paradisemc.ru

Что должен уметь ребёнок в возрасте двенадцати месяцев. Развитие ребенка в год: советы родителям

Ребенку исполнился год, и это меняет многое: он становится более самостоятельным и любопытным. Теперь для хорошего настроения ему недостаточно быть просто сытым и сухим, маленький человечек активно начинает познавать мир. На смену простым действиям, таким как учусь пить, кушать, ходить, приходят более сложные: учусь говорить, думать, анализировать.

Малыш в 1 год активно познает мир

Как же развивать способности годовалого ребенка, чтобы это приносило ему не только пользу, но и удовольствие?

Основные моменты

Мозг малыша гиперактивен и способен впитывать большой объем информации. Ученые еще более 100 лет тому назад установили, что в период до 3-х лет закладывается фундамент интеллекта в будущем. На сегодняшний день существует множество методик раннего развития. Какой же из них отдать предпочтение? Здесь нет и не будет единого мнения, ведь все мы разные, и наши дети тоже. Кто-то предпочитает воспитывать ребенка «по старинке», кто-то придерживается определенного автора, а некоторые мамы делают «микс» из всевозможных рекомендаций, и это их вполне устраивает.

Самое главное – занятия должны приносить ребенку радость, поэтому знания в столь нежном возрасте подаются через игру.


Развивающий центр для самых маленьких

Если мама решила посещать с дитем, столь модные в наше время, развивающие центры, то следует уточнить, в какой форме проводятся занятия. Сидение за столом не будет продуктивным для малыша. Маленьких детей невозможно заставить получать знания. Ребенок усваивает и делает только то, что ему интересно и приносит удовольствие.

Игра – вот основной элемент в процессе развития ребенка с года до семи лет. Играйте со своим ребенком понемногу (можно добавить это в ), но каждый день; выбирайте время, когда вы и он в хорошем настроении и полны сил.

Развитие мелкой моторики у детей в год

  • Простые занятия на пальцах со считалочкой нравятся детям и развивают их двигательные способности.

Сенсорные коробки придумала Мария Монтессори
  • Расшитые подушки придутся по душе почти всем малышам. Нашейте на наволочку пуговки разных размеров или наполните подушки крупами, сухими травами и т.п.
  • С 12 – 18 месяцев ребенок пытается взять в руки карандаш и процарапать им что-то по поверхности. Поддержите его в первых попытках творчества.
  • Книжки-шуршалки, тактильные книги, а также, защитная пузырчатая пленка – оказывают влияние на развитие мелкой моторики ребенка в годик.

Игра с крупами развивает моторику

Мама может и сама соорудить тактильную книжку, страницы которой будут обклеены разнообразными по ощущениям материалами: шерстью, джинсой, шелком и т.д. Джинсовая ткань грубая, шелк нежный – все это обостряет чувствительность и стимулирует развитие детских пальчиков.

  • Не забудьте про перебирание круп. Стоит отдать предпочтение более безопасным, мелким крупам: манке, гречке и т.д. В крупе можно спрятать какой-либо предмет, который ребенок должен найти.
  • Игры с макаронами – это полет фантазии: макаронные аппликации, бусы из макарон или просто их перебирание.

Игры с тестом -развитие моторики

Как стимулировать развитие речи у малыша в год


Помните: больше говорить с малышом вовсе означает, что нужно говорить без остановки. Логопеды утверждают, что для детей полезно устраивать минуты тишины. Пусть дите научится прислушиваться к другим звукам, кроме голоса мамы.

Игры для развития интеллектуально-логического мышления детей в год


Как подобрать книжку для малыша?

Годовалых детей обычно не интересуют сказки, им ближе стихи и потешки. Книга должна нравиться и самой маме, ведь читать крохе нужно эмоционально и с удовольствием.


Сейчас можно купить удивительные развивающие книжки

Игры для психомоторного развития ребенка в 1 год

  • Юного исследователя заинтересуют игрушки на колесах, которые можно тащить и толкать. Они позволяют изучать движение предметов. Ребенку радостно приводить их в действие.

  • Нет ничего страшного, что у малыша появится страсть к разбиранию игрушек. Состав вещей в таком возрасте интересует куда больше, чем игра.
  • Всем известные пирамидки и кубики развивают лучше, чем дорогие игрушки на батарейках. Чем проще игрушка, тем больше они интересует годовалого карапуза, ведь у него остается простор для творчества.
  • Занимательной игрушкой может стать самодельный развивающий тренажер: доска с прикрепленной к ней дверной ручкой, замком, щеколдой, кнопочным дверным звонком, колокольчиками и т.д.

Игры с водой - любят все дети

Игры с водой нравятся всем детям без исключения: вылавливание предметов из воды; переливание воды из одной емкости в другую; впитывание воды губкой, ее отжимание и многое другое.

  • Издавна полюбившиеся «Ладушки» очень хороши для ребенка в год, пусть он изображает летящих птичек, хлопает в ладоши, как умеет. Побуждайте малыша к действию.

Веселая физкультура для малыша

Учите кроху жестам и словам приветствия – прощания: «пока-пока», «привет» и др.

Развитие творческих способностей в год

  • В раннем возрасте дети очень естественны во всех проявлениях, поэтому в танцах им нет равных. Чаще включайте музыку и танцуйте с ребенком.
  • Годовалым малышам нравятся простые и ритмичные мелодии.
  • Пойте ребенку. Малыши вслушиваются в пение, они стараются подражать взрослым, воспроизводя звуки, жесты, мимику.
  • Выбирайте музыкальные игрушки со спокойным звучанием и как можно проще, ведь множество звуков не даст ребенку возможности сосредоточиться.

