paradisemc.ru

Как мужчины цыгане относятся к русским девушкам. Цыгане понимают многие простые фразы, произнесённые на хинди. Поэтому они так любят некоторые индийские фильмы. Беременность - особый период

КАК ОТВАДИТЬ ЦЫГАНКУ (инструкция)

Все слышали про то, что цыганки обманывают людей. Предлагают погадать, избавить от порчи... И всего-то ничего нужно, чтобы жизнь спасти - сумму денег в платок завернуть. Естественно, чем больше - тем эффективнее защита. А потом деньги исчезают мистическим образом в известном направлении - в кармане гадалки или её подружек.

Кажется, что никто не поведётся на такой простой развод. Но тут уже в силу вступает так называемое нейро-лингвистическое программирование. Цыганка много и правильно говорит, тем самым затуманивая сознание.

Есть способ не попасться на удочку.
Не просто слушать, развесив уши, а неожиданно задавать дурацкие вопросы, тем самым сбивая мошенницу с накатанного плана. Теряются они сразу! Послушал я этот совет, и запомнил.

Шёл не так давно мимо Финляндского вокзала, весь в свои мысли погружённый. А тут сбоку выскочила цыганка замызганная и как давай без остановки тараторить:
- Вай, милый, дай сигарету, а я тебе правду всю про тебя скажу. Как звать, как жить, как врагов отвадить и друзей прибавить. Всё расскажу, ничего не утаю...

Абсолютно не думая, достал пачку, протянул сигарету. А она продолжает:
- Вижу, что живёшь плохо, но станет лучше, если меня слушать будешь. Будет достаток и любовь, будет карьера и уважение…

Безостановочный поток слов даже немного завораживал. Честно! Пока не прозвучала «кодовая» фраза:
- Ты денюжку возьми, в платок положи, я погадаю, поколдую, и всё будет, как хочешь.
Ты добрый, честный. Сигарет не жалеешь. И судьба для тебя жалеть не будет.

Тут-то я и включился. Ах ты ж, сволочь, думаю! Будет тебе платочек с баблом! Делаю страшные глаза, набычиваюсь весь, к её лицу нагибаюсь и говорю (только не смеяться):
- Имени Христа тебе не слышать. А Христу тебя не видеть! Скроет очи его пелена, а с глаз Сатаны спадёт. Сатана посмотрит, Сатана прикажет. Как скажет - сделаешь. Как скажет - умрёшь. Будешь во тьме ходить, не видеть света. Будешь детей своих в пасть Нечистому
с радостью отдавать. Будешь слепа и глуха. Будешь грязна и убога. Будешь в Аду гореть!
Не знать тебе счастья. Не знать тебе любви. Будет так, как я сказал!

Потом еще что-то пробормотал, пострашнее… Рукой замысловатый жест сделал. Отвернулся и пошёл своей дорогой.
Цыганка глаза выпучила и стоит, вслед смотрит...
А потом вдруг взяла и за мной побежала:
- Стой! Подожди! Сними проклятие! Ну сними, дорогой. Я всё сделаю!

Во как! Поверила! Стою и смотрю на неё мрачно.
- Денег дать? На! Возьми… - протянула рублей пятьсот.

Я деньги взял, и сказал:
- Брысь отсюда, червина! Чтоб я тебя не видел. Увижу ещё - на следующий день ослепнешь!

Боже мой, как она чесанула от меня! Юбки подобрала и убежала. Вот так, оказывается, они тоже боятся. И на них тоже влиять можно...
Может, я и не прав, но виноватым себя не чувствую. Ни за тот бред, что говорил, ни за деньги, что взял. Если ещё такая ситуация будет - сделаю так же, а может, ещё что придумаю… Поэффектнее…))

А за всем этим мент смотрел, курил. Глаза по восемь копеек!!!
Говорит:
- Ишь ты! Шоб цыганку, да так шустро!...
А у меня выражение лица ещё измениться не успело.
- Эй, ты только на меня так не смотри, ладно? Я что, я ничего. Просто тут стою, курю…

И этот испужался... Да ещё так смешно. Глазки выпучил и рот открыл…
Улыбка пробивается, но всё же нашёл я в себе силы мрачно отвернуться и только потом за углом рассмеяться. Ну, чтоб не портить впечатление… Заодно и карманные деньги на пиво и сигареты заработал…

Окутанные легендами и домыслами, цыгане зачастую кажутся нам какими-то сказочными существами. К цыганкам ходят гадать, но пугают ими детей, пляшут «цыганочку» и любят цыганскую музыку, но стараются держаться подальше, встретив на улице.

