paradisemc.ru

Консультация для воспитателей зимнее время и пдд. «Организация работы по изучению ПДД в детском саду. Изучение нормативно-правовой документации

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Радость»

муниципального образования г. Губкинский

Консультация для педагогов

Организация педагогической работы

с дошкольниками

Воспитатель I категории

Иликчиева

Зинаида Васильевна

Организация педагогической работы с дошкольниками

по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах России возрастает, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно-транспортных происшествий. Особую тревогу вызывает рост числа пострадавших детей. Поэтому важную роль в предупреждении травматизма на дорогах играет ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения.

Дети часто становятся причиной дорожно-транспортных происшествий: выбегают на проезжую часть, выезжают на самокате или велосипеде на дорогу, вырываются из рук родителей при переходе улицы и пытаются перебежать ее. Иногда взрослые не держат ребенка за руку, и тот переходит перекресток самостоятельно.

Основными причинами детского дорожно-транспортного травматизма являются незнание и нарушение правил движения, неправильное поведение на улице и детская безнадзорность. Дети, предоставленные сами себе, не обращают должного внимания на опасности на дороге. Они еще не умеют в полной мере управлять своим поведением, не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость, переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. Избежать опасности можно, лишь обучая детей Правилам дорожного движения с самого раннего возраста.

Поэтому в дошкольном учреждении необходима система профилактики дорожно-транспортного травматизма и изучения правил дорожной азбуки, которые рассматриваются как составная часть воспитания общей культуры ребенка.

Данную работу необходимо вести в течение всего учебного года. Важно отметить, что в этом процессе должны быть задействованы не только педагоги и воспитанники, но и родители, а также представители социальных институтов.

Целью работы является формирование навыков безопасного поведения на дорогах.

Для ее достижения необходимо решить несколько задач :

    создавать условия для сознательного изучения детьми Правил дорожного движения;

    развивать у детей умение ориентироваться в различной обстановке;

    вырабатывать у дошкольников привычку правильно вести себя на дорогах;

    воспитывать в детях грамотных пешеходов.

Решение этих задач осуществляется через следующие формы работы :

    Игры (ролевые, дидактические, подвижные)

    Чтение художественной литературы

    Праздники, развлечения

    Целевые прогулки

    Экскурсии

    Беседы

    Наблюдения

Это специально организованные игровые занятия познавательного цикла, встречи, беседы с сотрудниками ГИБДД, наблюдения за движением транспорта, экскурсии, целевые прогулки, рассматривание иллюстраций, книг, альбомов, рисунков с изображением улиц, чтение художественной литературы, заучивание пословиц, поговорок; отгадывание загадок, кроссвордов; развивающие, познавательные, сюжетно-ролевые, подвижные игры; праздники, досуги, конкурсы, оформление уголка по Правилам дорожного движения, игры-драматизации и т. д

Работа по профилактике дорожно-транспортного травматизма включает три направления :

    Работа с детьми

    Работа с родителями;

    Работа с педагогами.

Педагоги должны помнить, что в процессе обучения детей правилам дорожного движения нельзя ограничиваться лишь словесными объяснениями. Значительное место должно быть отведено практическим формам обучения: наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети изучают на практике правила для пешеходов, наблюдают дорожное движение, закрепляют ранее полученные знания.

Движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах – для детей слишком сложное явление, чтобы ориентироваться в нем самостоятельно. Поэтому особое внимание должно быть уделено организации наблюдений и экскурсий. Детей следует размещать в таком месте, где группа не мешала бы движению и могла наблюдать нужные на данной экскурсии объекты.

Работа по ознакомлению с правилами дорожного движения основывается на комплексном подходе. Воспитатели проводят с детьми тематические занятия в группах, закрепляя полученные знания в разных видах деятельности. Так, для каждой возрастной группы составляется примерный перечень занятий, в который входят ознакомление с окружающим, развитие речи, изобразительная деятельность, конструирование.

Целевые прогулки

Целевые прогулки, включенные в план работы по профилактике дорожно - транспортного травматизма, также направлены на закрепление дошкольниками знаний, полученных на занятиях в группах. В каждой из возрастных групп целевые прогулки предусматривают свои задачи, примерные темы и периодичность проведения.

Так, организуя целевые прогулки в младшей группе (один раз в два месяца), воспитателю необходимо обратить внимание детей на работу светофора, на разные виды транспорта: легковые, грузовые машины, автобусы, трамваи. В процессе наблюдения учить различать и называть кабину, колеса, окна, двери. Учить отвечать на вопросы, а также наблюдать за играми “в улицу” старших детей.

Программа целевых прогулок в средней группе становится более широкой. Проводятся они один раз в два месяца. Детей знакомят с жилыми и общественными зданиями, дорогой рядом с детским садом, транспортом, который движется по этой дороге, конкретными правилами дорожного движения, со словами: “проезжая часть”, “одностороннее и двустороннее движение”, “пешеход”, “переход”.