Первые музыкальные игрушки

Развитие социальных навыков у годовалых детей

  1. В жизни каждого ребенка большое значение имеет общение с ровесниками. Он учится играть с другими детьми, пользоваться общими игрушками, делиться ими. Так формируется способности к социальному общению. Одиночество не идет на пользу детям. В годик рекомендуется общение не только со сверстниками, но и с детьми постарше на год или два. От них кроха может научиться многим бытовым навыкам.
  2. В таком раннем возрасте, как 1 год, совместные игры еще не столько интересуют детей, сколько само общение. Карапузы еще не умеют организовать игру, родители должны помочь в этом: показать, что делать с совочком, формочками; научить катать машинку и т.д.
  3. Дети от одного года до трех лет любят все, что связано с животными. Они подражают лаю собаки, мяуканью кошки. В годик общение с животными должно быть особенно осторожным, малыша может напугать кукареканье петуха или громкое ржание лошади.
  4. Контакт с природой очень важен для развития детей в год. Ребенок будто только открывает для себя, что на деревьях есть листья, впервые осмысленно смотрит на снег, дождь. Рассказывайте ребенку о явлениях природы.

Даже самым маленьким нужна компания

Каждая мама, задумывающаяся над вопросом: «Как развивать способности ребенка в годик?», должна помнить, что самое главное – это помочь крохе вырасти полноценным, уверенным в себе человеком, как в интеллектуальном, так и в физическом плане.


Познание мира - главная задача ребенка в 1 год

Развитие ребенка в год невозможно без двигательной активности. Устраивайте веселые игры на природе, познавайте мир совместно. Не пренебрегайте потребностями ребенка из-за желания вырастить гения. Помните, что любая методика раннего развития – это всего лишь модель, и в какой мере ее придерживаться решать вам и вашему малышу. Человечек, которому исполнился год, уже имеет свое мнение, с которым стоит считаться.

Вы прошли долгий путь, от появления малыша на свет до момента, когда надо отпраздновать его первый день рождения. Каким должно быть развитие ребенка в 1 год, что он должен уметь, а чему еще предстоит научиться? Как можно усовершенствовать его навыки? Такими вопросами часто задаются родители, когда возраст малыша приближается к году. Попробуем дать на них ответы.

Физическое развитие малыша

Масса детей в 12 месяцев приблизительно 9,5-10 кг. Средняя прибавка за последние недели составляет 350 грамм. Рост ребенка к одному году может достигать 74-76 см. Норма этих показателей относительная. Все больше проявляются индивидуальные особенности, малыши одного возраста могут значительно отличаться в росте и масса тела, более четко виден тип телосложения. Мальчики становятся крупнее, выше и тяжелее, чем девочки. Если мама продолжает малыша кормить грудью, он может лучше прибавлять в весе. Многое также зависит от общего здоровья ребенка. Часто болеющие дети хуже поправляются.

Ребенок в 1 год уже начал ходить, самостоятельно или за ручку. С каждым днем он держится на ногах более уверенно. Большинство детей усваивают этот навык в 10-12 месяцев, но некоторые могут уверенно встать на ножки и после года. Если малыш еще не ходит, особо беспокоится не нужно, возможно у него свой темперамент и свои темпы развития. Более активные ребята начинают ходить раньше, спокойные детки и те, кто активно ползает, шагают чуть позже. Проконсультироваться с педиатром стоит в том случае, если малыш встает только на носочки, а не на всю ножку. Либо его двигательная активность снижена, он не ползает, плохо держит в руках игрушки, у него отсутствует большинство навыков, свойственных первому году.

Помимо ходьбы, малыш усваивает и другие навыки. Он носит игрушки, бросает их, толкает. Ребенок активно карабкается на разные возвышения. Правда вверх ему взобраться легче, чем спуститься вниз. Покажите ребенку, что спускаться совсем не страшно. Карапуз приседает и садиться без какой-либо опоры. Дети копируют поведение родителей, своих старших братьев и сестричек. Постепенно из пассивных наблюдателей окружающего мира превращаются в активных его исследователей и участников всего, что происходит вокруг. Ничего не остается без их внимания.

Мелкая моторика тоже развивается ускоренными темпами. Малыш умеет одновременно захватывать в руку 2-3 игрушки. Уверенно поднимает мелкие предметы двумя пальчиками, большим и указательным, захватывает пуговички на одежде. Он спокойно отпускает игрушку, может по просьбе отдать ее взрослому. Для игр и манипуляций с разными предметами используют более разнообразные движения. Дети листают книжку, указывают пальчиком на рисунки, рвут бумагу. Малыш уже складывает друг на друга кубики, пирамидки, может надевать колечки на палочку. Начинает сам есть из ложки, пьет воду из кружки. В ванной ребенок брызгает не только ручками, но и ножками.

Как развивать физические навыки

Главный физический навык годовалого ребенка – умение ходить. Он настолько увлечен этим занятием, что может забыть о многом другом. Родителям стоит освободить побольше места в квартире, убрать опасные предметы, из-за которых карапуз может упасть. На улице следует выбирать соответствующие места для гуляния, например, грунтовые дорожки в парке. Продумайте специальную одежду, которую легко стирать. Постарайтесь дать ребенку больше личной инициативы, удовлетворите его природное стремление самоутвердиться. Иногда у родителей есть комплекс, что кроха упадет. Не беспокойтесь, без нескольких царапин и шишек на первом году жизни дети не обходятся. Если вы рядом и вовремя сможете помочь, карапузу ничего серьезного не грозит.

