paradisemc.ru

Серия занятий для развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста. Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста «Какие разные эмоции

Анастасия Пьянкова
Конспект открытого занятие по эмоциональному развитию в старшей группе «В царстве эмоций»

«В царстве эмоций »

Цель : помочь старшим дошкольникам научиться управлять своими эмоциями , препятствующими нормальному психоэмоциональному самочувствию и общению со сверстниками.

Задачи :

Создать положительный эмоциональный микроклимат в группе ,

активизировать детей на предстоящую деятельность;

Снять эмоциональное и мышечное напряжение, снизить тревогу, неуверенность в себе;

Продолжать развивать эмоциональную сферу ребёнка , его способность к рефлексии, мелкой моторики, воображения и творческих проявлений дошкольников;

Формировать коммуникативные навыки и активизировать словарь детей.

Обогащать представления детей о мотивационной подготовке к школьному обучению;

Методическое обеспечение :

CD-диск с релаксационной музыкой;

Разноцветные мешочки из ткани,

Пиктограммы, разных эмоциональных состояний ;

Методы и приёмы :

релаксация;

психогимнастика;

психологические игры и упражнения;

зрительная и дыхательная гимнастика.

Литература :

1. Кряжева Н. Л. Мир детских эмоций . Дети 5-7 лет. Ярославль : Академия развития , 2001.-160с.: ил.

2. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников . Занятия . Игры. –АРКТИ, 2003.-48.

3. Маралов В. Г., Фролова Л. П. Коррекция личностного развития дошкольников . – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.

4. Филлипова Ю. В. Общение. Дети 7-10 лет. - Ярославль : Академия развития , 2002.-144.: ил.

5. Я-Ты-Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников / Сост .: О. Л. Князева. – М.: Мозайка-Синтез, 2003.-168с.

Ход занятия:

Педагог :

2. Ритуал вхождения. (звучит спокойная музыка)

Сегодня мы отправляемся в сказочную страну под названием «Царство эмоций » и войти в нее нам поможет «волшебный цветок» . Детям предлагается встать вокруг волшебного цветка, чтобы немешать друг другу, протянуть над ним руки, закрыть глаза и попросить цветок пропустить нас в сказочную страну.

Глубоко вдохните и полностью выдохните. Волшебный цветок несет нас по морю «Радости» , он дает нам силу, уверенность. Еще раз вдохните и выдохните. Тот, кто уже почувствовал в себе силу волшебного цветка, может открыть глаза , сделать глубокий вдох и выдох, расправить плечи.

Наш волшебный цветок привел нас в «Царство эмоций » , здесь нас ожидают разные игры и задания. Не мешая друг другу, дети отходят в сторону, и садятся в круг на стулья.

Посмотрите, какой красивый мешочек нам оставили жители сказочной страны. Это мешочек настроений, он расскажет нам какие эмоции , и настроение бывают у жителей сказочного царства .

Педагог :Давайте посмотрим, что же там внутри.

эмоцию это могло бы выражать)

Это мешочек не обычный, он с заданием. 1.«Мимическая гимнастика»

А вы можете показать сейчас, своё настроение своим выражением лица, своими эмоциями ?

Сейчас я предлагаю, потренировать свои эмоции ? Я буду вам давать задания, а вы его выполнять.

Упражнение «Тренируем эмоции »

1. Нахмурьтесь, как

осенняя грозовая туча;

как рассерженный человек;

как злая волшебница.

2. Улыбнитесь, как

кот на солнце;

как самый счастливый человек на свете;

как летний солнечный денек;

как хитрая лиса.

3. Разозлитесь, так

как ребенок, у которого отняли любимую игрушку;

как человек, которого ударили.

4. Испугайтесь, как

заяц, увидевший волка;

как котенок, на которого лает собака;

как ребёнок, потерявшийся в лесу.

5. Устаньте, как

папа после работы;

как человек, поднявший тяжелый груз;

как муравей, притащивший большую соломинку.

6. Отдохните, как

путник, прошедший длинный путь;

как ребёнок, который много потрудился;

как уставший воин после победы.

7. Засмейтесь самым счастливым смехом.

8. Удивитесь так, как будто вы увидели чудо.

Педагог :

Ребёнок не глядя вынимает из волшебного мешочка. Маленький мешочек определённого цвет. Звучит музыка, характеризующая этот цвет.

Какого цвета мешочек? Как ты думаешь, какое у него настроение? (ребёнок, опираясь на цвет и музыку, определяет, какую эмоцию это могло бы выражать)

2. Это мешочек тоже не обычный, он рассказал мне что сегодня Настя сидела одна раздевалке. (СЛАЙД) посмотрите, какое у неё настроение? (ответы детей)

Потом к ней подошёл Максим и настроение её изменилось (СЛАЙД)

Как вы думаете, почему произошло такое чудо? (Ответы детей)

Педагог :

Ну, молодцы! Давайте вытащим следующий мешочек.

Ребёнок не глядя вынимает из волшебного мешочка. Маленький мешочек определённого цвет. Звучит музыка, характеризующая этот цвет.

Какого цвета мешочек? Как ты думаешь, какое у него настроение? (ребёнок, опираясь на цвет и музыку, определяет, какую эмоцию это могло бы выражать)

Это мешочек не обычный, это 3.«Мешочек-Угадай-ка»

(робота с пиктограммами радость, удивление, злость, грусть, страх. Последовательно дети вытягивают по одной пиктограмме и задаются следующие вопросы)

Какое настроение здесь изображено?

По каким признакам его узнали?

Что вам помогло различить настроения? (перечисляются различные мимические признаки)

Молодцы ребята вы хорошо различаете настроения, но ведь мы узнаём настроение не только по мимике, но и по интонации голоса. Давайте попробуем сказать фразу «Маша ела кашу» с разными эмоциями , а значит используя соответствующую мимику и интонацию. (Последовательно дети вытягивают по одной пиктограмме и выполняют задание)

Педагог :

Ну, молодцы! Давайте вытащим следующий мешочек.

Ребёнок не глядя вынимает из волшебного мешочка. Маленький мешочек определённого цвет. Звучит музыка, характеризующая этот цвет.

Какого цвета мешочек? Как ты думаешь, какое у него настроение? (ребёнок, опираясь на цвет и музыку, определяет, какую эмоцию это могло бы выражать)

Это мешочек не обычный, этот 4. Мешочек с игрой.

Жители «Царства эмоций » любят играть в игры и у них есть любимая игра Психогимнастика «Солнышко и тучка» . в которую мы сейчас с вами поиграем (звучит аудиозапись) .

Представим, что мы сидим на зеленой лужайке - сесть на пол.

Светит солнышко, греет наше личико - поднять голову вверх, глазки закрыть.

Солнце зашло за тучку, стало прохладно - сжаться в комок, чтобы согреться.

Солнце вышло из-за тучки. Жарко - расслабиться - разморило на солнце.

Травка на лужайке высокая - встать на коленки.

Давайте погладим травку, какая она мягкая, нежная - Поворот верхней части корпуса слева направо и обратно. Одновременно с корпусом двигаются руки : та, которая идет первой - ладонью вверх, вторая - ладонью вниз.

А теперь нарисуем солнышко - Корпус прямо. Руки, согнутые полукругом, рисуют в воздухе круг 3 раза. Корпус поворачивается вправо, руки повторяют тоже движение, корпус поворачивается влево, руки повторяют тоже движение.

Упражнение «Три настроения»

Ребята, жители царства рассказали , что у них бывает разное настроение, оно зависит от мыслей, когда мысли чистые светлые они чувствует себя спокойно, хорошо, уверенно. В это время их настроение похоже на небо, и мысли у них ясные и чистые (загораются огни на звездном небе) .

Кода в голову приходят отличные идеи, жители царства радуется , удивляются настроение - бывает прекрасным, радостным и мысли становятся яркими, блестящими (огни на звездном небе переливаются) .

Но бывает, что жители злятся, грустят, обижаются, им плохо – мысли становятся мутными, серыми (звездное небо гаснет) .

Бывает ли у нас грустное, плохое настроение?

Что мы делаем, чтобы победить грусть? (ответы детей)

Упражнение «Волшебный мешочек с обидами»

Ребята, а вы представляете, оказывается эти мешочки, которые вы себе выбрали - не простые, а волшебные. Все свои обиды, злость, капризы, плохое настроение можно положить в него. Затем нужно мешочек крепко завязать, и все ваши отрицательные эмоции останутся в нем . Давайте попробуем?

А теперь ваши маленькие мешочки положим в большой, и его тоже завяжем, чтоб наши отрицательные эмоции навсегда остались там и никогда нас больше не посещали, так ведь, ребята? Пусть у нас всегда будут только хорошее настроение, и только положительные эмоции ! Вы согласны со мной? Педагог :

Ну что, ребята наше занятие подходит к концу . Вам понравилось, то чем мы сегодня занимались на занятии ? А что именно понравилось?

