paradisemc.ru

Воспитание маленького молчуна в условиях стресса. Трудности и проблемы в воспитании ребенка

Получает воспитание, прежде чем начинает осознавать себя самостоятельной личностью. Родителям приходиться вкладывать много сил физических и душевных. Воспитание детей в современной семье отличается от тех методов, которыми пользовались наши родители. Ведь для них важным моментом было, чтобы ребёнок был одет, сыт и хорошо учился. Все потому, что от людей многого не требовали, главное - покорность и исполнительность во всём. Поэтому дети учились спокойно, а после уроков отдыхали, как им вздумается.

Если говорить о сегодняшнем дне, то современное воспитание детей представляет собой набор определённых методов. Это помогает направить ребёнка в правильное русло, чтобы он стал успешным, востребованным, сильным и конкурентоспособным. Причём важно делать это уже со школы, иначе стать человеком с большой буквы невозможно. По этой причине ребёнок, приходя в первый класс, уже должен уметь читать, знать цифры, а также информацию о своей стране и родителях.

Современного ребёнка разнообразны, поэтому сложно выбрать оптимальный вариант. По мнению специалистов, главным является единство политики родителей и учителей. В крайнем случае, дополнять друг друга, а не противоречить. Если учителя имеют современный взгляд на воспитание детей, то ребёнку сильно повезло. Ведь именно такой специалист сумеет правильно преподнести знания в подходящем именно ему формате.

Современные методы воспитания

Воспитание детей в современной семье обязательно должно начинаться с родителей, а также с учителей и воспитателей. Все потому что они берут на себя ответственность прививать малышу какие-либо качества. Причём невозможно его научить быть добрым, справедливым, щедрым, вежливым, не обладая таковыми качествами. Ведь дети хорошо чувствуют ложь, поэтому уроки окажутся бессмысленными.

Сегодня деток обучают уже с рождения. Окружают картинками и надписями, стимулируя интеллект. Затем ребёнка отправляют в центр раннего развития, где профессионалы, используя определённую методику, продолжают формировать маленькую личность. Кроме того, современные подходы к воспитанию детей можно разделить на четыре типа.

Деспотический стиль воспитания

Здесь строгие родители себя ставят в качестве авторитета. Причём часто выдвигают завышенные требования. Главная проблема здесь - это отсутствие инициативности малыша, подавление его воли, а также исключение возможности принимать самостоятельно решения. Такая забота чревата неумением преодолевать жизненные препятствия.

Либеральный стиль воспитания

Современное воспитание детей по либеральному методу представляет собой противоположность деспотии. Здесь за основу берётся принцип потакания желаниям отпрысков. Выходит, дети получают много свободы, если не ссорятся и не конфликтуют со взрослыми. Такой вариант может привести к самым серьёзным последствиям. Всё потому, что опека родителей-либералов помогает растить эгоистичных, злых и безответственных детей. Такие люди в жизни добиваются, наверно, многого, но вот по-настоящему человеческих качеств в них мало.

Стиль воспитания - равнодушие

Очень опасно воспитание ребёнка в современном мире по методу наверное, самое страшное, когда родители не уделяют своему малышу никакого внимания. Последствия безразличия могут быть непредсказуемыми. Поэтому родителям, переживающим за будущее своего ребёнка, об этой методике стоит забыть.

Демократический стиль воспитания

Воспитание детей в современном обществе по такому методу позволяет одновременно предоставлять детям свободу и при этом воспитывать. Здесь родители имеют контроль над ребёнком, но своей властью они пользуются с особой осторожностью. Важно проявлять гибкость и каждую ситуацию рассматривать отдельно. В результате малыш может получить жизненные знания, более объективно понимая, и зло. При этом за ним всегда остаётся право выбора. Выходит, что современное воспитание детей - это целая наука. Имея правильные знания, можно обеспечить ребёнку хорошее будущее. Он будет счастливым, самостоятельным и уверенным в себе человеком. Главное - уметь не злоупотреблять правами родителей, и уж тем более не игнорировать его. Кроме того, важно уметь находить компромиссы, чтобы в семье не было вражды.

Проблемы воспитания

Современные детей тесно связаны с окружением, в котором они находится. Ведь детская психика воспринимает одинаково быстро хорошую и плохую информацию. По сути, для ребёнка семья - это обстановка, в которой он воспитывается. Здесь он учится многому и получает знания о жизненных ценностях, формирующихся на опыте многих поколений. Сегодня жизнь устроена так, что родителям приходится много работать, иначе можно забыть о достойном существовании. Поэтому родственники, или же они вовсе предоставлены сами себе. Получается, что современные проблемы, возникающие при воспитании ребёнка - общества в целом.

Современные проблемы отцов и детей

На сегодняшний день семьи испытают много проблем, воспитывая своё дитя. Они возникают в зависимости от определённого периода времени.

Младенец

Дети до шести лет ещё не имеют сформировавшегося характера. Тем не менее, они действуют в соответствии со своими инстинктами. Главное желание человека, даже маленького. - это свобода. Поэтому малыш спорит со своими родителями, делая все, что ему запрещают. Причём многие шалости ребенка возникают на фоне простого любопытства.

На таком этапе основной проблемой родителей является желание взять шефство. Малыш же, наоборот, борется за свою свободу. Такое противоречие вызывает конфликт. Поэтому современное воспитание детей подразумевает наличие тактики, гибкости и спокойствия по отношению к действиям ребёнка. Необходимо стараться держать его в рамках, но при этом позволять самостоятельно решать какие-то вопросы, делать выбор в определённых ситуациях, а также спрашивать его мнения, если речь идёт о семейных делах.

Младшие классы

Данный период является самым сложным. Все потому, что ребёнок получает определённую свободу действия. Он пытается занять своё место в социуме. Поэтому появляются новые знакомые, он играет собственную роль. Ему приходится самостоятельно справляться с какими-то возникшими проблемами. Конечно, это его пугает - отсюда все появляющиеся капризы и недовольства. Методы воспитания современного ребёнка в такой период обычно подбираются тщательнее. Причём основываться они должны на доверии, доброте, заботе и понимании. Следует лояльнее относиться к своему ребёнку, учитывать нагрузки, которые он испытывает.

Подростковый период

Когда ребёнок становится подростком, он начинает отчаянно стремиться к свободе. Период можно сравнить с младенческим временем, но отличие здесь есть. Ведь теперь он уже имеет свой характер, взгляды на жизнь, и у него есть друзья, оказывающие на него определённое влияние. Поэтому воспитание детей в современном обществе на данном этапе является самым сложным. Ещё не до конца сформировавшийся человек отстаивает свою позицию, не понимая, что его мнение может быть ошибочным.

Здесь родителям важно не рушить убеждения, возникшие у ребёнка. Правильнее будет дать свободу, но при этом держать его под незаметным контролем. Все советы и мнения должны выражаться в мягкой форме. Причём критиковать тоже нужно осторожно, старясь не задеть детское самолюбие. Главное - сохранять доверительные и тёплые отношения со своим ребёнком.

Взрослая жизнь

Подросток, переступивший грань совершеннолетия, уже не нуждается в нравоучениях, исходящих от его родителей. Теперь он желает сам принимать решения и испытать на себе все, что раньше ему запрещали. Это всевозможные вечеринки, алкоголь и курение. Да, родителям страшно такое слышать, но через такое проходят многие. Зачастую возникают конфликты между родителями и детьми, после чего они вовсе прекращают общение. Важно до такого момента ситуации не доводить, стараться решать проблемы, идя на компромиссы.