На прогулке и дома можно понемножку учить малыша взбираться на разные возвышения и спускаться с них. Учите его ходить по ступенькам, сначала за ручку, а потом только с подстраховкой. Установите дома большой куб или детский домик, на который малыш сможет вылезти. Кладите сверху игрушку, которую он сможет забрать только, взобравшись на возвышенность. Таким образом ребенок сможет совершенствовать свои навыки и освоит новую веселую игру. Дети в конце первого года жизни очень любят манипулировать предметами, толкать собственную коляску, машинки, коробки. Купите малышу игрушки, которые можно легко передвигать. Если ребенок не проявляет сам инициативы, покажите, как можно перемещать машинку, маленькую тачку или коляску. Он с удовольствием будет повторять все за вами.

Очень важны в этом возрасте упражнения на развитие мелкой моторики рук. Многие дети любят играть с сыпучими материалами – песком, крупами, сахаром. Доставьте им такое удовольствие. Только материал должен быть безопасным, желательно не оставлять малыша за такой игрой одного. Ведь детки пока все засовывают в рот, губы и язык остаются важными сенсорными органами. Не забывайте об играх с пальчиками. Параллельно можно «учить» ребенка счету. Пускай он еще не запомнит в годик всех цифр, но они отложатся в его подсознании. Перебирайте пальчики, называйте их, пересчитывайте.

Хорошо мелкую моторику развивают игры с пирамидками и кубиками. Учите ребенка укладывать предметы друг в друга, подбирать соответствующие формы. Можно взять стаканчик, круглые шарики или деревянные яйца, и попросить ребенка сложить их в емкость. Предложите ему упражнение с переливанием жидкости, оно приведет маленького карапуза в восторг. Неплохо если в конце игры он самостоятельно будет складывать свои вещи в ящик. Только для него это не должно быть принуждением, а игрой. Попробуйте сначала делать это сами, но на виду у малыша. Дети с удовольствием повторяют за взрослыми все движения.

Итак, упражнения для раннего физического развития ребенка 1 года должны быть направлены на совершенствование следующих навыков:

  • Ходьбы
  • Карабканья на разные возвышения
  • Манипулирования с разными предметами
  • Мелкой моторики пальцев и рук.

Развитие речи органов чувств у ребенка

Зрение ребенка ближе к одному году становится острее, он четко видит предметы на расстоянии шести метров, неплохо различает мелкие детали. Начинает различать все больше цветов. У него укрепляются связи между зрительными образами и их значением. Дети живо реагируют на мимику родителей, умеют показывать на предметы, услышав их название. Теперь малыш четко различает свои игрушки, особенно с контрастной расцветкой, воспринимает их не только в целом, но и по частям. Любит наблюдать за падающими предметами, отслеживать траекторию их движения. Изучение различных физических процессов все больше занимает малыша.

Слух у ребенка в 12 месяцев тоже неплохо развит. Он четко реагирует на источник шума, с какой стороны он бы не находился. Хорошо различает музыкальные ритмы. При звуках танцевальной мелодии начинает двигаться. Когда звучит спокойная музыка – спокойно прислушивается, иногда засыпает.

Дети в раннем возрасте прекрасные артисты, они еще не научились стесняться. Если развивать у них эти навыки, они будут намного лучше себя чувствовать среди сверстников и чужих взрослых. Годовалый ребенок уже реагирует на свое имя, выполняет простые просьбы. Оценивает не только на интонацию голоса родителей, но начинает понимать и знать все больше слов.

Ускоряется речевое развитие у ребенка в 12 месяцев. Он уже произносит 5-10 слов, во время разговора копирует интонации родителей. В этом возрасте дети очень любят разговаривать сами с собой. Они могут подолгу лепетать, с разной интонацией и произношением. Их речь становится все время сложнее. Почти каждый день он учится выговаривать новые слоги, складывать буквы в простенькие слова, с легкостью повторяет их за взрослыми. Они прекрасно владеют языком жестом, могут с его помощью выражать свои потребности и эмоции. Усиливается ближе к году и понимание речи. Дети выполняют по просьбе близких простенькие команды, показывают изображения на картинках, неплохо воспринимают слова «можно» и «нельзя». Следует помнить, что развитие речи у каждого ребенка очень индивидуальное. Одни говорят уже в полтора года, другие начинают внятно объясняться в три. Мальчики начинают говорить позже, чем девочки. Хотя это не является золотым правилом. Если ваш малыш ближе к первому году еще не говорит, это не значит, что у него задержка речевого развития.

Как развивать речь и сенсорные способности ребенка

У годовалого ребенка необходимо развивать восприятие цвета. Лучше всего дети воспринимают яркие оттенки и контрасты. Потому игрушки следует выбирать соответствующие. Когда ребенок складывает пирамидку из разноцветных деталей или надевает колечки на палочку, следует называть все цвета. Хорошо развивает цветовое восприятие рисование. Купите малышу безопасные детские краски, пусть учится рисовать пальчиками. Такое упражнение будет полезно и для мелкой моторики. Покажите малышу развивающее видео, 10-15 минут просмотра только укрепят его зрительный анализатор, научат воспринимать образы с экрана. Обязательно купите книжку с рисунками в этом году. Увидите, как быстро он научится показывать в ней цветы, животных. Только картинки должны быть простыми, мелкие детали малышу еще трудно воспринимать.

