paradisemc.ru

Влияние физкультуры на детей с онр заключение. Физическое развитие детей с ОНР дошкольного возраста (из опыта работы). · активно использовать музыкально-ритмические движения, придающие физкультурной деятельности увлекательный характер, поднимающие настрое

Коррекционная направленность работы инструктора по физической культуре с детьми с ОНР

Нарушения речи – достаточно распространенное явление среди детей. Детям с общим недоразвитием речи присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы: общей и мелкой моторики. Общая моторика теснейшим образом связана с развитием и формированием мелкой моторики и развитием речи. У значительной части детей имеется двигательная недостаточность, которая выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности представляет для детей выполнение движений по словесной инструкции и особенно серии двигательных актов.

У некоторых детей с общим недоразвитием речи при нарушении общей моторики встречается противоположных процесс, – повышенная двигательная активность. У таких детей присутствует моторная напряженность, скованность, неловкость, пассивность, зависимость указанных нарушений от степени переживания дефекта.

Наш детский сад работает по программе ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ / Под ред. Н.Е.Вераксы, учителя-логопеды в соответствии с адаптированной программой коррекционно-развивающей работы в группах компенсирующей направленности для детей с ОВЗ.

Для правильной организации коррекционной работы мной совместно с учителем – логопедом, муз. руководителем, психологом проводилось обследование детей из групп компенсирующей направленности. Мы обращали внимание на общий вид ребёнка, его осанку, походку, навыки самообслуживания. По результатам диагностики были составлены индивидуальные маршруты сопровождения ребенка с нарушением речи.

Для успешной реализации коррекционной работы мной и учителями-логопедами было составлено единое перспективное планирование по всем лексическим темам. Была разработана структура коррекционной физкультурной ОД, которое проводится раз в неделю:

    Вводные упражнения с речевым сопровождением: различные виды ходьбы в колонне для воспитания ориентировки в пространстве, в коллективе, умения планировать движения, ходить в определенном темпе; развитие артикуляции, мимики, дикции;

    Общие развивающие упражнения с фонетической ритмикой: для воспитания речевого дыхания, напевности, автоматизации звуков в ударных слогах, темпа, ритма речи, развитие общей моторики;

    Основные виды движений: для развития общей моторики и статической координации движений;

    Подвижная игра: для совершенствования двигательных умений, формирования положительных форм взаимодействия между детьми, развития морально – волевых качеств личности.

    Релаксация: для регуляции мышечного тонуса.

Так же в соответствии с лексической темой между этапами ОД выполняются пальчиковая гимнастика для развития координации движений пальцев рук и дыхательная гимнастика для развития активного вдоха и длительного выдоха. По сути получается интегрированное занятие, где не только заметно взаимодействие педагогов, но и взаимосвязь образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие (музыка).

Рассмотрим подробно общеразвиваюшие упражнения. Привлекается инвентарь: кегли, гимнастические палки, косички, флажки, мячи. Для детей с ОНР используются не только обычные мячи, но и коррекционные, например фитболы. Для групп компенсирующей направленности речевое сопровождения на данном этапе является обязательным условием. Ритм чистоговорок помогает подчинить движения тела определенному темпу, сила голоса определяет их амплитуду и выразительность.

Комплекс упражнений на фитболе.

    упражнение: сидя на фитболе, повороты головы вправо-влево Задачи:Выравнивается косое положение таза, что способствует коррекции сколиоза в грудно-поясничном отделе позвоночника.

    упражнение :сидя на фитболе, сгибание рук к плечам, сжав кисти в кулаки, руки в стороны

Задачи:укрепление мышц рук и плечевого пояса

    упражнение: лежа на спине, ноги прямые на фитболе, опираться на пятки, руки вдоль туловища, покачивать фитбол ногами вправо-влево

Задачи: Укрепление мышц ног и спины.

    упражнение :лежа на животе, с опорой на кисти и стопы, поочередно поднять прямую руку вверх и вперед, вернуться в исходное положение

Задачи:укрепление мышц живота, рук и плечевого пояса

    упражнение : Лежа животом на мяче, поочередное поднимание ног

Задачи: Укрепление мышц живота и ног. Увеличение гибкости и подвижности суставов.

Каждое упражнение выполняем медленно 4-6 раз.

Во время выполнения упражнений, ребенок повторяет чистоговорки.

Ры-ры-ры – нас кусают комары.

Ру-ру-ру – зададим мы комару.

Ра-ра-ра – мы убили комара.

Ро-ро-ро – угодил комар в ведро.

Ра-ра-ра – рама, рак, гора, нора.

Ры-ры-ры – рыси, рыбы, комары.

Ру-ру-ру – ручка, руки, кенгуру.

Ро-ро-ро – Рома, роза, рот, перо.

Нельзя забывать о правилах фитбол-гимнастики:

    Подбирать мяч каждому ребенку надо так, чтобы при посадке на мяч между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой был прямой угол. Правильная посадка предусматривает так же приподнятую голову, опущенные и разведенные плечи, ровное положение позвоночника, подтянутый живот.

    Убедиться, что поблизости отсутствуют острые предметы, которые могут повредить фитбол.

    Проследить, чтобы на детях была удобная одежда, не мешающая движениям, и нескользящая обувь.

    Начинать занятия с простых и.п. и упражнений, постепенно переходя к более сложным.

    Следить за тем, чтобы ни одно упражнение не причиняло детям боли и не вызывало дискомфорта.

    Исключить во время занятий быстрые и резкие движения.

    Нельзя увлекаться прыжками на фитболах.

    При выполнении упражнений фитбол не должен двигаться, за исключением упражнений, связанных с его прокатыванием и перемещением.

    Физическая нагрузка по времени должна соответствовать возрасту занимающихся.

    Следить за техникой выполнения упражнений, соблюдать приемы страховки и учить самостраховке.

    На каждом занятии стремиться к созданию положительного эмоционального фона, бодрого, радостного настроения.

    Упражнения на силу должны чередоваться с упражнениями на растягивание и на расслабление.

Таким образом, ОД по физическому развитию, направленная на коррекцию нарушений речи у детей, будет эффективна только условиях взаимодействия педагогов детского сада. Мы стараемся поддерживать сотрудничество для лучших результатов наших детей.

