paradisemc.ru

Стоит ли вести ребенка в садик. Нужен ли ребенку детский сад: за и против, мнения психологов

Повсеместно можно услышать, как родители маленького 3-х летнего человечка задаются вопросом: «А нужен ли ему детский сад ? Ведь мама может не ходить на работу еще пару лет и посидеть с ним дома, чем даст ему больше развития, чем какая то чужая тетя-воспитатель». И совершают фатальную ошибку, которая может отразиться на всей последующей жизни уже взрослого человека. Своими руками они делают из своего ребенка социального неадаптанта.

Прочтите эту статью и Вы получите ответы на такие вопросы:

  • Нужно ли ребенка отдавать в детский сад? Почему это важно?
  • Почему дети не хотят идти в детсад? Почему дети часто болеют, плачут, упираются, чтобы не ходить в детский садик?
  • Откуда у человека возникает социофобия? Как вырастают неадаптанты? Кто не любит быть среди людей?
  • Что главное в детском саду? По какому критерию выбрать детский садик?
  • Какой должен быть воспитатель детского сада? По каким критериям, как выбирать детсад ?
  • Что лучше - частный детский сад или государственный? И есть ли вообще между ними разница?
  • Можно ли заменять реальный детский сад на электронный детсад или общение дома?
  • Почему ребенок должен общаться с как можно большим количеством детей?

Конечно, любой родитель не хочет вреда своему чаду. Все хотят вырастить своих детей абсолютно нормальными, успешными, хорошими людьми. Чтобы все у них было (в смысле, материальных вещей) и чтобы все у них получилось (в смысле взаимоотношений с людьми). И каждый родитель всегда задает себе вопрос: достаточно ли я даю своему ребенку? К сожалению, обычно мы считаем только:

И полностью забываем, что человек – социальное существо, поэтому даже если у него все есть и он все знает, без умения нормально, адекватно общаться с другими людьми, он будет глубоко несчастным всю жизнь.

Родители приводят своего ребенка в детский садик и, естественно, видят, что ребенку это не нравится. До 3-х лет он общался в небольшом кругу, возле него постоянно была мама или бабушка, а теперь его насильно выталкивают в незнакомую большую группу детей. Хоть мы и не видим этого с высоты своего возраста, но группа детей зачастую негативно настроена к новичкам. Дети, как маленькие зверьки, не ограниченные культурой, действуют так, как им нравится. Сильные отбирают игрушки у слабых, девочки манипулируют мальчиками, ничего не мешает ударить по уху своего обидчика. И естественно, что Ваш малыш расстроится, если его бросят в кагал этого вражеского лагеря (исключение составляют дети, обладатели орального вектора , они всегда с удовольствием идут в детский садик, но их меньше 5%, все остальные, как правило, воспринимают детский садик, как трагедию всей своей маленькой жизни).

Вот почему ребенок всеми силами пытается избежать детского сада. Разные дети проявляют это по-разному. Одни – закатывают истерики и заливаются слезами, упираются, когда их туда тащат. Вторые – жалуются, что их обижают, и рассказывают душещипательные истории о несправедливых детях. Третьи – молча сносят такое несчастье, но воспитательница говорит, что после ухода мамы, они просто забиваются в угол, ни с кем не общаются до самого вечера. Четвертые – начинают совершенно неоправданно болеть.

Абсолютно каждой маме, в любой из описанных выше ситуаций, жалко своего ребенка. И она видит выход из этой ситуации – не отдавать ребенка в садик, а заняться его воспитанием самостоятельно, дома. Ей кажется, что она сможет дать ему намного больше, а забота и уход будет на порядок выше. Так то оно так, только вот проблема в том, что когда-нибудь этому ребенку все же придется выйти в социум, общаться с людьми.

Потом он пойдет в школу, позже – в институт, и потом – на работу. Сможете ли Вы опекать его до конца жизни? Сможете ли Вы сказать ему: «Не иди туда, останься дома, будем вместе сидеть и пряники печь!»? Нет, ему придется идти в жизнь самостоятельно.

И точно так же, как и в 3-х летнем возрасте, высока вероятность того, что группа, в которую он придет, будет настроена к нему… ну скажем так, не очень дружелюбно. Да, жизнь жестока – мы сталкиваемся с разными людьми и очень многие из них замышляют против нас недоброе. Например, в школе кто-то приносит наркотики и внушает, что их надо купить и попробовать. В институте – предлагают прогуливать пары, а потом все выучить за одну ночь перед экзаменом. А на работе… карьерная лестница вообще зачастую может развести людей по разные стороны баррикад, приводя к скандалам и другим негативным последствиям. И это мы еще не говорим о более жестких ситуациях жизни, таких как, армия, попадание в милицию, даже незаслуженное (особенно, незаслуженное), встреча с группой неприятных товарищей темной ночью в подворотне и т. д. Взрослому человеку надо жить в обществе, быстро принимать решение, адекватно реагировать на все ситуации, стандартные и нестандартные. И вот закладываются эти способности именно в детском саду, в общении детей между собой.

Дело в том, что в 3-х летнем возрасте, попадая в группу таких же трехлеток, мы фактически играем во взрослую жизнь. В возне маленьких детей мы не видим, что они разыгрывают взрослые сценарии. Они общаются с теми, кто им приятен и полностью игнорируют неприятных. Они могут сказать «да», если им нравится, и четкое «нет», если они совершенно против. Да, может дойти и до драки, но трехлетние дети, как правило, не способны друг другу нанести каких-либо серьезных увечий. Ну, подерутся, ну, будет много слез и даже ссадины. Но проиграв эту ситуацию, они будут знать как вести себя в будущем. Они забудут драку, но будут помнить ее последствия. Дети научаются договариваться, общаться, взаимодействовать с другими детьми. Если ребенок слабый, он почувствует, что сам не выживет в маленьком сообществе и постарается сдружиться с более сильным, который будет его защищать. Если ребенок сильный, он быстро отберет игрушки у других, но сразу заметит, что коллектив его не любит и хулиганить нехорошо. Все будущие жизненные ситуации, все обиды, вся злость и несправедливость, все будет «прожито», проиграно еще в детстве.

