paradisemc.ru

Сказкотерапия в детском саду: из опыта работы психолога. Использование сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста

Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития самосознания старших дошкольников»

МБДОУ №18 «Светлячок»

Воспитатель компенсирующей группы

Рязанова Валентина Васильевна

«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия – это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки и они забьют животворными ключами». В. Сухомлинский

Как же развить в ребенке отзывчивость, как сделать его добрее? На этот вопрос есть очень общий и, безусловно, правильный ответ. Мы сами, наш пример, нравственный, аспект жизни взрослых и вся окружающая действительность учат этому. По-моему, один из путей контролируемого и целенаправленного эмоционально-нравственного развития ребенка лежит через художественную литературу, и особенно сказки. Сказка для ребенка- это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность, реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни, только в сказочной форме дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство и т. п. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите. Сказка – незаменимый инструмент формирования личности ребенка. Сказки способствуют развитию в ребенке творческого мышления и воображения. Обучение детей дошкольного возраста посредством сказки – является, на мой взгляд, интересным и актуальным. В формировании и развитии личности дошкольника я стала использовать метод Сказкотерапии.

Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

Я поставила перед собой цель: Развитие личности дошкольника посредством Сказкотерапии.

Для достижения цели я наметила следующие задачи:

Разработать содержание различных форм организации работы с детьми с использованием Сказкотерапии;

Применять в работе с детьми приёмы, используемые в Сказкотерапии;

Изготовить атрибуты для использования в Сказкотерапии;

Развивать коммуникативные навыки;

Развивать воображение, мышление;

Воспитывать чувство доброты;

Укрепление психического здоровья ребёнка

В своей работе с детьми я использую методы предложенные психологами и педагогами В. А. Запорожцем, Ф. А. Сохиным, Л. И. Журовай, Т. Д. Зенкевич-Евстигнеевой, Л. Б. Фесюковой.

Классификация сказок:

1. Дидактические (в форме учебного задания, т. е. ребенку повествуют о новых понятиях (дом, природа, семья, правила поведения в обществе)

2. Медитативные (для снятия психоэмоционального напряжения, дети рисуют, сочиняют, играют, слушают звуки природы, лежат на ковре и мечтают – воображают – “колдуют”.

3. Психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя “Я”, доброго волшебника, дети рисуют иллюстрации, изготавливают кукол и ставят спектакли.

4. Психокоррекционные (для мягкого влияния на поведение ребенка, читаем проблемную сказку не обсуждая, даем возможность побыть ребенку наедине с самим собой и подумать.

6. Диагностические (в случае, ели ребенок выбрал себе любимую сказку и героя, то в данном контексте герой является прообразом самого ребенка, каким бы он хотел быть)

В своей работе я руководствуюсь всеми видами сказок.

В работе со сказкой я использую следующие формы организации:

Игровые занятия;

Комплексные занятия;

Интегрированные занятия;

Тематические недели.

В своей работе я использую не только традиционные методы и приемы.

Методы и приемы работы со сказкой:

Элементы ТРИЗ: проблемные ситуации и вопросы; игровые задания; игры - экспериментирования с предметами и материалами.

Элементы театрализации.

Творческие задания.

Использование данных методов и приемов способствует развитию познавательной активности, формированию креативности как качества личности у дошкольников; учит действиям, с помощью которых осуществляется творчество.

Занятия по сказкам провожу один раз в неделю. Длительность их может быть разной: 25 минут и более. Следует учитывать возраст детей и их психические возможности, при необходимости любое занятие можно сократить до минимума. В случае непредвиденного утомления детей занятие можно мягко остановить, объяснив, что «волшебная сила» иссякла и нет возможности сегодня продолжать путешествие по сказке, что следующая встреча с героями сказки состоится в другой раз.

Прежде чем приступить к проведению полноценных занятий по сказкам, необходимо потренировать детей в умении правильно сидеть, расслабляться, чувствовать, выполнять инструкции.

Для этого предлагаются три техники расслабления:

а) расслабление по контрасту с напряжением;

б) расслабление с фиксацией внимания на дыхание;

в) расслабление - медитация.

При работе со сказкой разработала алгоритм:

1. чтение сказки;

2. упражнения на ритмизацию «Движение героев сказки»;

3. понтомимические этюды;

4. упражнения на активизацию лексики;

5. упражнения на произвольное напряжение и расслабление мышц (с использованием музыкотерапии);

6. игры и игры-драматизации.

В занятия включаю распространенные методы и подходы психотерапии (психогимнастика, этюды, АРТ-терапия (рисунок, театр, которые способствуют развитию внимания, памяти и воображения, что является необходимым условием для подготовки ребенка к школ.

Так, например в игре «Сказочники» использую различные виды театра, вместе с детьми сочиняем новые сказки, используя игровые упражнения:

«Анализ ситуации и ресурсов» (как заяц сам прогонит лису; как колобок может спрятаться от зверей и т. д.). Помочь главному герою найти решение проблемных ситуаций.

«Новое свойство» (прием в отношении к знакомым сказкам, например колобок не из теста, а из соломы). «Введение в названии сказки нового объекта» (волк, семеро козлят и компьютер).

«Изменение сказочной развязки» (в сказке «Два жадных медвежонка» вместо сыра, таблетки от жадности).

Использую нетрадиционные формы работы «Клубок сказок» Сколько сказок свернулось в клубок?

Творческое рассказывание по картинкам

- «Ты картинку рассмотри и нам что-нибудь (сказку или рассказ) расскажи». Прием помогает проработать развитие фантазии, воображения Ребенок самостоятельно придумывает содержание, опираясь на тему и свой прошлый опыт, нужно было придумать завязку, ход события, кульминацию и развязку.

Творческая работа по мотивам сказки: Ребенку предлагаю ответить на ряд вопросов. О чем эта сказка? Кто из героев больше нравится и почему? Почему герой совершил те или иные поступки и т. д.

Переписывание и дописывание сказок.