Особенности физического воспитания дошкольников с ОНР

Введение.

С 2005г. наш детский сад(ГБДОУ №196 Кировского района) стал логопедическим. Мне, руководителю физического воспитания, пришлось адаптировать свой опыт для работы с речевыми детьми. Сначала я ознакомилась с видами речевых нарушений. В основном, к нам попадают дети с ОНР.

ОНР, общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). Впервые термин ОНР был введён в 50-60 годах 20 века основоположником дошкольной логопедии в России Р.Е. Левиной. Понятие общего недоразвития речи (ОНР) и в настоящее время активно используется для формирования логопедических групп детей при дошкольных учреждениях. Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии (всегда), а также ринолалии, дизартрии (иногда). Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системные нарушения речевой деятельности:

Более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам;

Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена;

Экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, т.е. ребёнок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли;

Речь детей с ОНР малопонятна.

Р.Е. Левина выделила три уровня речевого развития, которые отражают типичное состояние компонентов языка у детей с ОНР:

Первый уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (т.н. “безречевые дети”). Такие дети пользуются “лепетными” словами, звукоподражаниями, сопровождают “высказывания” мимикой и жестами. Например, “би-би” может означать самолет, самосвал, пароход.

Второй уровень речевого развития. Кроме жестов и “лепетных” слов появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова. Например, “лябока” вместо “яблоко”. Произносительные возможности детей значительно отстают от возрастной нормы. Нарушена слоговая структура. Например, наболее типично сокращение количества слогов: “тевики” вместо “снеговики”.

Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Свободное общение затруднено. Дети этого уровня вступают в контакты с окружающими только в присутствии знакомых (родителей, воспитателей), вносящих соответствующие пояснения в их речь. Например, “мамой ездиля асьпак. а потом ходиля де летька, там звяна. потом асьпальки небили. потом посьли пак” вместо “С мамой ездила в зоопарк, А потом ходила, где клетка – там обезьяна. Потом в зоопарке не были. Потом пошли в парк”.

Причинами общего недоразвития речи (ОНР) являются различные неблагоприятные воздействия как во внутриутробном периоде развития (интоксикации, токсикоз), так и во время родов (родовая травма, асфиксия), а также в первые годы жизни ребёнка.

А так же с 2009г. к нам пришли дети с нарушением слуха после КИ. Использование кохлеарной имплантации (КИ) основано на том, что при сенсоневральной тугоухости наиболее часто поражены рецепторы улитки, в то время как волокна слухового нерва остаются сохранными. Кохлеарная имплантация дает возможность воспринимать высокочастотные звуки, которые люди с большой потерей слуха не слышат даже с помощью мощных слуховых аппаратов. При кохлеарной имплантации производится хирургическая операция, в процессе которой во внутреннее ухо пациента вводят электроды, обеспечивающие восприятие звуков благодаря электрической стимуляции слухового нерва.

Физическое развитие детей

Двигательная функция есть результат совместной работы различных мозговых звеньев функциональной единой системы, выпадение или дисфункция любого из них приводит к нарушению функционирования системы в целом. Каждое звено вносит свой специфический вклад в работу, в зависимости от уровня дисфункции, нарушения имеют различный характер. На первый план выступает несформированность динамических характеристик двигательной активности, выражающееся в трудностях переключения с одного движения на другое. При выполнении двигательных заданий наблюдается сильное напряжение мышц, трудности регуляции мышечного тонуса, скрытые гиперкинезы и др.

Для всех детей с ОНР характерна общая моторная неловкость. Большая часть детей имеет плохую координацию, выглядят моторно-неловкими при ходьбе, беге, движениях под музыку. Основные двигательные умения и навыки сформированы недостаточно, движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижена двигательная память и внимание. При отсутствии выраженных неврологических нарушений отмечаются слабая регуляция произвольной деятельности, эмоционально-волевой сферы и трудности в овладении письмом. Наблюдают недостаточные устойчивость и объем внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания, забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

Дети малоактивны, инициативы в общении не проявляют. Наличие ОНР приводит к стойким нарушениям деятельности общения, затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей, создаются проблемы на пути их развития и обучения.

Личность ребенка характеризуется специфическими особенностями, среди которых – заниженная самооценка, коммуникативные нарушения, проявления тревожности и агрессивности разной степени выраженности. Отмечается, что не сформированность средств общения может быть главной причиной неблагоприятных отношений сверстников.

Выявленные особенности речевого развития детей с ОНР (трудности морфологического, синтаксического, логико-синтаксического и композиционного характера) сочетаются с нарушениями коммуникативной функции, что выражается в снижении потребности в общении, не сформированности способов коммуникации (диалогическая и монологическая речь), особенностях поведения (нет заинтересованности в контактах, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм).

Можно сделать вывод о том, что речевые нарушения сказываются на взаимоотношениях ребенка с окружающими, на формировании его самосознания и самооценки.

Практика показывает, что родители поздно обращают внимание на развитие речи ребенка, задержка развития речи сказывается на интеллектуальном развитии ребенка, затрудняет познавательный процесс, нарушает процесс общения. Проблему позволяет решить развитие двигательной активности ребенка и мелкой моторики рук. Формирование движений происходит при участии речи. Исследователь детской речи Кольцова М.М. пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты; развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев». Таким образом, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга» .

Исследователи придавали особое значение связи состояния моторики и речи. Ещё Гиляровский В.А. (1932) отмечал, что запоздалое развитие речи может быть проявлением общего недоразвития моторики. В.И. Дресвянников (1972) указывал на параллельность и взаимосвязь речевого и обще моторного онтогенеза, подчеркивал, что развитие моторики и экспрессивной речи происходит у ребенка в тесном единстве. При исследовании произвольных движений, Запорожец А.В. (1990), доказал, что формирование произвольных движений у человека происходит при участии речи. Можно сказать, что связь общей моторики и речи позволяет развивать необходимые качества движений органов артикуляционного аппарата путем развития аналогичных свойств общей моторики.