Накануне Международного дня цыган, который отмечается 8 апреля, мы смогли уговорить цыганку Ольгу Иванову, которая живет в Чапаевске, рассказать нам про традиции своего народа.

Чтобы добраться до Владимирского поселка, нужно проехать на электричке мимо вокзала и выйти на следующей станции 1053 километр. Если повезло оказаться в первых вагонах, то получится выйти на бетонный перрон, а вот остальным приходится спрыгивать прямо на насыпь из щебня и идти по раскисшей весенней грязи.


Сам поселок появился еще в начале прошлого века, здесь жили рабочие заводов по производству пороха и химического оружия. Теперь дома заняты преимущественно цыганами и выходцами из бывших союзных республик, сбежавшими в Чапаевск в поисках лучшей жизни.

Передвигаться по поселку из-за весенней распутицы лучше на болотоходе, но в маленьком домике Ольги очень чисто и уютно и совсем не похоже на быт цыган, с которыми мы встречались в таборе возле села Яицкое. И различий очень много — начиная с диалекта, заканчивая основополагающими традициями.

- Мы — русские цыгане, — рассказывает Ольга. — Никакие не «русские рома», кто это придумал? Мы так и называем себя — «русские цыгане». У нас народов много, мы даже между собой не можем общаться на своем языке, мы разговариваем по-русски.

- У нас, например, как у русских хоронят. Только стол не убирается, день и ночь люди идут. На третий день хоронят, ну или на четвертый-пятый, если кого из родственников ждут. А вот у нас зять умер из и удивление взяло, что на ковре лежит гроб, а не на лавках. А у нас — так же, как у русских. Только чуть-чуть побогаче! И земля у нас не падает на человека. У вас же вот сколько выкопают земли, столько и засыплют, а у нас навес. Гроб как под столом оказывается, понимаете, нет?


В каждой комнате у Ольги есть уголок с иконами. Русские цыгане в основном исповедуют православие — по крайней мере, как они его понимают. Собственные традиции и христианство сплелись в такой клубок, что родились собственные легенды.

- Мы же православные, я верю в Бога. Хотя много горя я пережила — брат утонул, дочка разбилась, но все равно в Бога верю. Мы и Рождество справляем. Приходим друг к другу, посидим. По старшинству ходим — сначала к старшим идем, а потом к младшим.

Рождество, Пасха, Родительскую — все отмечаем. А своих праздников у нас нет, только православные. Русские праздники мы больно не признаем, Новый год не отмечаем.

Да, есть такой разговор, что, когда Иисуса распинали, цыган спрятал пятый гвоздь, который для сердца. Поэтому Бог благоволит к цыганам. Он сказал, что и воруют они, и гадают, и продают — и это входит в их обязанности! Но это все раньше было. Раньше же бедно жили, женщина все тащила на себе. Она и по дому, и к скотине и… весь кусок этот доставала. А сейчас и мужики работают!

Я скажу даже за своих братьев. Вот в Ульяновской области, где они жили, Петро, Платон, который утонул — там их вообще лелеяли в этой Смальковке. Даже отпускать их оттуда не хотели, они из-за меня сюда переехали.

Вот раньше чем женщина работала? Просили. Гадали. И воровали, что уж сказать. Вот даже так было. Даже такие ученые, институты кончали — подходят (погадать) к цыганке. Потом цыганка что-то берет — и она (ученая) кричит. Да ты ученая, а цыганка — никто!

Вот даже я — думаете, у меня карт нет? Есть у меня карты. Вот одна потеряла все документы, и я ей сказала — через казенный дом всё будет. И правильно, через ГАИ ей все документы нашли. Вот что я за вас скажу. Вы простой человек и доверяете людям, сколько раз обмануты были.

Я пытаюсь вернуть разговор на традиции и взаимоотношения между цыганами и другими народами. Но Ольга говорит об обидах неохотно. Главная ценность цыган — это семья, и все воспринимается через личные и соседские взаимоотношения.