(Ответы детей)

А я вам предлагаю, поиграть ещё в прощальную игру. Вы готовы?

Прощальная игра :

А вот и прощальная игра…

Нам занятие заканчивать пора ,

А мы надеемся, на то, что оно,

Много положительных эмоций –

Для всех нас, принесло!

А нам с тобой, пришёл черёд,

Сыграть в игру «НАОБОРОТ» .

Слово я скажу : ВЫСОКО,

А ты ответишь : НИЗКО.

Скажу я слово : ДАЛЕКО,

А ты ответишь : ….

Скажу я слово : ПОТОЛОК,

А ты ответишь : ….

Слово я скажу : ПОТЕРЯЛ,

И скажешь ты : …

Скажу тебе я слово : ТРУС,

Ответишь ты : ХРАБРЕЦ.

Теперь НАЧАЛО, я скажу, -

НУ а ты, отвечай : …КОНЕЦ!

психологические упражнения для тренингов

Серия занятий для развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

Для развития эмоциональной сферы у детей желательно вместе с игровыми занятиями проводить и познавательные, на которых, используя разнообразные методические приемы, знакомить детей с эмоциями.

Мы разработали серию занятий, которые являются частью работы по развитию эмоциональной сферы ребенка старшего дошкольного возраста. На занятиях дети проживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, а также с культурным наследием человечества (литературой, живописью, музыкой).

Ценность таких занятий заключается в следующем:

  • у детей расширяется круг понимаемых эмоций;
  • они начинают глубже понимать себя и других;
  • у них чаще наблюдаются эмпатийные проявления по отношению к окружающим.

При составлении занятий мы предусматривали знакомство только с пятью эмоциями. Знания, посвященные другим эмоциям, также важны для развития детей. Поэтому мы всячески приветствуем творчество практиков в составлении занятий по знакомству с другими эмоциями.

Занятия желательно проводить один раз в неделю со всеми детьми. Они разбиты на разделы. В первый раздел входят занятия, на которых детей знакомят с эмоциями. На занятиях второго раздела углубляются эти знания. Занятия третьего раздела служат для закрепления знаний, полученных на предыдущих занятиях.

I раздел

Цель занятий 1 раздела:

  • познакомить детей с эмоциями: радостью, горем, гневом, страхом, удивлением;
  • учить детей различать эмоции по схематическим изображениям; учить понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом;
  • продолжать учить детей передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; продолжать учить слушать и понимать музыкальные произведения; развивать эмпатию.

Занятие 1. Радость.

1. Прослушивание пьесы П.И. Чайковского «Новая кукла»

Вопросы к детям:

  • О чем вы думали, когда слушали музыку?
  • Что чувствовали?
  • Что хочется делать под такую музыку?

2. Повторное прослушивание музыкального произведения

Детям предлагается представить, что им подарили новую куклу или другую игрушку, и потанцевать под эту музыку. По окончании музыки обратить внимание детей на то, какие у них были лица, как они двигались. Объяснить, что так они выражали радость.

3. Беседа

Сделать акцент на том, что все дети во время танца выражали свою радость по-своему. Спросить, от чего зависит, как человек выражает свою радость. Во время беседы подвести детей к выводу о том, что степень выражения радости зависит от человека, его особенностей и от самого события.

4. Рисование на тему «Радость»

Предложить желающим рассказать о своем рисунке.

Придумать название альбома, который можно сделать из детских рисунков после занятия.

5. Ответы детей на вопрос:

– Радость – это когда все радуются. Бывает радость большая, а бывает маленькая. Маленькая – это когда у одного, а большая – когда у всех.

– Радость – это когда праздник.

– Радость – когда никто не плачет. Ни один человек.

– Радость – когда нет войны.

– У моей бабушки болит сердце. А когда не болит, мы с ней вместе радуемся.

– Радость – это я! Потому что мама говорит: «Ты моя радость!»

(М. Потоцкая «Что такое радость»)

6. Хоровод

Детям предлагается встать в хоровод и всем вместе порадоваться хорошей песне «Вместе весело шагать...» (муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского).

Занятие 2. Горе.

1. Прослушивание двух музыкальных пьес С. Майкапара «Тревожная минута» и «Раздумье».

Вопросы к детям:

  • Каков характер этих пьес?
  • Похожи ли они между собой?

Детям предлагается охарактеризовать первое музыкальное произведение, затем – второе.

2. Беседа по сказкам: «Теремок», «Заюшкина избушка», «Краденое солнце», «Волк и семеро козлят».

Предлагается вспомнить:

  • Когда герои этих сказок переживали горе?
  • Как они справились с горем?

3. Чтение отрывков из сказки К.И. Чуковского «Федорино горе»

4. Драматизация ситуации «Пропала собака»

Один ребенок исполняет роль хозяина пропавшей собаки, а дети успокаивают его, каждый по-своему.

После драматизации спросить у ребенка, исполнявшего роль хозяина:

  • Что ты чувствовал, когда тебя успокаивали?
  • Кто лучше всех тебя успокоил?

Занятие 3. Гнев

1. Чтение отрывков из произведения К.И.Чуковского «Мойдодыр», где автор описывает гнев Умывальника и Крокодила.

Вопросы к детям:

  • Почему рассердились Умывальник и Крокодил?
  • Как описал автор гнев Умывальника?
  • Как описал автор гнев Крокодила?

Рассматривание иллюстраций художника А.М. Алянского, на которых изображены сердитые Умывальник и Крокодил.

Детям предлагается рассказать, как художник передал гнев героев.

2. Драматизация отрывка из сказки Л.Н. Толстого «Три медведя»

Дети разыгрывают эпизод, где описывается, как сердятся медведи, узнав о том, что кто-то пользовался их вещами.

Обращается внимание детей на то, как по-разному выражают гнев медвежонок, медведица и медведь.

3. Рассказы детей о ситуациях, когда они сердились, гневались, злились

4. Упражнение «Зеркало»

Детям предлагается изобразить перед зеркалом свой гнев.

5. Рисование гнева

Предложить детям цветовым пятном изобразить свой гнев.

Рассмотреть с детьми рисунки. Обратить внимание на цветовую передачу гнева, отметить схожесть и отличия в изображениях гнева детьми.

Занятие 4. Страх

1. Игра «Гуси-лебеди»

Дети гуляют по помещению, представляя, что они находятся на цветущей полянке. Когда ведущий подает сигнал тревоги, дети прячутся за стульчики.

Игра повторяется несколько раз.

2. Упражнение «Найди пиктограмму»

Дети выбирают пиктограмму страха из заранее подготовленных.

Сопоставить выбор детей с тем чувством, которое они переживали, когда прятались от гусей.

Рассмотреть с детьми выбранную ими пиктограмму, обратить внимание на брови, глаза, рот.

3. Обсуждение с детьми поговорки «У страха глаза велики». Отметить прямой и скрытый смысл поговорки

Вопрос к детям: – Пугались ли вы когда-нибудь так, что причина страха вам казалась значительно страшнее, чем было на самом деле?

4. Чтение отрывка из сказки С. Михалкова «Три поросенка» (эпизод, в котором описывается, как поросята убегают от волка и дрожат от страха)

Вопрос к детям: – Почему Наф-Наф не боялся страшного волка?

  1. Рисование на тему «Наф-Наф не боится страшного волка».
  2. Предложить детям нарисовать эпизод из сказки С. Михалкова «Три поросенка».

Рассмотреть рисунки детей. Обратить внимание на особенности изображения смелого поросенка.

Занятие 5. Удивление

1. Чтение отрывка из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане...» (об удивительных чудесах на острове у князя Гвидона)

  • Какие чудеса описывает автор?
  • Почему все эти чудеса так удивляли и привлекали людей?

Детям предлагается сочинить письмо, которое можно было бы послать князю Гвидону, рассказать в нем об удивительных вещах, которые встречались детям, или об удивительных случаях, которые с ними происходили.

2. Упражнение «Зеркало»

Предложить детям посмотреть в зеркало, представить себе, что там отразилось что-то сказочное, и удивиться.

Обратить внимание детей на то, что каждый человек удивляется по-своему, но, несмотря на разницу, в выражениях удивления всегда есть что-то похожее.

Вопрос: – Что общего в том, как вы изображали удивление?

3. Игра «Фантазии»

Предлагается детям продолжить начало удивительных приключений:

  • К нам пришел слон...
  • Мы оказались на другой планете...
  • Внезапно исчезли все взрослые...
  • Волшебник ночью поменял все вывески на магазинах...

II раздел

Цель занятий II раздела:

  • продолжать знакомство детей с эмоциями радости, горя, гнева, страха и удивления;
  • закрепить полученные на предыдущих занятиях знания и умения;
  • расширить представления детей об эмоциях, предлагая их сравнивать;
  • продолжать развивать эмпатию, воображение.

