paradisemc.ru

Ценности человеческой дружбы настоящей дружбы. Нравственная ценность дружбы. Психологическое понятие дружбы у подростков

Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские и зарубежные писатели-классики. Вспомним роман И.А. Гончарова «Обломов». У Ильи Ильича - главного героя этого произведения - есть лучший друг Андрей Штольц - деятель­ный, инициативный, успешный, трудолюбивый человек, умеющий самостоятельно решать возникающие жизненные проблемы. Сам же Обломов ленив и не приспосо­блен к жизни, что и послужило причиной обнищания его имения. Как истинный друг, Штольц помогает Обломову в трудную минуту: с готовностью берёт на себя приведение в порядок его финансовых дел. А после смерти Ильи Ильича занима­ется воспитанием его сына. Таким образом, этот литературный пример показыва­ет: истинная дружба подразумевают доверие и бескорыстную самоотдачу, поэтому является одной из важнейших человеческих ценностей. Не случайно Аристотель говорил: «Друг - это одна душа, живущая в двух телах».

Проблема ценности дружбы затрагивается и в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе» . В этом произведении показано, каким положительным изменениям за время дружеского общения с детьми подземелья подвергся характер главного героя

Мальчика Васи. Сын судьи научился проявлять терпение, смягчать чужую боль, сострадать, отвечать за свои поступки.

Жалея Марусю, нищую, слабенькую и болезненную девочку, Вася всегда ста­рался её чем-то порадовать. Он сам недоедал и приносил сестре Валека специально сбережённые для неё с обеда лакомства, а также яблоки из своего сада. Вася был счастлив, когда Маруся радовалась его подаркам. Так, благодаря дружбе с этой де­вочкой в характере мальчика появилось сострадание и умение смягчать чужое горе. По ночам у него сжималось сердце от боли сожаления, когда он думал о сером кам­не подземелья, который постепенно забирает у Маруси жизнь.

Поэтому, приходя в гости к друзьям, Вася каждый раз развлекал Марусю, рас­сказывая ей сказки. При появлении сына судьи девочка «хлопала в ладони, а глаза её блестели искренним интересом».

Заметив, что его маленькая подруга не может быстро бегать во время игр, Вася начинал двигаться медленнее. Когда та уставала, он приносил ей цветы и терпеливо сидел рядом, наблюдая, как Маруся их перебирает. Так Вася научился проявлять терпение.


Чтобы порадовать умирающую девочку, сын судьи принёс из дома красивую ку­клу, которую на время попросил у сестры. Маруся очень обрадовалась этому по­дарку: таких игрушек у неё никогда не было. «Действие этой нарядной фаянсовой барышни на нашу больную превзошло все мои ожидания. Маруся, которая увядала, как цветок осенью, казалось, вдруг опять ожила. Она крепко меня обнимала, так звонко смеялась, разговаривая со своей новой знакомой... Маленькая кукла сделала почти чудо: Маруся, давно уже не сходившая с постели, стала ходить, водить за собой свою белокурую дочку, и по временам даже бегала, по-прежнему шлёпая по полу слабыми ножками» . Девочка ни за что не хотела расставаться с куклой. Даже перед смертью, теряя сознание, она крепко держала её в руках.

Вася чувствовал себя нужным детям подземелья и был счастлив, что хоть как-то мог скрасить их безрадостное, нищенское существование. Не видеть друзей стало для него самым большим лишением. Всё тепло своей души он отдавал Валеку и Марусе.

Дружба с детьми подземелья помогла Васе наладить взаимоотношения с отцом, по-новому посмотреть на него. Валек убедил друга в том, что его отец - честный человек. Вася стал им гордиться.

Так на примере поступков своего героя В.Г. Короленко показывает: дружба пред­полагает самоотдачу каждого из нас в отношениях с друзьями и в этом состоит её ценность.

