paradisemc.ru

Право на уважительное отношение к себе. Как относиться к другим с уважением. Как проявляется уважение

Уважение к себе — это способность видеть, признавать и ценить все свои достоинства и относиться к себе в соответствие с этой ценностью. Уважение — это способность ценить, прежде всего, сердцем, ведь уважение — это чувство.

Уважение к себе — обязательно предполагает осознание своей природы, изучение, раскрытие и ценность собственных талантов, лучших качеств и, в целом, всего потенциала своей души.

Человеку который себя не знает и не познаёт — сложно себя уважать и испытывать чувство собственного достоинства и ощущение счастья. А ведь чувство уважения к себе — это неотъемлемая составляющая состояния счастья и огромный источник силы в человеке!

Из чего состоит уважение к себе?

  1. Познание и осознание божественного происхождения своей Души! Сложно как-то особо себя уважать и искать в себе какой-то особый потенциал, если воспринимаешь себя не Душой, созданной по образу и подобию Творца, а животным, организмом, мясом с костями.
  2. Познание своих талантов, признание своих достоинств, позитивных качеств и др. Обучение ценить себя за то, за что ценят вас другие хорошие люди, и ложная скромность здесь играет только в минус, а не в плюс.
  3. Анализ своей собственной истории и признание всех своих заслуг! Всегда есть то уникальное, что отличает вас от других людей — ваша индивидуальность. Всегда есть вершины, которые вы покорили в своём прошлом. Всегда есть сложные преграды, проблемы, которые вы преодолели и смогли решить. И это всё должно составить фундамент вашего самоуважения !
  4. Ваши бескорыстные добрые дела, благодарность и уважение других людей! Чтобы было за что себя уважать — творить достойные дела, сделайте так, чтобы многие сотни и тысячи людей были за что-то важное и хорошее вам благодарны. Творите реально значимые дела и уважайте себя за это. Ведь если нет ни одного человека в этом мире, которому было бы за что сказать вам "спасибо", реально сложно найти за что себя по-настоящему уважать.
  5. Кроме того, уважение себя — это сила, которая защищает честь и достоинство человека, защищает всё лучшее, что в нём есть, и что он в себе ценит. А всё, что человек не ценит — он рано или поздно потеряет!
  6. Уважение к себе — это способность давать себе право на счастье, успех и на развитие всего лучшего, самого высокого и самого чистого, что есть в твоей Душе без каких-либо ограничений.
  7. Уважение к себе обязательно предполагает честность перед собой, признание и устранение в себе всех недостатков, которые лишают человека самоуважение и достоинства.

Уважаемые читатели, вашему вниманию предлагается следующая статья из цикла « ». Постоянная читательница Вера из Томска, студентка исторического факультета, рассуждает об уважении к другим людям, а точнее о том, к чему приводит отсутствие такового. Как следует из названия, это лишь первая часть из цикла её статей. По просьбе автора мои комментарии идут в конце работы.

Здравствуйте, читатели блога «Чисто в Лесу». С этой статьи начинается ваше знакомство со мной, которое, я надеюсь, будет взаимно полезным. Для меня это первая статья такого рода, и в ней я собираюсь сразу приступить к разговору о явлении, весьма ценном для межличностных отношений; я имею в виду уважение — тот элемент культуры, который напрямую касается каждого человека. Для каждого из нас — людей, живущих в обществе — важно понимать, что такое уважение и какое оно имеет значение для индивида.

Уважение — это часть системы нашего отношения к личности или чему-либо другому. Оно подразумевает соблюдение определённых норм, о которых принято рассказывать детям в процессе воспитания; я не стану подробно останавливаться на них. Думаю, будет лучше, если я вместо этого опишу моё представление о том, как уважение (точнее, его отсутствие) влияет на взаимоотношения между людьми.

Считается, что уважать нужно каждого человека до тех пор, пока он не дискредитирует себя своим поведением. Но сейчас довольно многие люди придерживаются противоположного мнения — сначала нужно доказать, что ты достоин уважения. Это мнение неизбежно сказывается на поведении его носителей и нередко вставляет им палки в колёса.

По моим наблюдениям, когда некий молодой человек не уважает другого с самого начала их взаимоотношений, то он (первый) более остро воспринимает недостатки второго и даёт ему меньше шансов проявить себя с хорошей стороны. Например, вследствие такого отношения он совсем не доверяет этому человеку и меньше взаимодействует с ним в серьёзных делах, что мешает зарождению взаимоуважения между ними. То есть ему трудно реально придерживаться своей же позиции «пусть сначала докажет», потому что он сам мешает доказывать. В итоге такой молодой человек начинает уважать нового знакомого не в силу того, что тот «доказал», а потому что увидел в нём черты, схожие с чертами его собственного характера или общность во взглядах. А ведь уважение может существовать и без этого.