Ребенок, отучившийся в детском садике, приходит в школу в 6-летнем возрасте уже полностью состоявшимся человечком. Его навыков общения с детьми, которые он получил с 3-х до 6-ти лет достаточно для существования в любой группе. В дальнейшем он будет полностью адекватным. Он будет на подсознательном уровне выбирать себе в друзья добрых и хороших людей и сторониться – плохих и злых. Кем бы он ни стал, где бы он ни был – вы, его родители, сможете быть полностью уверены, что он социально адаптирован.

Что же происходит с детьми, которых пожалели и не отдали в детский сад? До 6-ти лет они остаются один на один с родителями, бабушками и дедушками, нанятыми нянями или гувернантками. Может быть, у них есть братья или сестры, но они другого возраста, а между трехлетним и пятилетним ребенком, такая же пропасть, как и между 20-ти и 50-ти летним человеком. Интересно им вдвоем? Нет, конечно. Взрослые могут по-разному общаться с таким домашним ребенком – могут дисциплинировать, а могут и с восторгом заглядывать в рот. Но значения это не имеет. Ребенок быстро научается манипулировать взрослыми, это он будет уметь делать всю оставшуюся жизнь, а вот адекватно общаться в обществе – нет. Вот и получается, что хороший мальчик 15-ти лет, который на скрипочке играет с 3-х лет, с мамой научился читать, считать и писать уже в 5 лет, вдруг становится наркоманом. Он исчезает из дому, он общается с плохими людьми, он не может найти себя в обществе.

Не жалко Вам теперь его? Подумайте над этим в момент, когда жалеете ребенка отдавать в детский садик

Внимание! Кто воспитатель?

Понятно, что детей надо сдавать в детский садик не так для учебы, как для общения с ровесниками. Но, тем не менее, дети все же получают знания и от взрослых. Они коммуницируют и с воспитательницей, и с нянями и те, хоть и небольшое, но все же влияние оказывают на ребенка.
Перед тем, как отдать ребенка в детский сад, пообщайтесь с воспитательницей. Совсем не стоит рассчитывать, что поскольку она работает в этом учреждении, она обязательно хорошая. Как показывают реалии современного мира, это совсем не так.

Обратите внимание на такие детали:

Воспитательница ни в коем случае не должна кричать на детей, ни под каким предлогом, чтобы они не сделали. Если же она кричит – это показатель ее неуравновешенности, а значит она будет только вредить детям;
темперамент воспитательницы должен хотя бы немного совпадать с темпераментом Вашего ребенка. Если ребенок быстрый и активный, воспитательница тоже должна с радостью заниматься с детьми без устали. Если ребенок больше любит посидеть, поделать что то руками, стоит найти группу, где воспитатель не гонит деток в шею и торопит их, а может оценить старательность Вашего ребенка;
в обязанности воспитателя в том числе входит и ввести Вашего ребенка в коллектив, найти для него подходящее занятие. Если воспитатель говорит, что Ваш ребенок сидит и ничего не делает, или, например, орет без умолку, это вина воспитателя, но никак не причина отменять детский сад.

И еще…

Дети должны ходить в группу только со своими сверстниками. Если Вашему ребенку три года, он должен общаться с равными по возрасту, то есть трехлетками. Сегодня существуют новые садики, где пропагандируется объединение детей не по возрасту, а по темпераменту или увлечениям. Так, деток и 3-х и 5-ти лет сводят вместе, предоставляя им возможность заниматься одним и тем же делом. Такой подход в корне неправильный.
Не обманывайтесь и не думайте, что дорогостоящий садик и новомодный подход, лучше для ребенка. Помните, главное, чтобы ребенок в возрасте с 3-х до 6-ти лет находился в среде своих одногодок. Этого будет достаточно, чтобы он вырос абсолютно адаптированным к обществу человеком.

Детский сад — маленькая смерть для ребенка

Здравствуйте, дорогие читатели блога Жизнь Hand Made ! Нужен ли детский сад ребенку? Обязательно ли туда ходить, чтобы социализироваться в обществе и быть здоровой полноценно развитой личностью в будущем? А не обманывают ли молодых мама, когда говорят, что без садика детям скучно? Или где-то таиться подвох?

Могу сказать точно – название статьи у многих сразу же вызовет волну негодования. Как так? Детский сад – это первая ступень социализации ребенка, это развитие малыша, это навыки коммуникации, приучение к режиму так необходимому ребенку для дальнейшей жизни и т.д. и т.п. А тут – маленькая смерть… Что за ужасы я пишу?

Термин «маленькая смерть» — придумала, к сожалению, не я. Он позаимствован из книги Ольги Писарик .

О чем же книга, и, причем здесь такое отношение к, казалось бы, хорошему заведению – детскому саду?

А дело в том, что до определенного возраста у ребенка с родителями, в первую очередь, с мамой существует неразрывная связь. 9 месяцев на физическом уровне в виде пуповины, и дальше на психологическом всю жизнь. И эта связь может быть полезной и приятной, способствующей развитию ребенка и сближению с мамой, а может быть травмирующей и болезненной, но все равно она есть.

И что происходит, когда мама, обеспокоенная или уставшая от «прилипчивого малыша» начинает его всячески от себя дистанцировать? Сначала в отдельную кроватку, потом к бабушкам и няням, ну и естественно в детский сад. А происходит натяжение пружины. Вы растягивали когда-нибудь пружину? Вы ее тянете, а она стремится сократиться. Чем больше вы ее растягиваете, тем сильнее сопротивление и в какой-то момент она резко сокращается, и хорошо, если не попадет в лоб.

Также и со связью с ребенком. Ему нужно физическое присутствие мамы рядом до определенного возраста. Психологи не называют точного возраста, для каждого ребенка он индивидуален.