Занятие 1. Радость и горе

1. Знакомство с гномами

К детям в гости пришли гномы Кирюша и Антоша. Один гном радостный, а другой – грустный. Одеты гномы одинаково.

Гномы знакомятся с детьми. Вопросы к детям:

  • Чем похожи гномы?
  • Чем отличаются?
  • Как вы думаете, что могло огорчить Кирюшу?
  • Что могло обрадовать Антошу?

2. Литературные загадки

Дети делятся на две группы. Одну возглавляет Кирюша, другую – Антоша. Группам по очереди предлагаются радостные и грустные отрывки из сказок. Кирюшина (грустного клоуна) команда поднимает руку, когда прочитают радостный отрывок, Анто-шина (радостного клоуна) команда реагирует на грустный отрывок.

Литературные отрывки:

  • Туча по небу идет, Бочка по морю плывет. Словно горькая вдовица, Плачет, бьется в ней царица... (А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»)
  • Свадьбу тотчас учинили, И с невестою своей обвенчался Елисей, И никто с начала мира не видал такого пира, Я там был, мед, пиво пил, Да усы лишь обмочил. (А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне...»)
  • Приехала Василиса Премудрая домой, хватилась – нет лягушачьей кожи! Бросилась она искать ее. Искала, искала – не нашла и говорит Ивану-царевичу: – Ах, Иван-царевич, что же ты наделал! Если бы ты еще три дня подождал, я бы вечно твоею была. А теперь прощай, ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в подсолнечном государстве, у Кощея Бессмертного (Русская народная сказка «Царевна-лягушка»)
  • Пошел Иван-царевич в Кощеевы палаты. Вышла тут к нему Василиса Премудрая и говорит: – Ну, Иван-царевич, сумел ты меня найти, теперь я весь век твоя буду! Выбрал Иван-царевич лучшего скакуна из Кощеевой конюшни, сел на него с Василисой Премудрой и воротился в свое царство-государство. И стали они жить дружно, в любви и согласии. (Русская народная сказка «Царевна-лягушка»)
  • Иванушка говорит: – Сестрица Аленушка, мочи нет, напьюсь я из копытца! – Не пей, братец, козленочком станешь! Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца. Напился и стал козленочком... Зовет Аленушка братца, а вместо Иванушки бежит за ней беленький козленочек. Залилась Аленушка слезами, села под стожок – и плачет, а козленочек возле нее скачет. (Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
  • Собрали народ, пошли на реку, закинули сети шелковые и вытащили Аленушку на берег. Отрезали камень с шеи, окунули ее в ключевую воду, одели ее в нарядное платье. Аленушка ожила и стала краше, чем была. А козленочек от радости три раза перекинулся через голову и обернулся мальчиком Иванушкой. (Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

Выигрывает та команда, которая дружно и быстро поднимает руки и не ошибается.

3. Рисование гномов

Предложить детям нарисовать портреты Кирюши и Антоши. Когда дети закончат рисовать, подарить портреты гномам.

Обратить внимание детей на то, что Кирюша улыбается.

4. Хоровод

Дети вместе с гномами водят хоровод.

5. Прощание

Дети прощаются с гномами, а Кирюша обещает чаще улыбаться.

Занятие 2. Радость и гнев

1. Беседа с детьми по русским народным сказкам «Лиса и журавль», «Мужик и медведь» (предварительно прочитать детям эти сказки)

  • Чем вызвано чувство гнева у героев сказки «Лиса и журавль»?
  • Чем вызвано чувство радости?
  • Что разозлило героев сказки «Мужик и медведь»?
  • Что их обрадовало?
  • Как выражали герои обеих сказок гнев и радость?

2. Рассматривание картины «Медвежья семья» (серия «Звучащее слово». – М., 1980г.)

Вопросы к детям:

  • Что изображено на картине?
  • Как вы думаете, какое настроение у медведей?
  • Чему они рады?
  • А какое чувство испытывают пчелы?
  • Почему?

Детям предлагается показать, как сердятся пчелы.

3. Игра «Медведи и пчелы»

Дети делятся на две группы. Одна группа – пчелы, другая – медведи.

Медведи воруют мед у пчел и убегают, а пчелы догоняют их.

Напомнить детям, что медведи, воруя мед, должны радоваться, а пчелы – выражать гнев.

4. Кукольный спектакль «Капризка», сокращенный вариант (Карманенко Т.Н., Карманенко Ю.Г. Кукольный театр дошкольникам. – М., 1982 г.)

Занятие 3. Гнев, удивление

1. Чтение отрывка из стихотворения Н. Екимовой.

По небу плыли облака,
А я на них смотрел.
И два похожих облачка
Найти я захотел.
Я долго всматривался ввысь
И даже щурил глаз,
А что увидел я, то вам
Все расскажу сейчас.

Вдруг по небу грозное
Страшилище летит
И кулаком громадным
Сердито мне грозит.
Ох, испугался я, друзья,
Но ветер мне помог:
Так дунул, что страшилище
Пустилось наутек.
А маленькое облачко
Над озером плывет,

И удивленно облачко
Приоткрывает рот:
– Ой, кто там в глади озера
Пушистенький такой?
Такой мохнатый, мягенький?
Летим, летим со мной!
Так очень долго я играл
И вам хочу сказать,
Что два похожих облачка
Не смог я отыскать.

2. Рисование облаков

Предложить детям нарисовать облака. На одном листе изобразить гневное облако, на другом – удивленное.

3. Выставка рисунков

Вместе с детьми разместить рисунки так, чтобы гневные облака были отделены от облаков, которые удивляются.

Обратить внимание детей на то, как по-разному они изобразили гнев облаков. И удивленные облака тоже отличаются друг от друга.

Найти самое гневное облако и самое удивленное.

4. Игра «Облака»

Дети делятся на две группы. Первая группа изображает гневные облака, вторая – удивляется, глядя на гневные облака. Затем дети меняются ролями.

5. «Произнеси фразу»

Дети, по желанию, произносят любую фразу от имени удивленного или гневного облака.

Занятие 4. Радость, горе, страх

1. Литературные отрывки

Предложить детям прослушать отрывки из произведений К.И. Чуковского.

Во время чтения дети должны изображать соответствующую эмоцию на своем лице.

Отрывки из произведений:

  1. Плачет серый воробей: – Выйди, солнышко, скорей! Нам без солнышка обидно – В поле зернышка не видно.
  2. Но мохнатые боятся: – Где нам с этаким сражаться! Он и грозен и зубаст, Он нам солнца не отдаст!
  3. Рады зайчики и белочки, Рады мальчики и девочки, Обнимают и целуют косолапого: – Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко!
  4. И прибежала зайчиха И закричала: «Аи-Аи! Мой зайчик попал под трамвай!.. И теперь он больной и хромой, Маленький заинька мой!»
  5. Крокодилы в крапиву забилися, И в канаве слоны схоронилися. Только и слышно, Как зубы стучат, Только и видно, Как уши дрожат.
  6. И доктор пришил ему ножки, И заинька прыгает снова. А с ним и зайчиха-мать Тоже пошла танцевать. И смеется она и кричит: «Ну, спасибо тебе, Айболит!»
  • Какие чувства у вас возникали, когда вы слушали эти отрывки?
  • Какие чувства вам было легко передать, а какие – трудно?

Детям предлагается еще раз послушать отрывки, в эмоциональном изображении которых возникли затруднения.

2. Игра «Гномики»

Детям предъявляется плакат с изображениями радостного, испуганного и грустного гномика.

  • С кем из гномиков вам хочется играть?
  • Кто из гномиков испугался прививки?
  • Какой гномик разбил свою любимую чашку?

3. Рассказы детей

Предлагается рассказать о веселых, грустных и страшных случаях из своей жизни.

4. Просмотр диафильма по сказке В. Ливанова «Самый, самый, самый»

Вопросы после просмотра:

  • Когда львенок огорчался?
  • В каком эпизоде сказки львенок испугался?
  • Что заставило львенка радоваться?

Занятие 5. Радость, горе, удивление

1. Этюд «Хорошая погода»

Детям предлагается представить себе теплый солнечный день, зеленую лужайку с яркими цветами, над которыми весело порхают бабочки.

Вопрос: – Какое у вас сейчас настроение?

Затем дети выбирают соответствующую пиктограмму из заранее приготовленных.

2. Этюд «Плохая погода»

Детям предлагается представить себе пасмурное небо, дождь, холодный ветер, взъерошенных воробьев, которые забились под крыши домов.

Вопрос: – Какое у вас настроение?

3. Этюд «Погода изменилась»

Детям предлагается представить себе, как вдруг, неожиданно для всех, закончился дождь и выглянуло яркое солнышко. И это произошло так быстро, что даже воробьи удивились.