Стоит оговориться: вышесказанное совершенно не означает, что можно полностью доверять незнакомцам. Недоверие, вызванное неуважением, имеет особый характер и проявляется по-своему. Например, если мы не доверяем человеку только потому, что имеем мало информации о нём, то мы обращаем внимание на то, как он ведёт себя в разных ситуациях (особенно в конфликтных или стрессовых) и на основании этого делаем вывод о том, можно ему доверять или нет. Если же мы не доверяем человеку из-за того, что не уважаем его вследствие описанной выше позиции, то мы многое упускаем из виду и не можем полноценно проанализировать его поведение.

Если мы не уважаем человека, то это подразумевает, что мы можем легко пренебречь его мнением, а это, в свою очередь, может привести к совершению серьёзных ошибок. Например, такой человек (сознательно или нет — не важно) пытается нас предупредить о чём-либо, но мы его игнорируем и получаем набор неприятностей, которых можно было бы легко избежать. Кроме того, неуважение обязательно будет негативно сказываться на том, как будут строиться наши взаимоотношения, и в результате этого мы можем упустить многие возможности.

Неуважение исключает восприятие человека как равного по возможностям и значимости интересов, потому что оно является одним из следствий эгоистического отношения к миру. Оно мешает успешно развиваться и строить хорошие взаимоотношения с людьми, и именно поэтому так важно не допускать у себя наличия этого недостатка.

В следующей статье я напишу о самоуважении — качестве, которое мне представляется одним из главных для установления внутренней гармонии.

В целом, я согласен с написанным. Действительно, имеет место такой «замкнутый круг», когда отсутствие уважения ослабляет возможность это уважение приобрести. Знакомая для многих аналогия: отсутствие опыта работы не даёт возможности устроиться на работу, на которой требуют опыт работы. А как его получить, если на работу без опыта не берут? С уважением дело обстоит похожим образом. Отсутствие уважения действительно мешает правильно понимать другого человека, что, как следствие, может сказаться на способности читать язык жизненных обстоятельств. Но всё это связано с настоящим уважением, а не формальным. И вот здесь я бы хотел дополнить материал Веры парой-тройкой абзацев своих соображений.

На мой взгляд, понятие «уважение» носит гораздо более фундаментальный смысл и подразумевает не только соблюдение определённых норм. Самым важным является то, что уважение – это основа возможного взаимопонимания в широком смысле, то есть такой жизненной позиции, при которой человек старается понять то, что движет поведением другого человека или что лежит в основе его мнения, даже если поведение кажется абсурдным, а мнение ошибочным (впоследствии может оказаться, что человек тот мыслит и действует правильно). Есть люди, которые считают уважение пустой формальностью, и говорят только о необходимости взаимопонимания, однако странным образом получается так, что они, сами того не подозревая, совершенно не понимают принципов этого взаимопонимания, априори считая оппонента не то что не правым, а даже не имеющим право высказываться по ряду позиций. Таким образом, отсутствие уважения вполне наверняка будет означать отсутствие даже исходных предпосылок к взаимопониманию, причём сам субъект может долго не догадываться, почему у него не клеится общение с другими людьми. Отсутствие же взаимопонимания приводит к ряду парадоксальных ситуаций, при которых общество, состоящее вроде бы из людей разумных, становится разрозненным, и каждый считает, что «только моя позиция единственно правильная».

Разумеется, такая позиция по отношению к понятию «уважение» сложилась не случайно. Постепенно в нашем обществе произошла профанация этого понятия. Как это случилось? Так же, как профанируется любая другая ценность нашего общества: постепенно выполняется замена истинного смысла формальным соблюдением внешнего её проявления. Так, например, в письмах реальное уважение заменяется словами «Уважаемый Имярек Имярекович, …», или «…, с уважением, Имярек», хотя за этими словами нет реального содержания, они написаны лишь потому, что так принято. Постепенно, заменяя внутренне содержание формальным соблюдением неких «норм», мы приходим к тому, что само уважение заменяется на набор формальных жестов, с ним связанных: улыбка при встрече, доброжелательное выражение лица, какие-то распинания, и приветственные слова, и прочие варианты взаимного «эфирного поглаживания», точнее, жалких попыток такового.

К сожалению, находятся люди, причём довольно мыслящие, которые считают, что раз подобные слова и жесты не несут смысла, их нужно вообще избегать. Эта позиция является их глубочайшим заблуждением. Не всегда нужно избегать того, в чём нет видимого смысла. Зачастую можно наделить нужным смыслом то, что его, кажется, не содержит, то есть «вдохнуть» жизнь в неживые слова. Иными словами, вместо профанированного «уважения» придерживаться уважения реального.

Моё наблюдение таково: если в общении с человеком проявляется реальное уважение — не на словах, а на деле, — то кажущееся формальным «многоуважаемый Имярек» уже наделяется реальным смыслом, и за этими словами есть не только приветствие, но и некий посыл, энергия, которая даже ощущается адресатом. Адресат воспринимает этот посыл, и ему понятнее становится сам смысл послания. За мёртвыми словами обнаруживается живой поток информации. Но этого не понять людям, не желающим видеть в уважении реальный практический смысл, рассматривая этот элемент нашей культуры как отживший своё или просто устаревший (кто-то даже скажет, что это нужно лишь, как они считают, не вполне развитым людям). Этим людям, наверное, следовало бы сначала постараться глубже смотреть на вещи, и уважительно относиться к той культуре, благодаря которой они вообще могут общаться.