Для развития слуха малышу следует приобрести музыкальные игрушки. Он уже научился «добывать» из них звук, теперь начинает экспериментировать с мелодиями. Многие родители берегут свои нервы и стараются не покупать малышу шумных инструментов. Не совершайте такую ошибку, потерпите и постарайтесь привыкнуть, без этого гармоничное развитие крохи невозможно. Включайте малышу ритмичную и веселую музыку, похлопайте, когда он под нее танцует. Попробуйте потанцевать вместе с ним, развлечь его детскими песенками. Не забывайте петь ребенку песни на ночь, мелодичный голос мамы успокоит малыша после активных дневных игр.

Читайте ребенку книжки и стишки, возможно, самые простенькие он попробует повторить. Скорее всего у него получится произносить слова по-своему, но интонацию он может передать довольно точно. Вскоре он начнет «самостоятельно читать», потому страницы и обложки книга должна иметь твердые, картонные. Переворачивая странички, он попробует читать стихи с той же интонацией, что и вы, стараясь повторять и слова. С годовалым ребенком постоянно нужно разговаривать, как и с малышом после рождения. Комментируйте все, что делаете. Почаще хвалите его за успехи. Тогда крошка будет с большим удовольствием осваивать взрослую речь.

Умственное и эмоциональное развитие годовалого ребенка

Ребенок в 1 год начинает сознавать собственное «я». Он уже отделяет себя от мамы и становится понемножку настоящей самостоятельной личностью. Этот первый серьезный переходный период может сопровождаться определенной эмоциональной нестабильностью. Малыш временами становится капризный, агрессивный. Требуя своего, падает на пол, бьет ножками, ручками, головой и громко плачет. Если его попробовать поднять, бьется и кусается. Иногда он бывает упрямым, отказывается выполнять просьбу, которую еще вчера выполнял с удовольствием. Ребенок становится требовательным, старается любыми способами добиться своей цели. Часто противоречит сам себе, сначала просит о помощи, а потом от нее отказывается.

Такой кризис и психологическое состояние свойственны первому году потому, что возможности ребенка не совпадают с его потребностями. Он еще не может выразить всех своих желаний, наталкивается на непонимание взрослых. Чем больше заниматься с малышом, уделять ему внимание, тем легче будет протекать этот непростой период. Избежать кризиса помогают нормальные отношения в семье, поддержка родителями друг друга. Ведь любые ссоры между мамой и папой болезненно сказываются на ребенке, тормозят его умственное и психологическое развитие.

Эмоциональное развитие ребенка в 12 месяцев имеет и свои позитивы. Дома он уже не так зависим от мамы. Может достаточно долго играть сам с собой. Более смело исследует территорию квартиры. Важно в этот период убрать подальше все опасные для малыша предметы. Не злоупотребляйте словом «нельзя».

Ребенок в 1 года способен воспринимать не более 3-4 запретов. Потом он просто перестанет на них реагировать. На улице или в чужом доме карапуз не такой смелый. Страхи перед незнакомцами у него не прошли, если он не уверенно себя чувствует, сразу бежит к маме, рядом с ней он спокоен. У малыша начинает развиваться чувство юмора. Он старается развеселить маму с папой. Например, пробует стоять на голове и смотрит на реакцию взрослых. Когда его просят принести какую-то вещь, специально приносит другую. Подает маме игрушку, а потом резко отдергивает руку. Поддержите эти стремления у ребенка, тогда он вырастет веселым, положительные эмоции будут преобладать над отрицательными.

Как развивать умственные навыки ребенка

Раннее развитие детей имеет своих сторонников и противников, хотя первых становится все больше. Если вы решили начать обучение своего малыша с раннего возраста, следует понять, как развивать ребенка правильно:

  • Занятия должны приносить ребенку радость
  • Нельзя насильно обучать ребенка, чтобы не отбить у него тягу к познанию нового
  • Если малыш капризничает, занятия прекращают
  • Нельзя делать перерывы на несколько дней, обучение должно быть регулярным
  • Выбирая ту или иную методику следует учитывать индивидуальные особенности крохи
  • До двух лет с ребенком желательно заниматься дома, хотя вы можете посетить школу сами, чтобы лучше ознакомится с тем или иным методом
  • Если вы выбрали метод обучения, следует максимально придерживаться его правил
  • Все занятия должны проходить днем, в виде игры и так восприниматься ребенком.

Для развития интеллекта ребенка подойдут разные учебные материалы и развивашки. Можно использовать, например, карточки Домана. Это довольно большие листы бумаги, на которых нарисован предмет и написано большими красными буквами его название. Карточку показывают малышу не больше секунды, а весь урок длится не больше десяти секунд. Повторять за день такие уроки можно два десятка раз. Занятия проводят на первом году жизни, начиная с младенчества. Даже двухмесячный грудничок уже способен воспринимать информацию через зрительные образы. Главное, чтобы во время занятия малыш был сыт и в хорошем настроении, настроен на игру. Материалы можно скачать в интернете или купить в детском специализированном магазине. Похожий принцип используется при обучении ребенка с помощью кубиков Зайцева.

Достигнув годовалого возраста и научившись передвигаться самостоятельно, ребенок переходит к новому этапу открытий и опытов. Каковы особенности его развития в этот период?

На первом месте для годовалого малыша – знакомство с большим миром, который он познает всеми доступными способами. Он бесконечно экспериментирует, изучает, наблюдает и с каждым днем становится более ловким. Для него важны новые звуки и новые зрительные образы.