Детям с ОНР, с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы, характеризующаяся плохой координацией сложных движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Дети с ОНР отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, они нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Им трудно выполнять такие движения, как перекатывание мяча с руки на руку, передачи его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием, прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку. Также наблюдается недостаточный самоконтроль при выполнении заданий. Недостаточная координация движений отмечается во всех видах моторики – общей, мимической, мелкой и артикуляторной. Отставание в развитии двигательной сферы выражается в трудностях выполнения движения по словесной и особенно многоступенчатой инструкциями (может нарушаться последовательность, опускаться одна из составных частей серии, отсутствовать самоконтроль при выполнении задания). Характерным является развитие мимической моторики: страдает точность и полнота выполнения движений, при сохранных непроизвольных движениях наблюдается появление содружественных движений при попытке выполнить произвольные движения (участие мышц лба, щеки или губ при подмигивании одним глазом). Присутствуют отставания в развитие мелкой моторики рук, отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, затруднена координация движений при расстегивании и застегивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков. Обнаруживается замедленность, застревание на одной позе. Имеются нарушения артикуляционной моторики, которые проявляются в наличие содружественных движений, неполноте и неточности в работе мышц и органов артикуляционного аппарата. Нарушение артикуляторной моторики проявляются в виде легких парезов, тремора, насильственных движений отдельных мышц языка.

Развитие речи в онтогенезе тесно связано с развитием тонкой ручной моторики, особенно в сенситивный период развития речи. Развитие ручной моторики, оказывает стимулирующее влияние на развитие речи. Обусловлено это анатомо-физиологической близостью речевых зон коры головного мозга и зон, которые регулируют движения руки.

Физическое воспитание дошкольников с общим недоразвитием речи строится согласно программе дошкольного образовательного учреждения. В непосредственно-образовательной деятельности по физическому воспитанию необходимо постоянно контролировать физическое состояние детей. Дети с нарушениями речи, как правило, относятся к второй-третьей группам здоровья. У многих из них есть противопоказания, которые необходимо учитывать на занятиях физическими упражнениями.

Предметом особого внимания служит работа над осанкой, так как тяжелая походка (на всю стопу), боковые раскачивания тела, полусогнутые ноги, опускание головы, неравномерность шагов обычно бывают главной проблемой детей, имеющих речевые расстройства.

Для детей с общим недоразвитием речи автоматизацию движений необходимо проводить с речевым сопровождением, то есть при проговаривании различных стихотворных текстов. Ритм стихов помогает подчинить движения тела определенному темпу, сила голоса определяет их амплитуду и выразительность.

У детей данной категории изменен тонус, поэтому включение упражнений на активное расслабление и напряжение мышц необходимо в работе. Регуляции тонуса способствует выполнение упражнений с разной амплитудой и скоростью. Одновременно с этим исполнение ребенком подобных упражнений со стихами стимулирует речь, активизирует артикуляцию и силу голоса, что также является отличительной и необходимой составляющей в работе с детьми логопедических групп дошкольных учреждений.

Дыхательным упражнениям в курсе коррекции необходимо уделять особое внимание. При выполнении физических упражнений организму требуется больше кислорода, а это, возможно, обеспечить только путем увеличения количества дыханий в минуту и возрастанием глубины дыхания. Вместе с тем дети с общим недоразвитием речи, при выполнении даже сравнительно легких упражнений нередко задерживают дыхание, поэтому правильному дыханию их нужно специально учить. Для детей с речевыми нарушениями упражнения на развитие дыхания имеют особое значение, так как наряду с работой над физиологическим дыханием осуществляется коррекция речевого дыхания, то есть работа над коротким вдохом и длительным речевым выдохом.

Особое значение в коррекции детей с речевыми нарушениями занимает ритмика. Ритмика имеет те же закономерности и методику проведения, которые характерны для обычной гимнастики. Основной структурной единицей является композиция, т.е. слитное по технике выполнения и непрерывное по содержанию двигательное упражнение. Комплекс составляет 10-12 минут. Каждая композиция в свою очередь должна состоять из четырех частей, представленных разными по направленности воздействия движениями.

Помощь детям с нарушением речи состоит из организации комплекса физкультурно-оздоровительных мероприятий, направленных на укрепление нервной системы. Поэтому на занятиях должен создаваться положительный эмоциональный фон, речь педагога должна быть спокойной, плавной, певучей. Целенаправленно должны создаваться ситуации, помогающие детям почувствовать себя ловкими и сильными.

Освоению каждого упражнения способствует музыка и стихотворные строчки, которые приучают ребенка выполнять упражнения в определенном ритме, координируя движения и речь. Этот прием особенно важен для детей с речевыми расстройствами, так как индивидуальный внутренний ритм детей, часто или ускорен или, наоборот, более медленный, чем общий заданный ритм.

Важным средством физического воспитания детей являются подвижные игры. Для детей с общим недоразвитием речи необходимо, чтобы эти игры сочетались с текущей логопедической работой и являлись стимулирующим дополнительным коррекционным средством, способствующим психомоторной и речевой коррекции.

Выявленные психомоторные особенности у детей с общим недоразвитием речи позволяют делать вывод о том, что рассматривать данную категорию детей необходимо с позиции целостного подхода (выявление речевой и неречевой симптоматики, учет соотношения и характера связей этих компонентов структуры дефекта).

В этой связи занятия физическими упражнениями должны способствовать коррекции не только психомоторного, но речевого, эмоционального и общего психического развития.

Общее развитие детей

Физическое воспитание дошкольников составляет неотъемлемую часть воспитательно-образовательного процесса, принимать участие, в котором должны все его участники: дети, педагоги, родители. Суть в том, что все должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами, составлять общий союз, и ни один из них не должен стоять над другим. Мы, взрослые, должны проявлять к детям понимание, любовь, оптимистическую веру, терпимость к недостаткам, готовность к сотворчеству.

Крупный ученый, видный общественный деятель и педагог Петр Лесгафт говорил о том, что физическое воспитание – важнейшее средство всестороннего развития личности человека, тесно связанное с умственным, нравственным и эстетическим воспитанием: «Оно поможет детям стать более активными, культурными людьми, умеющими продуктивно и экономно расходовать свои силы и энергию, как в личном, так и в общественном деле». Достичь этого можно лишь общими усилиями, сотрудничество «ребенок – педагог – родитель» должно реализоваться в общей жизнедеятельности дошкольного учреждения, принимая различные формы (содружество, соучастие, сотворчество, соуправление).