Чем больше пытаться дистанцировать ребенка, тем позднее отделение произойдет.

В три года наступает один из самых важных возрастных кризисов у ребенка – «кризис становления личности ». Именно с этого периода ребенок начинает ощущать себя отдельным человеком, формируется воля, активно проявляется стремление к самостоятельности, ребенок хочет быть таким же, как взрослые. И все равно, несмотря на свою самостоятельность, активно нуждается в тепле и ласке мамы.

Чем больше ребенок взрослеет, тем большую самостоятельность ему нужно предоставлять, но мягко, аккуратно, наблюдая за тем, а готов ли он к ней, а не захлебнется ли он в свободном плавании.

Вернемся к детскому саду. Некоторые мамы выходят на работу, когда малышу исполняется месяц-два. Здесь я вообще воздержусь от комментариев. В статье « » я написала о той роли женщины, которую она должна исполнять в первые годы жизни ребенка, для формирования здоровой психики малыша.

Единственная причина, которую я смогла бы принять – мама умрет с голоду, если не выйдет на работу. И кормить больше некому. Ну, тут уж инстинкт выживания.

Следующая волна желающих выйти на работу – это 1,5 года ребенку. Именно в этот период малыш становится ну очень активным и многих мам прямо-таки сводит с ума. Хочется отвлечься, сменить обстановку надоевшего дома. И тут же появляется хорошая приемлемая для оправдания причина – «малышу скучно дома», «ему нужна компания», «в садике есть разные развивающие занятия» и т.д.

Нет бы честно сказать – «я запарилась», «хочу быть социально нужной», «что я зря училась что-ли», ну или «хочу денег на новую шубу, шапку, машину,…, а муж заработать не может» и т.п. Современные женщины нынче очень социально активные, что, как и любая медаль, имеет две стороны.

Малышу скучно дома? Возможно. Есть очень много интересных мест и развивающих занятий «вместе с мамой», которые позволяют развивать детей, не теряя близости с мамой. А наоборот укрепляют эту связь.

В книге «Привязанность – жизненно-важная связь» говорится о том, что потребность у ребенка в привязанности – базовая, и ребенок может нормально развиваться только тогда, когда эта потребность удовлетворена. Возможно, Вы замечали, что ребенок играет сам спокойно в сторонке и вдруг бежит к Вам, вцепляется в ногу и просится на руки?

Это как раз нехватка той самой привязанности. Пока она была удовлетворена, малыш мог спокойно заниматься своими делами. А потом ему потребовалось подтверждение – «мама здесь, мама любит, все в порядке». Если Вы его взяли на руки, поцеловали, обняли, возможно, какое-то время поиграли вместе, ребенок наполнил свою чашу и снова готов быть самостоятельным. Чем старше ребенок, тем глубже заполняется эта чаша и на большее время ее хватает.

А что происходит в детском саду ? Мама будит ребенка в непривычное для него время (многие малыши просыпаются позже), быстро его собирает, сама нервничает (особенно если на работу нельзя опаздывать или не выспалась или еще какие-то причины), быстро бежит с ним в детский сад, оставляет там и убегает…

Дети не перестраиваются так же быстро как взрослые. Смена обстановки для ребенка стресс, к которому надо адаптироваться. В группе человек 10 таких же заспанных малышей в стрессе, один воспитатель у которого своих мыслей и проблем куча, а тут еще надо чужих детей из стресса выводить. У него (воспитателя или скорее воспитательницы) есть регламент, который должен быть отработан, иначе руководство устроит «ай-ай-ай».

И начинается: поели, попили, пописали, поиграли, пошли гулять, поели, легли спать, проснулись, пописали, поели, поиграли, погуляли и, слава Богу, всех забрали. И так каждый день. И если мама дома, даже занимаясь домашними делами, может уделить ребенку индивидуальное время, напомнить ему, что он нужен, любим и т.д. То в детском саду «надо есть», «надо спать» и лучше всего быть как все и не мешать.

Согласно исследованиям, описанным в книге «Привязанность – жизненно-важная связь» , у детей, посещающих детский сад, зашкаливает уровень кортизола – гормона стресса, который не успевает нормализоваться в вечернее время дома.

Получается, что развитие ребенка происходит постоянно в стрессе. Вы не задумывались, почему дети, посещая детский сад, начинают болеть? Это нормально? Здоровый ребенок, за 2 года дома три раза чихнул, а пошел в детский сад и неделю ходит, две недели болеет…

Наверное тесный контакт с другими детьми виноват? Психологи связывает это именно со снижением иммунитета вследствие повышения кортизола. Иммунитет не выдерживает стресса.

Ольга Писарик пишет о том, что повышение уровня кортизола в детском саду связано, прежде всего, с разделением с мамой и нахождением в обществе сверстников, которые являются непредсказуемой угрозой.

И наиболее подвержены такому стрессу детишки до 3-х лет.

На самом деле переписывать книгу я не вижу смысла, основные постулаты я озвучила, а если Вы хотите изучить данный вопрос глубже, то добро пожаловать в мою библиотеку.

Почитайте книгу «Привязанность — жизненно-важная связь » и, возможно, Вы более внимательно посмотрите на своих малышей и их капризы уже не будут казаться вредной чертой характера. Возможно, им невероятно больно и одиноко, а Вы этого не понимаете...

Любите своих малышей, открыто, искренне и безвозмездно и это окупится в десятикратном размере, ведь детская любовь – огромнейший источник чистой энергии.

обновления блога

подпишись и улучши свою жизнь

«Будете в садик отдавать?». Утвердительный ответ на этот вопрос сегодня вызывает у многих мам чувство вины. И хотя в России 70% малышей от 1 до 6 лет регулярно посещают ДОУ, отношение к детским садам более, чем у четверти родителей «детсадовских детей», негативное. Причины, которые озвучиваются чаще всего: сомнение в психологическом комфорте ребенка вне дома и отсутствие индивидуального подхода. Подтверждаются ли на практике эти страхи, и в чем преимущества детских садов перед сугубо домашним воспитанием, «Матронам» помогли разобраться детский психотерапевт и невролог.

