paradisemc.ru

Урок по технологии "Региональный компонент. Символика, орнаменты, цвет в хакасской национальной вышивке. Изучение швов". Внеклассное мероприятие "хакасский национальный костюм"

Работа заняла

1 место

На вид орнамент неприметен, но он столетия живёт,
Не зная его на белом свете народ издревле живёт.
Быть может нитками зигзаги в узоры вытканы не зря
И мы с тобою видим знаки хакасского календаря...

Общим для хакасского орнамента является его растительный характер. Большая или меньшая геометризация, крупность или дробленность элементов, но в обоих случаях это - вьющиеся, крутящиеся стебли и цветы. Приспособляемость орнамента к форме заполняемой им площади - показатель его жизненности, глубокой традиционности, вкуса.

Наш орнамент вырезан из черной бумаги, гофротрубочки имитируют кружевную вилюшку, белым маркером нарисовали плетешковую решетку (сцепное кружево) и оформили работу в белую паспорту.

"Кружево" наклеили на черный картон и вставили в рамку (35 х 45 см).
Цветовое сочетание выбрано не случайно: черный цвет у хакасов - цвет земли, а белый - цвет радости, чистоты, невинности, света.

Первые плетеные изделия на юге Сибири появились в конце XIX века. Небольшая коллекция имеется в Минусинском краеведческом музее им. Мартьянова. Это моя работа прошлых лет: декоративное панно с элементами хакасского орнамента.

Самая большая коллекция плетенного кружева на территории юга Сибири находится в фондах кафедры Декоративно-прикладного искусства Института Искусств Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова в городе Абакане. Спасибо замечательному талантливому педагогу, кружевнице Нине Васильевне Паршаковой! На фото я - студентка))) и кружевные работы студентов ХГУ. В верхнем левом углу моя работа "Купола России".

В ХГУ студенты разрабатывали сколки и плели кружево по мотивам хакасских орнаментов. Сейчас более широкий выбор ниток, чаще используются уже не шелковые, а хлопчатобумажные нитки фабричного производства. Популярностью пользуется не только белое, но и цветное кружево. В коллекции имеются изделия полностью кружевные и изделия с кружевными вставками, что характерно как для конца XIX - начала XX века, так и для сегодняшнего времени.

Небольшие кружевные элементы, различные декоративные вставки - популярны у начинающих кружевниц. Коллекция кружевных изделий кафедры ДПИ по единицам хранения самая численная не случайно. Студенты ведут научно-исследовательскую работу, в ходе которой изучают аналоги и прототипы, знакомятся с фондами музеев в городе Минусинске и в посёлке Шушенское, переосмысливают наследие народных мастеров и создают современные дипломные проекты.

Великолепно смотрятся ажурные салфеточки, оформленные кружевом-край или полностью выполненные в сцепной технике плетения.

Льняная салфетка (или даже скатерть!) - размер 60х45 см, коллективная работа студентов (1997 г.)

Кафедре ДПИ Института Искусств ХГУ удалось создать коллекцию дипломных работ по кружевоплетению.
Дипломная работа "Древо жизни" (2000 г.) - в основе хакасский орнамент.

Источник: Аева Е. Хоозычах: Сырлачан альбом. Альбом-раскраска по мотивам хакасских народных орнаментов / Елизавета Аева. - Абакан: Хакасское книжное издательство, 1993. - 16с.


Вышивка для манжеты

Круглая шкатулка

Кукольный ковер

Мешочек из ткани

Нагрудник вышитый

Наплечная вышивка

Рукавица

Шкатулка

Хакаский орнамент

Из наследия Н.Н. Нагорской. 1932 г.

