paradisemc.ru

Детские страхи. Детские страхи и их преодоление

Занимаясь воспитанием ребёнка, большинство родителей выполняют привитые обществом функции: играют с ним, учат, хвалят, ругают за провинность, отдают в детский сад, потом в школу, ну а затем отпускают во взрослую жизнь, надеясь что сделали всё, для того чтобы вырастить сильную и уверенную в своих силах личность.

К сожалению, не все родители обладают мудростью помочь ребёнку в моральном плане. Дети, которые привыкли самостоятельно решать все свои психологические проблемы, вырастают недоверчивыми и хладнокровными людьми.

Близость с родителями играет главную роль в становлении личности ребёнка. Особенно её не хватает тем детям, которые страдают от чувства страха и тревоги. В жизни ребёнка страх появляется с самого раннего детства и даже может остаться с ним навсегда. Чтобы не дать страху пустить корни и прочно обосноваться в детской психике, необходимо ознакомиться с его причинами и понять, как с ними бороться.Рассмотрим самые частые страхи у малышей.

1.Боязнь одиночества

Не нужно воспринимать недавно родившегося ребёнка так, будто он неспособен что-либо понять. Примерно с 3 месяцев младенец отлично осознает, что рядом находятся родные люди. Громкий плач после ухода матери является самым явным тому подтверждением. Ребёнок начинает плакать и беспокоится именно из-за страха перед одиночеством. Когда мама рядом ему ничего не страшно, но стоит ей отойти на какое-то время малыш изводится криком.

Наверняка многим мамочкам знакома подобная ситуация. Если младенца не успокаивать нежным голосом и не брать на руки, это травмирует его, а в дальнейшем спровоцирует к появлению других страхов.

2.Страх перед чужими людьми.

По достижению ребёнком 6 месяцев заботливые родители могут обнаружить у него страх к незнакомым людям. Сидя на руках у матери, малыш может крепко сжимать её своими руками, при появлении незнакомца. Ребёнок будет всячески отворачиваться от него, и пытаться спрятаться. Если незнакомый человек попытается взять его на руки он станет сопротивляться и даже может заплакать.

Обуславливается этот страх инстинктом самосохранения. Малыш опасается вреда от постороннего человека. Большинство родителей игнорируют этот фактор и не придают значения такому беспокойству. Однако если боязнь не проходит до трёхлетнего возраста она может плохо повлиять на дальнейшее поведение ребёнка в социуме. Необходимо дать понять ребенку, что окружающие не желают ему зла и привить здоровое отношение ко всем людям.

Малыши до трёх лёт могут испытывать страхи, провоцируемые инстинктами. Дети в возрасте от трёх до шести лет начинают бояться уже вполне конкретных вещей.Давайте обратим внимание на самые известные страхи детей дошколят:

1.Выдуманные персонажи

Магия, чудовища, волшебники и злодеи – всё это становится реальным в воображении маленького фантазёра. Родители любят поощрять это и с радостью пускают в ход всяческие страшилки, которыми можно мотивировать ребёнка на определённое поведение. Говоря о каком-либо злодее, родители имитируют испуганный голос, а ребёнок, ещё не до конца осознавая свой страх, копирует его у взрослых. По мере взросления его страх может увеличиваться, а далее и вовсе переключиться с выдуманного персонажа на реальный типаж определённого человека.

Чтобы не дать пострадать детской психике, необходимо обозначить рамки выдуманного и реального мира . Напуганному ребёнку нужно дать понять, что он любим и находится под защитой своих родителей. Отличным способом для борьбы с подобным страхом считается рисование. Нужно мягко предложить ребёнку нарисовать того, кого он боится, а затем в юмористической форме обсудить готового персонажа. Выраженный на бумаге страх уже не будет казаться таким пугающим, а добродушная семейная атмосфера поможет с лёгкостью забыть о страшном чудище.

Также следует попросить ребёнка нарисовать его будущее. Задумываясь о том, кем бы ему хотелось стать, малыш обязательно нарисует себя в одиночестве или же рядом с близкими людьми. В любом случае, пугающего объекта на рисунке не будет и это поможет ему осознать то, что в реальности этого персонажа не существует.

2.Боязнь смерти

Когда ребёнок взрослеет и начинает больше понимать окружающий мир, в его сознание врывается страх смерти. Чаще всего он бывает замаскирован под другими видами страха: боязнь животных, людей, сказочных существ, стихий или болезней. Ребёнок может не понимать того как он появился на свет, но тот факт, что все рано или поздно умирают становиться для него ясным очень рано. Причиной возникновения такого страха нередко бывает и мнительность родителей. Дети склонны подражать поведению отца или матери, а также беспрекословно верить их наставлениям. Чрезмерная опека ребёнка от всего, что может хоть как-то навредить, вместо защищённости подарит ему лишь новые страхи и предрассудки.

Чтобы помочь ребёнку преодолеть страх смерти необходимо создать внутри семьи более крепкие и доверительные отношения. Родители не должны ругаться друг с другом перед малышом или использовать в разговорах повышенные тона. Важно показать ребёнку, что его любят и понимают. Ребёнок не должен видеть похорон в таком маленьком возрасте. Однако если семья пережила смерть одного из родственников, не нужно переставать говорить о нём перед малышом. Таким образом, ребёнок поймёт, что после смерти человек не пропадает бесследно, а остаётся в сердцах любящих его людей. Это понимание уменьшит страх ужасающего факта смерти. Обычно этот страх исчезает, после того как ребёнок начинает ходить в школу.

3.Страх ошибок

Невинный страх не оправдать ожидания родителей может повлиять на характер будущей личности. Взрослые часто не осознают всю силу своих замечаний и могут ранить ими ребёнка. Если в семье любая оплошность или проступок всегда сопровождается язвительным комментарием или даже оскорблением ребёнок всю жизнь будет испытывать страх перед ошибкой. Это может сильно затормозить его развитие и привить ощущение дискомфорта в общении с людьми.

К счастью, пока ребёнок маленький этот страх можно устранить. Нужно перестать ругать малыша за ошибки и позволить ему самостоятельно разрешать ситуации, которые возникают из-за них. Таким образом, ребёнок не только прекратит бояться неудач, но и наберётся смелости решать мелкие, но крупные для его мира проблемы. Самостоятельность в некоторых вопросах позволит ему обрести уверенность в себе, а также покажет что ошибки – это естественный процесс жизненного пути.