Таким образом, стремясь к уважению, убедитесь, что оно настоящее, а не бутафорское. Потому что в случае последнего лучше уж вообще воздержаться от формальных слов.

УДК 316 . 6

Ш. Дж. Ахундова УВАЖЕНИЕ, ЕГО ОСНОВА И ТИПЫ

Цель статьи - определение сути уважения, одного из важных сторон человеческих отношений. Основу уважения к человеку составляет отношение к человеку как к цели сама по себе. На этом базируется первый тип уважения: уважать человека за человеческое достоинство, которое уравнивает людей, за потенциальную возможность развития. Второй тип уважения является оценкой заслуг и достижений человека в разных областях. На этом типе основывается и чувство уважения, которое состоит из чувства восхищения талантом и мастерством другого человека. Дальше в статье рассматривается понятие самоуважения и проводятся параллели между уважением к другому человеку и к себе.

Ключевые слова: Кант, уважение к человеку, достоинство, личностное развитие, самоуважение.

Взаимное уважение всегда было важным связывающим фактором социальных отношений. Как сторона многогранных человеческих отношений это понятие рассматривалось многими философа-ми-классиками. В последние несколько десятилетий уважение стало также объектом исследования социальной психологии.

Что такое уважение, какие типы оно имеет и в чем оно выражается? За что мы уважаем человека? Статья отражает попытку ответить на эти вопросы.

Т. Хилл определяет уважение как «признание ценности или важности чего-то (или кого-то) с какой-то точки зрения (предполагаемая в контексте)» .

По этимологическому словарю русского языка М. Фасмера слово «уважать» имеет одинаковые корень и этимологию со словом «важный» (от немецкого слова Wage, означающего «весы») . Если дальше углубиться в осмысление этого понятия, можно выявить, что человек, которого мы уважаем, является важным или имеет значение для нас. Исходя от немецкого корня, эту мысль можно выразить как «иметь вес». В этой статье словаря автор дает еще одну интерпретацию - «наблюдать», что роднит слово «уважать» по смыслу с его переводами из других европейских языков, хотя они имеют разные происхождения. Существующее во многих европейских языках слово respect происходит от латинского respicere, что означает «оглядываться», «посмотреть снова». Это значение слова Р. Дилон связывает с такой особенностью уважения, как уделить внимание объекту. Другими словами, уважение как поведение предполагает рассмотрение объекта уважения внимательно и его восприятие как он есть на самом деле в отличие от принятия этого объекта через призму наших желаний и целей .

Сущность уважения к человеку, наверное, наиболее точно выразил И. Кант в центральном принципе своей теории морали, категорическом императиве (второе утверждение): «Теперь я утверждаю: человек и вообще всякое разумное существо

существует как цель сама по себе, а не только как средство для любого применения со стороны той или другой воли; во всех своих поступках, направленных как на самого себя, так и на другие разумные существа, он всегда должен рассматриваться также как цель» . Кант не употреблял слово «уважение» в категорическом императиве, это высказывание отражало только его точку зрения на морально правильное отношение к человеку в целом. Несмотря на это, мнение современных философов, психологов и социологов совпадает в том, что это утверждение является основой уважения к человеку . Слово «уважение» И. Кант в большинстве случаев употреблял относительно к «закону». Под понятием «закон» Кант имел в виду главным образом три утверждения категорического императива, особенно: «поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» .

По мнению многих исследователей, уважение имеет два основных типа, которые в общем можно обозначить так: уважение как признание прав человека и его внутренней ценности и уважение как оценка заслуг и достижений человека.

В первом типе (признание прав человека) уважение граничит с заботой . Мы стараемся не беспокоить отдыхающего человека независимо от его возраста и другого статуса. Также мы избегаем вмешательства в дела занятого человека независимо от того, является он школьником, монтером или начальником организации.

Во втором типе (оценка заслуг и достижений) мы уважаем труд и усердие человека в достижении определенной цели. В этой области уважение граничит с доверием. Мы уважаем коллегу по работе за его профессионализм, что означает, что мы доверяем его знанию, качеству работы, стилю сотрудничества. Также наше уважение за достижения к любому человеку, не связанному с нами профессионально, означает нашу веру в качество его работы.

С. Дарвал в своей статье «Два вида уважения» (1977) предложил теорию об уважении как признании и уважении как оценки. Уважение как оценка (appraisal respect) - это положительная оценка человека и его характерных особенностей, а также заслуг и достижений. Уважение как признание (recognition respect) Дарвал объясняет так: «Это, скорее, способ ценить человека внутренне, в нем самом и ради него самого» . Известно, что, по Канту, внутренняя ценность - это достоинство . То есть уважение как признание - это уважение человека за его достоинство.

