paradisemc.ru

Как развивать ребенка в 2 5 месяца. Особенности развития ребенка в два с половиной месяца

Ребенку 2 месяца

2-ОЙ МЕСЯЦ!

Вашему ребенку исполнился месяц - первый юбилей в жизни человека. Теперь его уже нельзя назвать новорожденным. Период приспособления организма к внеутробной жизни закончен и начинается активная фаза роста. Народная мудрость описывает этот процесс словами «не по дням, а по часам», а наука - более привычными фразами о том, что никогда человек не растет так быстро и не меняется так стремительно, как в первый год своей жизни.

Физиология ребенка второго месяца жизни

На втором месяце жизни ребенок начинает очень активно развиваться физически. К концу второго месяца он уже наберет около 800 грамм (что составляет примерно 25% от его веса в конце первого месяца), вырастет на 3-4 сантиметра, окружность его груди увеличится примерно на 20 миллиметров. На втором месяце жизни он по-прежнему много спит (по 20 часов в сутки) и не слишком много бодрствует. Хотя само бодрствование сильно отличается от первого месяца.

Организму для обеспечения такого семимильного темпа роста (т.е., нормального для ребенка) необходимо огромное количество энергии. Получает он ее за счет питания и сна - двух краеугольных факторов развития малыша в первый год жизни. На втором месяце суточный объем материнского молока, который должен получать ребенок, составляет примерно четверть его собственной массы. Это значит, что если ваше чадо весит, например, 4 килограмма, то его дневной рацион должен составлять не менее 800 грамм. Кто-то взвешивает ребенка перед каждым кормлением и после него, строго контролируя таким образом объем еды. На самом деле, это вовсе не обязательно. Малыш отлично знает, какое количество молока ему нужно, и обычно вполне понятно объясняет это маме.

Очень важно, чтобы на втором месяце уже выработался определенный режим сна и кормления. Хорошо, если у вас появится ритуал подготовки к ночному сну. Ночной сон - самый долгий и самый здоровый, в это время ребенок наиболее активно растет, поэтому необходимо психологически подготовить малыша к вечернему укладыванию. Идеальный вариант - купание. Дети обычно купаться любят. К тому же, вода способствует снятию стресса и напряжения, а ребенок в первые месяцы жизни, как бы странно это ни звучало, пребывает в постоянном стрессе. Слишком сильно условия жизни отличаются от тех, к которым он привык, будучи в утробе матери. Новорожденных рекомендуют купать в течение пяти минут, на втором месяце можно немного увеличить время водных процедур, постепенно доводя его до десяти минут. Идеальная температура для купания +24 +26 (воздух) и +37 (вода). Следите, чтобы вода не остывала. Младенцы чувствительны к понижению температуры.

Психология ребенка второго месяца жизни

В первый год жизни психологически ребенок развивается так же стремительно, как физически. Уже на втором месяце его реакции становятся более осмысленными, а внимание более сосредоточенным, чем у новорожденного. Постепенно угасают рефлексы новорожденного, им на смену приходит сознательное (насколько это возможно в таком возрасте) восприятие действительности.

Зрение
Взгляд ребенка становится более сфокусированным, чем в первый месяц. Он уже способен фиксировать яркие или просто новые предметы, попадающие в поле его зрения. Малыш может водить взглядом, сопровождая движущийся предмет, если этот предмет находится на не очень большом от него расстоянии (не дальше метра). И - самое главное - теперь он способен зрительно отличить родителей от других людей. Обычно ничто не радует мам и пап так сильно, как улыбка чада в ответ на их появление около детской кроватки. Улыбка, кстати, тоже становится осознанной, и ей малыш может отвечать вам на ваши ласковые слова и хорошее настроение.

Слух
Наряду со зрением, активно развивается и слух. На втором месяце ребенок уже умеет определять, откуда исходит шум. Если потрясти погремушкой вне поля зрения малыша, вы увидите, что сначала он на какое-то время замрет, анализируя ситуацию, а затем повернет голову в ту сторону, откуда идет звук. Помимо искусственных звуковых раздражителей в этом возрасте ребенок начинает реагировать и на человеческие голоса, а иногда даже различать их.

Также на втором месяце ребенок учится выстраивать первые причинно-следственные связи. В этот период он начинает понимать, что, например, когда он подает голос, к нему обязательно подходят.

Навыки и умения ребенка второго месяца жизни

В течение второго месяца жизни ребенок активно осваивает новые навыки - прежде всего двигательные. Итак, что же умеет малыш в возрасте от одного до двух месяцев?

Может самостоятельно поднимать голову и удерживать ее в вертикальном положении несколько десятков секунд;
Лежа на животе, может приподнимать голову и грудь и удерживать такое положение несколько секунд;
Малыш способен некоторое время удерживать в руках игрушку или другой предмет, крепко держа его ладонью;
Может лежать расслабленно и спокойно, вытянув ручки и ножки. Непроизвольное сокращение мышц происходит значительно реже, чем в первый месяц жизни;
К концу второго месяца исчезает рефлекс ползания.

Советы родителям ребенка второго месяца жизни

На втором месяце ребенок может быть осмотрен педиатром, окулистом, ортопедом и невропатологом. Врачи измеряют физические показатели и оценивают общее развитие.

Обратите внимание на пупочную ранку. Обычно корочка с пупочной ранки отпадает при достижении двухнедельного возраста, но иногда сама ранка нуждается в обработке и на втором месяце.

Если ваш ребенок систематически плохо ест и неспокойно спит, рекомендуется обратиться к врачу. Полноценное питание и качественный сон исключительно важны для нормального физического и психологического развития.

Воспитание малыша


На втором месяце жизни ребенок быстро развивается физически: он растет, набирает вес, больше двигается, больше ест. Главным способом общения с окружающими для него по-прежнему остается плач, но уже появляются и другие звуки, которые малыш все охотнее издает, – гуление. Сейчас его интерес к окружающему миру становится все заметнее.

Как организовать жизнь ребенка в 2 месяца

Выберите звук, которым будете обозначать время кормления и включайте его каждый раз перед тем, как соберетесь покормить малыша: через некоторое время он начнет его узнавать. Можно увеличить количество прогулок, а также начать делать гимнастику и массаж.

Двигательное развитие ребенка в 2 месяца

В это время ребенок охотно крутит головой в разные стороны, изгибается, машет ручками и ножками, прогибает спинку, перестает сжимать пальцы в кулачки и проявляет большой интерес к своим ручкам. У него появляется также желание все хватать – простыню, протянутую руку взрослого, висящую над кроваткой игрушку, до которой малыш может дотянуться.

Лежа на животе или находясь на руках у взрослого, некоторые дети пробуют поднимать и удерживать голову. С двух с половиной месяцев рекомендуется почаще выкладывать ребенка на животик – таким образом, он будет тренироваться держать голову. Желательно также дать ребенку свободу движений, не кутать его и не пеленать – тогда он будет лучше развиваться.

Как играть с ребенком в 2 месяца

В это время малыш может не только долго следить за движущимся предметом, но и задерживать взгляд на неподвижном. Повесьте над кроваткой игрушки разного цвета и размера – от больших мягких шаров до маленьких бубенчиков, – трогая их ручками и ножками, ребенок будет получать различные ощущения и впечатления.

В это время у ребенка появляется интерес к тому, что происходит вокруг – вы можете звонить в колокольчик, периодически меняя его положение, и спрашивать малыша: «Где звенит?»: ребенок будет поворачивать головку на звук. А для того, чтобы пальчики малыша разжимались лучше, подойдет игра в «сороку-белобоку».

Чему можно научить ребенка в 2 месяца

Подражайте тем звукам, которые он произносит, повторяйте их ему, преувеличенно артикулируя – малыш через некоторое время начнет складывать губки так же, как вы. Читайте ребенку сказки и потешки, выбирая те, где присутствуют произносимые малышом звуки.

Показывайте ему игрушки в виде разных зверей и подражайте тем звукам, которые они издают – ребенок будет очень рад вашему мычанию и мяуканью и может даже перестать плакать, если до этого был чем-то недоволен. Еще можно играть с малышом, укладывая его животиком на большой мяч и бережно покачивая – такая гимнастика развивает мышцы и облегчает колики.

Что чувствует ребенок в 2 месяца

В это время малыш улыбается в ответ на ласковые слова уже осознанно, причем улыбается по-разному: американские исследователи заметили у младенцев несколько видов улыбок, которые связаны с дружеским расположением, радостью от собственных свершений или удовольствием от того, что закончилось что-то неприятное. А по вечерам малыш может начать плакать – от того, что устал, не может заснуть или потому, что просто хочет на руки к маме. Конечно, его надо сразу же обнять.