В старшей группе целевые прогулки организуются один раз в месяц. На них закрепляются представления детей о проезжей части, осевой линии; дети знакомятся с перекрестком, некоторыми дорожными знаками, получают более полные знания о правилах для пешеходов и пассажиров.

На целевых прогулках в подготовительной группе (один раз в месяц) дошкольники наблюдают за движением транспорта, работой водителя, сигналами светофора. Расширяются знания детей об инспекторах ДПС ГИБДД, контролирующих и регулирующих движение на улице. Продолжается знакомство с назначением дорожных знаков и их начертанием. Закрепляется правильное употребление пространственной терминологии (слева – справа, вверху – внизу, спереди – сзади, рядом, навстречу, на противоположной стороне, посередине, напротив, вдоль и т. д.). Дети должны хорошо ориентироваться в окружающей обстановке, ее изменениях, правильно реагировать на них.

Примерная тематика целевых прогулок

Младшая группа:

    знакомство с улицей;

    наблюдение за транспортом;

    пешеходный переход.

Средняя группа:

    знакомство с улицей;

    наша улица;

    сравнение легкового и грузового автомобилей;

    наблюдение за светофором.

Старшая группа:

    улица;

    правила поведения на улице;

    наблюдение за транспортом;

    прогулка пешехода;

    переход;

    перекресток;

    наблюдение за работой светофора;

    прогулка к автобусной остановке.

Подготовительная группа:

    улицы и перекрестки;

    правила дорожного движения;

    наблюдение за работой светофора;

    наблюдение за движением машин и работой водителя;

    наблюдение за работой инспектора ДПС ГИБДД;

    значение дорожных знаков;

    знакомство с местом остановки пассажирского транспорта;

    пешеходный переход (подземный и наземный);

    островок безопасности.

Просвещение родителей по вопросам обучения детей правилам дорожного движения

Организуя столь важную работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, нельзя не задействовать в ней родителей воспитанников. Для этого нужно продумать их участие в проводимых мероприятиях. Следует посвятить этому отдельное родительское собрание, на котором ознакомить родителей с основными мерами по обеспечению безопасности их детей на улицах.

Так, на собрании важно напомнить родителям, что яркая одежда помогает водителю увидеть ребенка. И наоборот, малыша трудно заметить, если на нем блеклая одежда. Ребенку трудно разглядеть, что делается на улице, если на глаза надвинут капюшон или обзор закрывает зонт. Детям нужно разъяснять, какой опасности они подвергаются, когда их не видно. Чтобы ребенка легче было увидеть на улице, его надо одевать в одежду неоновых цветов с отражающими полосками или специальными отражателями. Современная детская одежда (куртки, комбинезоны) обычно уже имеет нашивки отражатели. Многие игрушки, значки, наклейки на детских рюкзаках имеют свойства отражателей. Чем их больше на одежде и вещах ребенка, тем лучше.

Как подготовить ребенка к нестандартным ситуациям? Во-первых, разбирать и оценивать множество реальных ситуаций во время прогулок. Во-вторых, воспитывать чувство настороженности в опасных ситуациях и учить контролировать свои эмоции и реакции. В-третьих, учить управлять своим телом, понимать его физические границы и возможности, переносить приобретенный опыт на новые ситуации.

Полезно приучать ребенка проговаривать свои действия, чтобы они становились частью его мышечной памяти и внутренней речи. Объяснять и повторять детям, как они должны вести себя на улице и в транспорте, нужно столько раз и так часто, чтобы дошкольники не только запомнили и осознали алгоритм поведения, но и действовали в стандартных ситуациях уверенно, компетентно и предусмотрительно.

Следует разъяснять детям, что машина, даже припаркованная, может в любой момент двинуться с места, неожиданно выехать из-за угла, из подворотни, ворот. Дети должны знать, что играть на стоянке машин, прятаться за припаркованные машины – опасно для жизни. С ребенком необходимо исследовать двор и ближайшие улицы, показать опасные места, объяснить, чем они опасны, найти вместе с ним наиболее безопасное место для игр во дворе.

Малышу следует объяснять значение дорожных знаков и сигналов светофора, рассказывать, что происходит вдали и вблизи улицы, по которой он ходит вместе с родителями.

Нельзя разрешать детям играть самостоятельно на улице где либо кроме детских площадок, а кататься на санках можно позволять только с тех горок, которые родители видели сами и уверены, что они безопасны. Безопасным можно считать склон, не выходящий на проезжую часть. Следует четко указывать границы участка, где дети могут спокойно кататься на велосипедах и других транспортных средствах.

Надо постоянно напоминать, что машина не только “красивая игрушка” (пусть и великоватая для ребенка), средство передвижения, перевозки грузов, но и источник опасности.