Переписывая сказку, ребёнок выбирает сам наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот сюжета. Человек находит тот вариант разрешения ситуации, который позволяет освободиться от своего внутреннего напряжения.

Дети с удовольствием участвуют в постановке сказок. В рамках театральной недели решили подготовить и показать сказку собственного сочинения. При выборе сказки каждый хотел инсценировать свою сказку, но определив количество участвующих героев, остановились на сказке сочиненной Ани Иголкиной с родителями «Сказка о маленьком тигренке и его друзьях», так как в драматизации этой сказки могла участвовать вся группа.

Рисование по мотивам сказки. Дети рисуют рисунок наиболее значимого для него отрывка.

Сочинение сказки. Главный герой появляется в доме (семье, растет, при определенных обстоятельствах, покидает дом, отправляясь в путешествие.

В своих «сочинениях» дети стараются сохранить описание, логичность повествования, кульминацию и развязку. Такую работу вела индивидуально и в подгруппах, чтобы активизировать речевую активность каждого ребенка, помочь понять алгоритм составления текста сказочного содержания.

Так же я разработала картотеку дидактических игр по русским народным сказкам, картотеку физкультминуток по сказкам.

В нашей группе организован уголок сказки: здесь дети играют в настольно-печатные, сюжетно-ролевые, дидактические и другие развивающие игры. Имеется библиотека, в которой находится художественная детская литература. Здесь дети читают, рассматривают иллюстрации сказкам, проводят беседы, обсуждают прочитанное.

Особую роль в своей педагогической работе я отвожу просвещению родителей, консультациям по использованию сказок в воспитании, стараюсь разъяснить им большую значимость семейного чтения. Родители с великим удовольствием смотрят на выступления детей, принимают участие в изготовлении костюмов, иногда сами выступают на театральных представлениях. Уверена, что только при соблюдении активности и заинтересованности родителей, их личный пример – важнейшее условие в обеспечении успешности организуемой работы

Результатом моей работы со сказкой является:

Установление психологического комфорта в коллективе.

Формирование у детей познавательного интереса.

Развитие связной монологической, диалогической речи.

Использование детьми сказочных ситуаций в свободной игровой деятельности.

Развитие творческого воображения, мышления.

Формирование позиции бережного отношения к окружающему миру.

Овладение навыками взаимоотношения с миром.

Воспитание сказкой способствует воспитанию уверенности в себе и своих силах. Под влиянием эмоций качественно по-иному проявляются и внимание, и мышление, и речь, усиливается конкуренция мотивов, совершенствуется механизм «эмоциональной коррекции поведения». Роль сказки очень велика и доступна восприятию детей дошкольного возраста.

В сказках всегда побеждает добро – это очень важно в воспитании детей.

Таким образом, я сделала вывод, что, занятия, построенные Сказкотерапевтическим образом, очень широко влияют на развитие личности ребенка, помогают эффективно решать задачи обучения и воспитания, развивать врожденные таланты. А также воспитывать важное личное качество, которое несет в себе и национальное и общечеловеческое свойство. Это чувство доброты.

Сказкотерапия тесно связана с Арт-терапией, игровой терапией, гештальт-терапией, психосинтезом, телесноориентированной терапией, юнгианской , психоанализом и ТРИЗом.

Сказкотерапия в ДОУ связана с реализацией трех функций: диагностической, терапевтической и прогностической.

Диагностическая функция

Диагностическая функция сказки помогает определить основные сценарии и стратегии, используемые ребенком при построении модели своего поведения в той или иной ситуации. Это проявляется в том, как ребенок из множества сказок выбирает несколько любимых.

Таким образом, он как бы выбирает для себя определенную жизненную модель. Анализ сказочных произведений, заинтересовавших ребенка поможет взрослому выявить способности и таланты малыша, особенности характера и индивидуальность восприятия окружающей действительности.

Обыгрываемый ребенком образ лисички говорит о наличии гибкого ума, лукавства и умении пользоваться своим обаянием; пристрастие к пиратским играм и образам разбойников показывает склонность к дракам и агрессии.

Терапевтическая функция сказки

Терапевтическая функция сказки заключается в том, что она помогает ребенку сформировать образ себя в будущем, построить модель поведения для достижения желаемого будущего, занимая активную позицию и осознавая собственную ответственность.

Прогностическая функция

Прогностическая функция сказки состоит в том, что она помогает осознать влияние «сегодняшнего» поведения на «завтрашнее» состояние жизнедеятельности человека.

Сказкотерапия в ДОУ — пожалуй, самый детский метод психологии, и один из самых древних.

Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка.

Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребёнку.

Сказки можно условно разделить на - дидактические или обучающая сказки, психокоррекционные сказки, медитативные сказки.

Дидактические сказки

Дидактическая или обучающая сказка через сюжетность и образность помогает малышу лучше усвоить информацию.

Учебно-познавательный материал, преподнесенный в контексте сказки, когда различные предметы и символы одушевляются, легче воспринимается ребенком, а значит, процесс обучения становится более эффективным.

Психокоррекционные сказки

Психокоррекционные сказки можно рассматривать с двух позиций. С одной стороны, они помогают взрослому мягко влиять на поведение ребенка, «замещая» неэффективный стиль поведения на более продуктивный и объясняя ребенку смысл происходящего.

С другой стороны, данный вид сказок предполагает такое влияние на решение детьми психологических проблем, результатом которого станут изменения в поведении ребенка за счет становления собственной активной позиции и самоконтроля.

Медитативные сказки

Медитативные сказки активизируют положительные эмоции, учат позитивному настрою.

Особенностью этих сказок является отсутствие отрицательных героев и конфликтных ситуаций.

Воспринимая медитативные сказки, ребенок не только может еще раз погрузиться в приятные события своей жизни, пережить их заново, но и по-новому посмотреть на негативный жизненный опыт, избавиться от неприятных переживаний и тревожных мыслей.