Нет такого периода в жизни, когда развитие шло бы такими гигантскими скачками. Ребенок этого возраста осваивает столько новых действий, что взрослому человеку было бы просто не под силу.

Каковы же его главные достижения к этому возрасту?

Психофизическое развитие ребенка в 1 год

К первому году жизни обычно ребенок вполне способен:

  • уверенно вставать на ноги;
  • самостоятельно ходить;
  • бегать при поддержке взрослых;
  • пить из чашки, перекладывать ложку из одной руки в другую;
  • повторять за взрослыми простые действия;
  • понимать требования взрослых;
  • идентифицировать предмет и его образ на картинках;
  • произносить простые слова;
  • называть близких людей по имени;
  • проситься на горшок.

Годовалые дети отличаются невероятной подвижностью. Больше всего им нравится совершать всевозможные действия с предметами, ставить «осязательные» эксперименты – дотрагиваться до еды, стучать ложкой по миске, стакану, стульчику, изучать свои возможности звукопроизношения, подражать разговору и пению.

У малыша начинает проявляться ощущение высоты и опасности. Изучая свойства предметов, малыш постепенно привыкает использовать предметы по назначению.

Возрастные нормы


Речь

  • У каждого ребенка свой темп формирования речи. Большинство детей начинают произносить первые различимые слова от 9,5 месяцев до 1, 4-1, 5 года.
  • Если малыш в годик почти не разговаривает, это еще не значит, что он отстает в речевом развитии. Для этого возраста характерно более быстрое пополнение пассивного словаря, нежели активного. Ребенок знает и понимает во много раз больше слов, но использует 3-5 удобных для него звукосочетаний, которые относят к «детскому лепету».

  • Уже через несколько месяцев его активный словарь увеличится до 20 слов, а в районе двух лет – до 50. Пока словесно ребенок выделяет близких: «маму», «папу», «дядю», ему нравятся звукоподражательные слова, вроде «ав-ав», «му-у» и др. При этом ребенку легче произносить только ударный слог длинного слова (например, «ки» вместо «киска».
  • Если ребенок спокойный, мало говорит, но его психическое и физическое развитие соответствует норме, волноваться не стоит. Обратите внимание на то, достаточно ли ребенок общается с родителями. Недостаток общения со значимыми взрослыми (а это на данном этапе его главный круг общения) могут привести к замедленному развитию речи.
  • Следует знать, что отделы в коре головного мозга, которые ответственны за развитие ручной и артикуляционной моторики связаны ввиду их близкого расположения. Потому хорошее развитие моторики детских ручек обуславливает и более скорое освоение речи. Ребенку полезно дотрагиваться до предметов, о которых идет речь, совершать мелкие действий руками.

Режим дня и сон годовалого ребенка

  1. Режим дня годовалого ребенка включает сон дважды в день по 1-1,5 часа при ночной продолжительности сна не менее 10 часов.
  2. Днем кормление чередуется с прогулками на свежем воздухе, играми и сном. Постепенно ребенок начнет переходить на единоразовый сон днем. При этом расписание сна постепенно начнет смещаться, однако нужно постараться укладывать малыша в одно и то же время. При скользящем графике сна дети с трудом засыпают как днем, так и ночью, спят беспокойно и часто просыпаются.
  3. Гигиенические процедуры – важная часть всего распорядка дня. Утром лицо и попку ребенка моют водой, совершают обязательное мытье рук после прогулки и перед едой и купание перед сном.

Питание

Развитие желудочно-кишечного тракта у годовалого малыша происходит еще не в полной мере. Нормальный интервал между завтраком, обедом, полдником и ужином — 3-4 часа. Это достаточно удобный и полноценный режим питания. Перед сном можно предложить ребенку легкую пищу, например, печенье и кефир. Как правило, в ночные часы прием пищи не требуется.

Дети, получающие грудное молоко, могут продолжать принимать прикорм от груди, однако меню годовалого ребенка уже достаточно разнообразно:

  1. Он хорошо знаком с разными видами каш, овощными, фруктовыми пюре, мясом в протертом виде и рыбой.
  2. Основной объем рациона (примерно 800 грамм) должны составлять молочные продукты: молоко, творожок, кефир, каши на молоке.
  3. Малышу необходимо давать как мясные, так и растительные продукты: запеканки, овощные протертые супчики, свежие фрукты и овощи (лучше в тертом виде), суфле из мяса кролика, курицы, нежирной говядины, заменяя их пару раз в неделю рыбными блюдами.
  4. Для лучшего усвоения крупы перед варкой лучше измельчать в кофемолке.
  5. Постепенно в рацион добавляют белый хлеб, начиная с одного пшеничного ломтика, более легкого для детского кишечника.
  6. Соки дают понемногу, чтобы не вызвать аллергии. Готовят кисели, компоты.
  7. Если ребенок просить есть в перерывах между кормлениями, можно дать ему печенюшку, компот, кисель или немного кефира.

Игры и игрушки


Игра для подрастающего ребенка – лучший и активный способ познания мира.

Что могут годовалые дети:

  • нанизывать кольцо на кеглю или на стержень пирамидки;
  • толкать, тащить на веревочке предметы, кидать их;
  • качать и убаюкивать куклу и игрушки, кормить их (начало освоения ролевых игр).

Различать цвета и формы ребенок сможет к 2-3 годам, однако и годовалый малыш запоминает их и использует их свойства для различения предметов.


Удержать внимание малыша на одном занятии удается не более 15 минут.