Что слышит и понимает в 2 месяца

С двух-трех месяцев малыш начинает связывать звучание голоса с присутствием взрослого и начинает искать его глазами. Поэтому, входя в комнату ребенка, позовите его по имени, начните разговаривать с ним, чтобы он повернул голову в вашу сторону и посмотрел на вас.

И постарайтесь побольше разговаривать с малышом без сюсюканья – у тех детей, с которыми родители говорят «взрослым языком», речь развивается быстрее. Почаще держите ребенка на руках, ходите с ним по квартире, поднимайте его вверх и опускайте вниз – так у него появится возможность посмотреть на то, что находится в вашем доме, под разным углом зрения.

Задача родителей

Ребенок должен чувствовать себя в безопасности, окруженным постоянным вниманием и теплом мамы, и при этом приобретать новые впечатления, удовлетворять свой интерес к миру. Если малыш получает достаточно общения и при этом не устает от него, к концу второго месяца в полной степени проявится

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Новые возможности, новые перспективы – ребенку 2-3 месяца

Марина Володина Педагог

П римерно в 2,5 месяца у ребенка появляется новое умение: в этом возрасте он уже в состоянии удерживать в руках предметы и манипулировать ими. Малыш делает важное открытие: оказывается, что все, что его окружает, можно не только рассматривать, но и трогать, ощупывать, хватать, пробовать на вкус. Из созерцателя ребенок становится деятелем. Арсенал методов маленького исследователя существенно расширяется. И наша задача - поддержать исследовательскую активность малыша и все его «научные эксперименты». А для этого необходимо предоставить в его распоряжение достойный материал.

ВЫБИРАЕМ ИГРУШКИ Для стимулирования двигательной активности малышу будет необходима большая яркая игрушка; хорошо, если она будет к тому же звучащей. «Классический» вариант такой игрушки - неваляшка .
В этом возрасте дети могут подолгу рассматривать прикрепленные к боковине кроватки или стенке манежа яркие полотенца, цветастые платки и т.п. (а в дальнейшем - поворачиваться к ним всем телом и пытаться схватить). Можно прикрепить к боковине кроватки специальный «развивающий» коврик : такие коврики с подвешенными к ним зеркальцами, игрушками, ленточками, «пищалками» и т. п. продаются в магазинах детских товаров. Некоторые модели таких ковриков рассчитаны «на вырост» и могут трансформироваться по мере изменения возможностей и интересов малыша, поэтому ваш ребенок сможет играть с ними и тогда, когда станет старше. Однако надо помнить о том, что коврик, платок или полотенце должны быть надежно прикреплены к бортику кроватки или манежа, чтобы малыш не запутался в них.
Особое внимание придется уделить выбору погремушек , ведь теперь ваш малыш будет не только смотреть на них, но и держать их в руке, поэтому у погремушки для ребенка 2,5 - 3 месяцев должна быть удобная ручка. Лучше всего, если она будет иметь форму прямого стержня с закругленным концом. Хорошо, если погремушка будет сделана из мягкого и теплого на ощупь материала: по мнению специалистов, именно такие материалы стимулируют познавательную активность, в то время как жесткие и холодные на ощупь игрушки пугают малышей. И, наконец, никаких сомнений не должна вызывать безвредность материала, из которого сделана игрушка. «Материалом исследования» для малыша могут быть не только игрушки, но и предметы быта : предложите ему (но только под контролем взрослого!) расписную деревянную ложку с закругленной ручкой, помпон из ниток, венчик для взбивания. Чтобы разнообразить осязательные ощущения ребенка, можно сшить из яркой ткани игрушки или (если нет времени) мешочки, набив их разной на ощупь «начинкой»: промытым речным песком, горохом, перьями, соломой и т. п. Сейчас появились в продаже уже готовые игрушки такого рода. Например, мягкий кубик, все стороны которого сшиты из разных материалов (атласа, меха, махровой ткани и т.п.), или корова, набитая пластмассовыми шариками. Можно набить этим материалом готовые мягкие игрушки. Лучше, если мешочки или игрушки будут небольшого размера и продолговатой формы - тогда малышу будет удобнее удерживать их в руке. Также необходимо позаботиться о том, чтобы ткань, из которой они будут сделаны, не линяла, была плотной и прочной, а швы были хорошо заделаны, - ведь первое, что сделает маленький исследователь, - попытается попробовать «объекты исследования» на вкус. Желательно, чтобы ткань, из которой будут сшиты разные мешочки или игрушки, была различной по фактуре. Можно предложить ребенку просто лоскутки различной по цвету и фактуре ткани длиной не более 20 см (при этом у них необходимо обработать края).

Раньше в русских деревнях делали погремушки из «экологически чистых», прочных и «теплых» материалов: дерева, бересты, лыка, кости (иногда в качестве погремушек использовали те самые костяные рожки, из которых кормили малышей, кладя в них горошины и заделывая отверстие). В ход шли даже такие необычные материалы, как пузыри домашних животных и высушенные горлышки птиц. Такие игрушки трудно было сломать, и малыш мог без вреда для себя пробовать их на вкус. Кроме того, маленьким детям часто давали для игры и «изучения» обычные предметы быта: «хлебальные» ложки, лапти, деревянные пасхальные яйца, шкатулки - и не только потому, что специально сделанных игрушек у них было немного, но и для того, чтобы младенец как можно раньше приобщался к миру, в котором ему предстояло жить.

УЧИМСЯ УПРАВЛЯТЬ СВОИМ ТЕЛОМ Около 4 месяцев ребенок начинает учиться самостоятельно поворачиваться на бок. Чтобы помочь малышу, поставьте в кроватку или манеж сбоку от лежащего на спине ребенка неваляшку. Ту же роль, что и неваляшка, может сыграть повешенный на боковину кроватки или стенку манежа яркий платок, коврик или просто большой кусок узорчатой ткани. Особенно привлекают грудничков ткани с контрастным узором.
Попробуйте поставить перед ребенком более «далекую» цель: поместите игрушку поодаль, чтобы дотянуться до нее было не так-то просто. В этом случае ребенок тоже захочет ее достать и будет сначала поворачиваться к ней, а потом тянуться и даже пытаться подползти. После нескольких таких попыток подвиньте игрушку к ребенку.
Показывая малышу игрушку, обойдите с ней вокруг кроватки или манежа, чтобы ребенок поворачивался, следя за игрушкой взглядом.
Привяжите к ручке или ножке малыша бубенчик на ленточке или прикрепите специальную погремушку на липучке - это не только доставит грудничку большое удовольствие, но и поможет ему научиться ощущать свое тело. В продаже есть также «музыкальные носочки», в которые вставлена маленькая погремушка, но подобную вещь можно изготовить и самостоятельно, прочно пришив к обычным носочкам бубенчики.

РАЗВИВАЕМ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ Захватывать предметы и удерживать их в руке - отнюдь не легкая задача для двух- трехмесячного ребенка. Чтобы помочь малышу научиться этому, предложите ему новый вариант игры с погремушкой 1 (вместо погремушки можно использовать расписную деревянную ложку с закругленной ручкой):
Покажите ребенку погремушку, погремите ею, поводите из стороны в сторону; когда малыш протянет к игрушке руку, помогите ему: вложите погремушку в его ладонь. Если ребенок на первых порах не сможет удержать погремушку и тут же уронит ее, поднимите ее и снова дайте ему. Игра станет для малыша интереснее, если вы будете каждый раз предлагать ему погремушки, различные по цвету и форме (но не забывайте, что при этом у них обязательно должна быть удобная для захвата ручка.)
Когда малыш научится удерживать в руке погремушку достаточно длительное время, усложните игру, изменив форму захватываемого предмета: положите малыша на живот, а перед ним поместите маленький (но ни в коем случае не меньше 3 см в диаметре!) яркий предмет круглой формы (это может быть, например, колечко от пирамидки или фигурка от пластмассового конструктора «Лего», предназначенного для самых маленьких). Когда ребенок схватит его и попытается поднести ко рту, возьмите у него колечко и снова положите перед ним. Затем замените маленькое колечко на колечко большего диаметра. Такая игра поможет малышу научиться захватывать в руку предметы разной величины. Продолжайте усложнять игру, предлагая малышу одновременно два колечка - большое и маленькое. В дальнейшем вводите в игру предметы другой формы, кладя перед малышом кубики от того же «Лего» с крупными деталями, мягкие игрушки или мешочки с разной на ощупь «начинкой» (их описание см. выше) и проч. Благодаря этой игре развивается не только моторика, но и осязание. Предложите ребенку брать игрушки из разных положений: лежа на спине, сидя на руках у взрослого и т.п. Попробуйте дать ему одновременно две игрушки.