Волшебные сказки

Волшебные сказки являются непосредственным отображением психических процессов коллективного бессознательного. В мифах, легендах или другом более развернутом мифологическом материале мы приходим к пониманию базисных структурных образований (паттернов) человеческой психики, постигая их сквозь культурные наслоения.

Персонажи сказок

Любые персонажи волшебных сказок - добрые феи, злые волшебницы, драконы, ведьмы и карлики - являются архетипическими образами, представленными на глубоких уровнях психического.

Осознаем мы это или нет, роли не играет, так как они все равно воздействуют на нас, являясь психологическими реальностями. События в волшебных сказках отражают не какую-то абстракцию, но текущую жизненную психическую реальность.

Исходя из вышесказанного, можно предположить, что любая волшебная сказка является относительно закрытой системой, выражающей некое сущностное психологическое значение, содержащееся в ряде сменяющих друг друга символических картин и событий, посредством которых оно и может быть раскрыто.

Польза сказкотерапии

Сказкотерапия полезна всем. Есть специальные лечебные сказки не только для маленьких детей, но и для подростков и взрослых. Сказка поможет решить многие психологические проблемы. Но особенно это актуально для детей дошкольного возраста.

Занятия в детском саду сказкотерапией помогают быстрее адаптироваться к ДОУ, раскрывают и развивают внутренний потенциал ребенка.

Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью сказки. Четыре-пять лет ― апогей сказочного мышления.

По мере расширения сферы общения дети испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Ребенок должен научиться преодолевать ситуативные эмоции, культурно управлять чувствами. Научиться этому позволяют сказка и игра. Например, .

Для ребенка, который чего-то боится, подбирается готовая или составляется коррекционная сказка, в которой метафорически зашифрована информация о его страхе и способах его преодоления. На занятии ребенок не только прослушивает эту сказку, но и проигрывает способы преодоления страха, идентифицируясь с главным сказочным героем.

Можно также предложить ему нарисовать иллюстрации к сказке, переписать сказку на свой лад, придумать новую с этим же главным героем и др. В процессе такой работы ребенок не только «знакомится» со своим страхом, но и научается справляться с ним.

Сказка в решении психологических потребностей

Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка дошкольного (младшего школьного) возраста:

  • потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы;
  • потребность в компетентности. Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, оказывается победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи;
  • потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется, от кого-то убегает и т. д. Иногда вначале поведение героя не является активным, толчок к активности провоцируется извне другими персонажами.

Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование таких качеств личности, как:

  • автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды;
  • активность, которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовать внимание партнеров, стимулировать их коммуникативность, управлять процессом общения, эмоционально откликнуться на состояние партнеров;
  • социальная компетентность, которая состоит из нескольких компонентов:
  1. мотивационного, включающего отношение к другому человеку (проявление доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия);
  2. когнитивного, связанного с познанием другого человека, способностью понять его особенности, интересы, потребности, заметить изменения настроения, эмоционального состояния и др.;
  3. поведенческого, который связан с выбором адекватных ситуаций, способов общения.

Сказка заставляет ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт.

Что же такое сказкотерапия? По мнению Т. Зинкевич-Евстигнеевой, это «сокровенное, глубинное знание о мире и системе взаимоотношений в нем!» Значит, прикасаясь к истокам сказки, дети открывают в себе и в окружающем их мире то, что, может быть, в глубине души уже давно известно, и то, что сказка помогает им интуитивно понять.

Как можно организовать и проводить занятия с использованием Хотелось бы дать несколько советов исходя из собственного опыта.

Конечно, же, прежде всего, прежде всего надо выявить тех детей, с которыми необходимо работать. Для этого, рекомендуется использовать специальные методики и метод наблюдения.

Затем формируются группы детей от 5 до 7 лет. Оптимальное количество детей в каждой групп, 6-8 человек. Занятия проводятся два раза в неделю, в течение двух месяцев.

Целью занятий с применением метода сказкотерапии

гармонизация эмоционально-личностного развития каждого ребенка, формирование его волевых качеств и творческих способностей.

Основные задачи:

  1. Развитие фантазии и воображения.
  2. Развитие умения выражать свои мысли.
  3. Развитие способности слушать другого, следить за ходом его мыслей и умения пристраивать свои собственные мысли и фантазии в контекст повествования.
  4. Развитие способности к децентрированию, умения встать на место другого, посмотреть на мир с разных сторон
  5. Развитие эмпатии.
  6. Расширение репертуара эмоций и эмоциональных состояний. Развитие способности их распознавать.
  7. Расширение знаний о явлениях окружающего физического и социального мира.

В работе с детьми дошкольного возраста чаще всего используется методика Грабенко Т. , Зинкевич-Евстигнеева Т. , Фролов Д. «Волшебная страна внутри нас!», а так же авторская программа «Точка Пересечения».

Такие занятия дети очень любят. Они сплачивают группу, позволяют детям научиться способам снятия напряжения, новым эффективным моделям поведения и др.

Сказкотерапия в ДОУ — интервью с терапевтом

Сказки нужны не только для того, чтобы детям веселее засыпать. С их помощью можно узнать о проблемах малыша, скорректировать его поведение, научить считать и развить фантазию.

О возможности сказкотерапии мы поговорили с арт-терапевтом Галиной Фёдоровой.

Какие сказки лучше рассказывать ребенку - свои, народные или авторские?

Авторские обычно посвящают определенной проблеме. К ним можно обращаться, но выбирать те, что нравятся, близки по духу. Если тема сказки актуальна для вашей ситуации, возьмите ее за основу, но обязательно добавьте что-нибудь свое, индивидуальное.

Истории, придуманные самими родителями, позволяют наиболее полно обыграть действительность, актуальную для ребенка.

Больной пример сказкотерапии

Вот, например, такая сказкотерапия в ДОУ — моя кукла - игрушечная ворона - прилетела в онкобольницу. Она залетает туда, и видит никем не тронутую еду. Там дети вообще часто не едят. Ворона начала каркать: «Ох, я сейчас наемся, такой классный суп и макароны! Ой, и это, и вот это, все-все съем».

