начала XX века. В реальной жизни «Школа действия» - осталась только теоретической моделью.

Особенности восприятия трудов В.Лая в «советское» время [ | ]

В. Лай относился к педагогам, признававшим наличие природных способностей учащихся (в том числе к обучению и к труду), их заметное разнообразие и стремившийся неким образом учесть этот факт в учебном процессе. Поскольку близкие к нему в этом отношении педологи, как и вся педология , была объявлена в СССР по Постановлению ВКП(б) с 4 июля 1936 г. вне закона, это не могло не отразиться и на восприятии трудов и личности самого В.Лая в «советское» время после 1936 г.

ЛАЙ (Lay), Вильгельм Август (1862-1926), герм. буржуазный педагог, один из представителей буржуазной т. н. экспериментальной педагогики, основные положения и методы к-рой в большинстве случаев мало отличаются от принципов и методов разоблачённой постановлением ЦК ВКП(б) от 4/VII 1936 лженауки педологии
<…>
Однако вредная сторона педагогики Лай заключается не только в этой биологизации педагогического процесса, но и в глубоко реакционных политических установках Л. как проповедника того реакционного «закона» антинаучной буржуазной педологии , к-рый стремится доказать «особую одарённость и особые права на существование эксплоататорских классов и „высших рас“ и, с другой стороны,"-физическую и духовную обреченность трудящихся классов и „низших рас“» [О педологических извращениях в системе наркомпросов, Постановление ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936, см. газету «Правда» от 5 июля 1936, № 183 (6789)]. На эти позиции Лай встал ещё до широкого распространения в Германии гнусных фашистских расистских «теорий» и поэтому с полным правом может быть назван одним из предшественников фашистской педагогики и педологии . Как типичный представитель контрреволюционной буржуазии Л. пропитывает свою педагогику поповщиной. Таким образом, рассуждения Лайя о «рефлексах» , о «рефлекторном акте» как основе педагогики являются лишь прикрытием откровенно-идеалистической реакционно-поповской педологии и педагогики . Его реакционные взгляды получили особенно яркое выражение в работах, относящихся к периоду первой империалистической войны (1914-18) и после неё.

Труды [ | ]

  • «Экспериментальная дидактика»
  • «Школа действия. Реформа школы сообразно требованиям природы и культуры»
  • «Im goldenen Kinderland»
  • «Fuehrer durch das erste Schuljahr»
  • «Die Lebensgemeinschaftsschule»
  • «Volkserziehung»
  • «Rechtschreibschule»

Источники [ | ]

  • Коджаспирова Г. М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты.- М.,2003.- С.141.
  • История педагогики и образования: От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в./ Под ред. А. И. Пискунова.- М., 2001.
  • Педагогический энциклопедический словарь/ Под ред Б. М. Бим-Бада.- М.,2003.


Загрузка...