Грамотное поведение в транспорте, вблизи дорог и на улице включает в себя ряд умений, не связанных непосредственно со знаниями об автомобилях и устройстве дорог. Имеется в виду, что дети должны уметь различать основные цвета, формы, изображения, используемые при регулировке движения транспорта и в знаках дорожного движения, усвоить понятия “вправо”, “влево” (“справа”, “слева”, “направо”, “налево”), “посередине”, “между”, “мимо”, “вверх”, “вниз”, “спиной”, “боком”, а также другие слова, обозначающие направление движения и местонахождение предмета. Дети должны понимать и такие слова, как “стой”, “быстро”, “опасно”, “осторожно”, “посмотри”, “внимание”, “по очереди”, “вместе” и т. д. Кроме того, необходимо научить их запоминать расположение предметов, быстро распознавать предмет, концентрировать внимание на отдельном предмете и на нескольких неподвижных и движущихся предметах, видеть боковым зрением и т. д.

Если ребенок заблудился на улице, это становится проблемой и для него самого, и для родителей. Хорошо известно, что каждый ребенок хоть раз в жизни да потеряется, но большинство родителей не готовы к такому повороту событий и воспринимают его как трагедию. Для ребенка это часто та ситуация, в которой он вынужден проявить все полученные знания о том, как переходить дорогу, как дойти до дома, вспомнить имя, фамилию, адрес и т. п. Даже если родители много раз повторяли все это своему малышу, они не могут быть уверены в том, что в стрессовой ситуации дошкольник не растеряется и будет действовать адекватно. Поэтому на всякий случай надо снабдить ребенка карточкой, на которой написаны все эти сведения, а также фамилия, имя, отчество, домашний и рабочий телефон родителей, бабушек и дедушек, каких-нибудь друзей или знакомых. Ребенку обязательно следует внушить, что, если он потеряется и на его плач и крик родители не придут, он должен обратиться к милиционеру, каким-нибудь пожилым людям или продавцу в магазине.

На информационных стендах для родителей детей разного возраста следует повесить рекомендации по обучению правилам дорожного движения и поведения на улице. Это будет еще одним поводом напомнить родителям о важности данной темы и обсудить это с ребенком по дороге домой. В отношении проблемы безопасности детей не должно быть легкомыслия, нетерпимы разногласия по принципиальным вопросам.

Ваш ребенок должен играть только во дворе под вашим наблюдением и знать: на дорогу выходить нельзя!

Не запугивайте ребенка, а наблюдайте вместе с ним и, используя ситуации на дороге, улице, во дворе, объясняйте, что происходит с транспортом, пешеходами.

Развивайте у ребенка зрительную память, внимание. Для этого создавайте игровые ситуации дома. Закрепляйте в рисунках впечатления от увиденного.

В этом возрасте ваш малыш должен знать:

    на дорогу выходить нельзя;

    дорогу переходить можно только со взрослым, держась за руку. Вырываться нельзя;

    переходить дорогу надо по переходу спокойным шагом;

    пешеходы – люди, которые идут по улице;

    когда мы едем в автобусе, троллейбусе, трамвае, нас называют пассажирами;

    машины бывают разные – это транспорт. Машинами управляют шоферы (водители). Для машин (транспорта) предназначено шоссе (дорога, мостовая);

    когда мы едем в транспорте, нельзя высовываться из окна, надо держаться за руку мамы, папы, поручень;

    чтобы был порядок на дороге, чтобы не было аварий, чтобы пешеход не попал под машину, надо подчиняться сигналу светофора: Красный свет – движенья нет. А зеленый говорит: “Проходите, путь открыт!”

Воспитывайте у ребенка привычку быть внимательным на улице, осторожным и осмотрительным.

Наблюдайте за ситуациями на улице, дороге, за пешеходами и транспортом, светофором и обязательно обсуждайте с ребенком увиденное.

Почитайте ребенку стихотворение по теме и обязательно побеседуйте с ним о прочитанном.

На прогулке, по дороге в детский сад и домой закрепляйте знания, полученные ранее.

Чаще задавайте ребенку проблемные вопросы, беседуйте с ним, обращайте внимание на свои действия (почему вы остановились перед переходом, почему именно в этом месте и т. д.).

Ваш ребенок должен знать и строго выполнять определенные правила

Ходить по тротуару следует с правой стороны.

Прежде чем перейти дорогу, надо убедиться, что транспорта нет, посмотрев налево и направо, затем можно двигаться.

Переходить дорогу полагается только шагом.

Необходимо подчиняться сигналу светофора.

В транспорте нужно вести себя спокойно, разговаривать тихо, держаться за руку взрослого (и поручни), чтобы не упасть.

Нельзя высовываться из окна автобуса, троллейбуса, высовывать в окно руки.

Входить в транспорт и выходить из него можно, только когда он стоит.

Играть можно только во дворе.

Консультация для воспитателей:

«Методы обучения дошкольников правилам дорожного движения»

Методы обучения дошкольников правилам дорожного движения.

Обучая детей правилам дорожного движения, необходимо использовать все доступные формы и методы работы.

Первая младшая группа.

Задачи: Формирование первичных представлений о машинах, улице, дороге. Знакомство с некоторыми видами транспорта.