- Не хочу обидеть, но русский народ… он с тобой поест, попьет, а идет по улице — и не скажет «здравствуй». У меня сосед, мы с ним каждый год воду делаем, идет с женой по улице — ну что ты, боишься «здравствуй» сказать?

Это такая часть народа, которая потеряла свои традиции. Вот тут мы дружим, а вышли в город, встретили цыганку — и прошли мимо.

Или вот идут навстречу с ребенком, мальчишке лет 6 от силы. И одета я не то чтобы по-цыгански совсем, ну юбка длинная, все такое. И он говорит: «Ой, бабушка, смотри, цыганка идет! Пойду к ней погадаюсь!» Это же так настраивают. А раньше детишки собирали камни и кидались.

Один цыган украл — на остальных думают, что все такие. Вы спрашиваете, что просить — это традиция. Да как нужда заставит. Никто из нас, семерых, никто, кроме меня и сестры, не знал, как милиция открывается. Никогда ни за что не привлекались, работали и работают.

Я за свою маму расскажу. Она женщина была очень простая, ни гадать не умела, ни воровать. Отец у нас лошадей воровал, а она не могла так. Мы стояли у церкви. Она только циферки знала и буковки. Но всех нас семерых все же научила. Мы же по два, по три класса кончили. Но ни один родитель не пошлет своего ребенка воровать.

Женская тема у нас становится главной в разговоре, и я спрашиваю о браке.

— Ну что сказать, у всех по-разному. В Стромилове в 13-14 лет выдают замуж. У меня одна дочь вышла на 21-м году, другая — на 18-м году, Рада — на 17-ом году. Я выходила на 16-ом году, меня родители отдали в 1976 году. Отдали и так мы жили, пока не умер. Родители понимали, где их ребенок может лучше жить, отдали в более богатую семью. Каждый родитель хочет, чтобы ребенок был устроен.

Стромиловские (цыгане из Яицкого), они один раз замуж выходят и всё. Но там родители еще калым берут. А у нас, если есть возможность, сделай девичник. Жених делает или совместно как-то. Нас они считают за русских.

Чтобы выйти замуж не за цыгана, нужно переступить свой закон, хотя женятся и уходят. И живут иначе, конечно. Но вот даже то, что мы с вами сидим и общаемся — из-за этого могут быть уже разговоры. Знаете, охота уже перешагнуть через это всё. Выступить в защиту своего народа и сказать: ну сделайте хоть что-то для наших детей.

Ольга с одной стороны признает, что перемены в укладе необходимы, и без «выхода во внешний мир» цыгане будут всё глубже увязать в своих проблемах. Но когда речь идет о молодежи, не желающей жить по-старому, начинает хмуриться.

- В штанах стали девки ходить, это раз. Вот этот телефон — «алё, алё» по всем ночам, ноутбук. Маленькие быстро перенимают. Что русские делают, то и наши. От традиций отходят. Могут просто взять и не прийти. Вот скажу даже за внучонка. До армии с цыганкой общался, а пришел — татарку взял. Устроился на работу инкассатором, живет там. Может, и расписался уже, я не знаю, они далеко живут.

— Это хорошо или плохо?

— Конечно плохо! Он отбился от своего народа.


Решение проблемы Ольга, как и многие другие цыгане, видит во внешнем воздействии. Ей кажется, что государство должно заставить цыган учиться и работать — тогда все наладится.

— Главное — это школа. Раньше хоть приходили, милицией пугали: «Иди в школу!» А сейчас нет этого. В городе одна школа принимает, восьмая. Она принимает все народы без различия. Очень хорошие учителя, удивительные. Вот иди в тринадцатую — не возьмут цыгана. Простому человеку в такую сложно попасть. Хотя по ЕГЭ наша школа хорошие результаты показывает.

Цыганских детей много ходит в школу, но они как учатся — день ходит, два — больной, на третий — выходной. А если бы они немножко действовали на родителей… Вот не придет завтра твой ребенок — я позвоню в милицию, и всё. Я понимаю, по семейным обстоятельствам все может быть. После меня пять человек было, я бы выучилась. Но «Оля, чего в школу не пошла? — Мама пошла в деревню просить, не с кем детишек оставить».