Родители не должны оставлять без внимания детские страхи. Ведь они исполняют роль сигналов, которые ребёнок неосознанно посылает во взрослый мир, чувствуя себя нелюбимым или расстроенным.

Ваш малыш боится чудовищ, сказочных персонажей и темноты? Спешим успокоить – вы не одиноки. Психологи называют детские страхи вполне нормальным явлением, которое сопровождает развитие и социализацию детей.

Однако порой от нормы до патологии всего один шаг. Каковы причины возникновения фобий в детском возрасте? Как узнать, что у ребенка есть проблемы? Сегодня мы поговорим о том, как бороться с детскими страхами, узнаем их виды и возрастные особенности.

Непросто найти людей, которые бы никогда ничего не боялись. Тревожность, опаска являются такими же неотъемлемыми человеческими эмоциями, как печаль, злость, радость, удовольствие. Вот и ребенку свойственно чего-то бояться. И хотя многие страхи с возрастом пропадают бесследно, некоторые из них (при неправильном поведении родителей) переходят во взрослую жизнь, создавая нешуточные проблемы.

Отечественный психолог Александр Захаров в своем замечательном труде «Дневные и ночные страхи у детей» рассказал, что в начале своей жизни малыш пока не умеет выстраивать логические рассуждения, поэтому верит словам родителей и переносит на себя их реакцию на различные ситуации.

Неудивительно, что причиной появления страхов у малышей становятся сами родственники, которые чересчур эмоционально предупреждают кроху о грозящей опасности («Не трогай, обожжешься!», «Не бегай, иначе упадешь!») или пытаются запугать его («Будешь плохо себя вести, отдам тебя дяде-полицейскому!»).

Кстати, в большинстве случаев детей пугает не само происшествие, а чрезмерное реагирование на него со стороны близких людей. Малышам передаются волнение и тревожные ноты в мамином голосе.

Среди других причин, вызывающих страхи у детей дошкольного возраста, психологи выделяют следующие:

  • конкретный случай , напугавший ребенка (его укусило животное, он застрял в лифте, попал в дорожно-транспортное происшествие). Конечно, не у каждого дошкольника, покусанного собакой, появляется стойкий страх. Последствия характерны для тревожных, мнительных, неуверенных в себе малышей;
  • детское воображение , благодаря которому ребенок придумывает чудовищ в темноте, монстров под кроватью и призраков за окном. Одни дети сразу забывают о пугающих фантазиях, другие же начинают плакать и наотрез отказываются оставаться одни в пустой квартире;
  • частые скандалы между домочадцами, негативная внутрисемейная обстановка, отсутствие психологической поддержки и взаимопонимания вызывают хроническую тревогу у ребенка, которая со временем перерастает в страхи;
  • взаимоотношения со сверстниками также могут стать причинами социальных фобий. Нередко дети наотрез отказываются посещать детский сад или школу, поскольку подвергаются в коллективе оскорблениям, унижениям и насмешкам;
  • наличие более серьезных нарушений – неврозов, чье лечение и диагностика находится в компетенции медработников. Проявлениями неврозов становятся страхи, несвойственные возрасту детей, либо соответствующие возрастному периоду, но приобретающие патологические проявления.

Читайте также: Особенности адаптации первоклассников к школе

Увеличению числа фобий у малышей могут способствовать следующие факторы:

  • чрезмерная тревожность родственников, наличие у них страхов;
  • авторитарный стиль воспитания, запрет ребенку на участие в эмоциональных играх;
  • одиночество детей – у единственного ребенка в семье с большей вероятностью появятся страхи;
  • ранний выход матери на работу, физические и нервные перегрузки женщины;
  • чрезмерная забота со стороны близких людей;
  • неполная семья.

Как мы видим, многие страхи зависят от неправильного поведения родителей, недостатка внимания или, напротив, излишней опеки. Это стоит учитывать, если вы хотите побороть проявления фобий у своего чада.


Виды детских страхов

Специалисты выделяют четыре основных типа страхов у детей. В основе подобной классификации лежат несколько характеристик: предмет боязни, особенности его протекания, длительность, интенсивность и причины появления.

  1. Навязчивые страхи

Они возникают в строго определенных ситуациях. Ребенок пугается тех обстоятельств, которые могут повлечь их возникновение. К примеру, к навязчивым состояниям относится боязнь высоты (акрофобия), открытого и закрытого пространства и пр.

  1. Бредовые страхи

Это более тяжелое расстройство, причину которого порой найти и объяснить очень сложно. К примеру, дети могут бояться открывать зонт, надевать определенную кофту, играть с какой-то конкретной игрушкой. Однако пугаться не стоит, если вы обнаружили у своего ребенка подобный страх. Иногда источник фобии лежит на поверхности. Малыш может паниковать при виде ботинок только потому, что когда-то поскользнулся в них и больно ударился.

  1. Сверхценные страхи

Это самые распространенные страхи, встречающиеся в 90% случаев при работе специалиста с детьми и подростками. Так, у дошкольников и младших школьников преобладают боязни темноты, одиночества, а также животных и сказочных персонажей. Дети убеждены в обоснованности этих страхов, они на самом деле считают, что в темноте их ждут страшные чудовища, а в отсутствие родителей их подстерегают многочисленные опасности. Подобные представления преобладают в детском сознании, то есть приобретают характер сверхценной идеи.

Это сборная группа фобических состояний, возникающих во время сна и характеризующихся наличием измененной формы сознания. Встречаются ночные страхи примерно у 2-3% дошколят и школьников. Ребенок во сне начинает метаться, кричать, плакать, произносить отдельные фразы: «Убери его», «Отпусти меня» и т.д. Зачастую малыш зовет маму, однако ее не узнает. Через несколько минут он успокаивается, а поутру ничего не может рассказать о кошмаре. Иногда ночные страхи сопровождаются сомнамбулизмом.


Возрастные проявления детских страхов

Взросление детей сопровождается возникновением тех или иных фобий на определенном возрастном этапе. Такие страхи считаются нормой, кроме того, они подготавливают маленького человечка к окружающей действительности.