Т. Хилл выражает схожую точку зрения: уважение к человеку как к человеку отличается от уважения к человеку как к профессионалу, официальному лицу, члену более специфической группы . Т. Тайлер и С. Блейдер (2000) в своей совместной работе о кооперации в группах рассказывают о персональном уважении и уважении, связанном с работой (work-related respect) .

Д. де Кремер и Л. Малдер выражают двойственность уважения несколько иначе: уважение как средство для целей и уважение как цель сама по себе. В первом случае уважение воспринимается как знак принятия и принадлежности к определенной группе и обладания «позитивным статусом или репутацией в этой группе». Во втором случае уважение рассматривается как врожденная человеческая ценность и моральный долг по отношению к людям . Последняя идея созвучна с взглядом И. Канта на человека как к цели сама по себе.

Как отмечалось ранее, категорический императив И. Канта - это его понятие должного отношения к человеку. В отличие от сегодняшних исследователей он четко не разделял уважение на признание прав человека и оценку его заслуг и достижений . В «Основах метафизики морали» Кант рассказывает об уважении к талантам другого человека таким образом: «уважение к личности есть в сущности только уважение к закону (честности и т. д.), пример которого нам дает эта личность» . Дальше он объясняет свою мысль так: «Так как развитие своих талантов мы также считаем долгом, то в талантливой личности мы усматриваем как бы примерный случай закона (чтобы в этом сделаться подобным ей посредством упражнения), и это создает наше к ней уважение». Дальше в том же произведении, выражая свою главную идею о человеке как цели самой по себе, Кант затем объясняет: «разумные существа называются лицами, так как их природа уже выделяет их как цели сами по себе, т. е. как нечто, что не следует применять только как средство, стало быть, постольку ограничивает всякий произвол (и составляет предмет уважения)» . Это мож-

И. Кант считает уважение чувством, но, по его мнению, уважение отличается от других чувств, вызванных стремлением к объекту и страхом, это чувство мы сами налагаем на себя по своей воле . С другой стороны, Кант считает решение и действие морально правильными, если они продиктованы объективной необходимостью, что превращает действие в долг, обязанность. В своих работах «Основы метафизики морали» и «Метафизика морали» Кант указывает на то, что, как и в случае с практической любовью по отношению к человеку, уважение должно существовать не только как чувство (которое возникает из-за сравнения нас с другим человеком), но и как действие. При обращении с людьми необходимо помнить, что каждый человек имеет внутреннюю ценность, т. е. достоинство, и стараться не уронить их достоинство. Чувства являются стимулами (drive) к действию. С этой точки зрения человек должен вызвать в нас чувство уважения к себе, чтобы мы обращались с ним уважительно. Но в описании Канта морально правильное действие руководствуется не нашими желаниями (в данном случае чувством), а осознанием и принятием долга. Таким образом, морально правильным является уважительное обращение с человеком, не ожидая, что он вызовет в нас чувство уважения к себе.

Б. Колвел (2007) изучил методом открытого интервью внутригрупповые и межгрупповые отношения в исправительных учреждениях Америки. Контингент этих учреждений делится на группы по расе, религии и региону, и отношение заключенного к «своим» и «чужим» четко отличается. В результате анализа Колвел пришел к выводу, что чувство уважения к другому человеку возникает в результате наблюдения у того схожих особенностей и ценностей . Замечание таких сходств вызывает у человека позитивные эмоции и усиливает его убеждение в том, что другой достоин уважения. Исследование, проведенное М. Сигл (1979) в естественных группах (полицейское подразделение, университетские футбольные команды), обнаружило функциональные различия между дружбой, расположенностью и уважением. Результаты показали, что дружба и расположенность являются больше взаимными, чем уважение. Последнее имеет сильную связь с экспрессивным и инструментальным руководством. Совместное проведение

досуга имеет отношение больше к дружбе и расположенности, чем к уважению .

Данные разных исследований позволяют выдвинуть новые гипотезы в этой области. В человеке может возникать чувство уважения к другому человеку тогда, когда он замечает в нем какую-то особенность, которую ему хотелось бы видеть в себе. Здесь уважение граничит с чувством восхищения и завистью (которая, в свою очередь, действует как пусковой механизм к достижению цели). В этом случае то, насколько негативна зависть, имеет отношение к силе чувства уважения. Человек может благодушно относиться к факту наличия желаемого качества у другого человека или он может испытать злость за то, что тот человек обладает этим качеством, а он нет. В любом случае чувство уважения он будет испытывать, но в первом случае сильнее (гипотеза 1). Если человек имеет информацию о характере, особенностях и умениях того человека, эти факты влияют на силу его чувства уважения к нему. Так как, если он замечает в другом человеке какую-то сильно выраженную негативную особенность, которая есть и у него самого, это уменьшает его чувство уважения к тому человеку (гипотеза 2).