Особое значение физическое воспитание имеет для детей с особенностями психофизического развития (ОНР – общее недоразвитие речи, ЗПР – задержка психического развития). В нашем детском саду компенсирующего вида уделяется большое внимание работе с детьми с общим недоразвитием речи, которую ведут все специалисты сада: воспитатели групп, учителя-логопеды, учитель-дефектолог, педагог-психолог, воспитатель по физической культуре и музыкальный руководитель.

Под общим недоразвитием речи понимают нарушенное формирование всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой структуры, фонематических процессов, лексики, грамматического строя, смысловой стороны речи) у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. В дошкольном периоде дети с ОНР обращают на себя внимание замедлением физического развития, общей физической ослабленностью, отставанием психического развития, двигательной расторможенностью, нарушениями активного внимания, зрительного и слухового восприятия. У многих детей с системным недоразвитием речи при неврологическом обследовании выявляются различные, обычно не резко выраженные двигательные нарушения, которые характеризуются изменениями мышечного тонуса, нарушениями равновесия, координации движений, недостаточностью дифференцированной моторики пальцев рук. Дети с ОНР отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Обнаруживается замедленность, «застревание» в одной позе. Резко сниженная функциональная деятельность слухового анализатора вызывает заторможенность центра двигательного анализатора, внешними признаками этого процесса являются резкое ограничение двигательной активности детей с ОНР и их постоянный контроль над каждым своим движением. Высокий уровень двигательной активности доступен только небольшому числу детей с ОНР.

Основная задача нашего дошкольного учреждения – воспитание физически и психически здорового ребенка, социально адаптированного к условиям современной жизни. Залогом успеха работы коллектива становятся систематичность, планомерность, согласованность. Основные направления коррекционно-воспитательного процесса:

Развитие, формирование и коррекция невербальных функций координации движений, чувства темпа и ритма в движении, слухового внимания и памяти, пространственной ориентации, выполнение упражнений на различение звуков, темпа, ритма музыки (движение под музыку, танцы, марш), занятия, направленные на ориентацию тела в пространстве, ритмические и игровые упражнения, элементы импровизации;

Коррекция дискоординации в движениях рук (в том числе мелкой моторики) и ног.

Коррекцию особенностей моторного развития детей мы осуществляем с помощью таких специальных упражнений, как: физкультминутки, подвижные игры, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, массаж и самомассаж, психотерапия, музыкотерапия, логоритмика, бассейн, ЛФК. Их применение позволяет достигнуть необходимого уравновешивания нервных процессов, содействует коррекции звукопроизношения, координации и регуляции мышечных усилий.

Подвижные игры, проводимые воспитателями и специалистами детского сада, стали составной частью физкультурных, музыкальных занятий, способствуя развитию чувства ритма, гармоничности движений, положительно влияют на психологическое состояние, помогают успешному формированию речи детей.

Воспитатель по физкультуре на своих занятиях использует специальный комплект мягких модулей «Альма», который представляет собой различные геометрические фигуры – кубы, цилиндры, трапеции, круги, прямоугольники. Упражнения и игры с модулями способствуют не только поддержанию интереса детей к занятиям, но и развитию у них двигательных умений и навыков, внимания, настойчивости и уверенности в своих действиях. В занятия мы включаем целенаправленные физические упражнения в ходьбе, беге, лазании, ползании, метании преимущественно средней интенсивности. Они оказывают благоприятное воздействие на состояние опорно-двигательной системы, помогают развивать координационные способности детей. При хорошем состоянии здоровья дети могут выполнять любые виды основных движений. Упражнения на дыхание, которые проводятся на каждом занятии, помогают восстанавливать дыхание после физических нагрузок. Комплексы дыхательной гимнастики подготавливают артикуляционный аппарат детей к произнесению звуков. Специалисты на своих занятиях уделяют большое внимание пальчиковой гимнастике, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.

Особое значение имеет спортивно-игровое оборудование для физического развития детей с ОНР: дорожки и «следы» для ходьбы и бега, использование которых направлено на развитие координации движений и внимания. Разработанные комплексы общеразвивающих упражнений направлены на то, чтобы научить ребенка более осознанно относиться к выполнению задания.

Работая с детьми, имеющими проблемы в развитии, педагог-психолог нашего детского сада проводит цикл занятий по обучению детей старшего возраста приемам расслабления и релаксации. Расслабление включает в себя следующие составляющие: осознание телесных ощущений, связанных с напряжением и расслаблением, снятие напряжения и вхождение в состояние расслабленности, погружение в чувство спокойствия в игровых ситуациях. Эти умения помогают детям управлять своим поведением, сосредоточиваться на высказываниях собеседника, что играет важную роль в процессе общения. На занятиях используются релаксационная музыка, запись природных звуков, даются стихотворные формулы внушения чувства покоя и расслабления. После проделанных упражнений с детьми идет обсуждение того, что они чувствовали, какие испытывали ощущения, работа по развитию межполушарного взаимодействия и формированию пространственных представлений.

Музыкальный руководитель занимается с детьми логоритмикой. Это система двигательных упражнений, в которых разные движения сопровождаются произношением специального языкового материала с музыкальным сопровождением. У детей вырабатываются четкие координированные движения во взаимосвязи с речью, происходит развитие слухового внимания и памяти, формируется правильная осанка.

Для удовлетворения потребности дошкольника в движении в каждой группе детского сада создана такая микрозона, как физкультурный уголок. Его наличие после физических нагрузок, комплексы дыхательной гимнастики подготавливают артикуляционный аппарат детей к произнесению звуков. Специалисты на своих занятиях уделяют большое внимание пальчиковой гимнастике, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.

Благодаря такой работе нормативы детей старшей и подготовительной групп приближаются, а то и опережают возрастные нормативы здоровых детей. Дети принимают активное участие в окружных соревнованиях, занимают призовые места и выступают с показательными номерами. С 2007г. шесть лет подряд коллектив детского сада совместно с ЦЭО лицей №389 Кировского района организует и проводит детские спортивные праздники среди дошкольников и детей 1 классов. Это районный конкурс: «Здравствуй школа», где мы занимаем два года подряд 1 место в районе. В2010г. Дети подготовительной группы принимали участие в городском конкурсе «Первые старты», а в2007-2008г.г. принимали участие в городском конкурсе: «Весенняя капель».

