paradisemc.ru

Последствия неправильного воспитания детей. Почему детеныш не командует стаей, или как неправильным воспитанием не испортить ребенку жизнь

Правильно ли мы воспитываем своих детей? Каждый родитель хоть один раз в жизни задает себе этот вопрос…А если воспитание детей неправильное? Кто виноват? Не всегда в воспитании детей помогает родительская интуиция, иногда требуются и советы педагогов и психологов. Какие же бывают типы «неправильного» воспитания, которые негативно влияют на психику ребенка и, в конечном итоге, мы получаем очень плачевные результаты …

Первый тип – это гиперопека.

Андрей сидит на скамейке и смотрит, как мальчишки бегают с мячом, как весело смеются… А ему нельзя, он только что переболел, и ему нужно беречь голос, ведь скоро отчетный концерт в студии, где он занимается пением. Бабушка заботливо поправляет шарфик на нем, а Андрей даже не сопротивляется, он уже привык – ведь он талантлив, родители на него возлагают большие надежды, и он не может их не оправдать… Ему внушают, что он является большой ценностью, если родители его так оберегают. Ребенка лишают всякой самостоятельности, он постоянно находится под пресс — контролем. Его индивидуальность утрачена, от него требуется только повиновение. Ребенку внушили, что взрослые знают лучше, как поступать, что делать, что говорить…Ребенок постепенно превращается в робота, выполняющего команды. Родители расписали его жизнь до мелочей, а ослушаться невозможно, слишком велик контроль.

Родители не понимают, что растят безвольного и слабого человека, который даже не стремится к самостоятельности. Возможно, что в подростковом возрасте возникнет бурный протест, что станет большой неожиданностью для родителей. Но самое опасное, что такие дети становятся неудачниками во взрослой жизни, не способными жить в коллективе

Второй тип – гипоопека.

Саша живет с мамой. Мама работает целый день, у нее нет времени заниматься ребенком, а может, нет и желания. Мама часто оставляет его одного дома, он в одиночестве смотрит мультики, ждет маму и ощущает себя ненужным, нелюбимым. У Саши зависть к другим детям, они лучше накормлены, теплее одеты, обласканы родителями, у них есть игрушки и книжки… Ему кажется, что мама редко вспоминает, что он есть. Ребенок предоставлен сам себе. Психика ребенка нарушается с самого детства, что является очень опасным – может возникнуть комплекс неполноценности, обида на жизнь, на маму. Часто из таких детей вырастают люди с тяжелой судьбой.

Третий тип – «кумир» в семье .

Верочка – любимица в семье, ее все обожают, все восхищаются ей, все любят ее, хвалят, целуют и обнимают. Ничего плохого в поцелуях и обнимании, конечно, нет. Но ребенка возвели в ранг божества, которому все в семье поклоняются. Верочка – это центр Вселенной. Родители, бабушки и дедушки выполняют каждое ее желание, любую прихоть, видят незаурядность во всем. И не удивительно, что ребенок растет очень своевольным и капризным, эгоистичным потребителем. Вера не любит сама одеваться и обуваться, требует, чтобы это делали взрослые, топает ножкой, если что то не нравится… С детским садом отношения у нее не сложились – она не выполняла элементарных требований воспитателя, не смогла адаптироваться, требовала к себе повышенного внимания. Впереди школа, и впереди огромное количество проблем, и, увы, по вине взрослых людей…

Четвертый тип – «золушка» в семье.

В такой семье для ребенка не существует ласки и любви. Ребенку внушают, что он плохой, ненужный, грубый, неумеха… За свою короткую жизнь Миша слышал эти слова огромное количество раз… Разбил чашку — «неумеха»! и получил подзатыльник.. Порвал случайно рубашку – «на тебя, оболтуса, не напасешься одежды! Миша очень старается быть хорошим, старается угодить, не знает как себя вести, чтобы взрослые не ругали его. Родители постоянно сравнивают его с другими детьми, которые, по их мнению, хорошие и послушные…Миша этого сравнения боится больше всего. Гнев и раздражение родителей, постоянные наказания по любому поводу – это и есть Мишино детство… Миша часто мечтает, строит иллюзии, как Золушка из сказки, и эти мечты помогают ему в его детской жизни. Такие дети вырастают с большой обидой на родителей, и часто мстят им за свое такое неласковое и несчастливое детство

Пятый тип – «повышенная моральная ответственность»

Дашины родители возлагают на девочку большие надежды, которые не смогли реализовать сами в своей жизни. Тщеславию родителей нет предела – Даша в 4 года обязана учить два языка, учиться музыке, ходить на гимнастику. И постоянно слышит от родителей – мы не смогли, а вот ты должна…Непомерное тщеславие родителей тяжелым грузом ложится на плечи ребенка, девочка не по возрасту серьезна, задумчива, боится огорчить родителей. У таких детей возможны неврозы, так как такая ответственность непосильна для возраста ребенка.

