paradisemc.ru

Пошаговое валяние из шерсти для начинающих. Способы валяния одежды из шерсти

Что такое валяние и какие бывают виды валяния? Постараемся подробнее ответить на этот вопрос. В каменном веке люди заметили способность шерсти сваливаться. Сегодня валяние (набивание, фелтинг, фильц, фильзевание) снова становится очень популярным видом рукоделия. Простота используемых методов делает его доступным всем желающим. Даже начинающий может создать авторские предметы одежды, игрушки, аксессуары или детали интерьера. Они подчеркнут индивидуальный стиль и вкус владельца.

Два основных вида войлоковаляния, сухое и мокрое - основаны на свойстве волокон натуральной шерсти спутываться друг с другом и уплотняться, образуя единое полотно. В обоих случаях в качестве расходного материала используют гребенную ленту (шерсть мериноса). В процессе сухого фальцевания комочки шерсти многократно прокалываются специальными иглами, которые способствуют сцеплению ворсинок между собой. При этом получается объёмное изделие: игрушка, сувенир или бижутерия. Подобная технология позволяет также наносить узор и декорировать уже готовые вещи.

Техника валяния шерсти также называется фелтинг и фильцевание. Она используется для того, чтобы создавать различные декоративные изделия из непряденой шерсти. Например, при помощи валяния можно изготавливать детали одежды, игрушки, украшения и т.д. Валяние выполняется только из натуральной шерсти. Наиболее удачным выбором для валяния станет мохер и шерсть альпака. Остальная пряжа может не подойти. Поэтому прежде чем начать валяние, нужно проверить пригодность выбранной вами пряжи. Возьмите небольшой кусок нитки, комкайте его в ладошке, добавьте мыло и воду, и в течение некоторого времени потрите в руках. После этого тщательно смойте мыло и потрите вновь. Если через пять минут после этого пряжа начнет сжиматься и цепляться волокнами, то это значит, что она пригодна для валяния, в противном случае выберите другую пряжу.

Мокрое валяние подразумевает использование мыльного раствора и расправленных прядей шерсти. В тёплой воде лёгкими массирующими движениями добиваются соединения отдельных слоёв в общее полотно. Понятно, что изделие получается плоским, и из него можно изготовить одежду, плед или панно.С недавнего времени очень популярной стал нунофелтинг (от японского «нуно» - ткань). Это разновидность мокрого фелтинга, позволяющая комбинировать традиционную шерсть с тонкими или рыхлыми натуральными тканями. Новый вид ткани даёт возможность создавать шарфы, шали и другие авторские изделия.

Секреты технологии

Главное, что необходимо для сухого фальцевания - это гребенная лента и набор иголок. Чтобы не пораниться во время работы, будущее творение необходимо держать на основе: толстой губке из поролона или специальной щётке. В целях экономии дорогого расходного материала внутренний каркас делается из ваты или синтепона.

Для этого вида рукоделия иголки используют различные по форме и толщине, а также по направлению зазубринок. Такой инструмент может быть в виде треугольника, четырехгранной звёзды или короны, крученным или обратным. У самой тонкой иглы диаметр рабочей части равен 43. Её используют на заключительном этапе работы. Наиболее толстый инструмент с диаметром 19 применяется в самом начале валяния. Если предстоит большой объем работ или нужно ускорить процесс, то используется ручка-держатель для 4–7 игл.

Для мокрого фильца, помимо самой шерсти, требуются:

  1. Мыльный раствор (из любого кускового или жидкого мыла).
  2. Сетка (под штукатурку, антимоскитная, из тонкого трикотажа или тюля).
  3. Коврик (резиновый с рифлёным узором, бамбуковый или упаковочная плёнка с воздушными пузырьками).

На коврик аккуратно выкладывают шерсть. Первый слой базовый, затем - фон и верхний слой - рисунок. В процессе работы шерсть даёт усадку, поэтому изначально размер изделия должен быть приблизительно на 25% больше, а толщина - в 4 раза превышать планируемую. Волокна равномерно укладываются крест-накрест без просветов, а сверху накрываются сеткой. Она предохранит узор от расползания и поможет зафиксировать слои. Изделие смачивается тёплым раствором (можно использовать пульверизатор) или аккуратно натирается мылом.

На начальном этапе валяния движения должны быть очень осторожными. «Лёгкий массаж» руками или виброшлифовальной машинкой нужно постепенно усиливать. Чтобы руки лучше скользили, можно надеть целлофановые перчатки. Когда сетка отойдёт от полотна, ее можно снять, перевернуть шерсть и продолжать фальцевание. Шерсть можно мять, заворачивать и месить как тесто. Готовый войлок необходимо прополоскать и сушить не выжимая в разложенной виде.

Иглы для сухого валяния делают из стали. Благодаря этому они во время работы не гнутся. Когда вы втыкаете иглу в шерсть, то насечки на её нижней части зацепляют волокна шерсти и проталкивают их в нижние слои. Так получается спутывание шерстяных волокон.

На первый взгляд может показаться, что такое увлечение современных рукодельниц, как фелтинг, появилось относительно недавно.

Однако что вы скажете на то, что около 8000 лет назад люди уже применяли на практике изготовление различных вещей из шерсти? Позднее начали появляться целые мастерские, специализирующиеся на работе с натуральной шерстью. Давайте же посмотрим, с чего сегодня могут начать знакомство с данным рукоделием все желающие.

Фелтинг для начинающих: мастер-класс

Начинающим рукодельницам рановато сразу делать игрушки или картины. А вот что-то несложное вроде украшений вполне можно. Попробуем сделать брошь-цветок.