  • От 0 до 6 месяцев. Младенец пугается резких движений, громких звуков, упавших предметов, отсутствия мамы и резких перемен в ее настроении.
  • 7 месяцев – 1 год. Страх вызывают самые разные звуки (гудение пылесоса, громкие мелодии), незнакомцы, неожиданные ситуации, смена окружающей обстановки и даже сливное отверстие в ванной.
  • 1-2 года. К предыдущим страхам добавляется боязнь получить травмы, связанная с новыми двигательными навыками. В этом возрасте чрезвычайно силен страх разлуки с мамой и папой, поэтому психологи не советуют отправлять таких маленьких детей в детский сад.
  • 2-3 года. Боязнь разлуки с близкими людьми сохраняется, добавляется страх эмоционального отторжения с их стороны. Ребенок может бояться природных явлений (грозы, молнии, грома). Возможно появление ночных страхов.
  • 3-5 лет. Дети начинают пугаться смерти (своей и родителей), в результате чего возникают страхи перед болезнями, пожарами, бандитами, укусами змеи и пауков.
  • 5-7 лет. Старшие дошкольники боятся оставаться в одиночестве, у них появляются страхи перед монстрами и сказочными персонажами. Начинают актуализироваться так называемые школьные фобии, которые связаны с поступлением в первый класс.
  • 7-8 лет. Ребенок опасается опозданий на урок, невыполнения школьных заданий, плохих отметок и учительских выговоров. Боязнь одиночества трансформируется в страх неприятия со стороны сверстников. Дети начинают бояться темных мест (подвалов, чердаков) и различных катастроф.
  • 8-11 лет. Появляются страхи перед неудачами в учебе или спортивных соревнованиях, перед «нехорошими» людьми (наркоманами, преступниками). Дети боятся тяжелых болезней, физического насилия, опасаются некоторых животных.
  • 11-13 лет. Подростковый возраст характеризуется социальными фобиями: боязнью показаться неудачником, глупцом, «уродом», особенно в компании приятелей. Возникает страх сексуального насилия.

Читайте также: Дисграфия у младших школьников: причины, симптомы, лечение

Диагностика детских страхов

Перед тем как побороть фобии у своего ребенка, сначала их необходимо диагностировать. Основная сложность психологической диагностики в раннем и дошкольном возрасте состоит в том, что малыши пока не умеют рассказывать о тревожащих их обстоятельствах. Поэтому необходимо использовать обычные для детей виды деятельности.

  1. Рисование на заданные и произвольные темы (рисунок школы, садика, семьи). Старшего дошкольника можно уже попросить изобразить свой страх. При расшифровке смотрят на использованные цвета, расположение элементов, четкость линий, штриховку и т.д.
  2. Попросите ребенка придумать сказку про его любимого сказочного персонажа (чаще всего дети ассоциируют его с собой). Также можно предложить закончить историю, прерванную в самый напряженный момент. Такой метод подходит для детей от пяти лет.
  3. Еще один вариант – это доверительная беседа (подходит для ребенка, достигшего четырех лет). Вы можете спросить, пугают ли малыша конкретные предметы, люди или сказочные герои, темнота и одиночество. Задавая вопросы, не стоит заострять детское внимание на пугающих моментах. Будьте спокойны и постоянно подбадривайте свое чадо.

Если вы заметили нервозность, капризность, нарушения сна и появление навязчивых привычек у ребенка, лучший выход – обратиться за диагностикой и коррекцией к специалисту – психологу или психотерапевту.


Как избавить ребенка от страхов?

После диагностического этапа начинается работа специалиста по коррекции конкретных фобий. Существует множество способов преодоления тревожности, навязчивых состояний. Их можно применять как по отдельности, так и в совокупности, главное же условие – учитывать желания малыша: например, если он не любит рисовать, нельзя настаивать.

  1. Сказкотерапия

Чтение сказок помогает детям понять устройство мира, разобраться в противоречивых чувствах. Сказочные истории необходимо подбирать или сочинять таким образом, чтобы они соответствовали детской проблеме. И подавать их следует так, чтобы малыш, переживая сюжет, смог ощутить себя храбрым и сильным. Например, прочтите ребенку «Буратино», рассказы Носова, Драгунского, сказки Андерсена.

  1. Игротерапия

Страхи детские - очень распространенная проблема. По словам психологов, на сегодняшний день известно более 30 их видов - безобидных, болезненных, а в некоторых случаях смешных для взрослых. Откуда берется страх? Иногда он появляется как ответная реакция на что-то действительно жуткое и пугающее. Но намного чаще дети сталкиваются с внушенными страхами.

Откуда они берутся?

Причина боязни кроется во взрослых, которые окружают ребенка и слишком активно указывают ему на наличие какой-либо опасности. Также пугливость появляется у малышей, при которых люди разговаривают о пожарах, убийствах, болезнях, смерти и т. д.

Психологи выделяют многие причины детских страхов. Одна из них - разрастание городов, или урбанизация. На первый взгляд кажется, что это явление не имеет никакого отношения к рассматриваемой проблеме, но на самом деле взаимосвязь очень тесная. В большом городе дети чувствуют себя неуютно, им сложно находить друзей и организовывать свое времяпрепровождение. Кроме того, взрослые чрезмерно опекают их, что стесняет личное пространство ребятишек и негативно влияет на их психику.

Еще одна неочевидная причина возникновения боязни у малышей - это проживание их семей в отдельных благоустроенных квартирах. Специалисты утверждают, что у таких детей страхи возникают гораздо чаще, чем у их одногодок из коммуналок. В частности, это имеет отношение к девочкам. В коммуналке ребенок получает больше возможностей общаться со сверстниками и взрослыми. Он проводит много времени за играми с друзьями и гораздо реже остается наедине со своими страхами. Потому родители должны создавать для ребенка как можно больше условий, в которых он сможет удовлетворить свою потребность в общении.

Атмосфера в семье

Иногда причина детских страхов кроется в неправильном поведении матери. Так, многие малыши больше подвержены боязни, когда воспринимают главным человеком в доме не отца, а мать. Если она страдает из-за постоянных перегрузок на работе и доминирует в семье, чадо начинает чувствовать в ее присутствии беспокойство.

Также негативно влияет на его эмоциональное состояние стремление женщины найти в кратчайшие сроки работу, которая бы удовлетворяла все ее интересы и потребности. При этом она далеко не всегда обращает внимание на то, что ребенок нуждается в общении и частом времяпрепровождении с матерью.

