paradisemc.ru

Театрализованная деятельность в работе музыкального руководителя в рамках реализации фгос до. Влияние театральной деятельности на музыкальное развитие детей

Театрально-игровая деятельность в развитии музыкальных способностей дошкольников


Эффективно развивать музыкальные способности ребенка помогает театрально-игровая деятельность. Это совокупность отдельно взятых видов искусств. Музыкально – театральное творчество включает в себя практически все виды детской деятельности: песенную, танцевальную, игровую, речевую, художественную, импровизации на детских музыкальных инструментах, а также практически все виды театра – от пальчикового до драматического. Этот вид творческой деятельности обладает сильным воздействием на внутренний мир ребенка, вызывает яркие эмоции.
В своей профессиональной практике я широко использую театрально – игровую деятельность. Причем, эту игру ввожу в каждый вид музыкальной деятельности. Через творческую игру дети раскрепощаются, фантазируют, сочиняют. У них развивается речь, воображение, снимается зажатость.
Занимаясь с детьми театральной деятельностью, решаются следующие задачи:
Воспитательные - направлены на развитие эмоциональности, интеллектуальности, а также на развитие коммуникативных особенностей ребёнка.
Образовательные задачи - связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре.
На своих музыкальных занятиях с дошкольниками я применяю следующие этапы обучения театрально-игровой деятельности.

1.Движения -
Дети младших групп овладевают различными видами ходьбы, бега и прыжков. Сначала учимся ходить по одному, затем в группах, и постепенно переходим к ходьбе по кругу, соблюдая расстояние и «не ломая круг». Самым маленьким воспитанникам показываю и прошу повторить образы
«мишки», «зайки», «лисы», «собачки», «кошечки» и другие. Здесь уместны такие игры, как «Курочка и козлик», «Птички и кот». Это подвижные игры с музыкальным сопровождением. Воспитанники учатся бегать в рассыпную и собираться «кучкой».
Дети постарше закрепляют умение ориентироваться в пространстве:
ходить и бегать «змейкой», двигаться в парах, распределяться в том или ином
углу зала, собираться стайкой в центре, разбегаться в рассыпную и
снова находить свое место, делать перестроение в колоны.

