paradisemc.ru

Конспект логопедического занятия в старшей группе детей с онр тема: « весна пришла. Конспект комплексного логопедического занятия в старшей группе “Как Весне мы помогали” Логопедическое занятие по теме весна

Ольга Федяева
Конспект логопедического занятия по теме: «Весна наступила».

Вид занятия: формирование лексико – грамматических категорий и связной речи.

Тип занятия: подгрупповое (фронтальное)

Тема занятия: «Весна наступила». Обучение составлению описательного рассказа.

Цель занятия: составить описательный рассказ о весне с опорой на картинки; связно, непрерывно, логически высказывать свою мысль; контролировать произношение в самостоятельной речи.

Задачи:

-(обучающая) закрепить и уточнить знания детей о признаках весны; активизация слов признаков; учить детей пересказывать тексты, состоящие из простых и сложных распространенных предложений, с опорой на картинки; научить составлению предложений, которые состоят из 4 и более слов с однородными определениями;

- (развивающая) развить умение устанавливать причинно-следственные связи; сопровождать предметно-практические действия речью;

- (воспитательная) воспитывать культуру коммуникации, умение внимательно выслушать педагога и товарищей;

- (коррекционная) устранение аграмматичного использования слов в структуре простых и сложных фраз.

Речевой материал: ранняя, проталина, подснежник, пробуждается, набухают, жарче, грачи.

Оборудование: картинный план «Времена года», набор сюжетных картинок «Времена года», мячик.

I.Орг. момент

Ребята, приготовимся к занятию.

Пусть сядет тот, кто повторит цепочку слов: греет, светит, припекает; тает, бегут, плывут; скворец, грач, ласточка; набухает, зеленеет, распускается; прилетает, вьет, поет.

Давайте сделаем с вами пальчиковую гимнастику:

Дружат в нашей группе девочки и мальчики,

Мы с тобой подружим маленькие пальчики,

1,2,3,4,5-будем заниматься,

1,2,3,4,5-будем мы стараться.

II Основная часть

1. Сообщение темы.

Ребята, скажите, какое время года изображено на картинках? Как вы узнали, что это зима? Осень? Лето? Весна?

Теперь послушайте стихотворение:

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи,

В дом свой-улей-пчела

Первый мед принесла.

На ветках плотные комочки-

В них дремлют клейкие листочки.

Когда это бывает?

Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить на занятии? Мы сегодня на занятии будем говорить о весне.

Назовите весенние месяцы, и найдите их на картинках. Что происходит со снегом весной? Что происходит с почками? Какие птицы прилетают из теплых стран? Назовите первый весенний цветок?

2. Дидактическая игра «Назови ласково»

Ребята, сейчас мы с вами поиграем. Я буду называть слова, и кидать вам мячик, а вы ловите мяч, называйте эти слова ласково.

Например: снег-снежок.

Ребята, посмотрите, что нарисовано на картинке? Правильно, солнышко. Давайте придумаем предложение со словом солнышко.

Хорошо. Солнышко светит. Запишите схему этого предложения в тетрадь.

Ребята, что-то очень скучное предложение у нас получилось, давайте добавим еще одно слово. Солнце, какое?

А какое еще бывает солнышко?

Молодцы, скажите, а где светит солнышко?

Запишите схему этого предложения в тетрадь.

Динамическая пауза:

Солнышко, солнышко, в небе свети!

Яркие лучики к нам протяни!

Ручки мы вложим в ладошки твои,

Нас покружи, оторвав от земли.

Хлопают радостно наши ладошки,

Быстро шагают резвые ножки.

Солнышко скрылось, ушло на покой.

Мы же на место сядем с тобой.

3. Составление рассказа по картинкам.

Ребята, давайте посмотрим на картинки, и составим предложения.

Картинка с изображением солнца, облака и неба.

Картинка с изображением сосульки, снега.

Картинка с изображением ручья.

Картинка с изображением дерева и птиц.

Картинка с изображением проталин и травки.

Картинка с изображением травы.

Картинка с изображением подснежника.

Ребята, как вы думаете, люди рады весне?

Динамическая пауза:

Стало солнце пригревать,

Стали капельки стучать.

Капля-раз, капля-два,

Капля медленно сперва,

А потом, все бегом, бегом, бегом.

4. Дидактическая игра «Нелепицы».

Ребята, посмотрите внимательно на картинку, и скажите, что перепутал художник? Чего не бывает весной?

«Продолжи предложение».

Зимой ночь длинная, а весной…

Зимой погода холодная, а весной…

Зимой ветер холодный, а весной…

Зимой птиц мало, а весной…

Зимующие птицы – это сороки, воробьи, а перелетные – это…

Зимой природа спит, а весной…

5. Пересказ по опорным картинкам.