Кроме игрушек есть много полезных занятий:

  • Работа с мягким пластилином или специальной массой для лепки (отщипывать кусочки массы, делать лепешки и шарики, размазывать их по бумаге).
  • Рисование акварелью и гуашью, пальчиковые краски (еще лучше карандашами или ручками на рулоне обоев).

  • Чтение в сочетании с рассматриванием картинок («Что это?», «Найди…»).
  • Игра с матрешками (знакомство с «маленькими» и «большими» предметами, развитие мышц кисти).
  • Пазлы . Для малыша в год сложить пазл даже из двух деталей – задача невыполнимая. Именно потому большинство игр советуют после 3-х лет. Однако постепенно ребенок понимает, что от него требуется, игра развивает его моторику, помогает сформировать представление о целом и частях.
  • Подвижные игры (чередовать со спокойными занятиями). Догонялки, перегонки, прятки (прятаться самим или прятать игрушку), игры с мячом.
  • Танцы .

Самое важное замечание: ребенок развивается в игре не сам по себе, а только во взаимодействии со взрослым. Он повторяет его действия, учится общению. Озвучивая свои действия и действия малыша, взрослый создает у него связь между действием и его словесным обозначением.

Кризис первого года жизни


Так называемый кризис в жизни ребенка означает переход его на новую ступеньку развития. Для взрослых этот период может показаться крайне сложным, поскольку он часто вызывают «сбой» в поведении самого послушного ребенка.

Например, ребенок только научился ходить, казалось бы, стал взрослее, многое понимает, но некоторое время он будет капризничать сверх обычного, а сон его ухудшается.

Связано это с тем, что ребенок не успел перейти к другой форме поведения. Малыш до года, не умея выразить словами свои потребности, добивался внимания взрослых плачем, истериками. Теперь ребенок подрос, а новые способы привлечения внимания еще не освоил.

Родители, в свою очередь, также не успевают приспособиться к новым потребностям ребенка. Истерики годовалых детей сами не проходят, ввиду слишком сильного мышечного тонуса. Ребенка важно покачать, успокоить, поддержать.

Признаками кризиса являются:

  • непослушание, упрямство, «трудновоспитуемость», желание привлекать внимание своим поведением;
  • отказ от выполнения обычных процедур агрессивная реакция на замечания (или обида, недовольство);
  • не свойственная капризность;
  • противоречивое настроение и поведение;
  • демонстрация самостоятельности.

Важно понимать, что отклонения в поведении — естественные проявления этапа взросления и при лояльном отношении к малышу это никак не повлияет на характер ребенка в будущем.

Видео: Консультация для родителей

Малыш дорос примерно до 75-76 см. За 12 месяц жизни он вытянулся на 1,5-2 см.

Некоторые детки выглядят откровенно длинными и худенькими, другие приземистыми и пухленькими.

Вес ребенка в 1 год

К первому году своего рождения малыш весит примерно 10-10,5 кг. Есть крошки, которые не успевают набирать именно столько, а есть откровенные бутузики, им и 12 кг идут впрок. Все индивидуально. В среднем за 12 месяц малыши набирают по 300-350 гр.

Прививки в 1 год

Что нужно ребенку в 1 год

  • Понимание взрослых

В этом возрасте малыш крайне нуждается в вашей поддержке. Ведь перед ним открывается такой большой и интересный мир! Станьте ребенку самым близким другом, мудрым и понимающим проводником к новым знаниям: поощряйте исследовательские стремления крохи, слушайте его и отвечайте. Например, если на прогулке малыш указал на транспорт и сказал «брум», похвалите его, скажите, что он прав - это, действительно, машины. Расскажите, что они бывают разных цветов, габаритов, что с помощью машин люди ездят по своим делам. Главное - не молчите. Ребенку важно ваше участие, важно знать, что вы его всегда слышите и понимаете.

  • Творческие занятия

Год - это тот возраст, когда малыш охотно пробует новые для себя занятия: рисование, лепку, игру на музыкальных инструментах (барабан, дудочка, ксилофон, бубен). Конечно, непоседа не сможет отдаться новому хобби целиком - уже минут через 10 его внимание обязательно привлечет что-то иное. Однако же яркие впечатления и эмоции и в эти 10 минут кроха получит сполна. Важно! На первых порах родитель обязательно должен заниматься вместе с крохой, своим примером прививая интерес к творчеству. Если же вы вручите ребенку пластилин только с целью выкроить себе время для домашних дел, проку будет мало: не понимая назначения неизвестного предмета, ребеночек недолго поиграет с ним на свой лад и в следующий раз может им больше не заинтересоваться.

К слову, именно с года деток приглашают на занятия различные развивающие центры. Их программы учитывают возрастные особенности юных посетителей и построены на частой смене видов деятельности. За час занятия малыши успевают и посмотреть коротенький кукольный спектакль, и сделать поделку, и потанцевать, и выполнить несколько несложных развивающих заданий (например, отделить мячики от кубиков, посмотреть карточки Домана). А еще на таких занятиях детки постепенно учатся общаться и взаимодействовать друг с другом, то есть социализируются.

Творческие порывы свои и своего ребенка можно легко реализовать, купив в Мамином Магазине (пластилин, пальчиковые краски и тд).

Это интересно в поведении ребенка в 1 год

  • Чувство юмора

Годовалый малыш демонстрирует чувство юмора. То есть не просто улыбается в ответ на вашу улыбку или смеется потому, что смеетесь вы. Нет, он смеется потому, что смешно именно ему. Ребенок уже может отличить некоторые нестандартные ситуации от привычных, а потому заливисто хохочет, если родитель предстает перед ним в смешном наряде или весело изображает, скажем, домашнюю кошку.