Итак, для броши «Ландыши» понадобятся:

  • Собственно, шерсть
  • Тонкие иголки для валяния
  • Тонкая проволока
  • Плотная губка или щётка в качестве подставки для изготовления украшения
  • Бусины диаметром 7-10 миллиметров
  • Лак акриловый
  • Ножницы
  • Мыльная вода
  • Застёжка, применяемая для изготовления броши

Приступаем:

  • Прежде всего, необходимо сформировать каркас для листьев . И для этого понадобится проволока
  • Теперь берётся прядь шерсти зелёного цвета. Её необходимо положить под каркас и на щётку. Эту прядь нужно прокалывать иглами

ВАЖНО: Имейте в виду, что прядь должна по размеру быть больше, чем проволочный каркас. Впритык брать не следует.

  • Прядь переворачивается , действия из предыдущего пункта повторяются
  • Кончики импровизированных листьев заворачиваются
  • Получилась заготовка под листик. Теперь на неё нужно снова положить проволочный каркас
  • Обрабатываются и края листика с помощью иголок для фелтинга
  • Теперь самое время придать листику натуральности, оттенив его шерстью зелёной гаммы

ВАЖНО: Для того, чтобы переходы оттенков получились плавными, стоит разгладить заготовку утюгом.

  • Далее формируются очертания листа — он не должен быть плоским, ведь это неестественно. При этом скрученные концы проволоки торчат из заготовки
  • На вышеуказанные скрученные концы проволоки наносится клей. На клей же следует нанести ещё немного зелёной шерсти. Шерсть закручивается таким образом, чтобы проволоки совсем не было видно, и сформировался стебель. Нужно помогать себе иголкой
  • Теперь можно приступить к изготовлению веточек . Возьмите немного белой шерсти и сформируйте из неё своеобразный блинчик
  • В такой блинчик и нужно положить бусину, задекорировав её затем шерстью . Для наилучшего эффекта стоит помогать себе иголками
  • Теперь бусину следует опустить в мыльную воду, а затем раскатать в руках

ВАЖНО: Стоит убрать выбивающиеся шерстинки с помощью ножниц.

  • Одна верхушка срезается, после чего делаются 8 надрезов. Бусина вынимается из шерстяного кокона — и вот уже шерстяная заготовка напоминает по очертаниям цветы ландыша
  • Полученные цветочки нужно макнуть в акриловый лак. Однако предварительно лак стоит слегка развести водой. Заготовки отжимаются, сушатся
  • Формируются бутончики — бело-зелёные шерстяные шарики
  • Ну а теперь начинается сборка — на проволоку нанизываются шарики. Проволока скручивается для того, чтобы шарики не отделились от неё
  • Также нанизываются цветочки , а из торчащего из цветочка куска проволоки формируется сердцевинка
  • Все ветки собираются , скрепляются вместе зелёной шерстью и клеем
  • Теперь собираются воедино веточка, листик и заколка для броши . Можно украсить это изделие зелёной ленточкой

Следующее украшение — яркие летние бусы по технике фелтинг . Для них пригодятся :

  • Шерсть . Что касается цветовой гаммы, то она может быть самой разнообразной

ВАЖНО: Обратите внимание на то, чтобы у вас под рукой была именно шерсть, а не акрил.

  • Игла. Желательно приобрести грубую обычную иглу для фелтинга
  • Вощёный шнур. Запаситесь 2-3 метрами
  • Шапочки для бусин или от желудей . Если вы не нашли недалеко от себя жёлуди, вполне можно обратиться в магазин фурнитуры
  • Специальная щётка для фелтинга . Впрочем, заменить её можно обычной губкой для мытья посуды или кусочком поролона
  • Разнообразная фурнитура — это и держатели для кулонов, которые называются бейлами, и замочки, и крепители для шнуров. Впрочем, если всё это достать вы не можете, есть вариант воспользоваться вощёным шнуром либо цепочкой от какого-нибудь ненужного украшения


Приступаем к работе:

  • Итак, прежде всего, возьмите шерсть. Распушите её, спутайте пальцами

ВАЖНО: Сколько же нужно материала для одной бусины? Всё зависит от размера бусин, но учтите в любом случае, что шерсть сильно усаживается во время работы. Это значит, что запас необходим.



  • Шерсть закручивается в шарик . Нужно прилагать побольше усилий, так как шерсть должна скрутиться плотно


  • Положите шарик на подставку — щётку, губку или поролон. Не забывайте придерживать шарик пальцами, так как на этом этапе он вполне может развалиться. В него втыкается иголка для закрепления формы, причём начинать нужно с места скрепления шерсти


  • Теперь иголкой обработать нужно всю поверхность шарика — так он лучше сваливается, становится плотнее и лучше по очертаниям




  • Аналогичная процедура проводится с остальными шариками для бус


  • Для завершения процесса сваливания шерсти рекомендуется налить в миску горячую воду, растворив в ней шампунь или жидкое мыло. В эту миску и кидаются шарики

ВАЖНО: Перед тем, как опустить все шарики, следует убедиться в том, что шерсть не станет линять. В противном случае велик риск получить изделие пятнистой окраски.



  • Каждый шарик достаётся и раскатывается между ладоней так, как будто вы работаете с пластилином, то есть по кругу. Сначала давление должно быть слабым, но затем его следует увеличить. Если сразу сильно давить, могут образоваться некрасивые заломы. Не удивляйтесь, если размеры уменьшатся до 30% или даже 50%


  • Как только бусина станет плотнее и меньше, она раскатывается между ладоней как колбаска. Нужно проводить это действие до тех пор, пока бусина не станет напоминать яйцо


  • Бусины следует прополоскать для того, чтобы убрать мыльный раствор. Затем их надо отжать и положить сушиться


  • А на этом этапе нужно обработать собранные жёлуди. Нужно сначала отделить шляпки, затем от шляпок — хвостики. В шляпках проделываются дырочки. Эти детали хорошенько промываются и высушиваются. Можно по желанию обработать заготовки для бус лаком

ВАЖНО: Если вы приобретаете специальные шапочки для бусин, то этап с просверливанием дырок, конечно же, не нужен.