Орнамент (узорочье) - есть проявление народного самобытного искусства, отображающее его вкусы, степень культуры и влияние других культур.
Способом проявления склонности к декоративному и живописному у хакасской женщины является, главным образом, вышивка (чек или хостан). Это искусство доступно, благодаря простоте техники, почти каждой женщине, умеющей держать иголку в руках и различать цвета шелковых ниток.
Объектами украшения вышивкой являются: плечи (игбен) и манжеты (мушкам) женских платьев, манжеты и спины пальто (сикпенов), спины безрукавок (сегедеков), кисеты для табака (нанджах) и боковые части свадебных подушек (частых), рукавицы (мелей) и переда обуви (маймах-басм). Раньше бывали вышиты боковые карманы на мужских широких плисовых штанах, но мне их видеть уже не приходилось, они вывелись.
Способом нанесения рисунка на материал служат трафареты, выкройки на бумаге (в прежнее время из бересты), которые хранятся на это случай. Их накладывают на материал и обводят кусочком мыла.
Показатель глубокой традиционности этого искусства: часто женщина, глядя на зарисованный для памяти на листе бумаги узор, чертит его прямо от руки на материале острым кусочком мыла.
Хорошая вышивальщица иной раз за разговором все стрижет ножницами узоры из вдвое или вчетверо бумажки.
Учатся вышивать девочки лет с 12 по способностям.
По технике наложения нитки, шов-вышивка бывает трёх типов:
1. Вышивка контурная цепочкой (тамбурный шов), в один или несколько рядов обводящий контуры орнамента (по-хакасски - еюсэрткен).
2. Вышивка, заполненная гладью - толдырын хостон.
3. Контур бывает заполнен не гладью, а полупрозрачной плетёнкой - орбе. Этим способом обычно обшиваются места строчек, поверх машинного шва (спины сегедеков, первый палец на рукавице).
Материалом служат, главным образом, нитки цветного шёлка, покупаемого в мотках на базаре. Последние годы этот шёлк не всегда бывает в продаже и поэтому иногда заменяется цветной бумажной ниткой. Любимым фоном для вышивки служит чёрный бархат (для плеч и манжет) и чёрное сукно (спины сикпенов и сегедеков).
К сожалению, кооперация не всегда учитывает потребности местного населения, делая подбор товара, и поэтому хакасские женщины жалуются, что последние годы им не хватает ярких шелков, черного бархата и мануфактуры с декоративными крупными узорами «азиатского» типа, которых достаточно у нас в городе. Зато полки кооператива полны тканями городского типа, в клетку, в полоску или с бледным «нежным» рисунком, которые неохотно покупаются. Недостаток шёлковых ниток пополняют еженедельные базары в с. Аскыз, на которые частные торговцы, так называемые «спекулянты», привозят разные мелочи.
Несмотря на недостаток в материале, нельзя сказать, что хакасская вышивка падает, что она совсем перестала отвечать понятиям о красивом, о декоративном. Заменяя поневоле расшитое бархатное плечо куском цветного сатина или парчи - хакасская женщина все ещё с удовольствием садится за вышивку, как только материал попадает ей в руки.

Характеристика орнамента качинцев и бельтир.