Годовалый сынишка подруги просто обожает играть с мамой в мячик. Но не просто играть: ты кидаешь мяч мне, а я - тебе. Особое удовольствие мальчику доставляют ситуации, когда мяч летит мимо мамы, а та пытается схватить его на лету. В этот момент подруга делает смешное лицо и приговаривает «ой», что вызывает искренний смех малыша.

  • Игра в прятки

Мало кто из годовалых малышей откажется поиграть с родителями в прятки. Не такие, конечно, где прятаться надо «с закавыкой». В год прятки попроще - как правило, это любимое детками «ку-ку». Малыш может «спрятаться» за деревом или под столом и, выглядывая оттуда, либо говорить «ку-ку» сам, либо ждать радостного «ку-ку» от взрослых. Некоторые карапузы вообще не прячутся, а просто закрывают ладошками глазки, но радостное «ку-ку» при отведении ладошек от лица остается неизменным!

«Построже с ним, построже! - включаются доброжелатели с лавочки, видя как ваш ребенок не слушается, капризничает. - «Не сюсюкайте, ребенка с пеленок нужно приучать к дисциплине». Лучшее, что можно сделать в подобной ситуации, проигнорировать «советчиков». Скорее всего, ваш ребенок сейчас переживает довольно непростой этап, в психологии называемый .

Непослушанием и капризами малыш не старается вам навредить или опорочить как воспитателя в глазах окружающих. Такими эмоциями кроха отстаивает себя как личность, право на свое мнение и выражение своей воли. Маме важно понимать это и не вступать с ребенком в пререкания «кто кого», а всем своим поведением уверить малыша в том, что его любят, ценят и понимают.

Останавливать истерику следует мягко, спокойным голосом, объятиями, но никак не строгими командами «замолчи сейчас же, люди смотрят!». Люди посмотрят и забудут, а доверие ребенка к вам как к безусловно любящему человеку может быть утрачено навсегда.

Что спросить у педиатра в 1 год

После того, как малышу исполнится год, плановые ежемесячные визиты к врачу заканчиваются. Прибыв на последний плановый осмотр, расскажите о достижениях ребенка за минувший месяц, его развитии. Уточните у доктора даты последующих прививок. Если сейчас кроха принимает лекарства, выясните, как и когда следует завершить лечение, нужны ли будут какие-то дополнительные обследования после этого.

Посетив педиатра, запишитесь на прием к лору, ортопеду, неврологу, стоматологу - в 12 месяцев этих врачей посетить нужно обязательно.

Вот вашему карапузу и исполнилось 1 год и 2 месяца, а это значит, что теперь вы соседствуете с маленьким естествоиспытателем. Это тот самый возраст, когда маленькому человечку особенно хочется все потрогать, побросать на пол и, конечно же, попробовать на зуб. Теперь за малышом только глаз да глаз!

Физиологические параметры ребенка в год и 2 месяца: рост и вес малыша в возрасте одного года двух месяцев

  • Рост — диапазон нормы расширяется, теперь средние показатели составляют 74-82 см.
  • Вес — 10-13 кг.
  • Окружность головы — 46-48 см, груди — 48-51 см.

Зубы — их становится больше, у некоторых шустрых деток уже появляются первые коренные зубки.

Внимание: не впадайте в панику, если ваши показатели немного отличаются, это нормально. Все детки разные, это обусловлено и состоянием здоровья, и генетикой. Но, если сильно переживаете, конечно, стоит проконсультироваться с врачами.


Что умеет ребенок в 1 год и 2 месяца: особенности развития крохи

  1. Уверенно ходит без посторонней помощи (в этом смысле мальчики ленивее девочек, часто ходить они начинают позже. Это не отклонение, а особенность психо-эмоционального развития).
  2. Повышается пассивный словарный запас , ребенок уже способен безошибочно выполнять маленькие просьбы (например, «принеси машинку» или «подойди к кроватке»).
  3. Может произносить короткие слоги, обозначающие слова («мама», «папа», «ба», «ням» «чёсь» — расческа, еще, конечно же, всеми любимая «кака», ну и т. д.).
  4. Может имитировать звуки, которые издают животные (барашка «бэ-э-э», киска — «мяу» и т. п.).
  5. Различает голоса близких и чужих людей.
  6. Умеет делать несложные манипуляции с предметами , играть с крупными игрушками (кататься на игрушечной лошадке, отталкиваясь ножками, нажимать на кнопочки, открывать-закрывать дверцы и ящики, расчесывать волосы).
  7. Может показывать на предметы и просить помочь (показывать пальчиком на высоко лежащую игрушку и говорить«дай» или показывать на холодильник со словом «ням»).
  8. Может просить, чтобы его покачали или покатали на плечах.

В этом возрасте детки обычно еще не умеют:

  • проситься на горшок;
  • орудовать ложкой.

Это комплексные навыки, более сложные, они приходят попозже.

Режим дня ребенка в 1 год и 2 месяца

Сон

Дневной сон сохраняется двухразовый, второй чуть покороче первого. Очень важно приучить малыша к четкому режиму дня, в то же время, чутко прислушиваясь к его потребностям. Если вы видите, что днем ребенок спит беспокойно и часто просыпается, стоит подумать о том, чтобы постепенно переходить на одноразовый сон днем, продлевая его продолжительность. Пока режим устанавливается, ребенка нужно будить, если он сам не просыпается вовремя. В дальнейшем это делать не рекомендуется, так как настроение малыша ухудшается. Спать стоит с открытой форточкой, а в теплое лето можно даже укладывать кроху спать на летней веранде.