Конечно же, бывают редкие исключения, когда повзрослевшие дети очень привязаны к своим родителям. Поэтому в них чувство бунтарства выражено в меньшей степени. Тем не менее, родителям нужно смириться и отпустить своё дитя во взрослую жизнь. Главное - стараться сохранять тёплые отношения. Пусть у него будет своя жизнь, но вот делиться радостями и проблемами он будет с родителями. Ведь когда они стараются понимать своего ребёнка, то он отвечает им тем же. Особенно во взрослой жизни, когда так нужна помощь и поддержка близких ему людей.

Развод может стать серьезным стрессом не только для родителей, но и для их малыша. Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет, как обеспечить оптимальное воспитание детей в условиях развода и подсказывает:

Как уберечь свое дитя от страданий из-за развода родителей?
Как избежать опасных ошибок в воспитании ребенка в ситуации развода?
Как пройти развод безболезненно, сохранить психологическое равновесие и передать его малышу?

Какая реакция на стресс возможна у вашего ребёнка и на чем акцентировать его воспитание в период развода родителей?

Ответы зависят от набора векторов ребенка, которые задают ему определенные врожденные психические свойства и реакции на жизненные обстоятельства. Понимая их, можно успешно проходить самые сложные моменты жизни, сохраняя благоприятную модель воспитания ребенка.

Воспитание эмоционального и чувствительного малыша в условиях развода

Малыши со зрительным вектором (чувствительные, эмоциональные) могут реагировать на стресс печалью, слезами, истериками. Такой ребенок может ощущать утрату любви ушедшего родителя, страх потерять оставшегося родителя.

Сильный стресс способен вызывать у зрительного ребенка падение зрения, снижение иммунитета. Также возможны ночные кошмары и появление страха темноты. Для зрительного вектора – потеря эмоциональной связи с одним из родителей - это большое горе, которое переживается сильно и глубоко.

Как помочь ребенку избежать такого психологического ущерба?

Можно объяснить, что папа продолжит участвовать в воспитании ребенка, и папиной любви он вовсе не лишится. Что папа любит его по-прежнему независимо от того где живет. И самое главное, поддерживайте сами с ребенком крепкую эмоциональную связь. Учите его сопереживать другим, тогда он из состояния страха сможет переключиться на сострадание людям. Читайте литературу на сострадание. Можно предложить нарисовать рисунок или написать письмо и отправить в детский дом, объяснив, что там ребята живут совсем без родителей. Или помочь бабушке-соседке донести сумку, проведать больного друга.

Воспитание маминой умницы

Малышу с анальным вектором тоже может быть трудно адаптировать развод родителей. Для него семья - это высшая ценность. Когда на глазах рушится самое святое, малыш с таким вектором рискует получить колоссальный стресс. Из послушного ребенка и лучшего ученика в классе, он может превратиться в упрямца, стать агрессивным и обидчивым.

Может испытывать чувство вины, что родители разводятся из - за него. Часто возникает страх перед будущим. А вдруг придется переезжать на новое место или в другую школу, садик?

На уровне психосоматики, сильный стресс у анального малыша может проявиться в заикании, проблемах со стулом и с желудком. Иногда такие детки испытывают обиду на маму и проносят ее через всю свою жизнь, бессознательно обвиняя ее в том, что не смогла или не захотела сохранить семью.

Как свести к минимуму ущерб от распада семьи для такого ребенка?

Объясните, что его семья никуда не делась, просто папа теперь живет в другом месте. Например, как кто-то из ваших родственников, бабушка, тетя. Живете в разных местах, но все равно являетесь семьей для него.

Постарайтесь как можно меньше вносить изменений в жизнь ребенка, начиная от новой мебели и заканчивая новой школой. Все новое, любые перемены – для анального консерватора всегда стресс. Для начала дайте ему время адаптировать хотя бы изменения в укладе жизни семьи.

Воспитание шустрого и юркого малыша

У малыша с кожным вектором при стрессе может повыситься раздражительность, нервозность. Может возникнуть склонность к воровству. Не пугайтесь, если вдруг заметите такое в своем ребенке и ни в коем случае не бейте его. Такое поведение – типичная, обусловленная природными свойствами кожного вектора, реакция на стресс.

На уровне психосоматики может появиться нервный тик, проблемы с кожей, аллергия, проблемы с позвоночником.

Чтобы помочь ему справиться со стрессом, добавьте в воспитание ребенка с кожным вектором больше новизны. Начиная от новых игрушек с возможностью искать, добывать, создавать конструкции, считать, и до новых форм совместного время препровождения. Возможно, стоит найти новые места для прогулок или игр. Природное стремление кожного вектора к изменениям поможет немного облегчить состояние малыша.

Используйте в общении с ним больше нежных прикосновений, поглаживайте спинку, ножки, ручки, делайте массаж.

Маленькому кожнику важен режим и организация времени. Ему будет намного легче адаптировать уход отца, если он будет знать точный график встреч с ним.

Воспитание маленького молчуна в условиях стресса

Если ваш ребенок – обладатель звукового вектора , то его реакция на стресс - еще большая замкнутость в себе, снижение успеваемости в школе, проблемы со сном. Он и так не слишком общительный и мало эмоциональный. Но сила его переживаний ничуть не меньше, чем у других людей, только вся буря чувств проживается внутри.

Ни в коем случае, нельзя кричать при таком ребенке или, например, употреблять оскорбительные слова в адрес ушедшего из семьи отца. Как бы вам ни было плохо – постарайтесь сдержать себя. Помимо головных болей и неспособности воспринимать информацию на слух, у звукового малыша в таких условиях возможно и развитие психических заболеваний, от аутизма до шизофрении.

Что привнести в воспитание ребенка с такими особенностями? Этому молчуну очень нужна тишина и возможность уединиться. Пробуйте разговаривать с ним очень тихим голосом, и дайте ему возможность находится почаще в тишине. Можно включать тихим фоном классическую музыку, чтобы он вслушивался в звуки. Этот навык вслушивания поможет звуковичку частично нивелировать стресс.

Знание об устройстве психики вашего ребенка помогает выбрать оптимальную модель воспитания и подход к малышу в период развода родителей. Но есть еще один важнейший фактор
психологическое благополучие матери .

Большинство из нас даже не подозревает, насколько сильно мы влияем своим психическим состоянием на еще не созревшую психику малыша.

Системно – векторная психология Юрия Бурлана объясняет, что до 6 лет ребёнок на 100 % психически зависит от мамы, от 6 до 16 уже в меньшей степени, но все - таки зависит.

Все тяжелые состояния и негативные эмоции бессознательно считываются ребенком с матери и лишают его самого важного, что родитель может передать своему чаду, – ощущения защищенности и безопасности.

Воспитание детей – это деятельность, способствующая формированию ребенка с целью его разностороннего развития и привития ему определенных нравственных норм. Это долгий 18-летний проект, в котором главная роль отводится родителям. И роль это, конечно, деятельная, а не просто стороннего наблюдателя, смотрящего на детей по принципу «пусть вырастет то, что вырастет»

Воспитание детей — процесс серьезный и ответственный . В одной мудрой книге говорится — «Учи ребенка правильному пути, пока он мал. Тогда он, став взрослым, будет идти этим путем». Поэтому от воспитания детишек в семье будет напрямую зависеть будущее их самих, а также их семей и всего поколения в целом.

Правильный подход к воспитанию позволяет из мальчиков и девочек вырастить самостоятельных сильных личностей. А неправильный подход создает детишкам, а потом и взрослым людям, которые из них получаются, множество трудностей и проблем.

Воспитание детей – это системный комплексный подход к формированию личности ребенка. В ходе воспитания мальчикам и девочкам прививаются полезные умения и навыки, даются знания, объясняются нравственные нормы поведения. Развитие ребенка должно быть гармоничным. Нужно развивать малыша физически, нравственно и творчески.

