paradisemc.ru

Общение с пожилыми людьми и инвалидами. Особенности общения с людьми пожилого возраста

С возрастом происходят существенные функциональные и структурные изменения организма, имеющие индивидуальные различия. Процесс старения определяется соотношением между рядом внутренних и внешних факторов. К внутренним факторам относятся особенности организации хромосом и реализации заложенного генотипа, своеобразие обмена веществ, нейроэндокринной регуляции, обеспечивающей активность, прежде всего, головного мозга, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, устойчивость иммунологического статуса. Эти внутренние факторы способствуют наиболее успешной возрастной адаптации организма к меняющимся условиям жизни. К внешним факторам относится образ жизни, физическая активность, характер питания, вредные привычки, подверженность болезням, стрессы.

Главная психологическая проблема пожилых людей – поиск смысла прожитых лет. В период 60–70 лет открывается перспектива взглянуть на прошлую жизнь. Склонность делиться воспоминаниями отражает поиск смысла пережитого и стремление получить от молодых подтверждение того, что жизнь прожита не зря. Главное, чтобы у пожилого человека было ощущение счастья и удовлетворение от жизни, тогда старость будет приятной порой.

Основными стрессами людей пожилого и старшего возраста можно считать отсутствие четкого жизненного ритма; сужение сферы общения; уход от активной трудовой деятельности; уход человека в себя. Наиболее сильным стрессом в старости является одиночество. Самый мощный стрессовый фактор – это смерть близкого человека. Перенести ее удается не каждому. Умение перенести смерть близкого человека поддерживается соблюдением правил и ритуалов построения отношений с окружающими. Именно они должны помочь человеку пережить горечь потери. Если же человек замыкается в своих горестных переживаниях, внешне проявляя их в угрюмой подавленности, это приводит к тому, что он заболевает сам, поддерживая в себе состояние стресса, и ранит окружающих людей. Не менее стрессовым фактором является мысль пожилого человека о своей собственной смерти. Его страшит неизвестное, нежелание оставлять своих близких любимых людей. Пожилые люди чаще говорят о своей смерти, чаще, чем молодые. У них появляется больше времени для раздумий, они могут оценить свою жизнь с высоты своих лет.

Однако более существенным в старости оказываются психологические аспекты, отражающие осознание одиночества как непонимания и безразличия со стороны окружающих. Прекращение трудовой деятельности обуславливает повышение тревожности, ухудшение самочувствия и определенное падение социального престижа. Если пожилой человек, выйдя на пенсию, не наладит нового поприща для применения своих сил, то происходит постепенное сужение круга интересов, сосредоточение на своем внутреннем мире, снижение способности к общению; все это приводит к эмоциональному кризису. Именно в этом возрасте происходит потеря друзей и родных. Уходят из жизни старые друзья, дети начинают жить своей жизнью, часто отдельно от пожилых родителей. Все эти моменты могут обречь человека преклонных лет на одиночество.

Еще одним проявлением невостребованности пожилых людей являются постоянные жалобы на болезни, что, отчасти, через участие медицинских работников компенсирует фактор одиночества. Возрастает спрос на медицинскую помощь, особенно медикаментозную. Следствием органических заболеваний становятся ложные установки, неудовлетворенные амбиции, эмоциональные стрессы. Однако характер части заболеваний носит психологический оттенок. Некоторые пожилые люди симулируют своим состоянием, дабы привлечь внимание близких, желая быть в центре внимания.

Уважение личности престарелых людей, заботливое отношение к ним – основные условия работы с ними. Большое значение имеет психологически правильное общение с пожилыми пациентами. Кроме современных лекарственных препаратов в лечении больных огромную роль играет личный контакт, внимание, искренность, любовь и забота.

Любая работа с людьми неразрывно связана с процессом и проблемами общения, оно пронизывает профессиональную деятельность медработников на любом уровне. Индивидуальные особенности психики пациента в условиях лечебных взаимоотношений и взаимодействий приходят в соприкосновение с психологическими свойствами медицинского работника. Целью такого контакта является помощь, оказываемая пациенту. Как у пациента, так и медработника существуют собственные мотивы взаимодействия, медперсоналу при этом принадлежит роль в обеспечении бесконфликтного взаимодействия.

