paradisemc.ru

Комплекс оживления» младенца. Комплекс оживления новорожденного

Добрый вечер дорогие форумчанки! Тему эту навеял разговор сегодня с приятельницей, которая позвонила и интересовалась моим здоровьем, я обедала и ела селедку с жареной картошкой, на что приятельница так бурно высказала свое Фи... насчет селедки, она ее вообще не ест и сказала что даже запах ее не переносит(((Я селедку люблю и ее фи... как то мимо ушей пропустила, но потом задумалась и начала вспоминать, что я тоже не ем никогда и так же фи...Никогда не притронусь к пенке с молока, не смогла дуриан в Тае попробовать, не смогла змею попробовать, не ем манную кашу, видимо в детстве перекормили, и творог для меня тоже фи...Никогда не ем почки, для меня это ужас. А у Вас есть так же фи... Тема болтательная

711

Ольга Ф

Здравствуйте! Ситуация такая: с мужем 8 лет вместе,ни одной незапланированной беременности и тут шок! Сына,6,5 лет бабушке отвезли и тусили всю ночь,потом дома «тусили» итог:две полоски-шок шок шок. Вообще второго не хотели. Мы только выдохнули,сын подрос-в школу пойдёт в сентябре. Я так ужасно рожала,18 часов ада. Потом пеленки,зубы,колики.... Как представлю-в жар бросает. Я к врачу сразу побежала, аборт медикаментозный на после завтра назначен. Муж сказал поддержит в любом случае,хотя впринципе не против второго,раз уж получилось. Мы всегда предохранялись. Как? Как так вышло? Оторвались блин. Я никогда второго не хотела. Не хочу ляльку((((Не хочу рожать(((Но вот уже мучаюсь второй день,не ни,не сплю-может так судьбе угодно? Не зря же так... Но у нас так все гладко,нам троем комфортно.... Вдруг пожалею что аборт не сделала,вдруг не смогу полюбить второго. Опять все сначала.... Я не знаю что делать,время до утра понедельника. Если бы мы с мужем не напились как два идиота,не было бы никакой беременности.... p.s: финансово потянем,я не работаю,есть возможность лентяйничать дома. Свой большой дом. Машина. Но я ленивая жопа.

202

Пятачок)

Здравствуйте, уважаемый форум, дамы!)
Что-то в последнее время меня тоска заела. Хочу на работу жутко, а дочка болеет часто (1 неделя в садике, 2 дома). Мы ходим первый год, даже только первое полугодие, по сути, только закончилось, это адаптация, как говорят, нормально. Я оптимист, я верю, что на следующий год будет лучше. И вот закрались в мою голову мысли, что пока я всё равно не могу выйти на работу, может быть, получить ещё дополнительное образование?
Я по специальности экономист, закончила факультет Финансы и кредит, работала в банке специалистом, далее в небольшом предприятии бухгалтером (но там была первичка, 1с склад, и обязанности были скорее секретарские).
Сейчас эта фирма закрылась. Возвращаться некуда. Идти куда-то ещё на аналогичную работу?
Сейчас у меня есть сильное желание поменять сферу деятельности. Сильно. Хочу работать либо дефектологом, либо в медицине. Не кидайте тапками сильно. (
Что посоветуете?

172

Жилетка Вассермана

Девочки и мальчики, срочно помогайте.
Хотим полететь в Крым самостоятельно, но:
не врубаюсь, на каких сайтах искать места для постоя.

Конкретно хочу поехать в местечко Белая Скала.
Ни одного варианта размещения нет!!!
Это как?! В Крыму нет гостиниц в радиусе пары десятков километров? В это даже трудно поверить.
Где искать? Сайты на "а", ещё на "а", на "бу" уже посмотрела.

Если кто поделится координатами - то я буду благодарна.
Хотим начать с Белой Скалы, потом уже Новый Свет, ну а дальше я пока не думала.

И ещё, вопрос к тем, кто ездил: дорога Новый Свет - Алушта - это прям совсем тошнилово. Я смотрю на карту и меня уже тошнит. Мы от Гаспры до Ялты еле-еле доезжали, а там ехать 20 минут. Как ЭТО пережить и проехать (видимо, на такси).

Спасибо, люди добрые, заранее, что не оставляете меня своими советами.
Всем бобра и хороших выходных.