Мысль о важности дружбы в жизни человека звучит и в романе Ремарка «Три товарища». Отто Кестер без колебаний принимает решение продать автомастер­скую и свой любовно собранный гоночный автомобиль, чтобы заплатить за лечение возлюбленной своего друга, у которой обнаруживается серьезная болезнь. Так на примере самоотверженного поступка своего героя Ремарк показывает: настоящий друг - тот, кто искренне сопереживает беде товарища, кто в любое время дня и ночи способен бросить всё и мчаться ему на помощь, кто, не раздумывая, может отдать самое дорогое, что есть у него, если нужно помочь друзьям. Именно в этом, по мыс­ли писателя, и состоит ценность дружбы.

Итак, приведённые литературные примеры позволяют сделать вывод о том, что настоящий друг в трудную минуту всегда придёт на помощь. Это заставляет нас с уважением относиться к друзьям и ценить дружбу с ними.


Ярким примером может выступать роман-эпопея «Война и мир» Л.Н.Толстого, где на примере взаимоотношений Болконского и Безухова писатель доказывает существование истинной и преданной дружбы. Андрей Болконский, желанный гость в светском обществе. Он умён, с безупречными манерами и холодной вежливостью. Пьер же добр, искренен, бескорыстен, что отличает его от людей высшего света, где много лицемерия и фальши, где нет места душевной открытости и красоте. Оба героя далеки от расчетливого дворянского общества. Несмотря на всю простоту, Пьер весьма мудр и разумен, что сближает его с князем Болконским. Несмотря на жизненные трудности, Андрей и Пьер всё же продолжают верить в добро и справедливость. Они глубоко уважают друг друга, поддерживают в минуты душевного кризиса. Пьер разделил печаль и тоску Болконского после смерти жены и разочарования его в «своем Тулоне».

А князь Андрей во всем доверяет своему другу. Так, он, уезжая на войну, говорит Наташе, чтобы она обращалась за помощью только к Пьеру. Именно друг дает совет отчаявшемуся Андрею: «надо жить, надо любить, надо верить». При различии характеров и темпераментов мы видим интеллекту¬альную общность этих людей, их целеустремленность и настойчивость в достижении поставленных целей, а также верность и искренность в дружеских отношениях.

Обновлено: 2017-05-05

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Творческая работа на тему:

В чем заключается дружба подростков.

Выполнила:

Ученица 11 кл

ООШ I-III ст.

С. Терновая

Скрыпник Надежда


Храните, о, друзья, храните

Ту ж дружбу с тою же душой,

То ж к славе сильное стремленье,

То ж правде-да, неправде-нет,

В несчастье гордое терпенье,

И в счастье-всем равно привет!

Вряд ли найдется человек, который не задумывался бы о сущности дружбы.

Что такое дружба с точки зрения психологии? Все ее житейские определения суть метафоры, каждая из которых высвечивает кокой-то один ракурс проблемы. «Друг-товарищ» подразумевает наличие совместной деятельности и общих интересов. «Друг-сострадальник» олицетворяет эмоциональное сопереживание. «Друг-собеседник» высвечивает коммуникативную сторону дружбы, самораскрытие и взаимопонимание.

Люди всех времен и народов почитают дружбу величайшей социальной и нравственной ценностью. «Если найдешь разумного друга, готового идти вместе, праведно живущего, мудрого, превозмогающего все невзгоды,­­ ­- иди с ним, радостный и вдумчивый. Если не найдешь разумного друга, готового идти вместе, праведно живущего, мудрого,- иди один, как царь, отказавшийся от завоеванного царства…» - учит Дхаммапада, собрание религиозно-этических изречений раннего буддизма (III- I вв. до н. э.)