Словесный:

Беседы: «Автомобиль», «За рулём», «На чём люди ездят»;

Чтение и инсценировка рассказа Н.Павловой «На машине».

Наглядный:

Наблюдение за транспортом;

Работа с иллюстрациями по теме;

Практический:

Дидактические игры: «Где мы гуляем», «Для чего нужны машины?» «Красный,зеленый»;

Подвижные игры: «Поезд», «Птицы и автомобиль».

Вторая младшая группа.

Задачи: Знакомство с понятиями «улица», «дорога», «светофор». Формирование представлений о работе водителя. Формирование первичных представлений о безопасном поведении на дорогах (переходить дорогу, держась за руки взрослого)

Методы и приемы работы с детьми.

Словесный:

Беседы: «Знакомство с улицей», «Транспорт», «Светофор»;

Рассказ воспитателя о средствах передвижения;

Чтение худ. произведений С. Михалков «Бездельник светофор»,С. Маршак «Мяч», А. Северный «Светофор»,В.Кожевников «Светофор».

Наглядный:

— просмотр презентации, обучающих мультфильмов «Дорожная азбука тетушки Совы», «Смешарики;
-рассматривание автомашин, автобуса, трамвая(игрушки);

Рассматривание картины «Едем в автобусе»;

Целевые прогулки до ближайшей улицы.

Практический:

Дидактические игры: «Где мы гуляем», «Найди свой цвет», «Светофор»;

Художественная деятельность:

* конструирование: «Автомобиль»,

*аппликация: «Грузовик».

Подвижные игры: «Гаражи и автомобили», «Автомобили и светофор», «Трамвай», «Поезд», «Воробушки и автомобиль».

Средняя группа .

Задачи: Развитие наблюдательности, умения ориентироваться в помещении и на участке детского сада, в ближайшей местности. Продолжение знакомства с понятиями «улица», «дорога», «перекрёсток», «остановка общественного транспорта» и элементарными правилами поведения на улице. Уточнение знаний детей о назначении светофора и работе полицейского. Знакомство с различными видами городского транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения «Скорая помощь», «Пожарная машина», машина МЧС, «Полиция», трамвай, троллейбус, автобус. Знакомство со знаками дорожного движения «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта». Формирование навыков культурного поведения в общественном транспорте.

Методы и приемы работы с детьми.

Словесный:

Беседы: «Мы знакомимся с улицей», «Дорога до детского сада», «Светофор(транспортный и пешеходный) и его сигналы», «Знай и выполняй правила дорожного движения», «Зачем нужны дорожные знаки».

Чтение худ.произведений: В.Арбеков «Про умных зверюшек»,

Я.Пишумов «Машины»,В.Берестов «Это еду я бегом»,М.Пляцковский «Стоп,машина»,С.Михалков «Если свет зажёгся красный»,С.Яковлев «Нужно слушаться без спора»,С. Маршак «Мяч»,С. Михалков «Дядя Стёпа-милиционер»,Б.Житков «Что я видел», «Светофор», «Какое такси»; Н.Кончаловская «Самокат»;В.Кожевников «Машины», «Песенка о правилах»;

Загадки(о светофоре,о транспорте);

— составление рассказов и сказок, загадок, заучивание стихотворений.

Наглядный:

Рассматривание иллюстраций по ПДД, различных видов транспорта, макета с изображениями проезжей части улицы и тротуара;

Просмотр презентации, обучающих мультфильмов;
-целевые прогулки на ближайший перекрёсток, экскурсии к автостоянке.

Практический:

Дидактические игры: «Что такое улица?», «Какие бывают машины?», «Кто такой пассажир?», «Светофор», «Пешеход», «Куклы идут- машины едут(на макете дороги»);

Настольно-печатные игры;

Художественная деятельность:

* аппликация «Светофор», «Поезд»,

*рисование: «Дети вышли гулять »,

*конструирование: «Мосты», «Выставка машин»,

*изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм.

Сюжетно-ролевые игры: «Машины и пешеходы», «Умный светофор»;

Подвижные игры: «Цветные автомобили», «Трамвай», «Самолёты», «Найди свой цвет».

Старшая группа.

Задачи: Уточнение знаний об элементах дороги(проезжая часть, пешеходный переход, тротуар),о движении транспорта, о работе светофора. Знакомство с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети. Знакомство с правилами дорожного движения,правилами передвижения пешеходов и велосипедистов. Продолжение знакомства с дорожными знаками: «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи», «Остановка автобуса», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещён», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».

Методы и приемы работы с детьми .

Словесный:

Беседы: «Наша улица», «Какие бывают машины», «Разрешается быть примерным пешеходом и пассажиром », «Я –пешеход», «Правила дорожного движения», «Знакомство с городским транспортом», «В стране дорожных знаков»

Решение ситуаций: «Как нужно перейти через дорогу, если нет подземного перехода?».