Вопрос: – Что с вами произошло, когда вы представили себе такие неожиданные перемены в погоде?

Затем дети выбирают соответствующую пиктограмму.

4. Рисование эмоций

Разделить предварительно детей на группы и предложить им нарисовать цветовыми пятнами эмоции. Одна группа рисует на большом листе бумаги радость, другая – горе, третья – удивление.

«Листы радости, горя и удивления» дети рассматривают и сравнивают (вместе с учителем).

Занятие 6. Радость, страх, удивление

1. Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа»

Вопросы к детям:

  • Что почувствовали Вова и Владик, когда шляпа поползла?
  • Какое чувство возникло у ребят, когда они обнаружили под шляпой кота?
  • Какое чувство пришло на смену удивлению?
  • Как ребята выражали радость?

2. Рисование эпизодов из рассказа Н. Носова «Живая шляпа»

Детям предлагается изобразить эпизод по выбору:

  • мальчики испугались;
  • мальчики удивились, увидев котенка под шляпой;
  • мальчики обрадовались.

3. Обсуждение детских рисунков

Детские рисунки располагают и рассматривают по темам.

Обращается внимание на то, как по-разному дети изображают страх, удивление и радость мальчиков, какие цвета используют для передачи разных эмоций.

4. Рассказы детей

Детям предлагается вспомнить случаи из жизни, когда они сначала испугались, потом удивились, а затем обрадовались.

5. Упражнение «Зеркало»

Предлагается изобразить перед зеркалом ту эмоцию, которая будет названа. А чтобы было легче изобразить названную эмоцию, можно предложить детям вспомнить соответствующие эпизоды из прочитанного рассказа или из собственных воспоминаний.

III раздел

Цель занятий III раздела:

  • закрепить знания об эмоциях;
  • продолжить развитие способности чувствовать настроение в музыке;
  • развивать эмпатию.

Развлечение «Страна сказок»

1. Рассказ о путешествии по стране сказок

Рассказать детям о том, что на их пути будут встречаться сказочные домики, в которых живут герои разных сказок. Сказочные герои будут выходить к детям, если они правильно назовут эмоцию, изображенную на пиктограмме. Пиктограмма будет висеть на двери домика.

2. Первый домик с пиктограммой гнева. Дети называют эмоцию

Из домика выходит злой Карабас и говорит, что у него в театре нет актеров. Он хочет забрать всех детей в театр.

Ведущий предлагает детям изобразить гнев и зло ответить Карабасу Барабасу, что они ни за что не пойдут в его театр.

Это помогает прогнать Карабаса Барабаса и продолжить путешествие.

3. Второй домик с пиктограммой страха. Дети отгадывают эмоцию

Из домика выходит зайчик, который боится лису. Она выгнала его из собственного дома. Вопросы детям:

  • Кто пытался помочь зайчику, но не помог?
  • Почему звери не смогли помочь зайчику?
  • Как пугала лиса зверей?
  • Кто помог зайчику?

Затем предлагается проиграть сценку, в которой петух выгоняет лису. Для этого выбирают детей на роль лисы и петуха. Зайчик благодарит детей, и путешествие продолжается.

4. Третий домик с пиктограммой горя. Дети называют эмоцию

Предлагается рассмотреть картину В.М. Васнецова «Аленушка». Вопросы:

  • Кто написал эту картину?
  • Как она называется?
  • Как художник показал горе Аленушки?

После того, как дети ответят на вопросы, из домика выходит Аленушка. Она рассказывает детям о своем горе. Дети предлагают разные варианты того, как можно помочь Аленушке расколдовать Иванушку. А чтобы чудо свершилось, дети должны назвать пословицы о горе.

Ответы детей помогают Аленушке встретиться с братом, который выходит из домика. Иванушка и Аленушка благодарят детей. Дети продолжают путешествие.

5. Четвертый домик с пиктограммой удивления. Дети называют эмоцию

Из домика выходит Карлсон. Он предлагает детям вспомнить эпизоды из сказки А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», в которых герои удивляются. Карлсон просит детей рассказать, чему они удивлялись в своей жизни. Далее Карлсон предлагает детям потанцевать под веселую мелодию так, чтобы все удивились, как дети здорово танцуют. После танца дети продолжают путешествие.

6. Пятый домик с пиктограммой радости. Дети называют эмоцию.

Из домика выходит Буратино. Он предлагает детям вспомнить:

  • Каким героям вы помогли?
  • Какие чувства вы при этом испытали?
  • Каких веселых героев сказок вы знаете?

Затем Буратино предлагает детям поиграть в игру «Хоровод сказочных героев».

Дети встают в круг и, двигаясь по кругу, изображают веселых сказочных героев, которых называет Буратино.

Развлечение «В царстве снежной королевы» (Автор Кубасова И.Л.)

1. Герда ищет Кая

Девочка, которая играет роль Герды, рассказывает детям о том, что случилось с Каем, и о том, какой путь надо проделать, чтобы помочь Каю.

2. Встреча с Принцессой

Принцесса обещает показать дорогу, если дети ответят правильно на вопросы. Она предлагает назвать эмоцию, которая соответствует музыкальному отрывку.

Отрывки из музыкальных произведений:

  • С. Рахманинов «Полька» (радость);
  • Л. Бетховен «К Элизе» (печаль);
  • М. Глинка «Руслан и Людмила», увертюра (удивление);
  • Д. Кабалевский «Петя и волк» – отрывок (страх);
  • Л. Бетховен «Сюита до-минор» (гнев).

Принцесса показывает дорогу.

3. Встреча с маленькой разбойницей

Разбойница поставила условие, чтобы дети продемонстрировали эмоции, которые возникали у людей и животных в разных ситуациях:

  • Покажите горе животных, которые живут у меня в клетках.
  • Покажите страх оленя, когда я щекотала его острым кинжалом.
  • Покажите, как удивилась Герда, когда увидела мой зверинец.
  • Покажите, как злилась моя мамаша, когда я опрокинула ей на ногу кипящий котел.
  • Покажите, как мне было грустно, когда я прощалась с Гердой, моей единственной подругой.

Разбойница показывает дорогу и прощается с Гердой и детьми.

4. Встреча со снежинками у входа во дворец Снежной королевы

У дворца Снежной королевы кружатся снежинки и не дают Гер-де пройти, просят ее и детей поиграть с ними.

5. Игра «Снежинки»

Герда раздает детям снежинки, в центре которых схематично изображены различные эмоции. Дети рассказывают, что чувствует их снежинка. Снежинки пропускают Герду во дворец.

6. Встреча с Каем

Герда встречается с Каем. Но чтобы расколдовать его, дети должны из кусочков льда (разрезанный лист бумаги с изображением эмоции) собрать самую страшную для королевы эмоцию – радость.

7. Возвращение домой

Кай расколдован. Герда благодарит детей за помощь. Герда и Кай прощаются с ребятами.

Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 2001. – 48 с. (Развитие и воспитание дошкольника)


01.05.2011

Название: Конспект занятия по психокоррекции эмоционального развития старших дошкольников на тему «Страна эмоций»
Номинация: Детский сад, Методические разработки для специалистов ДОУ, Педагогу-психологу, 6-7 лет, подготовительная группа

Должность: педагог-психолог
Место работы: МБДОУ №248
Месторасположение: Красноярский край, город Красноярск

Конспект занятия по психокоррекции эмоционального развития старших дошкольников на тему «Страна эмоций»

Цель: актуализировать знания детей в области эмоций и чувств, совершенствовать их навыки в области рефлексии и идентификации собственных и чужих эмоций, обеспечение сохранения психического здоровья воспитанников, их психологического и психосоматического благополучия, содействие созданию положительного эмоционального настроя у каждого ребенка и положительного эмоционального климата в группе, психокоррекция проявлений агрессивности, импульсивности, страха, неуверенности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: способствовать формированию у детей положительных черт характера, обучать дошкольников приемам саморелаксации, развивать способности различать эмоциональные состояния человека по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию, формировать у детей навыки самоконтроля собственного эмоционального состояния.

Возраст детей: 6-7 лет. Оптимальное количество участников 6-8 человек.

Материалы: оформление музыкального зала — капельки дождя с изображением эмоций, цветные карандаши, листы бумаги формата А4, фотографии с изображением разных эмоций на лицах людей, картинки с изображением черепахи, зонт, музыка: релаксационная, К. Сен-Санса «Лебедь», клубок ниток, зеркало, ноутбук.

Ход занятия:

Психолог: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Психолог: Утра доброго всем пожелаю,

Говорю не простые слова,

Говорю потому, что я знаю:

Утро доброе – дню голова! (О. Верникова)

Психолог: Дети, а какое у вас сегодня настроение?

Упражнение «Мое настроение»

Упражнение можно проводить как в начале, так и в конце занятия.