Шестой тип – «культ болезни»

У Алеши хроническое заболевание – астма. Родители трясутся над ним, а он пользуется этим. Он прекрасно усвоил, что у него в семье есть привилегия, особые права. Про обязанности он и не думает – он же болен…И он добивается своего, ждет сочувствия, сострадания. Результат такого воспитания – растет изнеженный, слабовольный ребенок, не способный ничем пожертвовать (я же болен!). Приспособиться к реалиям взрослой жизни ему будет трудно.

Седьмой тип — « крон-принц» в семье.

Петины родители очень занятые люди, занимают высокие должности. Семья живет очень обеспеченно, но времени на ребенка у родителей нет, и нехватку времени и минимум общения с сыном они компенсируют дорогими подарками. У Пети множество вещей и игрушек, не хватает только «птичьего молока»…Родители уверены — Петя счастлив, ведь у него все есть, даже то, что недоступно большинству детей… Только им не понять, что Петя часто грустит, что ему хочется, чтобы сказку на ночь прочитала мама, а не няня. И прижаться ему хочется к маме, и погулять с мамой, и поплавать в бассейне с папой… Почему его родители не обычные люди, тогда они бы всегда были со мной рядом? – часто думает Петя. А родителей может ждать полное разочарование, когда их повзрослевший ребенок не оправдал их надежд, вырос нерешительным и слабовольным, ведь они все сделали для его будущей счастливой и обеспеченной жизни!

Восьмой тип – «противоречивость»

Маше 5 лет, она живет в просторной квартире с родителями и с бабушкой и дедушкой. Каждое утро начинается с разногласий — мама требует, чтобы ребенок вставал рано, сам умывался, одевался, завтракал. И это вполне справедливо. Бабушка придерживается других правил – зачем мучить ребенка, пусть поспит. Иногда в постельку приносят завтрак. Мамины требования игнорируются. Маша не понимает, кого ей слушать, что можно делать, а что нельзя…Ребенок начинает понимать — если мама не разрешит, то бабушка все сделает, как мне хочется. Плоды такого воспитания, когда ребенка тянут в разные стороны, очень плачевны.

Существует множество типов неправильного воспитания детей. Родители должны понимать, что они сами часто виноваты в том, что ребенок вдруг стал почему то неуправляемым, нервным или наоборот, пассивным и безразличным к окружающему миру. Что, ребенок не может найти себе друзей в садике, в школе, не может адаптироваться к дошкольному учреждению. Не имеет простейших навыков. Не может общаться с детьми. И почему то вдруг стал яростно протестовать, пребывать в состоянии стресса, психологического дискомфорта… А ведь это мы, родители являемся источником всего этого!

Родители, призадумайтесь – а все ли мы делаем правильно?

С уважением, admin Kotya! С удовольствием отвечу на Ваши вопросы в комментариях!

Для современных семей выражение «Еда - это любовь» может быть перефразирована более актуально: «Еда - это власть». Не так давно доктор Леонард Сакс был в ресторане и услышал, как отец говорит своей дочери: «Дорогая, не могла бы ты сделать мне одолжение? Пожалуйста, может, ты попробуешь хотя бы немного своего горошка?» Для многих людей эта фраза могла бы прозвучать, как признак нормального или даже изысканного воспитания - мягкие уговоры, сформулированные как вопрос, чтобы побудить ребенка к сотрудничеству, без угроз для его достоинства и без сцен...

Крах родительского воспитания

Но для Сакса, который является семейным врачом и психологом, известным из-за своих статей в области детского развития, ситуация воплощала в себе нечто гораздо худшее - недавний крах родительского воспитания, который произошел, как минимум частично, из-за того, что дети стали страдать от избыточного веса, избыточного употребления медикаментов. Они растут нервными и не уважающими ни себя, ни всех, кто их окружает.

Идеальное воспитание или его отсутствие?

Сцена в ресторане - это яркий пример того, как очень многие родители во всем полагаются на своих детей, так как они отказались от своего родительского авторитета и потеряли уверенность в себе. Они мотивированы стремлением вырастить своих детей разумно и с уважением. В теории их намерения являются хорошими, а их старания - впечатляющими. Современные мамы и папы хотят воспитывать детей, давая им возможность принимать решения. Они стараются во всем угождать своим детям и всячески избегают конфликтов. Но в реальности родители находятся на грани того, чтобы потерять все влияние, которое они еще могут оказывать на детей.