Своеобразный итог древнегреческой философии дружбы подвел Аристотель, который дал в «Никомаховой этике» первый цельный очерк теории дружбы как самостоятельного нравственного отношения, не совпадающего с другими видами социальных связей и эмоциональных привязанностей. Дружба по Аристотелю, величайшая социальная и личная ценность, «самое необходимое для жизни. Действительно, никто не выберет жизнь без друзей, даже в обмен на все прочие блага». Дружба, основанная на соображениях пользы не может быть ни истинной, ни прочной. Эта дружба постольку поскольку, ибо не тем, что он именно таков, каков есть, вызывает дружбу к себе тот, к кому ее питают, но в одном случае тем, что он доставляет какое-нибудь благо, и в другом – из-за удовольствия. Конечно, такие дружбы легко расторгаются, так как стороны не постоянны (в расположении друг к другу).

Совершенная же дружба бескорыстна и не знает разграничения. Соображения пользы, удовольствия, взаимопомощи, не имеют в такой дружбе решающего значения, потому что отношение к другу в принципе не отличается от отношения к самому себе. «Все проявления дружбы из отношения к самому себе распространяются на отношение к другим. И все поговорки в этом согласны, например: «душа в душу», и «у друзей все общее», и «уравненность – это дружность», и «своя рубашка ближе к телу…»

Друг – наше второе Я. Ближе друга у человека никого нет, поэтому, считает Аристотель, количество друзей имеет пределы. В понимании Аристотеля, дружба уже не является ни традиционным социальным институтом, ни разновидностью расчетливого товарищества, ни проявлением влечения, ни абстрактной добродетелью, а самостоятельным высокоиндивидуализированным межличностным отношением.

Еще Аристотель писал, что «дружба-это самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если бы он имел все блага». И действительно, трудно человеку в жизни, если он один, если нет рядом верного друга. Как же его найти, того, единственного, настоящего? Как узнать его?

Многие, кажется, вообще перестали понимать, что такое дружба и кто твой друг. Часто дети говорят: «Мы дружим: вместе идем в школу, вместе возвращаемся домой». И это все? Неужели это и есть дружба? Неужели этих двоих можно считать друзьями? Думаю, нет. Им просто по пути. Или вот такой пример. Дал списать контрольную - друг. Не дал – не друг. Поступки, продиктованные корыстью, - это поступки не друга, а ищущего выгоду человека.

Мы часто слышим в своей жизни, что настоящий друг познается в беде. Но неужели, чтобы найти друга, или убедиться в том, что он «настоящий», нужно обязательно попасть в беду? Наверное, не только в беде познаются друзья. Тут я согласна с мудрецом, который говорил, что истинный друг не только тот, кто поможет тебе в беде, а тот, кто искренне порадуется с тобой в светлые минуты твоей жизни. Настоящий друг-это тот, на кого ты можешь положиться, как на самого себя, тот, с кем тебя объединяют общие дела и интересы. А вместе преодоленные трудности, безусловно, добавляют доверия. Станешь ли ты открывать свое сердце всем своим знакомым, какими бы хорошими людьми они ни были? Нет, наверное. Поэтому и говорим мы про единственного друга, которому можно довериться и в беде и в радости. Дружба проверяется испытаниями (как в песне В.Высоцкого):

Если друг оказался вдруг

И не друг, и не враг, атак…

Если сразу не разберешь,

Плох он или хорош,-

Парня в горы тяни - рискни,

Не бросай одного его!

Пусть он в связке одной с тобой-

Там поймешь, кто такой.

Вот именно: в одной связке, на всю жизнь. Тогда это друг. А про беду говорят, наверное, потому, что в критических ситуациях острее и четче понимаешь, на что способен человек. Но не менее важно и умение разделить радость, не поддаться зависти, а то и просто суметь помолчать.

Настоящий друг – это тот, который сам и неожиданно появляется в самые сложные моменты жизни, тот, кого не нужно просить о помощи, - он сам тебе ее предложит. Настоящий друг- это тот, кто, достигнув определенных высот, останется твоим другом.

Иметь настоящего друга всегда важно и ответственно. Настоящие товарищи должны дорожить дружбой и уважать друг друга. Без друзей жить не только трудно, но просто невозможно.