138

Винни русский Пух

Дано 37 лет.
Поставили полную непереносимость лактозы и начальную стадию непереносимости хлеба (глютена).
Прошу кто не знает не писать.
А чем собственно перекусывать? Сладкое я не люблю да и конфеты все - включая любимый горький шоколад - под запретом.. Печенье не купить (и раньше не игралась), колбасы тоже нельзя..
Фрукты бананы/мандарины/ яблоки - порядком поднадоели.. В самолёт последний раз брала огурцы с вареным яйцом и бананы с хлебцами..
Скучно стало - после полного изобилия.
Послушаю разумные мысли.
Спасибо.
ps: сыру хочется очень.. но так тошнит после него и голова расскалывается - что лучше и не пробовать.

127

Schwimmmeister

Сейчас у мужа 12ти часовые смены, либо с утра до вечера, либо ночные. Каждые вторые выходные работает и праздники практически всегда, отпуск всего лишь 24 дня в год. Ехать очень далеко, за 2 часа до начала.... приезжает естественно тоже всегда поздно....но хорошая зарплата. Есть вариант сменить место работы, полный, 8 часовой день, выходные дома, праздники дома и совсем рядом с домом. Но зарплата заметно меньше. Сомневаемся оба,тк деньги естественно не лишние, я пока ещё в декрете до конца года. Но с другой стороны условия работы гораздо более человеческие....ну и как бы обещают повышать зп со временем.
Решать конечно же нам, но на форуме частенько бывают умные мысли и советы дают

108

С первых дней после рождения малыши проявляют различные двигательные реакции. Родители не перестают умиляться, когда их кроха улыбается или тихонько гулит у себя в кроватке. Первое время такие проявления могут вызвать любые внешние раздражители, но со временем реакция становится адресной, направленной на взрослого человека, появляющегося в поле зрения ребенка. В это время начинает формироваться комплекс оживления.

Какие реакции входят в комплекс оживления?

Комплекс оживления включает в себя:

  • замирание в первые секунды контакта;
  • зрительное сосредоточение – «рассматривание» взрослого, долгий, пристальный взгляд, направленный на его лицо, особое внимание малыш уделяет глазам;
  • улыбка теперь действительно выражает радость малыша;
  • оживленные движения – младенец вскидывает ножки, тянет ручки, двигает головкой, выгибает спинку навстречу взрослому и т.д.;
  • голосовые реакции (вокализации) – ребенок привлекает внимание громкими короткими вскриками или протяжным гулением.

Это основные составляющие, которые должны проявляться все вместе, ведь именно поэтому совокупность реакций называют комплексом.

Когда формируется комплекс оживления?

Комплекс оживления возникает к концу первого месяца жизни ребенка. Реакции на раздражители были и раньше, но именно сейчас они проявляются комплексно – ребенок отзывается на голос, улыбается, когда кто-то склоняется над его кроваткой, провожает взглядом и наблюдает на расстоянии.

Важное новообразование – установление с ребенком осмысленного зрительного контакта. Он еще сознательно не отличает лица родителей от других лиц, это умение придет только к середине первого года жизни. После этого малыш перестанет улыбаться всем подряд и будет настороженно относиться к незнакомцам. Но теперь он сознательно смотрит в глаза.

Комплекс оживления постепенно преобразуется в более сложные формы поведения, основанные на каждой реакции в отдельности. Это происходит, примерно в четыре месяца.

Значение комплекса оживления

Комплекс оживление дает ребенку возможность становиться инициатором общения. Теперь он может издалека заметить приближение взрослого или услышать голос, привлечь внимание и сообщить об определенных потребностях. Так ребенок включается в процесс общения, попадая в среду, необходимую для дальнейшего психического развития.

Стоит еще отметить, что как только у ребенка появляется возможность проявить инициативу, необходимо позволять ему это делать. Особо тревожные родители готовы дневать и ночевать у кроватки, не спускать с младенца глаз и по первому вскрику бросаться его кормить, менять пеленки и т.д. В такой обстановке малышу будет совершенно незачем прикладывать усилия для привлечения внимания, что может негативно сказаться на инициативности в целом. Но это вовсе не значит, что нужно забросить ребенка. Родителям вообще категорически не рекомендуется впадать в крайности. Все потребности необходимо удовлетворять вовремя и в полном объеме для создания у ребенка позитивного настроя, но совершенно незачем пытаться их предугадать.

Совокупность реакций также играет важную сигнальную роль, ведь если они не проявляются своевременно – это тревожный знак. Если комплекс оживления не появляется вплоть до 10 недель, речь может идти о задержке психического развития или раннем детском аутизме. Поэтому внимательно следите за развитием малыша и ни в коем случае не пренебрегайте своевременными осмотрами у врача.

По мнению ученых именно появление комплекса оживление является верхней границей периода новорожденности, после которого начинается индивидуальное психическое развитие, происходящее, прежде всего, в рамках общения с взрослыми.


По материалам лекций Екатерины Бурмистровой "Первый год жизни", 2002-2005 гг.