Неваляшка в России появилась не так давно - менее 200 лет назад. Историки считают, что пришла она к нам из Японии. Прообразом этой игрушки стал живший в VI веке нашей эры монах-отшельник Дхарма (японцы называли его Дарума), который привез из родной Индии в Китай и Японию учение дзэн-буддизма и чай. По преданию, Дарума девять лет предавался молитвам и размышлениям, в результате чего пришел к просветлению. Все это время он просидел лицом к стене своей пещеры, не шевелясь и даже не моргая. От долгого сидения руки и ноги монаха отсохли, поэтому японская неваляшка, которую так и называют, «дарума», не имеет рук и ног. Она одета в традиционные для буддийских священнослужителей красные одежды (вспомните традиционный красный наряд наших неваляшек!). Делают даруму обычно из дерева или папье-маше. В Японии к даруме относятся очень серьезно. Считается, что эта игрушка приносит удачу людям, упорным в достижении своей цели. В Новый год каждый японец покупает себе фигурку дарумы, на лице которой нет глаз. Полагается нарисовать даруме один глаз и одновременно загадать желание. Если желание сбывается, то владелец дарумы «награждает» его вторым глазом, а если нет - дарума так и остается с одним глазом до следующего Нового года, после чего его сжигают во время специальной церемонии.
Первые русские деревянные неваляшки, появившиеся на ярмарках в начале 19 века, назывались «кувырканами»; сначала это были купцы, клоуны и девочки на шаре.

УЧИМСЯ СЛУШАТЬ И ГОВОРИТЬ Считается, что обучение восприятию ритма и тембра звука помогает малышу овладеть речью. Поэтому небольшие «музыкальные занятия» не только доставляют ребенку удовольствие, но и способствуют его развитию.
Дайте малышу послушать запись одной и той же мелодии, исполняемой на различных музыкальных инструментах (если вы сами учились музыке, можете исполнить мелодию сами - например, на губной гармошке, детской дудочке, металлофоне). Можно напеть мелодию, которую ваш малыш слышал в инструментальном исполнении. Следует иметь в виду, что мелодия должна быть несложной, легко запоминающейся и ее диапазон не должен превышать одной октавы.
Возьмите малыша на руки и потанцуйте с ним под музыку. Попробуйте сделать под музыку гимнастику.

В 3 - 4 месяца ваш ребенок начинает «разговаривать» уже не просто так, а целенаправленно: своей «речью» он хочет привлечь ваше внимание. Попытайтесь сделать ваше общение более плодотворным.
Учите ребенка подражать вашей речи. Для этого сначала сами повторите несколько раз его «любимый» звук (внимательно прислушавшись к его «монологам», вы без труда его определите). Через некоторое время малыш начнет повторять этот звук за вами. Тогда введите в «перекличку» новые звуки (на первых порах желательно гласные). Благодаря таким «диалогам» артикуляционные навыки малыша будут совершенствоваться.
Разговаривая с ребенком, даже с самым маленьким, который, казалось бы, «ничего не понимает», никогда не сюсюкайте и не коверкайте слова.
Когда вы кормите и одеваете ребенка или играете с ним, постарайтесь говорить с ним не на посторонние темы, а о том, что вы делаете именно в данный момент. При этом почаще повторяйте так называемые «ключевые», или главные, слова: название частей тела ребенка и предметов одежды, блюд и игрушек. В этом случае малышу легче будет запомнить звучание и значение этих слов.

К 2-м месяцам жизни ребенок преображается. Благодаря усердному развитию в первые месяцы, малыш заметно окреп, сам держит голову, стремится посмотреть по сторонам в положении лежа на животе, внимательно смотрит на маму и узнает ее, одаривая своей улыбкой, меньше спит и чаще бодрствует. Настает время усердного обучения новым навыкам, изучения собственных возможностей и окружающего мира, стремительного угасания врожденных рефлексов и установки собственного, индивидуального характера и привычек.

Третий месяц жизни. Что нужно знать родителям

Двухмесячный малыш продолжает развиваться быстрыми темпами. Благодаря полученному ранее некоторому контролю над конечностями и телом, карапуз осваивает новые навыки в два раза быстрее, и прогресс часто можно видеть ежедневно. Но и цели, стоящие перед крохой на ближайшие четыре недели, достаточно сложные. Ему предстоит:

  • набрать около 800 гр.;
  • подрасти на 3 см.;
  • завершить формирование желудочно-кишечного тракта, оставив позади колики;
  • усовершенствовать нервную систему;
  • научиться играть руками;
  • усовершенствовать умение хватать, трясти и многое другое.

Движения руками

Маленький карапуз между 2 и 3 месяцами жизни активно стремится не только полностью подчинить себе руки, но и научиться при их помощи играть. Схватить погремушку, потрясти ее, поднести к глазам и рассмотреть. Дотянуться до выложенного мамой предмета из положения лежа на животе и, наконец, достать висящую в кроватке гирлянду. Именно в этот период появляется желание не только потрогать, но и попробовать на вкус. Многие крохи тянут ручки и окружающие вещи в рот, учатся хлопать в ладоши.

Поднятие и удержание головы

Обычно к 2-м месяцам крохи поднимают голову, лежа на животе, на 45 градусов, используя мышцы шеи и плеч. Между 2 и 3 месяцем жизни на помощь крохе придут предплечья, он сможет увеличить угол обзора. Самые активные детки к 3 месяцам уже упрутся на ладони и высоко поднимут голову. Благодаря врожденному интересу к окружающему миру, стремлению посмотреть на все вокруг малыш будет с каждым днем увеличивать время удержания туловища, помогая мышцам спины тренироваться, готовиться к новым достижениями.

Достаточно окрепнув, к 2,5 месяцам малыш может удивить вас своей силой. Положите его на спину и дайте в руки свои указательные пальцы. Крошка ухватится за них и попытается подняться в положение сидя. Но не стоит помогать карапузу так рано садиться. Это упражнение должно выполняться только ребенком без помощи мамы. Ежедневные тренировки спины позволят малышу к 5-6 месяцам самостоятельно освоить подъем в положение сидя без вреда для здоровья. Принцип самостоятельного выполнения элементов крохой должен главенствовать. Помните, несмотря на кажущиеся силы и способности, малыш все еще достаточно хрупок. Каждый элемент должен быть доведен до автоматизма на стадии становления, новые вершины, покорены постепенно, без спешки.

Перевороты

Новый навык, важный для 2-3 месячного малыша – умение переворачиваться со спины на бок. К нему карапуз приходит постепенно, а некоторые крохи требуют помощи со стороны родителей. Если к 3 месяцам ваш ребенок не станет самостоятельно ворочаться, можно предложить ему упражнение на получение этого навыка.

Положите кроху на спину. Возьмите его правую руку и занесите за левое плечо, приподнимая бочок крохи над землей. Легко подтолкните кроху, предложив сделать переворот. Повторите в другую сторону. Благодаря ежедневному использованию этого простого упражнения, малыш постепенно поймет принцип движения, научится делать переворот самостоятельно.

Обильное слюнотечение

Приблизительно в 2 месяца у большинства детей начинается обильное слюнотечение. Это предвестник появления зубов. В зависимости от заложенных природой сроков они могут появиться как в 3 месяца, так и в полгода. Появление первых зубов может сопровождаться различными проявлениями беспокойства и даже температурой. Если вы заметили изменения в поведении ребенка, осмотрите его десны. Если они набухли и покраснели, то причина беспокойства в прорезывании первых зубов.

Появление молочных зубов – естественный процесс. Но часто он вызывает беспокойство и даже нарушение сна. Зубки не появляются ежесекундно. Иногда этот процесс может затянуться на месяц, периодически заставляя кроху испытывать дискомфорт. Для облегчения состояния можно использовать:

  • специальные гели для уменьшения боли. Проконсультируйтесь с педиатром перед применением;
  • игрушки-прорезыватели. В детских отделах можно найти специальные резиновые приспособления, наполненные гелем. Перед использованием их держат в холодильнике и предлагают малышу в период бодрствования;
  • частое прикладывание к груди. Материнское молоко имеет обезболивающее действие, а сам процесс успокаивает кроху.

Стул

Опорожнения кишечника в период между 2 и 3 месяцами по цвету, частоте и консистенции зависит от способа вскармливания. Заметно появление регулярности этого процесса.

Внешне каловые массы ребенка, находящегося на ГВ, – кашицеобразные, практически полностью впитывающиеся в подгузник. Опорожнения кишечника происходит ежедневно, приблизительно в одно и то же время до 5 раз. В зависимости от стадии созревания желудочно-кишечной системы случаются задержки стула до 3-4 дней. Это норма. Предпринимать действия в такой ситуации не требуется. Обращаться к врачу необходимо, если малыш не какал более 4 дней.