Ребята, давайте повторим рассказ с опорой на картинки. Саша, расскажи рассказ.

Остальные ребята слушайте внимательно!

III Заключительная часть

Ребята, о чем мы сегодня говорили на занятии?

Что происходит весной?

Ребята, сегодня все работали хорошо. Молодцы! Занятие окончено.

Цель:

Закреплять представление дошкольников о весне и ее приметах;

Уточнять, расширять и активизировать словарь детей по теме «Весна»;

Совершенствовать синтаксический аспект языка (исправление и составление предложений);

Развивать фонематическое представление (закрепление представлений о гласных и согласных звуках, о твердости-мягкости согласных; выделение звуков в словах; анализ слова «весна»), деление слов на слоги;

- развивать умственные способности и речь детей дошкольного возраста ;

Совершенствовать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

Продолжать формировать длительность речевого выдоха;

Развивать зрительное восприятие, внимание, память, логическое мышление, силу голоса;

Формировать самоконтроль за произношением звуков;

Воспитывать внимательное, бережное отношение к природе;

Воспитывать чувство коллективизма, сопереживания своим друзьям.

Оборудование: письмо логопеду и детям, облачка с заданиями, массажные мячики, арома-лампа, спички, карточки со словами, буквы слова «весна», карточки для звукового анализа, изображение солнышка, сюрприз от Весны.

Ход логопедического занятия в старшей группе

Дети входят в зал и здороваются с гостями, выполняют упражнение, направленное на улучшение эмоционального настроения детей, на развитие общей и мелкой моторики.

С добрым утром, глазки! (Поглаживание век)

Вы проснулись? (Соединить большой и указательный пальцы, изображая «бинокль»)

С добрым утром, ушки! (Поглаживание ушей)

Вы проснулись? (Прикладывание ладоней к ушам)

С добрым утром, ручки! (Поглаживание кистей рук)

Вы проснулись? (Похлопать в ладоши)

С добрым утром, ножки! (Поглаживание бедер)

Вы проснулись? (Потопать ногами)

С добрым утром, солнце! (Развести руки в стороны)

Мы проснулись! (Широко улыбнуться)

Логопед. Теперь мы бодры, веселы, здоровы и можем начинать заниматься.

Стук в дверь, логопеду дают письмо.

Логопед. Дети, письмо для нас! Давайте его прочитаем!

«Добрый день, дорогие дети старшей группы! Пишет вам Весна. Очень надеюсь на вашу помощь. Я попала в беду: зимний ветер все тропинки перепутал, и я не могу прийти к людям. Чтобы выручить меня, приходите в весенний сказочный лес. Там вас ждут нелегкие препятствия, а преодолеть вы их сможете только в том случае, если сумеете говорить выразительно, четко, ясно и правильно выполните все задания. Очень прошу вас поторопиться. Надеюсь на вас, друзья!»

Ну что, пойдем выручать весну? Скажите, пожалуйста, а на чем можно добраться до леса? (Ответы детей) Ну, поехали.

Входят в импровизированный лес.

Логопед. Дети, мы с вами попали в лес, но здесь так мрачно. Посмотрите, сколько облачков, и совсем не видно солнышка. Теперь я понимаю: чтобы пришла весна, нужно разогнать все тучки, но мы это сделаем только тогда, когда выполним задания, которые на этих облаках написаны. Ну что, готовы помочь весне? Тогда идем к первой тучке.

1. Тучка «Ответь-ка!»

Логопед. Какой месяц сейчас на календаре? (Март) Какие еще весенние месяцы вы знаете? (Апрель, май) Сейчас начало, середина или конец весны? (Начало)

Игра «Хлопни в ладоши, когда услышишь правильный признак весны»

Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.

Припекает солнышко, тает снег.

Под ногами шуршат сухие разноцветные листочки.

Набухают почки, распускаются на деревьях листочки.

Люди собирают урожай фруктов, овощей.

Из теплых краев прилетают птицы.

Логопед. Все справились с заданием, переходим ко второй тучке.

2. Тучка «Су-джок-играй-ка»

Логопед. Садитесь и внимательно меня слушайте и выполняйте, что услышите.

Су-джок-терапия. «Сказка про Ежика»

В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил маленький Ежик. (Показать шарик в открытой ладони)

Еж был маленький и поэтому всего боялся. Он то выглядывал из своего домика, то прятался. (Несколько раз сжать и разжать ладонь с шариком Су-джок)

Одним ранним весенним утром захотел Ежик погулять. Он вышел из своего домика и побежал по дорожке своими маленькими ножками. Дорожка была узенькая, извилистая. (Катать шарик по ладони вперед-назад.) Долго бежал Ежик. И вдруг оказался у большой и глубокой реки. А через реку был переброшен тонкий мостик. (Круговые движения шариком по ладони - сначала по часовой стрелке, затем - против.)