Какие существуют способы общения младенцев, и о том, как ведут себя матери, на что влияет общение мамы и малыша?
Исследования показывают, что уже в первые дни ребенок подражает выражению лица взрослого. Если посмотреть замедленную киносьемку общения матери и младенца - потрясает точность, с которой мать и ребенок копируют мимику друг друга. Они как-бы нацелены друг на друга. И малыш видит себя в лице матери. Это явление получило, поэтому название - отзеркаливание.

Обычно мама много разговаривает с ребенком, какбудто бы он пониамет ее речь. Ри этом речь делается более медленной, голос становится выше, чем обычно. Эмоции, которые отражаются на лице, вернее именно это отражение, мимика, делается несколько утрированной, замедленной, как бы для того, чтобы малыш лучше мог уловить это. Это поведение матери вызывается малденцем, его внешним видом, его поведением. И это вызванное поведение матери призвано создавать необходимые условия для развития ребенка.

Исследования шести групп матерей, живущих на разных континентах. И разговаривающих, соответственно, на шести языках, показали, что в речи матери, обращенной к ребенку характерны следующие особенности, по сравнению с тем, как эти же женщины разговаривают с другими людьми
1. упрощение синтаксиса. Более простые предложения.
2. уменьшается длина высказываний матери.
3. увеличиваются паузы в речи, между словами, фразами.
4. появляются бессмысленные звуки.
5. появляются изменения в словах
6. увеличивается высота голоса.
7. речь замедляется.
8. женщины растягивают гласные

9. меняется ритм речь, она делается более напевной, плавной.

Мать организует воображаемый диалог - говорит за себя и за ребенка.
Видеоматериалы показывают, что выражение лица матери преувеличено - широко открыты глаза, брови подняты, само выражение лица формируется замедленно, и дольше удерживается, по сравнению с другим общением.

Показано, что поведение матерей стереотипно.

Основные паттерны эмоционально выражения лица:
1. притворное удивление - расширенные глаза, брови поднимаются, голова слегка откинута, поднята.
2. выражение неодобрения - сдвинутые брови, суженные глаза, голова повернута в сторону и немного опущена, губы сжаты, но снаморщен или напряжены крылья носа.
3. выражение симпатии и заботы
4. улыбка

5. нейтральное выражение лица.

Попробуйте сейчас представить себе, что Вы держите на руках ребенка, смотрите на него, и понаблюдайте, как изменится выражение Вашего лица.
Мать ведет себя так, будто знает, что ребенку нужны небольшие объемы информации и больше времени на ее осмысление. В таком случае среда окружающая малыша предсказуема, понятна, безопасна.

Уже около трехнедельного вораста появляется взгляд глаза в глаза. Это первые личностно-ориентированные отношения, первый социальный взгляд малыша. Взгляд длительный, более 30 секунд, не встречается в других ситуациях. В социуме взгляд глаза в глаза обычно меньше 10 секунд. Мать при этом то отводит взгляд, то возвращает, все время поддерживая контакт - контакт носит рамочный характер - мама как бы обрамляет его.

Ребенок первого месяца обычно еще не улыбается осознанно. Редко осознанная улыбка появляется раньше трех-четырех недель. Улыбка возникает во сне, иногда проскальзывает на лице ребенка, обращенная как-бы в никуда. Но вот мама видит улыбку, явно адресованную ей. Это необыкновенное переживание. И сразу же мама улыбается малышу в ответ, еще больше начинает с ним разговаривать, всем лицом и интонацией показывает как она рада. Это поведение неосознанно, так ведут себя почти все мамы. Но, несмотря на то, что поведение это не осознается, не специально построено, это один из важнейших факторов, влияющий на развитие ребенка.

И самое важное, что развивается от такого взаимодействия матери и младенца - привязанность. Если не развивается привязанность (к матери или другому взрослому) например, в детском доме, где взрсолые, которые ухаживают за детьми, сменяются, то страдает вся личностная сфера ребенка, возникает глубокое отставание в развитии.

Привязанность - важнейшее новообразование младенчества, не менее важное чем постепенное овладение двигательными и речевыми навыками. Признаки привязанности:
-объект привязанности может лучше других утешить и успокоить ребенка.
-младенец чаще, чем к другим обращается к нему за утешением
-в присутствии объекат привязанности младенец реже испытывает страх

Привязанность способствует в дальнейшем адекватной социализации. Качество привязанности было исследовано Мэри Эйнсворт. Ребенок находился в незнакомой ситуации с мамой, потом мама уходила, входил незнакомый взрослый, затем он выходил, и появлялась мама. Все это занимало несколько минут. Понятно, что для одно-двух-летнего малыша эти ситуации представляют собой стресс. Было выделено четыре типа привязанности.