Дети, находящиеся на искусственном вскармливании, требуют более тщательного контроля стула. Если при задержке стула от 2 дней малыш проявляет беспокойство, то необходимо обратиться к врачу и возможно сменить смесь. Часто врачи назначают пить воду. Это помогает решить вопрос с налаживанием переваривания пищи. Если педиатр дал вам такой совет, то постарайтесь ему следовать. Допаивают карапузов кипяченой водой из проверенных источников. Ни в коем случае не предлагайте грудничку сырую воду. Даже если она взята в колодце или святом источнике. Детский организм еще не может сопротивляться разнообразным патогенным организмам, находящимся в сырой воде, поэтому необходимо очистить воду при помощи кипячения.

Сон

Обычно ночной сон малышей достигает 10 часов, в течение которых он просыпается 2 поесть. Днем кроха спит до 4 раз. Длительность дневного сна чередуется. Обычно идет короткий сон (20-30 минут) после утренних процедур и кормления, длинный сон (до 2 часов) ближе к обеду, короткий (до 30 минут) обеденный сон и длинный вечерний сон перед активными играми, купанием. Установление режима сна и бодрствования помогает маме распределять занятия, выбирать время для своего отдыха и прогулки, решения бытовых задач.

Стоит отметить, что к 3-м месяцам у многих детей отмечается появление чувствительности к смене погоды. Реакция на полнолуние и другие природные изменения может выражаться беспокойством, капризами, нарушением ночного сна. Но не стоит пугаться. В большинстве случаев постепенно кроха привыкнет к новым ощущениям, все наладится.

Физическое развитие двухмесячного ребенка

Если посмотреть на ребенка в возрасте 2-3 месяцев и сравнить с новорожденным, то заметно физическое развитие. Малыш окреп и подрос. Вес увеличился почти в 2 раза, а рост на 5-6 см. Кроха стал пухленьким, появились щечки и складочки, благодаря развитию подкожно-жировой ткани.

В зависимости от веса, генетики и характера карапуза, к 3 месяцам может произойти скачок в двигательной активности или потребоваться дополнительные занятия для стимуляции освоения навыков. Одни дети с удовольствием ворочаются и пытаются ползти, другие предпочитают получать необходимое при помощи плача и требований. В этот период уже легко распознать особенности будущего характера.

На ежемесячном приеме у педиатра обязательно должны измерить антропометрические данные ребенка, проверить их соответствие нормам гармоничного развития. Набор веса и роста происходит у каждого малыша по собственному графику, поэтому не стоит расстраиваться, если в этот период малыш наберет меньше или больше, вырастет на 1 см., а не на 2. Набор этих важных для определения здоровья показателей происходит скачкообразно. Некоторые дети могут в один месяц набрать 1400 гр., а в следующем – всего 400, вырасти в один месяц на 1 см., а на следующий − на 4.

Изменения параметров веса и роста происходит в зависимости от генетики, заложенной природой программы развития, особенностей организма. Оценка гармоничности развития строится на наблюдении и оценке изменения показателей на протяжении нескольких месяцев. Волнение должна вызывать ситуация, если малыш на протяжении всех 3 месяцев набирает очень мало или много, в случае если заметна существенная разница между показателями, отклонение от граничных показателей существенно. Измеряя малыша, педиатр сравнивает полученный результат с установленными нормами и указывает в карточке ребенка гармоничность развития. Если какой-либо показатель вас беспокоит, не стесняясь, спросите у врача, с чем это может быть связано.

Измерение роста и веса малышей, рожденных раньше срока, измеряется по отдельным таблицам. Цели таких карапузов выше. В норме недоношенные крохи должны приблизиться по весу к сверстникам к 3-6 месяцам.

Измерения окружности головы и груди на приеме в 3 месяца должны показывать близкие показатели. К этому периоду грудина должна увеличиться, практически достигнув обхвата головы.

Граничные показатели основных физических параметров развития ребенка в зависимости от пола

Маленькие достижения в 2 месяца жизни

Ребенок между 2 и 3 месяцами жизни постоянно совершенствуется. Умения и навыки приходят благодаря постоянной активности и процессом совершенствования внутренних систем. Это период наполнен множеством небольших, но важных достижений. Постепенно в течение 3-го месяца жизни кроха учится:

  • Поворачиваться со спины на живот. Стимуляции этого навыка помогают упражнения. Рекомендуется несколько раз в день выкладывать малыша на жесткую поверхность и показывать ему, как это делается;
  • Уверенно удерживать и ворочать головой в разных положениях тела. Придерживать малыша уже не обязательно, достаточно подстраховывать от резких и неконтролируемых движений;
  • Упираться ногами в положении лежа, руководствуясь собственным желанием. Это умение постепенно из рефлекторного переходит в самостоятельное;
  • Тянуться к игрушкам, лежа на животе, стараться достать подвешенные перед глазами гирлянды, хватать предложенные предметы;
  • Смеяться. Это умение появляется к 2,5 месяцам, и в зависимости от характера крохи смех может быть очень громким или практически неслышным;
  • Гулить. Кроме крика дети между 2 и 3 месяцем активно усваивают новые варианты общения с миром. Вначале появляются распевные гласные, после чего к ним добавляются согласные. К 3 месяцам малыш может достаточно долго «пропевать» разнообразные звуки, пытаясь привлечь к себе внимание взрослых. При общении с родителями и другими знакомыми людьми радостно укает, акает и окает;
  • Удерживать взгляд на предмете до 30 секунд, следить за перемещением предмета на расстоянии до полуметра;
  • Пробовать игрушки на вкус. Познание мира младенца происходит через все доступные ему способы. Желание попробовать на вкус игрушки нормально для 2-3 месячного ребенка. Оценив внешний вид, звучание и текстуру, карапузу хочется понять, можно ли это есть. Стоит внимательно отнестись к чистоте предметов находящихся в поле зрения ребенка и доступных его ручкам.

Двигательная активность и эмоциональное развитие

Если до 2 месяцев малыш большую часть времени проводил во сне, то начиная с 8 недели будет происходить постепенное сокращение времени отдыха и увеличение продолжительности активного времяпровождения. Нарастающая двигательная активность постепенно приведет к освоению разнообразных навыков и станет проводником к эмоциональному созреванию. Изучая возможности своего тела, рассматривая и щупая все вокруг, кроха получает большой объем информации, позволяющий постепенно формировать знания о себе, своих возможностях, окружающих предметах.

База знаний об окружающем мире строится на простых ощущениях и информации, полученной через органы чувств. В 2 месяца малыш уже готов полностью погрузиться в процесс обучения. Предлагайте рассматривать различные предметы, щупать разные материалы, слушать разные звуки. Тренируйте двигательные навыки при помощи утренней гимнастики, периодических упражнений, массажа.

Следует внимательно следить за безопасностью и эмоциональным комфортом. Постарайтесь соблюдать психологическое равновесие крохи, создавать для него идеальные условия. Психологическое спокойствие матери тоже очень важно. В этом возрасте дети очень чувствительны к перепадам маминого настроения, её состоянию и настрою. Старайтесь как можно чаще улыбаться и радоваться своему ребенку, разговаривать с ним. Необходимо научиться держать себя в руках и в любой ситуации уметь настроиться на положительную волну.

Беспокойство, агрессия, уныние, тоска, обида – все эти эмоции мамы чувствует малыш. Не понимая, что происходит, реагирует на них плачем, капризами, нарушением сна. Это не помогает крохе развиваться, а пугает его. Постарайтесь, находясь рядом с крохой, всегда быть бодрой, доброй и счастливой.

Зрение

На третьем месяце жизни зрение крохи уже значительно улучшилось. Карапуз уже уверенно фокусирует взгляд и изучает предложенные ему предметы, грудь ищет не на ощупь, а взглядом. Увидев сисю, малыш открывает рот, услышав звук − поворачивает голову в его направлении, в поисках издавшего его предмета, увидев знакомое лицо – улыбается, начинает гулить. Зрение начинает играть важную роль в жизни крохи. Появляется умение различать цвета, выделять знакомые предметы, реагировать на них положительно или отрицательно.

Для стимуляции зрительной активности следует предлагать разнообразные упражнения. Продолжайте играть погремушкой перед глазами, стимулируя следить за ее перемещениями. Выкладывайте в кроватке и на столе разные яркие предметы, давайте возможность изучать ваше лицо и окружающий мир. Предложите поиграть в «ку-ку».