Проблема с едой

Обеденный стол - это эпицентр всего происходящего. «Когда родители начинают отдавать контроль над ситуацией детям, выбор пищи обычно бывает первым, что дети берут в свои руки», - написал Сакс в своей книге. Правило «Никакого десерта, пока не съешь брокколи» в последнее время превратилось в следующее: «Что насчет пары кусочков брокколи? А потом ты сможешь съесть десерт». Установка превратилась в вопрос с предложением взятки. Обед дома требует, чтобы родители опросили своих детей касательно того, что те хотят съесть. Вариантами, например, могут быть жареная курица с картофелем или куриные наггетсы с фри. Можно легко догадаться, что выберут дети. И родители тут же начинают вести переговоры по новой: «А как насчет фри из батата?»

Роль лидера в семье - чья она?

Родители в Северной Америке и во многих других частях света стали более склонными спрашивать у своих детей, а не говорить им. «Это естественный процесс, - сказал Гордон Нойфельд, выдающийся психолог, которого Сакс цитировал в своей книге. - Интуитивно мы знаем, что если мы будем принуждать, то встретим сопротивление». Он говорит, что для повседневных вопросов, таких как цвет штанов, которые ребенок наденет, это нормальный подход. Но когда люди начинают консультироваться с детьми в вопросах, касающихся заботы и опеки, таких как кормление, они делают своих детей главными. Это запускает врожденную психологическую реакцию, активируются инстинкты выживания. Дети не чувствуют, что о них заботятся, поэтому они начинают играть главную роль.

Почему детям приходится становиться лидерами?

Поэтому если девочка в ресторане действительно съест немного горошка, как ее попросил ее отец, она, вероятнее всего, поверит в то, что действительно оказала ему услугу, и теперь он должен оказать ей услугу взамен. Еда может стать первым проявлением краха родительского воспитания, но это не единственная проблема. Многие сферы семейной жизни страдают из-за подобного смешения ролей. Таким образом, то, что происходит во время еды, служит метафорой того, как неуверенные в себе родители стали «альфа», то есть «вожаком стаи», «принимающим решения» в семье, ответственным лицом. Взрослым человеком.

Смена поколений родителей

Эта неуверенность в себе, естественно, происходит из любви. Многие родители жаждут вырастить детей не так, как они росли сами. Они говорят: «Я не могу делать тех вещей, которые делали со мной, это не кажется мне правильным. Я не хочу кричать, я не хочу наказывать». Между предыдущим поколением родителей и нынешним произошел серьезный сдвиг в родительском воспитании. Многое изменилось с того момента, как к отцу можно было обращаться только как высокопоставленному лицу, и, когда он заходил в дом, ребенок буквально пулей вылетал из его кресла.

Эмоциональное воспитание

Однако эволюционный процесс не так прост. Родители пытаются воспитывать детей с эмоциональной точки зрения, но при этом их никто этому не учил в первую очередь. Это то же самое, что учить детей французскому и параллельно читать учебник по французскому языку впервые. Родители приоритетной задачей перед собой поставили то, чтобы ребенок чувствовал себя уважаемым и знал, что к его мнению всегда прислушаются, с ранних лет. Родители хотят быть эмоционально доступными для своих детей, а также чтобы дети могли свободно выражать свои эмоции. Детям теперь разрешено закатывать истерики, потому что они учатся контролировать свои чувства. Кто-то сказал: «Мне кажется, или сейчас можно увидеть гораздо больше истерик у детей, чем раньше?». И это заставляет задуматься.

Демократия в семье

Родители также стремятся создать демократичный быт, где у каждого члена семьи имеется право голоса в вопросах того, что происходит. «Пора ли идти на улицу?», «Пора ли принять ванну?», «Хотел бы ты устроить вечеринку здесь?» - так они культивируют независимость и свободу мысли у своих детей. Ранее строгое послушание являлось эталоном, сейчас оно рассматривается как устаревшее и потенциально небезопасное. Послушание может означать, что ваш ребенок является «слабаком», чего не хочет ни один родитель, особенно с учетом того, как издевательства перешли на новый уровень - из школ в виртуальное пространство.

Являются ли дети меньшинством, требующим равноправия?

Существуют также и более масштабные причины смены баланса в отношениях родителей и детей. В течение последнего полувека общественность стала презирать неравноправие, основанное на поле, расе, религии или сексуальной ориентации. В погоне за равноправием были достигнуты определенные успехи. Даже корпорации сейчас сменяют традиционную пирамидальную организацию менеджмента на «плоскую». В западном обществе, где равноправие для всех стало культурной целью и конституционным правом, с детьми обращаются так, как будто они являются еще одной группой меньшинств, которую нужно уважать, давать ей расширенные права и возможности. «Расширение прав и возможностей стало добродетелью, - сказал Сакс. - Давайте расширим права и возможности для всех, почему нет?»

Дети пересиливают родителей - родителям пора взрослеть

Но многие дети на самом деле «пересиливают» своих родителей. И люди, которые работают в сфере развития детей, говорят, что это серьезная проблема. Функциональная семейная ячейка зависит от одной социальной конструкции, над разрушением которой современное общество работает не покладая рук - на иерархии. «Вам нужна серьезная демонстрация своего лидерства, чтобы заставить вашего ребенка довериться вам и зависеть от вас, - сказал Нойфельд. - Если у нас не хватает природной силы, тогда мы с трудом может потребовать что-то от ребенка или поставить ему ограничения. Родитель всегда должен быть уважаем как высший человек. Пора родителям снова взять в руки руль машины своей семьи».