Воспитание детей не приравнивается только к наказанию ребенка . Оно включает в себя:

  • наставление,
  • обучение,
  • исправление.

Хотя в воспитании детей применяются различные методы, но их основу составляют три главных понятия . Именно они позволяют воспитать детей зрелыми, ответственными и уравновешенными людьми. При этом сами детишки будут расти в наиболее благоприятных для них условиях, будут счастливыми и жизнерадостными.

Итак, основной успешного воспитания детей являются:

  1. Любовь . Именно любовь позволяет заботиться о ребенке не только физически, но еще эмоционально и нравственно. Любящий ребенок понимает, что когда родители ставят перед ним какие-то ограничения или даже наказывают его, то это делается для его же блага. Также любовь побудит хвалить малыша, и не быть с ним слишком суровым.
  2. Благоразумие . При воспитании мальчиков и девочек нужно учитывать все их обстоятельства, особенности, способности и пределы возможностей. Важно не требовать от ребенка лишнего, но и не быть к нему чрезмерно попустительным. Также не нужно сравнивать детей между собой: каждый ребенок неподражаемая личность и подход здесь должен быть индивидуальный.
  3. Последовательность . У родителей слова не должны расходиться с их делами. Если ребенок услышал, что за плохое поведение его накажут, то нужно обязательно сдержать свое слово. Также в семье не должно быть двойных норм. Нельзя учить ребенка, к примеру, переходить дорогу только на зеленый свет, а самим перебегать и на красный.

Воспитание детей – это годы самоотверженного труда, который требует много времени и сил. Однако процесс это приятный, и чаще всего вознаграждающийся. В противном случае: «Ребенок, которому родители позволяют делать все, что угодно, опозорит мать». Так что прилагать усилия по воспитанию детей нужно обязательно, хотя это и не всегда легко.

Популярные школы воспитания детей

Современная психология знает различные виды концепций воспитания детей. Однако в рамках данной статьи мы не можем подробно рассказать обо всех направлениях воспитательной детской психологии. Остановимся только на самых популярных.

Популярные школы воспитания детей:

  1. Система Макаренко . Наш соотечественник неслучайно включен ЮНЕСКО в ТОП-4 величайших педагогов прошлого века. Эффективно работающая методика воспитания Антона Макаренко заключается в объединении детей в коллектив и причастности каждого из них к общему делу. Также ребенок должен сам принимать решение и нести за него ответственность. Кроме того, дети обязательно должны трудиться и подчиняться разумной дисциплине.
  2. Система Монтессори . Получила название от популярного итальянского педагога Марии Монтессори. Основой ее системы является всестороннее содействие ребенку в самостоятельном познании мира. При этом обучение предполагается в максимально свободной форме с учетом индивидуальных способностей и предпочтений мальчика или девочки.
  3. Система Дьюи . Американский педагог Джон Дьюи наряду с Макаренко и Монтессори тоже входит в четверку выдающихся педагогов ХХ века. Его система заключается в воспитании личности, умеющей приспосабливаться к любым ситуациям в жизни. Акцент в ней делается на обучение ребенка с самого малого возраста навыкам, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни и будут ему реально полезны, а не относятся к так называемым знаниям «для общего развития».
  4. Система Кершенштейнера . Немецкий педагог Георг Михаэль Кершенштейнер тоже входит в ТОП-4 великих педагогов по версии ЮНЕСКО. Его система воспитания основана на обучении детей, имеющей высокий уровень наглядности — с многочисленными картинками, образцами, экскурсиями и практическими работами. Кершенштейнер выступал за ручной труд для детей, проведение широкой опытной и лабораторной деятельности.
  5. Система Икудзи . Это воспитательная методика Японии. Основана на вседозволенности для ребенка от рождения и до 5 лет. Затем в период от 5 до 15 лет японского мальчика или девочку уже ждали строгость и ограничения, а с 15-летнего возраста с подростком начинали говорить как со взрослым человеком и спрашивать с него соответствующим образом.

– обзорная статья о методике на Эвио-Клаб.

6. Немецкая система . Главным в ней является четкость и организованность каждого аспекта жизни ребенка. Здесь все выстроено в строгую систему по времени и качеству – прием еды, игры, сон, учеба. Также четко подразделяется, где малыш может иметь свое мнение и желания, а где ему приходится безукоризненно выполнять требования взрослых.

Также есть еще другие подходы к воспитанию детей. Например, по гендерному признаку: как правильно воспитывать мальчиков, а как – девочек. Кроме того, существуют гуманистическая и дифференциальная психология по воспитанию детей, и так далее.

Основные виды воспитания детей

Теперь мы остановимся на наиболее типичных видах воспитания детей. Они были разработаны не психологами, а подсказаны самой жизнью. Ученые только их классифицировали. Возможно, вы сможете увидеть в них свой вид воспитания (о чем, вероятнее всего, ранее вы даже не догадывались) и определить свои проблемы общения с сыном или дочкой.

Концепции воспитания детей имеют следующие виды:

  1. Авторитарное воспитание . Основано на том, что дети во всем беспрекословно должны слушаться маму и папу. Здесь у ребенка не может быть своего мнения. Формы воспитания сводятся к нравоучением и нотациям. Мальчика или девочку подавляют родительским авторитетом, что обычно приводит к психологическим травмам. Особенно в подростковые годы, когда ребенок постепенно должен выходить из опеки родителей. У него будет куча обид, которые будут формировать огромное количество проблем в будущем.
  2. Потакающее воспитание . В данном случае ребенок не знает, что такое слово «нет»: ему все позволяется, и в семье он является центром вселенной. Ему создаются условия тепличного растения: когда все делается за него, а он отдает родителям только приказания. Мамы и папы изо всех сил стараются, чтобы их чадо было всегда довольно. Однако, когда ребенок выходит в социум, он быстро понимает, где он и где центр вселенной. И нередко на этом мальчик или девочка психологически ломаются. К тому же, по отношению к родителям и окружающим он проявляет избалованность и эгоизм, что тоже ни к чему хорошему не приводит.
  3. Развивающее воспитание . Родители ставят задачи дать своему ребенку максимальное развитие. Они стремятся заинтересовать его музыкой, рисованием, спортом, хореографией, вокалом и так далее. Конечно, развитие творческих способностей ребенка и его физическая активность – дело нужно. Но всего должно быть в меру. Ребенок не может быть постоянно занят. Он должен также играть и отдыхать: так он познает мир в естественной для него форме. Обсуждаемый тип воспитания грозит ребенку перенапряжением, срывом из-за того, что он него слишком много всего ожидают, заниженной самооценкой. Также родители при активном развитии малыша забывают прививать его моральные и этические нормы.
  4. Программирующее воспитание . Родители пытаются вырастить из ребенка того, кем они не стали сами. Они не учитывают желания и способности мальчика или девочки, а закладывают в него программу развития, которая, как им кажется, будет для него самой лучшей. Такое воспитание подавляет психику маленького человечка, а в случае неуспеха в обозначенной родителями теме у него будет и заниженная самооценка. В будущем он также будет не лидером, а только послушным исполнителем, независимо от своих собственных желаний.
  5. Эпизодическое воспитание . Бывает, что мамы и папы настолько заняты на работе, что на собственного ребенка у них не остается времени. С сыном или дочкой они видятся редко и разговаривают мало. В основном, общаясь с ним, они сразу же дарят ему подарки, а воспитанием детей занимаются няни, родственники, друзья, учителя, знакомые. Дети привыкают получать от родителей только материальное, у них нет близких, доверительных отношений, они воспринимают их по принципу — «давай и уходи».
  6. Личностно-ориентированное воспитание . Является наиболее благоприятным видом воспитания для ребенка. Родители развивают мальчика или девочку гармонично. Учитывают его мнения и желания, но не во всем ему потакают. Детей учат самостоятельности, уважать других, отстаивать свое мнение, общечеловеческим ценностям. При этом его развивают, к примеру, используя такой вид детского творчества как рисование, но в меру.