Проблема детских страхов часто бывает связана с отношениями в семье. Иногда достаточно одной ссоры родителей, чтобы малыш начал чего-то бояться. Самая распространенная реакция детей на конфликты отца и матери - это зарождение страхов. Потому ребята дошкольного возраста, живущие в конфликтных семьях, чаще своих одногодок боятся стихий, болезней, смерти и даже животных. Кроме того, они гораздо чаще видят кошмары.

Также зарождение страхов часто зависит от отношения родителей к детям. Если мама и папа слишком сильно опекают своего единственного малыша, если он превращается в центр их тревоги и заботы, то становится более уязвимым перед появлением боязни вследствие того или иного явления. Когда же в семье много детей, у них реже зарождаются страхи. Обычно у молодых, оптимистичных, жизнерадостных родителей чада меньше проявляют беспокойство и тревогу, чем у родивших после 35 лет.

Другие объяснения

Причины детских страхов также кроются в нарушениях, полученных еще в процессе внутриутробного развития. Если мама пережила во время беременности эмоциональное потрясение, это может отпечататься на психике ребенка. Если в семье в то время была конфликтная обстановка, дитя, находящееся в утробе, наверняка почувствовало это и перенесло стресс, который отразился на его формировании как личности и привел к появлению пугливости.

Психологам часто задают вопрос о том, передаются ли страхи детские по наследству. Однозначного ответа не существует, но ребенок может перенять от родителей некоторые особенности нервной деятельности, общие установки о том, как нужно реагировать на те или иные явления.

Что можно сделать?

Борьба с искоренением страхов ребенка - очень важный этап в формировании его личности, и родители должны подходить к этому вопросу с полной серьезностью и ответственностью. Многие исследования показывают, что большая часть взрослых фобий была сформирована в детстве и, в частности, в раннем его периоде.

Страх - вполне закономерная реакция на реальную или воображаемую опасность. Нельзя забывать о том, что ребенок живет в своем мире, в котором существуют сказочные герои, а самые обычные предметы могут двигаться и разговаривать. Из-за этого малыш может видеть опасность там, где ее не существует. Независимо от того, какие виды детских страхов послужили причиной боязни и как она проявляется, взрослым необходимо предпринять меры по борьбе с этой проблемой.

Арт-терапия

Один из основных способов узнать то, о чем ребенок думает и что он чувствует, - это рисование. Картинка, изображенная малышом, показывает его увлечения, интересы, характер и выступает в роли своеобразного зеркала его переживаний. Потому коррекция страхов у детей с помощью рисования считается самым эффективным средством.

Изображая графически объект своей боязни, малыш начинает меньше тревожиться и ждать чего-то ужасного. Если кошмар нарисован, он воспринимается как свершившийся факт, то есть перестает быть опасным.

Психология детского страха такова, что кошмары, которые удалось побороть в детстве, не будут беспокоить человека, когда он повзрослеет. Избавление от боязни должно проходить в присутствии кого-то из старших членов семьи, близких малышу. Он должен чувствовать поддержку мамы и папы и быть уверенным в том, что его спасут, если вдруг что-то случится.

Большая часть кошмаров связана с возрастными особенностями, и по истечении определенного времени они проходят. Но на родителей возлагается ответственность за преодоление детских страхов, за то, чтобы боязнь не превратилась в навязчивую и не мучала чад долгие годы. Что необходимо сделать для этого? Если вы имеете доверительные отношения со своим ребенком, можете начать поэтапную работу над избавлением его от тревожности.

Рисуем страхи

Существуют различные методики диагностики детских страхов, но самая эффективная из них - это занятия рисованием. Перед тем как начать, позвольте своему чаду самостоятельно поиграть, наладьте с ним психологический дружеский контакт. Затем поговорите с ним, узнайте, чего именно он боится. Можете сделать это в виде игры.

Сядьте рядом с малышом, а не напротив, будьте милыми, доброжелательными, подбадривайте ребенка. Так вы поможете ему искоренить детские страхи. Как бороться с ними дальше?

Расспросите малыша о том, чего он боится, а чего - нет. Обязательно дожидайтесь ответа на каждую свою реплику. Затем предложите нарисовать то, что ребенок назвал. Лучше всего делать это красками или фломастерами.

Диагностика детских страхов требует времени и усилий. Бывают случаи, когда малыш решается изобразить объект своей боязни только через несколько дней после разговора. Тактично подтолкните его к этому. Рисуйте вместе с ним на одном листе: пусть каждый из вас передаст на бумаге свой вариант пугающего предмета или явления.

Завершающий этап

По окончании акта творчества попросите ребенка объяснить, что он изобразил. Такая диагностика детского страха поможет малышу самостоятельно не только нарисовать объект своей боязни, а еще и рассказать, почему он боится его. После этого непременно похвалите свое чадо, пожмите руку, подарите игрушку, отметьте страхи, с которыми удалось справиться. Затем нужно сообщить, что рисунки останутся у вас. Вы должны освободить малыша от страхов.

На такие игры нужно выделить примерно две недели. За это время у вас накопятся также картинки, изображенный на которых страх ребенок не смог победить. В таком случае предложите ему нарисовать его еще раз так, чтобы было видно, что он не боится. Например, на картинке малыш не должен убегать от монстра, а наоборот, должен гнаться за объектом страха. В среднем на то, чтобы осознать и изобразить себя как не боящегося, у ребенка уходит примерно 2 недели. Сделайте все возможное для того, чтобы на протяжении этого времени он участвовал в различных подвижных играх, прогулках, экскурсиях. Максимально оградите его от семейных конфликтов.

Игротеррапия

Рисование помогает избавиться от тех страхов, которые появились из-за бурного воображения малыша, из-за того, что на самом деле не происходило в реальной жизни, но, как ребенку кажется, может случиться. Частично с помощью этого способа можно успешно избавиться от боязней, которые основываются на реальных событиях, которые произошли очень давно, искоренить не очень сильно засевшие в его сознании детские страхи. Как бороться с ними, если причинившее травму происшествие случилось недавно и еще свежо в памяти малыша? Специалисты рекомендуют использовать развлекательные методы.

Психология детского страха и его искоренения кроется в потребности малыша постоянно двигаться и общаться с другими. Активные игры помогают ребенку избавиться от заторможенности, боязни и скованности, которые возникают в темноте, тесном пространстве или когда он попадает в новую обстановку. Малыш приобретает уверенность в себе и борется с застенчивостью.