При сформированной надежной, безопасной привязанности ребенок хотя и огорчался из-за отсутствия матери, но у него нет сраха перед незнакомцем, он радуется приходу матери, когда остается один - тревожится, посматривает на дверь, но не впадает в панику. Когда мама возвращается - малыш охотно возобновляет с ней контакт.

При ненадежной, небезопасной привязанности избегающего вида малыши показывали реакцию индеферентного вида . Эти дети будто бы не замечали ни ухода, ни появления матери. Однако их исследовательская активность была заметно снижена.

При ненадежной, небезопасной привязанности тревожно-сопротивляющегося вида, дети очень трудно шли на разлуку, много плакали, сопротивлялись, не отпускали мать. Однако, когда она возвращалась, то дети показывали двойственную реакцию - ребенок радуется, но отходит от мамы, может ее оттолкнуть, ударить. В присутствии чужого ребенок показывал сильную тревогу, страх.

При ненадежной, небезопасной и дезорганизующей привязанности дети показыали смешанное поведение второго и третьего типа, могли подбежать, обнять незнакомого взрослого, избегать или изучать мать, и т.п.

В 1978 году в США у 70% отмечался первый тип привязанности, у 1 % четвертый. В России - по исследованиям Авдеевой - третий тип отмечался у 50-60% испытуемых.
Если у ребенка не формируется привязанность, он сильно отстает в развитии, может даже умереть.
После второй мировой войны детям сиротам в детских домах были созданы, казалось бы, все условия - хорошая пища, рекомендованный врачами режим, качественные игрушки, тепло, чистота. Однако считалось не полезным брать их на руки, общаться с ними. И дети плохо набирали вес, сильно отставали в развитии, болели. У них появились нездоровые поведенческие реакции аутостимуляции - они раскачивались. Убаюкивая так себя, стучали головой о стену, медленно заунывно напевали, скорее это было похоже на вой. Поведение этих детей напоминало случаи тяжелого раннего детского аутизма. Это явление получило название - госпитализм.

Понятно, таким образом, что спокойное, общение матери и малыша - самое главное для него в первые месяцы.

Второе, о чем я хотела поговорить - явление, называемое комплекс оживления.

комплекс оживления [лат. complēxus - связь, сочетание] - термин, введенный в 20-е годы XX в. Н.М. Щеловановым для обозначения совокупности положительных эмоциональных проявлений младенца первых месяцев жизни, возникающих при восприятии им радующих воздействий (обращений взрослого, красочных игрушек, мелодичных звуков). В состав К. о. включаются улыбка, вокализации, двигательное оживление (интенсивные движения конечностей, повороты головы, выгибание корпуса), а также предшествующее этим проявлениям замирание и зрительное сосредоточение на объекте восприятия. Многие исследователи отмечают и другие компоненты К. о., такие как учащенное дыхание, блеск глаз, радостные вскрики, смех и т. п.

Первоначально К. о. трактовался как недифференцированная эмоциональная реакция ребенка, возникающая в ответ на воспринимаемые воздействия. Однако позже М.И. Лисина и ее коллеги показали, что К. о. является не только реакцией, но и инициативной акцией, выполняя функцию общения младенца со взрослыми людьми. При этом каждый компонент К. о. играет свою особую роль в реализации коммуникативного процесса. Так, в зависимости от ситуации общения, младенец то подключает или усиливает одни компоненты К. о., затормаживая другие, то наоборот. Например, если взрослый находится на расстоянии, то для привлечения его внимания ребенок чаще проявляет двигательное оживление и вокализации; находясь же на руках у взрослого в позе "под грудью" или в ситуации лицом к лицу он притормаживает двигательное оживление, тише вокализирует и, сосредоточенно глядя в глаза, улыбается.
К. о. складывается постепенно, начиная с третьей недели жизни . Сначала отмечается замирание и сосредоточение при звуках или зрительной фиксации объекта (предмета или лица человека). Затем обычно появляется улыбка, к которой очень скоро присоединяются (или возникают одновременно с ней) вокализации и двигательное оживление. На втором месяце при нормальном развитии ребенка наблюдается К. о. в полном составе. Интенсивность его компонентов продолжает нарастать примерно до трех-четырех месяцев, после чего К. о. распадается, преобразуясь в более сложные формы поведения.
При дефиците общения появление К. о. задерживается, отмечаются также и другие отклонения в его проявлении: неполный состав, увеличенный латентный период, слабая интенсивность компонентов, реактивный характер. При диагностике уровня развития ситуативно-личностного общения наибольшее значение имеет наличие инициативности К. о. Слабая выраженность каких-либо компонентов К. о. может служить признаком анатомической или физиологической патологии различных анализаторов.
Комплекс оживления как реакция на появление взрослого в поле зрения ребенка является свидетельством окончания периода новорожденности. Наблюдения за новорожденными показали, что первые проявления эмоций выражаются криком, сопровождаются сморщиванием, покраснением, некоординированными движениями.