– статья о изобразительной деятельности на Эвио-Клаб.

Воспитание детей по возрастам

При воспитании детей обязательно нужно учитывать психофизические особенности, которые у мальчиков и девочек на разных возрастных этапах совершенно различные.

Основные периоды развития ребенка по возрастным группам выглядят следующим образом:

  1. Дошкольный период . Возраст детей здесь — с рождения и до 7 лет. Ребенок всему активно учится и быстро познает мир. Именно в это время его мозг работает наиболее активно, и как губка все в себя впитывает. Происходит становление малыша как личности.

Для большинства детей это наиболее счастливый период в жизни, хотя и детских страхов в указанное время формируется немало. Ну, а чтобы у малыша не формировались страхи, не нужно ему читать страшные сказки или пугать бабайками, цыганами и полицией. Обычно дети боятся того, чего боятся их заставляют взрослые.


– причины и как с ними бороться в статье на Эвио-Клаб

В начальный период своей жизни малыш особенно нуждается в любви, заботе, внимании, развитии и формировании нравственных качеств. Причем отдельно принято выделять время до года (младенческий период) и время, проведенное им в детском саду (дошкольный период). Везде есть свои особенности воспитания.

В целом же с малышом нужно много играть, читать ему добрые сказки и небольшие рассказы. Еще все дети в указанный период очень любят рисовать. Поддержите такое увлечение ребенка. Пусть он раскроется в рисовании. Это вид детского творчества, который разовьет его моторику, фантазию, восприятие цвета, форм, научит быть более наблюдательным и усидчивым.

  1. Младший школьный период . Речь идет о возрастной группе с 7 до 12 лет. При воспитании нужно учитывать характерные особенности ребенка, его темперамент, сглаживать и переводить в благоприятное русло нежелательное развитие мальчика или девочки.

К примеру, нужно учить его управлять своими эмоциями, когда кто-то обидел. Известно мудрое выражение — «обида гнездится в сердце глупых». И, на самом деле, если с обидой вовремя не справиться, то она принесет обидевшемуся человеку больше вреда, чем пользы.

Школьников нужно развивать физически, умственно и нравственно. Здесь должно быть много игр и наглядных примеров. Нужно поддерживать те творческие или спортивные интересы, которые ребенок сам выбирает. Познавательный процесс на этом этапе связан больше с социумом. Поэтому для детишек в этом возрасте важны групповые виды деятельности: младшие школьники от них в восторге.

  1. Старший школьный возраст . Возраст подростков – это с 12 до 17 лет. Они не случайно называются у детских психологов кризисные годы. Человек активно формируется как самостоятельная личность и стремится выйти из-под влияния родителей и учителей.

По мере взросления такую свободу ребенку обязательно нужно давать. При этом поведение подростка может быть неуравновешенным и противоречивым. Здесь нужно чаще заниматься с юношей и девушкой общими делами, разговаривать с ним, выслушивать и стремиться понять. Причем важно не критиковать и не раздражаться, а стать для своего ребенка в этот непростой для него переходный период другом и советчиком.

Но, конечно, на бумаге рассказывать о том, как воспитывать детей, просто. На самом деле, воспитание сына или дочки это, долгий, тяжелый и кропотливый труд. Однако именно в нем заключается счастье как детей, так и родителей. И пренебрегать им ни в коем случае не нужно.

В помощь родителям мы выпускаем уникальные статьи о детях, их готовят психологи с профильным образованием, у нас вы можете найти:

Именно в семье закладывается характер и принципы будущей взрослой жизни человека. Без вмешательства взрослых в воспитательный процесс ребенок вырастет разгильдяем и ни к чему не приспособленной личностью. Но нельзя допускать и полностью авторитарного руководства над жизнью малыша.

В настоящее время существует не одна методика воспитания детей. Но современное общество требует нового, инновационного подхода в этом процессе. Он должен основываться на интересах и принципах жизни детей существующего поколения.

Воспитание в наши дни: его особенности

В каждое столетие, в любой отдельной эпохе есть свои методы воспитания. Наши прадедушки и прабабушки почитали своих родителей, и их бы удивило поведение современных детей. Да и мы давно не следуем «Домострою», из-за чего, кстати говоря, и происходит борьба поколений.

Наши родители, да и кто-то из нас самих рос в семьях с небольшим достатком. Несмотря на то что в то время было немало проблем, дети получали хорошее образование, посещали дополнительные занятия и кружки. Как же строится современное воспитание?

В отличие от наших предков, современные дети живут в довольно комфортных условиях. Им доступны различные гаджеты, есть возможность отправиться в путешествие и т. п. Такой богатой жизнью дети обязаны своим родителям, ведь это они, порой ущемляя собственные потребности, ставят на ноги любимое чадо и делают так, чтобы оно ни в чём не нуждалось.

Современные дети достаточно талантливы. Они могут похвастаться своей одаренностью и энергичностью. Как правило, дети не имеют идеалов, не признают власти, но верят в свои возможности. Для них чужды жесткие рамки и готовые методики воспитания. Поэтому занимаясь их развитием, нужно ломать уже устоявшиеся принципы и придумывать новые.

Современные дети реализуют себя в искусстве. Это могут быть танцы, спорт, музыка, различные кружки. Они самовыражаются более гуманистически и осмысленно, чем предыдущее поколение. Их увлечения имеют более интеллектуальный оттенок.

Благодаря новой технике дети проводят больше времени за компьютером. Они с интересом ведут интернет-дневники. И вот перед вами уже необычный ребенок, а веб-дизайнер, фотограф или журналист.

Современное воспитание основывается на уважении к детям . Нужно внимательно слушать то, что говорят дети, и стараться не критиковать их высказывания. Воспитательный процесс зависит от тенденций современного общества. Пока дети ещё берут пример со своих родителей, старайтесь показать им, что хорошо и плохо. Научите их отличать доброжелательных людей от разрушительных личностей.

В подростковом возрасте дети уже должны иметь представление о нюансах современного социума и быть адаптированы к нему. Современное воспитание направлено на развитие в ребенке инициативности и поощрении самостоятельности. Дети должны научиться принимать решения и быть ответственными за них. Не нужно слишком опекать ребенка. Пусть он ошибется, но это будет ему уроком, из которого он извлечет для себя полезную информацию.

Методы современного воспитания различны. Некоторые из них противоречивы, но не все так плохи, как кажется. Каждый метод основан на анализе поведения современного поколения. Изучив несколько методик, можно выбрать свою - ту единственную, которая будет подходить в воспитании именно вашего ребенка.

Методика Торсунова

  1. К первой относятся ученые, которые склонны к исследованиям и любят учиться.
  2. Вторая категория - это управленцы. Они умеют прекрасно руководить людьми.
  3. К третьей категории автор относит хозяйственников и торговцев, отличающихся практичностью и желанием обогатиться.
  4. И, наконец, четвертая группа включает в себя людей мастеровых, отталкивающих от практических знаний.
  5. Торсунов выделял и пятую категорию личностей. Это неудачники. Как правило, такие люди не получают нужного воспитания и не могут реализовать свои способности, так как их родители не позаботились об этом.