То же самое верно и насчет общепринятых негативных особенностей. С. Эш в проведенном в 1946 г. исследовании о формировании впечатления предложил теорию о том, что впечатление, производимое на нас человеком, равно сумме впечатлений от его отдельных особенностей . Эту идею можно перевести на область уважения. Например, человек вызывает уважение как очень талантливый музыкант, но он известен еще своим пристрастием к азартным играм, и этот факт, несомненно, уменьшает чувство уважения к нему. И, наоборот, то, что талантливый музыкант обладает еще и другими позитивными качествами (например, он филантроп, благожелательный и успешный преподаватель) и не имеет явно выраженных негативных особенностей, увеличивает чувство уважения к нему со стороны других. Таким образом, наличие общепризнанных положительных особенностей и отсутствие сильно негативных особенностей у человека может вызвать больше уважения к нему (гипотеза 3).

Последнее предположение верно и в негативном контексте. Например, член криминального мира будет чувствовать уважение к человеку, который обладает более утонченными и успешными методами ограбления, но это чувство уважения может уменьшиться, если второй имеет такую особенность, как мягкосердечие. Таким образом, в негативном контексте наличие высоко ценимых отрицательных особенностей наряду с неодобряемы-ми положительными особенностями может уменьшить уважение к человеку (гипотеза 4). Метод, ис-

пользованный Эшем, может быть применен для проверки последних двух гипотез.

В обществе уважение к другому человеку выражается с помощью принятых знаков (должное приветствие, обращение на вы, обращение с называнием титулов и другие физические, устные и письменные признаки уважения). Такое поведение является важной частью каждодневного этикета. Знаки уважения являются особенно значимыми в корпоративной жизни. Выражение уважения через знаки не всегда подразумевает реальное уважение, но считается необходимым для поддержки иерархии и подчеркивания ее градаций.

Действовать уважительно по отношению к другим означает главным образом не знаки уважения, а непосредственное признание прав окружающих. Например, нарушение очереди в супермаркете вызывает справедливый гнев окружающих, потому что они рассматривают это как выражение неуважения к себе . Мнение многих исследователей совпадает на том (Файнберг, 1970; Гофман, 1971; Бен, 1988), что уважительное обращение включает в первую очередь стремление воздержаться от причинения вреда другим и нарушения их прав .

В работах российских исследователей феномен уважения часто встречается в сочетании с другим необходимым понятием - толерантность. В этих работах исследуется степень обоюдной толерантности и уважения как между людьми разных национальностей и религий (Батарчук, 2010; Булатова и др., 2012) , так и между лицами одной и той же национальности (внутрисемейные отношения, отношения между учеником и преподавателем, возрастные группы) (Гурова, Середина, 2011; Буравлева, 2011) . Результаты этих работ подтверждают необходимость взаимного уважения и толерантности между разными социальными группами для обеспечения внутреннего баланса и здоровья развивающегося общества (Папура, 2010; Буравлева, 2012).

Понятие «самоуважение» ненамного отличается от понятия «уважение к другим». Поскольку то, что человек есть цель сама по себе и имеет внутреннюю ценность, является основой уважения к другим, этот же факт является основой уважения к себе. С этой точки зрения как уважение в смысле признания человечности и человеческих прав других является обязанностью, так же самоуважение является обязанностью каждого человека. Самоуважение тоже имеет два вида: признание своей ценности как человека и оценка своих достижений в разных областях жизни.

Самоуважение включает знание своих высших моральных принципов, ценностных приоритетов и их защиту. Оно также включает осмысленное признание своих сильных и слабых сторон и их благожелательное принятие.

Маргалит объясняет самоуважение как отношение человека к факту его человечности . По мнению некоторых исследователей (Роулс, 1971; Хонет, 1992; Маргалит, 1996), самоуважение члена общества зависит от социальных и политических обстоятельств в этом обществе, и неблагоприятное обращение может нанести ущерб самоуважению человека . Несомненно, для процветания общества каждый его член должен почувствовать свою значимость не только для себя, но и для окружающих и видеть позитивную оценку своего каждодневного труда. И верно то, что неблагоприятное обращение может нанести вред самолюбию, самооценке человека. Возможно, что от такого обращения человек временно потеряет в некоторой степени самоуважение. Но это может произойти оттого, что человек поймет, он мог бы избежать негативной ситуации. Позже, смирившись с обстоятельствами, человек обязательно восстановит самоуважение, потому что это необходимо для его существования. Перефразируя психологов гуманистического направления, можно сказать, что человек теряет самоуважение, оказавшись неспособным отвечать своим стандартам, а не стандартам других.

Самоуважение, как и уважение к другим, тоже должно быть осознанным, рациональным деянием и чувством. То есть мы должны признать свою человечность, свое достоинство и право на развитие и мы можем иметь самоуважение как чувство за наши достижения. Первое из этих понятий постоянное, а второе может меняться в зависимости от ситуации. Когда, стараясь добиться качества в каком-то деле, мы не видим желаемого результата вовремя, мы временно можем потерять чувство самоуважения к себе. И необходимость восстановления этого чувства заставляет нас упорно работать, проявляя настойчивость в стремлении к цели.