Медперсонал среднего звена на протяжении длительного времени находится в непосредственном контакте с пациентом, поэтому может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на пациента. Задача медперсонала - максимально избегать ненужных негативных психологических воздействий, способствовать созданию психологического климата, благоприятно влияющего на процесс выздоровления.

Предпосылки взаимодействия больного и медработника формируются в зависимости от ряда факторов, обуславливающих ожидания больного:

1. предварительной информации о медработнике

2. репутации медицинского учреждения

3. «дороги» в мед. учреждение

Для эффективного и бесконфликтного взаимодействия с пациентами необходимо наличие такого психологического параметра как коммуникативная компетентность.

- акцептация (безусловное принятие больного)

Аутентичность или самоконгруэнтность (естественность поведения, согласованность чувств и их выражения, искренность).

Состояние эмпатии является наряду с объективным ощущением психологического контакта между медработником и пациентом одним показателей того, что понимающее общение состоялось.

Эмпатия (от английского empathy - чувствование) - это спо-собность чувствовать эмоциональное состояние другого человека, точно воспринимать смысловые оттенки его внутреннего мира, способность взглянуть на обстоятельства глазами собеседника. Эмпатия не предполагает обязательного активного вмешательства с целью оказания действенной помощи другому. Она подразуме-вает лишь вхождение в личный мир другого, деликатное пребывание в нем без его оценивания. Эмпатию следует отличать от эмо-циональной идентификации (уподобления, идентификации себя с другим, с его эмоциональным состоянием) и от сочувствия (пере-живания по поводу чувств другого). Если возникает состояние идентификации с эмоци-ональным состоянием пациента, то медработник теряет способность профес-сионально работать и ему требуется психологическая помощь.


Процесс общения с больным начинается с выбора дистанции взаимодействия, она должна быть такой, чтобы пациент чувствовал себя комфортно и безопасно. При изменении дистанции, особенно при ее сокращении, желательно объяснить свои действия, чтобы избежать нарастание психологического напряжения и агрессии. Пациент, находясь в ситуации стресса, обусловленного болезнью, нуждается в фиксированной территории, принадлежащей только ему. Позитивное взаимодействие зависит не только от территории, но и от социального статуса пациентов, их возрастной однородности.

Модели взаимодействия медработника и пациента

Партнерство - сотрудничество в вопросах лечения, разделение ответственности за результаты обследования и лечения между медработником и пациентом.

Контрактная - сотрудничество на основе взаимных обязательств, обозначенных задач, ожидаемых результатов. Применяется в условиях платной медицины.

В общении медсестры и пациента, в процессе установления с ним отношений И. Харди выделяет три этапа, характерных для стационарного лечения :

1. ориентация - больной и медсестра знакомятся друг с другом.

2. развернутый этап - может иметь место сотрудничество друг с другом.

3. завершающий этап - этап выписки, связан с утратой чувства защищенности у больного.

Общие правила общения с пациентом.

1. Проявление искреннего интереса к пациенту.

2. понимание достоинств пациента и максимальное одобрение - похвала, подчеркивание значимости.

3. Понимание смысла его поступков вместо огульной критики.

4. Доброжелательность, приветливость.

5. Обращение к пациентам по имени и отчеству, первоочередное представление себя, использование бейджера.

6. Умение вести разговор в круге интересов собеседника.

7. Умение внимательно слушать и дать возможность пациенту «выговориться».

8. Умение уважать мнение собеседника, без настойчивого навязывания своего мнения.

9. Умение указать пациенту на его ошибки, не нанося обиды.

10. Умение правильно формулировать вопросы и помочь вербализовать свое состояние пациенту.

11. Общаться с пациентом так, как бы медработник хотел, чтобы обращались с ним в случае заболевания.

12. Использовать оптимальные невербальные методы общения - спокойный тембр голоса, плавные жесты, правильная дистанция, знаки одобрения (похлопывание, ласковое дотрагивание) и т.п.

Общение с пациентами разных возрастных групп, пациентами в стационаре

Основными условиями эффективности профессионального об-щения медработника являются: демонстрация доброжелательности, такта, внима-ния, интереса, профессиональной компетентности.