Наблюдения за младенцами в течение четырех часов в день в первые пять дней жизни и в течение десяти часов в шестой день жизни обнаружили, что в период от двух до двенадцати часов после рождения на лице младенца отмечаются движения, морфологически напоминающие улыбку. Эти движения возникали во сне и рассматривались как спонтанные и рефлекторные. Собственно улыбка возникала на лице младенца в первую неделю жизни в ответ на различные звуковые стимулы, в том числе в ответ на высокий человеческий голос. Вместе с тем к пятой неделе сам по себе человеческий голос не вызывает у младенца улыбку. К этому возрасту в качестве активаторов улыбки начинают выступать различные зрительные стимулы, в том числе вид человеческого лица.

Ориентировочные действия (от франц. orientation - установка, ориентация) - совокупность действий человека, направленных на активную ориентировку в ситуации, ее обследование и планирование поведения.
Сенсомоторно-манипулятивные действия (от лат. sensus - чувство + лат. motor - приводящий в движение + фр. manipuler - манипулировать) - проявление двигательной активности, охватывающее все формы активного перемещения человеком компонентов среды в пространстве и связанные с этими перемещениями переживания.
На втором и третьем месяце жизни ребенок уже улыбается спонтанно, а не только в ответ на внешние раздражители. Наиболее универсальным стимулом для улыбки можно считать вид человеческого лица (Изард К. Э., 1999). На втором месяце ребенок замирает и сосредоточивается на лице человека, наклонившегося над ним, улыбается, вскидывает ручки, перебирает ножками, появляются голосовые реакции.

Эта реакция получила название «комплекс оживления».

Некоторые психологи детства считают именно это новообразование основным показателем завершения периода новорожденности. «Улыбка на лице ребенка и является концом кризиса новорожденности. С этого момента у него начинается индивидуальная психическая жизнь. Дальнейшее психическое развитие ребенка есть прежде всего развитие средств его общения со взрослыми» (Эльконин Д. Б).

Ребенок не просто улыбается, он реагирует на взрослого движениями всего тела, откликается эмоционально. Дети с замедленным развитием прежде всего отстают именно в появлении комплекса оживления. По мнению М. И. Лисиной, комплекс оживления является выражением появившейся потребности ребенка в общении со взрослым - первой его социальной потребности (Лисина М. И., 1978).

Исследования
В результате серии исследований, проведенных в Академии медицинских наук в Москве, М. Ю. Кистяковская (1965) обнаружила, что комплекс оживления наблюдается у здоровых детей к концу первого - началу второго месяца жизни. Кроме улыбки, комплекс оживления проявляется быстрыми генерализованными движениями с попеременным сгибанием и выпрямлением конечностей, учащением дыхания, голосовыми реакциями и морганием. По результатам проведенных исследований можно сделать ряд выводов:
1. Взрослый может вызвать позитивную эмоцию младенца, просто обеспечивая его слуховыми и зрительными впечатлениями, тем самым развивая его способность к визуальной концентрации.

2. Своевременное и полное удовлетворение первичных потребностей младенца значительно снижает вероятность возникновения негативных эмоций и создает условия для позитивного эмоционального развития ребенка.

3. Позитивные эмоции способствуют длительной и устойчивой визуальной концентрации.

Генерализованные движения - (от лат. generalis - общий)-двигательная активность, подтверждающая (или сопровождающая) эмоциональное состояние, эмоциональные реакции; представлены одновременными движениями конечностей, учащением дыхания, голосовыми реакциями.

В классическом исследовании Шпитца и Вольфа ( Spitz, Wolf, 1946) было обнаружено, что в возрасте от двух до пяти месяцев ребенок реагирует улыбкой на любое человеческое лицо. Примерно на четвертом-пятом месяце ребенок начинает отличать мать от других людей. После этого возраста лицо незнакомого человека редко вызывает у него улыбку, он теперь отдает явное предпочтение материнскому лицу и другим знакомым лицам. Эффект, который производит улыбка ребенка, ее воздействие на чувства матери подтверждают истинность гипотезы о мотивационной роли эмоций и эмоциональной экспрессии. Улыбка ребенка вызывает встречную улыбку матери, способствует формированию эмоциональной привязанности, теплых, нежных отношений между матерью и ребенком (Изард К. Э., 1999).