Аккуратно ступил он своими маленькими ножками на узкий мостик — сделал шаг, потом второй, третий, четвертый, пятый - и перебрался на другой берег! (Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого.)

А там поляна - большая, круглая, красивая! (Круговые движения шариком по ладони.) На поляне видимо-невидимо первоцветов: подснежники, и крокусы, и мать-и-мачеха, и одуванчик, и тюльпаны! Красиво, как в сказке! (Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого, на каждое название цветов.)

Ежику очень понравилась поляна. Он обошел ее, ступил на мостик - один шаг, второй, третий, четвертый, пятый — и он на другом берегу! (Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого.)

Быстро побежал Ежик: сначала по извилистой дорожке, потом - по прямой. Добрался до своего домика! (Катать шарик по ладони вперед-назад.)

А когда наступил вечер, закрыл Ежик свой домик, лег в кроватку и уснул сладким сном! (Зажать шарик в ладошке.)

Логопед. Понравилась ли вам сказка про Ежика? Мне тоже, но нам нужно идти дальше.

3. Задачи на третьем облачке «Называй-ка»

Хорошо - плохо. Логопед. Сейчас объясню, что мы здесь будем делать. Мы с вами рассмотрим несколько явлений и постараемся ответить, чем это хорошо, а чем плохо.

1. Идет дождь.

Хорошо

Растения лучше будут расти

По лужам можно пускать кораблики

Улицы будут чистые

Плохо

Нельзя гулять на улице

Можно намокнуть и заболеть

Река может выйти из берегов

2. Светит и припекает солнышко.

Молодцы! А вот уже и четвертое облачко.

4. Облачко «Поразмысли-ка»

Логопед. Дети, мы с вами общаемся при помощи слов, а каждое слово состоит из чего? (Из слогов) Какие бывают слоги? (Открытые и закрытые)

А теперь разделите слова на слоги с помощью хлопков (шагов, прыжков, приседаний и тому подобное). Но помните, что хлопать нужно только на гласные звуки.

Слова: подснежник, поляна, лес, весна, ручеек.

Молодцы, никто не ошибся. Давайте немного отдохнем.

Садятся на подушки или пеньки.

Логопед. Дети, садитесь удобно. Мы будем вдыхать приятные весенние запахи и слушать пение птиц в лесу. Только спинки при этом держите, глаза закрываем, начинаем дышать - вдыхаем через нос, выдыхаем через нос, снова вдыхаем, только теперь через рот и выдыхаем через рот, а вот теперь вдыхаем через нос, а выдыхаем через рот и вдыхаем через рот и выдыхаем через нос.

(Сеанс ароматерапии в сочетании с музыкотерапией.)

Логопед. Молодцы, переходим к пятому облачку.

5. Облачко «Произноси-ка»

Упражнение «Диалог Весны и Зимы» (развитие силы голоса)

Звуки, которые мы слышим в лесу:

у-у-у.

а-а-а,

и т.п.

И шестая тучка предлагает нам такое задание.

6. Облачко «Исправляй-ка»

Логопед. Я говорю предложение, вы внимательно слушаете и говорите, правильно ли я сказала. Если нет, то исправляете ошибку и говорите правильно. Договорились?

1. Дождь пошел потому, что я взяла зонтик.

(Я взяла зонтик потому, что пошел дождь)

2. Весна наступила потому, что прилетели из теплых краев птицы.

(Птицы прилетели потому, что наступила весна)

3. Стало тепло, насекомые просыпаются.

(Насекомые просыпаются потому, что стало тепло)

Ну, дети, и с этим заданием вы справились. Смотрите: осталась одна тучка. Готовы сделать последнее задание? Тогда, приступаем.

А сейчас предлагаю вам немного отдохнуть и подвигаться.

Физкультминутка «Ра-ра-ра!»


7. Облачко «Собирай-ка»

1. Составить слова из 3 слогов. Прочитать. Назвать первый звук, последний, средний. (виноград, солнышко, телефон, автобус)

2. Сделать звуковой анализ слова «весна».

Сколько звуков в слове «весна»?

5 звуков: В, Е, С, Н, А.

Сколько гласных звуков в слове «весна»?

2 гласные: Е, А.

Сколько согласных звуков?

3 согласных: В, С, Н.

Схема слова «Весна».

Итог. Рефлексия

И это задание вы сделали. Убираем тучку - и, смотрите, наконец-то появилось солнышко. Может, и весна в лес придет?

Звучит музыка, входит Весна.

Весна

Наконец я в лес пришла

И тепло всем принесла.

Я улыбаюсь солнышку,

Здравствуй, золотое!

Я улыбаюсь цветочку,

Пусть он зацветет!

Вижу, вы меня ждали,

Я пришла к вам с теплом!