Необходимо знать особенности психологическо-го отражения своего состояния пациентами разного возраста и осуществлять соответственно по отношению к ним деонтологическую тактику общения.

Для детей дошкольного возраста характерно:

  • отсутствие осознания болезни в целом;
  • неумение формулировать жалобы;
  • сильные эмоциональные реакции на отдельные симптомы бо-лезни;
  • восприятие лечебных и диагностических процедур как устра-шающих мероприятий;
  • усиление дефектов характера, воспитания ребенка в период болезни;
  • чувство страха, тоски, одиночества в стенах лечебного учреждения, вдали от родителей.

Деонтологическая тактика - эмоциональное теплое отноше-ние, от-влечение от болезни, организация нешумных игр, чтение, проведе-ние процедур с уговорами., профессиональное обращение с род-ственниками больного ребенка.

Для подростков характерно:

  • преобладание психологической доминанты возраста - «при-тязание на взрослость»;
  • бравада как форма само-защиты при внутренней психологической ранимости;
  • пренебрежи-тельное отношение к болезни, факторам риска.

Деонтологическая тактика - общение с учетом возрастных психологических особенностей, опоры на самостоятельность, взрослость подростка.

При работе с пациентами работоспособного возраста .

Необходимо, прежде всего, познать личность пациента и ее индивидуальность. Выяснить отношение к болезни, медперсоналу, позицию на взаимодействие пациента с медперсоналом.

Деонтологическая тактика - ориентация на трудовую и социальную реабилитацию, выбор тактики общения проводить в зависимости от ВКБ, проведение коррекции неадекватных установок, психотерапию тревожно-мнитель-ных пациентов.

Для пациентамов пожилого и старческого возраста характерно:

Психологическая доминанта возраста - «уходящая жизнь», «приближение смерти»;

Чувства тоски, одиночества, нарастающая беспомощность;

Возрастные изменения: снижение слуха, зрения, памяти, суже-ние интересов, повышенная обидчивость, ранимость, снижение воз-можности самообслуживания;

Интерпретация болезни только че-рез возраст, отсутствие мотивации к лечению и выздоровлению.

Деонтологическая тактика - поддержание у пациента ощущения собственной значимости; подчеркнуто уважительное, тактическое, деликатное отношение, без фамильярности, приказного тона, нравоучений; ориентация на двигательную активность; мотивация на выздоровление.

Особенности общения с пациентом в стационаре

Заболевание, госпита-лизация выбивают человека из жизненной колеи, при этом он может чувствовать себя обиженным судьбой, несчастным. Его тревожат болезнь, возможные осложнения, прогноз, вынужденная необходимость оставить работу, расста-вание с домом, незнакомое или малознакомое окружение, от кото-рого он к тому же становится зависим. При тяжелом состоянии, в случаях развития параличей, сильных болей, назначении строго-го постельного режима зависимость может быть абсолютной.

Распорядок жизни пациента в стационаре определяют меди-цинские работники, сама жизнь пациента в стационаре ока-зывается в зависимости от их знаний, умений, ответственности, их доброты. При этом для пациента особенно значимы от-ношения, которые складываются у него со средними медицински-ми работниками, прежде всего, с медсестрами, которые общаются с пациентами постоянно.

Взаимоотношения с пациентами следует строить в зависимости от возраста, про-фессии, общего культурного уровня, характера, настроения, тяжести и особенностей заболевания. Все мероприятия по лечению пациентов и уходу за ними сле-дует выполнять спокойно, точно, аккуратно, стараясь не раздражать их, не причиняя им боли, ни в коем случае не унижая их челове-ческого достоинства. Надо учитывать обычно свойственное паци-ентам чувство неловкости, досады в связи со своей беспомощно-стью и зависимостью.

Средний медработник должен знать , какой диагноз поставлен пациенту, почему врачом назначены те или иные лекарства, процедуры, лабораторные исследования. Однако в беседе с пациентом надо проявлять осторожность, беседа должна носить успокаивающий характер. Ни в коем случае нельзя ему говорить то, что может его огорчить и напугать. Недопустимо в процессе общения с ним говорить, что он сегодня плохо выглядит, что у него «ввалились глаза», плохие анализы.