Как же формируется потребность и способность к дружбе в процессе развития ребенка? Хотя этот вопрос имеет важное практически-педагогическое значение, изучение общения и дружбы маленьких детей очень долго недооценивалось психологами.

Психоаналитическая теория мало интересовалось общением ребенка со сверстниками, потому что ее внимание было приковано к взаимоотношениям ребенка с матерью.

Между тем коммуникативные навыки и соответствующие свойства личности ребенка формируются в общении не только с родителями и другими взрослыми, но и со сверстниками.

Чем яснее мы осознаем, что ребенок не пассивный объект нашего воздействия, а активный субъект развития, тем важнее представляется общение ребенка со сверстниками, в ходе которого формируется эмоциональная восприимчивость. Интерес к психологии детского общения, включая дружбу, в последние годы растет.

Генезис дружеских привязанностей ребенка имеет ряд относительно автономных параметров.

Во-первых, поведенческие характеристики дружбы: круг людей, из которых выбираются друзья, формы общения и т. д.

Во-вторых, когнитивные аспекты дружбы: представления о дружбе, характерные для данного возраста; уровень взаимопонимания, доступный на данном этапе развития и т. п.

В-третьих, эмоциональные аспекты дружбы: характерная для данного возраста тональность дружеских отношений; уровень развития эмпатии и т.д.В-четвертых, коммуникативные аспекты дружбы: уровень межличностной компетенции индивида; умение завязывать знакомство, переходить от низших уровней общения к высшим и т. д.

В-пятых, ценностно-нормативные аспекты дружбы, связанные с развитием самосознания: тип личностных потребностей, удовлетворяемых дружбой.

В современной психологии детская дружба рассматривается либо как аспект, функция и показатель индивидуального развития ребенка, либо в контексте развития групповых, коллективных отношений, либо в русле сравнительных исследований, основанных на наблюдении за функционированием детских и юношеских групп, компаний и пар в естественных условиях.

В возрасте с шести-двенадцати лет дружбу понимают как взаимовыгодную кооперацию: дети осознают необходимость взаимопомощи, но придают собственным интересам большее значение, чем принципу взаимности. Далее девять-пятнадцать лет на авансцену выходит потребность совместно переживать, делиться сокровенным; ребенок начинает смотреть на свои дружеские отношения с точки зрения третьего лица, понимая их как сотрудничество ради общих интересов и одновременно – как исключительное, всеобъемлющее отношение. Наконец, в подростковом возрасте старше двенадцати лет дружбу понимают как автономную взаимозависимость: подросток сознает, что не может удовлетворять в дружбе все свои эмоциональные и психологические запросы; поэтому друзьям дозволено устанавливать независимые отношения с третьими лицами, что делает участников дружеского союза одновременно зависимыми и автономными друг от друга.

Раздав анонимные анкеты в 4-11 классах, я получила такие результаты. На вопрос: « существует ли дружба между мальчиком и девочкой?» учащиеся 4-11 классов ответили 99% положительно, а лишь 1% учащихся выбрали отрицательный ответ. На вопрос: « дружба это главное?» 55% опрошенных ответили положительно, а 44.9% считают, что не во всех ситуациях дружба является главной. 50%считают «подлинную дружбу редкой» иногда, а 49% считают подлинную дружбу редкой, но всего лишь 1% не считают подлинную дружбу редкой.