Цель: определить с помощью ассоциаций состояние настроения участников группы, сделать вывод о качестве проведенной психокоррекционной групповой работы.

По кругу ребята продолжают фразу: «Мое настроение похоже на …, а твое?». Например: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном синем небе, а твое?»

По окончании рассказа можно обобщить настроение группы, какое оно — грустное, спокойное, веселое, смешное и т.д.

Упражнение «Передай улыбку и хорошее настроение»

Дети, находясь в круг, берут друг друга за руки, смотрят в глаза соседу справа и дарят ему улыбку. Так улыбка передается по кругу.

Психолог: Ребята, хочу вам кое-что предложить. Я Вас приглашаю отправиться со мной в путешествие в Страну эмоций, согласны?

Дети: Да!

Психолог: Тогда через минуту я попрошу всех в нашей группе закрыть глаза, и я возьму вас с собой в воображаемое фантастическое путешествие. Когда мы его закончим, вы откроете глаза и нарисуете что-нибудь из того, что произойдет в путешествии. Теперь я хотела бы, чтобы вы расположились как можно удобнее и закрыли глаза.

Упражнение «Неожиданное путешествие». Подобное фантазирование требует рассказа соответствующим голосом. Рассказ ведется медленно, с большим числом пауз, чтобы дать участникам возможность представить себе вещи, которые я в рассказе прошу делать.

Цель: психотерапевтическая беседа, самоанализ.

Психолог: Когда вы закрываете глаза, возникает пространство, в котором вы находите себя. Это ваше пространством. При закрытых глазах вы можете почувствовать это пространство, в нем находится ваше тело и воздух вокруг вас. Это приятное место, потому что это ваше пространство. Обращайте внимание на то, что будет происходить с вашим телом. Если почувствуете напряжение в какой-нибудь части тела, не пытайтесь расслабиться. Просто отмечайте это. Следите за всем телом
от головы до кончиков пальцев. Как вам следует дышать? Делать глубокие вдохи или дышать поверхностно и быстро? Мне бы хотелось, чтобы вы сейчас сделали пару глубоких вдохов. Делайте шумный выдох: „Хаааааах». Отлично.

Сейчас я расскажу вам маленькую историю и приглашу вас совершить воображаемое путешествие. Представьте, что мы идем вместе. Мысленно воображайте то, о чем я рассказываю вам, и замечайте, как вы будете чувствовать себя, пока будете делать это. Обратите внимание на то, будет ли вам приятно совершать это маленькое путешествие или нет. Если какая-нибудь часть путешествия вам не понравится, не нужно его продолжать. Просто слушайте мой голос, следуйте за мной, если хотите, и следите за тем, что происходит. Я хочу, чтобы вы представили себе, что идете по лесу. Вокруг вас деревья и поют птицы. Солнечные лучи проходят сквозь листву. Очень приятно идти по такому лесу. Вокруг со всех сторон цветы и дикие растения. Вы проходите по тропинке.
По сторонам от нее скалы, и время от времени вы видите, как пробегает маленький зверек, наверное, кролик. Вы идете дальше и вскоре замечаете,
что тропинка ведет вверх. Теперь вы понимаете, что взбираетесь на гору.
Когда вы добираетесь до вершины горы, вы присаживаетесь на большой камень, чтобы отдохнуть. Вы смотрите вокруг себя. Светит солнце, вокруг вас летают птицы. Прямо, через долину высится другая гора. Вы можете видеть, что в горе пещера, и вам хочется попасть на ту гору. Вы видите, что птицы легко перелетают туда, и вам хочется стать птицей. Внезапно, поскольку это ваши фантазии,
а в мечтах всё бывает, вы осознаете, что можете превратиться в птицу.
Вы начинаете пробовать свои крылья и убеждаетесь, что умеете летать.
Вы взлетаете и легко перелетаете на другую сторону. (Пауза, чтобы дать время для полета). На другой стороне вы приземляетесь на скалу и сразу же вновь превращаетесь в человека. Вы карабкаетесь по горе, отыскивая вход в пещеру,
и видите маленькую дверцу. Вы приближаетесь к ней и оказываетесь в пещере. Когда вы попадаете внутрь пещеры, вы прохаживаетесь, рассматривая стены,
и вдруг замечаете проход-коридор. Вы идете по коридору и вскоре видите много дверей, на каждой из которых написано имя. Вы подходите к двери со своим именем. Вы стоите перед своей дверью. Вы знаете, что скоро откроете ее и окажетесь по другую сторону. Вы знаете, что это будет ваше место, ваш дом. Это может быть место, которое вы вспомните, место, которое узнаете вновь, место,
о котором вы мечтаете, место, которое нравится вам или не нравится, место, которое вы никогда не видели, место внутри пещеры или снаружи ее. Вы этого
не узнаете до тех пор, пока не откроете дверь. Но каково бы оно ни было,
это будет ваше место. Итак, вы поворачиваете ручку и перешагиваете порог. Осмотритесь на своем месте. Вы удивлены? Хорошенько осмотритесь. Если вы ничего не видите, вообразите его прямо сейчас. Посмотрите, что находится вокруг. Кто здесь находится? Есть ли здесь люди, которых вы знаете или незнакомые? Есть ли здесь животные? Или здесь никого нет? Как вы чувствуете себя в этом месте. Отмечайте, как вы себя чувствуете. Чувствуете ли вы себя хорошо или не очень хорошо? Посмотрите вокруг себя, походите. (Пауза).
Когда вы осмотритесь, вы откроете глаза и снова окажетесь в нашей общей комнате.

Я хотела бы, чтобы, когда вы откроете глаза, вы взяли бумагу, карандаши
и нарисовали то место, в котором вы были, ваше место. Пожалуйста,
не разговаривайте, пока будете рисовать. Если вам нужно что-то сказать, пожалуйста, делайте это шепотом. Если вам не хватает нужного цвета, тихо подойдите и возьмите то, что вам нужно, или одолжите это у кого-нибудь. Нарисуйте место, которое вы представили себе, как можно лучше. Если вам захочется, вы можете отразить ваши чувства по отношению к этому месту, используя цвет, различные формы, линии. Определите, где вам лучше изобразить себя в этом месте, где и каким образом — с помощью формы, цвета и символов.
Я могу ничего не узнать о вашем месте, глядя на вашу картинку, но вы должны быть готовы объяснить мне. Положитесь на то, что вы увидели, когда открыли дверь, даже если это вам не понравилось. У вас будет около 10 минут. Как только вы почувствуете, что готовы, можете начинать.

Обсуждение: участники мастер-класса рассказывают о том, что изображено на их рисунках, о своих ощущениях.

Психолог: Вот, ребята, мы и оказались с вами с Стране эмоций.

Игра: «Волшебный клубочек»

Цель: формирование эмпатии, визуализации невидимого связи между людьми.

Дети садятся в круг, передают друг другу клубочек, поочередно называя доброе слово и наматывая ниточку на палец.
Психолог: Эта ниточка связала нас в одно целое. Каждый из нас нужен в этом мире. Посмотрите, у нас получилась цепочка добрых, искренних слов. А изменилось от этих слов ваше настроение? Например, у меня на сердце стало приятно и тепло. А у вас? Давайте смотаем наш добрый клубочек и будем хранить его в группе. А если кому-то вдруг станет грустно или будут нужны хорошие слова, нужно подержать клубочек в руках – он сразу напомнит все добрые и искренние слова.

Психолог: Дети, но, несмотря на то, что мы друг другу говорили только хорошие слова, есть в Стране Эмоций и такие эмоции как страхи, обиды, плохое настроение, безразличие.

Беседа с детьми «Как можно понять настроение человека?»

Психолог: Всегда ли у вас бывает хорошее настроение? Посмотрите на эти фотографии и скажите, чем они отличаются?

— Почему людям бывает грустно?

— Если тебе плохо, грустно, как ты себя ведешь?

— А если у твоей мамы, плохое настроение, как ты это узнаешь?

— Каким бывает лицо печального человека?

— Как поднять настроение?

— Как можно спросить о причине плохого настроения?

Как вы узнаете, что у человека хорошее настроение? От чего это бывает?

— Как погода влияет на настроение человека?

— Если дома гости, веселая атмосфера, а у тебя плохое настроение, будешь ли ты его показывать другим? Как думаешь, их это смутит?

Психолог: Давайте возьмем друг друга за руки и заглянем в глаза, скажем слова: «Пусть у всех будет хорошее настроение!»

Сказка «Полезный страх»

Цель: тренировать психомоторные функции, корректировать страхи.

В одном доме жил маленький серенький мышонок с длинным хвостиком. Все у мышонка было хорошо: и тепло ему было, и вкусно его кормили. Все, но не все. Была у мышонка одна большая беда по имени Страх. Больше всех котов мышонок боялся темноты.

Как только приходила ночь, он начинал бегать по дому и искать, где светлее. Но жители дома свет ночью выключали. Вот и бегал мышонок до самого утра.