Необходимо помнить, что при многих заболева-ниях у пациентов возникают те или иные особенности психиче-ской деятельности. Так, при атеросклерозе сосудов головного мозга возможны значительное снижение памяти, рассеянность, слабоду-шие, слезливость, обидчивость, эгоцентризм. Пациенты с патологией сердца часто испытывают чувство страха за свою жизнь, бывают настороженны, повышенно эмоциональны. При болезнях печени, желчного пузыря нередко отмечаются раз-дражительность, язвительность, озлобленность.

При острых инфек-ционных заболеваниях , подоболочечном кровоизлиянии возможны эйфория, недооценка тяжести своего состояния. При высоком внут-реннем давлении пациент обычно вял, малоподвижен, пассивен, апатичен, на вопросы отвечает с промедлением, лаконично, как бы нехотя, часто пребывает в какой-нибудь фиксированной позе. Оп-ределенные особенности психического состояния и поведенческих реакций свойственны многим эндокринологическим, онкологиче-ским и другим болезням, различным формам эндогенной интокси-кации, отравлений.

Значительные особенности имеет работа медсестры в детских отделениях, т.к. пребывание в стационаре без матери является для детей суще-ственным психотравмирующим обстоятельством. Сложными могут быть отношения медицинских работников с родственниками больных детей. Кратковременное общение с родите-лями иногда может лишь взволновать больного ребенка, кото-рый частично адаптировался к больничным усло-виям.

В общении с родственниками пациентов необходимо быть тактичным, вежливым, делать все возможное, чтобы успокоить их, убедить в том, что пациенту делается все необходи-мое. Вместе с тем необходима достаточная твердость для того, чтобы не допустить нарушения родственниками установ-ленного в стационаре режима.

Подлинная культура общения необходима и в самом коллек-тиве медработников. Доброжелательность в отношениях с колле-гами и взаимопомощь обязательны для создания оптимального психологического климата в лечебном учреждении, для оказания полноценной медицинской помощи. При этом весьма существенное значение имеют дисциплини-рованность членов коллектива, соблюдение ими субординации.

Общение в сложных конфликтных ситуациях

Считается , что сложные межличностные, конфликтные ситуации, в том числе возникающие между медработниками и пациентами, в первую очередь обусловлены затруднениями в общении. Челове-ческое общение способно стать источником проблем, неудач, волнений, стеной, разделяющей людей. То, какими будут взаимоотно-шения людей, зависит от их психологической грамотности.

Столкновение интересов (потребностей) является истоком конфликтов, однако факторы, которые провоцируют конфликт, крайне разнообразны. К ним могут быть отнесены характеро-логические особенности человека: пониженная самокритичность, предубеждение и зависть, корыстолюбие, эгоизм, желание подчи-нить других себе; его настроение, самочувствие, интеллект, знание и незнание психологии человека, психологии общения и т.д.

В итоге все, что составляет межличностную ситуацию общения, может выступать в роли конфликтогенного фактора, барьера в общении, создать сложную психологическую ситуацию.

Вероятность наступления конфликтов повышается при:

Несовместимости характеров и психологических типов;

Наличии темперамента холерика;

Отсутствии трех качеств: способности критически относиться к себе, терпимости к другим и доверии к другим.

Нередко причиной конфликта является неправильное поведе-ние участников общения. В конфликтной ситуации нельзя:

Критически оценивать партнера;

Приписывать ему плохие намерения;

Демонстрировать знаки превосходства;

Обвинять и приписывать ответственность за конфликт только партнеру;

Игнорировать его интересы;

Видеть все только со своей позиции;

Преувеличивать свои заслуги;

Раздражать, кричать, нападать;

Задевать «болевые» точки партнера;

Обрушивать на партнера множество претензий.

Конфликты между медработником и пациентом могут быть разделены на реалистические и нереалистические.

Реалистические (предметные) - вызваны неудовлетворением требований или ожиданий участников общения, несправедливым распределением обязанностей, преимуществ, такие конфликты направлены на достижение конкретных результатов и т.п.