Общим для хакасского орнамента является его растительный характер. Большая или меньшая геометризация, крупность или дробленость элементов, но в обоих случаях это - вьющиеся, крутящиеся стебли и цветы. Приспособляемость орнамента к форме заполняемой им площади - показатель его жизненности, глубокой традиционности, вкуса. Композиционная переработка одного и того же орнаментального мотива при заполнении различных по форме площадей - овал, квадрат, треугольник (рукавица, плечо, передок сапога), дают возможность проследить его гибкость и приспособляемость - свойство всякого здорового народного искусства, не потерявшего чувства материала и связи с жизнью.
Хакасская орнаментика вносит в обще-турецкую группу искусства свое, богато развитое искусство, чувство ритма и живописной декоративности, заставляющее сразу отличать его образцы среди других многочисленных представителей турецкой группы.
Не присматриваясь к особенностям, отличающим качинский орнамент от бельтирского, мы можем сделать следующие наблюдения: в качинском орнаменте растительные стебли более геометризованы. В сложных замкнутых фигурах преобладает двухсторонняя симметрия по вертикальной оси, в продольных полосах шитья - обшивка кармана, спинка сегедека - изгибы стеблей создают волнистую линию, бесконечный ритмичный ряд. Густо заполненная поверхность создаёт узорное пятно, почти целиком повторяющее его форму. Стремление к равновесию между орнаментом и фоном достигается почти равностью площадей, занятых тем и другим. Он состоит из многих мелких элементов (геометризованные цветы, листья, корни). Его детали, по сравнению с бельтирским, кажутся усохшими формами родственных ему цветочных ветвей. Но композиция сложной замкнутой фигуры, не имеет ярко выраженного верха и низа, а ветви эти как-то не имеют начала и конца, равномерно покрывая плоскость фона мелкими круглящимися завитками, цветками, похожими на листья, и листьями, похожими на цветы. Встречается отрыв от общего стебля отдельных деталей, например фигура свастики на рукавицах, сердцевидные лепестки на кисете и сам стебель иногда разрывается на составные части - ромбы, овалы и круг.
Наиболее распространёнными деталями являются следующие формы:
1. Трёхлепестковый цветок, изображаемый в профиль.
2. Листик сердечком.
3. Завиток, почка или бутон.
4. Корни (трёх-, четырёх- и пяти-лепестковые).
Оконтуренные тамбуром формы заполнены сплошь цветом (гладью).
Орнамент вышивок бельтир принадлежит так же к типу растительного, но сохраняет большую натуралистичность форм. Двухсторонняя симметрия встречается в построениях по вертикальной оси, от которой вправо и влево отгибаются довольно крупные цветочные ветви (см. рисунок носок сапога, манжет от шубы, карман). Но симметрия не всегда налицо в каждой замкнутой композиционной фигуре. Асимметричные композиции встречаются на кисетах, рукавицах, спинках сегедеков и, особенно, на наплечных вышивках платьев. Здесь чрезвычайно интересное разрешение принципов симметрии: осью является сама фигура человека, по отношению к которой правое и левое плечи, асимметричные в отдельности, становятся симметричными частями целого, рассматриваемого фронтально. Шитьё не сегедеке, идущее по правому и левому боку его спинки волнистыми изгибами с цветком в каждом, симметрично по отношению к воображаемой оси среднего вертикального шва.
В композиционном отношении орнамент более свободно брошен на фон, не вплотную заполняет отданную ему площадь, зато в нём больше динамики. Фон менее раздроблен и сохраняет поэтому больше сплошных чёрных полей. И сам узор состоит из элементов более крупных и меньших по количеству.
Из деталей, довольно однообразных, встречаются следующие:
Цветок, изображённый в плане, пяти-, шести-лепестковый, напоминающий шиповник.
Стебель, непрерывный, гибкий, вьющийся волнообразно.
Листья, остроконечные, продолговатые, усложнённые иногда почками и завитками, стремящимися к спирали.
В цветовом отношении, кроме заполнения контуров сплошным цветом, часто пользуются чёрным цветом фона, как цветом, повышая его цветовое звучание яркой обшивкой, замыкающей его и отделяющей от основного фона. См. крупные узоры на полах шуб, на манжетах и поперечных нашивках у локтя на рукаве свадебных шуб.
Сравнение качинского и бельтирского орнамента вызывает иногда в памяти аналогии разных эпох европейского искусства - бельтирский как бы своеобразное барокко, а качинский славянская вязь.

Распределение цветов

Хакасская вышивка очень красочна, ярка.
Вышивальщица, особенно качинка, старается использовать весь имеющийся многокрасочный набор цветных шелков, разбрасывая их по всей поверхности узора, не считаясь с его формами. Таким образом, отдельный элемент орнамента - какой-нибудь листок, завиток или цветок - оказывается раздробленным в своей окраске: частично заполнен синим, оранжевым, розовым, отчего вся вышивка переливается в цвете и радостно пестреет.
Орнамент бельтир, более склонный к натурализму в рисунке, в использовании цвета, проявляет это же свойство: лепестки цветка стараются сделать розовыми или малиновыми, листья - зелёными.
Наличие таких богатых художественных традиций в быту, а так же содействие в настоящее время советской власти развитию национальной культуры, позволяют ставить вопрос о поддержке и рациональном использовании этого искусства, путём создания художественного промысла. Надо использовать техническое уменье хакасской женщины и наличие ещё живой и своеобразной традиции в орнаментике. При известном инструктаже, от организованных хакасок-вышивальщиц можно получить красивые отрезы вышивок разного назначения:
отрезы для диванных подушек разных форм (круглые, квадратные, продолговатые).
отрезы для настенного ковра из разных кусков.
полосы для отделки платья разной ширины.
заготовки, вышитые для обуви, европейского покроя.
Таким образом, перевод занятия художественными изделиями для нужд своей семьи, на рельсы организованного промысла, может сохранить и дать новый толчок, благодаря экономической базе, развитию народного творчества.
Это повысит материальное благосостояние населения, даст в руки женщине самостоятельный приработок, что содействует её раскрепощению.
Организация промысла окажет своё культурное влияние на население. Кооперация, артель и производственные объединения будут проводниками идей коллективизации.
Можно достигнуть проникновения в быт, в общественном масштабе, художественных изделий наших национальностей, а так же, выработав ассортимент, отвечающий запросам заграничного рынка, включить его в наш экспорт.