С одной стороны, это звучит по-детски наивно. Но цыгане мерят по себе. Неожиданно входная дверь открывается, и на пороге показывается русский парень, робко переминаясь с ноги на ногу. Ольга собирает миску котлет и передает ему.

- Заходи, Андрюш. А чего бокал не принес? У тебя там хлеб есть?

Андрей кивает, забирает миску и уходит, плотно затворив за собой дверь.

— Вот, русский пацан. Освободился в октябре. Диплом есть, паспорт, а прописки нет. Все, живет всю зиму в домике рядом. Ну а что, помогает по дому, на работу иногда провожает, снег уберет. Ну а что, бедно живет, страдает. У нас раздела нет, что сами едим, то и ему. У него дом был, а когда сидел, дом снесли. И теперь надо что-то делать. А ведь и не пьет пацан .

Ольга не называет такую помощь чисто цыганской традицией, но цыгане стараются поддерживать не только друг друга, но и соседей, и своих знакомых. Общинные традиции с одной стороны держат их в изоляции, но с другой — помогают выжить.


Поднимаем тему иерархии в цыганском обществе, и Ольга смеется:

— Я вам честно скажу, хоть на расстрел меня отведите, я так скажу — никогда не было у цыган барона! Был умный человек, у которого была бумажка (удостоверение личности). Вот к примеру, милиционер остановил (табор) и женщин спрашивает:

- Где муж?
— Разошлась!

А детишек-то полно. Вот и порхали своей одеждой яркою, и от крика милиция уже уходила. А остальные в лес убегали. Оставался только один, который бумажечку имел и говорил с милицией.

- Ты табор ведешь?
- Да, я!

Но никто его не выбирает. Просто так получается, что люди сами идут к умному человеку. Кто грамоту знает, законы, может помочь справку какую-нибудь оформить. Но и полномочий у него не так много. Вот, например, я торгую, а он не может мне запретить. Ничего он мне не сделает.

Вот меня по телевизору показали однажды, и тут же пошли ко мне за помощью — «трудоустрой меня!» А что я могу сделать? У нас же никакой службы нет, никакой помощи.

Нужно прямо объявление написать: «Цыганский народ, кто желающие идти на работу! Ваш вопрос будет решен!»

Возможно, в таком наивном призыве Ольга права. Положение цыган само по себе не может измениться к лучшему, а проблемы одного народа порождают проблемы у остальных. Человеку с двумя или тремя классами образования практически невозможно социализироваться, он не знает своих прав, не понимает обязанностей. В Чапаевске, где найти работу сложно даже образованному человеку, малограмотные цыгане оказались в бедственном положении.

Цыгане нередко вспоминают указ об оседлости от 26 октября 1956 года — «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством». И если раньше меры в отношении цыган считались жестокими, то теперь всё чаще сами цыгане говорят о том, что сейчас они бы согласились на такую помощь.

Партнёрский материал, подготовленный в рамках государственной программы Самарской области «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов Самарской области»

Цыгане в прессе и литературе часто представлены бесстыжими или распутными, а то и сочетающими эти два качества. Мне доводилось читать и про промискуитет в цыганской среде, и про право первой ночи со стороны барона, и про ветреность, неверность и своенравие цыганских жён, и про процветающую среди цыганок проституцию, и про многоопытность цыганских незамужних девочек, и что эти девочки специально беременеют, чтобы больше подавали. Всем знаком анекдот «мужик, дай рупь, я тебе пипиську покажу?», и бродят по интернету фотки с гадящими на оживлённых тротуарах смуглыми мужиками, и приходилось видеть некоторым цыганок, откровенно кормящих грудью на улицах и в других общественных местах, да и источники ещё 19 века упоминали о бесстыже открывающих грудь цыганах и цыганках (мужчинам тогда это тоже вменялось в бесстыдство).

В чём же тут фишка? Где правда, где вымысел, и как видят цыгане целомудрие и стыдливость?

Правда в том, что у разных цыган эти понятия довольно сильно разнятся, а цыганский закон тут очень краток.

Он требует скрытия бёдер и коленей у взрослых от посторонних глаз, порицает супружескую неверность, женскую проституцию и гомосексуализм, и не оставляет никакой возможности у цыган меняться жёнами на ночь или отдавать невесту на первую ночь кому бы то ни было.