Когда в семье появляется долгожданный ребенок, все родители поневоле становятся педагогами. Однако представления о том, как развивать малыша, у всех разные, поэтому многие взрослые допускают ошибки в воспитании детей.

Приходится признать, что отношение к собственным детям у родителей противоречивое. Они любят их, балуют, восхищаются успехами, но в то же время могут ударить, накричать. Иногда малыши вызывают раздражение своим непослушанием. Связано это с плохим настроением самих взрослых или нежеланием уделять свободное время крохам.

В то же время все родители искренне желают добра своим отпрыскам, постоянно размышляют о том, как сделать их счастливыми.

Данный парадокс сказывается на взаимоотношениях взрослых и детей, приводит к непониманию и конфликтам. Ребенок неосознанно использует средства психологической защиты в той мере, которая ему доступна. Проявляется она в истериках, криках, непослушании.

Нет ни одного малыша, который бы родился с плохими чертами характера. Они приобретаются в процессе воспитания, неправильное влияние которого приводит к столь печальным последствиям для родителей и детей.

Чтобы максимально сблизиться со своим ребенком, помочь ему в преодолении трудностей, а самим не делать ошибок, которые потом будет сложно исправить, необходимо знать основные виды неправильного воспитания.

Холодное равнодушие

Любое общество с осуждением относится к родителям, которые по каким-либо причинам отказались от собственных детей. Однако равнодушие и неприязнь к малышам встречается и в семьях, которые отличаются внешним благополучием. Иногда родители и сами не замечают, что не уделяют достаточно внимания крохам, не показывают, как они их любят.

Часто взрослые настолько заняты вопросом о «хлебе насущном», что забывают поговорить с детьми, поинтересоваться их проблемами и тревогами. Пытаясь привлечь к себе внимание, такие малыши устраивают показательные истерики, отказываются выполнять все указания взрослых.

Встречаются семьи, в которых крохи, не оправдав ожидания родителей, вызывают у них раздражение и разочарование. Не понимая, в чем не угодили мамам и папам, дети ищут ласку и любовь у других людей. Или же замыкаются в себе, проявляют агрессию и безразличие.

Ребенок любит родителей всегда, несмотря ни на что. Ему сложно понять, почему такая любимая и близкая мама не хочет ответить на его объятия, не желает выслушать то, что его так волнует.

Дети, которые не получают достаточное количество любви в семье, отличаются от сверстников даже внешне. Психологами давно доказан тот факт, что недолюбленные дети страдают комплексом неполноценности, который проявляется в различных видах становления личности.

  • В тот момент, когда вы почувствуете, что ребенок раздражает, постарайтесь найти причину этого. Не стоит думать, что раздражение вызвано непослушанием малыша. Причина в вас и только в вас. Поразмышляйте над тем, когда чувство неприязни возникло впервые. Возможно, это поможет решить проблему.
  • Как только чувство негатива появилось, постарайтесь нейтрализовать его. Выйдите в другую комнату, сделайте несколько активных физических упражнений, разбейте тарелку. Любое активное физическое движение поможет снизить агрессию. Однако следует помнить, что такие способы помогут только снять напряжение, но не решат проблему.
  • В те минуты, когда удастся побыть наедине с собой, найдите свои детские фотографии и всмотритесь в лицо ребенка, которым вы были когда-то. Перенеситесь на несколько лет назад. Эта девочка или мальчик тоже хотели любви и ласки. Вспомните свои детские обиды, все негативные эмоции, которые возникали в то время. Возможно, вам также не хватало любви и ласки своих родителей. Постарайтесь компенсировать их нехватку любовью к своему ребенку.
  • А может, вы просто очень устали? Повседневная жизнь, наполненная домашними хлопотами, неприятностями на работе, желанием заработать больше денег – все это приводит к стрессам и нервным срывам. Остановитесь и подумайте над тем, что важнее в жизни: деньги, карьера или ваш ребенок. Возможно, переоценка ценностей заставит вас взглянуть на своего малыша совсем по-другому.
  • Не стесняйтесь обращаться за профессиональной помощью. Хороший психолог поможет найти причины негатива и устранить их. В этой ситуации важен непредвзятый взгляд со стороны.
  • Если вы все же пришли к выводу, что не в состоянии любить своего ребенка, дайте ему максимум внимания и заботы. Конечно, они не смогут заменить любовь, зато появится возможность избежать серьезной психологической травмы.