И тут один мальчик: «Нет, я съем». «Ты точно съешь? А ну покажи, покажи!»

И ребенок начинает кушать. Поэтому готовы сюжеты, заготовки могут быть, но лучше, когда они рождаются в голове ежеминутно.

Вы же не побежите сразу искать в интернете сказку, в которой ребенок не ест. Проще и быстрее придумать на месте, обыграть ситуацию.

Знаю, что многих современных родителей смущает жестокость народных сказок.

Есть такая проблема. У нас даже на фестивале была дискуссия на тему, надо ли убирать из современных историй кровавые сцены. Например, если воин убивает или когда отрубают голову Ироду.

Когда-то я сама убрала все эти сцены из своих спектаклей. Думала, зачем я буду показывать детям, как отсекают голову, пусть даже злодею. Люди раньше были более готовы к таким жестким сценам, воспринимали их нормально, были более тяжелые условия жизни.

Если ребенок сам придумывает сказку, или нужно ему помогать?

Если есть возможность не вмешиваться, то лучше не вмешиваться. Если у ребенка есть трудности в составлении сказки, какой-то ступор, тогда нужно помочь, но очень мягко, в виде вопроса: «А может быть, вот так?»

Дурные мотивы сказок

Сегодня у детей очень часто в сказках встречаются такие мотивы - всех убили, кругом вампиры, повсюду кровь. Они как бы зацикливаются на образах, которые увидели по телевизору, и переносят их в свои рассказы и сказки. В этом случае родителям нужно вмешаться, переиграть сюжет, предложить новый вариант развития событий. Но, повторюсь, сделать это следует в виде предложения, а не авторитетной заявления.

Как рассказывать сказки не банальным способом?

Можно взять хорошо известную вашему ребенку сказку и сделать из нее игру. Можно рассказать ее на новый лад, поменять всех персонажей. С помощью сказки проще научить ребенка считать, сравнивать.

Сказкотерапия в ДОУ — работа с народной сказкой

Единственное важное условие - первоначальный вариант народной сказки малышня должна знать. Дальше уже можно поэкспериментировать. Но ребенок должен знать, что это эксперимент, чтобы сама суть сказки не искажалось.

Можно попробовать визуализировать любимых персонажей. Например, часто родители используют в воспитательных целях уже известные образы. Например, деда Мороза эксплуатируют, чтобы добиться от ребенка хорошего поведения.

Но можно создать свой образ с своей собственной историей. Его можно нарисовать, вылепить, сделать куклу, и этот персонаж будет вам помощником в воспитании, он может участвовать в жизни ребенка, помогать ему делать уроки. И превращать воспитание в интересную игру.

Сказкотерапия используется педагогами ДОУ во время игровой, интеллектуальной, трудовой деятельности детей, развлечений, викторин, прогулок, .

Сказкотерапия в ДОУ — Формы и методы

  • художественная литература;
  • беседа;
  • игра;
  • народный фольклор;
  • придумывание сказок;
  • изобразительная деятельность;
  • психологические игры;
  • упражнения на релаксацию;
  • творческие задания;
  • тренинги эмоций;
  • моделирование и проигрывание ситуаций;
  • минутки-размышления;
  • психогимнастика;
  • пересказ сказки по опорной схеме;
  • ТРИЗ;
  • перепутывание сказочных сюжетов и героев;
  • введение нового героя в сказку;
  • изменение места, времени, события;
  • составление сказки по кругу;
  • инсценировка.

Сказкотерапия в ДОУ — Методика «Ассоциация по друдлам”

Разработка и применение друдлов с дошкольниками, помогает развивать в них ассоциативность мышления, дивергентность и творчество, формирует у них память, дети учатся приходить к нестандартным подходам разнообразных задачек. Мнение, сложившееся у ребенка, обязательно обосновывается им же самим. И тем самым развивается речевая активность малыша.

Друдлы с младшими дошкольниками

Начинать использовать друдлы в работе с детьми можно уже с младшей группы (4-й год жизни).

На начальных этапах работы с друдлами стоит применять предметные изображения, в которых можно увидеть фрагмент предложенного друдла. Например: педагог показывает друдл в виде скобки и говорит: «Посмотрите на эту картинку. О чем вы подумали?” Обязательно нужно обратить внимание детей на детали предмета, подчеркивая их сходство с друдлом.

Так, полукруг похож на ушко медвежонка, на спинку мышки. Квадратики – как окошки в доме, платок или одеяло.

Друдлы в средних группах

В работе с детьми средней группы (5-й год жизни) вспомогательные предметные изображения уже не нужны, детям показывается друдл и ставится вопрос: «О чем вы подумали, увидев эту картинку?”.

Дети очень любят мгновенные преобразования, когда педагог за их идеями создает соответствующие образы. Так от капель воды можно дорисовать тучку – и уже идет дождь, на основе волнистых линий рисуем мышку, к квадратику добавляем крышу – и получается дом, кружочки с хвостиками и листочками превращаются в яблочки и тому подобное. В одном изображении можно увидеть десятки разнообразных ситуаций.

Галина Филатова
Опыт работы «Сказкотерапия в ДОУ»

«Сказкотерапия » - как технология формирования представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста.

«Там на неведомых дорожках»

НЕ бойся сказок . Бойся лжи. А сказка ? Сказка не обманет .

Ребёнку сказку расскажи - на свете правды больше станет.