За помощь благодарна вам,

И подарки я раздам!!!

Подарки - чупа-чупсы-«цветки» детям и гостям.

Конспект фронтального логопедического занятия на тему:

« Весна в природе/ прилет птиц. Насекомые».

Цель: расширить представления детей о весне, перелетных птицах, насекомых.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: расширить словарь детей по теме «Перелетные птицы» (ласточка, скворец, соловей, грач, аист, лебедь), «Насекомые» (пчела, бабочка, паук, комар, муха, муравей, божья коровка, таракан, стрекоза и т.д.). Закрепить знания детей о весенних месяцах (март, апрель, май). Закреплять и совершенствовать навыки образования имени существительного с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ок. Закрепить использование имен прилагательных в активной речи. упражнять в образовании и практическом употреблении имён существительных в родительном, винительном, творительном падежах. Упражнять в составлении предложений с предлогом «В», «ПОД»; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением, правильно строя фразу.

Коррекционно-развивающие: развивать связную речь детей; мышление детей на материале описательных стихов про насекомых; слуховое внимание; совершенствовать общую (сочетание речи с движением) и мелкую моторику (пальчиковая гимнастика); совершенствовать зрительно-пространственное восприятие.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, любовь к птицам и насекомым; воспитывать уважительное отношение друг к другу.

Материал: презентация, сундучок, муляжи насекомых, картинки с изображением перелетных птиц, насекомых; мяч; раскраски или наклейки.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, колонки.

Ход занятия:

I . Организационный момент

Доброе утро, ребята! Какое у Вас настроение? С чего начинаем наше занятие? (с улыбки). Улыбаемся.

Я предлагаю Вам сегодня отправиться в путешествие и очутиться в волшебном месте. Закройте глаза.

(Перед детьми на интерактивной доске появляется видеозапись весны «Весенний хоровод» С. Насауленко, слайд №1).

Ребята, где мы очутились? (Мы очутились в лесу). А какое здесь время года? (Весна). Да, ребята, сейчас весна.

Как же хорошо весной в лесу! Красота, свежий воздух!

II . Основная часть

1) Игра «Весенние приметы»

Не ленитесь, не зевайте, весенние приметы называйте!

А за правильный ответ - получай скорей цветок. Ребята, помните, предложения должны быть полные. Например: Весной тает снег и т.д.

Какие Вы молодцы! И про перелетных птиц рассказали! (слайд №2)

Чу! Что я слышу?

2) Игра «Назови перелетных птиц»

Ребята, посмотрите на экран и скажите, какие птицы прилетели из теплых краев? Полным предложением отвечай, руку поднимай - ну и фишку получай!

(Перед детьми на интерактивной доске появляются изображения анимированных птиц, слайды №3-8).

(Ответы детей: Из теплых краев прилетели ласточка, скворец, соловей, грач, аист, лебедь).

Спасибо, ребята!

Вот и задание от птиц:

3) Игра «Назови весенние месяцы»

Ребята, назовите, пожалуйста, весенние месяцы.

Птицы говорят Вам спасибо (включается аудиозапись, слайд №9).

Друзья, птицы дарят Вам подарок, а он спрятан в сундучке. Кто тут спрятан? (ответы детей: В сундуке спрятаны насекомые).

(слайд №10).

И правда, насекомые!

Итак первый гость у нас - паук.

(включается аудиозапись, слайд №11).

Я паук, сети плету

На вид я грозный,

А так я очень добрый

Назовите меня ласково

И скажите, сколько у меня ног

4) Игра «Назови ласково и посчитай»

Ребята, назовите паука ласково и скажите, сколько у него ног? (паучок. У паука 8 ног).

Спасибо большое, ребята!

Следующий гость (включается аудиозапись, слайд №12).

А я бабочка-краса,

Всех я лучше,

Всем мила

Назовите, какая я!

5) Игра «Назови, какая»

Ребята, какая бабочка? Давайте скажем ей приятные комплименты!

Следующий гость (включается аудиозапись, слайд №13).

А я братец муравей,

Всех важней и всех умней!

Добродетель, трудяга

Настоящий симпатяга!

Ребята, поиграйте с мячом и расскажем, какая погода весной. Для этого Вам помогут мои картинки-подсказки.

(На экране появляются анимированные сюжетные картинки с изображениями весенней погоды, слайды №14-17).

6) Игра «Какая погода весной»

Друзья, посмотрите на картинки и скажите, какая же погода бывает весной.

(Весной погода теплая, солнечная, облачная, дождливая).

Кто же наш следующий гость? (включается аудиозапись, слайд №18).

А я божья коровка,

Очень добрая головка,

Крылышки я раскрываю,

Вам желанье загадаю

Ребята, сделайте гимнастику для пальчиков

7) Пальчиковая гимнастика «Божья коровка»

Ребята, приготовьте ладошки. Сейчас с Вами мы превратимся в божьих коровок.