Пятнашки

Эта игра дает возможность избавиться от страха нападения, наказания родителями, помогает установить близкий контакт. Смысл состоит в том, чтобы расставить на ограниченной площадке стулья или любые другие предметы в беспорядочной последовательности.

Ведущий должен догнать кого-либо из игроков и хлопнуть его по спине. Тот, кого он поймал, должен водить следующим. Вышедший за пределы площадки или задевший какой-то из предметов человек, тоже принимает на себя роль ведущего. Будьте веселыми и активными. Для того чтобы задумка сработала, нужно подыгрывать детям и давать им возможность победить вас.

Прятки

Эта игра помогает избавиться от страхов темноты, одиночества и ограниченного пространства. Перед началом обговорите места, в которых нельзя скрываться. После этого выключите в доме свет, оставив горящим только ночник. Ведущий должен обойти квартиру, при этом в шутку угрожая прячущимся. Те же сидят в темноте и не выдают своего присутствия.

Нужно, чтобы ребенок выполнял роль ведущего первым. Это даст ему возможность победить свои страхи детские и нерешительность. Когда водит кто-то из взрослых, ему рекомендуется сдаться и показать, что он не может найти ребенка. Так вы придадите чаду большей уверенности в себе.

Другие игры

Пятнашки и прятки - это всего две игры из несметного количества возможных вариантов развлечений, которые можно применить для помощи ребенку побороть свои страхи детские. Вспомните, чем вы занимались с друзьями в таком возрасте. Импровизируйте, включайте фантазию.

Вы должны сделать все от вас зависящее, чтобы малышу было весело, и он смог раскрепоститься. Не забывайте о том, что игра должна заинтересовать ребенка, но ни в коем случае нельзя заставлять его участвовать в ней против воли.

Ребенок растет, развивается, познает окружающий мир и реагирует на него в соответствии со своей генетической предрасположенностью, лично прожитым опытом, особенностями характера, воспитания и поведения родителей. Страх – это естественная человеческая реакция на объекты, несущие реальную или предполагаемую угрозу. Детский страх обычно отличается от взрослого своим недолгим течением.

Среди факторов, влияющих на возникновение боязней у ребенка, можно выделить пол, ведь по статистике девочки подвержены страхам больше мальчиков. Количество детей в семье также влияет – один ребенок из-за высокой эмоциональной привязанности к родителям, испытывает больше страхов, чем обладатель братьев и сестер. Также причиной может быть детский невроз. Любые семейные конфликты способствуют возникновению неврозов у детей, ведь ребенок склонен винить себя во всем происходящем. Можно сказать, что это сигнал к тому, что в отношениях взрослых проблемы.

Какие же еще причины могут спровоцировать страх?


Виды

Детские страхи можно разделить на биологические (природные) и социальные. Первыми, конечно, проявляются природные страхи, которые базируются на инстинкте самосохранения. К ним относятся боязнь темноты, резких звуков, чудовищ, животных. Со временем добавляются страхи своей и родительской смерти, а также боязнь грозы, воды, огня, высоты и замкнутого пространства. После знакомства с людьми в белых халатах могут возникнуть боязнь врачей, уколов, крови, стоматологии. Биологические страхи обычно присущи детям до 8 лет.

Социальные страхи начинаю проявляться немного позже. Старшие дошкольники и первоклашки начинают испытывать страх опоздания, одиночества, наказания, недовольства родителей и значимых взрослых.

Существует еще одна классификация страхов, подразумевающая разделение в зависимости от пугающего объекта или ситуации, причин возникновения, специфики протекания.

  • сверхценные – это природные страхи, подпитываемые фантазией ребенка. Эта группа является самой популярной и обширной;
  • детские фобии – сюда входят страхи высоты, воды, замкнутых пространств – те боязни, которые могут быть и во взрослом состоянии;
  • бредовые страхи – к ним относят необъяснимые с позиции нормы боязни. Очень часто фобии могут быть спровоцированы каким-то ошибочным стимулом, то есть, к примеру, ребенка постигла неудача, когда в гостях был определенный человек. В бессознательном малыша закрепилась связь и при следующем появлении этого человека он может испугаться.

Возрастная психология специализируется на особенностях каждого периода развития человека. Страхи являются важной составляющей, для каждого возраста есть свои характерные предметы, вызывающие тревогу и волнение у человека.

0 – 1 год – громкие звуки, шум, отсутствие мамы, незнакомые люди, переодевание;

1 – 3 года – ночные страхи, кошмары, непривычное местоположение знакомых предметов, смена обстановки, расставание с родителями;

3-5 лет – высота, вода, темнота, животные;

5 – 7 лет – смерть родителей и своя собственная, одиночество, персонажи сказок;

7 – 9 лет – неодобрение взрослых и сверстников, наказание, опоздание;

9 – 12 лет – несоответствие одноклассникам и друзьям, несостоятельность в учебе, собственная внешность.

При диагностике детских страхов также предполагается разделение на три группы, в зависимости от степени выраженности: низкая, средняя (возрастная норма) и высокая. По статистике больше половины детей восьми лет демонстрируют высокий уровень страха. Меньше всего детей имеют низкую степень выраженности боязней.

Особенности проявления

Проявления бывают самые разные. В легкой форме это может быть учащенный пульс, расширенные зрачки, дрожь и другие соматические симптомы. В зависимости от возраста, испуг может выражаться криком, плачем, жалобами и откровенным ужасом и паникой. Особенности детских страхов в том, что они возникают периодами, и продолжаются обычно не больше месяца. Однако существуют боязни, способные остаться с человеком до взрослого состояния и перерасти в полноценные фобии. К ним относятся акрофобия, гидрофобия, танатофобия и другие.

Возможны различные проявления страха у ребенка. Например, боязнь ночных кошмаров обнаруживается в момент укладывания спать, малыш будет проситься в кровать к родителям или категорически отказываться засыпать в одиночестве. Порожденный детской фантазией страх перед сказочным чудовищем провоцирует ребенка прятаться в шкаф или другие укромные места. В 6 лет острее всего чувствуется страх смерти, он является основой для большинства проявлений боязни:

  • чудовищ;
  • животных;
  • темноты;
  • нападения;
  • болезни;
  • природных стихий.

У школьников появляются новые боязни, связанные с учебной деятельностью. Трепет перед оценкой со стороны взрослых, боязнь опоздать на занятие, страх не быть собой. У некоторых детей, даже тех, которые нормально учатся, и не имею особых проблем с поведением, родительское собрание также вызывает волнение. Страх наказания часто испытывают те, к кому никогда не применялось физическое воздействие.