Часто связаны с несовпадением ожиданий пациента и реальностью.

Нереалистические (беспредметные) - имеют целью открытое выражение накопившихся беспредметных эмоций, обид, враждебности, когда сам конфликт является целью. Например - предвзятое отношение к медицинской службе или к отдельному медработнику.

Даниэль Дена выделил три уровня конфликтов; стычки, стол-кновения и кризисы.

Под стычками подразумеваются незначительные конфликты, которые разрешаются или исчезают сами по себе и не влияют на способность отношений удовлетворять потребности участников. Пример - пациент после сде-ланного замечания вновь опоздал на процедуру.

Столкновение. Признаком конфликта этого уровня является продолжительное повторение одних и тех же аргументов по одному и тому же поводу; расширение круга причин, вызывающих ссоры; уменьшение желания сотрудничества с другим, уменьшение веры в доброе отношение другого человека; раздражение в течение нескольких часов, дней; появле-ние сомнений в правильности своего представления об этих от-ношениях. Пример - ситуация, в которой приходиться неоднократно исправлять ошибки коллеги, а на замечания он не ре-агирует и воспринимает их как результат придирчивости.

Кризис — такой уровень конфликта, который угрожает даль-нейшему продолжению отношений. Признаком конфликта этого уровня считается решение окончательно прервать отношения; опа-сения, что другой разорвет отношения в одностороннем порядке; чувство, что отношения носят нездоровый характер, опасения эмо-ционального срыва, если они будут продолжаться; опасение фи-зического насилия.

Неумение находить выход из конфликтных ситуаций психологи называют барьером межличностного общения.

Барьеры общения это те многочисленные факторы, кото-рые случат причиной конфликтов или способствуют им. Барьерами межличностного общения могут быть: барьеры техники навыков общения, расхождение интересов, целей, потребностей, способов деятельности, смысловые, языковые бартеры, предубеждения, пред-рассудки, социальные штампы, приписывание чуждых намерений собеседнику и др.

Средства общения и использование их в психотерпевтических целях

Для практической деятельности медработника характерна своя специфика вербального общения.

Эффективным считается простое, ясное, заслуживающее доверия, уместное сообщение, переданное в удачно выбранное время с учетом индивидуальных особенностей пациента. Под простотой понимают краткость, законченность фраз, понятность слов. Критерии ясности предполагают, что после получения сообщения пациент может однозначно ответить на вопрос, касающийся его дальнейших действий (что, как, сколько, где, когда, почему). Критерий «заслуживающий доверия» очень важен для эффективного общения, на доверие к медработнику влияют - отношение к нему других медработников, знание медработником обсуждаемого вопроса, соблюдение конфиденциальности.

Критерии «уместности сообщения» и «удачный выбор времени» можно объединить в один - «уместность», что предполагает обращения внимания на пациента во время ожидания им врачебного обхода, выполнения манипуляций, процедур и т.п. Учет индивидуальных особенностей пациента во время пребывания в ЛПУ крайне важен как критерий вербальной адекватности передачи информации. Именно он является мерой простоты, ясности, уместности, доверительности для конкретного пациента. К вербальным навыкам общения следует отнести также умение слушать, что предполагает наличие дисциплины, требует усилий.

С.В. Кривцова и Е.А. Мухаматулина выделяют активное, пассив-ное и эмпатическое слушание. Под активным они понимают слуша-ние, при котором на первый план выступает отражение информации, а под эмпатическим — отражение чувств.

Медработник в основном кон-тактирует с ослабленными людьми, которым порой трудно общать-ся с помощью слов, т.е. вербально. Поэтому они должны владеть навыками кодирования и декодирования невербальных сигналов, имеющих свою специфику при организации общения с пациентом. Кроме того, важно владеть и профессиональным языком тела. Важность языка тела обус-ловлена тем, пациенты не только испытывают боль или недомогание, но также могут тревожиться по поводу своих шансов на выздоровление, беспокоиться об оставленном доме и домочадцах и т.д. Одним словом, пациенты нуждаются в психологической под-держке и заботливом к себе отношении.