Сказка входит в жизнь ребёнка самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы. С миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия ярко представленные в образах героев закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребёнка. В настоящее время сказка всё чаще начала использоваться в качестве терапевтического средства, которое призвано решать ряд разносторонних задач : обогащение внутреннего мира ребёнка, определение модели поведения и нахождения выхода из проблемной ситуации отношения между сверстниками, родителями и детьми т. д., коррекция психической и эмоционально-волевой сферы, развития речи т. д. Сказкотерапия для дошкольников - это современное средство широко используемое психологами и педагогами для решения различных задач. Простое прочтение сказки не несёт в себе терапевтической нагрузки. Следует прочитать,обыграть, инсценировать. Тщательно проанализировать и сделать оценки и выводы по её содержанию, которое должно соответствовать возрасту, потребностям и возможностям ребёнка. Центральный момент сказкотерапии - добровольность участия детей. Поэтому важна мотивация участников. Взрослый должен найти адекватный способ включения детей в сказкотерапию . В одном случае это может быть образный текст, русской народной сказки , рассказа , небылицы,в другом рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок о сказочных героях . Необходимо, чтобы каждый ребёнок мог ощутить внимательное отношение со стороны взрослого. Не все дети сразу включаются в игру. Некоторые из них хотят сначала понаблюдать за происходящим и лишь позже у них возникает желание принять участие в занимательном зрелище. С учётом индивидуальных особенностей детей в сказкотерапию сначала следует привлекать тех детей, которые быстрее откликаются на приглашение взрослого; при целесообразно мотивировать на включение в игру остальных ребят. От степени психологического комфорта участников непосредственно зависит их активность, глубина эмоциональной включённости. До проведения сказкотерапии дети сначала знакомятся со сказкой . Это нужно для получения целостного впечатления от её текста. Кроме того при повторной встрече со сказкой дошкольникам легче будет сосредоточиться на образной лексике, характеризующей внешний вид героя. Выразительно отобразить в мимике, движении эмоциональное состояние персонажа. Большое внимание в сказкотерапии уделяется двигательной активности. Усталость после многократного выполнения психологических этюдов приводит к непроизвольному расслаблению организма, и следовательно снятию эмоционального напряжения. Лишь небольшую часть времени дети располагаются на стульях : при рассказывании сказки взрослым , фантазировании по музыкальной композиции, Роли зрителей в игре -драматизации по отдельным эпизодам сказки . В играх поощряются самостоятельные высказывания детей относительно сюжета сказки , действий сверстников, собственных переживаний. Поэтому, когда по окончании сказкотерапии обсуждения не завязываются сами собой, взрослый должен расспросить детей о том какие игры и упражнения понравились, запомнились и роли каких сказочных героев хотелось бы исполнить повторно. Если ребёнку трудно сформулировать связное сообщение по памяти ему можно предложить аудиозапись сказки , отдельных игр сказкотерапии . Мнение детей учитывается.

Для проведения сказкотерапии в группе , я использую её как в кружковой работе так и повседневной жизни ребёнка в детском саду. В моей работе я использую театральный уголок, игровой материал для сюжетно – ролевых игр, для игры – драматизации, для театральных, дидактических и подвижных игр, книжный уголок. Маски, шапочки, костюмы для драматизации сказок . В моей группе, созданы условия для совместной и индивидуальной активности детей. Сказкотерапия позволяет безболезненно и безопасно относится к жизненным ценностям. В образовательную деятельность включаю распространённые методы и подходы психотерапии (психогимнастика, этюды, арт- терапию (рисунок, театр, которые способствуют не только успешной психокоррекции, но и развитию внимания, памяти, воображения, что является необходимым условием для подготовки детей к школе. Это также и обучение позитивному общению и приобщению к культурному наследию, возможность соприкосновения с глубинными ценностями человечества, также как любовь, дружба, милосердие и трудолюбие.

С помощью сказочных историй воспитатель может решить и другие проблемы, выявленные у дошкольников : например, трудности, связанные с общением (конфликты, противоречия, обиды) ; страхи и тревоги по различным поводам (боязнь темноты, одиночества, животных, чужих людей, шума и др.) .

Выделяют несколько приемов работы над сказкой :

рассказывание сказки по определенной проблеме (народной, литературной или сочинённой воспитателем) ;

Обсуждение сказки , ответы на вопросы;

высказывание ребенком своего мнения об услышанном;

Сочинение новой концовки сказки (при необходимости) ;

Рисование (позволяет снять напряжение, вызванное обсуждением проблемы) ;

Драматизация сказки .

Анализ сказок позволяет понять , что стоит за каждой сказочной ситуацией , конструкцией сюжета, поведением героев. После прослушивания сказки детям задаются вопросы :

Как вы думаете, о чем (про что, кого) эта сказка ?

Кто из героев вам больше всего понравился (не понравился?

Как вы думаете, почему тот или иной герой совершал те или иные поступки?

Придумайте, что было бы, если бы герой не совершил этого поступка?

Как вы думаете, если бы в сказке были одни хорошие герои (или одни плохие, что это была бы за сказка ?

Для чего в сказке и плохие , и хорошие герои?

В работе с дошкольниками можно использовать следующие сказки : «Маленький медвежонок» - коррекция агрессивного поведения, «Мышонок и темнота» - коррекция страхов, тревожности, «Сказка про енота » - коррекция коммуникативной сферы (О. В. Хухлаева «Терапевтические сказки » ); «Жадный кармашек» , «Про ябеду» - коррекция негативных проявлений в поведении (Е. А. Алябьева «Коррекционно-развивающие занятия» ) и др.

Из опыта работы воспитателей :

Воспитатели рассказывают , как в группе проводится работа над сказкой с использованием книжного уголка и пособий, изготовленных по рекомендуемой методике.

Важную роль в воспитании познавательного интереса к сказке и благоприятного воздействия ее на души детей играют родители.

Римма Каримова
сказкотерапия

Введение

В настоящее время в психологическом консультировании практикуется одно из направлений арт-терапии «Сказкотерапия». С каждым днем сказкотерапия становится все более популярной.

Это связано с тем, что смысл сказки воспринимается сразу на двух уровнях, сознательном и подсознательном.

Сказкотерапия

Это способ корректирования детских проблем психологического характера. Смысл заключается в том, что для ребенка рассказывается сказка, героем которой является он сам. При этом в самом повествовании сказки для главного героя продуманы определенные трудности, с которыми он должен непременно справиться.