Воспитание в страсти является вторым способом воздействия. Именно мать заинтересована в благополучном развитии своего малыша. Она заботится о том, чтобы он получил как можно больше любви.

При третьем методе воспитания получаются избалованные дети. По мнению автора, ребенок растет таким из-за невежественного отношения родителей к воспитанию. Равнодушие по отношению к ребенку наблюдаются в четвертом методе. В этом случае взрослые не обращают внимания на личность своих детей.

В Ведической культуре воспитание детей должно отталкиваться от их способностей. Нужно развивать те задатки, которые существуют в человеке от природы. Современное воспитание должно учитывать все эти моменты. Нужно учить детей слушать и слышать. В современном воспитании за основу нужно брать ведическую культуру и её принципы. Однако сегодня они будут иметь другие термины и трактоваться по-своему.

Воспитание по Ашеру Кушниру

Автор читает лекции по современному воспитанию. Их можно отыскать на просторах интернета. Он рекомендует родителям постепенно познавать этот процесс. Взрослые, как правило, занимаются воспитанием своих детей на базе опыта предшествующих поколений. Бывают случаи, когда воспитательный процесс совсем отсутствует в семье. Кушнир говорит о том, что воспитатели проходят обучение в специальных учреждениях в течение пяти лет, чтобы познать все тонкости самого процесса воспитания. Именно поэтому родители должны учиться ему постепенно.

Подчинение детей родителям, причем безоговорочно, давно изжило себя. Ведь современное общество имеет другие принципы и устои. Самой большой проблемой современности, считает Кушнир, является воспитание детей. Он не призывает отходить от традиций, но при этом нужно учитывать и новые веяния психологии.

Литвак и его методика воспитания

Базовой основой воспитательного процесса Литвак считает «метод сперматозоида». В него он положил принцип натиска, проникновения и умения лавировать. Воспитывать ребенка, считает Литвак, можно методом от обратного. Подавлять личность ребенка нельзя.

Автор считает, что при использовании его метода изначально возможна негативная реакция ребенка на воспитательный процесс. Но не нужно делать паузу. Если продолжать следовать принципам Литвака, можно добиться больших успехов.

Вальдорфская школа

Психологи и педагоги пытаются разработать систему воспитания современного поколения, чтобы оно было духовно развито. При этом личность должна быть физически подготовлена. В этом направлении работает и Вальдорфская школа. Она считает, что не нужно препятствовать младшему школьнику познавать окружающий мир. На примере родителей ребенок сам поймет, что ему нужно и интересно, а в основе будут лежать его природные способности.

Проблемы воспитания современных детей

На возникновение проблем зачастую влияет окружающий мир. То количество информации, которое обрушивается на ребенка, огромно. Некоторую долю он усваивает с интересом, однако чрезмерные нагрузки сказываются на его психическом здоровье.

Мы считаем, что современные дети непослушны . Но это совсем не так. За потоком информации и различного рода нагрузками мы не замечаем, как они дисциплинированы, добры, эрудированны и умны. Вся проблема во времени, в котором приходиться жить современному ребенку.

Наши дети достаточно уязвимы. Несправедливость для них чужда. Они её просто не воспринимают. Но общество, к сожалению, не всегда может предоставить детям той прозрачности, которую они хотят получить от него.

В каждый возрастной период возникают определенные проблемы в воспитании детей. Так, до школьного возраста у них ещё не сформирован характер, но есть инстинкты, по которым они и совершают свои действия. Малыш желает быть свободным. Отсюда и споры с родителями насчет запретов. Здесь-то взрослые и хотят всё взять в свои руки, а ребенок желает получить свободу. Таким образом, возникает конфликт, избежать который помогут тактичность, спокойствие и гибкость в воспитании детей. Малышу можно позволять делать что-то самостоятельно, но при этом держать его в рамках дозволенного.

Самым сложным периодом является младший школьный возраст. Здесь ребенок получает ту свободу, которой добивался с младенчества. Он заводит новые знакомства, самостоятельно справляется с некоторыми проблемами, пытаясь занять своё место в обществе. Поэтому ребенок может капризничать и проявлять недовольство. Родители должны с пониманием относиться к нему, проявлять доброту и доверять своему ребенку.

В подростковом возрасте желание обрести свободу становиться более острым. У ребенка уже сформирован характер, есть влияние со стороны знакомых и друзей, он имеет свои взгляды на жизнь. Подросток пытается отстоять своё мнение, при этом не замечая того, что он может ошибаться. Контроль со стороны родителей должен быть незаметным, ребенок должен чувствовать свободу. Он нуждается в теплых и доверительных отношениях со взрослым. Критикуя и давая советы, не стоит перегибать палку, чтобы не задеть самолюбие подростка.

Вступая во взрослую жизнь, юноша уже не слушает своих родителей. Он старается испытать на себе всё, что раньше было под запретом. Нередки конфликты, которые заканчиваются прекращением всякого общения. Важно не доводить ситуацию до такого момента. Нужно уметь идти на компромисс. Чтобы юноша делился всем со своими родителями, нужно поддерживать с ним теплые отношения.

Итак…

Семья – место, в котором закладываются принципы нравственности, происходит становление характера и формируется отношение к людям. Пример родителей является важным показателем хороших и плохих поступков. На этом основывается отношение ребенка к жизни.

Детей нужно учить уважать старших и заботиться о младших. Если ребенок проявляет инициативу и старается помочь в делах по дому, нужно поощрить его в этом. Конечно, часть обязанностей придется взять на себя.

Никто не заставляет вас отходить от традиций. Современное воспитание должно впитать в себя опыт прошлых поколений, но в то же время быть основано на современных принципах жизни. Только так можно воспитать достойного члена общества.

Мне нравится!

Семейное воспитание – целенаправленное взаимодействие старших членов семьи с младшими, основанное на любви и уважении личного достоинства и чести детей, предполагающее их психолого-педагогическую поддержку, защиту и формирование личности детей с учетом их возможностей и в соответствии с ценностями семьи и общества. (Г. М. Коджаспирова).

Особенности семейного воспитания:

 органическая связь с жизнедеятельностью ребенка;

 непрерывность и длительность воздействия;

 многократность и противоречивость воспитательного воздействия;

 интимность, естественность, многогранность и непосредственность общения на основе чувства родства, любви, доверия, взаимной ответственности;

 относительная замкнутость;

 общение и взаимодействие людей разного возраста с разными интересами и профессиональной деятельностью (семья как дифференцированная социальная группа);

 взаимная направленность формирующих воздействий.

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут безболезненно адаптироваться к взрослой жизни, достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненны пути.

Каковы же задачи семейного воспитания?

Они состоят в том, чтобы:

 создать максимальные условия для роста и развития ребенка;

 передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

 научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

 воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного Я.

Центральное место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание. В первую очередь это воспитание таких качеств, как доброжелательность, доброта, внимание, милосердие к людям, честность, трудолюбие.

В последние годы возрастает роль религиозного воспитания в семье.

Воспитание осуществляется в определённых условиях.

Г. М. Коджаспирова выделяет следующие условия семейного воспитания :

 семейный быт, уклад;

семейные традиции;

 семейные отношения, эмоциональный климат семьи;

 общение и совместная деятельность;

 понимание и принятие ребенка;

 чувство долга и ответственности за воспитание детей;

 педагогическая культура родителей: умение анализировать, планировать, организовывать воспитательную деятельность, владение основами психолого-педагогической грамотности;

 организация жизненного пространства ребенка.