Применение невербальных средств общения в психотерапевтических целях со стороны медработника предполагает готовность к зрительному контакту, улыбке и другим положительным формам мимики, кивкам при выслушива-нии сетований пациента, открытые жесты, наклон корпуса в сторо-ну пациента, малую дистанцию и прямую ориентацию, а также ак-тивное использование прикосновений, выражающих поддержку (дер-жать за руку, обнимать за плечи, легонько прижимать к себе и т.п.), аккуратный внешний вид, тщательную синхронизацию процес-са общения с пациентом и использование ободряющих междоме-тий.

Собираясь заняться весьма непростым делом - поддерживать оставшихся в одиночестве старых людей - волонтеру следует трезво оценить свои силы и возможности. Этот труд требует от добровольцев максимальной сосредоточенности на подопечном, на его нуждах и проблемах. Поэтому зачастую волонтеры, направлением деятельности которых является взаимодействие с пожилыми, прикладывают очень много усилий, особенно временных и моральных, чтобы общение с одинокими пенсионерами несло в себе радость и положительные последствия для тех и других.

Волонтерская помощь пожилым

Как правило, волонтеры, представляющие различные благотворительные организации, сосредоточивают свое внимание на домах престарелых, посещая их с праздничными концертами и привозя им подарки. Такая помощь требует финансовых затрат и решения множества организационных вопросов. На выходе получают позитивные эмоции от одиноких бабушек и дедушек, живущих в спецучреждениях.

Но не все могут позволить себе ездить в дома престарелых, не каждый располагает временем как на поездки, так и на подготовку мероприятий - а помогать хочется. Некоторые благотворительные организации инициируют рассылку писем в учреждения, в которых содержатся престарелые люди. Волонтеры берут “шефство” каждый над несколькими стариками и отправляют им открытки к праздникам, поздравляют с днем рождения, с Новым годом и с 9 мая. Такая моральная поддержка не требует особых вложений от самого волонтера, но имеет совершенно разные последствия для самих пенсионеров.

Кого-то такое внимание на расстоянии радует, писем ждут и с радостью пишут ответы. Некоторым старикам открытки от волонтеров приносят неприятные ощущения и даже моральную боль - они не чувствуют личного участия и стопроцентной искренности в подобных инициативах.

Известны случаи, когда старые люди в ответных письмах просят больше им не писать. Иногда причина этого кроется в финансовых затруднениях - у стариков из домов престарелых очень мало свободных средств, и они порой не могут позволить себе приобрести конверт с маркой. Этот вопрос волонтеры решают, вкладывая в письмо конверт с обратным адресом.

И все же наиболее трудоемкой является адресная помощь одиноким старикам, живущим отдельно, в своих домах и квартирах. Благотворительные фонды берут под свою опеку таких стариков и старушек, направляя к ним добровольцев-помощников. Перед такими волонтерами стоит ряд задач:

  • хозяйственная помощь по дому;
  • эмоциональная и моральная поддержка, общение;
  • сопровождение на прогулках и по делам - в парк, в поликлинику, в церковь, на кладбище и т.п.;
  • организация быта и досуга.

Фактически волонтер, беря под свою опеку одинокого пенсионера, становится подопечному близким другом и помощником. Он решает все затруднения старого человека и волей-неволей приобретает его доверие.

Общение с одинокими пенсионерами

Этот аспект следует учитывать каждому добровольцу, который готовится сопровождать пожилого человека. Помощь не будет ограничена одними лишь механическими действиями. Общаться придется. И не просто “придется”. Общение - легкое, непринужденное, ненавязчивое - должно быть. В противном случае у подопечного не будет ощущения психологического комфорта, пожилой человек будет чувствовать свою ненужность - как пациент в бесплатной больнице, где с ним возятся по долгу службы, потому что так положено.

Вынужденное взаимодействие хорошим не кончится, и очень скоро пенсионер от такой поддержки откажется. А это нанесет ему серьезную моральную травму - нельзя забывать, что пожилые люди очень ранимы. Их может огорчить какое-нибудь невинное на первый взгляд действие и обидеть неосторожно брошенное слово.