Идеальным будет показывать крохе, что любой предмет может издавать звук. Пусть он увидит, как вы хлопаете в ладоши, трясете погремушку, поете песни. Формирование прочных зрительно-звуковых связей позволит заложить базу будущих умственных успехов, будет мотивировать на самостоятельное изучение окружающей действительности.

В промежуток между 2 и 3 месяцами малыш начинает смотреть в одном направлении обоими глазами. Если до этого можно было заметить некоторое расхождение в положении зрачков, то к 3 месяцам оно должно исчезнуть. Если к 3 месяцам выраженное косоглазие не проходит, то необходимо срочно обратиться к специалисту.

Слух

Развитие слуха после 2 месяцев требует разнообразия. В этом возрасте особую роль играет пение мамы и прослушивание классической музыки. Включать негромко музыку можно до 15 минут в день, следя за реакцией крохи.

Хорошо на развитие слуховых центров влияют различные упражнения на развития зрительно-слуховых навыков. Попробуйте привязать на ручку малыша колокольчик и показать ему, как играть. Предлагайте самостоятельно трясти погремушкой.

Кроме пения и музыки, старайтесь как можно чаще разговаривать с крохой, при этом желательно, чтобы он видел вашу артикуляцию. Ведите диалог с младенцем, показывайте, как разговаривают животные, читайте и показывайте книжки. Разнообразие звуков позволит малышу быстрее сформировать звуковую базу, простимулирует желание повторить услышанное, заговорить.

Эмоции и поведение

Ребенок 2-3 месяцев еще не умеет контролировать свои эмоции, поэтому их проявление всегда достаточно буйное. Наблюдая за карапузом, мама легко может понять, что чувствует кроха. Спектр эмоции уже достаточно широк, поэтому варианты выражения расширяются:

  • улыбку и смех вызывают приятные для крохи вещи. Лицо близкого человека, голос мамы, знакомые игрушки и музыка позволяют малышу ощутить прилив позитивных эмоций;
  • активные движения, гуление сопровождают желание пообщаться;
  • криком разной громкости карапуз сообщает, что хочет поесть, ему мокро или скучно;
  • плач сопровождает болевые ощущения, дискомфорт.

В голосе младенца можно выделить проявление новых видов эмоций. Малыш может требовать, просить, жаловаться, играть. Рекомендуется постараться научиться распознавать эмоции крохи как можно раньше. Это позволит безошибочно удовлетворять потребности, оценивать состояние и своевременно предотвращать возможные негативные изменения.

Речь

Человеческая речь не появляется сама по себе. Она проходит длительный путь формирования. Между 2 и 3 месяцем жизни ребенка происходит важное изменение. Малыш учится не только плакать и кричать, но и выражать свои эмоции при помощи речевого аппарата. Появление гуления – важная ступень в формировании речи. Отсутствие звуков в речи крохи к концу 3-го месяца жизни могут быть признаками некоторых нарушений слуха или нервной системы. Рекомендуется стимулировать появление этого важного умения. Дети развиваются по образцу находящихся рядом взрослых. Нужно стараться как можно чаще обращаться к крохе, рассказывать ему сказки, стишки, потешки, петь.

Первыми звуками в большинстве случаев становятся гласные буквы «а», «о», «е», «и». Часто они появляются не в чистом виде, а в паре с согласными. Это хороший признак. Старайтесь откликаться на произносимые зачатки слов, проявлять интерес. Если малыш поймет, что при помощи звучания может привлечь ваше внимание, он будет стремиться усовершенствовать этот навык.

Уход за малышом в 2-3 месяца

Принципы ухода за малышом в 2-3 месяца остаются прежними. Снижения частоты опорожнения кишечника и мочеиспускания позволит вам установить приблизительный график замены подгузника и рассчитать необходимо количество этого предмета гигиены на определенный срок.

Обязательными ежедневными занятиями для 2-3 месячного малыша являются:

  • утренние гигиенические процедуры. Смена памперса, умывание, очищение глаз, носа и ушей;
  • утренняя гимнастика;
  • воздушные ванны;
  • прогулка на улице;
  • дневной комплекс упражнений;
  • вечернее купание;
  • развивающие занятия.

Расстановка этих занятий в течение дня остается прежним. Рекомендуется выполнять определенные виды в установленное время и стараться не нарушать принятый режим.

Купание

Малыш окреп, достаточно хорошо держит голову. Купать становится проще и удобнее. Карапуз удобно устраивается в специальной горке и с удовольствием смотрит, как мама или папа его развлекают. Использование мыла и других очищающих средств еще не требуется. При расстройствах сна, кожных проблемах и других негативных реакциях организма, педиатр может назначить купание в отварах трав, настоях. Применяя добавки для ванн, обязательно нужно ополаскивать кожу ребенка по завершению процедуры чистой водой.

Окрепшему 2-месячному малышу можно предложить новый вид купания. В детском отделе приобретите специальный круг для шеи, подходящий по возрасту. Предложите крохе поплавать в набранной ванне. Такое купание способствует комплексному развитию мышц тела ребенка, снимает излишнее напряжение, нормализуют психическое равновесие.

Питание и режим дня

В 2-3 месяца рекомендуется кормить ребенка грудью. Искусственное вскармливание применяется в случаях отсутствия или малого количества материнского молока, невозможности наладить нормальное вскармливание или при непереносимости компонентов грудного молока. При возможности сохранения лактации желательно всеми силами этому способствовать. Грудное молоко в этом возрасте является самым питательным и полезным продуктом, содержащим все необходимые витамины и минералы. Оно идеально подходит формирующейся системе пищеварения. Материнское молоко содержит в себе антитела, позволяющие сопротивляться инфекции. При боли грудь позволяет карапузу почувствовать облегчение. На третьем месяце гормональный фон женщины снижается, что может вызвать некоторые проблемы с выработкой молока. Чтобы избежать снижения выработки молока, следует:

  • хорошо и качественно питаться;
  • пить достаточное количество жидкости;
  • отдыхать;
  • соблюдать гигиену груди;
  • чаще предлагать малышу перекусить или легко массажировать грудь.

Питание на ГВ

Обычно дети на ГВ едят до 10 раз в течение дня и 2 раза ночью. Количество требований еды со стороны малыша сокращается и выходит на выраженную определенную частоту. Большинство детей едят с промежутком в 2,5-3 часа при этом время кормления сокращается до 15-20 минут. Малыш стал более сильным и может съесть необходимое количество еды быстрее. Часто наблюдается отвлечение малыша от еды на посторонние шумы, поэтому стоит кормить кроху в тихом месте.

В 2-3 месяца дети уже более активны, поэтому кормление не всегда заканчивается сном. Срыгивания после кормления практически не наблюдаются, становятся минимальными.

В норме в этот период вводить дополнительные продукты или смеси не требуется. Лучшим показателем достаточности молока является бодрый веселый настрой малыша, спокойный сон, постоянное опорожнение кишечника, набор веса от 125 гр. в неделю. Если вам кажется, что малыш не доедает, и один из вышеуказанных признаков отсутствует, следует посоветоваться с педиатром о необходимости введения прикорма или смесей. Самостоятельно принимать решение о докорме не рекомендуется!

Искусственное вскармливание

Дети, находящиеся на искусственном вскармливании, нуждаются в дополнительных витаминах. По рекомендации педиатра можно вводить первые соки. Наиболее часто начинают с яблочного сока, предлагаемого в минимальных дозах. В первый день несколько капель в первой половине дня. На второй день пол чайной ложки. На третий день чайную ложку.

Обращаем ваше внимание, что введение сока необходимо начинать после осмотра малыша педиатром при отсутствии высыпаний, температуры, заложенности носа и других проявлений инфекции. Все новые продукты вводятся в первой половине дня, не смешиваясь. После введения нового продукта нужно внимательно следить за реакцией малыша в течение суток. При появлении сыпи, раздражения или капризности ввод большей дозы стоит отложить.

Искусственное вскармливание часто сопровождается некоторыми сложностями при переваривании пищи. Следует внимательно следить за постоянством опорожнения кишечника, консистенции выходящих масс. Слишком сухой, тугой кал говорит о недостаточности жидкости в организме. Необходима консультация с педиатром.

Выбирая смесь для крохи, всегда руководствуйтесь рекомендациям, размещенными на пачке. Перед покупкой убедитесь, что возраст, указанный на упаковке, соответствует вашему чаду. Приготовление пищи должно соответствовать указанным на упаковке правилам. Обратите внимание, что каждая компания по производству питания для младенцев указывает способ, количество сухой смеси, подходящее непосредственно к указанному продукту. Даже если вам кажется, что консистенция слишком жидкая, соблюдайте указанные пропорции.