Выполнение образцов швов «орбе», сетчатый, тамбурный. получить представление о источниках, символике, орнаменте, цвете, видах хакасской вышивки; научиться выполнять швы «орбе», тамбурный и сетчатый; развивать эстетический вкус, внимание и аккуратность. воспитывать настойчивость и терпеливость. И... Т.... Н.... П..... Р...... Вышивка – самый развитый и распространённый вид хакасского национального творчества. Ею занимались многие женщины и даже мужчины. Она украшает одежду, головные уборы, обувь и предметы быта. Вышивка у хакасов называется ХООС. Хакасские мастерицы вышивали на выделанной овчине, войлоке, на сукне, ровдуге, шёлке. Основными составляющими любой вышивки являются: Источники Символика Орнамент Цвет Техника выполнения Хакасская вышивка – народный вид творчества. Корни её уходят в седую древность. Источником этого рукоделия являются каменные изваяния, наскальные писаницы, выбитые узоры на курганных плитах, народные поэтические сказания, образцы вышивки сохранившиеся в музеях и коллекциях. Наскальные рисунки Народный костюм со всем декором составляет единое целое и имеет смысл. Историки утверждают, что каждый узор несёт тайную символику: круг, вписанный в квадрат, воплощает сущность двух начал - неба и Земли изображение ромба - символ солнца; ломаная линия - вода; прямая линия - поверхность Земли; треугольник - горы; лотос - символ мира. В хакасской национальной вышивке применяют различные орнаменты: Геометрический Растительный Зооморфный (образный) Бордюр воротника Кайма на подоле Манжеты На погонах На спинке На линиях проймы (в безрукавках) Головных уборах В хакасской вышивке мастерицы через цвет передают настроение и переживания. Основными являются три цвета: Красный – цвет веселья, счастья, ассоциируется с солнцем, источником всего живого на земле. Голубой – цвет воды, неба. Зелёный – цвет травы, растений. Чаще всего фоном служит чёрный цвет. В современной хакасской вышивке наряду с основными цветами, применяется разнообразная цветовая гамма. Упражнение «Буратино» – для снятия усталости с глаз. Пальчиковая гимнастика: Наши алые цветы распускают лепестки. Ветерок чуть дышит – лепестки колышет. Наши алые цветы закрывают лепестки. Тихо засыпают, головой качают. В настоящее время многие хакасские мастерицы продолжают развивать старинные народные традиции шитья и украшения хакасского платья вышивкой. Хакасские мастерицы используют для вышивки следующие швы: Тамбурный шов – шов «цепочка», Созирткен сетчатый. 1. Сетчатый 2. Шов орбе – «козлик» 3.Тамбурный – «цепочка» Тамбурный Древний восточный шов (шов «цепочка»). Вышивают по предварительно намеченному рисунку. Представляет непрерывный ряд петель, выходящих одна из другой. Применяется в основном для вышивания контура. Тамбурный Последовательность выполнения: 1. Вдень в иглу нить в два или три сложения. 2. Закрепи нить с изнаночной стороны. 3. Выведи иглу с ниткой на лицевую сторону в начале стебелька. 4. Уложи рабочую нить петлёй. 5. Прижми нить пальцем левой руки. 6. Введи иглу рядом с предыдущим проколом 7. Выведи иглу на лицевую сторону внутри петельки на расстоянии равном её длине. 8. Другие стежки выполняются аналогично. Сетчатый - напоминает тамбурный шов «петля». Представляет собой ряд петель, которые зацепляются друг за друга и располагаются поочерёдно то справа, то слева. Шов орбе – «козлик» применяется при шитье и для декоративного украшения изделий. Представляет собой перекрещивающиеся стежки на лицевой стороне и 2 ряда мелких стежков на изнанке. Подготовьте для практической работы: Пяльцы Ткань с рисунком Иголку Нитки в 2 -3 сложения Самоконтроль: При работе соблюдаем правила Т.Б. Пользуемся инструкционными картами Работу выполняем аккуратно, не выходя за контуры рисунка При выполнении тамбурного(«цепочка») и сетчатого шва следим за одинаковым размером петель Желаю удачи! Домашнее задание (тема «Причёски»): Рабочая тетрадь Расчёска Резинки, заколки Сообщение о причёсках Урок закончен, всем спасибо.