Божья коровка

Улети на небо,

Изображают ладонями божью коровку, машут ладонями.

Там твои детки

Кушают конфетки,

Ритмичное сжимание и разжимание кулачков.

Всем по одной,

А тебе ни одной.

Показать пальцем -1 и 0.

Ребята, кто же следующий гость? (включается аудиозапись, слайд №19).

Я писклявый комарик

И точу свой носик

Берегись, уколю

Лучше спрячься ты в лесу.

Отправимся в лес, ребята?

Тогда давайте встанем.

8) Физ.минутка « В лесу»

Открывается анимированная сюжетная картинка с изображением леса. (включается аудиозапись, слайд №20).

Мы немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем.

Встать, ноги вместе, руки через стороны

-вверх- вдох, опустить вниз-выдох

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Ходьба на месте,

Повороты головой влево-право

Вверх на солнце посмотрели

И их лучики согрели.

Встать на носки, руки через стороны вверх и посмотреть вверх.

Бабочки летали,

Крыльями махали.

Бег на месте, плавно махая руками.

Дружно мы похлопали

Ножками потопали.

Хлопки в ладоши,

Притопы на месте.

Хорошо мы погуляли. И И И И Мы немножечко устали.

Дети присаживаются на свои места.

И последняя наша гостья:

(включается аудиозапись, слайд №21).

А я муха, муха, муха

Настоящая принцесса

Пишут сказки про меня.

Что сказка? Что за сказка?

Расскажите-ка друзья?

(Открывается слайд «Муха-Цокотуха», слайд №22).

Ребята, давайте вспомним, какая есть сказка про муху? (ответы детей: Есть сказка «Муха-цокотуха»).

Кто написал эту сказку (ответы детей: сказку написал Корней Чуковский)

Ребята, что было в этой сказке? (ответы детей: Жила-была Муха-Цокотуха).

Что нашла Муха? (ответы детей: Муха-Цокотуха нашла денежку).

(слайды №23-25).

Что купила Муха? (ответы детей: Муха-Цокотуха купила самовар).

Где Муха купила самовар? (ответы детей: Муха-Цокотуха купила самовар на базаре).

(слайды №26-27).

Кого же пригласила в гости муха? (ответы детей: Муха-Цокотуха пригласила в гости насекомых: муху, таракана, пчелу, блошек, червяков и т.д.).

(слайд №28).

Что подарили гости Мухе? (ответы детей: Блошки подарили Мухе -Цокотухе сапожки с золотыми застежками. Бабушка Пчела подарила мед).

(слайд №29-30).

Что случилось с Мухой? (ответы детей: Муху-Цокотуху уволок паук).

(слайды №31-32).

Что случилось с гостями? (ответы детей: Гости убежали, испугались, спрятались).

(слайд №33).

Кто спас муху? (ответы детей: Муху-Цокотуху спас Комар).

(слайды №34-35).

Как закончилась сказка? (ответы детей: Муха-Цокотуха вышла замуж за Комара, гости веселись).

(слайды №36-37).

Спасибо ребята. Вы большие молодцы, рассказали Мухе сказку!

III . Итог занятия.

С насекомыми ребята

Очень подружились,

Улыбались, занимались,

И, конечно, развивались.

Насекомым в лес пора,

До свидания, друзья!

О чем говорили на занятии? (На занятии мы говорили о весне, перелетных птицах, насекомых).

Что Вам больше всего понравилось? (ответы детей: Мне больше всего понравилось знакомство с насекомыми и т.д.).

Каких насекомых вы запомнили? (ответы детей: Я запомнил (-а) таракана, муху, пчелу, комара, бабочку, муравья).

А вот и подарки от насекомых! (раздаются наклейки или раскраски с изображением насекомых).

Приложение

«Муха-Цокотуха»