Чтение худ.произведений С. Михалков «Скверная история»,С. Маршак «Миллиционер»,В.Головко «Правила движения»,С.Яковлев «Читает книжку глупый слон..»А.Северный: «Светофор», Я.Пишумов «Машина моя» ,В. Кожевников «Светофор»,А.Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили»,О.Бедарев «Если бы»;

Наглядный:

Просмотр видеофильма «Пассажиром быть не просто», презентации, обучающих мультфильмов;

Экскурсии к дороге, прогулки к подземному переходу.

Практический:

Дидактические игры: «Улица, на которой расположен наш детский сад(на проулке)», «Весёлый светофор», «Встань так, чтобы..», «Подбери знак», «Безопасный путь»;

КВН по ПДД, поле чудес, конкурсы «Лучший пешеход»(через блиц-вопросы,стихи,пословицы;

Игра-тренинг «Я потерялся».

Художественная деятельность:

* конструирование: «Мосты»,

* ручной труд: «Автобус» «Выставка машин»,

*аппликация: «Машины везут урожай с полей», «Наша улица»;

Подвижные игры: «Правила дорожного движения», «Цветные автомобили», «Лошадки», «Горелки»;

Игры с макетом перекрёстка.

Подготовительная группа.

Задачи: Систематизация знаний детей об устройстве улицы, о дорожном движении. Знакомство с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект». Развитие свободной ориентировки в пределах ближайшей к детскому саду местности. Формирование умения находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности. Продолжение знакомства с дорожными знаками-предупреждающими, запрещающими и информационно-указательными. Подведение детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения. Расширение представлений детей о работе ГИБДД. Воспитание культуры поведения на улице и в общественном транспорте.

Методы и приемы работы с детьми.

Словесный:

Беседы: «Улицы нашего города» «Для чего нужны дорожные знаки», «Перекрёсток»; «В стране дорожных знаков», «Берегись автомобиля», «Дорожные знаки наши друзья», «Красный,жёлтый,зелёный»;

Составление рассказов из личного опыта «Как я с мамой ездил в гости»;

Чтение худ.произведений:Н.Кончаловская «Самокат»,В.Семернин «Запрещается-разрешается»,Я.Пишумов «Песенка о правилах», «Пешеходный светофор»,И.Лешкевин «Гололёд»,О.Бедарев «Азбука безопасности»,Ф.Юрмин «Любопытный мышонок»,И.Серяков «Улица,где все спешат», «Машина,которую рисовать научили»;А.Северный «Светофор»,Л.Самашова «Знаки сервиса», «Предупреждающие знаки», «Запрещающие знаки», «Предписывающие знаки», «Информационно-указательные знаки»;

Наглядный:

Наблюдение за работой сотрудника ГИБДД,объяснить значение его жестов.

Рассматривание иллюстраций по ПДД;

— просмотр презентации, обучающих мультфильмов;

Экскурсия в автогородок с участием работника ГИБДД, целевая прогулка на перекрёсток.

Практический:

Дидактические игры: «Что ты будешь делать,если…», «Угадай,какой знак», «Сигналы регулировщика», «Путешествие в Страну знаков», «Загадочное лото», «Говорящие знаки», «Занимательная дорожная азбука»;

— решение проблемных ситуаций;

Художественная деятельность:

*конструирование: «Наш комплекс», «Мосты», «Автозавод»

*лепка «Регулировщик»,рисование «Наш город».

Викторина «Пешеход на улице»;

Ролевые игры: «Светофор», «Правила дорожного движения»;

Подвижная игра: «Стоп».

Консультация для воспитателей «Взаимодействие с родителями по обучению дошкольников правилам дорожного движения»

Умение двигаться по улице, соблюдать правила дорожного движения необходимо воспитывать с раннего детства. Детей с раннего возраста привлекает разнообразие окружающего: дома, улицы, движущиеся по ним пешеходы и транспорт. Наблюдение за жизнью улицы само по себе не обеспечивает формирования правильных представлений о правилах дорожного движения. Детям трудно самостоятельно познать азбуку дорожного движения, разобраться в смене сигналов светофора, понять их смысл. Эго заставляет своевременно начать обучение детей правилам поведения на улице. Соблюдение правил - это результат общей воспитанности. Исследования психологов показывают, что у детей наблюдается разрыв в теоретических знаниях и практическом их применении.

От того, насколько ребенок усвоит правила дорожного движения и станет точно выполнять их, а не только держать в памяти, во многом зависит его здоровье и жизнь.

Поэтому очень важно в данном направлении работы с дошкольниками сотрудничать с родителями.

Жизнь детей, их здоровье, забота о них - это самый важный для нас вопрос. Вырасти им дисциплинированными пешеходами, уберечь их от аварий, обязаны помочь все, кто непосредственно общается с детьми, это долг каждого взрослого. Прежде всего, родители должны быть личным примером, поэтому необходимо родителям напоминать о правилах дорожного движения через рекомендации, памятки, информационные листы в родительских уголках. Необходимо в каждом родительском уголке иметь хорошо оформленный уголок инспектора ГИБДД, информация которого будет напоминать:

нельзя перебегать дорогу перед близко проходящим транспортом, так как это может повлечь за собой несчастный случай;

следует уступать дорогу движущемуся транспорту, ведь водитель не сможет предотвратить беду;

надо помнить, что водитель и пешеход являются равноправными участниками движения;

взаимоуважение водителя и пешехода - это безаварийность на дорогах, исключение дорожно-транспортных происшествий.