Чувства играют роль стимула в нашей жизни. Но проблема со всеми чувствами в том, чтобы ощущаться, они должны быть свежими, например, чтобы чувствовать самоуважение, нам надо поставить новые рекорды в важных для нас областях. Отсюда можно делать вывод, что чувство самоува-

жения, как и чувство уважения к другим, зависит от условий. Можем ли мы сказать то же самое об уважительном отношении к человеку в целом? Какое отношение имеет к уважению условия? Имея в виду двойственную природу уважения, можно ли сказать, что его типы зависят от условий?

Во втором приложении к произведению «Вечный мир: вклад в политическую науку» И. Кант писал, что «И любовь к человеку, и уважение к праву людей есть долг; первое, однако, только обусловленный, второе же - безусловный, абсолютно повелевающий долг» .

На первый взгляд может показаться, что безусловность относится только к уважению как признание (человечности), а уважение как оценка (заслуг) зависит от условий - мы уважаем человека в зависимости от того, каких высот он достиг в определенной области. Условность второго типа уважения особенно ощущается в профессиональной сфере и в рамках организации. Но при близком рассмотрении второго типа уважения возникает вопрос: а небольшие достижения в определенной области недостойны уважения? Каждодневное развитие ребенка, студента или же нового работника, который желает выполнить свою задачу качественно, но, возможно, пока не может. Небольшие достижения могут не вызвать чувство уважения, но на уважительное отношение они имеют право.

Люди не равны в своих талантах и возможностях личностного развития. Они также не равны в возможности принятия морально правильных решений. Факторы, определяющие это неравенство, могут быть внутренними (физиологическими и психологическими) - разный уровень персонального развития, разница в силе воли и внешними -разные условия существования и деятельности. Но люди равны в праве на развитие. С этой точки зрения основу уважительного отношения к человеку и обращения с ним должен составлять не результат сравнения его достижений и заслуг с таковыми других людей, но результат сравнения его нынешнего уровня развития с его условным вчерашним уровнем. Это и есть рассмотрение человека как цели самой по себе.

Список литературы

1. Hill T. E . Jr. Respect for persons // E . Craig (Ed .) . Routledge Encyclopedia of Philosophy. London, 1998. P. 283-287 .

2 . Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. 1-4 . М., 1964-1973 .

3 . Dillon R . S . Respect and Self-Respect // Stanford Encyclopedia of Philosophy. URL: http://piato. stanford . edu/entries/respect, 2003. revised 2006 .

4 . Kant I . Groundwork of the metaphysics of morals . Cambridge, 2008.

5 . Darwall S . The Second Person Standpoint: Morality, Respect, and Accountability. Cambridge, 2006 .

6 . Tyler T. , Blader S . Cooperation in groups: procedural justice, social identity, and behavioral engagement . Philadelphia, 2000 .

7 . De Cremer D ., Mulder L . A Passion for Respect: On Understanding the Role of Human Needs and Morality // Gruppendynamik und

Organisationsberatung 2007 P 439-449

8 . Colwell B . Deference or Respect? Status Management Practices Among Prison Inmates // Social Psychology Quarterly 2007 . V. 70? № . 4 .

9 . Segal M . Varieties of Interpersonal Attraction and their Interrelationships in Natural Groups // Social Psychology Quarterly. 1979 . V. 42, № 3 .

10 . Asch S . E . Forming impressions of personality // J . of Abnormal and Social Psychology. 1946 . P. 258-290 .

11. Miller D . Disrespect and the experience of injustice // Annual Review of Psychology. 2001. February. V. 52 .

12 . Батарчук Д. С. Толерантность как социально-психологический феномен этнически диверсифицированного общества // Вестн. Томского

гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin) . 2010 . Вып. 5 . С. 129-134 .

13 . Буравлева Н. А. Ценностные ориентации студентов // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin) . 2011.

Вып.6 .С. 124-129 .

15 Kant I Perpetual peace Minnesota, 2007

Ахундова Ш. Дж., диссертант.

Институт философии, социологии и права Азербайджанской национальной академии наук.

Пр. Джавида, 31, Баку, Азербайджан, AZ1143.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 31.05.2012.

S. J. Akhundova RESPECT, ITS BASIS AND TYPES

The purpose of this article is to define the essence of respect, one of most important aspects of human relationship.

The basis of respect for people is defined as an attitude towards person as the end in itself. On this first kind of respect it is grounded: respecting persons for their dignity what equalizes all people, for possibility of personal development.

The second kind of respect is recognition of persons’ merits and achievements in different areas. On this type the feeling of respect is based which consists of feelings of admiration for talent and skills of another person. Next in the article the concept of self-respect is discussed and parallels between self-respect and respect towards other person are drawn.

Key words: Kant, respect for persons, dignity, personal development, self-respect.

Institute of Philosophy, Sociology and Law Azerbaijan National Academy of Sciences.

Pr. Javida, 31, Baku, Azerbaijan, AZ1143.

В современном государстве уважение достоинства, прав и свобод личности является одним из ключевых социума, в соответствии с чем в должна отсутствовать нетерпимость к независимо от их происхождения, образа жизни и других отличительных черт. Тем не менее человек выделяет для себя отдельный круг людей, достойных уважения, придерживаясь собственного мнения.