Какими бы ни были причины вашего негативного отношения к малышу, помните, что его вины в этом нет. Сдерживайте свой негатив и, возможно, скоро убедитесь в том, что от него не осталось ни следа.

«Люблю больше жизни»

Еще одна распространенная ошибка родителей.

Взрослые своей всепоглощающей любовью буквально «душат» малыша. Они готовы сделать для него и за него все, что в их силах. Опекая ребенка, пытаясь защитить от трудностей жизни, взрослые лишают малыша возможности развивать свои индивидуальные черты характера, раскрывать творческий потенциал. Дети, выросшие в таких семьях, не способны к принятию самостоятельных решений, им сложно проявить инициативу. Они привыкли, что все решают за них.

Самостоятельность – залог успешности любого человека. Однако родители не могут «остановиться», перестать опекать своего ребенка даже тогда, когда он становится взрослым. Уже взрослая личность не имеет ни желания, ни возможности действовать самостоятельно. Результатом гиперопеки является зависимость ребенка от взрослых, неумение ставить цели и добиваться их.

Свобода и независимость

Многие современные родители считают, что залог развития успешной личности – в полной и неограниченной свободе малыша. То есть предполагается, что ребенок может делать все, что ему вздумается, методом проб и ошибок определяя, что можно, а что нельзя.

Такая позиция весьма удобна с точки зрения взрослых. Не нужно постоянно заниматься с малышом, играть, развивать. Он всему должен научиться сам. А взрослые тем временем спокойно могут заняться собственными делами.

На первый взгляд может показаться, что дети должны быть в восторге от такой «удобной» позиции взрослых. Однако это совершенно не так.

Ощущая полную свободу действий, малыши чувствуют себя незащищенными и никому не нужными.

Любому маленькому человеку нужно четкое руководство со стороны взрослых. Он не может в силу еще не сформировавшихся психических особенностей самостоятельно разделять понятия добра и зла.

Авторитет взрослых

Родители любят самоутверждаться за счет своих детей. Как правило, это случается с теми взрослыми, кто не смог добиться в жизни тех результатов, на которые рассчитывал.

Постоянно критикуя ребенка, проявляя недовольство от всех его действий, такие люди унижают малыша, заставляют терять уверенность в своих силах, прививают комплексы неполноценности.

В таких семьях родители часто разговаривают с детьми на повышенных тонах, применяют оскорбительные выражения.

Взрослые должны осознать всю серьезность последствий своего поведения и понять, что любовь к ребенку выражается не в критике, а в помощи.

Нужно научиться быть рядом с малышом, предлагая свою помощь, на которую ребенок всегда может рассчитывать.

Родители могут помочь детям в любой сложной ситуации, используя «волшебные» слова: «У меня (папы, дяди, известного спортсмена или ученого) в детстве тоже не получалось это сделать. И тогда я решил, что…»

Для ребенка любого возраста, будь то пятилетний малыш или четырнадцатилетний подросток, эти слова будут самыми важными. Ведь окажется, что он не одинок, испытывая определенные трудности. Более того, есть люди, которые с ними успешно справились.

«У тебя не получится! Я знаю! »

Любой человек, который слышит подобные слова, обидится. У детей параллельно с обидой запустится «программа неудачника». Если самые родные и близкие люди не верят в него, то чего ожидать от остальных?

Многие родители считают, что подобное поведение является воспитательным воздействием. И с его помощью малыши станут стремиться пойти наперекор их мнению. Однако дети – еще не сформировавшиеся личности, и мыслить так, как взрослые, не умеют.

Все, что им нужно, — это поддержка и понимание родителей. Только с их помощью малыши смогут поверить в свои силы, стать самостоятельными и инициативными. Только благодаря вере родителей, формируется вера в себя ребенка.

«Ты станешь лучше всех»

Многие современные родители считают, что развивать ребенка нужно начинать с самых первых лет жизни. И с ними нельзя не согласиться. Однако в своем стремлении научить малыша всему и сразу взрослые порой заходят очень далеко.

Английский язык, танцы, уроки боевого искусства, лепка, рисование – неполный перечень того, чему стараются научить родители своих отпрысков, начиная с 2-3 лет. При этом они совершенно не задумываются о том, нравится ли их детям все эти занятия.

«Ты должен! Старайся! Добейся! » — слышат малыши изо дня в день. А если у них что-то не получается, то разочарование в глазах родителей приводит в состояние растерянности и ужаса. Боясь потерять расположение взрослых, малыши изо всех сил пытаются достигнуть нужного взрослым результата.

Такое неправильное воспитание детей приводит к тому, что у них развиваются неврозы, неуверенность в себе, портятся отношения со сверстниками. Они постоянно чувствуют вину и страх от того, что могут не реализовать возложенные на них надежды.

Таким образом, родители из самых лучших побуждений травмируют психику детей.

Представленные типы неправильного воспитания – неполный перечень ошибок, которые допускают родители. Их намного больше.