Сказкотерапия может использоваться при работе с детьми дошкольного возраста, подростками и взрослыми. При этом этот метод подходит для людей с высшим образованием и для тех, кто его не имеет. Для мужчин и женщин. Использование терапевтической сказки позволяет обойти психологическое сопротивление клиента и даже поработать с проблемой, которую по той или иной причине клиент пока не готов озвучить.

Сказкотерапия как метод психологической работы с детьми

Сказкотерапия – метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

Сказкотерапия - означает «лечение сказкой». Сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи.

Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне.

Обычно в сказкотерапии для детей структурируют сказки по отдельно взятым детским проблемам:

1. Сказки для детей, которые испытывают страхи темноты, страх пред медицинским кабинетом и другие страхи.

2. Сказки для гиперактивных детей.

3. Сказки для агрессивных детей.

4. Сказки для детей, страдающие расстройством поведения с физическими проявлениями: проблемы с едой; проблемы с мочевым пузырем и т. д;

5. Сказки для детей, которые столкнулись с проблемами семейных отношений. В случае развода родителей. В случае появления нового члена семьи. Когда дети считают, что в другой семье им будет лучше.

6. Сказки для детей в случае потерь значимых людей или любимых животных.

Сказки подразделяются на детские, женские и мужские.

Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:

Жили-были.

Начало сказки, встреча с ее героями.

Начиная с 5 лет – фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат и пр.

Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

И вдруг однажды…

Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка.

Из-за этого…

Показано в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.

Кульминация.

Герои сказки справляются с трудностями.

Развязка.

Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной.

Сказка

«Согласие»

В одной сказочной стране, на берегу красивой и быстрой реки стоял дворец. Еще в стародавние времена прежние правители этой страны свезли во дворец все мудрые книги, обустроили залы так, чтобы в них было уютно маленьким жителям. И в этом дворце был устроен самый настоящий сказочный детский сад. Здесь маленькие жители страны начинали узнавать законы жизни, постигали древние знания, познавали, на что способны. Много педагогов сменилось в нем. И вот в детский сад пришли работать Маугли, Крот и Стрекоза.

Вам покажется, что все они герои разных сказок и потому не могут быть вместе, а тем более работать в детском саду. Но это же сказка, в ней возможно все. Поверьте, все, о чем вы услышите, было именно так.

Конечно, вы догадались, что Маугли много играл со своими ребятами. Он учил сам и давал возможность учить себя. Ему все было интересно, и никогда он не проводил занятия одинаково. Он был большой выдумщик и фантазер.

Кроту не всегда нравилась манера Маугли вести занятия. Ведь сам Крот был очень умным и умел читать «правильно», как это делали многие поколения воспитателей. Крот не выносил яркого света новых идей. Ребята на его занятиях узнавали много нового, но этого нового было так много, что часто их голова с ним не справлялась.

Что касается Стрекозы, то она была, пожалуй, самым необычным воспитателем. В ее группе стояло большое зеркало в золоченой раме. Ведя урок, Стрекоза то и дело смотрела в него. Ей нравилась ее изысканная осанка, радужный перелив крылышек. А ее огромные глаза. Конечно, они были прекрасны. Стрекоза очень нравилась себе, когда она ведет занятие. Правда, ей казалось, что во дворце детского сада она мало себя реализует. Ну что может стоить мнения детей и педагогов для такой прелестницы, как Стрекоза. Надо ли говорить, что прекрасная Стрекоза чувствовала себя не востребованной.

Часто после уроков, когда дворец детского сада пустел, Стрекоза говорила Кроту и Маугли, что скоро улетит отсюда. Ведь ей так важно было знать, что она здесь только временно. Крот усмехался, а Маугли удивлялся этому.

И вот пришло время, когда Стрекоза сказала: «Все, с меня хватит! Мне надоели эти глупые дети и их напыщенные родители! Да и сам этот дворец такой противный! Я буду прилетать сюда, только когда мне этого захочется!»

Объявив это, она взмахнула своими радужными прозрачными крылышками и улетела.

С этого дня покой и привычный ритм дворца детского сада был нарушен. Крот стал ворчливым, Маугли беспокойным. Зачастую Крот старался уличить Маугли в том, что он проводит занятия не достаточно хорошо. А Маугли называл Крота скучным и не интересным. Стрекоза появлялась тогда, когда ей вздумается, и иногда принимала сторону то одного, то другого.

Да, неприятная ситуация возникла во дворце детского сада. Но самым странным было то, что она тянулась довольно долго и все к ней привыкли.

И вот однажды во дворец детского сада пришел медведь Балу. Он был добрым и веселым, знал много разных историй и обладал особыми знаниями.

На приход Балу каждый реагировал по-своему. Дети заинтересованно приглядывались, Крот усмехался, Стрекоза кокетливо расправляла крылышки, а Маугли сразу подружился с Балу. Еще бы скажите вы, ведь они из одной сказки! Да, они не просто были из одной сказки, они были единомышленниками. Если бы кто-то увидел теперь Маугли, то подумал бы, что он взял у Стрекозы ее радужные крылышки. Казалось, что Маугли так давно ждал тех знаний, которые ему давал Балу. Теперь то, что раньше Мауги делал по наитию, получило подкрепление в книгах, принесенных с собой Балу. Жизнь закипела, потому что вся детвора полюбила его тоже.

Правда, Стрекоза скоро разочаровалась в Балу. Ведь он не собирался восхищаться ее крылышками и глазами. Крот же чувствовал себя немного обойденным и скептически усмехался.

И вот тогда Балу собрал большой совет.

Друзья мои! – начал он. – Когда я шел сюда, я и не думал, что увижу таких прекрасных и разных педагогов. Ведь помимо того, что вы умеете хорошо учить, каждый из вас обладает особенным даром. Стрекоза умеет летать, Крот находится под землей, а Маугли ловко передвигается по ней. И объединенные вместе ваши дарования составляют мощную силу. Вы только подумайте: мы можем узнать и рассказывать, что происходит под землей, на ее поверхности и над ней, в воздухе.