Начиная со средней группы, воспитанники обучаются характерным движениям: «сердитый мишка», «трусливый зайка», «хитрая лиса», «злая собачка», «ласковая кошечка» и т.п.
Дети старшего дошкольного возраста импровизируют и выполняют более сложные характерные движения «мишка собирает малину, «зайка испугано убегает от волка», «лисичка танцует» и др.
2.Слушание-
Основная цель - услышать настроение музыкального произведения. Музыка должна активизировать фантазию ребенка, побуждать к творчеству, использованию выразительных движений.
Если дети научились слушать музыку, вслушиваться в ее интонации, то они
стараются передать характер музыки в движениях, и у них получаются
интересные образы.
В младшей группе дети слушают произведения и могут исполнять простые этюды: прогулка по лесной полянке (гуляют, нюхают цветы, собирают листочки), скачут» как лошадки, под «Колыбельную» качают куклу и т.п.
Дети средней и старшей групп слушают музыку, составляют образный рассказ, фантазируют, придумывают сказки.
Часто старшим группам даю творческое задание, например: прогуляться по лесу, понаблюдать за лесными зверями, звуками и движениями изобразить птиц, поиграть в воображаемый мяч, радоваться, грустить.
Дети с удовольствием изображают различные этюды под музыку.
Все занятия стараюсь объединить одним сюжетом исходя из тем, которые объединены в блоки: «Времена года», «Звери», «Герои сказок» и другие. Элементы этюдов находят свое место в праздничных инсценировках, спектаклях, играх хороводах.
3. Выразительное чтение-
Большое место в музыкальных занятиях занимают речевые упражнения. Это считалки, потешки, прибаутки, пальчиковая гимнастика. Мои воспитанники очень любят инсценировать различные детские стишки. Когда заучиваем их, распределяемся по ролям, и у нас получаются мини-спектакли. Например, «Как у бабушки Наташи, ели вкусную мы кашу», «Робин-Бобин-Барабек», «Ах, как страшно трусливому зайке» и т.п.
4.Игры – драматизации, хороводы, инсценировки песен-
При разучивании песен, дети лучше запоминают слова, если к ним подобраны движения. Причем воспитанники сами подбирают эти движения. Конечно, дети младших групп не смогут этого сделать. Они повторяют все жесты педагога, и тем самым учатся в дальнейшем придумывать свои движения. Начиная со средней группы перед детьми можно ставить задания: "давайте подумаем, как мы можем дальше показать движения этого хоровода?", "А я бы сделала бы вот так".
Ярким примером может быть песня «Два веселых гуся». Воспитанники сами додумывают движения –«спрятались в канавке», «кричит бабуся», «кланялись бабусе», «вытянули шеи» и другие.
В старших группах дети уже без подсказки педагога придумывают движения хороводов или танцевальные элементы под различную музыку.
Музыкальные игры-драматизации должны быть доступными детям по
образам и содержанию деятельности.
Сначала дети слушают произведение, выбранное для инсценировки от
начала до конца. Мы обсуждаем произведение в целом и отдельные
персонажи, их характер. Детям предлагается выбрать себе образ.
Далее разучиваем текст и переходим к исполнению.
5. Игра-импровизация на музыкальных инструментах-
Как же можно применять театрально-игровую деятельность в обучении на детских музыкальных инструментах?
Я, применяю эту методику, совмещая ее с развитием речи. С детьми мы вспоминаем и рассказываем сказки, рассказы, различные истории. Затем я предлагаю озвучить героев различными инструментами. Дети сами выбирают тот или иной инструмент и с моей подсказкой решают как играть на нем (тихо или громко, медленно или быстро и так далее). Например, «Сказка про курочку Рябу»: дед и баба характеризуются деревянными ложками, курочка – трещоткой, мышка – погремушкой, яйцо бьется – удар в бубен, плач деда и бабки – дудочка и тому подобное. Каждый педагог может по своему усмотрению подбирать инструменты. Музыкальная сказка сопровождается игрой на фортепиано или под фонограмму, а дети, слушая музыку, подыгрывают на музыкальных инструментах, соблюдая при этом ритм, темп и оттенки. В целом получается сказка, рассказанная шумовым оркестром. Воспитанникам очень нравятся такие шумовые оркестры, и на последующих занятиях они сами предлагают озвучить ту или иную сказку или рассказ. Иногда, мы вместе с детьми, сами придумываем сюжет истории и обыгрываем ее. Такое обучение игре на музыкальных инструментах начинаю применять со средней группы.
6.Постановка спектаклей, сказок, инсценировок-
Подготовка к спектаклю требует определенной подготовки. Сначала я знакомлю детей со сценарием, обсуждаем его, характеризуем героев. Затем идет процесс разучивание подобранных к спектаклю песен и танцев. Распределяются роли и заучиваются слова. Подбирается музыка, дети под определенную музыку лучше усваивают роль и даже начинают импровизировать. В работе над спектаклем привлекаются родители. С ними провожу консультации, и они с удовольствием помогают в создании костюмов и декораций. Ну и наконец, показывается спектакль. У детей на выступлении (по моему наблюдению) возникает большой эмоциональный подъем, воспитывается чувство ответственности.
В младших группах основные роли играют взрослые – воспитатели и даже привлекаем родителей, а дети подыгрывают им. Но младшие воспитанники здесь не зрители, а полноправные участники спектакля. Начиная со средней группы, подбираю простейшие сценарии с ролями для детей. В старшей и подготовительных группах мои воспитанники – самостоятельные актеры.

В результате применения этой методики дети учатся выстраивать взаимоотношения, разрешать конфликтные ситуации, анализировать свое поведение и поведение других, делать выводы. Можно утверждать, что музыкально-театральная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, развивает его творческие способности, приобщает его к глубоким ценностям. Это конкретный, зримый результат.