Кроме занятий физкультурой у нас в детском саду есть занятия ЛФК и бассейн. Где дети с большим удовольствием занимаются. Основными задачами на уроке ЛФК для детей с нарушением речи является развитие общей и мелкой моторики.

В ГБДОУ разработан и ведется «Журнал взаимосвязи специалистов в коррекционно-воспитательном процессе», где каждый специалист дает свои рекомендации.

В настоящее время разрабатывается, апробируется, внедряется в практику нашего детского сада «Индивидуальная программа реабилитации детей инвалидов после КИ». Проводимая работа по физическому воспитанию позволяет повысить уровень морфофункционального статуса и физической подготовленности детей с ОНР. Залогом успеха является: систематичность, планомерность, согласованность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Алейникова Т.В. Возрастная психофизиология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. – 147 с.

Анохин П.К. Избранные труды: Философские аспекты теории функциональной системы. – М., 1978.

Антакова-Фомина А.В., Кольцова М.И., Исенина Е.И. Нальцевая мото- рика рук у детей и их речевая функция. / Исследования Институтафизиологии детей и подростков АНН РФ. – М.: 1986.

Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С. Психосоматические расстройства и патологические привычные действия у детей и подростков. – М.: Изд-во Института Психотерапии; Изд-во НГМА, 2000.

Ашмарин Б.А., Теория и методика физического воспитания. – М.: Физкультура и спорт, 1990 г. – 235 с.

Бабина Г.В., Гаркуша Ю.Ф, Волосовец Т.В, Идес Р.Е. Программа педагогической практики студентов младших курсов отделения логопедии. – М.: 1997.

Бадалян Л.О. Детская неврология. – М., 1998.

Бадалян Л.О. Невропатология. – М., 1987.

Белова-Давид Р.А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи // Нарушения речи у дошкольников. – М., 1972.

Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. – М.: 1966.

Ю.А.Кириллова, М.Е.Лебедева, Н.Ю.Жидкова Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4-7лет СПб «Детство-пресс» 2005г.

М.Ю. Кортушина Физкультурные сюжетные занятия с детьми 5-6лет Творческий центр «Сфера» Москва 2012г.

Е.К. Воронова Игры-эстафеты для детей 5-7 лет Практическое пособие Издательство «Арктика» Москва 2010г.

О.С. Ушакова Занятия по развитию речи в д/с Москва 1999г.

Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.А. Васильевой Москва.

Форма проведения: игра – путешествие.

Вид деятельности: интегрированная (физкультурно-оздоровительная, игровая).

Образовательная область: «Физическая культура». «Здоровье», «Безопасность», «Познание», «Социализация», «Музыка», «Коммуникация».

Цель: формирование двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями и потребности бережного отношения к своему здоровью в разнообразных формах двигательной деятельности.

Оздоровительные: способствовать укреплению опорно-двигательного аппарата;

формировать и закреплять навык правильной осанки.

Обучающие:

  • ползание на коленях с опорой на ладони рук между предметами (конусами);
  • формировать умение сохранять равновесие при ходьбе по гимнастической скамейке и спрыгивание на полусогнутые ноги;
  • упражнять в прыжках на двух ногах, прыгая из обруча в обруч;
  • закреплять умение подлезать в обруч боком;
  • упражнять в ходьбе и беге, координируя движения рук и ног;
  • закреплять правила безопасного передвижения в спортивном зале.

Развивающие:

  • развивать физические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость;
  • развивать координацию движений на основе уже накопленного детьми опыта.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство сопереживания, взаимопомощи, доброжелательности к сверстникам;
  • воспитывать осознанное отношение к своему здоровью, способствовать формированию положительных эмоций.

Оборудование: конусы, гимнастическая скамейка, обручи, музыкальная запись «Чунга-чанга», «Вместе весело шагать», аудиозапись «Звуки моря», атрибуты к подвижной игре.

Ход занятия.

1. Вводная часть.

(Дети в спортивной одежде входят в зал и строятся в шеренгу.)

Инструктор:

Здравствуйте, ребята! Хочу всех вас пригласить совершить со мной увлекательное морское путешествие.

А на чём можно путешествовать?

(Ответы детей.)

Мы отправимся в путь на корабле. Если вы разрешите, я буду вашим морским инструктором, а вы будете моряками. Ну что готовы? Тогда в путь!

Вокруг себя обернитесь, на корабле очутитесь. Команда, направо, 1-2. Выходим на берег в колонне по одному.

2. Основная часть.

Занимательная разминка.

Ходьба в колонне по одному (20 сек.)

Моряки подрастают, руки к солнцу поднимают. (Ходьба на носках – руки вверх, ладошки смотрят друг на друга, тянемся высоко-высоко, смотрим вперёд, спина прямая, 25 сек.)

Моряки, не ленись все на пятки становись. (Ходьба на пятках, руки за спину, полочкой, смотрим вперёд, спина прямая, 20 сек.)

Тренировка веселей, прыгаем быстрей, быстрей. (Прыжки на двух ногах с продвижением вперёд – руки на поясе, смотрим вперёд, спина прямая, прыгаем легко, дышим носом, 16-18 раз.)

Очень быстрыми мы стали друг за другом побежали. (Бег в колонне по одному, дышим носом, работаем руками, смотрим вперёд, спина прямая, 20 сек.)

Моряки побежали, колени выше все подняли. (Бег с высоким подниманием колена, руки на поясе, дышим носом, смотрим вперёд, носочек тянем вниз, 20 сек.)

Большие волны разметали корабли. (Бег врассыпную, дышим носом, руки перед собой, работаем руками, смотрим вперёд, 30 сек.)

Буря утихает . (Дети перестраиваются в шеренгу, выполняют дыхательные упражнения.)

Инструктор:

Команда, через центр в две колонны, шагом марш. Разомкнулись на вытянутые руки. Кругом.

Общеразвивающие упражнения: танец «Чунга – чанга».