К.И. Чуковский

Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар:
«Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!»
Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали,
А букашки —
По три чашки
С молоком
И крендельком:
Нынче Муха-Цокотуха
Именинница!
Приходили к Мухе блошки,
Приносили ей сапожки,
А сапожки не простые —
В них застежки золотые.
Приходила к Мухе
Бабушка-пчела,
Мухе-Цокотухе
Меду принесла…
«Бабочка-красавица.
Кушайте варенье!
Или вам не нравится
Наше угощенье?»
Вдруг какой-то старичок
Паучок
Нашу Муху в уголок
Поволок —
Хочет бедную убить,
Цокотуху погубить!
«Дорогие гости, помогите!
Паука-злодея зарубите!
И кормила я вас,
И поила я вас,
Не покиньте меня
В мой последний час!»
Но жуки-червяки
Испугалися,
По углам, по щелям
Разбежалися:
Тараканы
Под диваны,
А козявочки
Под лавочки,
А букашки под кровать —
Не желают воевать!
И никто даже с места
Не сдвинется:
Пропадай-погибай,
Именинница!
А кузнечик, а кузнечик,
Ну, совсем как человечек,
Скок, скок, скок, скок!
За кусток,
Под мосток
И молчок!
А злодей-то не шутит,
Руки-ноги он Мухе верёвками крутит,
Зубы острые в самое сердце вонзает
И кровь у неё выпивает.
Муха криком кричит,
Надрывается,
А злодей молчит,
Ухмыляется.
Вдруг откуда-то летит
Маленький Комарик,
И в руке его горит
Маленький фонарик.
«Где убийца, где злодей?
Не боюсь его когтей!»
Подлетает к Пауку,
Саблю вынимает
И ему на всём скаку
Голову срубает!
Муху за руку берёт
И к окошечку ведёт:
«Я злодея зарубил,
Я тебя освободил
И теперь, душа-девица,
На тебе хочу жениться!»
Тут букашки и козявки
Выползают из-под лавки:
«Слава, слава Комару —
Победителю!»
Прибегали светляки,
Зажигали огоньки —
То-то стало весело,
То-то хорошо!
Эй, сороконожки,
Бегите по дорожке,
Зовите музыкантов,
Будем танцевать!
Музыканты прибежали,
В барабаны застучали.
Бом! бом! бом! бом!
Пляшет Муха с Комаром.
А за нею Клоп, Клоп
Сапогами топ, топ!
Козявочки с червяками,
Букашечки с мотыльками.
А жуки рогатые,
Мужики богатые,
Шапочками машут,
С бабочками пляшут.
Тара-ра, тара-ра,
Заплясала мошкара.
Веселится народ —
Муха замуж идёт
За лихого, удалого,
Молодого Комара!
Муравей, Муравей!
Не жалеет лаптей, —
С Муравьихою попрыгивает
И букашечкам подмигивает:
«Вы букашечки,
Вы милашечки,
Тара-тара-тара-тара-таракашечки!»
Сапоги скрипят,
Каблуки стучат, —
Будет, будет мошкара
Веселиться до утра:
Нынче Муха-Цокотуха
Именинница!

Коррекционно-образовательные цели:

  • Обобщение представлений о весне и типичных весенних явлениях в природе.
  • Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме "Весна".
  • Учить составлять сказку на предложенную тему и изображать её на бумаге, передавая особенности сказочного жанра.
  • Упражнять в подборе синонимов и антонимов, определений к заданным словам.
  • Формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде.
  • Закреплять уже известные способы словообразования.
  • Развивать способность передавать интонацией различные чувства.
  • Развивать художественные и творческие способности.

Коррекционно-развивающие цели: Развитие связной речи, фонематических процессов, речевого слуха, мышления, творческого воображения, тонкой моторики.

Коррекционно-воспитательные цели: Воспитание эмоционального отклика на изображение на картине, инициативности, самостоятельности.

Материал и оборудование: Игрушка "Солнечный зайчик"; весенние пейзажи; аудио записи: шума ветра, пения птиц, шума дождя, журчание ручейка; кубик с наклеенными на сторонах картинками природных явлений (солнца, ветра); скворечник и скворец.

Ход занятия

Л. Прислушайтесь, вы ничего не слышите? Кто это так тихо прошагал за окном?

Кто пришёл так тихо-тихо?
Ну, конечно, не слониха,
И, конечно бегемот
Тихо так пройти не мог.
И никто из вас не слышал,
Как листок из почки вышел,
И услышать не могли вы,
Как зеленые травинки,
Сняв зелёные ботинки,
Тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел.
И повсюду тишина.
Это значит, это значит
Тише всех пришла весна.

Л. Вот и к нам пришла весна. Вы уже догадались, что сегодня говорить мы будем о весне. Посмотрите на картину, на которой изображена весна, и скажите, без чего не бывает весны?

Д. "Не бывает весны без солнышка (без сосулек, без ручейков, без луж, без одуванчиков, без насекомых, без птиц, без листочков, без ледохода)".

Л. Молодцы! А теперь постарайтесь придумать как можно больше слов про: весеннее солнышко, небо, ручьи, снег.

Л. Солнце, какое?

- Д . весеннее, яркое, теплое

Небо, какое? - голубое, высокое, чистое.

Ветер - свежий, весенний, теплый.

Ручьи - быстрые, прозрачные, звонкие.

Снег - темный, мягкий, талый.

Л. Замечательно! Молодцы! Подберите как можно больше слов про то, что делают весной солнце, ветре, снег, ручьи.

Д. Солнце - свети, пригревает, ласкает.

Снег - тает, оседает, темнеет.