Как отмечает М. И. Лисина: «Мать видит то, чего еще нет, и тем самым реально лепит новое поведение ребенка. Она начинает общаться с ребенком, когда тот еще не способен к коммуникативной деятельности, но именно благодаря этому он в конце концов втягивается в эту деятельность » (Лисина М. И., 1978, с. 276). При нормальном воспитании оглушительное «уа» новорожденного переходит в менее бурное выражение отрицательной эмоции - плач.

Зачастую молодые, неопытные мамы спрашивают у педиатра, нормально ли развивается их ребенок. Оценить физиологические параметры специалисту не составит труда, ведь для этого есть определенные нормы и показатели.

Первая консультация

На приеме педиатр сверяет физическое с таблицей, в которой указаны такие параметры, как рост, вес, количество зубов, окружность головы и подвижность.

Когда физические показатели малыша в норме, некоторые мамы беспокоятся о том, в норме ли их психическое развитие. Для определения этого показателя существует комплекс оживления младенца.

Впервые о данном термине заговорили в начале тридцатых годов прошлого столетия. Детские неврологи утверждают, что комплекс состоит из нескольких компонентов.

Реакции ребенка

  • Ребенок в первые секунды общения со взрослым показывает скованность, замирание.
  • Сфокусированный взгляд новорожденного на глаза другого человека после нескольких минут общения.
  • Ответная реакция на диалог взрослого, выраженная в улыбке.
  • После знакомства со взрослым младенец проявляет активность движения, то есть выгибает спинку, пинается, стучит ручками.
  • Привлечение внимания взрослого, или вокализация, проявляется в гулении и радостном крике.

Комплекс оживления - это один из важнейших показателей благополучно протекающего развития новорожденного. Для малыша компоненты данного комплекса служат способом общения с окружающим миром. Все вышеперечисленные реакции должны протекать в совокупности, соответствуя возрастному периоду. Если все в норме, тогда можно говорить о нормальном, здоровом развитии ребенка.

Комплекс оживления: возраст, в котором он проявляется

Ученными установлено, что в момент рождения ребенок испытывает огромный стресс, так как новая среда отличается от той, в которой он комфортно пребывал все девять месяцев. Теперь ему все кажется новым и очень опасным.

Примерно через две недели после рождения кроха начинает привыкать и осваиваться, интересоваться предметами и фокусировать на них взгляд, узнавать голос матери или других близких ему людей, чувствовать себя в безопасности в присутствии знакомых взрослых.

Примерно через два с половиной месяца у ребенка начинают появляться первые компоненты комплекса оживления.

Если ранее младенец давал неслаженную реакцию на различного рода раздражители, то теперь все эти компоненты или реакции будут проявляться совместно, то есть комплексно. Например, улыбка на появление взрослого, распознавание голоса матери среди других голосов, радость при виде мамы и т. д. То есть громкое гуление, постукивание ножками и кулачками - все это проявления оживления при виде мамы.

С двух с половиной до трех месяцев - это период абсолютного счастья ребенка, он активен, постоянно улыбается и всем своим видом показывает, что очень хочет узнать много нового.

Период максимальной активности

Комплекс оживления - это период, когда общение с ребенком должно быть максимальным, важно не только брать его на руки, но и сопровождать все свои действия речью. Ученные считают, что именно речевая активность мамы влияет на то, будет ли ребенок центром компании, способным идти на контакт с окружающими его людьми, или же он всегда будет замкнут и одинок.

Что будет, если не разговаривать с младенцем, избегать общения с ним? Помимо грусти и капризов, у ребенка может наблюдаться в дальнейшем задержка развития, дефекты речи, ночные кошмары.

Очень важно здесь не переусердствовать, нужно давать ребенку отдохнуть тогда, когда это ему требуется.

Первые разрозненные компоненты комплекса в отдельных случаях сопровождают кроху с трех недель и до двух с половиной месяцев, то есть всю новорожденность. Комплекс оживления, во сколько бы он ни начался, в норме заканчивается к четырем месяцам.

После этого реакция ребенка меняется, поведение становится более осмысленным, начинают проявляться осознанные эмоции и яркие смены настроения.

Важная информация для родителей

Если у малыша не появляется вовремя комплекс оживления, это должно стать причиной для беспокойства. Возможно, в будущем у малыша будет наблюдаться или расстройство

Если ребенок в возрасте десяти-одиннадцати недель смотрит на маму, приветствует ее гулением, машет ручками и дергает ножками, стараясь привлечь к себе ее внимания, поводов для беспокойства быть не должно.