Инструктор:

Мы с вами оказались на чудесном острове Чунга-чанга. Уважаемые моряки, предлагаю вам исполнить весёлый и спортивный танец. Итак, приняли и.п.

  1. И.п.: ноги узкой дорожкой, руки согнуты в локтях, ладони вверх, раскрыты. В правую сторону начинай.

Вступление: наклоны вправо-влево – «выглядывают из-за пальмы».

  1. Запев: на «раз» - руки вправо-вверх, пальцы разжать; На «и» - вернуться в и.п. ; на «два и» - то же влево.
  2. Припев: вращательные движения руками вправо, то же влево, ладони вверх, раскрыты вперёд, повороты туловища вправо-влево.
  3. Запев: На «раз и два» - маховые движения руками над головой, на «три и четыре» - то же внизу.
  4. Проигрыш: опуститься на колени, руки спереди в упоре, носки оттянуты вверх. Вращение тазом, стоя на коленях с оттянутыми носками.
  5. И.п.: сидя по-турецки, руки на затылке. На «раз и» - наклон вправо, коснуться правым локтем правого колена, на «два и» - выпрямиться, на «три – четыре и» - тоже влево.
  6. Припев: полулёжа с опорой на локти – круговые движения ногами; затем руки в упоре сзади, раскачивание стопами ног верх-вниз.

Морской инструктор:

Молодцы, вы очень весело и задорно исполнили танец «Чунга-чанга». А сейчас нам пора отправляться дальше.

Команда: сомкнулись, за направляющим в одну колонну шагом марш.

Основные виды движений.

«Корабли стоят на рейде.

Начинаются ученья.

Моряки народ лихой, любят заниматься.

Бегать, прыгать, лазать, плавать,

даже кувыркаться».

Морской инструктор:

Посмотрите, я приготовила для вас полосу препятствий: (выполняют по 2 раза)

  1. «Коралловый риф». И.п.: ползание на коленях с опорой на ладони рук, между предметами. («Проплываем не задевая риф».)
  2. «По мачтам и реям». Ходьба по гимнастической скамейке, руки в стороны, спина прямая, смотрим вперёд, спрыгиваем на полусогнутые ноги.
  3. «Морская качка». Прыжки из обруча в обруч. И.п.: руки на поясе, ноги вместе. Прыгаем легко, смотрим вперёд.
  4. «Водолазы». Пролезание в обруч боком. При пролезании, основное внимание обращается на то, чтобы дети умели группироваться, наклоняя голову как можно ближе к коленям. Аккуратно пролезаем, чтобы не задеть.

Способ: поточный, в 1 колонне друг за другом. Молодцы! Ещё раз проходим полосу препятствий.

Морской инструктор:

Вот теперь вы набрались сил, пора плыть дальше.

«Капитан вас всех зовёт,

Веселей честной народ.

Силу, ловкость показать,

Шумно, весело поиграть».

Подвижная игра «Рыбки и сом».

Морской инструктор:

Ну что ж отважные моряки, мы оказались с вами на реке. Вода в реке чистая, прозрачная. А как вы думаете, какие рыбы обитают в ней? (Ответы детей.)

Я предлагаю поиграть в игру « Рыбки и сом». Давайте выберем водящего по считалке:

С поля, с моря, с дальних гор,

Ветры к нам летят во двор,

Первый ветер иву гнёт,

А второй берёзу гнёт.

Кто ветры догонит,

Тот водить пойдёт.

Правила игры:

«Сом» уплывает в свой «домик», «рыбки» приближаясь к нему, произносят слова: «Рыбки, рыбки не шумите,

сом усами шевелит.

Уплывайте – он не спит».

Дети разбегаются от водящего врассыпную по залу, «сом» ловит «рыбок». В конце игры дети считают пойманных «рыбок». Морской инструктор хвалит водящего за ловкость и быстроту.

(Дозировка: 2 раза.)

Морской инструктор:

Ну что ребята, наше морское путешествие подходит к концу, но прежде чем вернуться обратно, давайте сначала отдохнём.

Релаксация «На берегу моря».

Цель: развивать внимание детей. Учить прислушиваться к своим ощущениям.

Дети ложатся на спину, расставив руки и ноги в стороны, и закрыв глаза. Инструктор включает музыку «Шум моря» и начинает описывать берег моря, шум волн, как греет солнце, предлагая детям представить самостоятельно эту картинку, ощутить её.

3 . Заключительная часть.

Построение в шеренгу.

Морской инструктор:

Молодцы, моряки, справились со всеми заданиями, а сейчас нашему кораблю пора отправляться в обратный путь.

Вокруг себя обернитесь и в зале очутитесь.

Подведение итога: сегодня мы с вами совершили морское путешествие, плыли на корабле, были смелыми моряками. Какие препятствия вы преодолели? (Ответы детей.) Что вам понравилось выполнять?

А за ловкость и отвагу вам от жителей острова Чунга-чанга пришла посылка, а что в ней вы посмотрите в группе.

Будьте всегда сильными и ловкими и дружите со спортом!

В колонне по одному дети выходят из зала.

Литература:

  1. Пензулаева Л.И. «Физкультурные занятия в детском саду» М., Мозаика-Синтез, 2009 г.
  2. Утробина К.К. «Занимательная физкультура в детском саду», издательство ГНОМ и Д, 2008 г.
  3. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Занятия физической культурой в ДОУ: Основные виды, сценарии занятий. – М.: % за знания, 2007 г.

Разделы: Работа с дошкольниками

Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии является весьма острой и актуальной. Неуклонно увеличивается рост количества детей с различными отклонениями в состоянии здоровья, в том числе с нарушениями речи.

Для педагогического коллектива Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 47 комбинированного вида г. Североморска проблема сохранения и укрепления здоровья детей является приоритетной. В дошкольном образовательном учреждении, наряду с общеразвивающими группами функционирует группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Работа с детьми данной группы имеет свои особенности, так как помимо речевой патологии, у детей часто встречаются вторичные отклонения в развитии.