Сепарация

Тема психологической травмы, которая наносится ребенку, впервые попавшему в детский сад, активно начала обсуждаться после широкого распространения теории привязанности. Противники дошкольных учреждений, считают, что, оказываясь в незнакомом окружении без значимого взрослого, ребенок испытывает тотальное чувство беспомощности и отвержение. Позже это может стать причиной системных проблем в отношениях с партнерами и детьми.

Однако, как писал сам автор теории Дж. Боулби, надежная привязанность в диаде «главный взрослый-ребенок» формируется до 3 лет. После у ребенка и родителя начинают выстраиваться качественно иные отношения. Именно в этот период важно, чтобы малыш начал осознавать свою отдельность. «Если привязанность надежная, от посещения сада она не разрушится. Вот если она так называемая небезопасная, то есть ребенок симбиотически привязан к маме, могут возникнуть проблемы - он будет с трудом расставаться с ней по утрам. Потом обычно все налаживается, и ребенок, увлекшись чем-то, быстро забывает, что только что страдал из-за маминого ухода», - отмечает кандидат психологических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии МГППУ, детский психиатр, психотерапевт Анна Дробинская.

Когда же ребенок постоянно находится с мамой, процесс сепарации буксует.

Возможности мамы не отделяются малышом от своих. Благодаря персональному взрослому он всемогущ. Поэтому отделить себя от взрослых ребенку трудно - никто не отменял всепрощающую маму или балующую бабушку, отзывающихся на каждое «хочу!». «Детский сад нужен ребенку для формирования отдельного «Я» в коллективе себе подобных. Точка отсчета в осознании своего «Я» - автономное функционирование. Только в саду ребенок начинает чувствовать свои возможности и ограничения, когда сам обеспечивает свои нужды - ходит на горшок, ест, одевается. В саду малыш впервые сам находит себе место среди таких же как он», - подчеркивает детский невролог Елизавета Меланченко.

Границы

Вместе с сепарацией, ребенок выстраивает свои границы. Современное семейное воспитание отличается детоцентризмом, когда родители не выстраивают системы требований к ребенку. «Ребенок - царь горы, центр Вселенной, взрослые члены семьи вращаются вокруг него, как планеты вокруг Солнца. А в детском саду развивается то, что невозможно развить вне детской группы: способность ощущать себя не центром Вселенной, а ее частью», - отмечает Анна Дробинская. В практическом выражении ребенок овладевает способностью иметь в фокусе внимания требования и инструкции, обращенные к группе в целом, а не к нему лично («дети, садитесь за столики», «дети, посмотрите сюда…»), подчиняться общим правилам. «Кроме того, когда ребенок подрастает, он учится воспринимать свои достижения в соотнесенности с другими - хорошее лекарство от мании величия, альтернатива восхищению семейного окружения по поводу и без повода. Эгоцентрическая требовательность тоже часто в саду спонтанно увядает, не получая поддержки».

В саду малыш сталкивается с равновеликими «хочу!» и начинает понимать, где его территория, на которой он единовластный правитель, где общая территория переговоров и компромиссов, а когда начинается и чужая.

Для ребенка это болезненное открытие, которое, тем не менее, дает первое понимание своих и чужих границ. А вместе с выполнением своих первых обязанностей и появления ответственности за свои поступки, ребенок узнает о существовании и социальных рамок. «Впервые ребенок сталкивается с правилами, универсальными для всех, и в том числе для него, - продолжает Анна Дробинская. - В детском саду жизнь детей выстроена более разумно: есть обязанности, занятия, требующие прикладывания усилия. Вот это самое усилие в домашних условиях часто не формируется почти никак, в саду для этого создано больше условий».

Общение

Вне дома дети быстро осваивают не только регламентированные формы поведения -самообслуживание, соблюдение правил, но и развивают спонтанную коммуникацию и навыки общения, с чем у домашних деток часто (не всегда!) возникают проблемы.

Анна Дробинская отмечает, что в детском саду у детей формируются навыки общения с себе подобными и с субординированными взрослыми, которыми невозможно так легко управлять, как домашними. «Если не бояться высокого штиля - и дружба, и взаимопомощь, и влюбленности, и этические конфликты в саду тоже случаются. В общении формируется игра - ведущая деятельность дошкольного возраста, которая ложится в фундамент развития произвольности - умения управлять своими непосредственными импульсами, подчиняя их цели и плану. Без этого потом в школе никак».

Многие думают, что необязательно отдавать ребенка в сад, если дома есть еще дети. Но, по словам Елизаветы Меланченко, некоторые этапы развития осмысленной речи должны проходить только среди ровесников. «Например, коллективный монолог - самая социальная из эгоцентрических разновидностей языка ребенка, которая формирует навыки диалога, возможна только в группе детей-ровесников. Поэтому даже если в семье 10 детей, какие-то аспекты все равно могут остаться непроработанными».

Когнитивное развитие

Совмещение домашнего и качественного внедомашнего воспитания позволяет ребенку лучше развивать свои когнитивные возможности. Например, в одном из исследований было обнаружено, что дети, которые с 2-3 лет посещали качественные ДОУ, оказались более социально компетентными в начальной школе и более уверенными в себе и своих знаниях, чем дети, начавшие посещать детский сад в более позднем возрасте или не посещавшие сад вовсе.

При этом интеллектуальное перенапряжение, что нередко случается в специализированных кружках и секциях, в саду практически исключено. «Программы ДОУ сбалансированы как по режиму, так и по категориям. Количество интеллектуальной деятельности строго ограничено. При этом много места уделяется игровым формам научения, что для детей от 3 до 6 более понятно и органично», - говорит Елизавета Меланченко.