  • От вощёного шнура отрезается кусочек , складывается пополам и завязывается петелькой


  • Теперь предстоит задача посложнее — протянуть через шапочку от жёлудя петлю. Если она никак не хочет продеваться, можно прибегнуть к небольшой хитрости, а именно продеть через шляпку нитку, зацепить ниткой петлю, а потом продеть это всё в шляпку


  • Протяните петлю таким образом, чтобы узелок упёрся в шляпку. С внутренней стороны шляпки завязывается ещё один узелок для того, чтобы петелька никуда не съехала




  • Теперь к клею прижимается бусина

ВАЖНО: Прижимать бусину нужно сильно, но недолго — достаточно нескольких секунд.



  1. Заключительный этап — надевание всех петелек с бусинами на какую-нибудь ненужную цепочку либо на вощёный шнур


Материалы и инструменты для валяния из шерсти

ВАЖНО: Какая бы техника ни использовалась, материалы нужны одни и те же.

  • Итак, прежде всего, это специальная непряденая шерсть. Плотность, жёсткость и цвета не имеют ограничений — их выбор зависит сугубо от вкусов и желаемого результата. Приобретать можно в специальных магазинах для творчества. Новичкам рекомендуется покупать так называемые наборы «меланж» с подходящими друг другу оттенками


шерсть для фелтинга разнообразна
  • Иглы — тоже должны быть специальными. Обыкновенные швейные стоит оставить для других занятий, так как приспособления для фелтинга более острые. На них имеются специальные зазубрины, которые помогают шерсти сваливаться. Толстыми иглами производится валяние, средними — придание очертаний, а тонкими формируются окончательные штрихи
  • Щётка — может быть специальной для фелтинга, приобретённой в магазине для творчества. Однако вполне можно её заменить куском поролона либо губкой для мытья посуды

ВАЖНО: Отказываться от данного предмета не стоит, так как он защищает стол и руки от уколов иголки.

  • Синтепон — рекомендуется в том случае, если задумывается нечто объёмное. В таком случае основа формируется именно из него, а сверху накладывается шерсть
  • Элементы декора — бусины, ленты, бисер, фурнитура, глаза из стекла


Мокрое валяние из шерсти: техника

С помощью этой техники получаются отличные сумки, шарфы, митенки, тапочки. Особенность заключается в том, что необходимо пользоваться мыльным раствором, в который и помещаются кусочки шерсти. При этом шерсть значительно садится, что подразумевает необходимость заготовки, в несколько раз превышающей желаемые размеры изделия.





  • Итак, первым делом следует приготовить мыльный раствор . Для этого натёртый на крупной тёрке кусок мыла нужно залить кипятком в объёме двух литров. Мыло хорошенько перемешивается до полной растворимости, раствор настаивается. В качестве альтернативы вполне можно использовать жидкое мыло

ВАЖНО: Раствор должен настаиваться до тех пор, пока не загустеет. Как правило, это занимает часа два.

  • После того, как раствор достигнет состояния готовности, можно приступать непосредственно к самому рукоделию. Нужно застелить поверхность пузырчатой плёнкой , так как она пригодна к использованию много раз, препятствует прилипанию волокон. Учтите, что плёнка стелется пузырчатой стороной вверх


  • Первым делом на плёнку кладётся базовый слой, затем фоновый, а уж затем — слой с рисунком . Слои должны быть тонкими, укладываемыми внахлёст и перпендикулярно, иначе возникнут просветы. Особое внимание следует обратить на то, чтобы толщина слоёв везде была одинаковой
  • Из пульверизатора обработайте заготовку водой — это поможет не сдвинуть рисунок. После этого стоит накрыть заготовку капроновой тканью и произвести смачивание в мыльной воде
  • А вот теперь можно начинать растирать полотно вручную . Причём направления должны быть разными для достижения наилучшего результата

Сухое валяние из шерсти: техника

С сухого валяния и следует начинать человеку, ранее не сталкивавшемуся с фелтингом, так как оно менее трудоёмкое. Создать с помощью этой техники можно интереснейшие игрушки, цветы, бусины.



Положите на губку кусочек шерсти, а затем с помощью иглы начните формировать из этого кусочка изделие — вот и вся техника . Помните при этом, что шерсть усаживается приблизительно на треть, так что придётся запастись большим объёмом.

ВАЖНО: Проколы следует совершать аккуратно, иначе либо иголка сломается, либо руки травмируются.

Мастера обычно начинают работу с иглами потолще, а уж в процессе уплотнения материала заменяют их тонкими. При этом иглы держатся перпендикулярно изделию, чтобы избежать поломки. Материал же должен быть расположен на поверхности, а не держаться на весу.



Валяние из шерсти игрушек: мастер класс

Для начала попробуем сделать с помощью фелтинга симпатичную овечку. Изготавливается она следующим образом :

  • Первым делом нужно поработать над основой. Из кардочёса бежевого, белого, коричневого или ещё каких-либо натуральных цветов создаётся валик Г-образной формы. Он должен быть плотным, для чего его следует хорошенько увалять


  • Теперь из части основы нужно сформировать голову. Формируется она путём добавления шерсти — так вырисовываются щёки, передняя и верхняя часть со всеми их рельефами

ВАЖНО: Если вдруг вы почувствовали, что объём головы становится меньше, чем следует, не паникуйте! Просто добавьте ещё немного шерсти — благо, кардочёс позволяет это сделать. Главное — это создать хорошую плотность.



  • Настала очередь глазок. С помощью толстой иглы формируются две выемки. Иголка с толстой ниткой продевается через шею в один из уголков глаза. На неё затем нанизывается бусина, после чего иголка продевается в другой уголок глаза, выводится в следующем глазном отверстии. Далее такой же алгоритм, как и с первым глазом, после чего игла выводится в районе шеи


  • Мордочке важно придать окончательный вид путём крепления уголков в виде носа и рта. Стоит добавить и перемычку между ними. Крепятся эти детали толстой иголкой, а обрабатываются тонкой


  • Формируется тело с помощью кадочёса. Силуэт необходимо сделать каплеобразным

ВАЖНО: Для создания туловища воспользуйтесь толстой иглой.