У всех цыган, кроме мадъярских, очень строгое отношение к поведению незамужних девушек. Девушка должна или выйти замуж невинной, или за того парня, что лишил её девственности. С этим связаны два свадебных обычая. Первый - вынос простыни. Во время свадьбы жених должен удалиться в специальное помещение и лишить невесту девственности (если семья богатая, то свадьба играется подольше, и первый, простите, половый акт происходит ночью; впрочем, не везде); затем свекровь берёт эту простынь и демонстрирует её присутствующим, может станцевать с ней. В общем, так же, как в лучших домах Европы… в Средние Века ^_^. Второй обычай: если парень лишил девственности девушку до свадьбы (смиловались они или украл он её), то свадьба играется не такая роскошная, и вместо ритуала с простынёй парень кланяется в ноги гостям и просит прощения за свой грех. Обычно гости прощают. Это не принято говорить, но бывает, что парень покрывает совсем чужой грех из любви или жалости к невесте. А жалеть есть за что: в былые времена «нечестную» невесту могли побить камнями, или обрезать волосы и признать осквернённой (а значит, выгнать из табора), да и её родителям доставалось так или этак; например, могли отца за недогляд впрячь в телегу и катать на ней по очереди всех гостей, по нескольку за раз. Сейчас всё не так экстремально, но худая слава одна уже может испугать, ведь положение цыгана в цыганском обществе держится фактически на личном рейтинге, а простое родство с «нечестной» девушкой может его сильно подмочить. Особо сказывается «нечестность» невесты на самых близких родственниках: родителей стремают за недогляд и плохое воспитание, сестёр подозревают, что их родители тоже не ссумели воспитать.

Отсюда и сохранившаяся традиция подростковых браков: либо боятся не уберечь, либо уже не уберегли ^_^ за подростками, да ещё так рано созревающими, бывает трудно уследить, знаете ли! Являясь принципиальной противницей подростковых браков (чёрт, стрёмно-то как - я вышла замуж в 17! на третьем курсе института...) , я не могу не отметить две особенности цыганских подростковых браков, которые меня радуют: девушку никогда не отдадут замуж до появления первых менструаций, юношу - до появления поллюций (ну то бишь если он осеменить не в состоянии, о какой роли мужа может идти речь; цыганский закон очень строг в отношении половой зрелости вступающих в брак), и на разницу в возрасте между мужем и женой более трёх лет смотрят очень-преочень косо (правда, с определённого возраста максимально приемлемая цыганским обществом разница уменьшается, т.е. если 12 и 18 - это экстремальная разница, то 22 и 28 - туда-сюда). Эти особенности так радуют потому, что традиция ранних браков не превращается в педофилическую.
Мне в разговоре об этом как-то привели два случая, почёрпнутые из газет, по мнению оппонентов, явно опровергающих правило разницы. Однако я утверждаю и буду утверждать, что это исключения, подчёркивающие правило. В цыганской среде есть традиция подростковых браков, но нет традиции педофилических связей.
Надо сказать, по счастью, подростковые браки становятся всё менее распространёнными в странах, где цыгане более или менее интегрированны в общество. Я слышала, что если раньше у русских цыган девочка невестилась в 12-14 лет, то в наши времена этот период чаще приходится на 15-19. Тут вообще надо серьёзно исследовать, чтобы что-то точно утверждать, тем более по всем цыганам мира.


Однако вернёмся к бёдрам и коленкам. Как мы помним, бёдра взрослого человека особенно нечисты - особенно женские бёдра. Ноги тоже нечисты, но как-то не сами по себе, а потому, что находятся под бёдрами - отслеживаете логику, да? Бёдра же нечисты настолько, что их неприлично даже показывать, и говорить о них или чём-то, связанном с ними (о дефекации, например, или там о менструациях). Так что никакого не может быть «дай рупь, покажу пипиську» или прилюдного облегчения для цыгана, соблюдающего цыганский закон . Гамно, кстати, также является нечистой вещью, ну очень нечистой, так что никакой речи о том, чтобы оставлять его на виду во дворе, тоже не может быть. Про гамно мы ещё поговорим подробней в одном из следующих постов.