А проведенное крупномасштабное исследование в США с участием более 1000 детей, посещающих десять разных детских садов, показало, что в детских садах малыши достигли больших успехов в овладении речью и развитии мыслительных способностей, чем дети из аналогичной среды, не получающие внедомашнего воспитания.

По наблюдениям Анны Дробинской, конструирование, лепка, рисование, аппликация - так называемая продуктивная деятельность, которая развивает творчество, воображение, моторику, саморегуляцию, интеллект, - входит в ежедневную структуру жизни в саду. «Дома до этого у родителей обычно не доходят руки, там часто лучший друг ребенка - телевизор + какой-нибудь гаджет. И в этом еще один бесспорный плюс сада: там дети не погружаются в гаджеты, а взаимодействуют с реальным миром и друг с другом».

Кому сад во благо:

Единственные дети в семье, окруженные большим количеством взрослых;

Дети очень занятых родителей (они часто имеют мало внимания и много гаджетов);

Дети из дисфункциональных семей (сознание ребенка в садике загружается более адекватным для возраста содержанием, чем внутрисемейные конфликты);

Дети из неблагополучных семей (сад возмещает дефицит ухода, воспитания и развивающего воздействия);

Но. Матроны - это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц - это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета - немного. Для Матрон - много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Окончила философский факультет МГУ, защитила диссертацию по политологии и выучилась во ВГИКе на сценариста. Работала научным журналистом в РБК, писала статьи про необычных людей для «Огонька» и социальных проблемах на Православие.ру. После 10 лет работы в журналистике официально призналась в любви к психологии, став студенткой факультета клинической психологии МГППУ. Но журналист всегда остается журналистом. Поэтому на лекциях Екатерина черпает не только новые знания, но и темы для будущих статей. Увлечение клинической психологией полностью разделяют супруг Екатерины и ее дочка, недавно торжественно переименовавшая плюшевого бегемотика Гиппо в Гипоталамус.

Вы вовсю заняты подготовкой ребенка к детскому саду, куда ему предстоит пойти уже через несколько недель: синхронизировали режим, продумали адаптацию к детскому саду. Но в душе все еще сомневаетесь: отдавать ли ребенка в детский сад? А если он откажется туда ходить? Психолог Михаил Лабковский - категорический противник яслей, а к детскому саду относится более лояльно. Если вам нужно "еще одно мнение" про необходимость детского сада - вот оно.

В 18 лет я махал метлой в детском садике при КГБ СССР. Были тут и ясли-пятидневка. Сейчас, наверное, не все представляют, что это такое. Это когда ребенка в год-полтора относят в ясли в понедельник с утра, а забирают в пятницу вечером. Неудивительно, что из этого отделения постоянно доносился детский плач.

Дополнительный кошмар ситуации заключался в том, что родители плачущих детей жили прямо в соседнем подъезде. 30 лет прошло, а я еще слышу эти страшные детские крики, и перед глазами всплывает такая сцена: в длинных кожаных пальто работники органов идут к себе домой; увидев во дворе кого-то из родителей, из яслей выбегает нянечка и кричит: "Ну, возьмите хоть искупать!". А люди в кожаных пальто поворачиваются и отвечают: "В субботу заберем, работы много".

Еще одна история. В США в конгресс много лет поступает запрос о выделении средств на создание государственных детских садов. И много лет конгрессмены этот запрос отклоняют. Они считают, что, раз уж вы родили ребенка, вся ответственность за него должна лежать на вас, а не на государстве. И что растить детей в казенных условиях - значит вредить им. И в чем-то они, безусловно, правы.

У нас же в стране детские сады появились в качестве "средства раскрепощения трудящейся женщины-матери" и всегда считались благом. Хотя недостатков у пребывания в этих учреждениях много, а достоинство одно - то же самое: они позволяют женщине (у которой нет денег на няню) выйти на работу.

И когда мать тащит ребенка в сад и сдает воспитателю, она иногда-таки чувствует себя злой мачехой, которая бросает падчерицу в лесу на съедение волкам. И неспроста. Садик - не лучшее место для ребенка, особенно если ходить туда он не хочет.

Так что делать, если ребенок не хочет идти в детский сад ? И никакие "хоть на часик", "мама тебя скоро заберет" не действуют. Правильный ответ только один - не водить его в садик.

И на этом повествование можно было бы заканчивать.

Если бы не вопрос: а почему он не хочет идти в садик ? Миллионы детишек бегут туда вприпрыжку, а когда в конце дня за ними приходит мама, они гонят ее прочь со словами "я еще побегаю". И тут именно ваш ребенок садик невзлюбил. Есть повод задуматься и выяснить причину.

Почему ребенок не хочет идти в детский сад

Вариантов несколько.

  1. У ребенка что-то вроде социофобии. Он избегает новых мест, новых людей, не идет на контакт с детьми, опасается новых территорий.
  2. Возможно, проблема посерьзнее: у ребенка аутические проблемы. Ребенок погружен в себя и в принципе боится любых перемен.
  3. Имеет место нездоровая, даже патологическая привязанность к матери. Вплоть до того, что, когда родители уходят далеко, у ребенка поднимается температура. Такие дети, что называется, до школы спят с мамой в одной кровати и держат ее за ручку.
  4. У ребенка отставание в развитии. Считается, что отправлять детей в детский сад лучше не раньше трех лет. А в пять лет во многих странах это и вовсе считается обязательным. Можно сказать, что родителям настойчиво, до принуждения рекомендуют отдать ребенка в детсад и даже не берут потом без этого в школу. Так вот, у 4-5-летнего ("по паспорту") ребенка вполне может быть психика трехлетки. Отсюда и проблемы с социализацией. Ведь у совсем маленьких детей, например, запросто может не быть друзей - для того, чтобы дружить, заводить отношения, хоть как-то общаться, нужно созреть для этого психологически.
  5. Ребенок очень тревожный, несамостоятельный, подвержен страхам. Он не только боится, но и не знает, как себя вести в незнакомой обстановке. Причиной тут может быть гиперопека, которой его окружили в семье, где все делают за него, а сам он даже шнурки себе не может завязать.
  6. У некоторых детей на фоне тревожности такой слабый иммунитет, что они могут даже не рыдать, когда их будят в садик, - они сразу заболевают.