  • Для того, чтобы создать ножки у овечки, следует из кардочёса как следует скрутить два валика. При этом концы валиков должны оставаться распущенными


  • Теперь сформируйте валенки из коричневой шерсти сначала толстой, а затем тонкой иглами. Лишние шерстинки аккуратно срезаются


  • Ножки присоединяются к туловищу, а стыки прикрываются небольшими кусочками кардочёс. Можно прибавить ещё шерсти для создания животика и бёдрышек


  • Руки создаются так же, как и ноги , но только валики в этот раз поменьше. Концы рук нужно обернуть яркой шерстью — это варежки. Не забудьте на варежках сформировать большие пальцы

ВАЖНО: Для работы над варежкой понадобятся тонкие иглы.



  • Уши изготавливаются в виде овальных кусочков. Один конец кусочков должен быть распущенным — так будет легче прикреплять уши к голове
  • Окончательно шерсть формируется обратной иглой. Обрабатывается вся фигурка за исключением ног и мордочки. При этом поверхность должна быть заранее хорошо увяленной, так как в противном случае игрушка развалится


  • Обратной иголкой маскируются и места соединения рук с туловищем
  • Ушки соединяются так же, как и руки


  • Если вы любите вязать, на тонкие спицы наберите 7 петель и создайте шарфик для игрушки. Приблизительно 15-17 сантиметров вполне хватит


  • Область глазок нуждается в тонировке. Впрочем, как и линии морды, ушей. Тонировать рекомендуется тёмной пастелью, но и тени для век тоже подойдут


  • Игрушка-овечка готова!


Картины фелтингом

Уникальность картин, созданных с помощью фелтинга, заключается в том, что мастеру совсем необязательно быть живописцем. А результат очень схож с акварельными картинами.





Техник существует несколько:

  • Выкладывание считается наиболее удобной техникой для новичков. Не нужно использовать ни мыло, ни воду, ни иглы. Волокна из шерсти просто выкладываются слоями

ВАЖНО: Для того, чтобы работа держалась, нужно придавить её стеклом.

  • Мокрая техника требует использования мыла и воды. Волокна при этом настолько хорошо сцепляются, что едва различимы, превращаются в единое целое


  • Смешанная техника заключается в том, что сначала используется мокрый фелтинг, а уж затем накладываются сухие волокна. Для мокрой части работы берутся основные оттенки, а сухая привносит дополнительные оттенки. В последнем случае используются иглы


ВАЖНО: Какой бы ни была техника, помните о том, что быстрого результата ждать не следует. Возможно, работа займёт несколько недель, иначе образуется масса недостатков.

Нюансы создания картин с помощью фелтига:

  • Зубочистка или иголка просто необходимы для лучшей проработки мелких деталей. Неплохо работа получается и в том случае, если при выкладывании шерсти использовать пинцет
  • Время от времени к картине прикладывайте стекло — так лучше будут видны недочёты. Так как многие работы в итоге хранятся под стеклом, лучше сразу устроить проверку вида картины. Сразу станет понятно, насколько плотно слои находятся по отношению друг к другу. К тому же шерсть под стеклом имеет свойство становиться расплюснутой, из-за чего деталь увеличивается в размерах
  • Многообразие оттенков — непременное условие создания картины. Блики, пятна, тени делают работу натуралистичной. И создавать их очень просто, если заменять слои

ВАЖНО: Следует, тем не менее, аккуратно относиться к замене слоёв, иначе картина утратит лёгкость.



Фелтинг — это превосходный семейный досуг. Шерсть абсолютно безопасна, если только на неё не имеется аллергических реакций. Это значит, что привлекать к такому занятию можно даже детей, прививая им трудолюбие, усидчивость и чувство прекрасного. Совершенствуйтесь раз за разом вместе с фелтингом!

Видео: Как покупать шерсть для валяния?

Видео: Фелтинг, или как свалять панду?

Старинные ремесла всегда были интересны любителям творчества, благодаря неповторимости изделий, созданных руками, такие вещи всегда были востребованы. Валяние шерсти, одежда, её эксклюзивность в наши дни представляет новое веяние в моде. Современные рукодельницы создают из шерсти не только одежду и всевозможные аксессуары. В их руках оживают интересные, яркие игрушки, элегантные кофты, шарфы и пальто.

Фелтинг, фильцевание, набивание - это Одежда, прошедшая такую обработку, отличается особой мягкостью и плотностью.

В основе создания валяных изделий задействованы два метода: мокрый и сухой. Мастерицы, используя тот или иной метод, подробно описывают его на примерах созданных ими вещей.

Безграничные возможности войлока

Возрождение техники валяния особенно пришлось по душе нынешним модницам. Вещи, изготовленные валянием из натуральной шерсти, не только модные, они очень теплые. Кроме предметов одежды, нынешние мастерицы валяют из шерсти все. Любой элемент интерьера, детские игрушки, все по рукам рукодельницам.

Валяние из шерсти, одежда ручной работы и многие полезные вещи, изготовленные этим способом, в наши дни представляет настоящее искусство. Одновременно, это интересное, простое и удобное творческое создание теплых, неповторимых элементов гардероба.

Для начинающих мастериц рекомендуется выбирать шерсть с явными свойствами хорошего сцепления её ворсинок между собой. Кроме того, эта шерсть должна быть непряденой. Купить нужный для работы непряденый материал можно в специализированных магазинах или, используя каталоги и рекомендации интернет-магазинов. Как правило, такой вариант приобретения даёт гарантии чистоты и качества товара.

В зависимости от цели, нужно выбрать грубую или тонкую шерсть. Для сумок, тапочек или аксессуаров домашнего интерьера можно использовать грубую шерсть.

Предметы одежды и аксессуары к ней, детские игрушки потребуют использования полутонкой и тонкой структуры шерсти.

Существенную помощь рукодельницам оказывает портал "Ярмарка мастеров": валяние из шерсти, одежда ручной работы представлена там мастер-классами опытных рукодельниц с пошаговым выполнением изделий.