Режим дня

Уже в 2 месяца стоит позаботиться о постоянстве в жизни крохи. Раннее приучение к режиму позволит избежать проблем со сном, питанием и развитием в дальнейшем. Старайтесь предлагать крохе различные процедуры, упражнения, кормление и сон в одно и то же время, при этом стараясь поддержать хорошее настроение крохи.

Следует избегать излишнего перевозбуждения, перенапряжения и утомления карапуза. В этот период идет активное познание окружающего мира и вместе с эмоциями, кроха нуждается в хорошем отдыхе.

Психическое развитие (рефлексы)

В период между 2 и 3 месяцами жизни наблюдается постепенное угасание врожденных рефлексов и появление условных. Тонус мышц ребенка практически исчезает, в норме едва заметен шаговый и хоботковый рефлексы.

Среди оставшихся ярких проявлений врожденного поведения – сосательный рефлекс, вскидывание ручек в ответ на поднятие ног и ползанье (если лежащему на животе малышу дать опору на пятку, он попытается оттолкнуться). Постепенное угасание врожденного неосознанного поведения свидетельствует о совершенствовании нервной системы, формировании условного поведения, нормальном развитии. Между 2 и 3 месяцами хорошо посетить невропатолога для контроля.

Для дальнейшего развития необходимо стимулировать разнообразные двигательные навыки, продолжая выполнять ранее изученный физический комплекс и вводя в жизнь малыша новые упражнения.

Чтобы помочь крохе освоить необходимые умения, целесообразно:

  • Предлагать несколько раз в день лежать на животе, тренируя мышцы спины и шеи;
  • Перед лежащим на животе малышом выкладывать разнообразные яркие предметы, стимулируя его тянуться за ними;
  • Стимулировать перевороты на бок, лежа на спине. Заведите ручку крохи за противоположное плечо, мотивируя его перевернуться;
  • В положении лежа на спине предложите крохе захватить ваши пальцы и чуть приподнимите его. При постоянном выполнении этого упражнения вы сможете постепенно заметить, как укрепляются мышцы спины, кроха стремится сесть. Но не стоит слишком упорствовать. Умение сидеть появится ближе к полугоду. На данный момент мышцы спины еще не достаточно окрепли, лишняя нагрузка может негативно сказаться. Старайтесь не помогать, а стимулировать!

К трем месяцам малыш уже будет иметь практически сформированную нервную систему и готовность приступить к покорению новых вершин.

Развивающие занятия

Кроме стимуляции двигательной активности в возрасте 2-х месяцев рекомендуется начинать обучающие занятия. Для этого необходимо начинать знакомить малыша с разнообразными видами деятельности. Предложите крохе:

  • Слушать и рассматривать книги. В магазинах можно найти множество небольших книжек для грудничков. Цель такого занятия – знакомить кроху с речью. Наблюдая, как вы читаете, видя вашу артикуляцию, карапуз начнет понимать, как это делается, в будущем обязательно порадует вас ранними успехами. При отсутствии специальных книг можно читать любую литературу. Основным требованием будет повышенная эмоциональность при чтении, удовольствие родителей от совершаемого действия;
  • Наслаждаться вашим пением. Продолжайте петь крохе, знакомить с простыми стихотворными формами. Сочетание речи и музыки будет стимулировать слух карапуза, знакомить его с разнообразием средств выражения;
  • Посмотреть представление. К старым носкам можно пришить глазки-пуговки и полученным героем побеседовать с лежащим в кроватке крохой. При желании можно использовать обычные игрушки, изображающие людей или животных;
  • Послушать, как говорят звери, и он сам. Общаясь с малышом, показывайте ему, как говорят различные животные, повторяйте за крохой звуки, ведите беседы и улыбайтесь;
  • Поговорить лицом к лицу. Кроме общения в кроватке предложите малышу пообщаться, близко рассматривая мамино лицо. Возьмите кроху под мышки и поднесите к своему лицу. Расскажите ему, как вы его любите или спойте песенку;
  • Изучать мир из специально стульчика, манежа, качели. Можно приобрести различные приспособления позволяющие малышу смотреть вокруг, не находясь у мамы на руках. Главное – нужно следить, чтобы выбранные приспособления подходили ребенку по возрасту.

Возможные проблемы

Даже предлагая малышу самый лучший уход, никто не застрахован от некоторых проблем. Давайте рассмотрим наиболее часто встречаемые вопросы и варианты их решения.

Остатки чешуек на голове

Если до 2 месяцев наличие корочек на волосистой части головы ребенка норма, то после 2-х месяцев в норме они должны полностью исчезнуть. Если вы заметили, что у малыша еще в некоторых местах заметны эти проявления, то необходимо размочить эту область вазелином и аккуратно вычесать. Если кожа головы не поддается очищению, необходимо обратиться к участковому педиатру за консультацией.

Отсутствие улыбки

Некоторые дети к 2 месяцам не начинают улыбаться. Это не свидетельствует о задержке развития. Следует набраться терпения и чаще разговаривать с крохой. Иногда малыши совершают этот шаг ближе к 2,5 месяцам.

При отсутствии реакции на разговор и улыбки к 3 месяцам необходимо обратить к педиатру для назначения дополнительных исследований.

Первые зубы

Не редки случаи, когда к 3 месяцам у малыша начинается обильное слюнотечение, десны разбухают и малыш становится капризным. Раннее появление зубов – вполне нормальное явление. Для снижения боли предложите крохе поиграть с прорезывателем, проконсультируйтесь с педиатром о применении лекарственных средств, облегчающих прорезывание зубов, чаще предлагайте грудь.

Реакция на вакцинацию

В этот период многие дети получают прививку АКДС именно в этом возрасте. Одним из частых осложнений этой вакцины является поднятие температуры. Чтобы четко понимать, как нужно действовать в данной ситуации, при получении разрешения на вакцинацию стоит подробно расспросить участкового педиатра о возможных реакциях и сроках ее проявления.

Сбивать температуру у ребенка следует при ее повышении выше 38,5 градусов. При меньшей отметке следует снять с ребенка подгузник, дать ему полежать раздетым. Не нужно кутать и дополнительно укрывать кроху. До 3-х лет дети не обладают способностью контролировать температуру собственного организма. Ваша попытка укрыть и согреть малыша может сыграть злую шутку, дополнительно повысив температуру. Ребенок может быть вялым, мало есть и долго спать. Это нормальная реакция на прививку.

Пеленочный дерматит

Часто можно столкнуться с проявлением реакции на подгузники в виде пеленочного дерматита. Начинается реакция с покраснения, через короткое время покрывающееся коркой. В большинстве случаев лечения покраснение не требует. Достаточно сменить марку используемых предметов гигиены, смазывать поврежденные места вазелином, чаще устраивать воздушные ванные. Если через 3 дня после замены марки подгузников и постоянной обработки пораженного участка краснота не сходит, появились трещины, то необходимо обратиться к участковому педиатру для назначения специального лечения.

Возраст от 2 до 3 месяцев богат на события и изменения. Постепенное превращение ребенка из постоянно спящего крохи в бодрого, подвижного и разговорчивого человека – настоящее счастье. Будьте внимательны к малышу, следите за собственным здоровьем, радуйтесь этому прекрасному времени.

В возрасте двух месяцев у младенца начинается “время открытий”. Буквально с каждым днем кроха из полностью зависимого от мамы новорожденного превращается в активного грудничка, интересующегося всем происходящим вокруг. Родителям важно знать, каким должно быть развитие ребенка в 2 месяца, какие умения и навыки будут появляться в этот период, чтобы определить правильный ритм развития своего малыша.

Рост и развитие двухмесячного ребенка

За второй месяц жизни малыш становится тяжелее в среднем на 800 г, и длиннее на 3 см. Темпы увеличения окружности головы первые 8-12 недель жизни держатся на высоком уровне, и в конце второго месяца данный показатель может варьироваться от 38,2 до 40,1 см. По мере роста черепа размеры родничков соответственно сокращаются; малый задний родничок должен полностью закрыться уже ко 2-3 месяцу.

На заметку! Взвешивать двухмесячного ребенка лучше всего в одни и те же часы, желательно по утрам. Данные вечерних и утренних обследований сравнивать нельзя: по наблюдениям педиатров, вечером вес может увеличиваться.

В два месяца малыш выглядит круглощеким, полненьким по телосложению. Но с каждым днем активность ребенка растет, он начинает более активно двигать ножками и ручками. Мышцы укрепятся, и жировая прослойка будет истончаться. Кости грудничка также стремительно растут, тело и конечности удлиняются. К окончанию месяца младенец будет выглядеть стройнее и выше, чем в его начале.