Друзья, друзья сопровождают нас всю жизнь так же как и недоброжелатели. И в этой записи, я хотела бы рассказать о моих друзьях. Я все старалась быть позитивной, не смотря ни на какие невзгоды, ни на какие страдания и боль. Я всегда старалась жить одним лишь днем... Каждый день проживать как последний день в своей жизни, старалась успеть все. Не грустить, и уходить в себя, пыталась быть позитивной. Нет, не через натянутую маску радости, а через искренние душевные эмоции радоваться и наслаждаться каждым днем. Быть приветливой и доброй по отношению ко всем кто меня окружает, да и сейчас я стараюсь быть такой. Ведь это так важно дарить тепло, радость, улыбки, заражать людей положительными эмоциями. Наверное поэтому у меня всегда было много знакомых и друзей. Первые лучшие друзья, настоящие, верные появились у меня в моем солнечном детстве. Этих людей я никогда не забуду, они мне очень дороги. Позже мне пришлось с ними проститься, но я всегда буду сохранять память об этих замечательных людях. Мы с ними долгое время поддерживали связь, но нас разделяет слишком много километров и увидеться с ними я не могу. Приехав и обустроевшись в другом городе у меня появилось много знакомых, к сожалению среди них слишком мало людей, которых я могу назвать друзьями, но все же они были, и рада этому, потому что в то время мне была нужна их поддержка как никогда. Если бы не они, я бы наверное до сих пор депрессировала. И теперь, когда я психически устойчиво и уверенно стою на ногах я могу нормально жить, заниматься любимыми делами, заводить новые знакомства, помогать другим людям. И всему этому я обязана своим друзьям, только они смогли вселить в меня уверенность в себе, только они убедили меня в том, что нужно жить, нужно радоваться и благодарить Бога за каждый прожитый день, что нужно любить себя и учиться видеть во всем что-то хорошее и доброе, ценить каждый день, час, минуту... Как же я им благодарна. Постепенно, не сразу, но медленно я приучила себя доверяться своей маме, в этом меня убедила моя наставница(я писала о ней недавно). Она сказала, что мама, в связи с проблемами с отцом, теперь мой самый близкий и дорогой человек и что я должна доверять ей как самой себе, должна стать другом ей, потому что никто кроме нее не поймет меня до конца и не сможет помочь. Вскоре, постепенно, я стала учиться доверяться самому близкому и ценному другу, своей маме. И знаете, моя учительница была права, действительно стало так хорошо вот так довериться своей маме, раскрыться перед ней, рассказывать все что чувствуешь, все что происходит с тобой. Это чем-то похоже на исповедь, сначала тебе невыносимо трудно, больно, тяжело, переступить через себя, кому-то искренне довериться, положиться не боясь что тебя обманут и предадут, но потом..потом становиться так легко и хорошо, что ты выпустил наружу все то, что переполняет тебя внутри, все что беспокоит, чувствуешь очищение, и духовное облегчение, а когда расскажешь, то кажется что все проблемы и невзгоды остались позади и ничто тебя больше не тревожит и не беспокоит и ты можешь опять спокойно жить, легко дышать, радоваться всему доброму, зная что больше ничто изнутри тебя не держит, ты свободен, потому что ты искренен. А потом, рассказав все все и излив, таким образом, душу человеку, которому доверяешь, ты можешь получить добрый и нужный тебе совет в той или иной ситуации. Вот для этого нужны друзья, для того чтобы делить с тобой и радости и горести, разочарования и победы, рыдость и грусть, чтобы доверять друг другу и быть искренними взаимно, узнавать и помогать. Причем не важно, другом может быть кто угодно; сверстники, с которыми ты часто общаешься и с которыми вместе учишься, близкие люди, мама или бабушка, или же просто встреченный случайно человек, который просто захотел стать твоим другом и помог тебе в тяжелый момент, кто угодно. Главное, чтобы такие люди обязательно были, иначе можно просто зачахнуть и погрузиться в тяжкое одиночество. Конечно, бывает что случается так, что близкие друзья предают, и со мной такое было, и такие люди к сожалению не обходят стороной ни одного человека, но нельзя отчаиваться, нужно идти вперед в поисках настоящих друзей, а не подобие их, настоящий друг никогда не предаст, да может случиться так, что время или же какие-то обстоятельства заставят вас расстаться, но даже при этом, настоящий друг будет вспоминать вас только добрым словом и улыбкой.