Основа мокрого валяния шерсти

Сущность мокрого валяния шерстяного волокна состоит в его смачивании мыльным раствором с последующим аккуратным разглаживанием её в разных направлениях. Готовый продукт представляет плотный материал - войлок.

В мокром валянии следует делать необходимое увеличение выкройки изделия, так как шерсть даёт усадку до 40%.

Для получения небольших объёмных предметов комочек шерсти сминают в руках. Плоское полотно получается, когда используется шерсти. Одежда и аксессуары, представляющие ажурную фантазию мастерицы, могут быть выполнены только долгим катанием заготовки или разглаживанием её усилием рук. Только такой способ позволяет получить яркую вещь с всевозможными переходами цветов.

Необходимые и вспомогательные инструменты и материалы

Основной материал для валяния - непряденая шерсть. Для валяния используется материал разных видов. В зависимости от планируемого изделия нужно приобрести один из нескольких видов шерстяного волокна:

  • Самая грубая шерсть, так называемая, гребенная.
  • Полутонкая шерсть.
  • Очень тонкая.
  • Ровная рабочая поверхность с определенными размерами.
  • Полиэтиленовая пленка с пупырчатой выделкой.
  • Сетка с плотной структурой (москитная).
  • Водный раствор мыла.
  • Вода.
  • Пульверизатор.
  • Фурнитура для отделки изделия.

Методика мокрого валяния

Усилие рук рукодельницы - основной инструмент в обработке удивительного материала, носит название «мокрое валяние из шерсти», одежда, в результате использования этой процедуры, позволяет воплотить в жизнь самые невероятные идеи. Основная схема выполнения этой технологии:

  • Формирование волокнистого полотна определенной ориентации, то есть раскладка шерсти.
  • Процедура получения основы для валяния (префельт), обработка исходного, предварительно смоченного специальным составом материала, в единое иглопробивное полотно.
  • Усаживание префельта выполнением особых методик его обработки, в результате которых достигается увеличение прочности, выделение фактуры материала.
  • Удаление смачивающего компонента. Схемы раскладки во многом определяют будущий ассортимент изделий.

Этапы работы

Современный процесс войлоковаляния имеет множество методик. Мокрое валяние одежды из шерсти, мастер-класс одного из вариантов, представлен следующими этапами.

  • На клеёнку с разметкой габаритов изделия тонким слоем внахлест расстилаются слои шерсти. Раскладку шерсти ведут в шахматном порядке: по горизонтали, затем в поперечном направлении. Необходимо контролировать толщину слоя, на всех участках она должна быть одинаковой. Кроме того, следует учитывать усадку войлока, увеличивая начальную толщину шерсти в 2-3 раза.
  • Разложенную шерсть смочить из пульверизатора водой.
  • Смоченную заготовку следует накрыть сетчатым материалом. Удобно использовать для этой цели Раскладку осторожно смачивают мыльным раствором через москитную сетку, избегая смещения рисунка.
  • Обработанное изделие аккуратно прижать руками к клеенке, добиваясь хорошей пропитки основы мыльным раствором, излишки раствора убрать полотенцем.
  • Процесс валяния, а именно интенсивное разглаживание и трение каждого участка. Валяние продолжать, тщательно перетирая каждый участок, постепенно убирая сетку, переворачивая полотно.
  • Полотно считается готовым, если при натягивании его вверх снимается полностью пласт, не отделяя полосок.
  • Полученный войлок выполоскать в прохладной воде до полного удаления мыльной пены.
  • Полотно разложить и сушить в расправленном горизонтальном состоянии.

Мокрое валяние шерсти закончено. Изделие или полотно можно считать готовым.

Вариант сухого сваливания шерсти

Сущность методики заключается в спутывании и уплотнении шерстяных волокон специальными иглами с насечками. Валяние начинается с обработки волокон наиболее толстой иглой. В процессе уплотнения войлочного полотна иглу заменяют на более тонкую.

Тем, кто начинает валять первое изделие, нужно помнить, что шерсть в процессе работы изменяется в объёме в сторону уменьшения почти в три раза. Поэтому для фильцевания начинающей валяльщице нужно брать шерсть в гораздо большем объёме.

Различие мокрого и сухого валянья состоит в замене мыльного раствора на специальные иглы, которыми выполняется процедура сваливания шерсти. Не рекомендуется из шерсти для начинающих: одежда и вещи требуют применения плоского войлочного полотна. Этот вид валяния опытные мастерицы используют для изготовления объёмных аксессуаров, украшений и игрушек.

Многие мастерицы превратили валянье в возможность иметь в своем гардеробе не только теплую уютную одежду, но и аксессуары к ней. Кроме того, для некоторых валянье стало обеспечивать неплохой доход в семейный бюджет.

Инструменты и вспомогательные материалы

Сухая методика фальцевания шерстяных волокон уникальна и имеет свои особенности. Для сухого валяния потребуются особенные инструменты, с помощью которых выполняется процедура сваливания шерстяного волокна. К ним относятся:

  • Специальные иглы разных размеров для сухого валяния, изготовленные из качественной закаленной стали, обладающие высокой прочностью, остротой насечек и долговечностью. Иглами, в процессе работы с шерстью, благодаря практичным насечкам, расположенным в их нижней части, хорошо захватывается волокнистая масса и проталкивается в глубину слоя. Эта операция обеспечивает спутывание пушистых слоёв, сваливая и уплотняя их.
  • Ровная гладкая рабочая поверхность.
  • Поролоновая или резиновая подложка.
  • Фурнитура для украшения готового изделия.

Этапы выполнения сухого валяния

Создание красивых объёмных вещей потребует подробного изучения такой техники, как сухое валяние из шерсти. Одежда, мастер-класс её изготовления - все это подробно описывают опытные валяльщицы. С их помощью доступно изготовление изделий любой сложности.