Физическое развитие двухмесячного ребенка имеет некоторые особенности:

  • Волосяной покров к 2 месяцам жизни начинает меняться – пушковые волосы выпадают, а на их месте вырастают луковичные.
  • Начиная с данного возраста у младенца увеличивается болевая чувствительность. Также грудничок более остро реагирует на любого рода дискомфорт, будь то голод или мокрые пеленки.
  • Двухмесячный ребенок неосознанно способен выразить свое отношение к приятным и неприятным запахам. На первые он реагирует улыбкой или замирает; на вторые – чихает или корчит гримасу.
  • Зрение крохи развивается и совершенствуется. Он уже может распознавать предметы окружения (соску, бутылочку с молоком). Когда ребенок бодрствует, он останавливает свой взгляд на игрушках, расположенных перед ним или сбоку от него, особенно внимание грудничка привлекают яркие предметы. Продолжительность зрительного сосредоточения младенца может быть 5-7 минут.
  • Иногда малыш рождается с яркими сосудистыми пятнами на затылке и лбу, которые в период новорожденности отчетливо видны. Ко втором месяцу они постепенно начинают бледнеть, а спустя еще полгода практически бесследно исчезают.

Обратите внимание! Если сосудистые пятна сохраняются более длительное время, чаще всего это говорит о том, что у ребенка имеются нарушения мозгового кровообращения.

Двигательная активность и эмоциональное развитие

Начиная со 2-го месяца у грудничка уменьшается тонус сгибателей ног и рук, а объем спонтанных движений, наоборот, увеличивается. Если малыш лежит на боку, то можно заметить, что головка у него уже не запрокинута назад, как это было в первые недели жизни (период новорожденности).

Большая часть малышей к двум месяцам умеет следующее:

  • подносить руку ко рту, сосать пальчики;
  • не менее 10 секунд удерживать вложенный в руку предмет;
  • отводить рукой висящие впереди игрушки, отпихивать их от себя;
  • некоторое время способны держать голову на весу;
  • лежа на животе приподнимать грудку на несколько секунд;
  • тереть кулачком глаза и носик;
  • прислушиваться к голосам взрослых.

Ребенок начинает проявлять активный интерес к окружающим его предметам. Все, что можно пощупать, схватить ладошкой, не пройдет мимо его внимания. К середине второго месяца грудничок активно цепляется за все вокруг: мнет мамин журнал, простыни, хватает за пальцы взрослых и пытается сорвать игрушки с развивающего коврика.

Маленькие достижения в 2 месяца жизни

Что должен уметь ребенок в таком младенческом возрасте? Этот вопрос волнует многих родителей. Двухмесячный малыш быстро растет, крепнет и уже приспособился к новым условиям жизни. Лежа на животе, кроха уже довольно хорошо держит голову. Если мама вложит в его ручку погремушку, то он её немного подержит, а потом уронит. Ребенок в два месяца следит взглядом за тем, что движется, но только при условии, что предмет наблюдения достаточно крупный. Малыш может понять, откуда доносятся звук, и с любопытством повернет голову к его источнику.

Что еще умеет делать двухмесячный грудничок:

  • чаще распрямляет ладони, уже не держит их постоянно в кулачках, как в первые недели после рождения;
  • услышав звук, взглядом и поворачиванием головы реагирует на него, прислушивается и ждет продолжения;
  • видит не только очертания предметов, может замечать детали;
  • учится привлекать внимание мимикой, а не только плачем, и меняет выражение лица;
  • пугается, если слышит чей-то громкий голос, чихание или громкий бытовой прибор.

В помощь молодой маме приводим таблицу нормативов, сформулированных врачами. Она послужит ориентиром, который поможет оценить физическое здоровье и развитие ребенка.

Речь Как и в первый месяц жизни, дискомфорт кроха выражает плачем. Появляются попытки гуления, иногда малыш может издавать заднеязычные звуки, например “г-г-г”, “к-к-к”.
Слух Услышав звук, поворачивает голову в его сторону. Прислушивается к маминому голосу, к погремушке или работающем телевизору. От внезапно появившегося резкого щелчка или иного звука моргает, или даже вздрагивает.
Зрение С интересом рассматривает лица взрослых, особенно всматривается в маму. Следит глазами за перемещающимися предметами, поющей каруселью на кроватке. Интерес вызывают черно-белые геометрические фигуры и рисунки этих тонов.
Эмоции Когда к малышу обращается мама, поворачивает в её сторону голову, слушает, открыв ротик. Часто улыбается при общении со взрослым.
Моторика Пытается удерживать вложенные в руку маленькие игрушки на несколько секунд. Лежа на животе способен удержать некоторое время голову; если становится тяжело – опускает, но через время поднимает вновь.

Видео о развитии ребенка от одного до двух месяцев:

Примерный режим дня в 2 месяца

В возрасте 8-10 недель малыш ведет достаточно спокойный образ жизни. Большую часть дня ребенок еще проводит во сне, ведь для роста ему требуется большое количество энергии. На 2-ом месяце жизни время сна в основном уже перемещается на ночные часы, а время бодрствования – на дневные. Чередование сна и бодрствования устанавливается не сразу, нужно последовательно приучать грудничка к режиму. Четко установленный режим дня способствует поддержанию у ребенка уравновешенного, бодрого и эмоционально положительного состояния.

Питание

В идеале питание для двухмесячного грудничка – это только лишь материнское молоко. Режим кормления уже может претерпевать изменения: если месячный ребенок ест исключительно по требованию, то к 2-3 месяцам можно установить промежутки между кормлениями в 2, 2,5 или даже 3,5 часа. Искусственное и смешанное вскарливание имеют свои нормы, но есть мини-формула для ориентировочного определения количества молока/адаптированной смеси, которое младенец должен получать за сутки. Для этого мама может пользоваться расчетом: с 2 до 4 месяцев это количество составляет 1/6 от массы тела. Разделив полученную суточную дозу на число кормлений, можно узнать приблизительный объем питания на одно кормление.

Купание

Если в первый месяц жизни купание было для родителей волнительным событием, требующим сноровки, то к 2 месяцам уверенности у мам и пап значительно прибавляется. На данном этапе малыша чаще всего купают через день, в вечернее время – от 19.30 до 21.00. Детская ванночка наполняется водой, по желанию в неё можно добавлять отвар для лучшего сна малыша – из ромашки, череды, лаванды или коры дуба. Нужную температуру воды следует измерять специальным термометром, она должна быть не менее 36-37ºС. Также следует поддерживать правильную температуру в помещении, где проводится купание младенца (23-24ºС).

Двухмесячному ребенку необходимо как минимум три-четыре дневных сна. Распорядок дня может меняться в зависимости от кормления, и от того, как рано кроха встает утром. Один из вариантов режима может выглядеть таким образом:

Пробуждение, утренний туалет, кормление 8.00-8.30
Бодрствование 8.00-9.30
Первый дневной сон 9.30-11.30
Кормление 11.30
Бодрствование 11.30-12.30
Второй дневной сон 12.30-15.00
Кормление 15.00
Бодрствование 16.00-16.30
Третий дневной сон 16.30-18.30
Кормление 19.30
Бодрствование 19.30-20.30
Купание 20.30
Ночной сон 21.00-8.00
*Первое ночное кормление 22.00
*Второе ночное кормление 01.30 или 03.00

Чаще всего такой режим (с 3-мя дневными периодами сна) устанавливается к 2-3 месяцам у хорошо развивающихся детей, с крепким здоровьем и уравновешенной нервной системой. Все дневные сны ребенку желательно проводить на свежем воздухе.

Физическое развитие грудничка нужно ежедневно стимулировать для успешного становления и роста. Для этого родители должны:

  1. Обеспечить ежедневные прогулки на улице с малышом длительностью не менее 2-4 часов, вне зависимости от времени года и погодных условий.
  2. Понемногу, но часто выкладывать ребенка на животик, чтобы младенец развивал шейные мышцы и тренировался удерживать голову на более длительное время;
  3. Проводить малышу 5-минутные воздушные ванны, раздев ребенка догола во время смены подгузника или перед подготовкой к купанию. Со временем можно увеличивать продолжительность воздушных ванн до 10-15 минут;
  4. Для развития мелкой моторики знакомить кроху с различными материалами, вкладывая ему в ручку предметы с разной поверхностью (мягкая, шершавая, гладкая), разного веса и состава (пластмасса, резина, дерево и т.д.);
  5. Делать легкий массаж всего тела, поглаживаниями и нежными, невесомыми похлопываниями по спинке, ручкам, ножкам, стопам и ладоням младенца.