Музыкальное образование

детей старшего дошкольного возраста

в музыкально – театрализованной деятельности

в соответствии с ФГОС ДО

На протяжении ряда лет я успешно работаю по теме включения театрализованной деятельности в процесс музыкального образования старших дошкольников, где каждый ребёнок может проявить свои чувства, эмоции, желания и взгляды, причём не только наедине с собой, но и публично, не стесняясь присутствия зрителей. Театрализованная деятельность в детском саду,– это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности, а в сочетании с музыкой этот процесс становится во сто крат интересней и эффективнее.

Общими чертами музыкальной и театрализованной деятельности являются средства выразительности: интонационная выразительность и особенности развития художественного образа. Каждая из них имеет свои специфические средства выражения, которые в условиях взаимосвязи делают музыкальную деятельность увлекательной, яркой, расширяют возможности для творческих проявлений.

Музыкальное образование в детском саду – это

    приобщение к миру прекрасного;

    развитие музыкальных способностей;

    овладение азбукой музыкальной культуры;

    воспитание эмоциональной чуткости;

    укрепление здоровья детей;

    раскрытие индивидуальных творческих способностей.

Но до недавнего времени, музыкальное образование носило преимущественно репродуктивный характер, а включение элементов театрализации в музыкальную деятельность ограничивалось лишь обучением детей элементарным выразительным умениям и формированием конкретных навыков исполнительского мастерства. Театрализованная деятельность приведет к повышению качества музыкального образования дошкольников.

Вопросы организации и методики обучения театральной деятельности детей нашли отражение в работах Т.Н. Дороновой, А.П. Ершовой, В.И. Логиновой, Л Ю.И. Рубиной, Н.Ф. Сорокиной и др. Эти исследования показывают, что музыкальный компонент театральных занятий расширяет развивающие и воспитательные возможности театра, усиливает эффект эмоционального воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребёнка, поскольку к театральному языку мимики и жестов добавляется закодированный музыкальный язык мыслей и чувств. В этом случае у детей увеличивается количество и объём сенсорно-перцептивных анализаторов (зрительных, слуховых, двигательных).

Все эти положения помогли сформулировать цель и задачи работы.

Цель: Повысить качество музыкального образования в музыкально – театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

1. Развивать способности целостного восприятия художественного произведения (музыки, поэтического творчества, театрального спектакля)

2. Содействовать развитию музыкального мышления (репродуктивного и творческого)

3. Развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий под музыку.

4. Формировать умение чувствовать партнёра, играть в коллективе сверстников.

Ведущая педагогическая идея в контексте ФГОС заключается, в том, чтобы поднять на новый уровень качество музыкального образования через оптимизацию взаимодействия в системе «Педагог – ребенок».

На рисунке 1 представлена модель системы музыкального образования детей старшего дошкольного возраста в музыкально – театрализованной деятельности, в ней отражены способы реализации, формы организации, методы и приемы.

Музыкально-театральная деятельность представляет собой синтетическую форму работы с детьми по музыкально-художественному воспитанию. Она включает в себя:

Восприятие музыки;

Песенно-игровое творчество;

Пластическое интонирование;

Инструментальное музицирование;

Художественное слово;

Театрализованные игры;

Сценическое действие с единым художественным замыслом.

В немалой степени музыкальному образованию способствуют формы организации музыкальной деятельности, каждая из которых обладает своими возможностями.

Согласно положениям ФГОС, деятельность детей осуществляется в следующих блоках:

1. Блок организованной (регламентированной) музыкальной деятельности: музыкальных занятий и развлечений, праздников и других видов деятельности с использованием музыки.

2. Блок нерегламентированной (совместной с воспитателем и самостоятельной) музыкальной деятельности детей в группе вне занятий (в тёплую погоду – на свежем воздухе).