Проходили недели и месяцы, а мышонок все бегал и бегал каждую ночь. И так он устал, что однажды сел у дверей и заплакал. Мимо проходил пес и спросил:

— Ты почему плачешь?

— Спать хочу, — отвечает мышонок.

— Так почему же не спишь? — Удивился пес.

— Не могу, у меня Страх.

Какой такой Страх? — Не понял пес.

— СТРАХ, — еще сильнее заплакал мышонок.

— А что он делает?

— Спать всю ночь не дает, глаза держит открытыми.

— Вот повезло, — позавидовал пес, — мне бы твой Страх.

— Тебе? — Перестал плакать мышонок. — Зачем он тебе?

— Старый я стал. Как ночь приходит, глаза сами закрываются. А мне спать никак нельзя: я — сторожевой пес. Прошу тебя, мышонок, подари мне Страх.

Мышонок задумался: может, такой Страх нужен ему самому? Но решил, что собаке он пригодится больше, и подарил.

С тех пор ночью мышонок спит спокойно, а пес продолжает оберегать сельский дом.

Игра «Подари свой Страх»

Психолог — большой сторожевой пес, а дети — маленькие мышата. Каждый мышонок дарит свой Страх (рассказывает о том, чего боится), а «пес» вместо Страха дает «мышатам» что-то вкусненькое.

Беседа «Возьмем себя в руки»

Психолог: Мы все нередко волнуемся, не можем сосредоточиться на чем-то, переживаем, тревожимся. Поэтому нужно научиться помогать себе самому.

Как только вы почувствуете, что злитесь, возникнет желание кого-то ударить, что-то бросить, можно использовать очень простой способ доказать свою силу: обнимите ладонями локти и сильно прижмите руки к груди — это поза сдержанного человека.

Техника «Черепашка»

Цель: учить методам саморегуляции в различных жизненных ситуациях, обучать преодолевать двигательную скованность.

Психолог: Ребята, сядьте и представьте, что вычерепашка. Нужно сильно-сильно напрячь все мышцы – они должны стать твердыми, как панцирь.

Психолог п роверяет, дотрагивается до ручки, ножки, спинки, животика, пальчиков и т.д. ребят. «Ух, ты! Какие они твердые! А можешь сделать еще тверже?! Вот-вот, они еще тверже становятся! Ты - настоящая черепашка с твердым панцирем!» Следует подержать ребенка в напряжении секунд 10… постоянно проверяя напряжение разных частей тела и подбадривать, побуждая его.

А теперь - солнышко вышло и черепашки согрелись под его лучами. Сейчас им жарко, поэтому они сбросили панцирь и стали мягкими-мягкими, как масло.

И тут проверяем, чтобы все части тела стали мягкими. Пускай малыш «стекает» со стула или дивана. Восхититесь, какой он мягкий, и побудите его расслабиться еще больше.

Обратите внимание на мышцы шеи и лица!!! Обычно про них забывают, а их особенно важно напрячь и расслабить.

Поэтому во время проверки обязательно часто касайтесь щек, лба и побуждайте их напрячь и расслабить.

«А как же личико у нас? Тоже с панцирем? Ой, нужно еще потверже!»

Игра «Движение запрещено»

Сегодня мы отправимся в сказку Г.-Х. Андерсена «Гадкий утенок». Я перенесу вас туда. Но прежде я хочу узнать, внимательны ли вы, дети.

Становитесь в круг, поиграем в игру на внимание «Движение запрещено». Вы повторяете за мной все движения, а запрещенное движение — руки на поясе — повторять не будете (2-3 раза).

Игра «Летает — не летает»

Цель: научить различать и выражать эмоции (страх, обиду), развивать навыки эмпатии, поощрять детей проявлять сочувствие к тем, кому плохо, кого обидели, защищать их, способствовать самовыражению через изобразительную деятельность.

Психолог: Еще одна задача. Теперь мы проверим, кто из вас самый внимательный. Когда я буду называть предметы и животных, которые могут летать, — вы будете махать руками, как будто крыльями. А когда буду называть то, что не летает, будете прятать руки за спину. (Бабочка, пчела, гриб, оса, соловей, дерево, лодка, самолет, вертолет, белка, зонтик, воробей, божья коровка, муравей.)

Вы, дети, были очень внимательны, поэтому пришло время отправляться в Сказку. Становитесь под мой волшебный зонтик, и мы попадем на птичий двор. (Психолог раскрывает зонтик, крутит его под музыку.)

Вот мы и на месте.

Психогимнастика «Птичий двор»

Гуси (напряжение). Первыми вышли к нам гуси. Они начали шипеть, потому что увидели гадкого утенка. Шею вытащили, плечи подняли, крылья отвели назад и шипели — ш-ш-ш … Шея напряжена, сердятся гуси. Крылья-руки напряжены, отводят их назад. Как шипят! Какие злые!

(Расслабление) Прогнали гуси утенка и успокоились. Стали свободно махать крыльями, шея прямая, расслабленная, мягкая.

Индюк (замирание). Только утенок отбежал от гусей, как натолкнулся на напыщенного и сердитого индюка. Индюк от злости и тщеславия надулся, голову откинул назад и втянул в плечи, брови нахмурил, глаза прищурил и закричал: «Бал-баллы».

(Шевеление) Покачал головой индюк: «Бал-баллы-баллы, уходи!». Испугался утенок и убежал.

Петух (бег, передвижение по всей комнате). Бедный утенок еще не пришел в себя после нападения индюка, как на него налетел петух, который начал бегать по двору, сильно размахивать крыльями и громко кричать: «Ку-ка-ре-ку!». Чуть не заклевал утенка!

Кошка (замирание, напряжение). Бедный утенок! Только успокоился, как увидел кошку, которая хочется съесть его! Стала она на свои мягкие лапки, выгнула спинку, вся напряглась, подготовилась к прыжку.

(Шевеление) Потом едва слышно стала кошка подбираться к утенку, мягкая становится своими лапками. Крадется тихо. Только хотела схватить, но тут пес проснулся и залаял: «Гав-гав-гав!». Кошка испугалась и на забор вскарабкалась.

Утки (напряженно, ритмично). С реки возвращались напыщенные тетушки-утки. Покажите, как они идут, медленно переваливаясь (хождение друг за другом, в полуприсяде).

(Расслабление) Устали после долгой дороги, сели, крылья сзади составили, оперлись на них и давай лапками шевелить, расслабляться. Шевелят лапками, увидели утенка и закричали: «Кря-кря-кря, какой некрасивый! Совсем на нас не похожий! ».

Это была последняя надежда утенка. Он побежал прочь со двора и стало жить один. А в конце сказки он превратился в прекрасного лебедя.

Станьте вокруг озера. Опустите сначала свою длинную шею, затем одно крыло, потом второе. Давайте похлопаем крыльями по воде. Вот какие мы красивые лебеди! Покажите, что вы рады видеть утенка.

Упражнение «Передаем эмоции страха, обиды»

Психолог: Теперь можно отдохнуть. Гадкий утенок превратился в прекрасного лебедя, от которого все в восторге.

Сейчас каждый из вас по очереди будет изображать прекрасного лебедя, а мы будем говорить ему о своем отношении: «Какой ты красивый, белоснежный! Какая длинная шея! Как ты ее гордо держишь! Какие замечательные крылья!».

А теперь давайте теперь послушаем музыку К. Сен-Санса «Лебедь» и попробуем двигаться так, как двигаются настоящие лебеди. (Дети двигаются под музыку)

А помните, как сначала все прогоняли утенка прочь, и называли его гадким? Как это оскорбляло его!

Станьте в круг, поочередно кто будет изображать напуганного утенка, а другие — злых птиц с птичьего двора: «Хоть бы тебя кошка съела! Какой ты гадкий и некрасивый, совсем на нас не похож! Долой со двора, мы не хотим с тобой дружить!».

Бедный утенок, страшно ему, он весь сжался, голову крыльями закрыл. Что же теперь с ним будет?

Беседа о правилах поведения

Психолог: Дети, как вы думаете, можно унижать и оскорблять кого-то, если он не похож на других?

— Можно судить о человеке по его внешности?

— А красивые люди всегда бывают хорошими и добрыми?

— А если ребенок не такой, как все, но он в этом не виноват (и так страдает). Как вы относитесь к детям-инвалидам?

— Что значит быть милосердным? (милое сердце.) После того как птицы напали на утенка, он очень расстроился.

Давайте пожалеем его, возьмем в свою дружную семью, скажем ласковые слова, чтобы утенок гордо поднял голову и не скрывал ее от страха и обиды (тренинг со сменой ролей).

Посмотрите, дети, от добрых слов и вы все стали прекрасными лебедями, у которых не только красивая внешность, но и доброе сердце и душа.