Исходя из условий семьи, проявляющихся как факторы развития и воспитания личности ребенка (его позитивные и негативные стороны), может быть построена система принципов семейного воспитания (Е. В. Головнева):

 дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья;

 родители обязаны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию в нем лучшего;

 воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей;

 диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней необходимо положить в основу семейного воспитания;

 личность самих родителей – идеальная модель для подражания детей;

 воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке;

 все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребенка, целесообразно построить на игре;

 оптимизм и мажор – основа стиля и тона общения с детьми в семье.

Каждая семья обладает большими или меньшими воспитательными возможностями, или, по-научному – воспитательным потенциалом . От этих возможностей и от того, насколько обоснованно и целенаправленно родители используют их, зависят результаты домашнего воспитания.

Понятие «воспитательный (иногда говорят – педагогический) потенциал семьи» появилось в научной литературе сравнительно недавно и не имеет однозначного толкования. Ученые включают в него много характеристик, отражающих разные условия и факторы жизнедеятельности семьи, которые определяют ее воспитательные предпосылки и могут в большей или меньшей степени обеспечить успешное развитие ребенка.

Воспитательный потенциал семьи – совокупность материальных, национальных, психологических, педагогических, духовных, эмоциональных возможностей семьи в воспитании детей, определяемых ее особенностями (типом, стриктурой, традициями и др.) (Г. М. Коджаспирова).

Воспитательный потенциал семьи и эффективность его реализации обусловлены многими социальными (политическими, экономическими, демографическими, психологическими) факторами объективного и субъективного характера. К ним относятся:

 факторы макросреды и те изменения, которые вней происходят;

 структура семьи (нуклеарная или многопоколенная, полная или неполная, многодетная илималодетная);

 материальные условия ее жизнедеятельности (уровень доходов, жилищные условия, благоустроенность быта и др.);

 личныехарактеристики родителей (социальныйстатус, уровень образования, общая и психолого-педагогическая культура, ориентации и установки на воспитание и образование детей);

 психологический климат в семье, система и характер взаимоотношений между ее членами, их совместная деятельность;

 помощь семье со стороны общества и государства в образовании и воспитании детей, социализации подрастающего поколения.

Однако необходимо иметь в виду, что ни один из факторов сам по себе не может гарантировать тот или иной уровень воспитания в семье: их следует рассматривать только в совокупности.

По мнению И. Клемантович, существует деление семей по степени их воспитательного воздействия на детей.

1. Так, благоприятны для формирования личности семьи, где есть оба родителя и не менее двух детей, где умеют целесообразно и содержательно организовать жизнь и деятельность ее членов. Во внутрисемейных отношениях полное взаимопонимание, демократический стиль общения и поведения. В семье господствуют положительная трудовая и нравственная атмосфера, культурный и рациональный досуг; у родителей достаточно высокий уровень образования, общей культуры и педагогической подготовленности. Материальное положение такой семьи удовлетворительное или хорошее.

2. Менее благоприятные условия для развития и ребенка и его воспитания представляют семьи с дезорганизованной структурой. Чаще всего это семьи с одним ребенком, неполные, разведенные, где ребенку зачастую уделяется чрезмерное внимание, где отсутствует разумное сочетание любви и требовательности. В таких семьях царит атмосфера сверхопеки или вседозволенности.

3. Благоприятно-неустойчивыми считаются семьи, которые оказывают в основном положительное влияние на воспитание детей. Как правило, в семье 1–2 ребёнка, родители любят детей, стремятся создать все условия для их благоприятного развития. Нравственная и трудовая атмосфера здесь положительная. Однако нет полного взаимопонимания между взрослыми, поэтому между ними часты конфликты. У родителей, как правило, невысокий уровень общей культуры, недостаточные образование и педагогический потенциал. Эти семьи могут быть как полными, так и с дезорганизованной структурой. Материальное положение среднее, выше или ниже среднего.

4. Неблагоприятны для формирования личности ребёнка семьи, где духовные потребности второстепенны и им предпочитаются другие: накопительство, стяжательство, что и делает ущербным развитие детей; чаще всего в такой семье 1–2 ребенка. Нередко один из родителей ведет аморальный образ жизни. Для семьи характерно потребительство как жизненный идеал, низкий уровень образования и культуры. Эти родители охотно посещают школу, выслушивают учителей, однако все равно не умеют воздействовать на детей педагогическими воспитательными средствами, что приводит к авторитарному стилю общения, взаимному непониманию. Отсюда неумение разумно организовать жизнедеятельность семьи, нежелание проводить совместно досуг из-за отсутствия культурных запросов со стороны взрослых и слишком разных интересов детей и родителей. Материальное положение полярное – иногда сверхблагополучие, иногда нищета.

5. Выделяют нейтральный тип семьи, где во внутрисемейных отношениях преобладает «относительно свободное воспитание», так как дети чаще всего предоставлены самим себе. Родители заняты только тем, что зарабатывают деньги. В основном это матери-одиночки, родившие детей в очень молодом возрасте или разведенные женщины, которым социальные условия не позволяют в полной мере заниматься воспитанием детей. К этому типу можно отнести также многодетные семьи с ослабленными социально-моральными нормами, с низким культурным уровнем. Материальное положение в таких семьях чаще ниже среднего.

6. К неблагоприятному типу относятся семьи с аморальным микроклиматом и негативным воздействием па развитие ребенка. Для них характерны ослабленная нравственно-трудовая атмосфера, постоянная конфликтность, антипедагогическое отношение к детям, нервозность в отношениях между другими членами семьи, отсутствие общей культуры и духовных запросов. Образование родителей, как правило, ниже среднего. Эти семьи нередко многодетные. Материальное положение тяжелое. Пикапом заботы о детях, полезной организации их жизни и деятельности в подобных семьях нет. Дети стремятся компенсировать отсутствие любви и заботы родителей на улице путем самоутверждения в дворовых компаниях.

7. В последнее время все чаще приходится выделять криминогенный тип семьи. Внутрисемейные отношения строятся в ней таким образом, что они приносят значительный вред духовному и физическому развитию ребенка. Образование родителей ниже среднего. В семье систематическое пьянство, часто совместное отца и матери, развратный образ жизни родителей, иногда с вовлечением в него детей, их избиение. В семье нередко несколько детей. Условия для воспитания детей в таких семьях полностью отсутствуют.

Л. И. Маленкова утверждает, что семья таит в себе и определенные сложности, противоречия и недостатки, подчас становясь негативным фактором развития ребенка. Наиболее распространенные негативные факторы семейного воспитания таковы:

 неадекватное воздействие материального благосостояния семьи: избыток (либо недостаток) вещей, приоритет материального благополучия над реализацией духовных потребностей растущего человека, дисгармония материальных потребностей и возможностей их удовлетворения, избалованность и изнеженность, безнравственность и противоправность семейной экономики;

 бездуховность родителей; отсутствие стремления к духовному развитие детей;

 безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье, противоправный образ жизни;

 отсутствие нормального психологического климата в семье;

 фанатизм в любых его проявлениях (страсть к накопительству денег и вещей, религиозный, политический, музыкальный, спортивный);

 безграмотность в психолого-педагогическом отношении (отсутствие целенаправленности воспитания, беспринципность, противоречивость в применении методов воспитания, физические наказания, причинение детям тяжелых нравственных страданий);

 неумение (а иногда и нежелание) понять и принять ребенка (подростка) таким, каков он есть.

Некоторые педагогические явления семейного воспитания подчас выступают как квинтэссенция перечисленных выше причин.