Проанализировав данные о состоянии здоровья детей, результаты комплексной диагностики, проведенной педагогом-психологом, учителем-логопедом, воспитателями, инструктором по физической культуре, а также наблюдений за детьми в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности, выявили следующее:

– дети с нарушениями речи имеют 2 и 3 группы здоровья;
– многие дети отличаются общей физической ослабленностью;
– у всех детей имеет место та или иная моторная недостаточность, которая отражается на общем здоровье ребенка, снижает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям;
– у некоторых детей наблюдается значительное отставание в развитии физических качеств –
отмечен низкий уровень развития ловкости, быстроты, выносливости;
– некоторые дети с трудом переключаются с одного вида движений на другой, часто нарушают последовательность элементов действий; отсутствует автоматизация движений; снижен темп выполнения движений;
– недостаточная координация движений пальцев кисти руки;
– испытывают трудности при выполнении серии движений по словесной инструкции;
– недостаточный самоконтроль при выполнении заданий;
– дети с речевыми нарушениями при выполнении физических упражнений нередко задерживают дыхание.

Все эти факторы учитываю при организации физкультурных занятий с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Физкультурные занятия строю с учетом возрастных, индивидуальных речевых и психофизических особенностей детей, а также решаемых в процессе обучения общеразвивающих и коррекционно-оздоровительных задач. Индивидуально-дифференцированный подход является ключевым в моей работе с детьми с речевой патологией.

Учитывая сложность задач, в каждое занятие включаю физические упражнения, направленные на развитие всех основных видов движений; общеразвивающие упражнения, направленные на укрепление мышц спины, плечевого пояса, мышц ног; формирование правильной осанки; подвижные игры и игровые упражнения с учетом изучаемой лексической темы; игровые упражнения с различными предметами, которые способствуют развитию точных движений.

Особое внимание на каждом занятии уделяю дыхательным упражнениям . Потому что дети с речевыми нарушениями при выполнении даже легких физических упражнений, нередко задерживают дыхание. Считаю, что правильному дыханию их нужно учить (работа над коротким вдохом и длительным речевым выдохом). Чтобы детям было интересно, предлагаю дыхательные упражнения в игровой форме: «Согрей руки», «Остуди чай», «Надуй шар», «Воздушный футбол»;
упражнения звуковой гимнастики (с произнесением на выдохе гласных и согласных звуков): игра «Звуки», «Вагонная песенка», «Жук», «Ветер и насекомые»; упражнения для развития речевого дыхания и голоса: «Эхо», «Тихо – громко». Играя и выполняя упражнения, дети не только обучаются правильному дыханию, но и укрепляют здоровье.

Детям, имеющим речевую патологию, свойственны двигательное беспокойство, повышенная эмоциональная возбудимость. С учетом этих особенностей, широко использую на физкультурных занятиях средства психогимнастики .

Во вводной части занятия:

– игры и упражнения на развитие внимания (слухового, зрительного): «Будь внимателен», «Расставь часовых», «Четыре стихии», «Слушай хлопки»;
– игры и упражнения на развитие памяти: «Запомни свое место», «Слушай и выполняй»;
– на преодоление двигательного автоматизма: «Стоп», «Пожалуйста».

В заключительной части занятия:

– игры и упражнения, способствующие снятию напряжения, успокоению: «Штанга», «Сосулька; упражнения на расслабление в сочетании со спокойной музыкой: «Волшебный сон», «Ходит сказка по домам».

Становление речи тесно связано с развитием моторики, в частности, мелкой моторики пальцев руки. Поэтому особое место на физкультурных занятиях отвожу:
играм и упражнениям, способствующих развитию координации движений пальцев рук: «Цепочки», «Здравствуй, пальчик», «Пальчики играют»;
игровому самомассажу кистей и пальцев рук, оказывающему общеукрепляющее воздействие на организм ребенка («Ладошки», «Пальчики»);
пальчиковым играм с речевым сопровождением , которые повышают речевую активность ребенка, развивают внимание, координацию, мыслительную деятельность («Зарядка», «Мы во двор пошли гулять»);
упражнениям с различными предметами – массажным мячом, прицепками, карандашами;
пальчиковым упражнениям в сочетании со звуковой гимнастикой .

Эффективным средством коррекции координации движений детей с тяжелыми нарушениями речи считаю использование на занятиях по физической культуре игр и упражнений с мячом (речедвигательных игр с мячом ). Активное использование их в процессе занятий создает положительный эмоциональный настрой, формирует потребность в двигательной деятельности, положительно влияет на координацию движений, активизирует внимание, память, мышление, расширяет словарный запас детей, развивает ориентировку в пространстве («Закончи фразу», «Шаги», «Я знаю…», «Скажи по–другому», «Скажи слово с нужным звуком»).

Необходимым компонентом занятий по физической культуре с детьми с тяжелыми нарушениями речи считаю использование речевого материала и игр (с учетом речевых возможностей детей). Упражнения и игры на координацию речи с движением вызывают у детей интерес, активизируют их в речевом и двигательном плане («Снеговик», «Зима», «Три ежа», «Осенние листочки», «Яблонька»). Кроме того, с помощью стихотворений у детей вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память.

Очень важно, чтобы занятия физической культурой были интересны детям, приносили им радость, увлекали их, вызывали желание выполнять предложенные игры и упражнения. Добиться этого мне позволяет проведение физкультурных занятий различных типов: сюжетно-игровых, тематических, тренирующих, контрольно-учетных, интегрированных.

Благодаря комплексному подходу, использованию средств физического воспитания, психогимнастики, интеграции и преемственности в работе всех специалистов дошкольного учреждения, отмечается положительная динамика:
– в усвоении детьми с тяжелыми нарушениями речи программы по физическому воспитанию;
– в улучшении психофизического развития и работоспособности детей с речевой патологией;
– у всех детей компенсирующей группы улучшились речевые и двигательные функции.

Я надеюсь, что и в будущем коррекционно-педагогическая работа, проводимая в нашем дошкольном образовательном учреждении, будет создавать детям определенный запас прочности, благодаря которому обеспечится хорошая школьная адаптация, успеваемость, укрепиться их здоровье.

Олейникова Ольга Юрьевна
учитель-логопед МБДОУ "Детский сад №4 - комбинированного вида", г.Торжок
Оригинал статьи в формате MS Word скачать

Чаще всего задержка речевого развития тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребенка.