Источник: Аева Е. Хоозычах: Сырлачан альбом. Альбом-раскраска по мотивам хакасских народных орнаментов / Елизавета Аева. - Абакан: Хакасское книжное издательство, 1993. - 16с.


Вышивка для манжеты

Круглая шкатулка

Кукольный ковер

Мешочек из ткани

Нагрудник вышитый

Наплечная вышивка

Рукавица

Шкатулка

Хакаский орнамент

Из наследия Н.Н. Нагорской. 1932 г.

Орнамент (узорочье) - есть проявление народного самобытного искусства, отображающее его вкусы, степень культуры и влияние других культур.
Способом проявления склонности к декоративному и живописному у хакасской женщины является, главным образом, вышивка (чек или хостан). Это искусство доступно, благодаря простоте техники, почти каждой женщине, умеющей держать иголку в руках и различать цвета шелковых ниток.
Объектами украшения вышивкой являются: плечи (игбен) и манжеты (мушкам) женских платьев, манжеты и спины пальто (сикпенов), спины безрукавок (сегедеков), кисеты для табака (нанджах) и боковые части свадебных подушек (частых), рукавицы (мелей) и переда обуви (маймах-басм). Раньше бывали вышиты боковые карманы на мужских широких плисовых штанах, но мне их видеть уже не приходилось, они вывелись.
Способом нанесения рисунка на материал служат трафареты, выкройки на бумаге (в прежнее время из бересты), которые хранятся на это случай. Их накладывают на материал и обводят кусочком мыла.
Показатель глубокой традиционности этого искусства: часто женщина, глядя на зарисованный для памяти на листе бумаги узор, чертит его прямо от руки на материале острым кусочком мыла.
Хорошая вышивальщица иной раз за разговором все стрижет ножницами узоры из вдвое или вчетверо бумажки.
Учатся вышивать девочки лет с 12 по способностям.
По технике наложения нитки, шов-вышивка бывает трёх типов:
1. Вышивка контурная цепочкой (тамбурный шов), в один или несколько рядов обводящий контуры орнамента (по-хакасски - еюсэрткен).
2. Вышивка, заполненная гладью - толдырын хостон.
3. Контур бывает заполнен не гладью, а полупрозрачной плетёнкой - орбе. Этим способом обычно обшиваются места строчек, поверх машинного шва (спины сегедеков, первый палец на рукавице).
Материалом служат, главным образом, нитки цветного шёлка, покупаемого в мотках на базаре. Последние годы этот шёлк не всегда бывает в продаже и поэтому иногда заменяется цветной бумажной ниткой. Любимым фоном для вышивки служит чёрный бархат (для плеч и манжет) и чёрное сукно (спины сикпенов и сегедеков).
К сожалению, кооперация не всегда учитывает потребности местного населения, делая подбор товара, и поэтому хакасские женщины жалуются, что последние годы им не хватает ярких шелков, черного бархата и мануфактуры с декоративными крупными узорами «азиатского» типа, которых достаточно у нас в городе. Зато полки кооператива полны тканями городского типа, в клетку, в полоску или с бледным «нежным» рисунком, которые неохотно покупаются. Недостаток шёлковых ниток пополняют еженедельные базары в с. Аскыз, на которые частные торговцы, так называемые «спекулянты», привозят разные мелочи.
Несмотря на недостаток в материале, нельзя сказать, что хакасская вышивка падает, что она совсем перестала отвечать понятиям о красивом, о декоративном. Заменяя поневоле расшитое бархатное плечо куском цветного сатина или парчи - хакасская женщина все ещё с удовольствием садится за вышивку, как только материал попадает ей в руки.

Характеристика орнамента качинцев и бельтир.