Мы все чувствуем фальшь - в голосе, во взгляде, в поступках. Не стоит думать, что старики этого не замечают. Если они поймут, что присутствие и поддержка волонтера не доставляют радости (а то и вовсе неприятны) самому добровольцу, доброго дела не получится. У пожилого человека останется неприятный осадок от подобной “помощи”.

Ключевой аспект взаимодействия волонтера и его подопечного: искренность. Только настоящее желание сделать чью-то жизнь светлее и радостнее станет ключом к гармоничным взаимоотношениям с “подшефным” старичком или старушкой.

Каким должно быть общение

К старости многое переосмысливается. Казавшиеся важными жизненные ориентиры теряют свою ценность, а вещи незначительные вдруг выходят на первое место. С годами жизнь становится размереннее, а уход на пенсию резко сужает круг общения людей в возрасте. И всю эту специфику следует учитывать тем, кто готовится оказывать помощь одиноким пенсионерам.

  1. Общение - это эмоции. В первую очередь. Да, в процессе беседы происходит обмен информацией, но самое главное - эмоциональный фон. Стоит проявить искренний интерес к тому, что в данный момент интересует подопечного. Можно рассказать что-то о своей жизни - если это уместно. Но нельзя забывать, что людям, в первую очередь, интересно говорить о себе, а не слушать других. Главное: беседа не должна быть сухой формальностью, иначе она будет в тягость и волонтеру, и пенсионеру.
  2. Личное пространство. Не всем старикам приятен тактильный контакт. Прежде чем поздороваться за руку или приобнять, следует спросить разрешения: “Можно, я пожму Вам руку?”, “Можно Вас обнять?”.
  3. Терпение - одно из важнейших качеств волонтера, собирающегося посвятить себя социальной работе с престарелыми. Следует помнить, что пожилые люди часто забывчивы, рассеяны, где-то непонятливы. Многие элементарные вещи приходится “разжевывать”, о чем-то напоминать: о распорядке дня, о планах на завтра (например, о запланированной записи к врачу). Это не значит, что все бабушки и дедушки тотально забывчивы. Они могут помнить, а потом отвлечься и забыть. Поэтому терпеливое проговаривание краткосрочных планов зачастую помогает старичкам видеть предстоящие события более определенно и ориентироваться во времени. Люди среднего возраста куда спокойнее переживают “эффект неожиданности” или пропуск важного мероприятия, чем пожилые - об этом важно помнить. Возможно, какую-то информацию придется повторять по пять, по шесть раз; ни в коем случае нельзя при этом проявлять раздражение или повышать голос.
  4. Сострадание и жалость. Не стоит забывать, что это разные вещи. Когда контакт с подопечным старичком или старушкой уже налажен, они могут пуститься в грустные или трогательные рассказы о себе, о чем-то далеком или о случившемся накануне (подросток толкнул в продуктовом магазине, в маршрутке не уступили место - эти события очень остро переживаются большинством людей преклонного возраста). Жалость чаще несет в себе признание слабости того, кого мы жалеем. В то же время сострадание - более глубокое чувство, дружеское и теплое. Искренне сопереживая, не жалея, мы показываем свое небезразличие. В какой-то степени, волонтер должен быть отчасти очень чутким психологом.
  5. Излишняя эмоциональность. Это еще одна сторона доверительных взаимоотношений с престарелыми людьми. Растрогать их может любой пустяк или, наоборот, какие-то серьезные вещи. Осознание того, что им искренне помогает по сути посторонний человек - волонтер - также может довести до слез. И здесь важно правильно отреагировать. Лучше - переключить внимание, по-доброму, ненавязчиво. Здесь хорошую службу сыграет чуткость помощника - в некоторых ситуациях надо, наоборот, дать выплакаться. Искренняя поддержка поможет справиться с эмоциями.

Каждому волонтеру, избравшему для себя столь непростой способ помогать окружающим - сопровождение престарелых людей - следует четко осознавать, на что он идет. Если заранее просчитать все потенциальные трудности, они окажутся вполне преодолимыми.