Важно знать и взрослым, и детям, что наибольшее число дорожно- транспортных происшествий происходит по вине пешеходов. Причиной ДТП являются:

переход перед близко идущим транспортом; переход в запрещенном месте; невнимательность пешеходов;

хождение по проезжей части при наличии тротуара.

Существует явная зависимость числа происшествий в городе от времени в пределах суток, в пределах месяца и недели. Наибольшее число происшествий происходит в часы пик, особенно в вечернее время, когда пешеходы и водители устали.

Среди жертв дорожных происшествий более 20 % — дети в возрасте от 7 до 12 лет. Особенно часто случается несчастье в самые теплые дни весны и в начале учебного года, сразу же после учебных каникул. Происходит это обычно недалеко от дома - примерно половина случаев в радиусе 600 метров от дома. В больших городах число детей, ставших жертвами дорожно- транспортных происшествий, особенно велико.

Поэтому очень важно, чтобы родители были активными участниками в процессе обучения детей правилам дорожного движения. Они должны закреплять знания детей, полученные в детском саду, и знакомить детей с правилами безопасного поведения на дороге. Им можно рекомендовать это сделать через наблюдение на дороге, через обсуждение с ребенком различных дорожных ситуаций. Умение применять правила дорожного движения воспитывается у детей и при рассматривании картин, чтении книг, выполнении отдельных несложных поручений. Читая художественную литературу, нужно помнить, что правильное восприятие художественного произведения зависит от уровня детского представления. Поэтому после чтения необходимо еще раз обратить внимание детей на то, что нельзя делать на дороге и на улице. Родителям следует рассказать, что к концу дошкольного детства дети должны знать ответы на следующие вопросы:

1. Из каких частей состоит улица?

2. Что такое перекресток?

3. Зачем нужны тротуары?

4. Как пешеходы должны вести себя на тротуарах?

5. Когда и где можно переходить улицу?

6. Зачем нужен светофор?

7. Что обозначает красный, желтый, зеленый цвета светофора?

8. Почему нельзя перебегать через улицу перед идущим автомобилем?

9. Как надо вести себя при выходе из автобуса?

10. Где можно кататься на велосипеде?

11. Где пассажиры должны ожидать транспорт?

12. Что обозначают дорожные знаки, для чего они нужны?

Чтобы родитель помог ребенку усвоить правила дорожного движения, он и сам должен быть грамотным в этих вопросах; знать и соблюдать правила безопасного движения, быть личным примером, так как за жизнь ребенка несет ответственность взрослый.

Для того чтобы еще раз напомнить родителям о некоторых правилах поведения на дороге, разработаны рекомендации.

Кроме информационных листов, памяток и рекомендаций с родителями можно взаимодействовать и через общие собрания, через семинары- практикумы, через участие родителей в вечерах досуга с детьми по ПДД. Очень хорошо, если в работе по изучению с дошкольниками правил дорожного движения предусмотрены мероприятия для родителей, например, организуются на базе детского сада встречи с инспектором ГИБДД, школа для родителей по безопасности, на которых родители могут повышать уровень своих компетенций по данной проблеме.

Среди многих интересных методов взаимодействия с родителями на сегодняшний день выделяется проектная деятельность. Это очень эффективный метод взаимодействия с детьми, который позволяет дошкольникам быть активными субъектами образовательного процесса.

Обучение детей правилам дорожного движения будет иметь очень хорошие результаты только тогда, когда дошкольник совместно со своими родителями сможет пройти все круги информационного обеспечения. Главное для воспитателей и родителей в приобщении дошкольников к правилам дорожного движения - донести до детей смысл, необходимость знаний и навыков по данной проблеме. И всегда необходимо помнить, что ребенок учится законам дорог, беря пример с членов семьи, других взрослых.

Консультация для воспитателей «Организация работы по изучению ПДД в детском саду»

МБДОУ «Шуйский детский сад»

Консультация для воспитателей
«Организация работы по изучению ПДД в детском саду»

Подготовил:
старший воспитатель
Т.С. Изыкина

С. Шуйское, 2018 г.