Общим для хакасского орнамента является его растительный характер. Большая или меньшая геометризация, крупность или дробленость элементов, но в обоих случаях это - вьющиеся, крутящиеся стебли и цветы. Приспособляемость орнамента к форме заполняемой им площади - показатель его жизненности, глубокой традиционности, вкуса. Композиционная переработка одного и того же орнаментального мотива при заполнении различных по форме площадей - овал, квадрат, треугольник (рукавица, плечо, передок сапога), дают возможность проследить его гибкость и приспособляемость - свойство всякого здорового народного искусства, не потерявшего чувства материала и связи с жизнью.
Хакасская орнаментика вносит в обще-турецкую группу искусства свое, богато развитое искусство, чувство ритма и живописной декоративности, заставляющее сразу отличать его образцы среди других многочисленных представителей турецкой группы.
Не присматриваясь к особенностям, отличающим качинский орнамент от бельтирского, мы можем сделать следующие наблюдения: в качинском орнаменте растительные стебли более геометризованы. В сложных замкнутых фигурах преобладает двухсторонняя симметрия по вертикальной оси, в продольных полосах шитья - обшивка кармана, спинка сегедека - изгибы стеблей создают волнистую линию, бесконечный ритмичный ряд. Густо заполненная поверхность создаёт узорное пятно, почти целиком повторяющее его форму. Стремление к равновесию между орнаментом и фоном достигается почти равностью площадей, занятых тем и другим. Он состоит из многих мелких элементов (геометризованные цветы, листья, корни). Его детали, по сравнению с бельтирским, кажутся усохшими формами родственных ему цветочных ветвей. Но композиция сложной замкнутой фигуры, не имеет ярко выраженного верха и низа, а ветви эти как-то не имеют начала и конца, равномерно покрывая плоскость фона мелкими круглящимися завитками, цветками, похожими на листья, и листьями, похожими на цветы. Встречается отрыв от общего стебля отдельных деталей, например фигура свастики на рукавицах, сердцевидные лепестки на кисете и сам стебель иногда разрывается на составные части - ромбы, овалы и круг.
Наиболее распространёнными деталями являются следующие формы:
1. Трёхлепестковый цветок, изображаемый в профиль.
2. Листик сердечком.
3. Завиток, почка или бутон.
4. Корни (трёх-, четырёх- и пяти-лепестковые).
Оконтуренные тамбуром формы заполнены сплошь цветом (гладью).
Орнамент вышивок бельтир принадлежит так же к типу растительного, но сохраняет большую натуралистичность форм. Двухсторонняя симметрия встречается в построениях по вертикальной оси, от которой вправо и влево отгибаются довольно крупные цветочные ветви (см. рисунок носок сапога, манжет от шубы, карман). Но симметрия не всегда налицо в каждой замкнутой композиционной фигуре. Асимметричные композиции встречаются на кисетах, рукавицах, спинках сегедеков и, особенно, на наплечных вышивках платьев. Здесь чрезвычайно интересное разрешение принципов симметрии: осью является сама фигура человека, по отношению к которой правое и левое плечи, асимметричные в отдельности, становятся симметричными частями целого, рассматриваемого фронтально. Шитьё не сегедеке, идущее по правому и левому боку его спинки волнистыми изгибами с цветком в каждом, симметрично по отношению к воображаемой оси среднего вертикального шва.
В композиционном отношении орнамент более свободно брошен на фон, не вплотную заполняет отданную ему площадь, зато в нём больше динамики. Фон менее раздроблен и сохраняет поэтому больше сплошных чёрных полей. И сам узор состоит из элементов более крупных и меньших по количеству.
Из деталей, довольно однообразных, встречаются следующие:
Цветок, изображённый в плане, пяти-, шести-лепестковый, напоминающий шиповник.
Стебель, непрерывный, гибкий, вьющийся волнообразно.
Листья, остроконечные, продолговатые, усложнённые иногда почками и завитками, стремящимися к спирали.
В цветовом отношении, кроме заполнения контуров сплошным цветом, часто пользуются чёрным цветом фона, как цветом, повышая его цветовое звучание яркой обшивкой, замыкающей его и отделяющей от основного фона. См. крупные узоры на полах шуб, на манжетах и поперечных нашивках у локтя на рукаве свадебных шуб.
Сравнение качинского и бельтирского орнамента вызывает иногда в памяти аналогии разных эпох европейского искусства - бельтирский как бы своеобразное барокко, а качинский славянская вязь.