Психика ребенка формируется под влиянием среды, в которой он живет. Часто родители сами того не желая становятся катализатором в развитии детского страха. Ни в коем случае не стоит обесценивать жалобы малыша, пытаться пристыдить или уверять, что ничего страшного нет. Помочь ребенку побороть страхи можно лишь внимательным поведением, пониманием и любовью. Подробно расспросите даже маленького ребенка о том, что его тревожит. Вникайте и подходите осознанно к проблеме.

Не забывайте, что ваша собственная повышенная тревожность обязательно скажется на поведении ваших детей.

Как бороться с детскими страхами

Побороть детский страх можно с помощью услуг профессионального психолога. Существует немало методов, используемых специалистами при работе с детьми определенного возраста. Начиная с 4-летнего возраста клиента, психолог-консультант применяет сказкотерапию и арт-терапию для работы с фобиями. Психокоррекция происходит достаточно быстро, при должной поддержке со стороны родителей.

Сказкотерапия

Страхи в дошкольном возрасте эффективно устраняются с помощью данной техники. Разберем подробно этапы работы с терапевтической сказкой на примере мальчика 5 лет, который боялся уколов.

  1. Из имеющихся в кабинете игрушек, малышу предложили выбрать наиболее симпатичную ему. Он выбрал Человека-паука.
  2. Психолог предлагает маленькому клиенту послушать сказку про Человека-паука. Сказка имеет определенную структуру, располагающую ребенка. Ее главный герой обладает массой положительных качеств, и лишь одну небольшую проблему – он боится уколов. Терапевт обращает внимание, что этот страх вполне естественное явление.
  3. После этого психолог замолкает и предлагает мальчику высказать свои предположения, что именно так пугает Человека-паука.
  4. Выслушав все рассуждения клиента, терапевт предлагает ему выбрать из оставшихся игрушек, еще одного героя, который поможет Человеку-пауку. Мальчик выбрал Чебурашку.
  5. Обе игрушки ставятся рядом, и психолог предлагает клиенту придумать, каким образом Чебурашка поможет Человеку-пауку в преодолении страха уколов.
  6. Малыш рассказывает свой вариант счастливого финала сказки. После этого психолог интересуется чувствами клиента. Затем предлагает найти ему положительные черты, которые есть у него и у Чебурашки. Отдельно выделяются те «волшебные» слова Чебурашки, которые помогли Человеку-пауку справиться с боязнью уколов.

Арт-терапия

Избавиться от детских страхов очень помогает арт-терапия. Это направление в психотерапии основано на излечении искусством, в разных его проявлениях. Чаще всего подразумевается изобразительное творчество, однако, существуют методики музыкотерапии и танцетерапии. В работе с фобиями у детей арт-терапия имеет очень высокие показатели. Рассмотрим стандартную последовательность действий психолога-консультанта на сессии с ребенком.

  1. Установление контакта с ребенком, выстраивание доверительных отношений.
  2. Предложение изобразить свой страх. Это может быть рисунок, либо лепка.
  3. Разбор результата. Психолог внимательно оценивает все аспекты рисунка: что изображено, где именно, каких размеров, изображен ли сам ребенок, с каким нажимом выполнялись линии.
  4. Ребенку предлагают полюбить тот объект, который он изобразил. Например, нарисованная или вылепленная собака на самом деле не злая, а просто облаяла ребенка по долгу службы.
  5. Малыш начинает переосмысливать свое отношение, возможно сочувствовать даже объекту страха.
  6. В завершении ребенка спрашивают об эмоциях, которые он испытывает.

Рисование страха эффективно действует, когда объект порожденный фантазией, либо событиями, произошедшими давно. Иногда работа с рисунком происходит по-другому: клиенту предлагают добавить что-то, например, зачеркнуть (заштриховать) пугающее изображение, или уничтожить весь лист (порвать на мелкие кусочки, сжечь). После символического ритуала психолог обращает внимание ребенка, что страха больше не существует.

Одним из главных советов родителям детей, подверженных каким-либо боязням, будет внимательно отнестись к своему поведению с ребенком. Нужно понимать, что до определенного возраста, ребенок – это исключительно «результат» вашего отношения, поведения, воспитания. И если он вас чем-то расстраивает, или кажется, что он все делает вам назло – так значит вы каким-то образом, неосознанно это провоцируете. Поэтому коррекция поведения ребенка напрямую связана с изменениями в поведении взрослых.

Консультация для родителей является основной целью психолога, которому привели ребенка с проблемой. К сожалению, нередко бывает, когда мать приходит к детскому психологу и требует «вылечить» ее ребенка, при этом уверена, что собственное поведение в коррекции не нуждается.

Психолог помогает ребенку, а в течение времени между сессиями такая мамаша бессознательно сводит на нет весь достигнутый прогресс. При этом все рекомендации специалиста отвергает, утверждая, что с ней все нормально, и нужно решить проблему ее дитя. Поэтому если у вашего малыша возникла фобия, которая не прошла в течение 3-4 недель, обязательно обращайтесь к психологу, причем консультация будет полезна и ребенку, и родителю.

С целью доносить до родителей полезную информацию, психологи, работающие в детских учреждениях, создают специальные уголки. Последнее время в некоторых детских садах стало модно размещать в комнатах, где родители ожидают детей, так называемые папки-передвижки. Они представляют собой информационные материалы для родителей, персонала и самих детишек. Это специально оформленные стенды с полезными советами психологов и логопедов.

В сборник «Психоанализ детских страхов» Зигмунда Фрейда входит анализ фобии пятилетнего мальчика – это случай маленького Ганса – весьма известный в психоаналитических кругах. Я не буду вдаваться в подробности болезни и излечения, однако, хоть Ганс и являлся пациентом Фрейда, я хочу обратить внимание на предисловие самого автора. Он говорил, что описанный случай наблюдался не им лично, а отцом Ганса, который проводил все лечение, лишь при поддержке психоаналитика.

Фрейд высоко оценивает заслугу отца мальчика и даже высказывает мысль, что только родной отец и мог добиться таких признаний со стороны Ганса. Совпадение нежных чувств с научным интересом привело к таким важным результатам, как для психоанализа в целом, так и для жизни конкретного мальчика.