3. Самостоятельная музыкальная деятельность детей вне занятий (возникает по инициативе детей, представлена песнями, музыкальными играми, упражнениями, танцами, а также песенным, музыкально – ритмическим, инструментальным детским творчеством).

Основными направлениями работы с детьми по музыкальному образованию в музыкально –театрализованной деятельности являются:

    Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика) ;

    Задания для развития речевой интонационной выразительности;

    Игры-превращения, образные упражнения;

    Упражнения на развитие детской пластики;

    Ритмические минутки;

    Пальчиковый игротренинг;

    Упражнения на развитие выразительной мимики, элементы пантомимы;

    Театральные этюды;

    Разыгрывание мини-диалогов, потешек, песенок, стихов;

    Просмотр кукольных спектаклей.

    Постановка спектакля.

Для осуществления этой работы заранее продумывается дидактический материал (пособия, атрибуты, элементы костюмов, аудиозаписи) для стимулирования интереса детей к проявлению творчества в музыкально – театрализованной деятельности. Работа по подготовке проводится совместно с воспитателями групп и с привлечением родителей. Выдумка и творчество всех участников процесса проявляются в изготовлении декораций. Важным направлением в организации театрализованной деятельности является работа с родителями, которые привлекаются к творческому взаимодействию с детьми в различных направлениях.

Родители участвуют в создании декораций к детским спектаклям, изготавливают вместе с ребятами костюмы, помогают в заучивании текстов ролей. В такой совместной работе родители сами осваивают педагогические умения и навыки.

Для реализаций этих направлений используются:

    беседы с родителями;

    консультации для родителей:

    «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»;

    «Здравствуй, театр!»;

    «Театр дома»;

    «Театр для малышей»;

Для реализации задач развития творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности в системе музыкального образования ДОУ необходимо создание педагогических условий:

    Применение принципов развития творческих способностей старших дошкольников: гуманного взаимодействия, сотворчества, обучения в действии, импровизационности;

    Накопление впечатлений от восприятия искусства;

    Накопление опыта исполнительства (пение, движение, игра на музыкальных инструментах);

    Развитие основных музыкальных способностей;

    Оснащение музыкального творчества, как в детском саду, так и в семье музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами,

Литература

1. Э.П.Костина «Камертон».

2. А.И.Буренина «Ритмическая мозаика».

3. О.П.Радынова «Музыкальное развитие детей».

4. А.Е.Антипина «Театрализованное представление в детском саду».

5. Э.Г.Чурилова «Методика и организация театральной детельности дошкольников и младших школьников».

Конспект музыкального занятия по театрализованной деятельности в старшей группе

Тема: «Путешествие в волшебный мир театра»

Программное содержание:

Поддерживать стремление детей активно участвовать в развлечении, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.

Побуждать самостоятельно искать выразительные средства (жесты, движения, мимику) для создания художественного образа.

Воспитывать желание управлять театральными куклами разных систем. Совершенствовать артистические навыки детей.

Предварительная работа:

Чтение и заучивание потешек, стихотворений, скороговорок. Беседа об эмоциональных переживаниях людей.

Материалы и оборудование к занятию:

Коробочка с масками, ширма настольная, театральные ложки, ширма и куклы, королева-зеркальце, куклы « Би-ба-бо », маски-шапочки, домик-теремок, крот- руковичка, шапочки кошек и мышек, костюмы Снегурочки, лисы, зайцев, письмо с загадками.

Ход занятия

Музыкальный руководитель приводит детей в музыкальный зал.

Музыкальный руководитель:

– Ребята, сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в необычную, сказочную страну, в страну, где происходят чудеса и превращения, где оживают куклы и начинают говорить звери. Вы догадались, что это за страна?

Дети:

– ТЕАТР!

Музыкальный руководитель:

– А знаете ли вы, кто живет в этой стране?

Дети: – Куклы, сказочные герои, артисты.

– Да, ребята. Вы правильно сказали. А что делают артисты, вы знаете?