Чтобы избежать этих и других заблуждений в воспитании, психологи рекомендуют использовать следующие правила в общении с ребенком:

  • Помните, что нет двух одинаковых детей, поэтому не стоит сравнивать малыша с другими;
  • Нельзя ругать ребенка, когда он плохо себя чувствует или очень устал. Перед сном все ссоры и конфликты должны быть улажены;
  • Найдите время для того, чтобы поговорить с крохой. Для него это важно. Умейте слышать то, что он боится сказать;
  • Не забывайте, что малыш – личность. Поэтому дайте ему возможность проявлять самостоятельность;
  • Не опускайтесь до крика, угроз, телесных наказаний и унижений;
  • Не ограничивайте личное пространство малыша, научитесь доверять ему;
  • Любите его без всяких условностей и критериев.

Правильное воспитание ребенка – это искусство, которому сложно научиться. Однако искренняя любовь и забота помогут родителям воспитать достойного человека, который сможет многого добиться в будущем.

При полном отсутствии контроля при воспитании родители занимаются своими делами и не уделяют ребенку должного внимания, поэтому он вынужден искать общение и поддержку на стороне, и часто такие дети попадают в неблагоприятные компании. Другая крайность – это гиперопека. Родители контролируют каждый шаг ребенка, пытаются принимать участие во всех его делах. Подчас это граничит с деспотичностью и жестоким обращением. Ребенок растет в постоянной атмосфере злости, что, естественно, влияет на формирование характера. Как вариант этого вида можно выделить тип воспитания, когда ребенка ставят во главу угла, и он начинает привыкать, что все в семье крутится вокруг него. Такие дети вырастают эгоистами и самоуверенными, не способными в будущем трезво оценить свои реальные возможности.

Иногда с детства родители внушают ребенку, что он должен оправдать их надежды и ожидания, тем самым накладывая на него повышенную моральную ответственность. В итоге дети становятся нервными и переживают психологические срывы.

Концепция рационального воспитания, основанного на строгой дисциплине, проникла в семейную жизнь в XVII в. Внимание родителей начали привлекать все стороны детской жизни. Но функцию организованной подготовки детей к взрослой жизни приняла на себя не семья, а специальное общественное учреждение – школа, призванная воспитывать квалифицированных работников и примерных граждан.

Всего выделяют 7 типов неправильного воспитания:

1) безнадзорность . Со стороны родителей: полное или частичное отсутствие внимания к ребенку, отсутствие ответственности за его поступки, отсутствие или наличие неправильного воспитания. Со стороны ребенка: отсутствие авторитета родителей, пренебрежение моральными и этическими нормами. В младшем дошкольном и начальном школьном возрастах наблюдаются попытки привлечь внимание родителей в виде истерик, хулиганского поведения, откровенного неповиновения. В более позднем возрасте – уход из дома, опасность впадения в наркотическую или алкогольную зависимость;

2) гиперопека . Со стороны родителей: постоянный неусыпный контроль и чрезмерная забота о ребенке. Несколько вариантов развития:

а) потворство любому его желанию. Ребенок растет избалованным, эгоистичным, конфликтным, жадным, не способным к общению с сверстниками;

б) чрезмерная забота о здоровье ребенка. У ребенка развиваются комплексы неполноценности, он сложно общается со сверстниками, замкнут, молчалив;

в) усиленная опека, постоянные указы, полный контроль, отсутствие самостоятельности и самовыражения. Ребенок становится неинициативным, подавленным, малоподвижным, а в случае сильной личности ребенка – постоянные скандалы с родителями по поводу свободы, уход из дома;

3) потворствующая опека . Со стороны родителей: потворство желаниям ребенка, безнаказанность любого проступка. Переложение ответственности на других, отрицание любой возможности виновности ребенка. Со стороны ребенка: неприспособленность, вседозволенность, безответственность;

4) воспитание Золушки . Со стороны родителей: безразличие, отсутствие внимания, постоянные упреки и замечания. Со стороны ребенка: ревность к более любимым детям, озлобленность, обидчивость;

5) жесткое воспитание . Со стороны родителей: жестокое обращение, полное подчинение ребенка воле родителей, нередко воспитание с применением физического наказания. Со стороны ребенка: угрюмость, вялость, боязливость, затаенный гнев;

6) повышенная моральная ответственность . Со стороны родителей: требования и запросы, не соответствующие возрасту ребенка. Желание видеть в ребенке ответственность, самостоятельность, независимость, переложение на него ответственности за дела других членов семьи. Со стороны ребенка: агрессивное отношение к опекаемому члену семьи, затаённая злость, агрессия в случае неустойчивого психического состояния ребенка. Возможны ситуации, когда ребенок берет на себя роль «главы семьи». Часто такой стиль воспитания характерен в неполной семье, где мать перекладывает ответственность на сына;

7) противоречащее воспитание . Со стороны родителей: применение несовместимых стилей воспитания. Постоянный конфликт на этой почве. Со стороны ребенка: раздвоенность, избалованность, часто проявляется неспособность развить слабые стороны характера, в связи с чем повышенная незащищенность и восприимчивость.