Техника «Зеркало»

Цель: формирование отношения к себе, уверенности в себе

Психолог: Давайте, прекрасные гордые птицы, посмотрим на себя в воду озера (психолог раздает детям маленькие зеркальца). Посмотрите, какие замечательные глаза у лебедей, они сияют добротой, как звезды. Какие стройные у них шеи, какие сильные и мягкие крылья! Полетели, лебеди, над озером, пусть все видят, какие вы красивые и добрые птицы. (Дети двигаются под музыку К. Сен-Санса «Лебедь».)

А теперь становитесь под зонтик, я перенесу вас в детский сад (дети «возвращаются»).

Ритуал окончания занятия

Упражнение «Спасибо, что ты сегодня был со мной»

Список используемой литературы:

  1. Белобрыкина О.А. Речь и общение. – М., 2000.
  2. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению» — Ярославль: Академия развития, 1996 г.

3. Крюкова С.В., Слободняк Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» – М.: «Генезис», 1999 г.

4. Оклендер В. Окна в мир ребенка. –М., Изд-во: Независимая фирма «Класс» 2005.

5. Панфилова М.А. «Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры». – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001 г.

Занятие «Мои эмоции».

Цели: знакомство с понятием «эмоции», развитие умения распознавать и описывать свои эмоции и эмоции других людей; совершенствование навыков общения, формирование у обучающихся умение понимать друг друга.

Оборудование : пиктограммы эмоциональных состояний, демонстрационный материал «Чувства. Эмоции».

Ход занятия .

    Вступление. Ритуал приветствия.

Приветствие. «Хорошее настроение».

Разминка. Игра «Наоборот».

Цель: Развитие мыслительных операций, умения быстро отвечать на поставленный вопрос, понимать инструкции ведущего с первого раза.

Детям называются разные слова, при этом бросается мяч кому-нибудь из детей, тот, кто поймает мяч, должен говорить их противоположные значения:

    Основная часть.

Психолог: «Наше занятие называется «Мои эмоции». Сегодня мы будем говорить об эмоциях, которые испытывает человек. Будем учиться узнавать эмоции и выражать их с помощью мимики, жестов и слов.

Ребята, скажите, вам трудно было подбирать противоположные слова? Скажите мне, а что обозначают слова радость, злость, грусть? Правильно, это эмоции.

Упражнение «Назови эмоцию».

Цель: закрепление понятий, обозначающих различные эмоциональные состояния (радость, злость, грусть, страх).

Психолог: «Сегодня к нам в гости пришли братья-гномики (показать). Они познакомят нас с эмоциями.

    Скажите мне, какой первый гномик? (Радостный) . А как вы догадались? Какое у него лицо? Какие у него глаза? Что происходит с его губами? (Показать).

    А какой второй гном? (Злой) . Правильно, давайте опишем его лицо. Какие у него глаза, рот, зубы?

Да, мы научились узнавать такие эмоции, как радость, страх, злость, грусть.

Игра «Собери эмоцию или

Работа в тетради «Разукрась ткань».

Цель: Развитие навыков межличностного общения, умения определять эмоциональное состояние.

Дети под музыку свободно передвигаются, держа каждый свою половинку. Как только музыка останавливается, дети должны найти себе среди ребят пару так, чтобы ваши половинки образовали целую картинку.

Знакомство с эмоциональными состояниями (удивление, любопытство).

Цель: Формирование представления детей об эмоциональных состояниях (удивление, любопытство).

Психолог: «Сегодня мы познакомимся еще с двумя эмоциями. Это удивление и любопытство. Посмотрите, пожалуйста, на экран.

    К нам выбежал еще один гном. (Показать рисунок). Как вы думаете, какой он? Что он делает? Правильно, этот гном удивляется .

Птичка пролетит, облако проплывет, распустится красивый цветок, – все вызывает у гномика удивление. Давайте внимательно рассмотрим гномика. Какие у него брови?... Правильно, они подняты вверх. Глаза? ... Они широко раскрыты. Губы?... Они растянуты и похожи на букву «О».

    А вот еще гномик. Какой он? Да, он любопытный . Видите, какие у него глазки? Они смотрят пристально. Рот полуоткрыт. Давайте вспомним случаи, когда мы испытывали любопытство. (Интересный рассказ, картинка, мультфильм).

Этюд «Теремок».

Цели: совершенствование навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, пантомимикой) – средствами человеческого общения.

Дети пробуют с помощью слов, мимики и жестов выразить различные эмоции. Для этого разыгрывается сказка «Теремок». В этой сказке все персонажи разные.

    Мышка – грустная,

    лягушка – веселая,

    зайка всех боится,

    лиса – любопытная,

    волк – злой,

    медведь – удивленный.

Конец сказки – другой. Мишка не будет ломать теремок, а попросит зверей: «Пустите меня в теремок». И звери его пустят.

Упражнение «Закончи предложение».

Детям раздаются карточки. Каждый должен по очереди читать предложение и заканчивать его. (Мне радостно, когда…Маме грустно, когда… Учительница удивляется, когда… Ребенок злиться, когда… Малышу страшно, когда… Мне любопытно, когда…)

Упражнение «Пирог эмоций».

Цели: снятие эмоционального напряжения, преодоление барьеров невербального общения, развитие групповой сплоченности.

Детям предлагается испечь пирог только с хорошими эмоциями и угостить всех собравшихся в классе. Дети повторяют слова учителя.

Взяли мы немножко смеха ,

И немножечко успеха ,

Удивления на ложке,

Любопытства поварешку,

Много радости налили,

Тесто быстро замесили.

Испекли пирог мы в печке,

Остудили на крылечке.

А потом пирог делили

И гостей всех угостили.

Все ладошки подставляйте,

Угощенье получайте!

(Дети делятся воображаемыми кусочками пирога друг с другом и с гостями).

Психолог: «Ребята, вам понравилось угощать друг друга, а наших гостей? Что вы испытываете сейчас, угостив гостей, сделав им приятное? Как вы считаете, приятно дарить радость?»

Упражнение «Цвет настроения».

Цель: развитие умения определять свое эмоциональное состояние.

Детям предлагается выбрать для себя цветок. Кому сейчас радостно, должен выбрать красный цветок, грустно – синий цветок, кто испытывает спокойствие – выбирает желтый цветок.

    Заключительная часть. Ритуал прощания.

Упражнение «Доброе животное».

Занятие направленно на развитие эмоциональной сферы старших дошкольников: умение узнавать и выражать эмоции, эмоциональные состояния в мимике, развитие саморегуляции через прослушивание музыкальных произведений, создание комфортного психологического микроклимата в группе, сохранение здоровья воспитанников через психогимнастику, формирование положительного отношения к окружающим, сбалансированность эмоций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по эмоциональному развитию детей

старшей группы дошкольного возраста:

Путешествие в страну «Эмоции».

Цель: Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников.

Задачи:

Закрепить умение узнавать и выражать эмоции, эмоциональные состояния в мимике.

Развивать саморегуляцию воспитанников через прослушивание музыкальных произведений.

Создать комфортный психологический микроклимат в группе, бодрое и радостное настроение;

Сохранение здоровья воспитанников через психогимнастику и релаксацию.

формировать положительное отношение к окружающим, сбалансированность эмоций;

формировать доброжелательные и равноправные отношения между сверстниками;

упражнять в умении поддерживать беседу, участвовать в коллективном разговоре.

Состав группы:

Возраст участников: 5 - 6 лет.
Кол-во детей в группе: 6-8 человек
Продолжительность занятия: 30 минут.

Материал для занятия:

«Волшебный клубочек»;

Пиктограммы эмоций и фотографии: страх, радость, злость и т.д.

Магнитная доска; Человечки-эмоции;

Бумага для рисования, карандаши;

Детские стулья по числу детей;

Зеркало;

Небольшая песочница, рамки с песком; кисточки;

Использованные технологии занятия:

Сопровождении СD музыки: Магнитофон и диск с записью спокойной музыки; Аудиозапись «Радость» из подборки Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой; муз. Э.Грига «Шествие гномов» или «В пещере горного короля»;

Элементы здоровьесберегающей технологии

Игры с песком.

Психогимнастика.

Методические приемы: беседа, групповое обсуждение различных чувств; вопросы детям; пиктограммы эмоциональных состояний; рассматривание; показ; объяснение; практическая деятельность детей.

Предварительная работа:

– знакомство с базовыми эмоциями: страх, радость, злость, грусть

– прослушивание музыкальных произведений

– проведение психологических игр и упражнений

Ход занятия:

Приветствие. «Волшебный клубочек».

- Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть!

Дети, а что это у меня в руках? (ответы детей) Но это не простой клубок, а волшебный. Передавая «волшебный клубочек», давайте поприветствуем друг друга.