По цыганскому закону, грудь не является стыдной частью тела. Материнская грудь вообще вещь святая! Так что её открытие для цыган и цыганок вовсе не признак бесстыдства. Однако стоит вспомнить, что помимо цыганского закона цыгане ещё соблюдают нормы своей религии, ибо весьма и весьма набожны. Поэтому, например - русские и испанские цыганки будут осуждать показ груди и юбку, не закрывающую всю ногу до щиколотки. Причём религиозные законы настолько глубоко вросли в общество, что исполняющие их смешивают их с цыганским законом, не отличая одно от другого. Мне доводилось слышать от цыганских девушек, что крещение и закрытие груди предписывается именно цыганским законом, при том, что анализ цыганских правил разных этногрупп, позволивший выделить ядро закона, показывает, что изначально в законе ничего такого не было.
Есть версия, что использование платков замужними женщинами также связано с религиозными мотивами.

Супружеская верность у разных цыган трактуется по-разному. Совершенно одинаково трактуется верность жён: за измену могут признать осквернённой и выгнать из, кхм, табора (в диких местах может и муженёк до смерти забить), и вапще. А вот по отношению к мужьям супружеская верность спрашивается по другому. У одних цыган это реально верность, на том же уровне, что у жён. У других могут признать нечистым, если ну слишком активно гуляет, или принёс заразную болезнь. У третьих может гулять, но не имеет права бросать без обеспечения семью, т.е. верность выражена финансово. У ловарей понятие супружеской верности считается относящимся только к женщине, и фсё. Слышала, что не только у них, но точней не скажу.

Проституция запрещена цыганским законом только для женщин, а однополая любовь - только для мужчин. Это теоретически. А практически, опять же, есть вариации: у русских цыган мужская проституция запрещена, и на лесбиянку/ бисексуалку смотреть будут косо, если вообще не вычеркнут из списка цыган. В то время как от чешских и румынских цыганок я слышала рассказы, что мужчины из среды французских и испанских цыган безо всякой опаски остракизма могут продаваться богатеньким гаджичкам. Тут за что купила, за то продаю, но такой вариант не исключаю.

Цыгане и белорусы держатся обособленно друг от друга. В основном потому, что за века и у них, и у нас уже сложилось традиционное мнение друг о друге. Стереотипы эти, как всегда, не только меряют всех под одну гребенку и не меняются со временем, но и трудно искореняемы в принципе. Впрочем, есть один способ – просто узнать цыганские национальные обычаи и попытаться понять их. Именно поэтому в собеседники мы выбрали Олега Козловского, главу общественного объединения «Белорусская цыганская диаспора».

- Олег, почему же, на Ваш взгляд, происходит взаимное дистанцирование цыган и белорусов друг от друга?
- Это явление присутствует не одно десятилетие, а, может быть, и столетие. Давно существуют стереотипы про цыган. Они ассоциируются с каким-то криминалом, недоверием, если кто-то из чиновников узнает, что в бизнесе участвует цыган, то начинает подозревать, что там что-то нечисто. Даже если есть какое-то хорошее начинание, часто бывает, что чиновники не хотят за это браться, потому что боятся лишних кривотолков.
Раньше очень много говорили и том, что цыгане крадут детей. Есть даже семьи, в которых детей пугают цыганами, мол, придут, тебя заберут. Все происходит из-за негативного видения нашей жизни, наших особенностей. Одни побороть это мы никогда не сможем, нужна помощь государства везде, где живут цыгане. Первым делом нужно поднять образование нашего населения. Чтобы они могли войти в общество нормальными людьми, которые бы трудились на благо родины. Проблема и в том, что многие цыгане пошли по криминальной стезе. И делают они это не потому, что хотят именно этим заниматься, а потому что им больше негде достать средства к существованию. Ну правда же, что их не хотят брать на работу. Любого другого возьмут быстрее.

- Но ведь и у цыган есть деление на своих и чужих?
- Да, и это правда. Есть «рома» - наша нация, и «гаджи» - все остальные. Еще есть «корохайя» или «калэ», как мы еще говорим, - это азиатские люди, темные. От «гаджи» мы всегда жили отдельно. Мы живем в таком закрытом состоянии. Наши обычаи, наши проблемы мы никогда не выносим на общее обсуждение, мы все решаем в своей семье. У нас существуют свои цыганские суды. Суд чести, так называемый. Если ты согрешил или где-то соврал, то мы заставляем человека поклясться в правдивости своих слов. И клятва дается только одному человеку. Она окончательна. Ты можешь поклясться перед нецыганом, и это ничего не будет стоить, как говорится, три копейки не будет стоить.