Что с этим делать?

Во-первых, не считать, что вот сегодня дите плачет и не хочет идти в сад, а завтра "стерпится-слюбится" и "все наладится". Не люблю эти выражения. Раз у ребенка есть проблема, раз его психика сопротивляется, значит, решить эту проблему можно либо обратившись к специалисту (к детскому неврологу, психологу, психотерапевту), либо поломав его психику.

И если он уже не плачет, а покорно одевается и плетется в садик - это не значит, что он привык. Это значит, что у него нет сил бороться с обстоятельствами. Он практически в заложниках у родителей и просто потерял способность им противостоять.

Так что настоятельно советую: если заметили один из тревожных симптомов - обратитесь к профессиональному психологу. Некоторые случаи требуют внимания, изучения и лечения. И вполне вероятно, что после вмешательства специалиста, разобравшись со своими проблемами, ребенок с удовольствием будет ходить в сад. Но вам в любом случае надо ему помочь.

Как отдавать ребенка в детский сад: инструкция для родителей

Что надо сделать обязательно, если перед первым походом в садик у вас все более-менее нормально, но есть легкое волнение:

  • взять отпуск на две недели (в крайнем случае нанять няню или привлечь бабушку);
  • договориться в детском саду, чтобы первое время (допустим, первую неделю) у вас была возможность оставаться на территории детского сада, и, как только ваш ребенок начинает сиротливо оглядываться, мама тут же выходит из-за угла;
  • вторую неделю пребывания ребенка в детском саду тоже лучше далеко от него не отходить - не сидеть в садике, но находится где-то совсем рядом;
  • первое время (от недели до двух) оставляйте ребенка в саду только до обеда, за этот срок он полностью адаптируется.

И всегда, а не только первые две недели, пожалуйста, помните, что дети воспринимают мир через взрослых и их оценку. И детский сад тут не исключение. Как только вы начинаете дергаться, садик начинает ассоциироваться с вашим напряжением и "нервами".

А если по утрам в доме сущий ад, если вы каждый раз орете что-то вроде: "Опять проспали! Вставай скорее! Опаздываем! Одевайся! Где колготки? Ты можешь побыстрее или ты хочешь, чтоб меня с работы выгнали за опоздания?". В этом случае ребенок, конечно, будет воспринимать садик как что-то проблемное и ужасное.

О том, как важно заранее приготовить одежду и вовремя вставать, думаю, напоминать не стоит.

Но попробуйте к тому же настроиться положительно и, собираясь в садик и по дороге туда, излучать спокойствие и любовь. Расскажите, как вы завидуете тому, что он идет в сад, а вы, как лох, туда пойти не можете, ведь вы уже выросли и поэтому вынуждены идти на работу. (И ни в коем случае не надо говорить, что ходить в садик - это его работа. Никакая это не работа! Это игра, прогулки, песни, танцы и прочее.)

Да, и не забывайте вовремя забрать ребенка из сада. Потому что, даже если он благополучно провел там день, если всех уже забрали, а за ним никак не приходят, он еще подумает, идти ли туда завтра.

Ну, и последнее про причины, по которым дети не хотят идти в садик, и способы разобраться с этим. Если ваш ребенок здоров, весел, любопытен, жизнерадостен, но не хочет идти в сад - оставьте его в покое: он просто не хочет туда идти.

Придумайте что-нибудь. Найдите способ не превращать детство вашего ребенка в постоянный стресс. Ведь если он так сопротивляется, а вы, пользуясь его зависимостью от вас, ломаете его волю и плюете на его желания - вы уже в раннем возрасте формируете у него неполноценную психику.

И более того: закладываете вероятность развития неврозов и психозов, страхов и тревожности, энуреза и астмы, тиков и диатеза.

Хотя, конечно, может, и обойдется. Вы хотите проверить?

Михаил Лабковский

Купить эту книгу

Комментировать статью "Отдавать ли ребенка в детский сад"

Адаптация в саду. -- посиделки. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями Расскажите, пожалуйста, а как у вас происходит/происходила адаптация к детскому саду? запихиваете в группу и пусть там орет...

Обсуждение

Кстати, если мой шел с каким-то делом, то шел намного охотнее. Ему нужно было обоснование того, зачем туда вообще ходить нужно...
Тут от контакта с воспитателем много зависит. У нас в одном из садиков они через день работали, к одной шел охотно, а к другой приходилось уговаривать.

А зачем запихивать? Там же так интересно, куча игрушек.
Я своего привела и оставила в первый день до обеда, во второй - после сна забрала, в третий на весь день. Потому как маме работать надо. До трех лет он с няней сидел. (Считаю, что до трех лет сад ребенку не нужен.) На четвертый день всплакнул немного, но его сразу воспитатель отвлекла. Еще пару дней так, и плакать вообще перестал.
А еще у нас первый час была дежурная группа. Каждый день разная. Как он это любил! Особенно ему нравилось в подготовительной группе этот час проводить - там самые интересные игрушки.

Поделитесь опытом. Детские сады. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и Поделитесь опытом. Писала тут некоторое время назад о тяжелой адаптации дочери в детсаду; процесс идет, теперь новый вопрос - к тем, у кого дети сначала...

Обсуждение

Что-то придумать, что будет сразу после сна. Например вы придете с подарком. Но только именно после сна, потому что до сна "мама не успеет купить" и т.п. Потом трансформировать это в идею, что мама работает пока она спит в саду.