Распределение цветов

Хакасская вышивка очень красочна, ярка.
Вышивальщица, особенно качинка, старается использовать весь имеющийся многокрасочный набор цветных шелков, разбрасывая их по всей поверхности узора, не считаясь с его формами. Таким образом, отдельный элемент орнамента - какой-нибудь листок, завиток или цветок - оказывается раздробленным в своей окраске: частично заполнен синим, оранжевым, розовым, отчего вся вышивка переливается в цвете и радостно пестреет.
Орнамент бельтир, более склонный к натурализму в рисунке, в использовании цвета, проявляет это же свойство: лепестки цветка стараются сделать розовыми или малиновыми, листья - зелёными.
Наличие таких богатых художественных традиций в быту, а так же содействие в настоящее время советской власти развитию национальной культуры, позволяют ставить вопрос о поддержке и рациональном использовании этого искусства, путём создания художественного промысла. Надо использовать техническое уменье хакасской женщины и наличие ещё живой и своеобразной традиции в орнаментике. При известном инструктаже, от организованных хакасок-вышивальщиц можно получить красивые отрезы вышивок разного назначения:
отрезы для диванных подушек разных форм (круглые, квадратные, продолговатые).
отрезы для настенного ковра из разных кусков.
полосы для отделки платья разной ширины.
заготовки, вышитые для обуви, европейского покроя.
Таким образом, перевод занятия художественными изделиями для нужд своей семьи, на рельсы организованного промысла, может сохранить и дать новый толчок, благодаря экономической базе, развитию народного творчества.
Это повысит материальное благосостояние населения, даст в руки женщине самостоятельный приработок, что содействует её раскрепощению.
Организация промысла окажет своё культурное влияние на население. Кооперация, артель и производственные объединения будут проводниками идей коллективизации.
Можно достигнуть проникновения в быт, в общественном масштабе, художественных изделий наших национальностей, а так же, выработав ассортимент, отвечающий запросам заграничного рынка, включить его в наш экспорт.

Любой народ за время своего существования использовал различные орнаменты и узоры. Множество изображений потрясающей красоты дошло до нас еще из глубины веков. У каждого народа присутствует свой неповторимый почерк, зависящий от многих факторов. Свою роль играет культура, местоположение на планете и индивидуальные особенности каждого мастера. Нельзя не радоваться тому, что эти национальные орнаменты и узоры - искусство, добравшееся до наших дней, и не исчезнувшее до сих пор.

Любой народ за время своего существования использовал различные орнаменты и узоры

Тенденция держать дома посуду с народной росписью, украшать интерьер орнаментами и узорами, с каждым днем больше входит в моду. Даже если не быть художником, можно приобрести трафареты или распечатать их. Затем уже готовые шаблоны использовать так, подскажет внутренний голос.

Народные мастерские, в которых можно заказать такие трафареты или пригласить художника, обычно существуют в глубинке. Но и в столице можно при желании можно найти мастеров, которые могут нанести как простой орнамент или узор, так и более сложный. Украсить, к примеру, комнату ребенка такой росписью – большая радость для детей.

Есть орнаменты геометрические, не несущие никакого подтекста. Есть такие, которые содержат в себе какие-то значения и символы.

Русский орнамент: трафареты, которые легко сделать самому

Русский орнамент, например, на вышивке, известен каждому. Народные наряды в своей жизни видел хотя бы один раз каждый. Вот такая красота выходит из-под рук мастеров. И это еще не самые сложные варианты. Ничего не скажешь - искусство и есть искусство. А Русь на таланты была богата всегда.



Если принято решение заняться искусством орнамента, начинать нужно с трафаретов, которые попроще. И стоит для начала брать русский орнамент. Если не удастся приобрести трафареты, можно изготовить их самим. Вот такие сможет сделать любой, нужно только проявить усидчивость и терпение.

Если принято решение заняться искусством орнамента, начинать нужно с трафаретов, которые попроще





После того как станут получаться простые узоры, можно переключиться на более сложные

Галерея: орнаменты и узоры (25 фото)





















Бурятские узоры: песня степи

Бурятский орнамент, как и росписи всех монголоязычных представителей, в основе своей состоит из немудреных геометрических фигур:

  • ломаных линий;
  • зигзагов;
  • кругов;
  • ромбов;
  • других фигур.

Если рука хоть немного натренирована на самых простых рисунках, можно взяться за бурятский орнамент и монгольские рисунки. Вот некоторые из них. В них легко разглядеть и буддийские мотивы и башкирский стиль.