Психолог передаёт клубок ниток ребёнку, он наматывает нить на палец и ласково называет рядом сидящего ребёнка по имени или произносит «волшебное вежливое слово», затем передаёт клубок другому ребёнку и т.п.

- Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие. А в какую страну мы поедем, вы мне скажете после того, как я вам прочитаю стихотворение.

Бывают чувства у зверей,
У рыбок, птичек и людей.
Влияет без сомнения, на всех
Нас настроение.
Кто веселится!
Кто грустит?
Кто испугался!
Кто сердит?
Рассеет все сомнения
Азбука настроения.

(краткое обсуждение стихотворения, повторение названий эмоций)

Наше настроение зависит от наших поступков, от того, что мы делаем и как. В свою очередь, наше настроение влияет на настроение окружающих, и они испытывают разные эмоции.

Ребята, а вы знаете, что такое эмоции? (ответы детей)

– Как вы думаете, чем мы сегодня будет заниматься? О чём будем говорить? (ответы детей)

– Ребята, мы сейчас с вами отправимся в путешествие в страну «Эмоции» . Для того чтобы мы могли путешествовать, нам нужен транспорт. На каком транспорте вы путешествовали? Давайте построим сказочный поезд. Встаньте друг за другом, возьмите впереди стоящего за пояс. Передвигаться наш поезд сможет с помощью волшебных слов:

Наш волшебный поезд
Всех друзей вперед увозит...

(Дети произносят слова и идут по кругу, изображая вагончики)

1 остановка. «Поляна Радости » (звучит аудиозапись «Радость» из подборки Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой)

Кого вы видите на этой поляне? (Человечек-радость)

А какое у него настроение?

Дети, а что такое радость?» (ответы детей)

Например:

«Радость - это когда все радуются, всем весело».

«Бывает радость большая, а бывает маленькая. Маленькая - это когда у одного человека, а большая - когда у всех».

«Радость - это когда у всех праздник».

«Радость - это когда никто не плачет. Ни один человек».

«Радость - это когда нет войны».

«Радость - это когда все здоровы».

«Радость - это я, потому что мама говорит: «Ты моя радость».

- Что вы делаете, когда вам весело? (Ответы детей.)

Этюд «Кто как радуется» Дети становятся в круг. Психолог предлагает им изобразить, показать без слов, как они радуются при встрече с мамой, когда они встречают гостей в свой день рождения, при совместных прогулках с родителями или при походе в зоопарк, цирк.

Выразительные движения: объятия, улыбки, смех, радостные восклицания.

Упражнение « Нарисуй эмоцию»

А сейчас представьте себе, что мы художники и нам надо нарисовать картину на тему – «Радость». Возьмите листочки и карандаши, и пусть каждый нарисует радость так, как хочется.

(Затем детям предлагается сесть в круг и рассказать о том, что они нарисовали. Затем психолог совместно с детьми наклеивает рисунки на большой лист бумаги - проводится выставка (обсуждение, выбор самого оригинального рисунка, ответы на вопрос «Что такое радость? и самые интересные истории).

Психогимнастика « Ручеек радости» (звучит спокойная музыка)

Дети садятся на пол по кругу, берутся за руки, расслабляются.

Ребята, мысленно представьте себе, что внутри у каждого из вас поселился добрый, веселый ручеек. Водичка в ручейке - чистая, прозрачная, теплая. Ручеек совсем маленький и очень озорной. Он не может долго усидеть на одном месте. Давайте с ним поиграем и мысленно представим себе, как чистая, прозрачная, теплая водичка через ваши ручки переливается друг другу по кругу.

Дети мысленно передают друг другу радость.

2 остановка. « Остров Грусти»

Что такое грусть?

Ребята, а кто живёт на этом острове? (Человечек-Грусть)

Посмотрите на этого мальчика. Какое выражение его лица... Что произошло с его ртом? Бровями? Какое выражение глаз? Что это за эмоция? (ответы детей)

- А как вы догадались? (по лицу, по глазам, брови сдвинуты, губы опущены)

Ребята, у вас тоже, наверное, бывает грустное настроение? Расскажите. (рассказы детей)

На острове могут жить не только человек, но и животное. И вот сейчас я вам предлагаю изобразить животное.

Игра « Доброе животное». Встаньте в круг и возьмитесь за руки. Сейчас я проверю, как вы умеете вместе дышать. Мы превратимся в одно большое, доброе животное. (Включается спокойная музыка.) Давайте послушаем, как оно дышит.

А теперь подышим вместе. Вдох – все вместе делайте шаг вперед. Выдох- шаг назад.

Наше животное дышит очень ровно и спокойно. А теперь давайте изобразим и послушаем, как бьется его большое сердце. Стук- делайте шаг вперед. Стук- шаг назад.

3 остановка. « Пещера страха»

Добрались мы и до пещеры. (Психолог включает музыку.)

Упражнение « Страшные звуки» (звучит муз. Э.Грига «Шествие гномов» или «В пещере горного короля»)

- Угадайте, какие звуки мы слышим? (ответы детей)

- Мы слышим много звуков, среди них есть и страшные. Мы будем слушать звуки и угадывать, какие из них пугающие, страшные, а какие успокаивающие или радостные. (обсуждение детей)

А всегда ли звук был страшным? Звук поезда тоже вам кажется страшным, но если вы вспомните поездку в отпуск на поезде, что было весело и интересно, то страх проходит.

Какой здесь живёт человечек. (Человечек – Страх)

Как вы догадались? (ответы детей)

Игра « Я страшилок не боюсь, в кого хочешь - превращусь»

Дети идут по кругу, держась за руки, и проговаривают хором эти слова. Когда водящий (первоначально может быть психолог) называет какого-либо страшного персонажа (Кощея, волка, льва и т.п.), детям нужно быстро «превратиться» в него и замереть. Ведущий выбирает самого страшного и тот становится водящим и продолжает игру.

Упражнение « У страха глаза велики»

А теперь, давайте поиграем со страхом. Представьте, что у вас большой, огромный страх. (Дети широко разводят руки в стороны). У всех, кто боится, от страха большие глаза. (Изображают больщие круглые глаза при помощи рук.) Но теперь страх уменьшается. (Дети сдвигают руки.)

А затем и вовсе исчезает. (Пожимают плечами и в недоумении разводят руками.)

Посмотрите друг на друга и убедитесь, что ни у кого нет больше больших глаз и, следовательно, никто из вас ничего не боится, так как страх исчез. Улыбнитесь друг другу.

4 остановка. «Гора Злости»

Кто живёт на этой горе? (Человечек-Злость)

Как вы догадались?

Что происходит со ртом? Покажите! Рот открылся, зубы соединены. Рот может быть перекошенным у злого человечка.

Что происходит с бровями? Покажите! Брови опущены, между ними складки. Нос наморщился.

Что происходит с глазами? Покажите! Глаза стали узкими, как щелочки.

– Дети, а в каких случаях испытывают такие эмоции? (придумать вместе с детьми жизненную ситуацию).

Упражнение «Зеркало»

Детям предлагается изобразить перед зеркалом злость.

Дети садятся на стулья полукругом. Ведущий задаёт вопрос, на который дети должны топать, если хотят ответить «да». Если «нет», то ноги стоят на месте.

Я расскажу, когда мамы злятся, а вы отгадаете, правильно ли я говорю.

Мамы злятся, когда опаздывают на работу.

Мамы злятся, когда кушают мороженое.

Мамы злятся, когда на них кричат.

Мамы злятся, когда им дарят подарки.

Мамы злятся, когда опаздывают с ребёнком в детский сад.

Мамы злятся, когда про мам говорят «плохая».

Мамы злятся, когда берут их личные вещи, не спрашивая разрешения.

Мамы злятся, когда их любят.

Молодцы, ребята. Вы отгадали, какие события любит человечек-Злость.

Упражнение «Закончи предложение».

Подумайте хорошенько и закончите предложение «Я радуюсь когда…» (высказывания детей записываются).

Я злюсь, когда… и т.д.

– Ребята, посмотрите, какие бывают эмоции, и какие пиктограммы им соответствуют. (фото и пиктограммы)

Пиктограммы – это схематическое изображение эмоций.

Рефлексия. Беседа с детьми:

А сейчас нам пора возвращаться в детский сад.

Что вы сегодня узнали на занятии? (ответы детей)

А что вам больше всего понравилось? (ответы детей)

Молодцы, ребята! Вы были дружными, активными справились со всеми заданиями!

Мне тоже очень понравилось наше путешествие. Я желаю вам хорошего настроения, и чтобы вы говорили друг другу только хорошие и добрые слова.

Я очень хочу узнать, какое настроение у вас осталось после нашего путешествия. И я вам предлагаю нарисовать кисточкой свое настроение на песке!

И чтоб наша встреча запомнилась, давайте на память сделаем фотографию.

На этом наше занятие заканчивается. Спасибо, до свидания.




Загрузка...