Говоря о поведении матери, здесь также можно выделить несколько типов неправильного поведения:

1) положение «главы семьи» – перенос всех функций главы семьи на сына, ревность, подозрительность, повышенное внимание, желание постоянно находится в курсе всех событий в жизни сына. Со временем отторжение супруги сына, полное вмешательство в его личную, семейную жизнь;

2) симбиоз – желание удержать ребенка как можно дольше рядом с собой, лишить его любого проявления самостоятельности, преуменьшение его способностей. Такое воспитание развивает в ребенке комплекс неполноценности, не дает полноценно развиваться, приводит к регрессии психического развития, апатии;

3) нарочитое лишение любви – игнорирование ребенка родителями в качестве наказания за провинность приводит к приступам агрессии у ребенка, попытке заявить о себе, насильственно заставить обратить на себя внимание. В случае слабохарактерного и неуверенного в себе ребенка приводит к появлению комплексов неполноценности, ощущения себя ненужным;

4) воспитание чувством вины – постоянное обвинение ребенка в неблагодарном поведении, нарушении порядка, плохой учебе и т. д. Вызывает у ребенка комплекс, он боится любого проявления самостоятельности, опасаясь оказаться причиной неблагополучия семьи.

Основополагающие принципы, которых необходимо придерживаться в семье, сформулировал П. Ф. Лесгафт . Первоначальную заботу семьи составляет обеспечение правильных гигиенических условий детского развития. Вторым условием является отсутствие произвола в действиях воспитателя. Третьим требованием является строгое соответствие слов и дел при обращении с ребенком. «Необходимо твердо помнить, что на ребенка главным образом влияет дело, а не слово; он настолько реален, что все у него слагается под влиянием поступков, которые видит…».

Нельзя забывать, что семья для ребенка является на начальном этапе моделью общества. Для ребенка важна прежде всего любовь родителей, доверие между членами семьи и искренность в отношениях. Необходимо также вовлекать ребенка в жизнедеятельность семьи и считать его равноправным ее членом. Очень важным принципом является и готовность помочь ребенку в трудностях и неудачах, ответить на интересующие и волнующие его вопросы. И это касается не только школьных уроков. Дети должны чувствовать себя любимыми и желанными. Нельзя физически наказывать ребенка, что бы он ни совершил. Но не рекомендуется потакать ему во всех его капризах. В семье ребенок получает все виды воспитания: физическое, трудовое, умственное, эстетическое и нравственное.

Из-за отклонений в семье зачастую формируется аномальное поведение, которое требует психологической помощи специалиста.

С биологической точки зрения психические расстройства являются болезнью, которую, в свою очередь, обязана исследовать и лечить медицина. Превалирующим фактором при таких заболеваниях является генетический: хромосомные аномалии, аномалии пренатального периода, гены психических болезней.

Отношение к людям, страдающими психическими расстройствами, зависело от конкретной исторической эпохи. В период Средневековья их считали от дьявола. На Руси называли юродивыми, хотя и не отрицали неких способностей к провидению и предсказаниям, и поэтому таких людей боялись. Это продолжалось вплоть до XVII в. В 1792 г. французский врач Ф. Пинель начал исследовать безумных и пытался найти корни болезней. Уже в XIX в. медики всерьез занялись классификацией психических расстройств. Таким образом возник медицинский подход.

В начале XX в. возник и стал развиваться психологический подход. Этой проблемой активно занимались видные психологи того времени, такие как немецкий психолог З. Фрейд с его теорией бессознательного и К. Юнг , изучающий коллективное подсознание. Также возникло много так называемых течений: например бихевиоризм, представители которого считали, что аномальное поведение – это реакция на внешние факторы окружения и воспитания.

Представители когнитивного направления считали, что причиной аномального поведения является неспособность больного объективно оценивать ситуацию.

Но в 1960 г. была принята международная классификация психических расстройств. Выделяли неврозы, которые возникают при внутренних психологических противоречиях; органические психозы – при нарушениях нервной системы; функциональные психозы, которые еще до конца не исследованы.

В настоящее время многие болезни уже исследованы и описаны. Так, например, болезнь Дауна вызвана лишней хромосомой из 21 пары.

От того, является ли ген доминантным или рецессивным, зависит передача болезней генами. Если ген доминантный, то болезнь проявляется, если же ген рецессивный, т. е. подавляемый, то ребенок является носителем болезни, но в течение жизни она может и не проявиться.