Я после очередного двухнедельного больничного привела в сад, забирать пришла после обеда (он максимум там обедал),а воспитатель и говорит,что он сам уже разделся, видимо со всеми за компанию, растерялся, наверное, после перерыва. Решили оставить. С тех пор спит там.
Но мы про сон даже не говорили ни разу, а вот про предложение остаться на полдник сразу истерику закатывает. Так что пока жду.
Если просто не показываться, может,тоже со всеми за компанию пойдет?

Тяжелая адаптация к детскому саду.. Образование. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое развитие ребенка от 3 до 7 лет.

Обсуждение

у меня старшая такая, рыдала постоянно в саду, начинали ходить и бросали, делали заходы в 3, 4 и в 5 лет, с 5-ти пошла, потому что некуда было отступать, она плакала постоянно до конца сада, рыдала не только перед входом в сад, но и в саду, ничего там не ела, болеть стала, ужас короче. Младший пошел с 2.5 сразу на полный день, плакал дня два от силы, ел и спал всегда первый, больше и лучше всех))) постоянно приходил с медалями - первому, кто уснул) или - тому, кто все съел и попросил добавки) А в группе у него есть мальчик, который уже третий год рыдает каждое утро, да такими слезами обливается и висит на маме, что смотреть страшно и после ее ухода не сразу в себя приходит.

Попробуйте перерыв сделать - месяца 2 (если есть возможность)...потом чуть подзабудет и будет постарше - может уже по-другому на сад посмотреть.
Если так же и будет плакать, то попробовать поменять группу или садик - возможно не нашёл контакт с воспитателем или она с ним - всё бывает. Если не получается в этом году - отложить садик на 1 год - у меня в 3 сын шёл с плачем - отложила на год. В 4 пошел вообще без проблем - сразу втянулся в игру. С дочкой в 2 года ГКП не пошла - за год пытались несколько раз начинать ходить: сначала с интересом, затем постепенно всё хуже и хуже, пока даже в сторону сада без истерики идти не могла. 2 раза делала перерыв - не особо помогло. Сейчас уже стала старше - надеюсь, что должна пойти с 1 сентября нормально. Если не адаптируется - буду переводить. Потому что ребенок очень контактный, любит детей...считаю что проблема в воспитателе.
Я тоже не выдерживаю рыдающего ребенка. 1-2 дня может ребенок адаптироваться сложно, но если неделю рыдает - значит не нужно ему туда.

Адаптация в дет. саду. Детсад. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни Адаптация в дет. саду. подскажите, пожалуйста, кто прошел или проходит период адаптации к детскому саду. У кого-то есть похожая реакция...

Обсуждение

У нас тоже самое было, ночью орал как невминяемый, аж страшно стало. Сходили к врачу, прописали Тенотен детский и он реально помог, во всяком случае ночь спим и истерить стал меньше

Дочка плакала каждую ночь - недели 2 наверное (с 1 сентября ходим в сад). Обычно у нее такие ночные плачи случались 1-2 раза в месяц, а тут каждую ночь, но по 1 разу и вполне хватало мне подойти, одеялком укрыть, пообещать принести молочка;))

Думала, что если продолжится - буду давать че-нить успокоительное. Но сейчас уже прошло все.

Детские сады и дошкольное образование: развитие речи, логопед, воспитатель, подготовка к школе. Обращаюсь к тем у кого уже позади период адаптации к детскому саду. Что имеем: мальчик 3 года с непростым характером.

Обсуждение

Есть дети, которым сад не на пользу, но это не означает, что их необходимо лечить. Мой сын в сад не ходил. Он не демонстрировал своё отношение, но мне было очевидно, что нахождение в саду очень напрягает (разрушает) его нервную систему.
Тики -это серьёзная вещь, они появляются быстро, а избавиться от них очень не просто. Я бы перестала водить ребенка в сад.
В сад ходят либо по большой необходимости, либо по желанию ребенка и только во втором случае сад приносит пользу.

Дело не в адаптации - это НЕ ВАШ сад. (Имхо, судя по описанному - и ничей вообще:((.
Про адаптацию и как лучше имеет смысл говорить, когда крики/ор - с утра при расставании с мамой. Если восп-ли готовы пройти вместе с ребенком этот путь адаптации и сделать его максимально легким; когда крики/ор - не вся группа, а отдельные высокочувствительные и консервативные дети.
А как можно представить сад в позитивном ключе, если восп-ли орут, игровых занятий не провдится (видимо) - пока я никаких плюсов для ребенка в таком саду не увидела.

Да,садов не хватает, да кто-то ходит и в такие сады - не значит, что эти дети лучше адаптируются, а просто "проще" смиряются.
Судя по всему, конкретно для вашего ребенка этот сад может иметь оч серьезные последствия,на которые потом денег не хватит:(
В общем, всеми правдами/непрвдами либо искать способы перевода в другой сад, либо другие варианты.

Что делать?. Детские сады. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое развитие ребенка от 3 до 7 лет. Раздел: Детские сады (психологи ребенок ночью кричит адаптация к саду).

Обсуждение

Мой лунатить стал после одной недели в саду, а девочка также кричала, вот "веселуха" была.Сейчас прошло спустя два месяца.Я сама то в школу когда пошла, долго лунатила, перегрелась нервная система.Давала успокаивающие детские капельки на ночь.

Попробуйте забирать до сна. Я тоже думаю, что за 10 дней адаптироваться к саду нереально.

Это у нее адаптация к саду или она в принципе не может туда ходить? Что я как мама возможно делаю не так? То есть терпеть и ждать или что? Безусловно, в пребывании ребенка в детском саду есть и свои плюсы, отмечают детские психологи на страницах газеты «Новые Известия».

Обсуждение

"В пребывании ребенка в детском саду, безусловно, есть свои плюсы. Так, в коллективе малыш учится общаться со сверстниками, ребенок привыкает соблюдать режим дня, вовремя кушать и ложиться спать. Однако последние исследования ученых показали, как негативно может сказаться на детях посещение детского сада.