Предварительная подготовка лежит в основе всякой работы. Перед началом валяния следует сделать эскиз или выкройку будущего изделия:

  • Шерсть, распределенную по подготовленному шаблону, необходимо часто и много протыкать зазубренной иглой для валяния, добиваясь сваливания и уплотнения материала.
  • Образующееся войлочное полотно необходимо постоянно поворачивать, добиваясь равномерной плотности, многократно обрабатывая иглой каждый участок.
  • В процессе работы можно добавлять новые кусочки шерсти, создавая запланированную композицию и добиваясь её соответствия выкройке.

В производстве любых вещей и игрушек можно сочетать сухое и мокрое валяние, добавляя такие элементы отделки, как кружева, рюши, бисер, бусы, тесьму и ленты. Это создаёт дополнительные возможности получения уникальных, креативных предметов.

Сухое валяние требует больших временных затрат. Однако, затратив немного времени на изучение мастер-класса пары небольших игрушек, можно приступить к изготовлению более крупной вещи. Работа увенчается успехом.

Каждое изготовленное изделие из шерстяного волокна обладает определенными нюансами, которые требуют дополнительной доработки и исправления. В процессе эксплуатации иногда вещи требуют ремонта, поэтому мастерицы делятся своим опытом:

  • К изделиям, в изготовлении которых сочетаются две технологии, следует применять некоторые правила: полуфабрикат должен быть абсолютно сухим. Это позволит избежать его деформации, порыва и ломки.
  • Сухое валяние лучше начинать с заготовок волокон большей толщины: кардочес, гребенная лента. Тонкую шерсть использовать для финишной отделки изделия.
  • Тонкую иглу необходимо прокалывать очень часто, на небольшую глубину. Глубокое прокалывание оставит некрасивый след на поверхности изделия, редкие проколы создадут бугорки на поверхности войлока.
  • Заменить руки в мокром валянии поможет на который раскладывают заготовку. Коврик скручивают в рулон и катают в разные стороны, добиваясь плотного сваливания шерсти.
  • В арсенале инструментов и приспособлений не будут лишними полотенца, для сбора излишков мыльной воды.
  • Полиэтиленовые пакеты потребуются для дополнительной защиты рабочей поверхности, а также для использования в качестве прокладок между элементами изделия. Эта мера позволит избежать сцепления их между собой.

Валяние - очень интересный, увлекательный вид рукоделия, на сегодняшний день пользующийся популярностью. Уникальная, теплая, уютная одежда очень удобна в носке, уход за ней не требует особенных процедур, так как она практически не пачкается. Обычной щетки для одежды достаточно для её очистки. Стиркой и ополаскиванием в прохладной воде легко удаляются более сильные загрязнения.

Люди обнаружили способность шерсти сваливаться около 8000 лет назад. Для валяния использовали найденные остатки шерсти животных. После одомашнивания мелкого рогатого скота стало возможным использовать состриженную шерсть животных.

В XVI веке появились первые мастерские по изготовлению войлока.

В XIX веке изобрели валяльные прессы и валяльные машины. Валка происходила посредством сдавливания и прокатывания шерсти или при механическом воздействии специальных иголок, которые спутывали шерстяные волокна.

Сегодня для домашнего валяния созданы специальные иглопробивные машины.

Виды валяния

Различают два вида валяния шерсти: сухое и мокрое. При сухом валянии шерсть многократно протыкается специальной иглой до состояния сваливания. Во время этого процесса волокна сцепляются между собой, образуя плотный и однородный материал. Мокрое валяние осуществляется при помощи мыльного или специального раствора. Сначала выкладывается изделие из шерсти, смачивается раствором и при помощи трения производят процесс валяния. Сухое валяние применяется для создания объемных изделий - игрушек, бижутерии , фигурок, авторских кукол, а также нанесения рисунков и узоров на войлок, фетр и предварительно свалянные поделки. Мокрое валяние подходит для изготовления панно, одежды, полотен, одним словом, плоских изделий.

Материалы для валяния

Для сухого и мокрого валяния применяются разные расходные материалы. Для сухого валяния необходимы специальные иглы с засечками. При втыкании такой иглы в шерсть, кусочки волокон зацепляются за засечки и спутываются друг с другом. Для мокрого валяния существуют специальные растворы, но большинство мастеров обходятся обычным или жидким мылом .

Расходные материалы - шерсть мериноса , так называемая гребенная лента. Это основной вид шерсти, используемый для валяния. Шерсть мериноса различается по толщине и мягкости.

Для изготовления изделий из шерсти может так же применяться сливер, синтепон , вата , другая шерсть для набивки. Для декорирования изделий мастера используется шёлк , органза , различные декоративные нити и волокно .

При сухом валянии игрушек могут понадобиться ещё различные материалы для изготовления игрушек: глазки, носики. Они продаются в специализированных магазинах материалов для авторской куклы.

Также существует метод валяния первоначально связанных изделий. Для вязания, как правило, выбирается 100 % шерсть мериноса, не сильно скрученная. Вначале процесса вяжется изделие и затем для того, чтобы изделие свалялось, его стирают в стиральной машине один или два, реже три цикла. Для сохранения формы вязанного изделия целесообразно фиксировать его на форме для стирки.

В последнее время получил распространение - нанофелтинг (англ. nunofelting ). Нанофелтинг - это одна из разновидностей мокрого валяния шерсти на шёлке. Таким образом получается новый вид ткани, который впоследствии используется при изготовлении одежды, шарфов и других декоративных украшений.

Разновидности шерсти

Грубая (валеничная) овечья шерсть: светлая и тёмная. Для валяния игрушек и изделий в этническом стиле.

Сливер: расчесанная овечья шерсть, без остевых волосков. Используется как основа для валяния, с последующим наложением шерсти других цветов.

Очес: мелкие волоски с овечьей шерсти. Используется для изготовления фетра, как подложка при изготовлении ковриков, а также для набивки шитых игрушек.

Выбеленка: расчесанная, вытянутая и выбеленная овечья шерсть. Используется как поверхностная для создания светлого фона и для домашнего крашения.