Детям с задержкой психического развития трудно даются познавательные процессы. Они начинают ходить, говорить позже, чем дети с нормальным уровнем развития. Среди форм нарушения интеллектуальной деятельности у детей выделяют следующие: связанные с нарушением условий среды и воспитания, с длительными астеническими состояниями, с разными видами инфантилизма или с нарушениями речи, слуха, чтения и письма вызванные соматическими заболеваниями.

В национальной классификации обнаруживаются значимые групповые различия в способах воспитания детей, эмоциональных реакциях, сексуальном поведении, интересах и т. д. и в выполнении множества тестов на оценку способностей. При всех таких исследованиях характер и степень различия групп зависят от исследуемой черты. Так как каждая культура или субкультура создает условия для развития специфической для нее совокупности способностей и личностных черт, сравнение индивидов по таким глобальным показателям, как IQ или общий эмоциональный настрой, может не иметь большого смысла. Расы – это популяции, которые отличаются по относительной частоте определенных генов. Они формируются всякий раз, когда группа по географическим или социальным причинам становится изолированной. Таким образом, вклады культурных и биологических факторов в происхождении различий трудно разделить. При сравнениях рас средние различия между группами намного меньше диапазона индивидуальных различий внутри каждой группы. Следовательно, распределения групп значительно перекрываются. Получается, что принадлежность индивида к какой-либо группе служит плохим основанием для ожидания у него сильного развития какой-либо психологической черты.

Однако разделение по умственному уровню развития существует, и зачастую необходимо выявить те или иные крайности этого сравнения. В случае возникновения у детей задержки развития необходимо ее выявление для своевременного лечения и обучения по специальной программе. Главной проблемой в таком выборе является выявление показателя, некой характеристики, по которой можно провести дифференциацию уровней умственного развития детей.

Попытку выявить детей с отстающим уровнем развития сделал А. Бине , проводивший анализ способностей учеников, после чего пытался аккумулировать данные и привести их к единому показателю, т. е. найти ряд вопросов, ответив на которые ребенок продемонстрирует уровень своего интеллекта и позволит сделать прогноз о дальнейшем развитии способностей. Эти вопросы были объединены в тесты, различающиеся по возрастным категориям и определяющие так называемый коэффициент интеллекта (IQ).

Однако применимость коэффициента интеллекта в качестве параметра, разделяющего детей по уровню развития, не всегда актуальна, так как у человека множество интеллектуальных способностей которые нельзя рассматривать в сочетании со всеми остальными, а тесты IQ как раз коррелируют способности друг с другом.

В психологии интеллект (от лат. intellectus – «разумение, понимание, постижение») – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. В ряде психологических концепций интеллект отождествляют с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующего познавательной активности, с когнитивным стилем и др. В современной западной психологии наиболее распространенным является понимание интеллекта как биопсихической адаптации к наличным обстоятельствам жизни (В. Штерн , Ж. Пиаже и др.). Попытка изучения продуктивных творческих компонентов интеллекта была предпринята представителями гештальтпсихологии (М. Вертгеймер , В. Келер ), разработавшими понятие инсайта .

В начале ХХ в. французские психологи А. Бине и Т. Симон предложили определять степень умственной одаренности посредством специальных тестов. Их работы положили начало широко распространенной до настоящего времени прагматистской трактовке интеллекта как способности справляться с соответствующими заданиями, эффективно включаться в социокультурную жизнь, успешно приспосабливаться. При этом выдвигается представление о существовании базовых структур интеллекта независимо от культурных влияний. С целью совершенствования методики диагностики интеллекта были проведены (как правило, с помощью факторного анализа) различные исследования его структуры. При этом разными авторами выделяется различное количество базовых «факторов интеллекта» : от 1–2 до 120. Такое дробление интеллекта на множество составляющих препятствует пониманию его целостности. Ч. П. Сноу (1986 г.) предложил в качестве структуры интеллекта систему шести составляющих:

Мышление – способность получать информацию о предмете, не поддающемся непосредственному физическому восприятию.

Понимание – способность увязать полученную информацию с личным опытом и ранее полученной информацией.

Модификация стратегии – способность приспосабливаться к изменяющимся событиям, принимать волевые решения, изменять промежуточные цели.

Аналитическое рассуждение – способность рассмотреть изучаемое событие со всех сторон, сделать логическое умозаключение и привести полученные данные к законченной структурированной форме.

Нестандартность – желание, вызванное в следствие возникшего интереса к постановке цели, отличной от общепринятых, для получения интеллектуального удовольствия.

Идиосинкразическое обучение – способность развиваться с помощью обучения и развивать методы обучения.

Отечественная психология исходит из принципа единства интеллекта, его связи с личностью. Большое внимание уделяется исследованию взаимоотношения практического и теоретического интеллекта, их зависимости от эмоционально-волевых особенностей личности. Содержательное определение самого интеллекта и особенности инструментов его измерения зависят от характера соответствующей общественно значимой активности сферы индивида (учение, производство, политика и др.).



Загрузка...