- Продолжая тему судов. Кто имеет право судить?
- Суд состоит из старейшин. Исходя из сегодняшней жизни, это необязательно люди пожилого возраста, могут быть цыгане, зарекомендовавшие себя с хорошей стороны, как надежные и правдивые люди.

- А в белорусской диаспоре сколько таких Вы можете назвать?
- Их немало. У нас в каждом городе есть свои суды. То есть в каждом городе три-четыре-пять человек состоит в суде.

- И за какие преступления судят?
- Преступлений очень много. Допустим, если молодой человек без причины оставляет девушку, на которой женился, это уже наказуемо. Ты должен объяснить, почему ты это сделал. Кроме этого, бывают коммерческие споры. Есть у нас такое понятие, как «магирдо» - это человек, исключенный из общества. Если он обманул, ему поверили, потом еще раз обманул… Он не имеет права ни за столом находиться, ни взять рюмку или вилку. Наказание это хуже смерти.

- Что насчет других национальных обычаев? Насколько произошла ассимиляция?
- Прежде всего, мы уже не ходим в национальных одеждах. Во-вторых, мы забыли многие слова из цыганского словаря. И в нашей речи уже присутствует русский язык. Ведь у нас нет школ или даже отдельных классов по изучению нашей истории, культуры, танца. На это, с одной стороны, нет денег, с другой - нет преподавательских кадров. Хотя всех детей в семьях учат двум языкам – русскому и цыганскому.

- А в плане обрядовой стороны праздников?
- Цыганские обряды не многим отличаются от белорусских или русских. Единственное условие - девушка должна быть чистой. Это номер один, и простыня показывается всем.

- Это сохранилось до сих пор или это просто формальность?
- Это сохранилось до сих пор и обязательно на каждой свадьбе. В остальном свадьба такая же, к какой привыкли белорусы. Только песни и танцы цыганские. Все без исключения цыгане поют, особенно, когда выпьют. И еще у нас мужчины сидят отдельно, а женщины отдельно.

- А почему?
- Мужчина есть мужчина, а женщина - это женщина. О чем ты можешь разговаривать за столом с женщинами? Ты с мужчинами должен общаться. Дома для жены есть время.

- Насколько я знаю, брак цыгана и нецыганки не приветствуется…
- Да, это так. Растворение крови. Если такое происходит, она должна принять цыганские законы целиком и полностью и жить по цыганским обычаям. Женщины у нас не ходят в брюках. Женщина не говорит, когда говорит мужчина. Когда к цыгану в гости приезжают цыгане, женщина только подает угощение, она не имеет право сидеть за столом. Мужу она подчиняется душой и телом.

- А измена?
- О, карается. Женщина отлучается от общества, если она изменила. Чаще всего она уезжает в другой город, где ее не знают.

- А как с женским образованием?
- На нижайшем уровне. Если ребята сейчас начинают поступать в учебные заведения, то девочек совсем мало. Отношение примерно один к девяти.

И вот ваша организация выступает за повышение уровня образования цыган с одной стороны, а с другой вы обязаны подчиняться национальным законам, по которым женщина не может противоречить мужу…
- Да, есть такой парадокс. Вот нам такая европейская организация Центр по защите прав цыган говорит: вы не имеете права женить детей в пятнадцать-шестнадцать лет, это противоречит демократии. А как же мы не имеем права, если это входит в наши законы? Что может решить девушка в шестнадцать-семнадцать лет? За кого ей выйти замуж, решают ее родители, и в 90 процентах без ее согласия.

- А зачем девушку так рано отдавать замуж?
- Чем раньше это произойдет, тем лучше, тем быстрее она привыкнет. А когда ей 20-25, у нее уже сформированы какие-то увлечения, которые могут завести не в ту сторону, мы от этого оберегаемся. Бывает, что молодые, которые полюбили друг друга, убегают. Потом возвращаются, но что ж уже сделать - приходится их женить. Но это не приветствуется.

- А детям, может, по каким-то правилам даются имена?
- Нет, имена нам даются православные. Правда, лет 30-40 назад была мода называть детей как в индийских фильмах - Артуры, Раджи. На самом деле я немного знаю цыганских имен - пять-шесть. Мерикла от слова «бусы», Патрина от слова «картина», мужские Забаро, Лачо, Гожо. Мы их сейчас редко применяем, потому что нет их в церковном словаре, чтобы крестить ребенка.