Уважение к человеку чаще всего возникает при наличии у него определенных положительных качеств, например, он всегда говорит правду, не имеет вредных привычек, ведет здоровый образ жизни и занимается спортом, умен и хорошо зарабатывает, занимая при этом видное положение в обществе. Таким образом, при наличии сразу нескольких положительных качеств у человека простое уважение к нему может перерасти в восхищение им и даже обожание. Нередко ценят таких людей те, которые хотели бы в чем-либо на них походить.

Поступки человека также способны вызывать у окружающих уважение к нему. В современном обществе особенно ценятся те люди, которые оказывают помощь другим, не остаются в стороне, если с кем-то произошла неприятная ситуация.

Роль взаимоуважения в обществе

С друг другу, как правило, те люди, которые имеют что-то общее. Например, члены рабочего коллектива, а также учащиеся образовательных учреждений, чаще всего состоя в хороших отношениях, прислушиваются к мнению друг друга, проявляют вежливость и всяческое уважение. При этом так же относятся друг к другу, например, спортсмены из одной секции, однопартийцы, соседи по дому и другие. Тем не менее следует помнить, что любой человек заслуживает того, чтобы быть уважаемым независимо от своей внешности, характера или поступков. Несоблюдение этого ведет к росту эгоизма и других отрицательных сторон людей.

Чтобы заслужить уважение, важно не отворачиваться от людей и стараться проявлять себя с лучшей стороны в любых ситуациях – на учебе, работе, среди друзей и в кругу семьи.

Неприятным, но довольно распространенным фактом в современном обществе становится уважение тех, кто принадлежит к одной народности, культуре и даже цвету кожи. Других же людей не уважают и даже презирают. Все это порождает такие явления, как национализм и расизм, становится причиной всяческих преступлений и даже войн. Общество активно борется с данной проблемой, но она все еще широко распространена по всему миру.

Уважение – это категория социального взаимодействия, выражающаяся в соблюдении признания личностного достоинства личности. Опирается понятие уважения на номы морали, нравственности, общей культуры и толерантности, причем проявляемых не только в уровне долженствования, но и в качестве внутренних мотивов.

Данное понятие довольно тяжело описать парой слов, поскольку оно имеет множество граней и составляющих. Этот комплекс включает уровень справедливости и равенства всех людей, причем данные положения во многих странах задекларировано законодательно и имеют общемировую ценность.

Внимательное отношение к чувствам и желаниям человека, толерантность относительно реализации внутренних потребностей также является частью проявления уважения в социальном взаимодействии. Близко граничит понятие с воспитанием и той его частью, которая реализует собственную скромность и деликатность в обращении с другими.

Что это такое

В зависимости от сферы, где используется данное понятие, оно имеет некоторые коррективы. Так в медицине и психологии уважение предполагает определенное установочное отношение к клиенту, подразумевающее полное и безоценочное принятие особенностей жизни, мировоззрения, социального статуса и личностных желаний. Невмешательство в психологический способ преодоления неприятностей или проблем, при том, что в медицинском плане могут даваться рекомендации, но врач должен понимать, что выбор конечного следования им остается за пациентом.

В социальной работе уважение подразумевает равное отношение, независимо от статуса. Уважение к старшим, детям, бездомным или миллиардерам должно находиться на одном уровне. Именно социальное понимание данного термина наиболее близко к житейскому восприятию и внутреннему толкованию уважения.

Поскольку уважение признано общесоциальной нормой и его наличие является необходимым элементом общества на гуманистическом уровне, то понятие и регламентация данного типа взаимодействия закреплена законодательно. На самом широком уровне оно подразумевает признание свободы, территориальной целостности и равных позиций государства среди всех остальных стран мира. Личностные права человека на достойное уважительное обращение закреплены в законах каждого государства и гарантируют поддержку и защиту комфортного, психологически безопасного существования, предусматривая наказания для нарушителей. Найти все правовые положения можно в категории о защите чести и достоинства человека.

На уровне взаимодействия уважение появляется в процессе воспитания, поскольку является внешней социальной, несколько искусственной нормой, которая, однако, помогает регулировать множество разногласий.
Это не врожденное качество, поэтому дети, люди, выросшие вне социального общества или в обществе с низкими культурными нормами, не могут обладать выраженным уважением к окружающим в силу отсутствия примеров данной поведенческой стратегии.

Закрепить уважительную линию поведения можно путем жестких запретов, используя и выполняя предписанные правила. Однако невозможно заготовить список правильный уважительных реакций на все случаи жизни, что, по сути, делает уважение актом творческого приспособления. Это потребность прислушиваться к собеседнику, тонко замечать его реакции потребности. Умение вовремя закрыть неприятную тему, изменить формат взаимодействия – все это моменты проявления уважения к оппоненту, требующие внимательности и эмпатичной настройки.

Являясь частью этического воспитания, уважение имеет собственные правила проявления: справедливость, равенство, искренний и практичный интерес к проявлениям другого. При этом необходимо полное отсутствие принудительных моментов манипуляции или жесткого воспитания. То, как люди могут договариваться, оставаясь на равных, подразумевает активное использование диалогов и нахождения компромиссных решений в спорах.