Верблюжка: расчесанная шерсть верблюда . Используется для валяния игрушек и других изделий без использования шерсти-основы.

Полутонкая овечья шерсть: Используется для декора и отделки изделий.

Ангора или мохер : шерсть ангорской козы , с шелковистым блеском. Используется для декора и отделки изделий.

Напишите отзыв о статье "Валяние"

Литература

  • Nicky Epstein. Nicky Epstein"s Fabulous Felted Bags: 15 Bags to Knit And Felt. - Unicorn, 2006. - ISBN 189-3-0631-51 .
  • Ники Эпстайн. Объемное вязание. Создаем дизайнерские вещи = Knitting Never Felt Best. - М .: Эксмо, 2009. - С. 184. - ISBN 978-5-699-37731-2 .

Ссылки

Отрывок, характеризующий Валяние

Пьер знал очень хорошо, что такое иероглиф, но не смел говорить. Он молча слушал ритора, по всему чувствуя, что тотчас начнутся испытанья.
– Ежели вы тверды, то я должен приступить к введению вас, – говорил ритор, ближе подходя к Пьеру. – В знак щедрости прошу вас отдать мне все драгоценные вещи.
– Но я с собою ничего не имею, – сказал Пьер, полагавший, что от него требуют выдачи всего, что он имеет.
– То, что на вас есть: часы, деньги, кольца…
Пьер поспешно достал кошелек, часы, и долго не мог снять с жирного пальца обручальное кольцо. Когда это было сделано, масон сказал:
– В знак повиновенья прошу вас раздеться. – Пьер снял фрак, жилет и левый сапог по указанию ритора. Масон открыл рубашку на его левой груди, и, нагнувшись, поднял его штанину на левой ноге выше колена. Пьер поспешно хотел снять и правый сапог и засучить панталоны, чтобы избавить от этого труда незнакомого ему человека, но масон сказал ему, что этого не нужно – и подал ему туфлю на левую ногу. С детской улыбкой стыдливости, сомнения и насмешки над самим собою, которая против его воли выступала на лицо, Пьер стоял, опустив руки и расставив ноги, перед братом ритором, ожидая его новых приказаний.
– И наконец, в знак чистосердечия, я прошу вас открыть мне главное ваше пристрастие, – сказал он.
– Мое пристрастие! У меня их было так много, – сказал Пьер.
– То пристрастие, которое более всех других заставляло вас колебаться на пути добродетели, – сказал масон.
Пьер помолчал, отыскивая.
«Вино? Объедение? Праздность? Леность? Горячность? Злоба? Женщины?» Перебирал он свои пороки, мысленно взвешивая их и не зная которому отдать преимущество.
– Женщины, – сказал тихим, чуть слышным голосом Пьер. Масон не шевелился и не говорил долго после этого ответа. Наконец он подвинулся к Пьеру, взял лежавший на столе платок и опять завязал ему глаза.
– Последний раз говорю вам: обратите всё ваше внимание на самого себя, наложите цепи на свои чувства и ищите блаженства не в страстях, а в своем сердце. Источник блаженства не вне, а внутри нас…
Пьер уже чувствовал в себе этот освежающий источник блаженства, теперь радостью и умилением переполнявший его душу.

Скоро после этого в темную храмину пришел за Пьером уже не прежний ритор, а поручитель Вилларский, которого он узнал по голосу. На новые вопросы о твердости его намерения, Пьер отвечал: «Да, да, согласен», – и с сияющею детскою улыбкой, с открытой, жирной грудью, неровно и робко шагая одной разутой и одной обутой ногой, пошел вперед с приставленной Вилларским к его обнаженной груди шпагой. Из комнаты его повели по коридорам, поворачивая взад и вперед, и наконец привели к дверям ложи. Вилларский кашлянул, ему ответили масонскими стуками молотков, дверь отворилась перед ними. Чей то басистый голос (глаза Пьера всё были завязаны) сделал ему вопросы о том, кто он, где, когда родился? и т. п. Потом его опять повели куда то, не развязывая ему глаз, и во время ходьбы его говорили ему аллегории о трудах его путешествия, о священной дружбе, о предвечном Строителе мира, о мужестве, с которым он должен переносить труды и опасности. Во время этого путешествия Пьер заметил, что его называли то ищущим, то страждущим, то требующим, и различно стучали при этом молотками и шпагами. В то время как его подводили к какому то предмету, он заметил, что произошло замешательство и смятение между его руководителями. Он слышал, как шопотом заспорили между собой окружающие люди и как один настаивал на том, чтобы он был проведен по какому то ковру. После этого взяли его правую руку, положили на что то, а левою велели ему приставить циркуль к левой груди, и заставили его, повторяя слова, которые читал другой, прочесть клятву верности законам ордена. Потом потушили свечи, зажгли спирт, как это слышал по запаху Пьер, и сказали, что он увидит малый свет. С него сняли повязку, и Пьер как во сне увидал, в слабом свете спиртового огня, несколько людей, которые в таких же фартуках, как и ритор, стояли против него и держали шпаги, направленные в его грудь. Между ними стоял человек в белой окровавленной рубашке. Увидав это, Пьер грудью надвинулся вперед на шпаги, желая, чтобы они вонзились в него. Но шпаги отстранились от него и ему тотчас же опять надели повязку. – Теперь ты видел малый свет, – сказал ему чей то голос. Потом опять зажгли свечи, сказали, что ему надо видеть полный свет, и опять сняли повязку и более десяти голосов вдруг сказали: sic transit gloria mundi. [так проходит мирская слава.]
Пьер понемногу стал приходить в себя и оглядывать комнату, где он был, и находившихся в ней людей. Вокруг длинного стола, покрытого черным, сидело человек двенадцать, всё в тех же одеяниях, как и те, которых он прежде видел. Некоторых Пьер знал по петербургскому обществу. На председательском месте сидел незнакомый молодой человек, в особом кресте на шее. По правую руку сидел итальянец аббат, которого Пьер видел два года тому назад у Анны Павловны. Еще был тут один весьма важный сановник и один швейцарец гувернер, живший прежде у Курагиных. Все торжественно молчали, слушая слова председателя, державшего в руке молоток. В стене была вделана горящая звезда; с одной стороны стола был небольшой ковер с различными изображениями, с другой было что то в роде алтаря с Евангелием и черепом. Кругом стола было 7 больших, в роде церковных, подсвечников. Двое из братьев подвели Пьера к алтарю, поставили ему ноги в прямоугольное положение и приказали ему лечь, говоря, что он повергается к вратам храма.