P.S. Мои солнечные, я так рада что вы меня читаете, и причем вдумчиво читаете. Спасибо вам за теплые слова и добрые комментарии, мне очень дороги все ваши слова и эмоции от прочитанного. Спасибо вам.
Спасибо за симпатии, которые вы мне выражаете и комментарии к ним, огромное спасибо. Но могу я узнать, кто выразил симпатию с таким комментарием к ней - "Самой сильной девушке! Будь счастлива! Пусть у тебя все получится в жизни! Пусть с тобой случится Доброе Чудо!" Прекрасная незнакомка или незнакомец, отзовись пожалуйста)))

Люди Древнего мира, а в особенности мира античного, не верили в абстрактные идеалы, далекие от жизни и невыполнимые. Они боялись фанатизма. Не доверяли излишней сентиментальности. И поэтому так высоко ставили дружбу. Ибо в дружбе расстояние между идеалом и реальностью предельно короткое. В дружбе нельзя провозглашать одно, а делать другое. Дружба соблюдает договоры и считает, что получить доверие друга можно, только заслужив его. Дружба может быть только честной, искренней, откровенной. Друг хочет нам добра не на словах, а на деле, он всегда рядом в трудную минуту. А тот, кому друг помогает, не должен пользоваться этим в корыстных целях или надоедать изъявлениями своей благодарности. Дружба не терпит обмана, не допускает злонамеренных поступков. Никогда, ни при каких условиях. В дружбе нужно уметь увидеть достоинства другого и оценить их. Друг - всегда человек открытый, жизнелюбивый, веселый. Он не может быть занудой, приставалой. Друг не должен быть и слишком щедрым, осыпать нас подарками, иначе он вызывает в нас потребность постоянно отвечать ему тем же, а в результате над нами постоянно тяготеет чувство неоплаченного долга. Дружба должна быть естественной и легкой даже тогда, когда совершаются героические поступки. Друг всегда говорит в ответ на благодарность: "Не за что". Даже если он рисковал жизнью. Таковы идеалы дружбы. Она не требует, чтобы ей отдали всё, не заставляет целовать прокаженных, лжесвидетельствовать в суде. Для нее не обязательно даже, чтобы друзья жили вместе. Но то, что она требует, должно быть выполнено неукоснительно. Если же требования дружбы не выполняются, она выносит осуждающий приговор. А осудив однажды, вряд ли уже когда-нибудь простит. Дружба не наказывает, не угрожает, не прибегает к репрессиям или шантажу. Она просто исчезает. Если её идеал не осуществляется, дружба уходит. Может быть, ни в одном типе человеческих отношений реальное не приближается настолько к идеальному, как в дружбе. Теперь вы понимаете, почему дружба так ранима и почему так много людей разочаровываются в ней. Они не хотят принимать правила её игры.

Ошибаются и те, кто утверждает, что дружба, существовавшая в далеком прошлом, исчезла в современном мире. Дружба существовала в эпоху Конфуция и продолжает существовать поныне. У нас нет никаких оснований думать, что в будущем она исчезнет. Просто у дружбы такая идеальная модель, которой обязательно нужно следовать. И в зависимости от того, насколько мы будем следовать этой модели, мир будет наполняться для нас друзьями, которые всегда будут дарить нам радость.