Роль воспитателей в обучении детей ПДД очень велика. Родители закладывают знания о том, как себя вести на улице, но ребенок большую часть дня находится в детском саду, поэтому воспитатель должен помочь ребенку более четко усвоить все правила.
Вся работа в детском саду ведется в соответствии с возрастными особенностями детей. Воспитатель должен знать какую работу следует проводить в каждой группе.
3-4 года
Содержание работы:
1. Средства передвижения, характерные для нашей местности, их название.
2. Части автомашины, грузовой машины.
3. Правила дорожного движения:
Поведение на улице
Поведение в общественном транспорте
Сигналы светофора
Развивающая среда:
1. Макет: тротуар, проезжая часть, светофор.
2. Рули
3. Атрибуты к дидактической и сюжетно-ролевой игре «Мы пешеходы»
4. Дидактическая игра «Собери машину», «Светофор».
Художественная литература: С.Михалков «Светофор», «Зайка-велосипедист», «Улица шумит».
4-5 лет
Содержание работы:
1. Знание об общественном транспорте, знакомство с грузовым транспортом.
2. Знание улицы: проезжая часть, тротуар, перекрёсток, пешеходный переход, островок безопасности.
3. Дорожные знаки: сигнал запрещён, пункт медпомощи, пункт питания, автозаправочная станция, пешеходный переход.
4. Правила дорожного движения: переход улицы пешеходом, поведение в общественном транспорте, о чём говорят знаки.
Развивающая среда
1. Макет: перекрёсток, зебра, островок безопасности.
2. Крупные и мелкие дорожные знаки.
3. Картинки на классификацию видов транспорта
4. Книжка-раскладушка для родителей «Что должны знать дети о правилах дорожного движения»
5. Фланелеграф: машины, дорожные знаки
Художественная литература: Н. Носов «Автомобиль», Дорохов «Заборчик вдоль тротуара»
5-6 лет
Содержание работы:
1. Знакомство с запрещающими и предписывающими знаками.
2. Изучение работы регулировщика
3. Формирование у детей умения свободно ориентироваться на дороге
4. Закреплять правила поведения в общественном транспорте.
Развивающая среда:
1. Макет: разные виды перекрёстков
2. Запрещающие и предписывающие знаки, жесты регулировщика.
3. Атрибуты к сюжетно-ролевым играм: жезл, фуражки, шапочки-машины.
4. Дидактические игры: «Умные знаки, «Какие бывают машины», «О чём говорит...»
Художественная литература: Н.Носов « Кирюша попадает в переплёт»
6-7 лет
Содержание работы:
1. Учить детей соблюдать правила дорожного движения
2. Закрепить правила поведения на улице:
Ходить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны
Правильно переходить улицу на переходах, не играть на проезжей части дороги
Развивающая среда:
1. Макет, имеющий разные виды перекрёстков
2. Альбомы «Разные виды транспорта»
3. Дидактические игры: «Угадай какой знак», «Что показывает регулировщик», «На чём ездят люди», «Виды транспорта», «Найди и назови».
Художественная литература: Н. Носов «Автомобиль», Юрлеин «Любопытный мышонок», Кончаловская Н «Самокат»
Что должен знать воспитатель о правилах дорожного движения:
Каждый воспитатель должен хорошо знать правила дорожного движения, чтобы со знанием дела вести воспитательную работу с детьми и родителями, обеспечить собственную безопасность.
1. Пешеходам разрешается ходить только по тротуарам, придерживаясь правой стороны
2. Там, где нет тротуаров, нужно ходить по краю проезжей части, по левому краю дороги, навстречу движению, чтобы видеть движущийся транспорт и вовремя отойти в сторону
3. Пешеходы обязаны переходить улицу только шагом по пешеходным переходам, с обозначенными линиями или указателем «пешеходный переход», а на перекрёстках с необозначенными переходами – по линии тротуара.
4. Прежде чем сойти на проезжую часть при двустороннем движении, необходимо убедиться в полной безопасности.
5. Запрещается пересекать путь перед транспортным средством, выходить из-за транспорта на проезжую часть
6. В местах перехода, где движение регулируется, пешеходы должны переходить улицу только при зелёном сигнале светофора или разрешающем жесте регулировщика (когда он повернулся к нам боком)
7. В местах, где переходы не обозначены и где движение не регулируется, пешеходы должны во всех случаях пропускать приближающийся транспорт. Запрещается переходить улицу около кругового или крутого поворота
8. Группы детей разрешается водить только по тротуару, не более чем в два ряда (дети идут, взявшись за руки). Впереди и позади колонны должны находиться сопровождающие с красными флажками.
Катание на велосипеде (самокате, роликах) в черте населенного пункта.
Спросите детей, у кого из них есть велосипед, самокат, ролевые коньки или скейт, кто когда-либо на них катался. Попросите рассказать, где, по их мнению, можно кататься, а где нельзя, какие правила нужно соблюдать.
Целесообразно также организовать обсуждение возможных опасных ситуаций, привлекая личный опыт детей, случаи из жизни.
Необходимо рассмотреть три вида ситуаций:
1. Опасных для самих детей, если они катаются на велосипеде, роликах по проезжей части улицы или двора
2. Опасных для пешеходов (например, можно наехать, толкнуть, обрызгать пешехода водой из лужи)
3. И наконец, ситуации, связанные с падением, травмами.
В результате беседы дети должны твёрдо усвоить следующие правила:
1. На велосипеде (роликовых коньках) можно кататься только под присмотром взрослых по тротуару; нельзя выезжать на проезжую часть улицы или двора
2. Катаясь, дети должны правильно вести себя по отношению к прохожим: вовремя подавать звуковой сигнал, соблюдать меры предосторожности (сбавлять скорость, объезжая маленьких детей, женщин с детьми, пожилых людей)
3. В случае ушиба или травмы при падении с велосипеда, самоката нужно сразу обратиться к кому-либо из взрослых для оказания первой помощи.