Ручьи бегут, звенят, журчат.

Л. Послушайте звуки весны, и отгадайте что это? Включить запись: шума ветра, пение птиц, журчание ручейка; поиграть несколько раз.

Л. Вставайте в кружок поиграем в игру "Скажи - наоборот" (игра с мячом).

Зимой небо пасмурное, а весной (Ясное)

Зимой солнце стоит низко, а весной (Высоко)

Зимой воздух холодный, а весной (Теплый)

Зимой день короткий, а весной (Длинный)

Л. Как ласково можно назвать

Солнце? (Солнышко)

Ручей? (Ручеёк)

Снег? (Снежок)

Ветер? (Ветерок)

Л. Молодцы! Сколько хороших и красивых слов мы вспомнили!

Л. Скажите, а что ещё происходит весной в природе?

Д. Прилетают птицы.

Просыпаются медведи.

Появляется трава и первые цветы.

На деревьях набухают почки, и появляются первые листочки.

Вот пришла к нам весна,
После зимы наступила она.
Солнышко светит и греет,
Снег на земле чернеет.
А на речке тает лед,
А на речке ледоход.
Ручейки проворно бегут,
Одуванчики с травкой растут.
На деревьях набухают почки,
Из них вылезают листочки.
Насекомые выползают,
Птицы с юга прилетают.

Л. "Заботливое солнышко"

Л. Ребятки, посмотрите, солнышко прислало нам свой лучик! Какой он ласковый, тёплый, а ещё он волшебный. (Показать СОЛНЕЧНЫЙ ЛУЧИК) Сейчас он превратит нас в сказочников! Посмотрите, какой у него волшебный кубик, он поможет нам сочинить сказку о весне. Сейчас каждый из вас кинет кубик, какая картинка выпадет, про то явление природы нужно будет составить предложение. Посмотрите: ДУЕТ ТЁПЛЫЙ, ВЕСЕНИЙ, ОЗОРНОЙ ВЕТЕР.

Л. Молодцы, послушайте, какая сказка у нас получилась (Логопед составляет рассказ из составленных детьми предложений).

Л. Давайте с лучиком немножко поиграем, повторяйте за мной.

"Строители"

Мы без дела не сидим,
Домик птичкам мастерим.
Трим-там-том, трим-там-том!
Мы построим птичка дом.
Тук-тук-тук, тук-тук-тук!
Молоток наш верный друг.
Быстро-быстро застучали,
Ловко гвозди забивали.
Трим-там-том, трим-там-том!
Вот готов для птичек дом.
Это кто пожил за морем,
А теперь летит над полем
В деревянный свой дворец?
Это - черненький скворец!

Л. И к нам прилетел гость скворец-скворушка. Скажите, как называется домик скворца? (Показать скворечник).

Д. Скворечник

Л. Молодцы! Посмотрите, где сидит скворец?

Логопед ставит на стол скворечник и совершает манипуляции с игрушками. Дети их комментируют. Каждому ребёнку предоставляется возможность ответить, а также манипуляции с игрушками могут совершать и сами дети по очереди, тогда игра будет ещё интересней.

Скворец вылетел из скворечника

Скворец облетел вокруг скворечника

Скворец взлетел на крышу скворечника

Скворец слетел с крыши скворечника и улетел и т.д.

Л. Скворец будет обустраивать свой дом для выведения птенцов, а нас волшебный лучик предлагает превратить в художников, вы согласны? Я вам раздам фрагменты картины, а вы должны её сложить все вместе.

Л. Молодцы! Посмотрите, какая получилась картина. Какое время года на ней изображено? Когда смотришь на эту картину настроение радостное, веселое. Веселый лучик предлагает нам вдохнуть запах весны. Закройте глазки, и послушайте, чем пахнет (предлагаю понюхать влажную землю, растертые листья тополя). Вы почувствовали, чем пахнет весна.

Л. Давайте вспомним, какая весна? Что происходит весной? А вы рады весне?

Уважаемые педагоги детских садов, предлагаю Вашему вниманию

НОД «Формирование лексико-грамматических категорий по теме: «Весна» у детей старшего дошкольного возраста»


Цель: создание условий для развития речевой активности у детей.
Задачи:
формировать лексический словарь по теме;
учить грамматически правильно выстраивать слова в предложениях;
закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;
совершенствовать фонематическое восприятие;
формировать навыки артикуляции, звукоподражания;
развивать мелкую моторику, внимание, мышление;
продолжать формировать временные представления;
развивать координацию речи с движением.
Оборудование: картина-полотно «весенний пейзаж», практическое задание, музыкальное сопровождение.