Не стоит навязывать свое общение ребенку, предоставьте ему возможность проявить инициативу, не нужно сутками дежурить у детской кроватки и бежать к малышу по первому его писку.

Если ребенок поймет, что взрослый всегда рядом, и для того, чтобы что-то у него попросить, его не нужно звать, это может плохо отразиться на его дальнейшем развитии. Всего должно быть в меру, но и забрасывать или откладывать воспитание ребенка тоже не стоит. Важно разговаривать с малышом, эмоционально отвечать на его гуление, постараться вызвать у него эмоциональную реакцию на любое важное событие, кормление или переодевание.

Комплекс оживления является важным периодом в жизни младенца, ведь именно благодаря ему у ребенка появляется возможность общаться и взаимодействовать с окружающими его людьми, а значит - развиваться.

Основные навыки малыша после четырех месяцев

Помимо физического развития, в этот период важно, чтобы у малыша были следующие навыки:

  1. Умение переворачиваться самостоятельно, без помощи взрослого.
  2. Держать голову в положении лежа на животе.
  3. Садиться при помощи взрослого (когда его поднимают за руки вверх), держать голову в положении сидя.
  4. Умение отталкиваться кончиками пальцев ног от твердой поверхности, когда его держат за подмышки.
  5. В отличие от двух месяцев, когда проявляется комплекс оживления, период после четырех месяцев характеризуется осознанным захватом предметов, раскрытыми ладошками, которыми ребенок может самостоятельно похлопывать по предметам.
  6. Умение целенаправленно засовывать пальцы в рот вместо соски или помогать себе руками при кормлении грудью.

Чем старше становится ребенок, тем менее заметны основные проявления комплекса оживления, хотя некоторые из реакций, наоборот, становятся осознанными и значимыми.

Что должен уметь ребенок

  • Произносить звуки, отдаленно похожие на «б», «м», «п», «а», «о».
  • Улыбаться на появление новой игрушки, нового взрослого.
  • Эмоционально или гулением откликаться на свое имя. Выделять среди других людей назвавшего его по имени и смотреть в его сторону.
  • Играть с предметами, ощупывать свое лицо, руки, волосы, удивляться своему зеркальному отражению.
  • Играть со взрослым в простые эмоциональные игры, узнавать показанный предмет, следить за ним взглядом, удивляться, когда взрослый прячет игрушку, а затем снова ее достает.

Молодым родителям, воспитывающим первого ребенка, важно знать, что комплекс оживления - это обязательное явление, которое должно проявиться у ребенка. В случае если вышеперечисленных реакций не наблюдается, необходимо немедленно обратиться за консультацией к специалисту.

В период от четырех до шести недель ребенок, уже научившийся с помощью матери выделять взрослого, быстро овладевает разнообразными средствами общения. Младенец теперь уверенно отыскивает глазами взрослого, поворачивается на звук его шагов, замечает его издали на большом расстоянии. Он сосредоточенно рассматривает лицо матери (особенное внимание привлекают ее глаза), вслушивается в звуки ее голоса. В ответ на обращения матери он улыбается, внимательно смотрит на нее, оживленно двигает конечностями и издает разнообразные звуки.

Картина радостного поведения младенца была названа учеными «комплексом оживления». Комплекс оживления включает четыре основных компонента:
1) замирание и зрительное сосредоточение - долгий, пристальный взгляд на взрослого;
2) улыбку, выражающую радостные эмоции ребенка; 3) двигательное оживление - движения головы, вскидывание ручек и ножек, прогибание спинки и пр.;
4) вокализации - вскрики (громкие отрывистые гласные звуки), гуканье (тихие короткие звуки типа «кх», «гк» и пр.), гуление (протяжные звуки, напоминающие пение птиц, - «гуулллиии» и пр.).

Все эти компоненты наблюдаются в поведении младенца одновременно (отсюда и название «комплекс»). Комплекс оживления складывается примерно к двум месяцам, и его интенсивность нарастает вплоть до четырех месяцев. После этого возраста комплекс оживления начинает «распадаться», то есть отдельные его компоненты становятся относительно независимыми и возникают новые формы поведения ребенка.

Комплекс оживления является своеобразным проявлением удовольствия в ответ на воздействия взрослых. Долгое время комплекс оживления трактовался именно как реакция в ответ на действия взрослого.

Однако последние исследования позволили взглянуть на это явление как на форму активного участия младенца в общении с взрослым. Такие данные были получены в исследовании М. И. Лисиной и С. Ю. Мещеряковой.