Главное, что нужно помнить: помимо подмоги в решении бытовых сложностей, (коих у пенсионеров хватает в силу их малообеспеченности и частичной беспомощности) им, живущим обособленно, так часто не хватает простого человеческого тепла, и в большинстве случаев дружеское общение для пожилых людей является не менее значимым, чем помощь по хозяйству. А значит, наибольшую пользу сумеет принести тот волонтер, который окажется способен принять своего подопечного, со всеми его недостатками и сложностями в характере.

Александр Галицкий — художник и арт-терапевт, живущий в Израиле. Он учит пожилых людей скульптуре и рисунку, а также дает мастер-классы. Александр поделился секретами, как наладить общение с людьми в возрасте.

Не пытайтесь изменить человека

Когда мы были детьми, родители выводили нас из себя историями про мальчика по соседству, который слушает свою маму и получает оценки получше. Теперь они состарились и мы ведем себя точно так же, рассказывая про соседа, который гуляет каждый день и упрекая в сидении дома. Не пытайтесь устраивать родителям лекции. Вы не сможете их изменить, остается только принять их такими, как есть. Если человек курил до восьмидесяти лет, он уже вряд ли перестанет. Нет смысла портить себе и близким настроение бесполезной борьбой с такими старыми привычками.

Не вините себя

Вина потрит жизнь. Что бы ни случалось, всегда есть ощущение, что в чем-то была ваша вина: вы не справились, не смогли, не научились правильно общаться с родителями. Не пытайтесь обвинять себя. Виновато только время. Каждый человек должен в первую очередь заботиться о себе и научиться расслабляться. Если вы живете для пожилого человека, вас потом будут обвинять, что вы прожили жизнь неправильно: где ваша семья? Где ваши дети?

Не устраивайте конфликты

Агрессия пожилых людей появляется из-за неудовлетворенности. Когда вы хотите победить ее, просто улыбайтесь и не отвечайте на атаки пожилого человека. Агрессия исчезнет сама. Если же вы начинаете поддаваться, ситуация будет катастрофической. Учитесь менять тему, переводите обсуждение в спокойное русло. Это поможет вам избежать скандалов.

Не ждите, что общение будет приятным

Иногда пожилые люди будут выводить вас из себя, вам нужно просто стараться сохранять спокойствие. Нет смысла пытаться что-то изменить или злиться. Просто подумайте, что тоже будете себя так вести через несколько десятков лет.

Не спорьте

В жизни всегда есть много моментов, когда хочется высказать свое мнение. Но подумайте, имеет ли смысл спорить? Нередко люди в возрасте просто забывают, о чем вообще идет речь. Так зачем им что-то доказывать? Если вы будете помнить, с кем именно разговариваете, вам будет намного проще.

Проявляйте сочувствие, но не жалость

Умение сочувствовать очень важно. Тем не менее вам стоит сразу разобраться в разнице между жалостью и сочувствием. Это совершенно разные вещи! Жалость разоружает: если мы кого-то жалеем, мы не можем помочь. Сочувствие — это совершенно другая вещь, даже если вы циник, вы можете активно помогать!

Будьте тем, у кого все в порядке

Родители хотят, чтобы их дети были успешными. Если вы придете к родителям и начнете жаловаться, они не смогут вам никак помочь. Так что у вас должно быть две правды: хорошая и та, которую вы никогда не рассказываете родителям. Наше хорошее самочувствие — это ключ к спокойной жизни родителей, так что вам стоит всегда об этом помнить.

Помните о возможностях своих родителей

Вы должны всегда представлять, с кем именно разговариваете. Важно понимать, насколько меняется мир, если человек не может видеть, слышать или ходить, как прежде. Попробуйте поставить себя на место другого человека, чтобы понять его ситуацию.

Контролируйте происходящее

Многие советы, в которых описывается защита пожилых от мошенников, предполагают повышение безопасности с помощью дверей и замков. На самом деле лучше просто занять пожилого человека. Пусть у него будут какие-то увлечения.

Учитесь прощать

Важно оставлять обиды в прошлом. Это как компьютер: он лучше работает, если вы его перезагружаете. Если вы не простите своего дедушку сегодня, завтра может быть уже поздно. Чтобы прощать, нужно быть сильным, но усилия стоят того.



Загрузка...