Под музыку Чайковского «Март» логопед читает:
(демонстрируются весенние слайды)
Кап-кап-кап - звенит капель
Побежал в лесу ручей.
Ожил и вздохнул лужок.
Пробивается цветок.
Скоро прилетят скворцы.
Весны первые гонцы.
Всё проснётся ото сна
В гости к нам пришла…
Дети: Весна!
Логопед : Позвольте мне сегодня побыть Весной и узнать ваши знания обо мне.
Весна:
Давайте вспомним как мы ждали встречи с весной, как приветствовали её весенними закличками:
Дети, взявшись за руки, образуют круг.
Закличка: «Веснянка»:
А уж ясно солнышко высоко-высоко (медленно поднимают руки вверх)
А уж ясно солнышко припекло горячо (потирают ладони и прикладывают к щекам)
Ручейками вёснушка растопила лёд (плавные движения руками вперёд)
И кораблик весело побежал вперёд (поворачиваются друг за другом и бегут на носочках)
Вот и стайка скворушек к нам летит (меняют направление движения, взмахи руками)
Занимать скворечники поспешит (останавливаются поднимают руки вверх образуя круг)
Радуется весело детвора (хлопки руками)
Все весну приветствуют: УРА! УРА! УРА!

Дети присаживаются.
Весна : Все рады весне. А почему?
Ответы детей: (Весной просыпается природа, становится красиво от цветущих лужков.
Весной можно подольше гулять на улице, кататься на самокате, велосипеде.
Весной распускаются цветы, солнышко сильнее греет, поют птицы. И т.д.)
Логопед : Мне очень понравились ваши ответы. А давайте похвалим весну.
Упражнение «Подбери словечко».
Весна (какая?)… (ласковая, тёплая, дружная, добрая, лучистая, яркая)
Погода (какая?)… (тёплая, весенняя, радостная, ясная, солнечная)
Небо (какое?)…(светлое, синее, голубое, безоблачное)
Ручей (какой?)… (шумный, быстрый, прозрачный, чистый, звонкий)
Птицы (какие?)….(суетливые, крикливые, заботливые, проворные)
Весна: Молодцы, ребята. Каждое время года имеет свою музыку, свою мелодию, голоса, шум. Давайте прислушаемся к звукам природы и попробуем отгадать что звучит.
Игра: «Песенки Весны».
За ширмой Весна издаёт звуки, которые дети угадывают. Например:
Шум ручья- переливают воду из ёмкостей;
Дятел- стук молоточка;
Звон колокольчика – тает сосулька, весенний дождь;
Игра на свистульке - пение птиц.
Весна хвалит детей и предлагает пройти к весенней полянке. (На доске, мольберте зелёная полянка.)
Посмотрите, какая замечательная весенняя полянка. Вот только она пустая, безжизненная. Давайте мы сами оживим нашу весеннюю полянку. А поможет нам в этом наш дружок Язычок.
Артикуляционная гимнастика «Весенняя прогулка Язычка в лес»
Ранним весенним утром выглянул Язычок в окошко: широкий язык на нижней губе;
Посмотрел на право, на лево, вверх, вниз: движение языка вправо-влево, вверх-вниз;
Улыбнулся солнышку: упр. «Улыбочка»;
И поскакал по тропинке в лес: Упр. «Лошадка»;
В лесу пели птицы: «Ку-ку; ку-ку», - куковала кукушка (звукоподражание).
(На полянке появляется кукушка и размещается на полянке, затем по содержанию артикуляционной гимнастики дополняется полянка другими персонажами)
«Д-д-д»,- стучал дятел по дереву.
«Цу-цу-цу»- галдели грачи, строя гнёзда.
«Ац-ац-ац» - отвечали им скворцы.
Заслушался язычок - упр. «Лопатка».
«СССССС……»-зашумел ручеёк.
«Динь-динь»- проснулись подснежники.
«ЖЖЖЖ….»- выползли маленькие жучки.
«ЫЫЫЫ….»-раздался радостный рёв и из берлоги вылез медведь.
«Фр-Фр-Фр»- зашуршал лапками ёжик.
Вдохнул глубоко ёжик чистого весеннего воздуха, выдохнул:
«Ах, как хорошо!»
Весна: Вот посмотрите какая чудесная весенняя полянка у нас получилась.
Давайте по порядку расскажем, что же произошло на полянке весной?
Дети: Весной прилетают перелётные птицы: грачи, скворцы….
Распускаются первоцветы: подснежники, вереск, мать-и-мачеха….
Выползают насекомые: мухи, жуки….
Просыпаются животные: медведи, ежи…
Весна : Ребята, какие вы молодцы. У вас получились замечательные предложения. На следующем занятии мы научимся составлять рассказ о весне.
А сейчас хочу предложить вам выполнить такое задание.
(Детям раздаётся практическое задание)


После выполнения весна раздаёт детям сюрпризы (наклейки, медальки, по выбору педагога)

Загрузка...