(Ответы детей)

– А вы хотели бы стать артистами?

Дети:

– Да

– У меня есть волшебная палочка и сейчас с ее помощью я всех вас превращу в артистов. Закройте все глаза, я произношу волшебные слова:

–Раз, два, три - повернись

И в артиста превратись!

Откройте глаза. Теперь вы все артисты. Приглашаю вас войти в удивительный мир театра!

(Впереди дети видят коробочку, а на ней лежит конверт, подписано от сказочника).

Музыкальный руководитель:

– Ребята, для вас сказочник прислал письмо, прочитаем?

Воспитатель достает из конверта листок и читает загадки про сказочных героев. Дети отгадывают и открывают коробочку. А в ней маски с эмоциями радости и печали.

(Дети рассказывают сначала о маске радости).

Музыкальный руководитель:

– Когда у нас бывает радостное настроение?

Дети:

– Когда нам весело, когда что-то дарят и т.д. (Ответы детей).

(Затем дети рассказывают о маске печали, грусти).

Музыкальный руководитель:

– Какая это маска, что она изображает? Когда нам бывает грустно?

(Ответы детей).

Музыкальный руководитель:

– Молодцы, ребята. Положим маски обратно в коробочку и продолжим свой путь.

(На пути стоит столик, на нем настольная ширма, а рядом лежит шкатулочка, стоят пенечки –стульчики).

Музыкальный руководитель:

– Ребята нам всем предлагают присесть. (Дети занимают места, а музыкальный руководитель садится рядом с ширмой, надевает деда-рукавичку и из-за ширмы говорит).

– Здравствуйте, ребята!

Я – забавный старичок

А зовут меня - Молчок

Мне, ребятки, помогите.

Скороговорки расскажите.

И увидите вы то,

Что уж знаете давно.

Воспитатель:

– Поможем дедушке, ребята? Знаете ли вы скороговорки?

Дети:

Да.

Воспитатель:

А как надо говорить скороговорки?

Дети:

Быстро, чтобы было понятно

Каждый ребенок рассказывает по скороговорке и воспитатель тоже. Дедушка благодарит детей и разрешает им открыть шкатулочку.

Музыкальный руководитель:

– Что же дед хранит в шкатулочке?

Дети:

– Театральные ложки.

Музыкальный руководитель:

– А сможете вы их оживить?

Вспомните потешку «У медведя во бору» (с музыкальным сопровождением).

Дети: (проговаривают):

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит

И на нас рычит

– Кто в лесу гуляет? Кто мне спать мешает? Р-Р-Р.

Музыкальный руководитель:

– Молодцы! Положим театральные ложки в шкатулку и отправимся дальше. На нашем пути преграда. Что преградило нам дорогу?

Дети:

Ширма.

Музыкальный руководитель;

Заглянем за ширму. Ребята, да тут куклы.

– Что нужно сделать, чтобы кукла ожила?

Дети:

– Надо научить ее говорить.

Музыкальный руководитель:

Кто желает оживить куклу?

(Дети берут куклу девочку и котика, показывают знакомую детям потешку «Киса»).

– Здравствуй, киса. Как дела?

Что же ты от нас ушла?

– Не могу я с вами жить.

Хвостик негде положить.

Ходите, зеваете, на хвостик наступаете.

Музыкальный руководитель:

– А чему еще мы учим кукол?

Дети:

– Учим двигаться.

Музыкальный руководитель:

– Вспомните потешку «Большие и малые ноги».

(Дети показывают)

Этюд с куклами девочка и бабушка.

Музыкальный руководитель:

– Молодцы, вы оживили кукол, а сейчас нам пора идти дальше.

(Подошли к зеркалам).

Музыкальный руководитель:

– Ребята, мы пришли в королевство зеркал. А вот и сама Королева-зеркальце.

– Свет ты зеркальце, скажи

Нам всю правду расскажи.

Что ребятам надо сделать

– Подойдите к зеркалам и на них взгляните.