Ну и что! – разочарованно протянули Крот и Стрекоза. А Маугли заинтересованно молчал.

Как что! Как земля хранит корни деревьев, тянущихся к свету, так Крот хранит знания, оставленные нам предшественниками. Крот не только их хранит, но и точно передает свои ученикам. Как воздух переносит все новое, так и Стрекоза, всюду летая, всюду бывая, приносит нам много новостей, умеет красиво показывать вашу работу и пробудить к ней интерес даже в самых далеких уголках нашего сказочного государства. Ну а применить новое, преобразовать уже известное умеет Маугли – ведь он так ловко приспосабливается к постоянно изменяющемуся сказочному миру!

Крот, Стрекоза и Маугли посмотрели друг на друга и улыбнулись. Их улыбка осветила залы дворца в сгущающихся сумерках. И в этот раз Крот не зажмурился от света.

Надо же, Балу, а я думала, ты нас не поймешь и осудишь! А ты увидел то, о чем мы давно забыли…

С тех пор Крот, Стрекоза, Маугли и Балу часто собирались на Большие Советы. Они делились друг с другом своими наблюдениями, идеями и знаниями. Каждый из них чувствовал себя полезным и востребованным.

А дворец детского сада засиял и приобрел удивительную и притягающую силу: он притягивал к себе все хорошее, творческое и светлое, ибо в нем царило Согласие.

Дошкольное воспитание как первое звено общей системы образования играет важную роль в жизни общества, поэтому именно на этом этапе развития важно дать детям не только высокий уровень приобретения широкого круга знаний, умений и навыков, но и моральных ценностей и правил.

Современный мир характерен тем, что на смену самодельным игрушкам приходят электронные игры, роботы, компьютеры. Традиционные формы игры и игрушки вытесняются или отходят на второй план. Вместе с ними отошли на второй план и такие чрезвычайно важные составные детства, как сказки. Как известно, сказка наполнена информацией об истории народа, духовных и моральных ценностях, особенностях поведения в разных жизненных ситуациях. Соответственно, сказкотерапия может использоваться как средство целенаправленного педагогического влияния на личность с целью гармонизации эмоционального состояния ребенка дошкольного возраста. Так как сказкотерапии является одной из современных технологий коррекционной работы, она широко используется педагогами-практиками в их деятельности.

Метод работы со сказкой имеет многовековую историю. Слово «сказка» впервые встречается в семнадцатом веке. Однако до того как появились исследования Б. Беттельхейма, Р. Гарднера, К. Юнга, В. Проппа в сказках видели «одну забаву», достойную низших слоев общества. В дальнейшем на основании исследований была построена современная концепция работы со сказкой.

В литературе неоднократно обсуждался вопрос о том, полезная работа со сказкой. Конец века расставил все по своим местам и сегодня метод работы со сказкой активно разрабатывается в нашей стране многими известными педагогами и психологами. Множество прекрасных сказок для детей, имеющих проблемы и недостатки развития, написали В. Бехтерева, А. Гнездилов, Т. Сергеева.

Значимость сказкотерапии как педагогической технологии лежит на поверхности. А прямой результат ее влияния на детское сознание - усвоение внушаемых ему нравственных установок и знаний об окружающем мире. Сказка дает ребенку представление о мире на интеллектуальном и подсознательном уровнях, открывая ему новые горизонты, как в окружающей действительности, так и во внутреннем космосе. Словом, сказка дает человеку то же, что и литература других жанров. С той разницей, что чаще всего она не требует от ребенка больших знаний и богатого нравственного опыта. Иными словами, требования к имеющейся базе в детской сказки посильные для ребенка. Именно поэтому сказкотерапия является одной из самых эффективных психолого-педагогических технологий в работе с дошкольниками.

Привлекательность сказкотерапии для педагогов можно объяснить прежде всего ее универсальностью. Через анализ вымышленной ребенком сказки можно получить информацию о его жизни, актуальное состояние, способ преодоления трудностей. Используя сказку, воспитатель имеет возможность передать ребенку и его родителям новые способы и алгоритмы выхода из проблемной ситуации. Принимая участие в сказкотерапевтических сессиях, ребенок накапливает положительный эмоциональный заряд, укрепляя свой социальный иммунитет.

Немаловажным является то, что применение техник не формирует у детей зависимости от внешней помощи. Взрослый дает лишь общие ориентиры, основная работа осуществляется самим ребенком. Ребенок сравнивает себя с персонажем, анализирует его поведение (таким образом прибегая и к самоанализу) и на его примере учится преодолевать трудности различного характера в реальной жизни.

Сказка развивает воображение ребенка, расширяет его кругозор. Слушая и анализируя сказки в детстве, человек накапливает в подсознании банк жизненных ситуаций, который при необходимости может быть активизирован. Сказка создает особую связь между ребенком и взрослым, основанную на доверии и уверенности. В процессе сказкотерапии отрицательные персонажи (которые являются воплощением детских страхов и комплексов) превращаются в положительные.

Существуют различные методы работы со сказками. Уместно будет использовать и такой вид работы как рисование по мотивам сказки. Каждый ребенок выбирает и рисует фрагмент сказки, который хочет изобразить, героя, который больше всего понравился.
Обсуждение поведения и мотивов действий персонажа с детьми, выявления страхов у ребенка также выступает одним из действенных методов применения сказки.

Инсценировка эпизодов сказки, кроме психолого-педагогического эффекта, будет способствовать развитию творческих способностей ребенка. Между детьми распределяются роли (персонажей-зверушек и персонажей-страхов) с учетом эмоционального состояния детей и предыдущих рисунков. Если ребенок боится и отказывается, заставлять не нужно, пусть будет зрителем.