В основу работы М. И. Лисиной было положено предположение о том, что комплекс оживления является не просто ответной реакцией, выражающей радостное возбуждение, но средством общения со взрослым. А значит, он должен выражать активность самого ребенка (то есть быть его акцией). Если это так, то комплекс оживления (КО) должен иметь разный характер в зависимости от ситуации и от задачи общения. В экспериментах М. И. Лисиной фиксировалась интенсивность всех компонентов КО в разных ситуациях взаимодействия с взрослым:
1) пассивный взрослый в поле зрения ребенка;
2) улыбающийся взрослый;
3) ласковое поглаживание;
4) разговор;
5) комплексное воздействие, включающее улыбку, поглаживание и разговор вместе.

Полученные результаты показали, что интенсивность и относительная выраженность компонентов КО зависит от типа воздействия взрослого. Так, на улыбку взрослого младенец отвечает в основном тоже улыбкой и оживлением. При поглаживании он спокоен, длительно улыбается и вокализирует. При разговоре ребенок часто и длительно гулит. Таким образом, ситуация взаимодействия определяет степень общей активности младенца и выбор коммуникативных средств, которые он по преимуществу использует. Об активной роли КО свидетельствуют следующие факты.

Во-первых, было замечено, что младенцы ведут себя тем активнее, чем более пассивным является взрослый. И наоборот, чем более активен взрослый, тем спокойнее и «реактивнее» ребенок. Наибольшая активность ребенка проявлялась в ситуациях с пассивным взрослым, а наименьшая - при его комплексном обращении. Это значит, что комплекс оживления не подчиняется «закону силы», согласно которому ответ тем сильнее, чем интенсивнее вызывающее его воздействие. Он подчиняется совершенно другому закону - закону общения: чем пассивнее партнер, тем больше усилий нужно приложить, чтобы привлечь его к взаимодействию.

Во-вторых, комплекс оживления нередко опережает обращение взрослого. Младенец начинает издавать звуки и взволнованно движется, когда взрослый еще не обращает на него внимания и разговаривает с посторонним. В подобных случаях поведение ребенка - это явно не ответ, а активное действие, призыв к общению.

Однако КО проявляется не только при взаимодействии со взрослым, но и при восприятии интересных предметов как реакция на радующие ребенка впечатления. Чтобы сопоставить эти две функции КО, следовало выяснить, имеет ли он качественные отличия, когда он служит средством общения и когда он возникает в ответ на приятные впечатления. На выяснение этого вопроса была направлена работа С. Ю. Мещеряковой.

Методика ее экспериментов предусматривала две группы воздействий: воздействия взрослого человека и игрушек, в том числе с изображершем человеческого лица (кукла-неваляшка). Воздействия обеих групп уравнивались по времени и варьировались по способу предъявления и степени привлекательности для младенцев. Так, были серии с пассивным взрослым и неподвижным предметом и серии с общающимся взрослым и приближающимся к ребенку предметом. Поведение детей и компоненты КО фиксировались и оценивались по заранее разработанной трехбалльной шкале. Результаты работы Мещеряковой показали следующее:
1) суммарная интенсивность КО и его компонентов (за исключением зрительного сосредоточения) значительно выше при воздействии взрослого, чем при восприятии предметов;
2) обнаружились различия в составе КО. При восприятии предметов основными его компонентами оказались сосредоточение и двигательное оживление при относительной слабой представленности улыбки и вокализаций.

При воздействии взрослого одинаково ярко были выражены все компоненты КО;
3) КО при воздействии взрослого оказался более лабильным, чем при восприятии предметов. Младенцы явно меняли свое поведение в зависимости от поведения взрослого и практически одинаково реагировали на предметы. Интересно, что среди всех предъявляемых предметов наиболее интенсивную реакцию детей вызывали игрушка неваляшка с изображением человеческого лица;
4) наблюдались различия в динамике отношения младенца ко взрослому и к предмету. Интерес к одному и тому же взрослому на протяжении всех экспериментов (а их было 12 в каждой серии) не угасал, а, напротив, выражался все ярче. Повторное предъявление предмета вне присутствия взрослого вызывало все меньший интерес младенцев.

Итак, в результате исследований М. И. Лисиной и С. Ю. Мещеряковой было показано, что комплекс оживления младенца имеет активную функцию, которая направлена на взаимодействие со взрослыми, причем эта активная функция является ведущей по отношению к реактивной (экспрессивной). Установление активной функции КО имеет большое научное значение, поскольку доказывает, что младенец является не просто пассивным, реагирующим существом, но активно действует. Причем все его активные действия направлены на взрослого. Это можно рассматривать как доказательство того, что младенец начиная со второго месяца жизни овладевает способностью к общению со взрослыми и что это общение является ведущей деятельностью в первом полугодии жизни.



Загрузка...