Вам задания я дам

Выполнить спешите.

Этюды на мимику и движения:

– Удивитесь, как Незнайка,

(дети показывают движением, мимикой удивление)

– Загрустите, как Пьеро,

(дети показывают грусть, опускают руки)

– Улыбнитесь, как Мальвина

(дети показывают улыбки)

– И нахмурьтесь, как дитё.

Зеркальце:

– Все вы показали верно. Продолжайте дальше путь.

(Дети прощаются с королевой зеркал).

Музыкальный руководитель:

– Ребята, на нашем пути новые куклы. Что же это за куклы?

Дети:

Куклы «Би-ба-бо».

Музыкальный руководитель:

– А, почему они так называются?

(Ответы детей).

– Да, ребята. У этих кукол нет ног. Они состоят из головы и платья в виде перчатки. Голова имеет специальное отверстие под указательный палец, а большой и средний служат для жестикуляции руками куклы. А наши руки делают куклу живой. Давайте оживим этих кукол. Вспомните стихотворение про мишку.

Этюд «Мишка» (куклы девочка и мишка).

– Мишка, ты куда идешь?

И в мешочке что несешь?

– Это меда три бочонка,

Для малютки, медвежонка

Ведь без меда он, бедняжка,

Целый день вздыхает тяжко: О-ох, у-ух, а-ах.

Музыкальный руководитель:

– Какие вы молодцы. Вы оживили и этих кукол. Продолжаем свое путешествие.

(Стоит домик).

Музыкальный руководитель:

– Это что еще за домик

На пути у нас стоит

Подойдем к нему поближе

Кто живет в нем, поглядим.

(заглядывают в домик, видят маски и шапочки театральные)

Воспитатель:

– Маски–шапочки живут.

В гости всех нас они ждут.

Мы сейчас наденем их.

И расскажем всё про них.

(ребенок надевает шапочку петушка и изображает петуха)

Ребёнок:

В своей короне красной

Он ходит, как король.

Его ты ежечасно

Выслушивать изволь

– Я тут! Я на чеку-у!

– Я всех вас допеку-у!

– Кукареку! Кукареку!

Уснули дети. Свет потух.

(дети садятся на корточки закрывают глаза, руки убирают под щечку).

– молчи, горластенький петух!

(петушок тоже приседает)

Затем девочка надевает маску лисички, другой ребенок берет куклу-рукавичку крота и показывают сценку с домиком. Лиса ходит вокруг домика, а крот в домике, выглядывает в окошко.

– Славный домик, милый крот!

Только слишком узкий вход.

– Вход, лисичка, в самый раз.

Он не впустит в домик вас.

Затем дети надевают шапочки кошек и мышек.(4 ребенка уходят на сцену переодеваются для сказки).

– А сейчас время для музыки.

Я предлагаю вам потанцевать.

(Кот приглашает мышку).

Звучит музыка «Найди пару»

Кот:

– Мяу, мышка!

Спляшем польку.

Подадим гостям пример.

Мышка:

– Я сплясала бы, но только

Мышке кот не кавалер!

Кот приглашает на танец кошку, а мышонок приглашает мышку. Остальные мышата встают в круг и танцуют.

Танцевальная импровизация.

Затем снимают шапочки и подходят к сцене. Занавес закрыт.

Музыкальный руководитель:

– Вот мы и подошли с вами к главному месту в театре - это сцена. А на сцене всегда оживает сказка. (занавес открывается).

Стоит Снегурочка, к ней скачут зайчата. Они жалуются Снегурочке на лису. Затем выбегает лиса, зайчата прячутся за Снегурочку. Снегурочка ругает лису, а лиса уносит ключик.

Музыкальный руководитель:

– Ребята, вы увидели драматизацию сказки. А что такое драматизация? Здесь мы видим артистов в костюмах и действие происходит на сцене.

Все артистами сегодня побывали. Очень хорошо все показали. Все старались, молодцы! Похлопаем друг другу от души!