- Чаще всего цыганский народ ассоциируется с гаданием…
- Гадание - исконно народное цыганское занятие, несмотря на то, что по христианским законам узнавать будущее - это грех. Секреты гадания передаются из поколения в поколение по женской линии. Это у них в крови. И ведь в большинстве своем цыганки угадывают многое. А насчет гадалок на улице… Белорусских женщин чаще всего подводит собственное любопытство и желание кого-нибудь приворожить.

- Цыгане и медведи – тоже уже вроде как неразделимые понятия…
- Что касается отношения к животным, то цыганам Богом дано понимать их. Они всегда говорили на языке животных. Медведей сейчас, наверное, ни у кого нет. Хотя вот когда я был маленький, лет восемь, брат купил медвежонка. Как я его любил! Хотя и сторожить его приходилось, чтобы не убежал. А когда из соски молоко пил, так смешно урчал. Потом мы его кому-то отдали.

- А какие черты характера Вы можете назвать национальными?
- Номер один - цыган в доме хозяин. Из этого следует наша устойчивая семейная жизнь, и меньше от этого разводов. А в целом, можно сказать, что цыгане - горячий народ.

2. Своим национальным безалкогольным напитком цыгане считают чай. В чёрный чай добавляются различные травы и ягоды

3. Из алкогольных напитков цыгане больше предпочитают крепкие. Для мужчин предпочтительнее водка, для женщин – коньяк. Виноградные вина, как правило, не употребляются. Почётным считается много пить, но при этом не пьянеть

4. Молодым ромалам обычно запрещается употреблять алкогольные напитки при представителях старших возрастов или же предписывается спрашивать их разрешения

5. Культ возраста у цыган выражается уважением не просто к пожилым людям, а уважением к тому, кто старше, вообще. Мнение старших по возрасту воспринимается как авторитетное. Страшным преступлением считается поднять руку на старого человека, даже если он физически крепок

6. У многих цыган отношение к молодой женщине непочтительное до тех пор, пока она не родит ребенка. Зато статус матери окружён почётом

7. Традиционно цыгане много курят. Первая причина - мистическая. По древним поверьям, огонь и дым отпугивают бесов и неупокоенных мертвецов. Чтобы они точно не добрались до человека, курить надо непрерывно. Вторая причина - эстетическая. Считается, что от курева голос становится правильным для пения

8. Самый популярный вид цыганских сказок - страшилки. Обычными персонажами таких страшилок являются ожившие мертвецы и упыри, что, похоже, является отзвуком фольклора индийских предков, а также мелкие духи вроде леших и домовых

9. У некоторых цыган считается, что человеку на том свете нужно все тоже самое, что и в обычной жизни. Если умирает человек, то, в зависимости от его пола, родственникам или друзьям передают через гроб 3 предмета: икону (умер мужчина - мужскую, женщина - женскую), постель и ковёр, символизирующий дорогу

10. Из украшений, у цыган популярны сделанные из золота перстни. У восточноевропейских представителей этой народности в большой моде наборы из восьми перстней примерно одной толщины, по перстню на каждый палец руки, кроме больших, обязательно различающихся узором

11. Серьга в одном ухе у цыгана означает, что он единственный сын в семье

12. Со стороны женщины считается невежливым проходить перед мужчиной, если можно обойти его сзади, и стоять спиной к мужчине, если он сидит

13. Короткие волосы у цыган – это символ бесчестия. Волосы остригали изгнанным и изолированным. До сих пор цыгане избегают совсем коротких стрижек

14. У цыган есть «нежелательные» профессии, которые обычно скрываются, чтобы не «выпасть» из своего общества. Это, например, фабричная работа, уборка улиц и журналистика

15. Цыгане понимают многие простые фразы, произнесённые на хинди. Поэтому они так любят некоторые индийские фильмы

16. У цыган не принято говорить вслух о любви, нельзя прикоснуться к чужой женщине даже в танце

17. Чаще всего, это очень талантливые, веселые и доброжелательные люди, богатые на песенные традиции, которые оказали большое влияние на культуру России



Загрузка...