Усугубляют семейное неблагополучие просчеты семейного воспитания, наиболее типичными из которых выступают следующие:

1) неприятие ребенка, его явное или скрытое эмоциональное отторжение родителями;

2) гиперопека, когда ребенку не дают проявить элементарную самостоятельность, изолируют от окружающей жизни;

3) непоследовательность и противоречивость воспитания (разрыв между требованиями к ребенку и контролем за ним, несогласованность педагогических действий родителей и бабушки и т. п.);

4) непонимание закономерностей и своеобразия личностного развития, несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям детей;

5) негибкость родителей в отношениях с детьми (недостаточный учет ситуации, запрограммированность требований и отсутствие альтернатив в решениях, навязывание ребенку собственного мнения, резкая смена отношения к ребенку в различные периоды его жизни);

6) аффективность – избыток родительского раздражения, недовольства, беспокойства, тревоги по отношению к детям, что создает в семье атмосферу суматохи, хаотичности, всеобщего возбуждения;

7) тревожность и страх за детей, которые приобретают навязчивый характер и лишают родителей жизнерадостности и оптимизма, заставляя их прибегать к постоянным запретам и предостережениям, что заражает детей таким же беспокойством;

9) категоричность суждений, приказной тон, навязывание своего мнения и готовых решений, стремление к установлению строгой дисциплины и ограничению самостоятельности детей, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания; постоянный контроль за действиями ребенка;

10) гиперсоциальность, когда родители пытаются строить воспитание по определенной (пусть и позитивной) заданной схеме, не учитывая индивидуальности ребенка, предъявляя к нему завышенные требования, без надлежащего эмоционального контакта, отзывчивости и чуткости.

Выделяют несколько типов неправильного семейного воспитания.

Безнадзорность, бесконтрольность. Этот тип чаще всего характерен для родителей, излишне занятых своими делами и не уделяющих должного внимания детям. Как правило, в таких семьях дети предоставлены сами себе, часто попадают под влияние негативных факторов социальной среда («уличных компаний» и др.).

Гиперопека. При данном типе жизнь ребенка находится под бдительным и неустанным надзором, он постоянно сталкивается с многочисленными запретами. В результате этого ребенок постепенно становится нерешительным, безынициативным, неуверенным в своих силах, не умеет постоять за себя. Часто у детей, особенно у подростков, это выливается в бунт против родительского засилия, они могут принципиально нарушать запреты. Другой разновидностью гиперопеки является воспитание по типу «кумира» семьи. Ребенок привыкает быть в центре внимания, его желания, просьбы беспрекословно выполняются, им восхищаются, а в результате, повзрослев он не в состоянии правильно оценить свои возможности, преодолеть свой эгоцентризм. В коллективе такой человек тяжело адаптируется.

Воспитание по типу Золушки. Такой тип семейного воспитания характеризуется безразличием родителей к своим детям, холодностью, эмоциональной отверженностью. Ребенок чувствует, что отец или мать его не любят, тяготятся им, хотя со стороны может показаться, что родители достаточно внимательны и добры к нему. Ребенок переживает особенно сильно, когда кого-то другого из членов семьи любят больше. Такая ситуация способствует появлению неврозов, чрезмерной чувствительности к невзгодам или озлобленности детей.

«Жесткое воспитание». За малейшую провинность ребенка сурово наказывают, и он растет в постоянном страхе. К. Д. Ушинский отмечал, что страх – самый обильный источник пороков: жестокости, приспособленчества, угодничества и др.

Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности. Смалых лет ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей, или же на него возлагаются недетские непосильные заботы. В итоге у таких детей появляются навязчивые страхи, постоянная тревога за благополучие свое и близких. В таких случаях возможны невротические срывы, трудно складываются отношения с окружающими.

Синдром опасного обращения с детьми. Это один из самых недопустимых типов семейного воспитания, связанный с физическими наказаниями детей, когда на детей воздействуют с помощью страха. Физическое наказание вызывает физические, психические, нравственные травмы, которые в конечном итоге ведут к изменению поведения ребенка. Чаще всего физическим наказаниям подвергаются мальчики. Впоследствии они сами нередко становятся жестокими. Им начинает нравиться унижать других, бить, издеваться.

Важной задачей является формирование верных взаимоотношений с детьми, которые способствуют развитию их личности. Необходимо постоянно интересоваться их делами, их проблемами. Тот дефицит общения, который сегодня возникает между родителями и детьми, влечет за собой тяжелые психологические последствия. Ускорившийся ритм нашей жизни, дела, работа, поток информации, домашние хлопоты – все это ни в какой мере не должно сокращать дозы общения с ребенком. Вместе с тем, исследования свидетельствуют о том, что духовные контакты родителей и детей разных возрастов испытывают сегодня значительный голод – голод непосредственного общения, которого не заменит ни экран телевизора, ни друзья, ни музыка. Помните, систематическое общение с собственными детьми – важное условие благополучного развития ребенка.

По мнению В. И. Андреева, среди различных вариантов межличностных взаимоотношений между родителями и детьми можно выделить семь стилей :

1. Сотворчество – идеальный вариант взаимодействия, когда все наиболее значимые проблемы преодолеваются путем их обсуждения и совместного творческого решения.

2. Сотрудничество – для этого стиля взаимоотношений характерны взаимопомощь и взаимоподдержка.

3. Паритетные – т. е. равные, основанные на взаимной выгоде всех членов семьи.

4. Независимые – каждый член семьи действует автономно от другого, якобы уважая свободу и независимость других.

5. Конкурентные – характеризуют стремление противопоставить одного другим, иметь преимущества перед остальными членами семьи.

6. Конфликтные – любые решения, обсуждение семейных проблем с неизбежностью приводят к конфликту.

Наиболее благоприятный вариант взаимоотношений родителей с детьми, когда они испытывают устойчивую потребность во взаимном общении, проявляют откровенность, взаимное доверие, равенство во взаимоотношениях, когда родители умеют понять мир ребенка, его возрастные запросы. Поменьше приказов, команд, угроз, чтения морали, а побольше умения слушать друг друга, стремление к поиску совместных решений – вот залог эффективного семейного воспитания.

Неверно организованное взаимоотношение детей и родителей часто выступает причиной возникновения разнообразных психологических барьеров , которые мешают нормальному воспитательному процессу в семье. Вот наиболее типичные из них.

Барьер «занятости» характеризуется тем, что родители постоянно заняты: работой, домашними делами, проведением досуга, друг другом, и им «некогда» обратить внимание на собственных детей, которые просто им мешают. Это вызывает отчуждение ребенка, автономизацию его личной жизни от жизни семьи, ведет к некоторому отстранению от собственных родителей. Этот барьер может возникнуть в разные возрастные периоды, но на любом этапе развития личности ребенка он отрицательно сказывается на системе семейных взаимоотношений. Так, в возрасте до шести лет ребенок, которым не занимаются родители, как правило, характеризуется некоторыми задержками эмоционального развития. Возникновение психологического барьера в подростковом возрасте чревато тем, что от родителей ускользают важнейшие изменения в личности ребенка: в характере, в системе отношений с друзьями и др. В конечном счете, данный психологический барьер ведет к тому, что дети и родители живут как бы разной жизнью, в результате семья как воспитательная система «не работает», даже если родители в общем положительные люди.

Барьер «взрослости» . В данном случае понять собственных детей родителям мешает их собственный возраст, так называемая «высота взрослости». Они не в состоянии войти во внутреннюю психологическую ситуацию ребенка, не чувствуют его переживаний, не понимают его интереса, игр, потребностей. Ведь то, что взрослому человеку кажется пустяком, для ребенка иногда составляет смысл жизни, то, что важно и жизненно необходимо детям, порой нами воспринимается как мелочи. Возьмите такую ситуацию: ребенок семи лет приходит домой и со слезами сообщает, что поссорился с приятелем, переживает. А мать говорит: «Ну ничего, помиритесь». Она даже не дослушивает до конца рассказ о ссоре. Ее можно понять, ей некогда. Да и детская ссора – в общем-то несерьезно. Но для взрослых. Для ребенка же – это постоянно открывающийся сложный мир человеческих взаимоотношений. Очень верно об этом говорил когда-то выдающийся педагог Я. Корчак, подчеркивая, что взрослым необходимо подниматься до высоты детских чувств, тянуться, становиться на цыпочки.