О страхах у ребенка рассказывает детский психолог Европейского Медицинского Центра Мария Звегинцева в следующем видео

Выводы

Детские страхи представляют собой естественные возрастные особенности, связанные с познанием мира. Если ребенок не зацикливается на боязни, и страх не присутствует больше нескольких недель, то беспокоиться не стоит. В случае затянувшихся процессов нужно обратиться к психологу. Бороться с детскими страхами позволяют техники: арт-терапия, сказкотерапия, песочная терапия. Консультация родителей является залогом успешного избавления от фобии вашего малыша.

Эксперты дают советы, как родители могут помочь ребенку преодолеть страх.

Не все боязни плохи. На самом деле, небольшой трепет способствует нашей безопасности. «Без испуга мы лезли бы туда, куда не следует», - говорит Тамар Е. Чански, доктор философии, автор книги «Освобождение вашего ребенка от страхов», директор Детского центра ОКР и тревоги.

Некоторый из них носит эволюционный характер. Например, многие дети - и взрослые бояться не имея своего собственного опыта встречи со змеями, скорпионами и т. п. Некоторые дети испытывают тревогу, часто сильные эмоциональные реакции на непосредственный опыт. Но главным образом, страхи ребенка - предсказуемый обряд.

Тревожность ваших малышей меняется со временем. Вот кое-какие из наиболее распространенных детских тревог, которые они могут испытать на разных этапах развития.

Малыш боится:

  • громких звуков или внезапных движений;
  • крупных объектов;
  • незнакомцев;
  • оставаться один;
  • изменений в доме.

Страхи в дошкольном возрасте:

  • темнота;
  • шум ночью;
  • маски;
  • монстры и призраки;
  • животные, такие как собаки.

Страхи в школьном возрасте:

  • змеи и пауки;
  • штормы и стихийные бедствия;
  • быть в доме одному;
  • страх перед учителем, который злится;
  • страшные новости или телешоу;
  • травма, болезнь, врачи, выстрелы, смерть;
  • опасение неудачи и отказа.

Уменьшение чувства страха у малышей

В идеальной ситуации мир младенца обеспечен безопасностью и спокойствием благодаря родительской заботе. Все, что нарушает эту идиллию (громкий шум или незнакомец) вызывает страх. Одна простая вещь, которую вы можете сделать для поддержания спокойствия, - это установить предсказуемый распорядок жизни для малыша. Кроме того, свести к минимуму количество опекунов. Сильная связь с ребенком - благодаря регулярному касанию, зрительному контакту, разговору или пению - создает основу доверия, прививая вашего ребенка от будущего беспокойства. С расширением мира дошкольников, они продолжают бояться новых мест и людей. Незнакомые воздействия приносят страх перед неожиданностью.

Некоторые из них являются результатом конкретных переживаний, но определенные связаны с развивающимся воображением детей. Понимая, что в этом темном шкафу действительно ничего не скрывается, малыш успокаивается - это замечательное достижение. Но в этом возрасте они недостаточно освоили навык, чтобы знать, как развеять страх. Кристин Лагаттута, кандидат психологических наук, профессор Калифорнийского университета в Дэвисе, проводит исследования с дошкольниками. Она изучает, как они создают связь между умом и чувствами. Лагаттута объясняет, что «Когда эмоция действительная, тогда детям трудно определить, что опыт, который идет с ней, не есть реальность».

Как помочь своему ребенку

В любом возрасте, разбейте работу над преодолением страха на небольшие шаги, превратив борьбу во что-то веселое и позитивное. Создавая конкурирующие эмоции вы помогаете избавиться от тревоги.

Ослабление страхов у школьников

Взрыв знаний и опыта в школьные годы знакомит детей с более опасными для жизни ситуациями: пожары, ограбления, шторма и войны. Реализм начинает наступать. Однако не думайте, что вы всегда знаете точный источник страхов вашего ребенка. Если он избегает общественных бассейнов, действительно ли причиной тому вода или опаска утонуть? Или это свисток спасателя? Единственный способ узнать - спросить. Из младших детей вы можете выудить это буквально. Скажите им нарисовать две картинки: одна - это изображение самих себя в страшной ситуации с мыслью о «пузыре беспокойства», которая рассказывает, что они думают о себе. Затем попросите их сделать второй рисунок в той же ситуации, но с «умным пузырем», который имеет спокойные, более реалистичные мысли.

Ребенок, который боится отказа учителя, может сказать: «Педагог отправит меня к директору, если забуду свою домашнюю работу». Но «умный пузырь» может сказать: «Мой друг, Алекс, тоже забыл домашнюю работу и учитель только попросил его написать себе памятку». -Этот метод помогает детям установить связь между тем, какое у них самочувствие, когда рассказывают себе эти две очень разные истории, - говорит Чанский. Дети, которые боятся стихийных бедствий, также могут перейти в другое мышление, обучая своих родителей тому, что они узнали в школе о штормах, торнадо или землетрясениях. Это помогает укрепить другой способ взглянуть на ситуацию. Чанси объясняет, что эти методы хорошо работают для детей, которые более ориентированы на познание. Для малышей, которые физически напряжены, много беспокоятся по ночам, и у них проблемы со сном, релаксационные методы могут быть только частью необходимого воздействия

Лори Лайт, сертифицированный воспитатель по медицине, разработала собственные приёмы, которые включали глубокое дыхание, аффирмации и мышечную релаксацию. Она смогла в значительной степени помочь своим собственным детям, один из которых был гиперактивным и хронически болен, другой испытывал стрессовые ночные кошмары. Преимущество состоит в том, что вам не нужно ходить в класс, иметь диплом или много денег, все что необходимо сделать, это включить CD или прочитать книгу.

Общие руководствующие принципы для любого возраста

Когда ваш ребенок боится - не смотря сколько ему лет, не забывайте с уважением относиться к его опасениям. Чански предлагает следующие принципы:

  • Будьте спокойны и уверены. Как вы говорите со своим ребенком о страхах так же важно, как и то, что вы говорите.
  • Помогая малышу противостоять боязням, узнайте, когда он чувствует себя комфортно. Однако не давайте ему полный «выход». Абсолютное избегание - это не ответ на беспокойство.
  • Практически справляться с волнением можно различными способами: при помощи рисунков, домашних животных или ролевых игр.
  • Должно быть вознаграждение - большое или маленькое.