У многих детей с системным недоразвитием речи при неврологическом обследовании выявляются различные, обычно не резко выраженные двигательные нарушения, которые характеризуются изменениями мышечного тонуса, нарушениями равновесия, координации движения, снижением кожной и мышечной чувствительности. Отмечается также выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.

Движения детей с общим недоразвитием речи отличается неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. Это служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, жизненно необходимыми умениями и навыками самообслуживания. Ребенок, вышедший из младенчества, долго не умеет пользоваться чашкой и ложкой. Он разливает их содержимое, не успев донести до рта, пачкая стол и свою одежду.

В дошкольном возрасте многие дети, с которыми специально не проводилась длительная, целенаправленная работа, не могут самостоятельно одеться и раздеться, правильно сложить свои вещи. Особую сложность представляет для них застегивание и расстегивание пуговиц, а также зашнуровывание ботинок. Эти умения обычно специально отрабатываются в учебных учреждениях с использованием специальных пособий.

Неловкость движений дошкольников обнаруживается в ходьбе, беге, прыжках, во всех видах практической деятельности. Они ходят неуклюже, шаркая ногами. С трудом овладевают такой детской забавой, как прыгалки. Нередко предметы непроизвольно выпадают из их рук. Поливая комнатные растения, они расплёскивают воду или льют ее в слишком больших количествах.

Слабое развитие моторики сказывается и на других видах деятельности у детей с ОНР. Так, их рисунки выполнены нетвердыми, кривыми линиями, отдаленно передающими контур предмета.

В школьные годы недостатки моторики детей с общим недоразвитием речи существенно сглаживается под влиянием коррекционно-воспитательной работы, систематически осуществляемой на всех уроках и во внеурочное время. Движения учеников, постепенно приобретают четкость, координированность и плавность. К старшим годам обучения многие школьники легко и красиво ходят, танцуют, бегают на лыжах, играют в мяч, выполняют довольно сложные трудовые задания как бытового, так и производственного характера.

Такие учёные, как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия изучили и подтвердили взаимосвязь общей и речевой моторики. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Следует отметить, что двигательная активность детей с ОНР на 20-30% ниже, чем у здоровых сверстников. Но высокий уровень двигательной активности доступен только небольшому числу детей с ОНР. Для дошкольников с низким и ниже среднего уровнем физического состояния режим двигательной активности включает целенаправленные физические упражнения преимущественно средней интенсивности. При выполнении дозированной физической нагрузки организм таких детей адаптируется хуже, чем у здоровых дошкольников такого же возраста, это характеризуется, прежде всего, длительным периодом восстановления.

Коррекция особенностей моторного развития детей с ОНР, осуществляется путем специальных упражнений и общепринятых способов физического воспитания. В эти занятия могут входить разные виды упражнений: физкультминутки, подвижные игры, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, массаж и самомассаж, психотерапия, музыкотерапия. В систему занятий можно включить нетрадиционные методы, имеющие различные цели: соединение личности и природы, развитие процессов дыхания, обоняния (ароматерапия), улучшение общего самочувствия ребенка. Применение таких методов позволит достигнуть необходимого уравновешивания нервных процессов, а также содействовать коррекции звукопроизношения, улучшению координации и регуляции мышечных усилий с функциями различных анализаторов организма ребенка.

Подвижные игры одновременно помогут успешному формированию речи, и будут являться составной частью физкультурных, музыкальных занятий, способствуя развитию чувства ритма, гармоничности движений и положительно влиять на психологическое состояние детей.

Важно придерживаться последовательности и систематичности обучения в соответствии с двигательными возможностями детей, уровней их подготовки, не слишком усложняя, но и не занижая содержание упражнений и требований к качеству их выполнения; учитывать не только достигнутый детьми уровень двигательных умений, но и предусматривать повышение к ним требований. Наибольшую пользу для целей комплексной коррекционной работы приносят спортивные игры, направленные на развитие двигательных функций кисти. К ним можно отнести всевозможные игры с мячом.

Основные задачи коррекционной работы с детьми, страдающими ОНР

1. Научить детей ходить в определённом направлении (по прямой, по кругу) под заданный ритм.

2. Научить детей подниматься на 2-3-4 ступеньки, сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно.

3. Научить детей спускаться с лестницы шагом, а затем небольшими прыжками.

4. Научить детей стоять попеременно на правой (левой) ноге.

5. Научить детей подпрыгивать на двух ногах, затем на правой, левой ноге.

6. Научить детей попеременно вставать, приседать под счёт.

7. Научить детей поднимать руки вверх, вперёд, в стороны, на пояс; вытягивать руки вперёд; отставлять ногу в сторону; опускать голову вниз; наклоны вперёд в сторону, назад; левую руку к плечу, правую – на голову; выставить правую ногу вперёд, на пятку, на носок. Имеются в виду дети, у которых в структуре общего недоразвития речи выраженным является дизартрический синдром.

8. Научить детей ловить мяч двумя руками, одной рукой.

9. Научить детей ловить мяч после удара по полу, по стене.

10. Научить детей ловить мяч после нескольких ударов об пол (удары об пол левой, правой рукой с попеременным чередованием).

11. Научить детей катать мяч по полу с попаданием в заданную цель (ворота).

12. Научить детей перекатывать (перебрасывать) мяч с одной руки на другую.

13. Научить детей передачам мячей с небольшого расстояния в шеренгах.

14. Научить детей расстёгивать и застёгивать пуговицы на пальто, платье, кофточке, штанишках (затем перейти к кукольным вещам).

15. Используя ленты, а потом верёвочку, научить детей завязывать и развязывать узел, бант.

16. Научить детей сжимать и разжимать кулаки.

17. Научить детей сильно сжимать одну руку другой, пожимать папину, мамину руку.

18. Научить детей поочерёдно сгибать и разгибать пальцы правой, левой руки, делать решётку из пальцев.

19. Научить детей поочерёдно соединять большой палец и указательный, средний, безымянный, мизинец.

20. Научить детей ритмично выполнять движения «ладонь – кулак – ладонь».

Однако если вовремя помочь ребенку, используя все способы развития, активизации речи, многие проблемы можно решить. Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо с первых недель его жизни: развивать слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения.



Загрузка...