Отсутствие уважения может свидетельствовать о запущенном воспитательном процессе, неадекватной самооценке. В более серьезных случаях, если человек изменился в худшую сторону, под вопрос можно ставить наличие психических патологий, сопровождающихся нарушением социального взаимодействия.

Нормы общества

Основные общественные нормы, относящиеся к проявлению уважения, сводятся к соблюдению законодательных актов и следованию определенным, не задекларированным правилам. Первоочередным из них является внимание к другим, сравнимое с исследовательским интересом. Это связано с тем, что, только хорошо изучив жизнь и характерологические особенности человека, можно в итоге понимать какая линия поведения не заденет его достоинство, будет способствовать развитию и исключит высокомерие и снисходительность.

Пока не достигнуто понимание собеседника, необходимо учитывать классические правила этикета, высказывать свое отношение в позитивном ключе. Уважение проявляется в благодарности, причем благодарность должна касаться не только тех сфер, где вы непосредственно обращаетесь за помощью, но при любых контактах. Если вам придержали дверь или продавец помог выбрать товар – не важно, что данная деятельность обусловлена их профессиональными задачами, высказанная благодарность проявляет уважение.

Нормы подразумевают оказание внимания, проявляющегося в уместных комплиментах, без пафоса и заискивания, поздравлениях с официальными датами. В представлении людей друг другу действуют определенные правила этикета, и, руководствуясь ими, можно избежать вариантов отсутствия уважения. Имеется и определенный нормативный уклад в отношении людей высших по должности. Он включает отсутствие пререканий, исключение сквернословий, повышения голоса, на критику рекомендуется реагировать подчинением, за оказанную поддержку благодарить.

Уважение в отношениях мужа и жены воспринимаются, как первоочередная ступень. Во многих традициях браки возможны при отсутствии любви, но исключаются при отсутствии уважения. При этом не исключена и обратная ситуация, что также зависит от культуральных моментов. Так восточные страны славятся своим отношением к женщинам, где она может иметь все материальные блага, получать огромные дозы внимания, но при этом никогда не сравнится по своему статусу с мужчиной. Место женщины не равноправное, а скорее относится к вещам и приобретениям, что влечет за собой соответствующее отношение и отсутствие уважения. Европа отличается стремлением в равности позиций, отстаиванию прав и свобод, соответственно и в отрасли брака можно говорить о наличии уважения. Минус в том, что обычно у европейцев страдает чувственная часть, которая блокируется множеством социальных норм.

Отдельно стоит отметить возрастные правила уважения, ведь в большинстве культур прививается и даже требуется соответствующее отношение к старшим. Много где почитается возраст во всех проявлениях, от обращения до поведения (донести сумки, уступить место). Однако проблематика находится на другой стороне возрастных критериев – уважительное отношение к детям, которое практически отсутствует и никак не регламентируется. Именно поэтому большинство относятся к ним снисходительно, позволяют унижать достоинство, нарушать границы личности. Стоит понять, что дети являются не только полноправными личностями, но и теми, кто, впитав неуважительное отношение к себе, будет распространять его дальше.

Воспитание данного качества

Уважение не является врожденным личностным качеством, эта категория имеет шансы быть развитой в высокой мере в зависимости от социального окружения. Так, воспитываясь в интеллигентной семье, где изначально всеми соблюдаются нормы этикеты и морали, ребенок автоматически перенимает эту модель взаимодействия. Кажется, что все происходит самостоятельно и кто-то изначально проявляет уважение ко всем, а другой не способен освоить минимальный социальный уровень.

Большое влияние оказывает не только семья, но и тот социум, который окружает ребенка.
Многим правилам взаимодействия учат в школе, прививая подходящие способы реагирования. Сюда можно отнести формальные правила, благодаря которым выстраивается взаимодействие со старшими. Учитель начальных классов, сталкиваясь с новыми детьми, всегда оценивает первоначальный уровень развития социальных навыков каждой личности, относительно чего в дальнейшем и строится воспитательный процесс. Также оценивается общий социальный статус семьи и общее развитие ближайших родственников, возможность достижения с ними общего пути в воспитании.

Помимо личного примера, используются подсказки в корректировке поведения. С теми детьми, которые изначально не знали, как можно проявить уважение, на первых этапах возможны довольно жесткие меры запретов и порицаний. С теми, кто уже овладел нормами, но требуется лишь повышение уровня или детализация и разграничение проявлений возможны советы, мягкие назидания. Если воспитание проводится для группы людей, то хорошо использовать примеры, истории, фильмы и книги с соответствующим содержанием. Дети довольно гибки и быстро впитывают информацию из окружающего мира, что касается взрослых, то ключевым моментом становится не воспитательная направленность, а создание мотивации для изменения. Дальнейший коррекционный процесс возможен благодаря чтению литературы о принятых нормах, а также посещение мест с соответствующим социумом.



Загрузка...