Определенное количество страха - признак здоровья, и оно понятно. Это удерживает нас и наших детей от вреда. Родители учат их опасаться выбегать на оживленную улицу, принимать конфеты от незнакомых людей, глотать неизвестные вещества из медицинского шкафа и т. д.

Мы, по сути, учим малышей осторожности, а это совсем другой вопрос. Совершенно иное, когда ребёнок реагирует на воображаемую, а не на реальную опасность, страх иногда бывает настолько велик, что может превратиться в расстройство.

Помощь ребенку для преодоления тревоги и фобий

Вероятно, можно с уверенностью сказать, что у каждого ребенка есть страхи в той или иной степени. Некоторые из них - обычные опасения детства, а другие - нет. Роль родителя заключается в том, чтобы успокоить испуганного малыша. Способность делать это хорошо может привести к уверенности и безопасности ребенка в его нынешней и дальнейшей жизни.
В обзоре несколько лет назад были выявлены наиболее распространенные человеческие страхи, некоторые из них связаны с опасениями детей. Вот они:

  • тьма;
  • одиночество;
  • злые люди;
  • отказ;
  • ошибки;
  • собаки;
  • публичные выступления;
  • стоматологи;
  • больницы (кровь);
  • пауки;
  • экзамены;
  • полиция.

    Многие из этих страхов, если их не распознать и правильно лечить в детстве, могут превратиться в более серьезные фобии во взрослой жизни.

Боязнь темноты

Обычно страх перед тьмой возникает, когда родители настаивают на том, чтобы ребенок оставался в полностью затемненной комнате перед сном, или когда малыш просыпался посреди ночи. Некоторые так ужасаются темнотой, что их сердцебиение действительно увеличивается. Родители должны признать, что комната выглядит совершенно иначе когда свет погас, и необходимо предпринять шаги чтобы успокоить ребенка.

Используйте ночник, но экспериментируйте с его размещением, чтобы быть уверенным, что он не создает всевозможные пугающие тени. После того, как свет погас оставайтесь в комнате на несколько минут и расскажите, как выглядят разные вещи: занавес, развевающий на ветру. Оставьте дверь в детскую комнату слегка открытой и скажите ему, что вы будете недалеко. Если ребенок пробуждается посреди ночи, не следует приглашать в свою постель, или вы рискуете создать устойчивую привычку. Вместо этого успокойте малыша в его комнате и скажите, что вы гордитесь им. Оставайтесь последовательными в своем подходе к его поведению.

Страх перед животными

В то время как боязнь перед зверьми затрагивает почти всех малышей, он уменьшается по мере того, как ребенок становится старше. В течение этих лет можно сделать ряд подходов, чтобы уменьшить опасения ребенка. Не передавайте свой страх. Исследуете, а затем научите малыша правильному поведению с животными (например, всегда подходите к собаке спереди, где она может видеть и обнюхать вашу руку).
Определите страх ребенка для него. Например, «Собаки бывают страшными, но эта живет прямо по соседству, и она хочет дружить с тобой».

Подумайте о том, чтобы завести домашнего питомца и выберите то, которое меньше ребенка. Тогда пусть он поможет с кормлением и заботой о животном. Ни при каких обстоятельствах ребенку не разрешается дразнить или жестоко обращаться с питомцем. Это может спровоцировать нападение или укус, и тогда потребуется значительное время, прежде чем страхи ребёнка могут быть полностью преодолены. Не заставляйте малыша кормить животное. Пусть он сделает это в свое свободное время.

Страх школы и особенно детского сада

Школьная фобия, как ее иногда называют, может иметь ряд причин, как реальных, так и воображаемых, и ответственность родителя заключается в том, чтобы выяснить, что вызывает проблему.
Это боязнь школы или страх покинуть дом? Если это опасение перед учебным заведением, в чём конкретно причина? Боязнь ехать на школьном автобусе? Трепет, что его будут дразнить? Каждая из этих возможностей должна быть рассмотрена индивидуально, при необходимости с помощью учителя. Найти хорошего друга, приятеля, который разделит поездку на автобусе или будет товарищем по игре в перерыве.
Если он боится покинуть дом, убедитесь, что ребенок понимает, что вы все еще будете там, когда он вернется из школы. Обсудите каждый школьный день с ребенком, вспоминайте приятные эпизоды.

Страх перед стоматологом

Понятно, что это часто нерешенный опасение детства, так как многие взрослые боятся идти к дантисту. Это провоцируется, потому что ребенок чувствует, что он абсолютно не контролирует ситуацию. Это факт жизни - людям нужно регулярно ходить к дантисту, чтобы их страх был преодолен.

Выбирайте стоматолога и врача тщательно. Если возможно, найдите именно детского дантиста.
Начните с раннего младенчества посещать кабинета одонтолога, чтобы ребенок привык к процедуре простого осмотра. Научите малыша хорошей гигиене полости рта, чтобы поездки к дантисту были минимальными. Постарайтесь не передавать свои опасения к стоматологу, вашему младенцу.

Страх смерти

Дети обычно интересуются смертью. Это нормально, если малыш не начинает внезапно беспокоиться о том, что тот, кого он любит, скоро умрет. Средний ребенок вообще не боится смерти, пока не увидит покойник. Именно тогда он почувствует первые признаки собственной смертности. Будьте готовы обсудить смерть с ребенком, если он этого пожелает, но следует указать малышу на то, что прямо сейчас не нужно беспокоиться об этом. Будьте честны, когда кто-то рядом из вашей семьей умирает либо от болезни, либо от несчастного случая. Недостаток знаний у ребенка может стать причиной страха. Убедитесь, что он не считает, что несет ответственность за смерть. Иногда в гневе люди могут подумать: «Я его ненавижу. Хочу, чтобы он был мертв». Если какой-то ужасный случай привел человека, которому направлена ненависть, умирает, ребенок может чувствовать свою вину. Убедитесь, что он знает, что это не так.

Эксперты считают, что ребенку должно быть более пяти лет, прежде чем сможет присутствовать на похоронах, и только если он захочет. Родители должны представить эту церемонию как прощание с умершим. Возможно, самое лучшее, что могут сделать отец или мать, когда сталкиваются с опасениями ребенка - признать свои боязни младенчества, в частности если родитель испытывал подобные страхи в детстве. Указать, что понимают, насколько разрушительные такие опасения, и что готовы успокоить и утешить каждый раз, когда ребенок в этом будет нуждаться.



Загрузка...