Питание

Кормление остается 4-5-разовым (завтрак, обед, полдник, ужин, ночное кормление — по требованию). Иногда малыш просит грудь утром, это нормально, но тогда режим нужно немножко подкорректировать. Перерыв между кормлениями составляет 3-4 часа.
В этом возрасте зубов становится больше, могут даже появиться первые коренные, поэтому в рацион нужно уже потихоньку добавлять более твердую пищу (хлеб, фрикадельки, печенье, кусочки фруктов).

Примерное меню для малыша в возрасте 1 год и 2 месяца

Завтрак: лучше давать кашку (уже можно не протирать ее, достаточно хорошо разварить крупу), овощи, творог, яйца, мясные и рыбные пюре. Из питья — молоко, травяные чаи, морсы.
Обед: обязательно суп (овощной или мясной), второе блюдо (с гарниром) и сладкое (компоты, муссы, кисели, суфле).
Полдник: желательно какое-то кисломолочное блюдо с фруктами и печеньем. Если вы заметили, что малыш неохотно кушает ужин, то полдник нужно сделать более легким.
Ужин: строится по принципу завтрака. Должен быть легким и хорошо усваиваемым, чтобы ребенок спокойно уснул.
Если ребенок перед сном набегался и проголодался, допустим легкий перекус (творожок, банан и т. д.)

Свежий воздух

Обязательно нужно гулять с малышом не менее 2-х раз в день по 1,5 часа. Летом, если позволяет погода, можно и все два.

Купание

В этом возрасте детки очень любят купаться и плескаться в воде, поэтому проблем быть не должно. Для поддержания гигиены достаточно мыться 2-3 раза в неделю и по необходимости. Температура воды должна быть комфортной. Также можно ввести обтирания мокрым полотенцем перед полдником.

Гимнастика

В этом возрасте детки и без специальных упражнений очень подвижны, поэтому лучше направить внимание на мелкую моторику и следить, чтобы ваш карапуз не слетел с лестницы в погоне за солнечными зайчиками. Малыш будет с упоением вытаскивать всю посуду из кухонных шкафов, а также разбрасывать папины носки, достав их с нижней полочки. Но не нужно злиться на него за это, таким образом очень хорошо укрепляются мышцы ручек. И, к тому же, самое время начать приучать ребенка к порядку, складывая все на место.


Чем занять ребенка в 1 год и 2 месяца — игры и занятия для малыша

Внимание:

В этом возрасте малыши начинают испытывать большую потребность в самовыражении и слово «нет» прочно входит в их лексикон. Здесь очень важно не переборщить с запретами и в, то же время, не потакать капризам. Старайтесь уважать предпочтения своего ребенка, не заставляйте его кушать, если он не хочет. Но послаблений в режиме дня делать не стоит, от этого маленький капризуля распояшется еще больше.

Развитие речи

Обязательно нужно много разговаривать с крохой. К примеру:

  • описывайте свои действия («давай будем собирать игрушки, возьмем зайку и положим в коробку», «одеваемся, достаем штанишки и натягиваем на ножки»);
  • называйте части тела (моем ладошки, игры и песенки про пальчики и т. д.);
  • описывайте, что видите на рисунке;
  • можно начать учить стишки , одновременно изображая то, что там происходит («Идет бычок, качается…»).

Интересное и познавательное. Попробуйте делать так:

  1. начните изучать формы и их свойства (для начала достаточно шара и куба). Шарики можно катать, забрасывать в корзинку. Из кубиков можно строить башенки. Со временем можно будет просить малыша разобрать предметы на шарики и кубики;
  2. изучайте свойства предметов. В воде можно плескаться и переливать ее, бумагу рвать или мять, открывать и закрывать крышки кастрюль. Это занятие на часы, главное, соблюдайте технику безопасности, помните про режущиеся коренные и желание все попробовать на вкус;
  3. рисуйте . Мелками, карандашами и в особенности красками! Это доставит вашему карапузу нескончаемое удовольствие и начнет развивать абстрактное мышление.

Общение. Тут тоже есть свои приемы:

  • начните осваивать вежливость (фразы: «привет», «доброе утро», «пока-пока», «пожалуйста» и т. д.);
  • учитесь делиться (игрушками, фруктами и т. п.).

Крупная моторика. Надо делать так:

  • закрепляйте навыки ходьбы , учитесь ходить по прямой линии (можно выложить разноцветными ленточками);
  • ходите по ступенькам за ручку , залезайте на бордюры и небольшие возвышенности, перешагивайте через предметы;
  • собирайте предметы (перекладывайте кубики с пола на стул). И все это — вместе!

Мелкая моторика. Очень важный момент, потому:

  • играйте в пирамидки и конструктор (важно: не стоит требовать собирать пирамидки правильно, в этом возрасте достаточно научиться нанизывать кольца на основание);
  • пересыпайте крупы и макароны из кастрюльки в кастрюльку ручками или ложкой (главное, в этот момент быть рядом, чтобы ребенок случайно не засунул макаронину в рот и не подавился);
  • играйте в прищепки. Пусть ваш малыш стаскивает прищепки с подушек, тканей и плюшевых игрушек.

Ребенок в год и два месяца очень любознателен. Постарайтесь уделить малышу больше внимания, ведь в этом возрасте оно ему так необходимо.



Загрузка...