Чем многограннее человек, тем труднее ему найти другого, который был бы созвучен с ним во всех отношениях. Отсюда известная дифференциация дружеских отношений, когда с одним из друзей нас связывают общие интеллектуальные интересы, с другим воспоминания молодости, с третьим - эстетические переживания. Каждое из таких отношений имеет свои границы, которых люди предпочитают не переходить. Однако это не мешает дружбе быть глубокой, искренней и устойчивой. В дружбе большое значение имеют индивидуальные моральные качества человека: бескорыстие, преданность, честность, искренность, верность, прямота. Бескорыстие делает отношения между друзьями благородными и чистыми, а взаимную помощь и поддержку -- свободной от соображений выгоды. Дружба предполагает готовность помочь другу любой ценой, даже пойти на жертву. Искренность, честность и прямота позволяют друзьям делиться между собой самыми сокровенными мыслями и мечтами. В этом случае каждым из друзей живет жизнью и своего друга: радуется его успехам и огорчается его неудачам, советует, помогает, поддерживает и успокаивает. Преданность и верность означают, что в трудную минуту друг не оставит в беде и найдет возможность помочь и поддержать. Можно с уверенностью сказать, что многие жизненные неудачи, тем более трагедии, случались именно потому, что в трудную минуту у человека не оказалось рядом настоящего друга, который смог бы взять на свои плечи часть той тяжести, которая оказалась непосильной для одного. Взаимное уважение друзей определяется и мерой их взаимной требовательности, которая делает дружбу активной, преобразующей человека силой, не позволяющей мириться с личностными недостатками и требует их исправления. Настоящая дружба -- в стремлении видеть друга сильным, умным, культурным. При благоприятных условиях взаимная требовательность и взаимопомощь могут привести к большим творческим успехам, которые были бы невозможны, если бы каждый из друзей действовал в одиночку. И в этом глубокий общественный смысл и нравственная ценность дружбы.

Потребность дружбы особенно сильна в юности. Дело в том, что уже само наличие друга нравственно возвышает личность, поднимает ее авторитет. Дружба является косвенным показателем того, что человек кому-то нужен, интересен, дорог. Но есть и более важные причины: в откровенном обмене мнениями с друзьями, в обсуждении жизненных целей и планов у юноши или девушки формируются убеждения, идет процесс самопознания и самоопре деления личности, остро и предметно ставятся задачи самовоспитания. В дружбе реализуются интересы к своему внутреннему миру и к миру сверстников. Дружба дает человеку определенные права и накладывает на него обязанности, исполнение которых предоставляет возможность иногда впервые испытать себя, узнать себе цену как личности. Способность человека к настоящей дружбе -- показатель его высокой нравственной ценности.

Друзья близки. У них много общего. Однако они не во всем подобны друг другу. Это люди, имеющие свои индивидуальные особенности, и между ними возможны, даже неизбежны некоторые противоречия, столкновения и споры. И все же различие в индивидуально-психологических особенностях, в характерах и увлечениях настоящих друзей не разъединяет, наоборот, даже усиливает их взаимную привязанность, ибо каждый из друзей имеет возможность увидеть в друге достоинства, которыми, возможно, не обладает сам, и стать духовно богаче, сильнее, лучше.

Естественно, что личные качества для дружбы имеют большое значение; особенно отрицательные. И в этом плане не каждый человек может быть настоящим другом или иметь друзей. И это понятно, ибо общение, допустим, с эгоистом, себялюбцем, лицемером или чванливым человеком вряд ли может быть кому-либо приятным. Не представляет интереса и человек ленивый, малокультурный и ничем не интересующийся, ибо духовное общение с ним просто неинтересно.

Дружба признается величайшей социальной и нравственной ценностью большинством людей, считающих ее при этом ценностью очень редкой. Дружба -- это близкие взаимоотношения, основанные на глубокой личной привязанности и симпатии, нa единстве взглядов, интересов и жизненных целей, которые выражаются в стремлении к длительному разностороннему общению.

Дружба -- это одно из проявлений любви к человеку, единства между людьми, душевного резонанса друг с другом. Утверждение исключительности, несравненности друга равносильно признанию его абсолютной ценностью.

Существуют пределы, существует некий порог, который никто не должен переступать. Мы не можем требовать от нашего друга, чтобы он ради нас совершил что-нибудь недостойное, например лжесвидетельствовал бы в нашу пользу в суде. Если мы требуем этого, то нарушаем основные правила дружбы и перестаем вести себя так, как подобает другу. Дружба целиком базируется на оценочных критериях и на справедливости. Как только они утрачиваются, от дружбы ничего не остается.



Загрузка...