Песня «Кукляндия», муз.Т.Овсянникова, сл.М.Пляцковского.

Воспитатель:

– А на память о нашем замечательном путешествии в мир театра я хочу подарить вам вот такие медальоны-цветы. И надеюсь, что вы когда-нибудь по-настоящему будете хорошими артистами.

Спасибо всем!

ЛИТЕРАТУРА

1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду.2013

2. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду.2009

3. Караманенко Т.Н., Кукольный театр – дошкольникам.2008

4. Что такое театр? М, Линка-Пресс, 2010

5. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду.2012


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 «Березка»

« Музыкально – театрализованная деятельность в детском саду »

Подготовила: Ермакова С.И. воспитатель

группы общеразвивающей направленности

от 3-х до 4-х лет №6 «Пчёлки»

г. Радужный

Музыкально – театрализованная деятельность в детском саду.

Всё новое некогда забытое старое, гласит народная мудрость. «Век живи -век учись.»
Так что же в наше стремительно развиваюшиеся время помогает развитию личности ребёнка?
Именно музыкально - театральная деятельность, прививая устойчивый интерес к музыке, театру,
литературе, совершенствует артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, побуждает их к созданию новых образов.
Способствует умственному и физическому развитию, вырабатывает активное отношение к жизни, искусству воспитывает целостную, гармонически развитую личность, нравственные совершенствования которой во многом зависят и от эстетического воспитания.
Музыкально-театральная деятельность детей включает в себя несколько разделов: основы кукловождения, актерское мастерство, игровое творчество, имитирование на музыкальных инструментах, песенное и танцевальное творчество детей, проведение праздников и развлечений.

Музыкально-театральная деятельность включает в себя следующие моменты музыкального развития:

1.Инсценировка песен;

2. Развлечения;

3. Фольклорные праздники;

4. Сказки, мюзиклы, водевили, театрализованные представления.

Основная цель, которую я ставлю занимаясь с детьми музыкально- театрализованной деятельностью - это развитие творческих способностей средствами театрального искусства, к 5 годам занимает позицию ведущей деятельности у детей.
Дошкольники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.
Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром.

Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, педагогическое средство, ведь малыш во время игры чувствует себя раскованно, свободно. Чем богаче опыт малыша, тем ярче будут творческие проявления. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщить ребенка к музыке, театру, литературе, музыке, живописи. Знакомлю детей с театрализованной игрой. Малыши смотрят небольшие кукольные спектакли и драматизации, которые показывают. (« Курочка ряба», « Колобок», «Кисонька мурысонька» и так далее)

Дошкольники обладают непроизвольным вниманием, весь процесс обучения организовывается так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы детей. Использую игровые приемы и доступный материал для театрального творчества, дети проявляют эмоциональную отзывчивость. Театрализованные и сюжетно-ролевые игры с куклами, инсценировки с игрушками, которые дают возможность в игровой форме обучать детей и закреплять художественно-эстетические приемы.

В процессе театрализованных игр, происходит интегрированное воспитание детей, они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах. Создаю творческую атмосферу, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, применять собственные возможности и способности. В процессе создания театрализованных представлений на основе музыкальных произведений для ребенка открывается еще одна сторона искусства, еще один способ самовыражения, с помощью которого он может стать непосредственным творцом. Театрализованные представления, обыгрывание музыкальных произведений занимают немаловажное место в целостном музыкальном воспитании ребенка. Театрализация позволяет ребенку любого возраста и пола открыть для себя возможность «играть» и обучаться одновременно. Подобный вид деятельности доступен всем и оказывает благоприятное воздействие на творческое развитие ребенка, его открытость, раскрепощенность, позволяет избавить ребенка от ненужной стеснительности и комплексов.