Консультация для педагогов ДОУ «Типичные ошибки при обучении детей ПДД»

При обучении детей правилам дорожного движения многие пе­дагоги нередко сами допускают ошибки. Разберем са­мые типичные из них.

♦ Употребление несуществующих терминов и понятий или ис­пользование одних вместо других, что приводит к искажению тер­минов и, в свою очередь, вызывает ошибки в понимании ПДД

Не обращайтесь к дошкольникам так называемым «детским» языком: машинка- (машина, транспорт), дорожка – (проезжая часть) и т.д. Общение должно быть партнер­ским, предполагающим беседу равноправных людей.

♦ Использование веселых и смешных иллюстраций (комиксов).

Забавные картинки отвлекают детей от содержания занятия, смешат их, достигая при этом результата прямо противоположного.

Обучение по старым правилам, что неприемлемо для дорожной обстановки в современных городах и опасно для жизни и здо­ровья детей. Рассмотрим некоторые из них и дадим наиболее точные и актуальные трактовки.

1.Обходи троллейбус,трамвай спереди, автобус - сзади.

Это правило давно устарело и не спасает, а, напротив, создает аварийную ситуацию, так как при обходе транспортного средства сзади или спереди ни водитель, ни пешеход не видят друг друга из-за стоящего транспорта, и происходит наезд на пешехода в си­туации закрытого обзора.

ПРАВИЛО : жди, пока транспортное средство уедет, или дойди до ближайшего перекрестка или пешеходного перехода, где доро­га хорошо просматривается в обе стороны.

2.При переходе улицы посмотри налево, а дойдя до середины, посмотри направо.

Это правило создает опасную ситуацию, так как поведение ре­бенка, находящегося посередине проезжей части, непредсказуе­мо: испугавшись транспортного потока, он может шагнуть вперед или назад и оказаться под колесами.

ПРАВИЛО : прежде чем перейти дорогу, остановись, посмотри в обе стороны и, убедившись в безопасности, переходи дорогу быстрым шагом строго под прямым углом, постоянно контроли­руя ситуацию.

3.Красный сигнал светофора - «стой», желтый - «пригото­виться», зеленый - «иди».

Дети часто путают расположение сигналов светофора: при включении зеленого сигнала начинают сразу же переходить про­езжую часть, в то время как недисциплинированный водитель может постараться проскочить на свой «красный».

ПРАВИЛО : красный сигнал светофора - запрещающий, так как с другой стороны горит зеленый, разрешающий для машин. Желтый - не «приготовиться», а знак внимания, предупреждаю­щий о смене сигналов светофора; для пешехода он также являет­ся запрещающим, так как на него машинам разрешается проезд перекрестка. Зеленый сигнал разрешает движение пешехода, но прежде чем выйти на проезжую часть дороги, необходимо убе­диться в том, что все машины остановились. Желтый мигающий сигнал светофора информирует о том, что перекресток нерегули­руемый, поэтому, прежде чем перейти дорогу, убедитесь, что по близости нет транспорта.

4.Если не успел перейти дорогу, остановись на островке безопасности или на середине дороги.

Эта ситуация крайне опасна.

5.Не играй на дороге или у дороги, а играй во дворе дома.

ПРАВИЛО : выходя (не выбегая!) из подъезда, будь внимателен

и острожен, так как вдоль подъездов, по дворовому проезду мо­жет двигаться автомобиль (и часто на большой скорости). Играй на специально отведенных детских площадках.

6.Использование для показа старых дорожных знаков на жел­том фоне (при этом педагоги сами нередко путают группы знаков, неправильно называют их).

СОВЕТ : на занятиях по ПДД больше используйте современ­ный наглядный материал и ситуационный метод обучения.

Таким образом, при обучении детей ПДД разберите опасные ситуации:

Учите переходить проезжую часть только под прямым уг­лом, чтобы меньше времени находиться на дороге, не пе­ребегать улицу, а переходить быстрым шагом, при этом не отвлекаться, быть предельно внимательными;

Объясните, что водитель не может мгновенно остановить машину и предотвратить наезд на пешехода; и среди во­дителей, к сожалению, встречаются нарушители, которые не думают о безопасности пешеходов, поэтому ожидать общественный транспорт необходимо только на припод­нятых и огражденных посадочных площадках, а при их от­сутствии - на тротуаре или обочине;

Разбирая ситуации, при которых дети попадают в дорожно-транспортные происшествия (ДТП), приводите им при­меры из реальной жизни.



Загрузка...