По данным ученых, у детей, посещающих детский сад, воспитывающихся приемными родителями и нянями, проблемы с психикой возникают в два раза чаще, чем у тех, кто постоянно находится с родными мамой и папой.
«Малыши очень страдают без родителей. Это может привести к тому, что в будущем такой ребенок будет чувствовать себя лишним в обществе»

К таким выводам пришли ученые из Сингапура, обследовав более 2 тыс. детей в возрасте от 6 до 12 лет. Исследователи обнаружили, что нехватка родительского воспитания приводит к эмоциональным и поведенческим нарушениям (депрессия, тревога, деструктивное и агрессивное поведение).
В частности, дети, лишившиеся матери, а также растущие у матерей-одиночек, разведенных женщин, вдов, страдают психическими нарушениями в три раза чаще, чем остальные дети, передает Reuters.
Эмоциональные и поведенческие проблемы у мальчиков возникают в два раза чаще, чем у девочек. Риск психических нарушений в три раза выше у мальчиков с низким IQ по сравнению с мальчиками, имеющими высокие показатели умственного развития.
В данном исследовании ученые не пытались выяснить причины этих закономерностей. «Возможно, детям не хватает поддержки со стороны родителей, посторонние люди хуже о них заботятся. Все это влияет на психику ребенка», – говорит автор исследования Бернардин Ву.
Исследователям из Сингапура вторят наши специалисты. «Малыши очень страдают без родителей. Это может привести к тому, что в будущем такой ребенок будет чувствовать себя лишним в обществе. Ведь в детстве ему не уделялось достаточно внимания. Его недолюбили. У такой детворы может развиться заниженная самооценка. А бывает наоборот: парень или девушка растут эгоистичными и потом мстят родителям за невнимание», – говорит психолог Елена Химченко в «Газете по-украински».
Безусловно, в пребывании ребенка в детском саду есть и свои плюсы, отмечают детские психологи на страницах газеты «Новые Известия». Так, в коллективе малыш учится общаться со сверстниками, под присмотром воспитателя ребенок соблюдает режим дня, вовремя кушает и ложится спать.
Самое главное Ученые доказали, что детсады опасны для малышей

В садике с ребенком занимается логопед, музыкальный работник учит петь и танцевать, дети рисуют, лепят, а в старших группах, готовясь к школе, учатся считать и писать. Многие ли современные родители могут себе позволить посвятить весь свой день только занятиям с ребенком?
Но польза детского учреждения, как мы видим, носит скорее прикладной характер, и открытие сингапурских психологов, возможно, многих родителей заставит задуматься, отдавать ли чадо в детский садик.
Радует то, что в настоящее время у родителей есть выбор: малыша можно отправить в детсад раньше или позже – в три года или в пять, детсад может быть районным или частным, а для домашних детей существует большое количество разнообразных детских коллективов, где можно и получить развитие, и найти друзей-сверстников." Статья из сегодняшней газеты (но мне почему-то думается, что это в связи с нехваткой дошкольных учреждений заказ).

Конечно адаптация.
Есть три степени адаптации: 1ст. - адаптируется в течение 1 мес., может заболеть, сон и аппетит не нарушаются; 2ст. - адаптируется 3 мес., может болеть, аппетит не нарушен, сон может быть нарушен; 3ст. - адаптация 6 мес., часто и тяжело болеет, могут быть нарушены сон и аппетит.
Закаливание и Ваш оптимистичный настрой могут все изменить!
Мое личное мнение, что сад необходим.
Я 5 лет тестировала детей перед школой: дети, которые ходили в сад тесты выполняли (кто-то лучше, кто-то хуже, но выполняли), а дети, которые сад не посещали (ходили на развивалки и подготовительные курсы к школе) тесты не выполняли. Тесты не сложные - на мелкую моторику, внимание и память. Может и бывают исключения, но мне не попадались, к сожалению.
Плюс социальное развитие, которое никакие курсы не обеспечат.
Но повторюсь - это лично мое мнение.

Детская возрастная психология: поведение ребенка, страхи, капризы, истерики. Прошу откликнуться родителей, педагогов, специалистов по детской психологии, врачей - педиатров по дошкольному возрасту с советом, как лучше адаптировать ребёнка к детскому саду...

Обсуждение

Если Вы знаете причину, то ее легко устранить. Если Вы не знаете, почему девочка отказывается ходить в сад, обратитесь к психологу. Используя специальные проективные методики (не задавая прямых вопросов), психолог быстро выяснит, в чем дело. Прочитайте также мое сообщение "Я работаю психологом в детском саду..."

Привет!
Мы отдали своего сына рано, в 2 года 3 месяца. Причем, поскольку мы родители либеральные и неопытные:), то мы с ним вместе привыкали к садику очень постепенно. Первую неделю мы с ним сидели по два-три часа, пока он не ляжет спать. Потом я уезжал на работу. Он рыдал, не хотел идти. Однажды я ушел рано (часов в 10), он прорыдал весь день, так что мне пришлось с работы уезжать после обеда и забирать его. Придя в садик, он сидел у меня на коленях и смотрел, как играют дети, но ни в какую не хотел идти играть сам.
Потом, постепенно (даже очень постепенно:)), он стал отходить от меня чуть-чуть. Я демонстративно разговаривал с воспитателями, говорил, что это наши друзья, что они любят Рому, чтобы он почувствовал, что им можно доверять. Потом, я стал ухолить рано. Воспитательница брала его на руки, он орал, но, потом (как говорили) успокаивался, хотя бастовал по разным поводам - отказывался есть, спать и т.д. Потом (через 2-3 месяца) он, наконец, стал спокойно отпускать, даже сам шел закрывать за мной дверь.
Теперь Рома отходил уже почти год, садик свой любит (мы все называем его садик "работой", чем он очень гордится). У него появились друзья, он просто стал постарше и появились какие-то интересы, которые он разделяет с ребятами в саду.
Так что мораль сей басни такова - сначала будет непросто, но зато потом все окупится сполна. Главное не затягивать процесс и все получится.



Загрузка...