Якутский орнамент

Якутские произведения искусства узора поражают своей красотой. Особенно трудно отвести взгляд от работ, выполненных золотом. Помня про якутское золото, удивительно было бы не увидеть его в народном творчестве.

Вроде бы, ничего сложного, а смотрится волшебно.

Якутские произведения искусства узора поражают своей красотой

Как и в любом виде искусства, присутствуют и орнаменты попроще. Из геометрических фигур якутский народ очень любит использовать круги.





Татарский узор: шаблоны великого народа

Татарские и башкирские умельцы специализировались на ярких орнаментах и узорах. Особенно это видно в национальной одежде (головных уборах, обуви с разноцветной мозаикой).

Украшение жилья коврами потрясающей красоты - одна из главных изюминок татарской нации. Любое жилье, будто сельское или городское, всегда было заполнено коврами, которые по красоте превосходили персидские. У татар всегда преобладали яркие цветочные мотивы.

Вышитые цветы можно увидеть не только на одежде, но и на предметах быта. Полотенца, наволочки, скатерти, фартуки, коврики для молитвы.

Про головные платки говорить можно говорить очень долго. В каждом доме по целому сундуку заполнено такими платками. Будничные, праздничные, свадебные - для каждого события есть свой платок, и для каждого платка - свой особенный узор. Вот такая красота - татарский и башкирский вышитый платок, что глаз не оторвать

Татарские и башкирские умельцы специализировались на ярких орнаментах и узорах


Самым распространенным было искусство орнамента в резном деревянном зодчестве. Затем уже шла вышивка, узор на обуви и ковры. Очень малое место занимала у татарского народа тканевая аппликация. Но зато, в этой аппликации, что интересно, явно проглядывались восточные и греческие мотивы.




Самым популярным был и остается растительный орнамент. Трилистник, гвоздика, тюльпан, георгины, пионы и хризантемы – все это пользуется большой популярностью у татарских мастериц.

????????????????????????????

Глядя на эти произведения народного промысла, хочется, чтобы в доме был хотя бы один такой узор, радующий глаз

Геометрические узоры в интерьере: тренд сезона

Геометрические решения в оформлении интерьера - самая модная тенденция года. Строгость, стройность, аристократическая эстетичность - все это восхищает и используется в работе дизайнеров все чаще.

Геометрический стиль пришел в дома в разных видах:

  • как мебель
  • как аксессуары
  • как узоры и орнаменты.

Такие идеи воплощают сегодня дизайнеры в оформлении квартиры и офиса.

Геометрические решения в оформлении интерьера - самая модная тенденция года





Просто и красиво. И это становится девизом модных современных дизайнеров и стремящиеся к гармонии заказчиков такого интерьера.

Восточные узоры: в гости к сказке

Восточные узоры сегодня снова набирают популярность. Чаще они используются для росписи тканей, шелка, больших полотен. Восточный орнамент основан на ритме и построении элементов, на абстракции и стилизации реальных вещей. Корни этого искусства уходят в культуру Персии и Месопотамии. Каждый из узоров что-то символизирует. К примеру, обычная розетка - символ вселенского круговорота. Выполненная в форме цветка, она имела множество разновидностей. Это только один из немногих расшифрованных символов. Что скрывают в себе другие узоры, может остаться вечной тайной.

Восточные узоры сегодня снова набирают популярность




Самые частые мотивы восточных узоров - это растительный мотив, волшебные птицы и Мировое древо. В последнем соединяется масса символов наравне с реальными деталями. Восточный узор имеет еще одну особенность. Это ковровое заполнение. На поверхности узора сложно найти незанятое место. Линии, листочки, шишечки, колоски, травинки - ими заполнено все пространство. В частности это прием применяется в архитектуре, изготовлении декоративной посуды и одежды.

Узоры для детей: творим вместе с малышами

Развивать способности ребенка при помощи обучения его искусству узоров и орнаментов - способ, дающий отличные результаты. Попробуйте для начала сделать легкий растительный узор. Ниже приведена пошаговая инструкция, по которой сделать все очень просто.

Порядок работы следующий:

Разграфить выделенную область на восемь одинаковых участков. Провести горизонтальные линии и приступить к выполнению орнамента.

Выполнить следующий набросок.

Добавьте какие-то небольшие детали на свое усмотрение.

Уже ненужные линии, по которым делался набросок, необходимо стереть ластиком.








Загрузка...