Важнейшим компонентом детской игры и театра выступает роль как освоение и познание окружающей действительности, как её художественное отражение. В игровой деятельности роль опосредуется через игровой образ, а в театре – через сценический. Сходными являются и формы организации этих процессов: - игра – ролевая и актёрская. Таким образом, театральная деятельность отвечает природосообразности этого возраста, удовлетворяет основную потребность ребёнка – потребность в игре и создаёт условия для проявления его творческой активности. Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки, которые дают «на редкость яркий, широкий, многозначный образ мира». Участвуя в драматизации, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Это, пожалуй, наиболее сложное выполнение, так как оно не опирается ни на какой веществленный образец.

Музыкальный компонент театральных занятий расширяет развивающие и воспитательные возможности театра, усиливает эффект эмоционального воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребёнка, поскольку к театральному языку мимики и жестов добавляется закодированный музыкальный язык мыслей и чувств. В этом случае у детей увеличивается количество и объём сенсорно-перцептивных анализаторов (зрительных, слуховых, двигательных). Природная предрасположенность дошкольников к “напеванию” и “пританцовыванию” объясняет их живой интерес к восприятию музыкально-театрального действа и участию в нём. Удовлетворение этих возрастных потребностей в музыкально-театральном творчестве освобождает ребенка от закомплексованности, дает ему ощущение своей особенности, приносит ребенку массу радостных минут и огромное наслаждение. Восприятие “поющих слов” в музыкальном спектакле становится более осознанным и чувственным за счёт подключения сенсорных систем, а собственная включённость в действие позволяет ребёнку смотреть не только на сцену, но и в “себя”, уловить своё переживание, зафиксировать его и оценить. Цель работы в направлении музыкально - театральной деятельности - сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества, стремиться, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли применить в повседневной жизни. Из многообразия средств выразительности программа детского сада рекомендует следующие: формировать у детей простейшие образно -выразительные умения (например, имитировать характерные движения сказочных пер сонажей - животных); На занятиях, во время игр и развлечений постепенно даю детям различные материалы, музыкальные инструменты, игрушки и так далее, чтобы под руководством воспитателя они осваивали их. Например, в театрализованной деятельности ребята овладевают приемами действия пальчиковыми куклами, бибабо, во время музицирования - различными приемами игры на металлофоне, бубне, ложках и т. д. Музыкально-театральная деятельность представляет собой синтетическую форму работы с детьми по музыкально-художественному воспитанию. Она включает в себя восприятие музыки, песенно-игровое творчество, пластическое интонирование, инструментальное музицирование, художественное слово, театрализованные игры, сценическое действие с единым художественным замыслом. Известно, что основой музыкального образа является звучащий образ реального мира. Поэтому для музыкального развития ребенка важно наличие богатого чувственного опыта, в основе которого лежит система сенсорных эталонов (высота, длительность, сила, тембр звучания), реально представленных в звучащих образах окружающего мира (например, дятел стучит, дверь скрипит, ручей журчит и так далее). Вместе с тем, процесс музыкальной деятельности строится в основном на искусственно созданных образах, которым нет звуковой и ритмической аналогии в окружающей действительности (куклы поют, зайцы пляшут и т.д.), все это может быть обыграно при помощи театрализации. Театрализованная деятельность оставляет большой простор для творчества самого ребенка, позволяет ему самому придумывать то или иное озвучивание действий, самому подбирать музыкальные инструменты для исполнения, образ своего героя. По желанию дети должны иметь возможность самим выбирать себе роли, без какого-либо принуждения.
Поддержка инициативы импровизирования на музыкальных инструментах, пении, в танцевальной и театральной деятельности позволяет развить в детях «живой» интерес к занятиям музыкой, превратить их из скучной обязанности в веселое представление. Театрализованная деятельность способствует психическому и физическому развитию ребенка, позволяет в рамках театральной игры узнать о нормах, правилах и традициях общества, в котором он живет. Таким образом, театрализованная деятельность, в процессе музыкального воспитания детей исполняет социализирующую функцию и тем самым дает толчок к дальнейшему развитию способностей ребенка.



Загрузка...