Всестороннее развитие 2-месячного малыша

Общение и контакт

Общение пронизывает ребенка с первых дней жизни. Ни в коем случае оно не должно быть эпизодическим. Обращайтесь к своему малышу по имени, разговаривайте с ним ласковыми интонациями. Младенцам нравится, когда мама воспроизводит звуки из его “репертуара”. Вы и не заметите, как ваш несмышленый грудничок будет продолжать с вами “разговор”, отвечая вам гулением.

Улыбка и игра

Все свои действия, которые направлены на уход за ребенком, сопровождайте приветливой улыбкой. Особенно она важна в ответ на улыбку вашего малыша. Когда кроха будет в хорошем настроении и развеселится, смейтесь и забавьтесь вместе с ним. Дарите ребенку эмоциональное общение, оно бесценно. Носите на руках, покачивайте, рассказывайте сказки-потешки. В два месяца грудничок любознателен и будет с интересом наблюдать за вашими действиями.

Положительные эмоции

Выражайте любовь к своему малышу, даже если вам кажется, что он еще слишком мал и ничего не понимает. Прикасайтесь к ребенку, – грудничку доставляет неимоверное удовольствие поглаживание его мамой по спинке, перебирание пальчиков, . Не забывайте при этом смотреть в глаза крохе, старайтесь продлить контакт взглядов как можно дольше.

Правильные игрушки

В первые месяцы жизни ребенку не важны мелкие детали. Сейчас для него лучшими игрушками будут яркие предметы-подвески (мобиль, мягкие игрушки или погремушки) с четкими очертаниями. Для того, чтобы малыш учился фокусировать на них взгляд, их стоит разместить на расстоянии 30-40 см от ребенка, подвесив в коляске или кроватке. Первое время кроха будет наблюдать за ними, но настанет момент, и ребенок потянется к ним, чтобы попробовать схватить. Приближая и отдаляя игрушки, тренируются мышцы глаз.

Гимнастика

Легкая физическая нагрузка поможет ребенку расти здоровым и крепким. На этом пункте остановимся более подробно. Представляем видео о том, как необходимо правильно делать массаж и гимнастику для 2-х месячных малышей:

Выполнять упражнения лучше всего по утрам, через час-два после первого “завтрака”. Обхватите ручки ребенка своими ладонями, и легко, без усилий, расставьте ручки малыша в стороны. Затем сложите кулачки на груди. Сопровождайте гимнастику счётом до четырех, или веселой песенкой.

Также полезно с 2 месяцев делать упражнение “Велосипед”. Малыша нужно взять за голени и поочередно прижимать согнутые в коленях ножки к груди, а затем выпрямлять их. Упражнение помогает справиться с коликами, и активно укрепляет мышцы ног.

На заметку! Важно, чтобы занятия были регулярными и проходили каждый день. Но если крохе нездоровится или он перенес плановую прививку, то с физическими упражнениями лучше повременить.

Второй месяц жизни малыша омрачён активными коликами. Случаются приступы колик в основном в вечернее время и сопровождаются сильным плачем. Существуют способы снятия острой боли при коликах и эффективные лекарственные препараты.

Малыш динамично развивается и совершенствует свои навыки и умения. Теперь он регулярно балует окружающих своей улыбкой. Улыбка - первое средство общения крохи с миром. Активность, любознательность, коммуникабельность - качества, с которыми малыш встречает каждый новый день. Как ведёт себя ребёнок в 2 месяца жизни во многом обусловлено освоенными навыками. Этот период показателен такими эмоциональными и физическими умениями:

  • Способность сосредотачивать и удерживать внимание на подвижном и движущемся предмете.
  • Появление реакция на звук, которая выражается в повороте головы и обнаружении источника звука.
  • Ответная реакция на общение. Малыш заметно оживляется и обязательно улыбается.
  • Диапазон произносимых звуков значительно расширяется.
  • Двигательная активность крохи заметно расширяется. Теперь он может перевернуться с бока на спину, приподнимать и удерживать голову, лежа на животе.
  • Активизация хватательного рефлекса. Предложенную погремушку малыш хватает крепко и удерживает длительное время.

Поведение ребёнка в 2 месяца обусловлено не только нарастающим темпом физического и эмоционального развития. Этот период показателен частыми проявлениями несовершенной работы пищеварительной системы.

Почему плачет ребёнок в 2 месяца?

Этот период жизни младенца ознаменован активными проявлениями колик. Так называемая «инфантильная колика» появляется в двухнедельном возрасте. На втором месяце жизни проходит острая фаза этого состояния. Третий месяц характеризуется спадом колик. Полное освобождение происходит до полугодовалого возраста. Инфантильная колика - это приступообразная острая боль в брюшной полости, имеющая функциональный характер и проявляющаяся у детей первого года жизни. В течение дня меняется самочувствие, настроение, двигательная активность, аппетит и выражение лица крохи. Это нормальный процесс. И причины плача ребёнка в 2 месяца - колики имеют естественную природу. В период новорожденности каждый малыш переживает подобное состояние. Этиология колик не выяснена, поэтому универсального рецепта для избавления от них нет. Стабильность колик выражается в постоянстве их проявления. Это случается приблизительно в одно и то же время. Прослеживается определённая система проявления. Обычно колики беспокоят в вечернее время. Поэтому двухмесячный малыш каждый вечер сильно кричит.
Характерными признаками наступления колик являются: напряжение тела, покраснение лица, сжатые кулаки, беспорядочное шевеление ногами, подтягивание ног к животу, отхождение газов и отказ от кормления. Существует мнение, что колика - это не боль в животе, а характерное поведение ребёнка. Если малыш в 2 месяца постоянно кричит, мамы грешат на свой рацион питания и буквально перестают кушать. Такие крайности не имеют здравого смысла. Соблюдения диеты кормящей мамы достаточно. Потому что на возникновение колик влияют несколько иные факторы:

  • Раннее введение прикорма, в виде продуктов или жидкостей.
  • Неблагоприятная домашняя атмосфера. В семье частые ссоры, ругань, проявление беспричинного гнева.
  • У младенца наблюдается повышенное внутричерепное давление.
  • Мама носила беременность тяжело или течение родов было неблагоприятным.
  • Кроха обладает повышенной метеочувствительностью. Два месяца - время, когда малыш начинает реагировать на погодные условия и астрономические явления. Поэтому часто ребёнок в 2 месяца капризничает вечером по причине резкого изменения погоды.

Как успокоить ребёнка в 2 месяца?

Когда двухмесячный кроха выгибается дугой, дёргает руками и ногами облегчить его состояние непросто. Главное - эмоциональный контакт с мамой. Малыш должен понимать, что мама рядом и поможет ему. Нужно взять кроху на руки, в вертикальном положении приложить к своему животу и поносить. Тёплая пелёнка, приложенная к животу ребёнка, позволит снять острый приступ боли. Лёгкий массаж живота по часовой стрелке также способен помочь. Многим детям становится легче, если время колик провести в ванне. Вода снимает спазмы и облегчает состояние.
Чай с фенхелем, укропная вода - безопасные для ребёнка средства. Также существует ряд специальных лекарственных препаратов от колик и гомеопатических средств. Их назначение и дозировка находятся в сфере компетенции педиатра. Этим же правилом следует руководствоваться касательно применения активированного угля как средства против колик.
Вечерний плач может быть и другого характера. Невозможность уснуть вследствие чрезмерного перевозбуждения, присутствие дискомфорта также сопровождаются плачем. Эти состояния часто возникают у детей, переживших тяжёлые роды. Нервное потрясение выражается в том, что ребёнок 2 месяца жизни вздрагивает от каждого шороха и во сне. В ситуации, когда ребёнок в 2 месяца всё время дёргается и трясёт ручками, у него трясётся подбородок в сочетании с плачем, необходимо срочное обращение к специалисту. Консультация невропатолога избавит родителей от неизвестности и позволить при необходимости своевременно начать лечение. Дело в том, что подобные признаки присущи симптому Грефе. Это проявление гидроцефального синдрома, которое при грамотном и скором лечении пропадает. Наиболее выраженным признаком этой проблемы у младенца является возможность видеть белую полоску глазного яблока над радужкой. Это происходит в момент широко раскрытых глаз, по причине резкого звука или внезапного яркого света. При выявлении подобных состояний для успокоения и лечения назначаются: ноотропные и седативные препараты, успокаивающие ванночки и массаж, мочегонные лекарственные средства.
Незрелость нервной системы - это главное, что может беспокоить ребёнка в 2 месяца. Неспокойное поведение малыша, плач, колики, навязчивые движения рук и головы - результаты этого процесса. Поэтому окончание её формирования положительно скажется на состоянии крохи.



Загрузка...