Барьер «старого стереотипа». Сущность его заключается в том, что родители как бы не видят и не ощущают возрастной динамики развития личности собственного ребенка. Скажем, родители привыкли видеть своего ребенка маленьким, несмышленым, неприспособленным и по-прежнему воспринимают его как малыша, которому постоянно надо подсказывать, руководить поведением, давать оценки и др., а сын или дочь уже выросли и требуют совершенно другого уровня отношений, но родители этого не понимают, объятые родительским оптическим обманом: раз ребенок, значит все равно еще маленький.

На основе этого противоречия между привычным характером восприятия собственного ребенка и объективно изменившимся его внутренним миром и возникает данный психологический барьер, который нередко вызывает непонимание, раздражительность, конфликты, неверные методы психологического воздействия (родители стремятся воздействовать, а надо взаимодействовать). Позиция отношений «по вертикали» должна сменяться позицией «по горизонтали», но родители этого не понимают, что дестабилизирует обстановку в семье и мешает плодотворному воспитательному процессу.

Этот психологический барьер особенно часто вредит родителям, когда их дети выбирают профессию.

Барьер «старого стереотипа» привязчив. Он преодолевается с трудом и иногда ведет к тому, что родители, в общем-то, мешают будущей взрослой жизни сына или дочери: стремятся диктовать стиль взаимоотношений в их семье и т. п.

Барьер воспитательных традиций , который иногда тяготеет над родителями. Его психология сложна, поскольку органично впитывает в себя как позитивные, так и негативные аспекты. Смысл этого психологического барьера, его отрицательные воспитательные последствия заключаются в том, что родители стремятся механически внедрять и воспроизводить в собственной семье формы, методы и средства воспитания, сложившиеся и бытовавшие в их семьях, в период их детского бытия; пытаются воспроизвести, так сказать, продублировать, педагогическое воздействие собственных родителей и не учитывают изменившиеся ситуации воспитания, уровень развития детей и т. п. В результате возникает некоторое несоответствие между педагогическими средствами в семье и изменившейся личностью ребенка. Все мы, взрослые, ощущаем, что дети стали более информированными, изменилась система их потребностей, культурная ситуация в семье, возникли новые средства информации. Так, раньше отец или мать были для ребенка важнейшими источниками информации в течение многих лет. Согласитесь, что сегодня ситуация изменилась, и претензии родителей на абсолютный авторитет в сфере информации несостоятельны. Значит, надо утверждать собственный авторитет в другой области, а не просто механически насаждать его, создавая этот барьер воспитательных традиций.

Барьер дидактизма. Он характеризуется тем, что родители постоянно, по каждому поводу поучают собственных детей: «Не делай так, а делай этак, поступай так, а не этак, это правильно, а это – нет» и т. п. Каждый шаг ребенка фиксируется, оценивается, по поводу каждого движения даются рекомендации. Если взять малыша, то его это приводит в состояние постоянной напряженности, что, в свою очередь, формирует нервозность. Возьмем такую модель поведения родителей: ребенок звонит в дверь, мать открывает ему и тут же говорит: «Не хлопай дверью». Далее следует другая рекомендация: «Вытри обувь» (или сними туфли), далее: «Не топай!», потом: « Мой руки «, а после этого: «Руки помыл как следует?», «Не ерзай за столом», «Не смотри по сторонам», «Не болтай ногами», «Почему ты чавкаешь – это некрасиво» и т. д. до бесконечности. В зависимости от возраста ребенка проявления дидактизма меняют свою форму, но тем не менее, имеют место в системе отношений с детьми.

В результате все наши родительские воспитательные отношения дидактируются, из них, порой, исчезает очень важный для семейного воспитания аспект – личностный. Подобные родители-воспитатели выглядят довольно занудливо, реальная ткань воспитательных отношений, которую надо постоянно и несуетно создавать, просто подменятся здесь постоянными нравоучениями, что, в общем-то, формирует воспитательный процесс, формирует у ребенка внутреннюю психологическую установку на постоянное ожидание поучений.

Влияние взаимоотношений родителей и детей на всю систему семейных отношений огромно. Иначе говоря, модели отношений родителей к ребенку нередко выступают в качестве некоего образца для организации общения его с другими людьми. Вот почему преобладающие в отношениях с детьми эмоциональные установки часто копируются ими, утверждаются в собственном опыте общения.Родительская установка – система или совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способы поведения с ним.

Следующая схема поможет определить родительские установки и их влияние на эмоциональное развитие ребенка.

Типы установок Словесная характеристика Способ общения с детьми Последствия в развитии ребёнка
Благосклонность, доброжелательность и любовь Ребёнок – центр всех моих интересов Ласковое обращение, непринужденная игра с ребёнком Чувство безопасности, нормальное развитие личности
Явное отчуждение Ненавижу детей, не стану из-за них расстраиваться Отчуждение, избегание контактов, жесткие поступки Агрессивность, замкнутость, замедление эмоционального развития
Чрезмерная требовательность (максимализм) Не хочу иметь такого ребёнка, каков есть. Можно было бы сменить на лучшего Никогда не хвалит, отсутствует система поощрений, «ищет дырку в целом», часто ругает Фрустрация, неуверенность в себе, страх
Чрезмерная опека Делаю все для ребёнка, всего себя посвящая ему Торопливость, чрезмерное подстраивание под настроение ребенка, ограничение его самостоятельности Замедление социализации, неспособность проявлять самостоятельность, инфантильность

Неверные установки в семейном воспитании:

 предпочтение женских (мужских, детских) качеств у детей;

 страх утраты ребенка;

 проекция на детей собственных отрицательных качеств;

 амбиции родителей в отношении собственных детей;

 внесение в сферу воспитания конфликтов родителей.

Ю. Гиппенрейтер считает, что существует общий принцип, без соблюдения которого все попытки наладить отношения с ребенком оказываются безуспешными. Принцип этот – безусловное принятие ребенка. Что он означает? Безусловно принимать ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он вот такой, какой есть!

Принятие ребёнка – признание права ребёнка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, и на родителей в том числе; утверждение неповторимого существования именно этого человека со всеми свойственными ему качествами (Г. М. Коджаспирова).

Настрой на принятие ребенка требует большой душевной работы, но результат стоит затраченных усилий. Принять безоценочную позицию означает для родителей стать в каком-то смысле психотерапевтами для своих детей. Такая позиция сильнее, так как она и помогает, и воспитывает, а точнее, «питает» ребенка – его духовное развитие, его эмоциональное благополучие.

Принять ребенка – значит проявить к нему терпимость и одновременно стремиться понять его и по необходимости помочь ему. И очень важно сообщать ребенку о его принятии. Но в то же время скрывать и тем более копить свои негативные чувства ни в коем случае нельзя. Их надо выражать, но выражать особым образом:

 можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком как таковым;

 можно осуждать его действия, но не его чувства, какими бы отрицательными («непозволительными») они ни были. Раз уж они у него возникли, значит, для этого есть основания;

 недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастает в неприятие.

Специфика семейного воспитания выражается в том, что по природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Изначально семья, как правило, базируется на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений ее членов: проявление нежности, ласки, заботы, терпимости, великодушия, умения прощать, чувства долга...



Загрузка...