Фелтингом или валянием именуют особую и интересную технику работы с шерстью. Этот вид рукоделия позволяет создавать удивительные рисунки на ткани и готовых изделиях, игрушки и предметы декора.

ЧТО ЭТО ТАКОЕ ФЕЛТИНГ

Суть техники – неоднократное протыкание шерсти специальными иглами из закаленной стали, с помощью которых волокна шерсти спутываются и закрепляются в изделии. В результате такой техники шерсть уплотняется, приобретает форму и получается задуманное изображение или фигура.

Для этого вида рукоделия используют исключительно натуральное сырьё – верблюжью и овечью шерсть.

КАК ПОЯВИЛСЯ ФЕЛТИНГ

Такой метод обработки шерсти применяется очень давно. Первые валяные изделия появились свыше 8000 лет назад. Если верить легенде, то войлок был получен ещё в ковчеге Ноя. Среди большого множества различных животных в ковчеге также находились и овцы. Они линяли, шерсть падала на пол, там она становилась мокрой и топталась копытами. В итоге шерсть превратилась в войлочный ковер.

Большую популярность фелтинг получил у кочевых народов, они не только изготавливали одежду и обувь таким способом, но и большинство вещей для дома.

В России с помощью техники валяния шерсти изготавливали теплые стельки, обувь, ковры и головные уборы. Именно так появились валенки, которые пользуются огромной популярностью и сейчас.

В начале XX века в России появились первые машины для валяния шерсти, так началось массовое производство изделий по технологии фелтинга.

Сегодня фелтинг набирает все больше популярности среди рукодельниц, желающих создавать удивительные предметы гардероба и необычный декор своими руками.

ЧТО НЕОБХОДИМО ДЛЯ ОСВАИВАНИЯ ТЕХНИКИ

Чтобы научиться этому виду рукоделия, необходимо подобрать материалы и подготовить инструменты. Также следует знать, что существует две основные техники фелтинга: сухое и мокрое валяние из шерсти.

ПОДГОТОВКА К МОКРОМУ ВАЛЯНИЮ

При желании создавать картины, сумки, ковры и иные большие, но плоские изделия, следует ознакомиться с техникой мокрого фелтинга. Перед работой шерсть обязательно увлажняется с помощью мыльного раствора, затем материал аккуратно раскладывают в нужном порядке на полиэтиленовую основу. Непосредственно процесс валяния выполняют руками.

ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ НАД ИЗДЕЛИЕМ В МОКРОЙ ТЕХНИКЕ ФЕЛТИНГА ИСПОЛЬЗУЮТ:

жесткую сетку (иногда берут антимоскитную или фату);
коврик для фелтинга, резину или подстилку из бамбука;
воздушно-пузырчатую пленку.

Когда происходит механическая обработка волокон, они плавно переплетаются между собой, в результате на полиэтиленовой основе получается однородное цельное плоское полотно, которое в дальнейшем используют для создания различных изделий и декора.

ЧТО ПОНАДОБИТСЯ ДЛЯ СУХОГО ВАЛЯНИЯ

Техника сухого валяния или же сухой фелтинг позволяет создавать объемные изделия.
Для такой работы применяется специальная игла со слегка заметными зарубками, ей воздействуют на волокна шерсти.

Таким способом из рук мастера появляются игрушки, куклы, предметы декора, а также всевозможные «теплые» украшения и аксессуары.

В качестве дополнительных расходных материалов в сухом валянии используют лоскутки тканей, ленточки, пуговицы, бусины и любые другие декоративные элементы. Также применяют тонкую проволоку или готовый каркас, красители и клей «Момент».

СУХОЙ ФЕЛТИНГ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ВАЛЯНИЯ


Ознакомившись с основными методиками валяния, можно попробовать своими руками сделать простую игрушку.

ВАМ ПОТРЕБУЕТСЯ:

непрядёная шерсть разных оттенков для создания отдельных элементов поделки;
иглы для валяния разной толщины;
подложка;
мелки или сухие краски;
кисточка для тонировки

Первым делом создается эскиз будущего изделия. После этого подготавливается шерсть, она разминается в разных направлениях до тех пор, пока не образуется однородная масса.
То, сколько понадобиться шерсти, зависит от размеров игрушки. Во время процесса валяния количество сырья уменьшится в 2-3 раза.

После этого требуется взять толстую иглу и приступать к сваливанию шерсти в небольшой круглый комок, формируя пальцами необходимое очертание изделия. Затем требуется перейти на иглу средней толщины. На этом этапе главное сделать изделие максимально равномерным по плотности, без каких-либо внутренних пустот.

Сначала валяют крупные детали игрушки – голова, туловище. Затем более мелкие – лапки, ушки, хвостик.

При изготовлении симметрических элементов необходимо обязательно подготовить идентичное количество шерсти, чтобы они получились одинаковыми.

Когда все детали будут готовы, их соединяют с туловищем. Для этого выбирают максимально удачное положение элементов, чтобы они располагались симметрично друг другу.
Глазки, носик, рот обычно делают с помощью бусинок или же пуговиц, которые можно приклеить или аккуратно пришить.

Заключительный этап – применение тонировки, придающей формам выразительности. Необходимо сделать крошку из мела и с помощью сухой кисти нанести пудру на место, требующее большей выразительности.



Загрузка...