Также сказка может использоваться в качестве притчи. В этом случае сказка должна стать моделью поведения. Закрепления эффекта сказки происходит тогда, когда педагог расспрашивает детей, какую сказку слышали, кто из персонажей понравился и почему.

Сказкотерапию можно использовать в работе с детьми как на профилактическом, диагностическом, так и на коррекционном этапе.

Следует также остановить внимание на тех функциях , которые, по словам современных психологов сказкотерапевтов (Г. Ожиганов, Е. Цопа, Е. Заика, Д. Арановский-Дубовис, Д. Соколов), присущие сказке на современном этапе ее использования:

  • диагностическая функция (используя сказку как проективную методику, опытный педагог может с высокой степенью точности определить причину проблемы, с которой столкнулся ребенок;
  • терапевтическая функция, которая позволяет, во-первых, психологически готовить ребенка к напряженным эмоциональным ситуациям, во-вторых, символично отражать физиологические и эмоциональные стрессы, в-третьих, принять в символичной форме свою физическую активность и способность действовать в кризисных ситуациях, в-четвертых, отказаться от интеллектуальных интерпретаций и полностью принять всю гамму эмоциональных переживаний и т.д.;
  • воспитательная функция. Сказка - непревзойденный инструмент воспитательного воздействия именно потому, что лишена директивности. Она позволяет в мягкой форме объяснять ребенку как следует поступать, а что может принести вред.

Для реализации этих функций могут использоваться как уже существующие народные и авторские сказки, так и современные, созданные с определенной целью. Специалисты Института сказкотерапии говорят об использовании таких видов сказок для психотерапевтической, диагностической и воспитательной работе:

  • художественные сказки (несут в себе и дидактический, и психокоррекционный, и даже медитативный аспекты). Художественные сказки создавались вовсе не для процесса терапии, но не менее успешно ему служат. Как разновидность художественных, народные сказки создавались и создаются веками и не имеют конкретных авторов. Народные сказки несут чрезвычайно важные для психологической работы идеи. Авторские художественные сказки более образны, эмоциональны, чем народные. Они больше подходят для тех случаев, когда в процессе сказочной терапии ребенку необходимо понять внутренние переживания;
  • дидактические сказки создаются педагогами для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, арифметические знаки) одухотворяются, создается сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность соответствующих знаний;
  • психокоррекционные сказки создаются для деликатного влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается замена неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. Стоит заметить, что применение психокоррекционной сказки ограничено по возрасту (примерно до 11-13 лет) и проблематикой (неадекватное, неэффективное поведение);
  • психотерапевтические сказки - сказки, раскрывающие смысл происходящих событий. Они не всегда однозначны и не всегда имеют счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют ребенка с вопросом, что в свою очередь стимулирует процесс личностного роста. Большинство психотерапевтических сказок посвященные проблемам жизни и смерти, отношению к приобретениям и потерям, любви, собственному пути. Эти сказки помогают там, где другие психологические техники бессильны. К психотерапевтическим сказкам можно отнести также и сказки самого дошкольника, сказки, сложенные вместе с ребенком, притчи, истории Ветхого завета, некоторые сказки Г.-Х. Андерсена;
  • медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания лучших моделей взаимоотношений, развития личностного ресурса. Основная задача медитативных сказок - создание в нашем бессознательном позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми. Поэтому отличительной чертой медитативных сказок является отсутствие конфликтов и злых героев. Этот вид сказок адресован идеальному «Я» ребенка с целью его поддержки и укрепления. Кроме этого, эти сказки отражают светлую сторону событий, способствуя принятию ситуации.

Процесс создания новых сказок продолжается и сегодня. Особенностью этого процесса является некоторое расширение функциональной нагрузки сказки, которая все чаще создается и направляется на применение в конкретном случае. Воспитатели для успешности педагогической деятельности могут применять собственные сказки, но при их составлении также необходимо соблюдать определенные рекомендации:

  1. Во-первых, нужно выбирать героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру.
  2. Во-вторых, описать жизнь героя в сказке так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью. После этого надо ввести героя в проблемную ситуацию, соответствующую реальной, которую переживает ребенок.
  3. Поиск героем путей решения проблемы необходимо сопровождать комментариями, демонстрацией ситуации с разных точек зрения. Можно ввести помощника - мудрого наставника. В конце делаем вывод, привлекая к этому ребенка. Создавая психокоррекционные сказки, важно знать скрытые причины определенного поведения, страхов и комплексов ребенка.

На первый взгляд, может показаться, что сказкотерапия пригодна только для работы с детьми, но это не так. На современном этапе метод сказкотерапии успешно применяется в работе с тяжелыми онкологическими больными (опыт А. Гнездилова), подростками с трудностями в воспитании, взрослыми людьми, которые по той или иной причине оказались в кризисном жизненном положении (опыт Д. Соколова). Это направление сказкотерапии на сегодня еще недостаточно разработанно и требует дальнейшего развития и совершенствования.

Перспективным является развитие сказкотерапии в направлении применения ее в работе со взрослыми, а также воспитание новых специалистов в этой области.

Итак, сказочная терапия представляет собой наблюдение и раскрытия внутреннего и окружающего мира, осмысление пережитого, моделирование будущего, процесс подбора для каждого ребенка его «личной» сказки. В сказках отражаются все аспекты человеческой жизни: проектируются модели отношений, определяются ценности и идеалы, которые способствуют формированию духовно здоровой, компетентной личности. А обязательный «счастливый конец» становится основным средством этого вида терапии, помогающей детям избавиться от страхов и комплексов.

Сказкотерапия - это метод, позволяющий пользоваться приобретенным в ходе исторического развития человечества опытом для интеграции личности, для расширения и совершенствования взаимодействия человека с окружающим миром. Основной принцип этой педагогической технологии - это целостное, духовное развитие человека (ребенка, подростка, взрослого), это возможность создания благоприятной почвы для становления целостной, творческой личности.



Загрузка...